Роль и значение индикативного планирования в стратегическом развитии сферы жизнеобеспечения малых городов
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11 (83), Ноябрь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Ермолаева Н.П. Роль и значение индикативного планирования в стратегическом развитии сферы жизнеобеспечения малых городов // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 11. – С. 73-76.
Аннотация:
Главной целью при формировании сервисной экономики в малых городах является приведение по истечении определенного времени к желаемому состоянию региональной экономики в целом и сферы инженерного обеспечения деятельности города, в частности. Распорядительный орган экономической системы регионального рынка сервисных услуг в малых городах должен активно воздействовать на параметры и индикаторы ее функционирования и развития.
Ключевые слова: город, планирование, сервисная экономика, индикативное планирование, жизнеобеспечение города, инженерное обеспечение
Главной целью при формировании сервисной экономики в малых городах является приведение по истечении определенного времени к желаемому состоянию региональной экономики в целом и сферы инженерного обеспечения деятельности города, в частности. Распорядительный орган экономической системы регионального рынка сервисных услуг в малых городах должен активно воздействовать на параметры и индикаторы ее функционирования и развития.
Решение поставленной задачи находит наиболее эффективное воплощение в процессе индикативного планирования, концепция которого исходит из того, что экономика (национальная, региональная, муниципальная) представляет собой единый социально-экономический организм с системой взаимосвязей, пронизывающих различные его уровни. В нем существует тесная связь между рынками факторов производства и ценами, мотивацией рыночных субъектов, их поведением и экономическими результатами.
Исходя из вышесказанного, становится понятным преимущество взаимной координации, гармонизации интересов в процессе синхронизации планов различных хозяйствующих субъектов, равно как и то, что несогласованные индивидуальные планы часто ведут к отрицательным коммерческим результатам (в виде прямых убытков, либо упущенной выгоды). При этом плановая координация с применением системы индикаторов способствует выходу на новый уровень управления – от эмпирических действий, сиюминутных реактивных мер на складывающуюся ситуацию (пассивной адаптации) к научно продуманной, проактивной политике предвидения и реакции на «опережение». Этому способствует консолидация ряда разрозненных блоков управления в одном взаимоувязанном плане. Иными словами, в процессе планирования меняется не только его объект, но и субъект, подстраиваясь под новый, возросший уровень требований управления.
Исторически первой формой индикативного планирования стала конъюнктурная, связанная с усилением влияния бюджета на темпы и пропорции экономического роста.
Необходимость постановки и решения проблем структурных реформ в экономике, выбора тех или иных решений в условиях специализации отраслей обусловила появление структурной формы индикативного планирования. Соответственно акцент с краткосрочных мер текущего регулирования, проводившегося традиционными методами бюджетной и финансовой политики, стал смещаться к средне- и долгосрочному планированию, а также расширению горизонта прогнозов.
Становление информационного постиндустриального общества, глобализация рынков ведут к приобретению индикативным планированием стратегической формы. Оно ориентируется на долгосрочную перспективу и выбор важнейших приоритетов развития экономики.
Эффективность управления развитием территории определяется возможностями воздействия управленческих структур на повышение значений основных интегральных характеристик качества жизни населения в целом, в рамках наделенных полномочий, и качества развития сферы услуг жизнеобеспечения, в частности.
Если исходить из естественной посылки, что повышение качества услуг системы жизнеобеспечения города, а, следовательно, и улучшение жизни населения данного города являются главной целью в деятельности управленческих служб (причем, разного уровня: от административных органов муниципального значения до исполнительных и законодательных органов региона), то достижение заданных с применением форм индикативного планирования интегральных показателей может служить оценкой степени эффективности (или качества) управления соответствующих административных служб (табл. 1).
Таблица 1
Характеристика стратегической формы индикативного планирования
Функции в области экономики
|
Функции в социальной сфере
|
Доминирующие инструменты
|
Согласуемые уровни планирования
|
Территориальное и рекреационное планирование, инновационные разработки
|
Образование, опережающая подготовка кадров высокой квалификации для «экономики будущего»
|
Институциональные преобразования (правовая среда, инвестиционный климат), конкурентные преимущества
|
Масштабные инвестиционные программы, определение стратегических зон хозяйствования, стратегический маркетинг
|
Индикаторы могут иметь смысл предельных пороговых (минимальных и максимальных) уровней прибыльности для отдельных подсистем (отраслей, предприятий), пределов налоговых ставок, характеристик равновесных (сбалансированных) режимов развития многоресурсных систем и т.д. Несоблюдение пороговых значений препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в экономике. Наивысшая степень социально-экономической безопасности в обществе, а значит и эффективности системы достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим.
Планирование и регулирование на основе индикаторов означает широкий охват различных факторов социально-экономической жизни (социо-культурных, демографических, экономических, экологических), выбор наиболее значимых параметров экономики, для которых устанавливаются фиксированные нормы развития с допустимыми пределами. Преодоление одного из порогов означает вступление в критическую зону – неблагоприятную экономическую ситуацию, что влечет за собой необходимость применения корректирующих мер, либо изменения одной из задач плана.
Таким образом, внутри предельных границ образуется так называемый «коридор» – экономический люфт ситуации, необходимый и достаточный для принятия решений. Коридор – важное понятие индикативного планирования, так как, хотя индикаторы планирования имеют жесткий характер пороговых, минимальных и максимальных значений и вектор их направленности строго обозначен, но наличие коридора дает время и возможность осуществить регулирующее воздействие.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 11:07:24