Кластеры в современных концепциях формирования региональной экономической политики
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 12 (84), Декабрь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Академиком РАН А.Г. Гранбергом предложено классифицировать теории региональной экономики на теории развития региона, межрегиональных экономических отношений и размещения видов деятельности и населения. Несмотря на определенную специфику предмета и объекта исследования каждой из этих составных частей теории региональной экономики, у них обязательно должны существовать точки пересечения. Одной из них является формирование межрегиональных и межотраслевых конкурентоспособных кластеров.
Ключевые слова: кластер, экономика региона, экономическая политика
Академиком РАН А.Г. Гранбергом предложено классифицировать теории региональной экономики на теории развития региона, межрегиональных экономических отношений и размещения видов деятельности и населения [1]. Несмотря на определенную специфику предмета и объекта исследования каждой из этих составных частей теории региональной экономики, у них обязательно должны существовать точки пересечения. Одной из них является формирование межрегиональных и межотраслевых конкурентоспособных кластеров.
Кластеры, согласно М.Портеру [2], представляют собой сконцентрированные по географическому признаку группы промышленных компаний и связанных с ними организаций (финансовых, торговых, исследовательских и т.д.), характеризующихся общностью экономических интересов и взаимодополняющих друг друга. Для развитых кластеров характерно наличие и вертикальных (покупатель – продавец), и горизонтальных (общие потребители, технологии производства, каналы распространения товаров) связей. С учетом этого определения можно утверждать, что формирование конкурентоспособных кластеров:
‑ способствует развитию тех регионов, на территории которых они расположены;
‑ является критически важным условием углубления межрегиональной экономической интеграции;
‑ является катализатором размещения тех производств и объектов инфраструктуры, которые содействуют развитию кластера.
Поэтому теорию формирования кластеров можно рассматривать в качестве системного интегратора важнейших элементов общей теории региональной экономики, генетические корни которой можно найти в работах таких зарубежных исследователей, как А. Вебер, У. Изард, А.Леш, Э. Хэкшер, а также отечественных экономистов Н.Н. Колосовского, Г.М. Кржижановского, В.С. Немчинова и других.
В настоящее время развитие теории региональной экономики связано с проведением исследований по четырем ключевым направлениям (парадигмам), отмеченным А.Г. Гранбергом [3].
Таблица 1
Место кластерной политики в современных парадигмах регионального развития
Название парадигмы
|
Суть парадигмы
|
Место кластеров в парадигме
|
1
|
2
|
3
|
Регион как квазигосударство
|
Регион представляет собой относительно обособленную подсистему национальной экономики. Учитывает мировую тенденцию передачи на региональный уровень все больших функций и финансовых ресурсов. Межрегиональные экономические взаимодействия осуществляются в рамках ассоциаций экономического взаимодействия
|
В действительности российские регионы не являются обособленными подсистемами. Нет возможности целенаправленного формирования кластеров в рамках региональной политики федерального центра. Конкурентоспособные кластеры могут появиться только в результате формирования прочных горизонтальных связей между регионами. Поскольку эффективное развитие межрегиональной интеграции без поддержки федерального центра маловероятно, кластеры не будут играть существенной роли в реализации региональной политики
|
Регион как квазикорпорация
|
Являющийся крупным субъектом экономической деятельности регион активно конкурирует с другими регионами, национальными и транснациональными корпорациями на рынках факторов производства, товаров и услуг
|
В рамках этой парадигмы крупные регионы могут стать катализаторами развития межрегиональной интеграции и формирования конкурентоспособных кластеров. Есть риск попадания кластерообразующих предприятий из соседних более слабых регионов в подчиненное положение по отношению к предприятиям региона-инициатора создания кластера (возможно и их вытеснение из кластера менее эффективными предприятиями региона-инициатора)
|
Регион как рынок
|
Исследуются особенности функционирования различных рынков внутри региональных границ
|
Задача расширения границ рынков на основе развития межрегиональной интеграции в данном случае не ставится. Следовательно, перспективы создания есть только у внутрирегиональных кластеров
|
Регион как социум
|
Ориентация на повышение качества жизни населения региона на основе воспроизводства образования, здравоохранения, культурных ценностей и окружающей природы
|
Не уделяется должного внимания решению проблем развития региона и является достаточно пассивной. Предпосылки для реализации эффективной кластерной политики отсутствуют
|
Характерно, что рассмотренные парадигмы формирования регионов весьма слабо учитывают возможности стимулирования регионального развития путем разработки и реализации научно обоснованной региональной политики со стороны федерального центра. Между тем, в российских условиях особенно, его роль остается весьма существенной. Такая недооценка должна была бы перевести проблему межрегиональной интеграции в плоскость согласования интересов между самими регионами, однако в действительности этого не происходит, поскольку на практике вопросами интеграции занимаются не только сами регионы, но и федеральное Министерство регионального развития, и институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.
Это, в свою очередь, означает, что перечень концепций регионального развития, представленный в табл. 1, далеко не полон. Его целесообразно дополнить, по меньшей мере, парадигмой «регион как составная часть более крупного макрорегиона», прототипом которого может стать федеральный округ. В рамках такой парадигмы появляются широкие возможности для межрегиональной интеграции, способствующей сбалансированному развитию всех участвующих в интеграционных процессах регионов.
Воспроизвести указанную парадигму можно лишь на основе оптимального сочетания сбалансированной региональной политики федерального центра с объективными потребностями в межрегиональной интеграции, осознанными на местах. Здесь создание конкурентоспособных межрегиональных кластеров является критически важным инструментом эффективной интеграции (в отличие от парадигм, рассмотренных в табл. 1, которые, по существу, ограничивают кластерную политику созданием кластеров внутри конкретных регионов) и неотъемлемой составной частью других отмеченных ранее направлений развития теории региональной экономики - размещение деятельности, пространственная организация экономики и межрегиональные взаимодействия.
Создание кластеров следует рассматривать в качестве механизма реализации региональной политики, вписывающегося в концепцию «регион как составная часть более крупного макрорегиона». Процесс формирования кластеров может и должен стать катализатором межрегиональной интеграции.
[1] Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. – М.: ГУ-ВШЭ, 2000.
[2] Портер М. Конкуренция…, С. 207.
[3] Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. – М.: ГУ ВШЭ, 2000, С. 81.
Страница обновлена: 21.09.2024 в 21:13:14