Стратегический анализ в современной учетно-аналитической системе

Кувалдина Т.Б., Метелев И.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7 (79), Июль 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Основой эффективной деятельности предпринимательских структур сегодня выступает четко налаженная система учета, анализа и аудита. С философской точки зрения система – это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и составляющих целостное образование. Большая советская энциклопедия определяет систему как «множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность и единство».

Ключевые слова: предпринимательство, стратегическое планирование, учет, стратегический анализ, учетная политика



Основой эффективной деятельности предпринимательских структур сегодня выступает четко налаженная система учета, анализа и аудита. С философской точки зрения система – это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и составляющих целостное образование. Большая советская энциклопедия определяет систему как «множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность и единство» [1].

По мнению авторов современная учетно-аналитическая система (УАС) включает в себя такие взаимодействующие подсистемы, как: финансовый, управленческий и налоговый учет; внутренний и внешний аудит; финансовый, управленческий и налоговый анализ. Однако нельзя согласиться с тем, что современный бухгалтерский учет подразделяется на финансовый, управленческий и налоговый. На наш взгляд, бухгалтерский учет включает в себя только две подсистемы: финансового и управленческого учета, а налоговый учет следует отнести к одному из видов хозяйственного учета, который для российской практики явление достаточно новое (был введен с 1 января 2002 года).

Статьей 313 гл. 25 НК РФ налоговый учет определен как система обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ, целью которого является «формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций». При осуществлении этого вида учета организация должна руководствоваться специально разработанной учетной политикой и использовать аналитические регистры (в ряде случаев отличных от регистров финансового учета).

Отдельным элементом в учетно-аналитической системе является налоговый анализ, возникновение которого, прежде всего, связано с введением налогового учета. Данный вид анализа, в частности, включает в себя:

‑ определение особенностей организации финансово-хозяйственной деятельности предпринимательских структур;

‑ формирование налогового поля (перечень основных налогов, которые надлежит уплачивать, их ставки, размеры, распределение между бюджетами различных уровней и налоговые льготы);

‑ анализ системы договорных отношений и типичных хозяйственных ситуаций (в том числе бухгалтерских записей);

‑ оценку суммы налоговых обязательств в текущих условиях хозяйствования и др.

Деление бухгалтерского учета на финансовый (формирующий информацию для внешних пользователей) и управленческий (данные которого предназначены, главным образом, для менеджеров организации) дало основание применить аналогичный подход к классификации комплексного экономического анализа. В отношении его также выделяют две подсистемы: финансового и управленческого анализа.

Основной задачей финансового анализа является оценка финансового состояния и выявление возможностей повышения эффективности функционирования предпринимательской структуры в целом. При всей важности этого вида анализа основным его недостатком является отсутствие оперативности. Он не позволяет руководителям тотчас оценить достигнутые результаты, рассчитать эффективность деятельности отдельных структурных подразделений, оперативно использовать полученную информацию в управленческих целях. Эти задачи не являются прерогативой финансового анализа, они составляют цель управленческого анализа.

Вопрос о содержании управленческого анализа, его месте в системе комплексного экономического анализа остается до настоящего времени мало исследованным. В учебнике под редакцией проф. Л.Т. Гиляровской среди различных видов экономического анализа в отдельный вид выделяется управленческий анализ, где основным классификационным признаком является тип используемой информации, т.е. данные управленческого учета [2].

Проф. А.Д. Шеремет утверждает, что «внутренний управленческий анализ – это часть управленческого учета, т.е. информационно-аналитического обеспечения администрации, руководства предприятия» [3].

Наиболее удачное определение, по нашему мнению, дает проф. М.А. Вахрушина: «управленческий учет - внутренний экономический анализ, нацеленный на оценку как прошлых, так и будущих результатов хозяйствования структурных подразделений организации» [4].

По содержанию процесса управления А.Д. Шеремет выделяет три вида управленческого анализа:

‑ перспективный (прогнозный, предварительный) анализ;

‑ оперативный анализ;

‑ текущий (ретроспективный) анализ [5].

М.А. Вахрушина также заключает, что «управленческий анализ интегрирует три вида внутреннего анализа - ретроспективный, оперативный и перспективный, каждому из которых свойственно решение собственных задач» [6]. Содержание управленческого анализа представлено на рис. 1.

Рис. 1. Содержание управленческого анализа

Ретроспективный анализ проводится с целью текущего контроля над хозяйственной деятельностью. Особенностью этого вида анализа является изучение свершившихся процессов, выявление неиспользованных резервов. Это наиболее разработанный вид экономического анализа.

Цель оперативного экономического анализа – оперативная экономическая оценка краткосрочных изменений в производственных процессах относительно заданной программы развития управляемой экономической системы и обеспечение ее эффективного функционирования.

Перспективный анализ – это вид анализа, который изучает явления хозяйственной деятельности предпринимательских структур с позиций будущего, т.е. перспективы их развития. Как правило, в ходе такого анализа прогнозируются доходы, расходы и финансовые результаты на анализируемую перспективу и вырабатываются соответствующие управленческие решения.

