Стратегический анализ в современной учетно-аналитической системе
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 7 (79), Июль 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Кувалдина Т.Б., Метелев И.С. Стратегический анализ в современной учетно-аналитической системе // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 7. – С. 81-87.
Аннотация:
Основой эффективной деятельности предпринимательских структур сегодня выступает четко налаженная система учета, анализа и аудита. С философской точки зрения система – это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и составляющих целостное образование. Большая советская энциклопедия определяет систему как «множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность и единство».
Ключевые слова: предпринимательство, стратегическое планирование, учет, стратегический анализ, учетная политика
Основой эффективной деятельности предпринимательских структур сегодня выступает четко налаженная система учета, анализа и аудита. С философской точки зрения система – это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и составляющих целостное образование. Большая советская энциклопедия определяет систему как «множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность и единство» [1].
По мнению авторов современная учетно-аналитическая система (УАС) включает в себя такие взаимодействующие подсистемы, как: финансовый, управленческий и налоговый учет; внутренний и внешний аудит; финансовый, управленческий и налоговый анализ. Однако нельзя согласиться с тем, что современный бухгалтерский учет подразделяется на финансовый, управленческий и налоговый. На наш взгляд, бухгалтерский учет включает в себя только две подсистемы: финансового и управленческого учета, а налоговый учет следует отнести к одному из видов хозяйственного учета, который для российской практики явление достаточно новое (был введен с 1 января 2002 года).
Статьей 313 гл. 25 НК РФ налоговый учет определен как система обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ, целью которого является «формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций». При осуществлении этого вида учета организация должна руководствоваться специально разработанной учетной политикой и использовать аналитические регистры (в ряде случаев отличных от регистров финансового учета).
Отдельным элементом в учетно-аналитической системе является налоговый анализ, возникновение которого, прежде всего, связано с введением налогового учета. Данный вид анализа, в частности, включает в себя:
‑ определение особенностей организации финансово-хозяйственной деятельности предпринимательских структур;
‑ формирование налогового поля (перечень основных налогов, которые надлежит уплачивать, их ставки, размеры, распределение между бюджетами различных уровней и налоговые льготы);
‑ анализ системы договорных отношений и типичных хозяйственных ситуаций (в том числе бухгалтерских записей);
‑ оценку суммы налоговых обязательств в текущих условиях хозяйствования и др.
Деление бухгалтерского учета на финансовый (формирующий информацию для внешних пользователей) и управленческий (данные которого предназначены, главным образом, для менеджеров организации) дало основание применить аналогичный подход к классификации комплексного экономического анализа. В отношении его также выделяют две подсистемы: финансового и управленческого анализа.
Основной задачей финансового анализа является оценка финансового состояния и выявление возможностей повышения эффективности функционирования предпринимательской структуры в целом. При всей важности этого вида анализа основным его недостатком является отсутствие оперативности. Он не позволяет руководителям тотчас оценить достигнутые результаты, рассчитать эффективность деятельности отдельных структурных подразделений, оперативно использовать полученную информацию в управленческих целях. Эти задачи не являются прерогативой финансового анализа, они составляют цель управленческого анализа.
Вопрос о содержании управленческого анализа, его месте в системе комплексного экономического анализа остается до настоящего времени мало исследованным. В учебнике под редакцией проф. Л.Т. Гиляровской среди различных видов экономического анализа в отдельный вид выделяется управленческий анализ, где основным классификационным признаком является тип используемой информации, т.е. данные управленческого учета [2].
Проф. А.Д. Шеремет утверждает, что «внутренний управленческий анализ – это часть управленческого учета, т.е. информационно-аналитического обеспечения администрации, руководства предприятия» [3].
Наиболее удачное определение, по нашему мнению, дает проф. М.А. Вахрушина: «управленческий учет - внутренний экономический анализ, нацеленный на оценку как прошлых, так и будущих результатов хозяйствования структурных подразделений организации» [4].
По содержанию процесса управления А.Д. Шеремет выделяет три вида управленческого анализа:
‑ перспективный (прогнозный, предварительный) анализ;
‑ оперативный анализ;
‑ текущий (ретроспективный) анализ [5].
М.А. Вахрушина также заключает, что «управленческий анализ интегрирует три вида внутреннего анализа - ретроспективный, оперативный и перспективный, каждому из которых свойственно решение собственных задач» [6]. Содержание управленческого анализа представлено на рис. 1.
Рис. 1. Содержание управленческого анализа
Ретроспективный анализ проводится с целью текущего контроля над хозяйственной деятельностью. Особенностью этого вида анализа является изучение свершившихся процессов, выявление неиспользованных резервов. Это наиболее разработанный вид экономического анализа.
Цель оперативного экономического анализа – оперативная экономическая оценка краткосрочных изменений в производственных процессах относительно заданной программы развития управляемой экономической системы и обеспечение ее эффективного функционирования.
