Государственное регулирование внешнеэкономических отношений с учетом региональных аспектов присоединения России к ВТО

Рахимуллина А.Р.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10 (70), Октябрь 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В условиях глобализации и размывания межгосударственных границ на мировой рынок все активнее выходят субнациональные образования. Регионы становятся заметными субъектами международных экономических отношений, а региональная политика и конкурентные преимущества отдельных регионов все более важными с точки зрения конкурентоспособности национальных экономик.

Ключевые слова: постсоветская Россия, государственное регулирование экономики, ВТО, внешнеэкономическая политика



В условиях глобализации и размывания межгосударственных границ на мировой рынок все активнее выходят субнациональные образования. Регионы становятся заметными субъектами международных экономических отношений, а региональная политика и конкурентные преимущества отдельных регионов ‑ все более важными с точки зрения конкурентоспособности национальных экономик.

В соответствии с неоклассической теорией роста, темпы развития региональной экономики определяются накоплением капитала, концентрацией трудовых ресурсов и технологическим прогрессом, а также межотраслевым перемещением факторов производства. Неэффективное развитие экономики регионов неоклассики объясняют отсутствием мобильности последних, поэтому с их точки зрения региональная политика должна быть направлена, прежде всего, на стимулирование маневренности именно факторов производства.

В противовес неоклассической теории, делающей акцент на факторах предложения, теория экспортной базы основным двигателем региональной экономики считает экспортное производство, вокруг которого развиваются подчиненные отрасли. Она подчеркивает важность открытости экономики, а также технологического прогресса в построении конкурентоспособной экспортной базы.

Еще одно направление в региональных исследованиях основано на эмпирических закономерностях в региональном размещении производства. Это характерно для ряда американских исследователей середины XX в. В предложенной ими «гравитационной модели» интенсивность экономического взаимодействия между двумя регионами в значительной мере зависит от численности их населения (прямо пропорционально) и расстояния между ними (обратно пропорционально).

Существует также теория кумулятивного развития регионов, разработанная Г. Мюрдалем и А. Хиршманом, в которой отмечено кумулятивное увеличение преимуществ регионов, изначально находившихся в более благоприятном положении, и сделан вывод о неизбежной несбалансированности регионального развития и росте региональной дифференциации. В соответствии с теорией полюсов роста, экономический рост происходит не повсеместно и равномерно, а в отдельных регионах (точках роста) и с различной интенсивностью. Здесь также подчеркивается несбалансированный характер экономического роста, который наиболее интенсивно протекает на ограниченном пространстве, в так называемых кластерах, в рамках которых ускоряется обмен информацией и процесс технологических инноваций.

Наиболее близко к основному течению современного экономического анализа стоит теория региональных внешних эффектов А.Маршалла. В соответствии с ней, такие факторы, как емкий рынок, способный поддерживать производителей промежуточных изделий, а также интенсивный обмен информацией в рамках региона, который происходит при концентрации в нем производителей одной отрасли, являются примерами положительных внешних эффектов. Если, с другой стороны, определить факторы, способствующие региональному рассеиванию производства (негативные внешние эффекты), то открывается возможность моделировать оптимальное региональное распределение производства.

Присоединение России к Всемирной торговой организации (ВТО), с точки зрения рассмотренных теорий, чревато усилением региональной дифференциации по уровню развития, экономическому и финансовому потенциалу. Причиной этого является неравномерное размещение в России относительно конкурентоспособных производств, во многом представляющее собой наследие плановой экономики.

Согласно официальным данным, только восемь регионов в России обладают ярко выраженными конкурентными преимуществами (Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Татарстан, Свердловская, Самарская, Челябинская и Ростовская области). 5 регионов имеют ограниченные сравнительные преимуществами, 62 ‑не имеют никаких. Кроме того, важной российской проблемой является наличие большого числа градообразующих предприятий и моногородов, где у населения отсутствуют альтернативные сферы занятости. Поэтому для отдельных регионов вступление в ВТО некоторые эксперты расценивают как «шоковую терапию».

Больше всего пострадают бедные регионы, где нет нефти, газа, алюминия, например, Кабардино-Балкария. Другие получат дополнительные преимущества, например, Кузбасс, где топливная промышленность составляет 27%, цветная и черная металлургия ‑ более 40%, химическая и нефтехимическая промышленность ‑ 9%. В Сахалинской области вступление в ВТО может обрушить челночный бизнес, в котором занято более 10 тысяч человек, что усугубит проблему региональной, безработицы.

В Нижегородской области наиболее «чувствительными» секторами являются авиационная, автомобильная промышленность, сельскохозяйственное машиностроение, отдельные сегменты черной и цветной металлургии, производство продовольствия (зерна, маслосемян, молока, сахара и мяса), а также банковские и страховые услуги.

В соглашениях ВТО региональные аспекты внешнеэкономической либерализации не занимают видного места. Напрямую они содержатся лишь в положениях, касающихся субсидий и размещения государственного заказа. В соответствии с договоренностями Уругвайского раунда, субсидии, направляемые на региональное развитие, признаются правомерными в случае, если не дают прямых негативных последствий для конкуренции во внешнеэкономической сфере.

Соглашение о порядке размещения государственных заказов распространяет принцип недискриминации и национальный режим на сферу услуг, а также на субфедеральный уровень. В остальном региональное развитие регулируется через универсальные нормы ВТО в области конкуренции - прежде всего, национальный режим и режим наибольшего благоприятствования.

Скромное место, отводимое ВТО региональным факторам, отражает неоклассическую концепцию регионального развития. Однако представляется, что следует опираться и на другие теории, которые позволяют учесть негативные последствия региональной дифференциации в результате выполнения требований ВТО. С точки зрения присоединения к ВТО федеральный центр сталкивается с тремя основными задачами:

- необходимостью приведения законодательства регионов в соответствие с федеральными нормами;

- обеспечением выполнения регионами обязательств, проистекающих из международных договоров и соглашений Российской Федерации;

- выработкой принципов и норм региональной политики самого федерального центра, соответствующих принципам и нормам ВТО.

Таким образом, учет регионального аспекта позволяет дополнить приведенную схему институционального взаимодействия.

Проблемы адаптации России к нормам ВТО на уровне регионов связаны, прежде всего, с соотношением федерального и регионального законодательства. В некоторых сферах, где необходимо выполнение обязательств в соответствии с требованиями Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), правопреемницей которого стала ВТО, роль региональных факторов значительна, например, в вопросах приватизации и регулирования прав собственности на землю.

России нужно четко определить государственные меры и процедуры, которые будут применяться на региональном уровне. Это может касаться дифференциации нормативов или исключительных прав для отдельных финансовых организаций, предоставленных местными администрациями, или режима регулирования свободных экономических зон (СЭЗ). Если в соглашениях с ВТО не будут прописаны специальные оговорки, данные процедуры не смогут применяться после вступления России в ВТО.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:56:36