Вековые традиции сладкого мастерства
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 6 (6), Июнь 2000
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
“Красный Октябрь” одна из самых популярных кондитерских фабрик, известных не только в России, но и за рубежом, была основана в 1867 году (бывшая фирма “Эйнем”), которая всегда специализировалась на выпуске шоколада и шоколадный изделий, конфет, ириса и карамелей. Наш корреспондент И. Тен взял интервью у заместителя председателя Совета директоров ОАО “Московская кондитерская фабрика “Красный Октябрь”, доктора экономических наук Александра Давыдовича Берлина.
Ключевые слова: кондитерская промышленность, Красный октябрь
р.п.: В чем секрет такой популярности продукции, выпускаемой Вашей фабрикой?
А.Б: На самом деле, никакого секрета здесь нет. Главный принцип, или главное правило, которому мы безукоризненно следуем, – это сохранение российских традиций качества. Скоро исполняется 150 лет нашей фабрике. Так вот – все эти годы шла борьба за высокое качество продукции. Соблюдение всех технологических норм, правил, условий производства, применение высококвалифицированного труда и строгая производственная дисциплина – это основные составляющие успеха. Правда, есть еще один немаловажный компонент успеха ‑ это то, что “Красный Октябрь” всегда использует очень качественное сырье.
р.п.: Кого в сегодняшней ситуации вы считаете своими конкурентами?
А.Б.: Конкурентами являются все отечественные и зарубежные производители конфет, которые действуют на кондитерском рынке России. Но сегодня помимо этих конкурентов, которые имеют свои рыночные устремления, задачи и цели, хотят не только выжить, но и победить в этой конкурентной борьбе, есть еще один конкурент, который порожден нестабильной экономической ситуацией в России. Этим конкурентом является... сахар. Дешевое, сладкое сырье, которое человек может употреблять в противовес шоколаду, ирису, карамелям и т.д., которые значительно дороже сахара. Поэтому в отличие от тех конкурентов, которые с нами борются за сегменты рынка, сахар будет уступать свои позиции только в том случае, когда будет расти потребительский платежеспособный спрос. А если экономическая ситуация будет ухудшаться, а заработную плату не будут вовремя выплачивать или, скажем, заработная плата будет ниже стоимости потребительской корзины, сахар будет упрочивать свои “конкурентные” позиции.
р.п.: Каких фабрики Вы могли бы отнести к вашим серьезным конкурентам?
А.Б.: Это и “Рот-Фронт”, и “Россия”, и “Покров”...
р.п.: А возможен ли такой сумасшедший вариант, как объединение вашей фабрики с какой-то из них?
А.Б.: Я считаю, что никакого варианта исключить нельзя. Но мы этого не планируем.
р.п.: Не могли Вы сказать несколько слов об источниках инвестиций?
А.Б.: К сожалению, источником финансовых инвестиций у нас являются только собственные средства. Даже тогда, когда мы берем кредиты, мы все равно погашаем их за счет собственных средств. Но кредитов мало, и мы вынуждены ориентироваться на себя. Поэтому мы одни из тех, кто до сих пор испытывает серьезные последствия событий августа 1998 года. До сих пор мы не можем полностью восстановиться.
р.п.: Какие мероприятия приходится проводить вашей фабрике, чтобы занимать стабильную нишу на рынке?
А.Б.: Я уже говорил о главном – это технология и поддержание качества. Сегодня на первый план выходят все мероприятия, связанные с изучением рынка и с умением действовать на этом рынке. Поэтому мы не только создали службу маркетинга, мы ее расширяем, постоянно учим работников, укрепляем розничную торговую сеть. Прежде всего, это фирменная торговля “Красного Октября”.
р.п.: Но этого, наверное, недостаточно?