Перспективный анализ – это вид анализа, который изучает явления хозяйственной деятельности предпринимательских структур с позиций будущего, т.е. перспективы их развития. Как правило, в ходе такого анализа прогнозируются доходы, расходы и финансовые результаты на анализируемую перспективу и вырабатываются соответствующие управленческие решения.
Процесс управления предпринимательской деятельностью предполагает выработку не только краткосрочных, но и долгосрочных стратегических решений. В связи с этим выделяют краткосрочный и стратегический анализ.
Результаты стратегического анализа оказывают серьезное воздействие на будущее положение организации. Поэтому необходимо глубокое предварительное исследование перспектив деятельности организации в соответствующей экономической среде.
Приемы и методы краткосрочного прогнозного анализа, основанные, прежде всего, на разделении издержек на постоянные и переменные, теряют свою силу в длительной перспективе. Это связано с тем, что расширение временного периода планирования (масштабной базы) вносит существенные коррективы в поведение затрат. Издержки, постоянные в краткосрочном периоде, в более удаленной перспективе оказываются переменными, и наоборот, неизменные для управленческого анализа удельные переменные расходы таковыми не являются.
Стратегический управленческий анализ основан на иных принципах, нежели краткосрочный перспективный анализ. В ходе стратегического анализа принимаются во внимание различные факторы, обусловленные состоянием внешней среды (по данным внеучетных источников информации). К ним относятся рынки товаров и услуг, процентные ставки и котировки валют, устанавливаемые государственными и коммерческими организациями, экономический бум, высокий уровень инфляции, спад производства, усиление конкуренции и т.д.
Серьезное место в стратегическом анализе отводится учету дополнительных расходов на повышение качества и временному фактору как источникам дополнительного преимущества в конкурентной борьбе. По мнению проф. М.А. Вахрушиной, «цель стратегического анализа будет достигнута лишь в том случае, когда основанные на нем долгосрочные управленческие решения позволят добиться адекватности между требованиями внешней среды и возможностями организации» [7].
Для успешного проведения стратегического анализа, на наш взгляд, важно не только сформулировать само понятие «стратегический анализ», но и установить его цели, задачи, объекты и другие элементы. Все эти понятия обобщены и представлены в табл. 1.
Таблица 1
Сущность, цели, задачи, методы стратегического анализа
Понятия
|
Содержание
|
Сущность
|
Вид комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности, изучающий экономические явления и процессы с позиций будущего, т.е. перспективы их развития
|
Основные цели
|
Обеспечение органов управления предприятий информацией о возможных способах достижения определенных результатов хозяйственной деятельности в перспективе, определение объективных закономерностей развития хозяйственных процессов, оценка реалистичности тех или иных плановых решений и их соответствия внутренней логике развития экономики
|
Задачи
|
Прогнозирование хозяйственной деятельности.
Научное обоснование перспективных решений. Оценка ожидаемого выполнения долгосрочных прогнозов и перспективных планов. |
Объекты
|
Будущие результаты функционирования сегментов предпринимательской деятельности
|
Субъекты
|
Менеджеры, аналитики
|
Методы
|
Методы прогнозирования на базе динамических рядов: прогнозирование в предположении неизменяемости значений предшествующих уровней ряда в будущем, прогнозирование в предположении неизменяемости в будущем средних значений предшествующих уровней, прогнозирование методом математической экстраполяции, моделирование регрессионного прогноза, прогнозирование методом выделения составляющих временного ряда
|
Период
|
Превышает 12 месяцев
|
Главные потребители
|
Руководство предприятия, собственники
|
Степень открытости информации
|
Является коммерческой тайной, носит конфиденциальный характер
|
[1] Большая советская энциклопедия. – М., 1973. – Т.23.
[2] Экономический анализ: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Л.Т. Гиляровской. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - С. 15.
[3] Управленческий учет: Учебное пособие/ Под ред. А.Д. Шеремета. – 2-е изд., испр. – М.; ИД ФБК-ПРЕСС, 2002с. 211.
[4] Вахрушина М.А. Управленческий анализ: Учеб. Пособие/ М.А. Вахрушина. – 2-е изд. – М.: Омега-Л, 2005. - С. 29.
[5] Управленческий учет: Учебное пособие/ Под ред. А.Д. Шеремета. – 2-е изд., испр. – М.; ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. - С. 212.
[6] Вахрушина М.А. Управленческий анализ: Учеб. Пособие/ М.А. Вахрушина. – 2-е изд. – М.: Омега-Л, 2005. - С. 29.
[7] Вахрушина М.А. Управленческий анализ: Учеб. Пособие/ М.А. Вахрушина. – 2-е изд. – М.: Омега-Л, 2005. - С. 39.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:56:52