Особенности формирования социально-инфраструктурных обязательств государства в современной экономике России

Скрипник О.Б.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11 (83), Ноябрь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Скрипник О.Б. Особенности формирования социально-инфраструктурных обязательств государства в современной экономике России // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 11. – С. 47-50.

Аннотация:
Социально-инфраструктурные обязательства, принятые государством по вопросу пользования гражданами услугами объектов инфраструктуры, в первую очередь, касаются жилищно-коммунального хозяйства. Жилищные гарантии являются предметом государственного регулирования. При этом основными нормативными документами, определяющими обязательства государства в отношении жилья, являются Конституция РФ, Гражданский кодекс, Жилищный кодекс, федеральные законы «Об основах федеральной жилищной политики», «О товариществах собственников жилья», а также ряд указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. В настоящее время вопросы ЖКХ выделены в отдельную национальную программу.

Ключевые слова: инфраструктура, социальная ответственность, жилищно-коммунальное хозяйство, ЖКХ, социально-инфраструктурные обязательства



Социально-инфраструктурные обязательства, принятые государством по вопросу пользования гражданами услугами объектов инфраструктуры, в первую очередь, касаются жилищно-коммунального хозяйства. Жилищные гарантии являются предметом государственного регулирования. При этом основными нормативными документами, определяющими обязательства государства в отношении жилья, являются Конституция РФ, Гражданский кодекс, Жилищный кодекс, федеральные законы «Об основах федеральной жилищной политики», «О товариществах собственников жилья», а также ряд указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. В настоящее время вопросы ЖКХ выделены в отдельную национальную программу.

Проблемы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) на территории РФ являлись и по сей день являются самыми напряженными. Во многих случаях они приоритетнее заработной платы, что обусловило радикальное реформирование нормативной базы ЖКХ.

На рубеже 1980-90-х годов в стране произошли существенные политические и правовые изменения – был взят курс на формирование рыночных отношений. Жилищная сфера как часть народного хозяйства и экономики страны, конечно, не могла остаться в стороне от происходящих кардинальных преобразований.

Существовавшая ранее распределительная система удовлетворения жилищной потребности граждан не дала ожидаемых результатов: множество семей нуждались в улучшении жилищных условий; обеспечение граждан жильем в бывшем СССР и РСФСР в доперестроечный период являлось одной из центральных и наиболее острых социально-экономических проблем. Вместе с тем решение этой проблемы обеспечивалось с помощью развития государственного и общественного жилищного фонда, содействия со стороны государства кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, предоставления гражданам бесплатной жилой площади по мере осуществления программ и строительства благоустроенного жилья.

В середине 1980-х годов государством была поставлена «задача обеспечить к 2000 году каждую семью отдельной квартирой или индивидуальным домом». В результате этого к традиционным прибавились новые проблемы:

‑ расселение жильцов коммунальных квартир;

‑ расширение жилой площади для лиц, у которых имелся ее недостаток;

‑ благоустройство индивидуального фонда;

‑ снос или модернизация государственного фонда постройки до 1950 года;

‑ создание более комфортных условий для временного проживания в общежитиях;

‑ снятие ограничений на строительство индивидуального и кооперативного жилого фонда.

Решение этой задачи шло очень трудно, потребность граждан в жилье практически не уменьшалась. В списках очередников на улучшение жилищных условий на начало 1990 года в СССР состояло 14,3 млн. семей и одиноких граждан (или 23% всех городских семей, в том числе в России – 25%), из них более 10 лет ожидало получения квартир 1,7 млн. семей (12% всех очередников), 12,6 млн. человек, или 4,6%, проживали в коммунальных квартирах, 13,4 млн., или 5%, - в общежитиях. Кроме того, 1,1 млн. человек занимали временные жилые помещения (вагончики, балки и др.), а 2,7 млн. человек снимали жилье у других граждан.

В 1990-х годах в Российской Федерации наблюдалась тенденция к обострению жилищной проблемы. Ввод жилья сократился с 72,8 млн. кв. м. общей площади в 1987 году до 37,9 млн. кв. м. в 1992 году. Если в России в 1989 году смогли улучшить свои жилищные условия (причем в основном за государственный счет) 1,4 млн. семей, о в 1990 году – 1,3 млн. семей, в 1991 году – 1,1 млн. семей, то в 1992 году число таких семей сократилось до 0,8 млн., что явилось следствием значительного снижения масштабов жилищного строительства.

На начало 1992 года в России 9 млн. семей (17%) проживало в условиях, когда на одного человека приходилось менее 7 кв. м. (в то время как действующим законодательством норма жилой площади установлена в размере 12 кв.м. на человека); 5,9 млн. человек проживали в коммунальных квартирах, 6,8 млн. человек – в общежитиях, 1,6 млн. человек – в ветхих и аварийных постройках.

