Совершенствование взаимодействия бизнеса и власти в современной экономике

Перепелица Г.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8 (80), Август 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Институциональные преобразования российской экономики сопровождаются перестройкой всей институциональной системы общества, в том числе изменением механизма взаимоотношений между государством и бизнесом. Отсюда, вполне очевиден тот факт, что в условиях переходной экономики характер взаимодействия бизнеса и власти существенно изменяется и, кроме того, становится зависимым от эффективности преобразования всей институциональной структуры отечественной экономики. С учетом этого возникает вопрос: «Каким должно быть взаимодействие между властными структурами и субъектами бизнеса?».

Ключевые слова: предпринимательство, государственное регулирование экономики, государство и бизнес



Институциональные преобразования российской экономики сопровождаются перестройкой всей институциональной системы общества, в том числе изменением механизма взаимоотношений между государством и бизнесом. Отсюда, вполне очевиден тот факт, что в условиях переходной экономики характер взаимодействия бизнеса и власти существенно изменяется и, кроме того, становится зависимым от эффективности преобразования всей институциональной структуры отечественной экономики. С учетом этого возникает вопрос: «Каким должно быть взаимодействие между властными структурами и субъектами бизнеса?».

Одной из важнейших функций государства, на наш взгляд, является правовое обеспечение функционирования рынка. В рамках ее реализации государство создает правовую базу для поддержания основных условий функционирования рыночного хозяйства: экономической свободы и ценовой конкуренции, а также определяет и обеспечивает «правила игры» между субъектами рыночных отношений, которые помогают организовать рынок и впоследствии контролировать его.

Власть располагает определенными ресурсами влияния. Так, к административным ресурсам могут быть отнесены регламентируемые законодательством полномочия власти. Экономические ресурсы власти определяются экономическим потенциалом региона, степенью контроля, установленного властью над экономикой подведомственной территории, а также стратегиями, которые вырабатывает региональная власть. К значимым экономическим ресурсам региональной власти, позволяющим ей влиять на бизнес, можно отнести: предоставление налоговых льгот, государственный и социальный заказ, обеспечение различного рода преференций. Используя экономические ресурсы, власть может создавать более или менее благоприятные условия развития «близким» к ней экономическим структурам.

Анализируя характер взаимодействия между властью и бизнесом в 90-е годы, мы можем сделать вывод о том, что для того времени было характерно очень тесное взаимодействие между ними. При этом обе стороны были друг для друга своего рода источниками важнейших ресурсов и ограничений. Так, со стороны бизнеса основными источниками ресурсов были приватизируемая государственная собственность, бюджеты всех уровней, поддержка властей, а ограничениями выступали одномоментные решения органов власти.

Для государства же основными источниками ресурсов являлись налоги, а также финансовая и политическая поддержка в избирательных кампаниях, а ограничениями – лоббизм и политическое давление. Практически до конца 90-х взаимоотношения между властью и бизнесом были значимы для обеих сторон. Поддержка ведущих предпринимателей сыграла важную роль в переизбрании Б. Ельцина, в сохранении сложившейся политической системы.

В настоящее время в России характер взаимодействия между государством и бизнесом меняется вместе с трансформацией институциональной структуры. В период институциональных преобразований требуется создать необходимые экономические и организационно-правовые условия для развития предпринимательства, то есть разработать и внедрить «правила игры» для хозяйствующих субъектов, а также обеспечить их выполнение.

Наличие «правил игры» и работоспособного механизма контроля за их выполнением способствуют формированию адекватной среды, в которой возможно эффективное взаимодействие между субъектами хозяйственной деятельности.

Государственная власть обладает особыми полномочиями по принуждению к исполнению экономическими агентами своих контрактных обязательств. Государство имеет право привлекать экономического субъекта к ответственности, а формальной нормой данного права является механизм судебной системы. Механизм принуждения и эффективность его использования, в конечном счете, будут влиять на характер взаимодействия власти и бизнеса.

Основным институтом, защищающим права и законные интересы предпринимательского сообщества должен быть суд, однако уровень доверия к судебной системе в российском обществе достаточно низок. В случаях, когда законные интересы представителей малого бизнеса кем-либо ущемлены, сами предприниматели отнюдь не всегда заинтересованы в обращении именно в суд и чаще всего предпочитают иные способы защиты интересов (обращение к посредникам из властных или криминальных структур).

