Механизм регулирования импортозамещения в строительной отрасли
Волочко А.С.1, Макаренко О.И.1
1 Донбасская национальная академия строительства и архитектуры, Донецкая народная республика, Макеевка
Скачать PDF | Загрузок: 2
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 8 (Август 2023)
Цитировать:
Волочко А.С., Макаренко О.И. Механизм регулирования импортозамещения в строительной отрасли // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 8. – С. 2939-2950. – doi: 10.18334/epp.13.8.118645.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54604811
Аннотация:
Статья посвящена исследованию направлений обеспечения и повышения конкурентоспособности в области предприятий строительной отрасли через диверсификацию их деятельности, с учетом выявления различных особенностей организации процессов импортозамещения строительных материалов на отраслевом рынке. В статье рассмотрены последствия опыта импортозамещения на различных уровнях экономического развития государства, которые оказывают воздействие на механизмы стимулирования производства строительных материалов. Авторами выявлено, что своевременная адаптация нормативной правовой базы, а также норм технического регулирования для производства отечественных строительных материалов, в том числе для Донецкой Народной Республики, будет содействовать дальнейшему продвижению инновационных изделий на рынке строительной продукции. Определено, что одним из наиболее значимых направлений поиска преимуществ над конкурентами является идентификация их уровня развития импортозамещения в строительной отрасли, что влечет за собой развитие механизмов регулирования производства строительных материалов для обеспечения высокого уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции. Предложенные в работе результаты могут быть использованы органами государственное власти Донецкой Народной Республики при разработке и принятии нормативно-правовой базы с учетом стратегического развития строительной отрасли, а также при планировании развития территорий, в том числе вновь присоединенных
Ключевые слова: строительная отрасль, диверсификация, производство строительных материалов, импортозамещение, механизм регулирования, нормативное обеспечение, стимулирование импортозамещения
Введение
В современных условиях политической и экономической нестабильности, для Донецкой Народной Республики существуют множество факторов, которые оказывают негативное влияние на развитие строительного сектора экономики. В основе теоретических и прикладных проблем по обеспечению конкурентоспособности предприятий строительной индустрии лежит развитие диверсификации в сфере их деятельности. Диверсификация может считаться одним из наиболее эффективных инструментов для решения таких задач как: прогнозирование процесса развития строительных предприятий на будущий период, оценивание рынка сбыта продукции конкурентов, обеспечение конкурентоспособности выпускаемой продукции, оценивание возможных рисков и поиск путей их снижения. Проблема импортозависимости строительной отрасли рассмотрена с позиции производства строительных материалов в Российской Федерации с учетом введения санкций, тем самым перенимая опыт импортозамещения для Донецкой Народной Республики. В статье определено, что экономическое содержание процесса импортозамещения заключается в уменьшении объемов импорта в страну.
Целью проведенного исследования является изучение опыта импортозамещения и особенностей его организации для развития механизмов стимулирования производства строительных материалов, которые в дальнейшем обеспечат возможность увеличения уровня конкурентоспособности отечественного производства выпускаемой продукции на отраслевом рынке.
К задачам научного исследования отнесены: анализ состояния и выявление проблем управления развитием производства строительных материалов, исследование теоретических и организационно-экономических основ стимулирования развития производства строительных материалов на современном этапе реформирования экономики, выявление и обобщение факторов, влияющих на уровень развития производства строительных материалов, обоснование методических подходов к выбору наиболее эффективного варианта инвестиций в инновационные проекты развития производства строительных материалов, выдвижение концептуальных положений по обеспечению восприимчивости предприятий строительного производства к НТП, разработка комплекса мер по совершенствованию форм и методов стимулирования развития производства строительных материалов в современных условиях хозяйствования.
Обзор литературы
Вопросами изучения различных подходов в сфере развития производства строительных материалов и процесса импортозамещения занимались многие зарубежные и отечественные ученые, результаты которых нашли свое отображение в ряде научных трудов: Ю.Г. Лавриковой, С.П. Копша, А.Л. Лощенко [1], С.Н. Котляровой, А.В. Суворовой [2], Т.Ю. Левицкого [3], Ф.М. Разахановой [4], Б.А. Хейфеца [5] и многих других.