Всего в очереди на улучшение жилищных условий стояло 11 млн. семей. Средний уровень обеспеченности жильем в России оставался низким – 16,5 кв.м. общей площади на человека (например, в Дании – 50 кв.м., в Германии – 42 кв.м., в Болгарии – 22,2 кв.м., в Польше – 17,5 кв.м.).

Однако нельзя жилищную реформу сводить только к проблеме обеспечения граждан жильем.

В 1993 году Постановлением Правительства РФ № 595 от 20.06.93 была одобрена Государственная целевая программа «Жилище». А Указом Президента РФ № 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства» одобрена Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства, которой определены основные направления преобразований в этой отрасли, в том числе временные рамки проведения реформы: 1997–2003 гг.

На 1 января 1997 года стоимость основных фондов жилищно-коммунального хозяйства составляла 580 трлн. руб., что превышало стоимость основных фондов крупнейших отраслей промышленности России. Жилищный фонд Российской Федерации насчитывал около 2,7 млрд. кв. м. общей площади, из них муниципальный фонд – 29,7%, государственный фонд ‑ 10,1%, остальной фонд – частный. При этом износ этих фондов достиг 40%.

Сегодня стремительно ветшает жилищный фонд, снижается надежность и устойчивость инженерных систем. Более 290 млн. кв. м. (11% всего жилого фонда) нуждается в неотложном капитальном ремонте и переоборудовании коммунальных квартир, 250 млн. кв. м. (9%) – в реконструкции. Из года в год увеличивается аварийный и ветхий фонд (с износом более 60%), который подлежит сносу. Только за последние 5 лет по ветхости из жилищного фонда выбыло около 40 млн. кв. м. общей площади жилья. При ежегодном нормативе 4-5% капитально ремонтируется всего лишь около 1% государственного и муниципального жилищного фонда.

В начале экономических реформ предполагалось, что в течение достаточно короткого периода будет завершен переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунальной сферы, однако социально-экономическая ситуация не позволила завершить этот переход, и к началу 2001 года население оплачивало около 60% стоимости жилищно-коммунальных услуг, а фактически с учетом льгот и субсидий – около 40%.

В свою очередь, сохранение бюджетного финансирования жилищно-коммунального комплекса на местном уровне из-за недостатка средств привело к резкому увеличению износа основных фондов. В 2000 году недофинансирование жилищно-коммунального хозяйства составило более 20% объема необходимых средств. Проблема усугубляется огромным объемом накопленной задолженности в жилищно-коммунальной сфере, образовавшейся, в первую очередь, в результате невыполнения своих обязательств бюджетами всех уровней. Задолженность в жилищно-коммунальном хозяйстве является источником цепочки неплатежей, которая охватывает практически все отрасли экономики.

Выступив на начальном этапе экономических реформ в роли амортизатора социальных последствий либерализации цен, жилищно-коммунальная сфера Российской Федерации превращается в источник угроз для социального и экономического развития страны. Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется высоким (более 60%) уровнем износа, высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями энергоносителей. Планово-предупредительный ремонт уступил место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые в 2-3 раза выше.

Одна из причин сложившейся ситуации заключается в том, что жилищно-коммунальные предприятия не имеют серьезных экономических стимулов к оптимизации структуры тарифов и снижению нерациональных затрат материально-технических ресурсов. В итоге затраты электроэнергии на производство и реализацию 1 куб. метра воды на 30% выше среднеевропейского уровня; численность персонала в расчете на 1000 обслуживаемых жителей в 1,5–2 раза выше, чем на аналогичных европейских предприятиях; потребление воды на одного жителя в 1,5–2 раза выше, чем в западноевропейских странах.

В отрасли ЖКХ не удалось в полной мере воспользоваться преимуществами конкурентных отношений в сфере управления и эксплуатации жилья, поскольку в условиях нестабильного и недостаточного финансирования оказалось невозможным добиться полноценных договорных отношений.

Монополизм коммунальных предприятий, неразвитость гражданско-правовых механизмов ответственности за количество и качество оказываемых услуг, которое сегодня находится на низком уровне, не позволяет эффективно защищать интересы потребителей. Недофинансирование коммунальной сферы обусловливает и отсутствие экономического интереса в создании товариществ собственников жилья, что в еще большей степени снижает перспективы развития конкуренции.

В настоящее время проблемы жилищно-коммунального сектора решаются в рамках национальной программы, что характеризует ее переход в разряд приоритетных с точки зрения достижения высоких темпов экономического роста и повышения благосостояния населения России.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 11:07:47