Гарантиями выполнения контрактов партнерами являются семейно-родственные, либо дружеские отношения. В связи с этим очевидно, что хорошо функционирующая, вызывающая доверие судебная система является необходимым элементом рыночной инфраструктуры. Без этого элемента значительная часть бизнеса, пусть даже успешно решающая различные «вопросы» во внесудебном порядке, оказывается в «серой» зоне, несет более серьезные риски и более значительные издержки на взаимодействие с субъектами и регуляторами рынка, что соответственно отражается на экономическом положении этих предприятий.

Развитие предпринимательства не может существовать без открытых и честных отношений между представителями бизнеса и предпринимателями. Роль власти сводится не только к созданию внятной законодательной базы. Помимо этого следует обеспечить справедливый правовой и административный климат для бизнеса.

Исходя из этого, мы считаем, что одной из актуальных проблем в настоящее время является состояние конкурентной среды бизнеса. Нередко доступ на рынки, на которых малый бизнес мог бы работать, в существенной степени осложнен действиями крупных компаний или компаний-монополистов, наличием связанных с данными рынками бизнес-интересов администраций, правоохранительных органов, активностью криминальных группировок или иными внеэкономическими обстоятельствами.

Наиболее проблемным аспектом взаимодействия малого бизнеса с государством выступают проверки, которые зачастую связаны с необоснованными претензиями или с прямым вымогательством. Взаимодействие предпринимателя с администрациями, проверяющими инстанциями и т.д. влечет за собой для него временные и финансовые, в том числе, коррупционные затраты. Снижение данных трансакционных издержек является важнейшим из направлений в комплексе мер, направленных на улучшение положения малого бизнеса.

Решение проблем в области взаимодействия бизнеса и власти предполагает комплексных подход, включение всех факторов предпринимательского климата в единую программу, подкрепленную законодательными новациями и действенной административно-политической поддержкой. Практически все развитые западные страны используют различные методы и формы административной и экономической (прямой или косвенной) поддержки малого бизнеса: а) создание специализированных государственных структур; б) реализацию программ финансовой помощи малому бизнесу; в) выполнение различных государственных заказов на производство товаров и оказание услуг, осуществляемые в рамках государственной контрактной системы; г) аренду государственной собственности; д) участие малого и среднего бизнеса в разнообразных инвестиционных, научно-технических проектах государственного и муниципального значения; е) налоговые льготы; ж) оказание управленческой и технической помощи; з) антимонопольное регулирование. В этой связи основными направлениями государственной поддержки малого бизнеса, на наш взгляд, могут быть:

‑ законодательное и нормативно-правовое обеспечение развития предпринимательства;

‑ инновационное развитие предпринимательства;

‑ создание условий для развития эффективных организационно-правовых форм взаимодействия крупного и малого бизнеса;

‑ разработка и внедрение прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства;

‑ научно-методическое, образовательное и кадровое обеспечение малого предпринимательства;

‑ повышение эффективности использования существующей и создание необходимой инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

‑ разработка и внедрение механизмов социальной защиты и охраны труда в сфере малого предпринимательства;

‑ межрегиональное и международное сотрудничество;

‑ формирование эффективной системы информационных коммуникаций.

В настоящее время в России трудно обеспечить весь комплекс мер по поддержке малого бизнеса только со стороны федеральных властей. В этой связи большая роль, на наш взгляд, должна отводиться роли региональных и муниципальных властей, так как эффективность программ поддержки малого бизнеса напрямую зависит от того, какие условия для предпринимательской деятельности созданы в регионах. Опыт показывает, что ни одна из государственных программ поддержки бизнеса не может быть выполнена, если республиканские и местные власти не будут прямо заинтересованы в развитии предпринимательства.

Взаимодействие государства и частного бизнеса должно осуществляться на взаимовыгодной основе и носить долгосрочный характер. Если предприниматель ощущает поддержку государства, он начинает чувствовать себя более уверенно, что положительно отражается на его оценках своего положения и позволяет ему с оптимизмом смотреть в будущее и строить долгосрочные бизнес-стратегии.


Страница обновлена: 22.09.2024 в 03:10:56