Переосмысление ценности знания – необходимое условие построения экономики знаний

Разинкина И.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 6 (6), Июнь 2007

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=12896980
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Развитие новых технологий и рынков привело к тому, что сегодня во всех странах экономический рост хозяйствующих субъектов определяется той долей продукции, которая выпускается на высокотехнологичном оборудовании, вобравшем в себя прогрессивные знания и современные решения. В экономической литературе этот процесс характеризуют как переход от индустриальной экономики XIX-XX веков к экономике, основанной на знаниях, которая будет доминировать в XXI веке. Основное их отличие состоит в том, что в индустриальной экономике совершенствование продукции достигается за счет приложения новых знаний к природным ресурсам, оборудованию, труду, а в инновационном типе экономики это развитие обеспечивается за счет приращения новых знаний.

Ключевые слова: управление знаниями, экономика знаний, инновационный путь развития, постиндустриальная экономика, индустриальная экономика



Развитие новых технологий и рынков привело к тому, что сегодня во всех странах экономический рост хозяйствующих субъектов определяется той долей продукции, которая выпускается на высокотехнологичном оборудовании, вобравшем в себя прогрессивные знания и современные решения. В экономической литературе этот процесс характеризуют как переход от индустриальной экономики XIX-XX веков к экономике, основанной на знаниях, которая будет доминировать в XXI веке. Основное их отличие состоит в том, что в индустриальной экономике совершенствование продукции достигается за счет приложения новых знаний к природным ресурсам, оборудованию, труду, а в инновационном типе экономики это развитие обеспечивается за счет приращения новых знаний.

Наука превращается в одну из самых важных сфер, определяющих перспективы положения отдельных стран в глобальной экономике. Специалисты прогнозируют, что предприятие, регион или страна, которые окажутся не способными наращивать свой научно-технологический потенциал, будут обречены как минимум на глубокую зависимость, а скорее на поглощение (прямое или косвенное) другими инновационно сильными предприятиями, регионами, государствами.

По оценкам, уже через четверть века это станет реальностью. Подобную политику, в частности, проводит Китай, разработавший стратегию «Государственная система по освоению новшеств на фоне наступления эпохи экономики знаний». Инициатор этой программы президент общественных наук Китая Ли Теин отмечал: «Душа экономики знаний – непрерывное стремление к новшествам, а источник ее силы ‑ образование». Он также подчеркивал, что в нынешнем мире конкуренция в мощи государства, в конце концов, это конкуренция в уровне знаний. [7]

Отличительной чертой инновационной экономики является не только выпуск высокотехнологичных товаров и услуг, но и продуктивное использование новейших знаний и технологий во всех отраслях и сферах жизни социума.

Еще одной особенностью экономики знаний является то, что имеется «в виду знание научное, не всякое знание, а лишь то, под которое в большей или меньшей степени подведен научный фундамент». Понятие «общество, основанное на знаниях» подчеркивает, что именно научные знания, относящиеся к различным сферам жизни общества, играют решающую роль в становлении будущих цивилизаций, культур и ценностей. Это знание – результат естественной творческой и интеллектуальной деятельности ученых. Эти знания способны стать главным генератором технологических, экономических, социальных, культурных, психологических, поведенческих, политических и иных решений, способных радикально трансформировать мир. Возникает своего рода индустрия знаний. Появляется целый слой людей, занятых исключительно или по преимуществу производством знаний, информации и основанной на них услугах. [2]

На рис.1 представлена схема построения общества, основанного на знаниях. Нет никаких сомнений в необходимости скорейшего движения России в данном направлении, как и нет сомнений в том, что создание системы, глобального механизма производства и распространения знаний и включение в мировую систему, является процессом несравнимо более сложным и нелинейным, чем создание индустриального общества.

Данная стратегическая цель всего развития государства (не только экономического, т.к. мы ведем речь о создании общества знаний, что приведет к трансформациям во всех сферах: технологической, экономической, социальной, культурной, психологической, поведенческой, политической и пр.) достижима только путем создания эффективно функционирующей национальной инновационной системы.

Рис.1. Схема построения общества, основанного на знаниях.