Вместе с тем, учитывая весомый вклад ведущих отечественных ученых в решение проблем в сфере повышения конкурентоспособности предприятий строительной индустрии через диверсификацию их деятельности, остаются нераскрытыми отдельные аспекты особенностей организации процессов импортозамещения строительных материалов на отраслевом рынке. Все это обусловило актуальность выбранной темы исследования.
Теория и методы
В ходе исследования были использованы общенаучные методы, такие как: сравнительный и логический анализ - при исследовании теоретических и организационно-экономических основ стимулирования производства строительных материалов в нынешних реалиях; системно-структурный анализ и метод обобщения - при исследовании взглядов ученых на понятие «импортозамещение», определении ключевых направлений реализации импортозамещения строительных материалов и изделий и разработки механизма нормативного регулирования программы импортозамещения строительных материалов.
Основные результаты
Эффективная деятельность предприятий строительной отрасли должна базироваться на следующих механизмах хозяйствования и стимулирования производства строительных материалов, которая позволяла бы им вести расширенное воспроизводство. Важным элементом такого механизма может являться диверсификация. Многими учеными изучен термин диверсификации применительно к строительной отрасли и трактуется как: 1) концепция конкурентоспособного развития, которая определяет современные коммерческие направления деятельности при производстве новых строительных продуктов на новом рынке сбыта и в дальнейшем способствует расширению своей деятельности в сфере организационной системы, несмотря на то, к какому сектору экономики она принадлежит и какое направление предпочитает; 2) процесс, целью которого является объединение субъектов хозяйствования различных сфер экономической деятельности, а также объединение производств и создание многоцелевых комплексов, выпускающих различную продукцию или оказывающих деятельность по предоставлению различных услуг [5].
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что термин "диверсификация деятельности промышленных предприятия строительной индустрии" целесообразно определять как процесс, охватывающий концепцию по обеспечению конкурентоспособного развития строительной отрасли, которая предполагает внедрение организационно-экономических и правовых изменений с учетом выявления различных особенностей организации процессов импортозамещения на отраслевом рынке.
Широкомасштабное внедрение процесса импортозамещения было одной из основных целей экономического прогресса в теоретическом аспекте представителей неокейнсианской школы – М. Бруно, A. Стрaуга, Х. Венери, Н. Кaртера, которыми начиная с 1960 года была предложена модель экономического развития с «двумя дефицитами», суть которой в поэтапном вытеснении зарубежных товаров отечественными и постепенной замене внешних источников поступления денежных средств национальной экономики внутренними. Следовательно, уменьшение дефицита накоплений и торгового дефицита в этой модели предлагалось компенсировать внешними денежными поступлениями. В экономической теории термин «импортозамещение» не приобрел единое теоретико-методологическое содержание, не имеет четкой институционально-правовой трактовки, широко и достаточно свободно используясь в политической лексике и публицистике.
В экономических словарях [6,7,8] термин «импортозамещение» в большинстве случаев трактуют как сокращение объема импорта путем введения таможенных ограничений с целью высвобождения внутреннего рынка для товаров заместителей отечественного производства. Политику импортозамещения называют также «импортозаменяемой индустриализацией», опираясь на то, что замена импортированных товаров на отечественные преимущественно предусматривает развитие отраслей, где производятся аналоги импортных товаров [9]. При этом некоторые ученые предлагают рассматривать импортозамещение (importsubstitution) как замену импорта товарами, которые уже производятся внутри страны, и импортозамену (importreplacement) – замену импорта товарами, которые страна может производить для собственных нужд [4].
Однако некоторые ученые отрицательно воспринимают и оценивают роль импортозамещения. По их мнению, рынок – это универсальный регулятор в открытых экономических пространствах, а отрицательными последствиями, в данной ситуации, являются: недостаточная эффективность импортозамещающего производства, частичный отток средств иностранных компаний на отечественные производственные базы, углубление импортозависимости и отток иностранной валюты за счет инвестиций и технической помощи, использования импортных промежуточных товаров, а в секторах реальной экономики, где происходит импортозамещение, предприятия недостаточно конкурентоспособны и развитие замедляется [10, 11].
В статье авторами выделены направления реализации стратегии импортозамещения, которые рекомендовано применять в случае, когда предприятие рассматривает импортозамещение как стратегический вектор развития (табл. 1).