А.Б.: Конечно. Мы проводим огромное количество мероприятий, направленные на точное изучение потребительского спроса. Сюда входят, во-первых, как я уже сказал, наличие сети магазинов фирменной торговли, во-вторых, региональные склады, которых у нас около 20-ти по всей России, в-третьих, это дегустация, которая проводится раз в месяц во всех наших фирменных магазинах, в-четвертых, это специализированные ярмарки “Красного Октября”, в-пятых, это специальные мероприятия (например, в позапрошлом году мы провели детский фестиваль “Сладкая сказка”, в этом году он будет возрожден и продолжен), в-шестых, это прямые связи с потребителями нашей продукции и прямые маркетинговые контакты с дилерами, и, прежде всего, с крупными покупателями “Красного Октября”.
Мы задействуем целую систему мер, которая могла бы позволить определить, как говорят артиллеристы, “положение на местности”. Мы должны точно знать наше место на рынке, что от нас ждет потребитель, что мы должны сделать для того, чтобы удовлетворить самые изысканные потребности этого потребителя.
р.п.: Пользуется ли ваша продукция популярностью на Западе?
А.Б.: Это смотря что понимать под словом “Запад”. Мы сегодня поставляем на экспорт больше 4-х процентов от объема выпускаемой продукции, точнее между 4-мя и 5-тью процентами и надо сказать, что основные направления экспорта это Германия, Израиль, Америка и Канада. Это наводит на мысль о том, что в основном наш экспорт носит ностальгический характер. И это не потому, что мы чего-то не дорабатываем. Просто есть как бы наезженные каналы сбыта, т.е. доведение нашей продукции до тех наших соотечественников, которые сменили гражданство и местожительство.
р.п.: Но это приводит к расширению вашего конкурентного поля?
А.Б.: Да, здесь есть проблема, которая заключается в том, что кондитерский рынок в мире чрезвычайно конкурентный. Чрезвычайно! Нас никто не ждет с нашей продукцией и в отличие от Америки, Германии, Израиля и других стран наше государство проводит в этом смысле, на мой взгляд, не очень дальновидную собственную политику – не ориентированную на поддержку отечественного производителя.
р.п.: На сколько вам удается поддерживать контакты со странами бывшего СССР – странами СНГ?
А.Б.: Удается. Не так как нам хотелось бы, но удается. У нас есть мечта и мы надеемся ее осуществить. Хотим добиться того, чтобы в каждой столице государств нашего содружества мы могли бы открыть фирменные магазины “Красного Октября”. Но пока это не получается. Но тем не менее мы работаем в этом направлении.
р.п.: Какие финансовые средства “Красный Октябрь” направляет на рекламу? Каков ваш рекламный бюджет?
А.Б.: Направляем. Но, к сожалению, мало. Меньше, значительно меньше, чем хотелось бы. Я приведу данные по прошлому году. Если “Нестле” на рекламу выделило в прошлом году больше 2-х млн. долларов, то мы значительно меньше одного.
р.п.: Какие технологии предпочитает “Красный Октябрь” – российские или зарубежные?
А.Б.: Если под технологией понимать процесс последовательной переработки сырья и превращения его в готовую продукцию, то только наши, только краснооктябрьские технологии, которые создавались и выстраивались десятилетиями, а может быть и столетиями. Другое дело, если под технологией понимать используемое оборудование. За последние 5 лет мы произвели мощное техническое перевооружение нашей фабрики. Ориентация ‑ на импортное оборудование. Причем ‑ на лучших производителей. С 1994 года по 2000 год мы провели реконструкцию шоколадного производства, коренную реконструкцию конфетного производства и практически в этом году заканчиваем замкнутый цикл производства шоколада (осталось заменить формовку). Но здесь есть тоже небольшой секрет. Когда мы разрабатывали техническое задание на изготовление новейшего оборудования, то в этом процессе принимали участие наши инженеры и технологи, что сделало это оборудование совершенно уникальным, несмотря на то, что оно изготовлено швейцарскими и немецкими производителями.
р.п.: Правильно ли я вас понимаю, что за базу берется импортное оборудование и оно потом дорабатывается инженерами и технологами вашей фабрики?
