Структура и механизмы управления взаимодействиями корпораций
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 7 (67), Июль 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В процессе консолидации различных хозяйствующих субъектов в результате взаимодействия корпораций образуются поликорпоративные системы, являющиеся сегодня одной из доминант целевого вектора экономического развития России.
Ключевые слова: корпорации, механизмы управления, поликорпоративные системы
В процессе консолидации различных хозяйствующих субъектов в результате взаимодействия корпораций образуются поликорпоративные системы, являющиеся сегодня одной из доминант целевого вектора экономического развития России.
Особенности структурных связей в поликорпоративных системах.
Сущность понятия «поликорпоративная система» определяется механизмом ее возникновения, описывающим взаимопроникновение функций различных по целям и задачам экономических агентов, их взаимодействие на пути достижения собственных целей, взаимопересечение и, как следствие, взаимосогласование их экономических интересов.
Необходимость взаимопроникновения функций агентов порождает потребность в разработке специфических механизмов структурирования (формирования) поликорпоративных систем. Организация взаимодействия элементов поликорпоративных систем обусловливает актуальность формирования финансовых, материальных и информационных потоков внутри возникшей структуры и, соответственно, особых механизмов их реализации. Наконец, проблема взаимопересечения интересов элементов поликорпоративных систем требует разработки механизмов перераспределения экономического эффекта внутри системы.
Последний комплекс механизмов является центральным моментом в организации деятельности поликорпоративных систем, так как эффективное экономическое развитие организационной системы возможно только на основе согласования (учета, координации) экономических интересов входящих в нее агентов [1].
Пренебрежение существенностью принципа согласования интересов стало одной из причин того, что акционерный капитал не выступил в качестве основополагающего источника роста общероссийского организованного фондового рынка [2]. В тех компаниях, где одним из субъектов корпоративных отношений является государство, наиболее полно представлена вся гамма противоречивых экономических интересов субъектов корпоративных отношений [3].
Основанием для корпоративного конфликта служит противоречие между интересами субъектов корпоративных отношений. Объектом корпоративного конфликта в основном являются права собственности. С учетом направленности воздействия конфликты могут быть вертикальными и горизонтальными [4].
Принципы и стратегии организации поликорпоративных систем.
Основой формирования стратегии в поликорпоративных системах является диверсификация в различных аспектах функционирования [5]. Диверсификация – это распространение хозяйственной деятельности на новые сферы (расширение ассортимента производимых изделий, видов предоставляемых услуг, географической сферы деятельности и т.д.). Под диверсификацией понимается также проникновение экономических агентов в отрасли, не имеющие прямой производственной связи или функциональной зависимости от основной их деятельности. В результате диверсификации организации превращаются в сложные многоотраслевые комплексы или конгломераты.
Выделяют следующие основные стратегии организации поликорпоративных систем: а) передачу имущества; б) передачу информации; в) реструктуризацию.
Стратегия передачи имущества предусматривает переход контроля над материальными и финансовыми потоками от одного элемента поликорпоративной структуры к другому с целью осуществления более эффективного управления и получения взамен определенной доли экономического эффекта. Аналогичный механизм действует в случае реализации стратегии передачи информации, однако трансфертом выступает информационный поток (например, интеллектуальная собственность). В рамках стратегии реструктуризации происходит частичная передача (перераспределение) функций вступающих во взаимодействие корпораций, вследствие чего возникают дополнительные постоянно действующие материальные, финансовые и информационные потоки.
В результате реализации каждой из этих стратегий образуется комплекс взаимно связанных материальными, финансовыми и информационными потоками корпораций, центры которых составляют метасистему.
Целью функционирования метасистемы является обеспечение взаимовыгодного взаимодействия входящих в нее элементов с последующим перераспределением образовавшегося дополнительного эффекта, вследствие чего ее можно интерпретировать как некоторый «мнимый» центр (метацентр). Реализация метацентра может быть как закреплена в виде некоторых юридически оформленных соглашений (например, соглашения о совместной деятельности), так и не определена формально. Однако даже в последнем случае в соответствии с наличием определенной цели можно говорить о существовании метацентра. Поликорпоративные системы, в которых управляющий орган осуществляет свою цель, но не обязательно является организационно оформленным, можно назвать квазииерархическими системами.
Используется следующий механизм реализации стратегии функционирования поликорпоративной системы.
1. Идентификация взаимосвязей между уже существующими экономическими агентами. При этом определяются возможности, которые имеются для разделения видов деятельности или передачи информации.
2. Выбор основных видов деятельности, которые составили бы фундамент корпоративной стратегии. Диверсификация начинается с определения главных направлений деятельности, которые будут служить основанием для корпоративной стратегии.
3. Формирование горизонтальных организационных механизмов, которые содействуют организации взаимосвязей между основными направлениями деятельности и служат основанием для дальнейшей диверсификации. Метацентр содействует развитию взаимосвязей путем укрепления сотрудничества подразделений, формирования структурных групп подразделений, внесения соответствующих изменений в мероприятия стимулирования.