Таблица 1 – Направления реализации импортозамещения строительных материалов и изделий*
Наименование направления
|
Характеристика направления
|
Производство строительных
материалов для удовлетворения собственных потребностей
|
Вытеснение
импортных комплектующих из состава готовой продукции и замена их на
собственное производство.
|
Производство строительных материалов для
реализации
|
Производство
комплектующих для удовлетворения собственных нужд и продажа излишка. То
есть диверсификация портфеля с целью импортозамещения
|
Сохранение существующих
объёмов производства строительной продукции
|
Предприятие
работает в устойчивых
рыночных условиях, отсутствует значительное влияние внешних
факторов на его деятельность
|
Комбинаторность
нескольких направлений
|
В
зависимости от результатов выбора направления реализации стратегии
импортозамещения и товарного портфеля предприятия возможно сочетание
нескольких вариантов
|
Согласно Стратегии развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года, роль импортозамещения заключается в создании предпосылок для экономического прогресса, роста объемов инвестиций, модернизации материально технической и технологической базы собственного производства, создания и дальнейшего развития направлений в сфере экспорта, а также диверсификации структуры национального хозяйства [12]. На сегодняшний день в Российской Федерации предусмотрено финансирование различных проектов импортозамещения в виде субсидирования, в дальнейшем софинансирования исследований, однако для Донецкой Народной Республики данная возможность не предусмотрена. Таким образом, в рамках интеграции в Российскую Федерацию, для Донецкой Народной Республики реализация вышеуказанных мер может оказать существенное влияние на стимулирование процесса производства отечественных строительных материалов [13]. В результате исследования определены позиции по импортозамещению, сфокусированные на положительных эффектах этого явления (рис. 2.):
*предложено авторами
Новейшие стратегии диверсификации направления реализации импортозамещения строительных материалов будут являться инструментами механизма нормативного регулирования продукции импортозамещения в строительной отрасли в рамках одного государства.
Для более четкой конкретизации особенностей и перспектив развития собственного производства строительных материалов в Донецкой Народной Республике, а также внедрения механизма нормативного регулирования продукции импортозамещения в строительной отрасли в рамках интеграции, авторами был проведен анализ объемов производимой продукции и удовлетворенности потребностей на рынке строительной продукции (рис.1).
В 2020 г. суммарный объем произведенной продукции составил – 1 470,0 млн. руб., что на 6% выше показателя 2019 г. Объем реализованной продукции составил 1 552,5 млн руб., что выше уровня 2019 г. на 10% и выше уровня 2018 г. на 7% [14].
Рисунок 1 – Анализ производимой и выпускаемой строительной продукции на территории Донецкой народной Республики за 2019-2020 гг. (составлено авторами на основе [14])
В 2020 г. промышленными предприятиями строительной отрасли Донецкой Народной Республики произведено: бетонной продукции – 96,7 млн руб., + 12% от уровня 2019 г. цементной продукции – 712,1 млн руб., + 24% отделочных материалов – 523,6 млн руб., + 3% продукции для дорожного покрытия – 99,3 млн руб., спад на 44,7% строительных материалов из древесины – 23 млн руб., спад на 37,5% сыпучих материалов – 15,3 млн руб., рост в 6,6 раз.
На рисунке 2 систематизирован и представлен механизм нормативного регулировании продукции импортозомещения в строительной отрасли
Предложенный механизм нормативного регулирования продукции импортозамещения в строительной отрасли, рассматриваемый на основе нормативно-законодательной базы Российской Федерации, может получить результативный отклик среди руководителей предприятий, производителей и конечно же органов власти Республики. С учетом интеграции в Российскую Федерацию до 2026 года, применение предложенного механизма будет способствовать: образованию новых рабочих мест для жителей Республики; развитию производства и оптимизации отраслей промышленного значения; снижению рисков экономического и политического дисбаланса в Республике; привлечению инвестиций, которые являются необходимым элементом для создания промышленных групп и технологических комплексов для развития производства отечественных строительных материалов.
