Формирование отношений равноценного партнерства с государством
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 8 (68), Август 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В последнее время и в прессе, и в телевизионных передачах, посвященных взаимоотношениям власти, бизнеса и общества, звучит тезис о том, что бизнес не доверяет власти, а народ не доверяет бизнесу. Ясно, что более неблагоприятные условия для развития отношений равноценного партнерства трудно даже представить. Почему это произошло? Кто должен проявить инициативу к налаживанию взаимного доверия и нужно ли, вообще, это равноценное партнерство? Ответы на эти непростые вопросы лежат в нашей памяти и сознании.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, государство и бизнес
В последнее время и в прессе, и в телевизионных передачах, посвященных взаимоотношениям власти, бизнеса и общества, звучит тезис о том, что бизнес не доверяет власти, а народ не доверяет бизнесу. Ясно, что более неблагоприятные условия для развития отношений равноценного партнерства трудно даже представить. Почему это произошло? Кто должен проявить инициативу к налаживанию взаимного доверия и нужно ли, вообще, это равноценное партнерство? Ответы на эти непростые вопросы лежат в нашей памяти и сознании.
Достаточно вспомнить «черный вторник» осени 1994 года; дефолт в августе 1998 года; многократные смены правительства за неполные два года (Черномырдин – Кириенко – Примаков – Степашин - Путин); налоги, вводимые задним числом; налоги с оборота, не учитывающие результаты коммерческой деятельности и многое другое… Причем, все это на фоне громких лозунгов о государственной поддержке предпринимательства. В такой ситуации не до доверия, лишь бы «под каток не попасть»! Трудно играть в игру, правила которой изменяются во время матча, причем в одностороннем порядке! И все-таки играть надо! И соблюдать все нововведения тоже надо! Потому что альтернативы этому нет. Вернее есть, но тогда все вернется на круги своя, а это уже неприемлемо ни для кого. Только вот понимают это лишь те, кто вынужден действовать по чужим правилам, а кто эти правила постоянно меняет, похоже, не ведают, что творят…
Президент РСПП А. Вольский прямо указывает на первопричину такого недоверия. Он утверждает: «Многое из того, в чем упрекают российский бизнес, не столько его вина, сколько беда. А вина ложится как раз на российскую власть, запустившую в оборот законы, которые стимулировали торгашеские мотивы наживы. Добиться, чтобы в стране неукоснительно и стабильно действовали законы, четко определяющие права собственности, создающие благоприятный инвестиционный климат, поощряющие производство и предпринимательство, до сих пор не удалось. Так чего же мы хотим от бизнеса, когда само государство не проявляет активности и настойчивости в реализации принятых законов?» [1].
К этому можно добавить, что в середине 90-х годов прошедшего столетия обстановка внутри страны для занятий бизнесом была криминально опасной, а система налогообложения просто унизительной. Унизительной тем, что, являясь удушающей по своей сути, изначально ставила работающих предпринимателей за правовые рамки действовавшей системы налогообложения. Эта система и обстановка, в целом, заставляли налогоплательщиков хитрить, юлить, придумывать схемы «оптимизации» с одной только целью – выжить, продолжать работу. Эта система была унизительной потому, что пробуждала животный инстинкт самосохранения. А тут уж кто как мог, так и действовал, сообразно своему интеллекту, образованию, наконец, нравственным качествам. И если кто-то в борьбе за выживание в экстремальных условиях кого-то придавил или пересек эфемерную линию законопослушания, то кто в этом виноват?
Причина возникшего взаимного недоверия очевидна. Но как выйти из этой ситуации? Кто же, все-таки, должен проявить инициативу на деле, и в каком виде?
Никого не обижая, хочется вспомнить, как в далеком детстве каждому из нас в затянувшихся конфликтах мудрые старшие говорили: «Кто-то должен быть умнее и остановиться…» Ведь не зря же в феврале 2004 г. на форуме в Москве, посвященном государственной политике в развитии малого предпринимательства, Ю. М. Лужков сказал: «Тот, кто мыслит стандартно, работает на производстве или на госслужбе, а кто мыслит нестандартно ‑ занимается предпринимательством».
Конечно же, реальную инициативу в установлении атмосферы взаимного доверия, которое неизбежно перерастет в равноценные партнерские отношения государства и бизнеса должны проявить предприниматели. В том числе и потому, что предпринимательство, в принципе, заинтересовано в стратегическом, длительном процветании собственного дела, а назначаемые госслужащие мотивированы на быстрое удовлетворение своих потребностей, пока есть такая возможность… Предпринимательская династия – квинтэссенция «бессмертия» собственного дела, а чин и должность по наследству не передашь…
Инициатива предпринимателей в формировании равноценных отношений с государством, на наш взгляд, должна выражаться в следующем:
1. В отказе от материальной подпитки госслужащих любого уровня, ибо тот кто «берет», в душе ненавидит «дающего» за собственную слабость, такова людская психология. Одним словом, развращать мздоимца не дальновидно!
2. В отказе от «черных» и «серых» схем ведения бизнеса, тем более, что все эти схемы хорошо известны в нашем фискальном обществе, и, стало быть, не надо превращаться в дойную корову, которую все равно пустят «под нож» при малейшем сбое или изменении политической конъюнктуры. Это не дальновидно и опасно!
3. В благотворительности и меценатстве. Социальная ответственность бизнеса – не красивая фраза, а реалии нашего времени. Невозможно процветание бизнеса в бедной стране, с низкой покупательной способностью. Всходы от меценатства и благотворительности могут быть в стратегическом, интеллектуальном, культурном аспекте. А это уже, так называемая, положительная обратная связь. Это уже прагматически выгодно предпринимательству!
Принципиальным является осознание простой истины – перечисленные выше три проявления инициативы не кампания, приуроченная к очередным выборам, а образ жизни предпринимателя, у которого работа составляет главный смысл жизни.
Не секрет, что равноценное партнерство, в принципе, возможно либо между равнозначными партнерами, либо при наличии общего стратегического интереса. В данном случае присутствует и та и другая составляющая успеха в построении равноценного партнерства.
Действительно, на начало 2004 года экономически активное население России составляло около 73 млн. человек [2]. При этом в частных предприятиях было занято около 33 млн. человек, в государственных и муниципальных – около 24 млн. человек, в смешанных (по формам собственности) – 6 млн. человек. [3]
Очевидно, что волеизъявления и чаяния трудоспособного населения представлены примерно адекватными массами людей, занятых в государственном и частном секторах, т.е. с этой точки зрения партнерство, безусловно, равноценное. Что касается предложенных трех направлений предпринимательской инициативы, то здесь вообще все сходится идеально – и интересы государства, и прагматичные интересы предпринимательства.
Дело за малым. Надо действовать!
[1] Вольский А.И. Власть и бизнес: вместе или врозь? Политический журнал, 2004, № 38.- с.2-5
[2] Российский статистический ежегодник. Стат. сб./ Росстат. М, 2004. – С. 133
[3] Там же.- с.140
Страница обновлена: 23.09.2024 в 02:22:54