4. Перераспределение экономического эффекта между участниками взаимодействий. Этот этап может реализовываться как в виде выплаты дивидендов, так и на основе перераспределения функций: функция получения дохода передается метацентру, который осуществляет его перераспределение в порядке стимулирования. Учитывая налоговые аспекты хозяйственной деятельности, этот этап предопределяет соответствующую дивидендную политику [6].
Методы анализа и синтеза поликорпоративных систем. С позиций системного анализа [7] поликорпоративная система представляет собой метасистему, подсистемами которой выступают входящие в нее корпорации. В связи с этим в процессе функционирования поликорпоративной системы проявляется ее эмерджентность, то есть наличие таких свойств, которые не присущи составляющим ее отдельным элементам. В силу этого обстоятельства необходимо использование особых методов исследования, свойственных комплексным или агрегированным объектам.
Структурно поликорпоративные системы в качестве объекта исследования близки к такому многократно изучавшемуся объекту, как многосекторные модели экономики. В частности, достаточно полно рассмотрена трехсекторная модель [8], в которой исследуется взаимодействие таких подсистем, как:
а) материальный сектор, производящий предметы труда (топливо, энергию, сырье и др.);
б) фондосоздающий сектор, производящий средства труда (оборудование, производственные здания и др.);
в) потребительский сектор, изготовляющий предметы потребления.
При вполне естественных предположениях [9] о линейной однородности производственных процессов в данных секторах, постоянстве коэффициентов амортизации и прямых материальных затрат, а также в случае замкнутости экономики анализ модели привел [10] к важному выводу: решение проблемы управления такой полисекторной системой может быть получено в рамках балансов доходов и расходов секторов (подсистем).
Аналогичные подходы проявлялись в формулировке проблемы агрегирования неоклассической балансовой схемы «затраты-выпуск» (В. Леонтьев, П. Самуэльсон), исследованной российскими экономистами применительно к агрегированию межотраслевых балансов (А.Г. Гранберг, А.А. Шананин).
В рамках предположений [11] о конкурентности рынков производства, обмена и распределения и отделимости функций различных отраслей экономики (то есть возможности определить материальные, финансовые и информационные потоки между отраслями) сформирована агрегированная функция прибыли поликорпоративной системы, в которой проявилась взаимозависимость (баланс) эффектов отдельных отраслей.
Таким образом, основной и достаточно апробированный при исследовании функционирования поликомпоненетных экономических объектов метод заключается в построении балансов взаимодействий (материальных, финансовых и информационных потоков) элементов системы и формировании на их основе механизмов оптимизации этих взаимодействий.
Экономические индикаторы взаимодействий организаций и корпораций. Множество экономических индикаторов корпоративных систем включает в себя такие наиболее значимые элементы, как: а) стоимость материально-сырьевых, трудовых, фондовых и иных ресурсов; б) валовые показатели финансово-хозяйственной деятельности (объём продаж продукции, работ, услуг, прибыль продаж, чистая прибыль); в) относительные показатели финансово-хозяйственной деятельности (материалоёмкость продукции, производительность труда, фондоотдача); г) показатели использования финансовых результатов коммерческой деятельности (объём налоговых платежей, объём инвестированной прибыли, суммы доходов, выплаченных учредителям).
Важнейшими показателями, характеризующими процессы интеграции корпораций в поликорпоративную систему, являются параметры обменных операций, осуществляемых отдельными элементами корпораций на различных этапах как внутрикорпоративных, так и межкорпоративных взаимодействий, которые образуют множество экономических индикаторов взаимодействий организаций.
В качестве базового соотношения для формирования критериев АЭ поликорпоративной системы, центров подсистем (корпораций) и поликорпоративной системы в целом (метацентра) используется уравнение денежных потоков при взаимодействиях коммерческих организаций:
Далее мы рассмотрим особенности формирования каждого типа расходов.
Продолжение следует
Источники:
2. Рисунов Ф.М., Потапова Е.В. Теория корпоративного управления. - М.: Издательство Российской экономической академии, 1999.
3. Уткин Э.А. Конфликтология (теория и практика). - М.: ЭКМОС, 1998.
4. Основы конфликтологии / Под ред. В.Н. Кудрявцева. – М.: Юристъ, 1997.
5. Винслав Ю.Н. Становление холдинговых компаний: правовое и организационное обеспечение. // Российский экономический журнал.-2000. - №5-6. - С.64-66
6.Майкл-Портер Конкуренция С.-П. 2000. С.126-158
7. Городецкий В.И. Многоагентные системы: современное состояние исследований и перспективы применения // Новости искусственного интеллекта, 1996. - №1. - С. 44-59
8. Гранберг А.Г. Динамические модели народного хозяйства. – М.: Экономика, 1985.
9. Колемаев В.А. Трехсекторная модель экономики // Сборник научных трудов Международной академии информатизации. – М.: Копия-Принт, 1997. - С.335-344.
10. Колемаев В.А. Моделирование сбалансированного экономического роста // Вестник университета, №1(3). – М.: Изд-во ГУУ, 2000. - С. 41-48.
11. Шананин А.А. Агрегированное описание групп отраслей при помощи функции приведения разных конечных продуктов к однородному продукту // Математическое моделирование: процессы в сложных экономических и экологических системах. – М.: Наука, 1986. - С. 106-147.
Страница обновлена: 22.09.2024 в 13:32:54