Курнышева И.Р. предлагает следующее определение национальной инновационной системы (НИС) – это сбалансированный комплекс отраслей, производящих знания, инновационные продукты, высокие технологии и т.д. [6]

Иванова Н. уточняет, что национальная инновационная система – это совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и коммерческой реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ (мелкие и крупные компании, университеты, гослаборатории, технопарки и инкубаторы). В то же время НИС – комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы и имеющих прочные национальные корни, традиции, политические и культурные особенности [4]

С организационно-правовой точки зрения рассматривает это понятие Волынкина М.В., воспринимая его как совокупность отношений хозяйствующих субъектов, взаимодействующих в процессе производства, распространения и использования нового, экономически выгодного знания, как органичную часть системы экономической [2].

Проведя анализ инновационных систем развитых стран Машегов Г.А. делает вывод о том, что инновационная система как некая целостность, некий институт (набор правил) продуцирования нового знания и трансформации его в конкурентоспособные товары и услуги формируется следующими рамочными факторами:

‑ наличием природных ресурсов;

‑ исторически сложившимися производственной и научной системами;

‑- целями и методами воздействия государства на инновационный процесс, обусловленными предпочтениями правящей элиты. [9].

Подчеркивая непосредственную роль и участие государства в национальной инновационной системе, ее определяют как совокупность хозяйствующих субъектов, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции (услуг) и осуществляющих свою инновационную деятельность на основе соответствующей нормативной правовой базы в рамках проводимой государством политики.

Выделяют следующие основные элементы национальной инновационной системы [8]:

1. Комплекс институтов, участвующих в производстве, передаче и использовании знаний:

‑ фирмы и образуемые ими сети;

‑ научная система;

‑ другие исследовательские учреждения;

‑ элементы экономической и рыночной инфраструктуры.

2. Остальные элементы, влияющие на инновационный процесс:

‑ макроэкономическая политика и другие формы государственного регулирования;

‑ система образования и профессиональной подготовки;

‑ особенности товарных рынков;

‑ особенности рынков факторов производства;

‑ особенности рынка труда;

‑ система финансирования инноваций;

‑ коммуникации.

Рассмотренные толкования понятия «инновационная система» явно не являются противоречивыми, скорее сходными и уточняющими друг друга.

Основной целью создания российской инновационной системы является «обеспечение условий для устойчивого развития экономики страны на основе эффективного использования интеллектуального потенциала, генерации, распространения и реализации новых знаний» [8]. В выработке структуры национальной инновационной системы важное место должны занять измерение и оценка потоков знаний и информации.

Необходимо провести полномасштабную инвентаризацию всех имеющихся научных исследований, изобретений и открытий, конструкторских достижений и технологических разработок. Так же следует оценить степень их актуальности, новизны, применимости.

На основе этих сведений создать банк данных, который бы содержал информацию по всем имеющимся уже в стране наработкам. Необходимо рассмотреть каждую из них по следующим позициям:

‑ степень актуальности, новизны (возможно данное открытие уже активно используется в других государствах, и перестало быть инновационным);

‑ степень разработанности (является ли оно идеей, открытием или уже прошло стадии разработок и внедрения);

‑ отрасль (применимо только в одной отрасли/группе отраслей или имеет широкий охват реализации). По данному параметру возможно введение ограничения доступа при пользовании данным банком информации в части, связанной с оборонными интересами государства. Хотя возможно, что не все разработки, связанные с ВПК, необходимо засекречивать, некоторые возможно использовать и в мирных целях.

‑ уровень ресурсоемкости;

‑ возможная степень государственного участия (зависит от значимости для государства, сложности реализации для частного бизнеса и этапа инновационного процесса).

Созданный банк данных позволит «выделить небольшое число узких приоритетов, где Россия может занять лидирующее место либо оказаться в числе лидеров» [5]. Единая национальная система учета научно-технических результатов по перспективным направлениям развития науки и технологий обеспечит российским предприятиям конкурентные преимущества на мировом рынке.

Государство должно отказаться от жесткого контроля имеющейся в его распоряжении интеллектуальной собственности и не закреплять за собой своеобразную монополию на нее. Исключением из этого правила должны стать лишь ноу-хау оборонного значения. Дело в том, что, пытаясь сохранить за собой исключительные права на некоторые интеллектуальные продукты в отсутствие эффективных механизмов их передачи в частные руки, российское государство блокирует вообще всякое их использование.

Если заморозить существующие государственные инновации до того времени, когда сформируется эффективный механизм их трансферта между структурами различных форм собственности, то, скорее всего, они просто потеряют свое значение и полностью обесценятся.

Инновационные ресурсы страны кардинально отличаются от залежей природных ресурсов: если вторые и через много лет будут представлять богатство страны, то первые со временем будут переоткрыты и внедрены специалистами других стран, в результате чего Россия лишится своих инновационных преимуществ.