А.Б.: Нет, это не совсем так. Оно дорабатывается самими производителями – швейцарскими (фирма “Бюллер”), немецкими (фирма “Антон Оллерт”), но когда это оборудование изготавливается, туда закладываются такие требования и нормы, которые вырабатываются нашими инженерами и технологами. Более того, некоторые технические решения предлагаются нашими специалистами.
р.п.: На каких поставщиков сырья ориентируется “Красный Октябрь”?
А.Б.: Мы ориентируемся на тех поставщиков, которые поставляют более качественную и более дешевую продукцию. Мы никогда не ориентировались, не ориентируемся и не будем ориентироваться на одного поставщика. Мы всегда работаем с определенным множеством поставщиков. Это делается для того, чтобы они нас не “зажали”, не поставили в свою зависимость.
Мы следим за мировыми рынками какао-бобов, за мировым рынком сахара и всех остальных ингредиентов, которые необходимы для производства кондитерских изделий, в частности, шоколада. Работу эту мы начали еще тогда, когда действовала централизованно-управляемая экономика. А вот сегодня, мы, в этом смысле находимся, я считаю, в совершенно нормальной ситуации.
р.п.: Каково процентное соотношение между зарубежными и отечественными поставщиками?
А.Б.: Трудно сказать. В тех зарубежных фирмах, которые являются нашими поставщиками, есть доля российского капитала. Поэтому очень трудно определить – это зарубежные или не зарубежные поставщики. Юридически это зарубежные фирмы, но там в значительной степени наличествует российский капитал.
р.п.: Скажите, на какие кадры вы сейчас ориентируетесь? Например, на выпускников МГУ, других вузов или на западных менеджеров?
А.Б: Мы ориентируемся только на отечественных специалистов.
р.п.: Проводятся ли у вас конкурсы специалистов?
А.Б.: Вообще, лучшими являются те специалисты, которые растут на фабрике. Растут, знают и впитывают в себя традиции фабрики. Но мы не стремимся замыкаться, жить в изолированном пространстве.
На протяжении последних двух-трех лет мы проводим конкурсы по замещению должностей на фабрике. Это открытые конкурсы, в которых могут принимать участие как работники фабрики, так и те, кто на фабрике не работает. И уже есть такие факты, когда мы принимаем работников со стороны, которые в результате проводимых конкурсов доказывают свою состоятельность.
р.п.: А занимаетесь ли вы обучением и переподготовкой кадров?
А.Б.: У нас этот процесс не кончается. Причем он охватывает все категории занятых: от разнорабочих – до генерального директора. Есть программы, утверждаемые высшим руководством фабрики, которые каждый год обновляются. Все они рассчитаны на разные категории занятых. И более того, по результатам каждого учебного года подводятся итоги: издается приказ президента акционерного общества, поощряются лучшие, в том числе и путем выдвижения по карьерной лестнице.
р.п.: Когда намечается детский праздник, о котором вы говорили выше?
А.Б.: Он начался в апреле и закончится, скорее всего, в “День города”, который проводится в первые недели октября.
р.п.: И, наконец, последний вопрос. Как вы думаете, через сто лет ваша фабрика будет существовать?
А.Б.: Обязательно. Более того, если 150 лет назад это была фабрика, которая находилась в трех корпусах в центре Москвы, то сегодня это восемь фабрик, которые находятся в разных городах России и, я думаю, что “Красный Октябрь” будет крепнуть и упрочивать свои позиции. Я абсолютно в этом уверен.
р.п.: Александр Давыдович, спасибо Вам большое за интервью. Желаем успехов Вам и вашим коллегам. Надеемся, что наш журнал будет Вам надежным партнером (в том числе и в деле повышения квалификации ваших сотрудников) и еще не раз подарит добрые минуты общения наших читателей с удивительными традициями фабрики “Красный Октябрь”.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:54:58