Выводы
Таким образом, на основе теоретических исследований и анализа практического опыта, установлено, что переходу на импортозамещение способствует удорожание стройматериалов, в связи с изменением курса иностранных валют и нестабильной ситуацией во внешнеторговых отношениях. В современных условиях государство в сфере производства стройматериалов выступает не только регулятором, определяющим стратегические приоритеты отрасли, но и заказчиком современных технологий. В условиях политики импортозамещения повышение уровня конкурентоспособности строительных материалов предусматривает расширение номенклатуры строительных материалов и повышение доли производства отечественного инновационного товара. Трансформация законодательно-правовой базы и организационного упорядочения для производства отечественных строительных материалов и технологий будет благоприятствовать развитию инновационной строительной продукции. Опыт применения предложенного механизма на примере Российской Федерации, может активно интегрироваться в отрасль производства строительных материалов Донецкой Народной Республики, результатом которой станет Программа преобразования организаций и учреждений по импортозамещению и повышению конкурентности отрасли строительных материалов на республиканском уровне. Согласно проведенному исследованию выявлено, что процесс перехода к импортозамещению, происходит в довольно непростых условиях, соответственно данный процесс влияет на стоимость строительных материалов, а именно – удорожанию. В ходе исследования определено, что в условиях политики импортозамещения, повышению уровня конкурентоспособности строительных материалов, способствует непосредственно государство с учетом расширения номенклатуры строительных материалов и роста доли производства отечественного инновационного товара, потому как является не только «двигателем» воздействия на сам процесс импортозамещения, но и выступает в роли долговременного заказчика. Поэтому приоритетные направления поддержки в политике содействия импортозамещению в строительной отрасли должны быть направлены в первую очередь на преодоление проблем, с которыми сталкиваются промышленные предприятия.
Источники:
2. Лаврикова Ю.Г., Котлярова С.Н., Суворова А.В. Импортозамещение и технологическая модернизация предприятий строительного комплекса на основе кластерного взаимодействия // Вектор науки Тотьяттинского Государственного Университета. – 2015. – № 1 (31). – c. 163–168.
3. Левицкий Т.Ю. Актуальные направления производства конкурентоспособной строительной продукции на инновационной основе // Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. – 2017. – № 2. – c. 197-209.
4. Разаханова Ф.М. Особенности импортозамещения строительных материалов на рынке строительной продукции // Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. – 2017. – № 44 (4). – c. 223-233. – doi: 10.21822/2073-6185-2017-44-4-223-233.
5. Хейфец Б.А. Импортозамещение и конкурентоспособность // Россия и современный мир. – 2016. – № 2. – c. 12-29.
6. Азрилиян А.Н. Большой экономический словарь. - М.: Институт новой экономики, 2002. – 469 c.
7. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. - М., 2003. – 895 c.
8. Райзберг Б., Лозовский Л., Стародубцева Е. Современный экономический словарь. / 2-е изд., испр. - Москва : Изд. дом "ИНФРА-М", 1998. – 476 c.
9. Рыбаков Ф.Ф. Промышленная политика России: история и современность // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. – 2016. – № 3(5). – c. 203.
10. Абрамян С.Г. Строительное производство и концепция устойчивого развития // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». – 2017. – № 5.
11. Юргайтис А.Ю. Методы формирования оптимальных решений годовой производственной программы строительной организации // Строительное производство. – 2020. – № 2. – c. 61-66.
12. Стратегия развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 мая 2016 г. № 868-р. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/RnBfAw072e3tmmykU2lrh1LI1HaHeG0q.pdf (дата обращения: 27.05.2023 г.).
13. Исмаилова Ш.Т., Юсуфова А.М. Стимулирование как механизм развития строительных организаций // Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. – 2018. – № 45 (1). – c. 236-244.
14. Половян А.В., Лепа Р.Н., Шемякина Н.В. Экономика Донецкой Народной Республики: состояние, проблемы, пути решения: научный доклад. / ГУ «Институт экономических исследований». - Донецк, 2021. – 90-95 c.
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. № 328 Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности". [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70643464 (дата обращения: 12.06.2023 г.).
16. Приказ Минпромторга России от 04.06.2021 N 2039 "Об утверждении плана мероприятий по импортозамещению в промышленности строительных материалов (изделий) и строительных конструкций Российской Федерации до 2025 года. [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minpromtorga-rossii-ot-04062021-n-2039-ob-utverzhdenii (дата обращения: 12.06.2023 г.).
17. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 года № 1936-р был утвержден «План содействия импортозамещению в промышленности» (дорожная карта). [Электронный ресурс]. URL: https://minprom.gov39.ru/deyatelnost/regionalnaya-promyshlennaya-politika/importozameshchenie (дата обращения: 12.06.2023 г.).
18. Федеральный закон от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации". [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173119/ (дата обращения: 12.06.2023 г.).
Страница обновлена: 15.07.2024 в 02:17:10