Процесс управления предпринимательской деятельностью предполагает выработку не только краткосрочных, но и долгосрочных стратегических решений. В связи с этим выделяют краткосрочный и стратегический анализ.

Результаты стратегического анализа оказывают серьезное воздействие на будущее положение организации. Поэтому необходимо глубокое предварительное исследование перспектив деятельности организации в соответствующей экономической среде.

Приемы и методы краткосрочного прогнозного анализа, основанные, прежде всего, на разделении издержек на постоянные и переменные, теряют свою силу в длительной перспективе. Это связано с тем, что расширение временного периода планирования (масштабной базы) вносит существенные коррективы в поведение затрат. Издержки, постоянные в краткосрочном периоде, в более удаленной перспективе оказываются переменными, и наоборот, неизменные для управленческого анализа удельные переменные расходы таковыми не являются.

Стратегический управленческий анализ основан на иных принципах, нежели краткосрочный перспективный анализ. В ходе стратегического анализа принимаются во внимание различные факторы, обусловленные состоянием внешней среды (по данным внеучетных источников информации). К ним относятся рынки товаров и услуг, процентные ставки и котировки валют, устанавливаемые государственными и коммерческими организациями, экономический бум, высокий уровень инфляции, спад производства, усиление конкуренции и т.д.

Серьезное место в стратегическом анализе отводится учету дополнительных расходов на повышение качества и временному фактору как источникам дополнительного преимущества в конкурентной борьбе. По мнению проф. М.А. Вахрушиной, «цель стратегического анализа будет достигнута лишь в том случае, когда основанные на нем долгосрочные управленческие решения позволят добиться адекватности между требованиями внешней среды и возможностями организации» [7].

Для успешного проведения стратегического анализа, на наш взгляд, важно не только сформулировать само понятие «стратегический анализ», но и установить его цели, задачи, объекты и другие элементы. Все эти понятия обобщены и представлены в табл. 1.

Таблица 1

Сущность, цели, задачи, методы стратегического анализа

Понятия
Содержание
Сущность
Вид комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности, изучающий экономические явления и процессы с позиций будущего, т.е. перспективы их развития
Основные цели
Обеспечение органов управления предприятий информацией о возможных способах достижения определенных результатов хозяйственной деятельности в перспективе, определение объективных закономерностей развития хозяйственных процессов, оценка реалистичности тех или иных плановых решений и их соответствия внутренней логике развития экономики
Задачи
Прогнозирование хозяйственной деятельности.
Научное обоснование перспективных решений.
Оценка ожидаемого выполнения долгосрочных прогнозов и перспективных планов.
Объекты
Будущие результаты функционирования сегментов предпринимательской деятельности
Субъекты
Менеджеры, аналитики
Методы
Методы прогнозирования на базе динамических рядов: прогнозирование в предположении неизменяемости значений предшествующих уровней ряда в будущем, прогнозирование в предположении неизменяемости в будущем средних значений предшествующих уровней, прогнозирование методом математической экстраполяции, моделирование регрессионного прогноза, прогнозирование методом выделения составляющих временного ряда
Период
Превышает 12 месяцев
Главные потребители
Руководство предприятия, собственники
Степень открытости информации
Является коммерческой тайной, носит конфиденциальный характер
В заключение следует отметить, что в странах с рыночной экономикой, отличающейся более стабильной, чем в России, внешней экономической средой, все большее значение приобретают приемы стратегического учета и анализа, функциональный учет затрат (ABC), система «таргет-костинг» (ТС), стратегическое управление затратами (SCM), а также анализ, основанный на концепции стратегических бизнес-единиц (СБЕ). Исключительная значимость стратегического анализа, его перспективность для развивающейся рыночной экономики обусловливает необходимость создания методики его проведения, учитывающей специфику российских условий хозяйствования.

[1] Большая советская энциклопедия. – М., 1973. – Т.23.

[2] Экономический анализ: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Л.Т. Гиляровской. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - С. 15.

[3] Управленческий учет: Учебное пособие/ Под ред. А.Д. Шеремета. – 2-е изд., испр. – М.; ИД ФБК-ПРЕСС, 2002с. 211.

[4] Вахрушина М.А. Управленческий анализ: Учеб. Пособие/ М.А. Вахрушина. – 2-е изд. – М.: Омега-Л, 2005. - С. 29.

[5] Управленческий учет: Учебное пособие/ Под ред. А.Д. Шеремета. – 2-е изд., испр. – М.; ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. - С. 212.

[6] Вахрушина М.А. Управленческий анализ: Учеб. Пособие/ М.А. Вахрушина. – 2-е изд. – М.: Омега-Л, 2005. - С. 29.

[7] Вахрушина М.А. Управленческий анализ: Учеб. Пособие/ М.А. Вахрушина. – 2-е изд. – М.: Омега-Л, 2005. - С. 39.


Страница обновлена: 22.09.2024 в 16:58:32