Тезис о целесообразности «инновационной расточительности» находит подтверждение в хозяйственной практике развитых государств. Так, в США резкий рост операций с интеллектуальной собственностью начался только после того, как работникам университетов разрешили патентовать в частном порядке даже те изобретения, которые финансировались за счет государственных грантов.

Информационная открытостью отличается и практика издания в Японии «Белых книг о науке и технологии», которые ежегодно выпускаются правительством страны и включают обзоры современных тенденций на рынке, результаты маркетинговых исследований запросов покупателей, характеристику состояния различных отраслей экономики. Такая информационная поддержка содействует достижению согласованности интересов промышленных предприятий, научных организаций, центральных и местных властей [1]. При этом важно формировать у производителя способность к имитации и адаптации чужих технологий (только за счет собственных новаций нельзя решить задачи перевооружения предприятий и возникновения у них инноваций, как бы мы того не хотели).

В компаниях на первый план выходят задачи, связанные с переориентацией всех сфер на инновационный путь развития, когда главную стоимость компании создает эффективное управление знаниями. Под управлением знаниями обычно понимают совокупность процессов, которые управляют созданием, распространением, обработкой и использованием знаний внутри компании.

Ресурсы знаний обычно включают юридическую информацию (внешние и корпоративные нормативные акты), маркетинговую, экономическую и финансовую информацию, технические и технологические показатели, информацию о состоянии внешнего и внутреннего рынка труда, состоянии мирового рынка, методологическую и методическую документацию, модели, прогнозы. Часть информации обычно является закрытой.

Общая оценка конкурентоспособности, как правило, отсутствует (считается, что эту функцию полностью выполняет фондовый рынок). Для управления знаниями используются различные технологии: электронная почта, базы и хранилища данных, системы групповой поддержки, браузеры и системы поиска, корпоративные сети и Интернет, экспертные системы и базы знаний, интеллектуальные системы.

Компании внедряют управление знаниями по следующим причинам:

‑ персонал компании затрачивает слишком много времени на поиск необходимой информации;

‑ опыт и знания наиболее высококвалифицированных работников используют только они сами;

‑ важная информация разбросана в большом количестве информационных источников, доступ к которым затруднён;

‑ управленческие ошибки повторяются из-за недостаточной информирован­ности персонала и игнорирования предыдущего опыта.

Необходимость управления знаниями связана с тем, что знание, которое не используется и не развивается, в конечном итоге становится устаревшим и бесполезным. С другой стороны, знание, которое развивается, генерирует новое знание.

Достижение конкурентоспособности государства неразрывно связано с построением общества, основанного на знаниях. Задача повышения ценности знания, образования является одной из важнейших на сегодняшний день. Ее решение возможно только путем активного продвижения данных ценностных ориентиров во всех сферах жизни общества.

Ориентация на прогресс, на постоянное развитие, совершенствование (нравственное, физическое, культурное, интеллектуальное и т.д.) должна доминировать в сознании общества XXI века. Построение эффективно функционирующей инновационной системы будет неразрывно связано с воспитанием творчески мыслящей, инновационно ориентированной личности и созданием такой организационной структуры, которая бы способствовала распространению и преумножению знаний и творческого потенциала.


Источники:

1.Балацкий Е., Лапин В. Инновационный сектор промышленности // Экономист. 2004, №1.
2.Волынкина М.В. Правовая сущность термина «инновация» // Инновации. 2006, №1.
3.Голиченко О. Российская инновационная система: проблемы развития // Вопросы экономики. 2004, №12.
4.Иванова Н. Национальные инновационные системы // Вопросы экономики. 2002, № 4.
5.Кузык Б.Н. Россия – 2050: стратегия инновационного прорыва / Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец. – 2-е изд., доп. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005.
6.Курнышева И.Р. Макроэкономическое развитие: тенденции и перспективы / И.Р. Курнышева; Ин-т экономики РАН. – М.: Наука, 2005. – 285с. – (Экономическая теория и стратегия развития)
7.Макаров В.Л. Интеллект нации – конкурентное преимущество России // Проблемы теории и практики управления. 2004, №1.
8.Маренков Н.Л. Инноватика: Учебное пособие. – М.: КомКнига, 2005.
9.Машегов П.Н. Инновации: многоуровневый институциональный подход. – М.: Машиностроение-1, 2004.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 08:37:30