Виртуальная корпорация как перспективная форма организации бизнеса
Скачать PDF | Загрузок: 13 | Цитирований: 8
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 4 (28), Апрель 2009
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11838150
Цитирований: 8 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Важная особенность экономического развития передовых стран в начале XXI в. заключается в переходе от индустриальной к постиндустриальной экономике. Становление постиндустриального общества вызвано формированием единого мирового информационного пространства на базе сети интернет, проникновением процессов информатизации, глобализации и виртуализации во все сферы экономики, созданием международного рынка информации и управления. В настоящей статье основное внимание уделяется новым формам организации предприятий и управления ими, где широко используются передовые коммуникационные и информационные технологии – виртуальным корпорациям.
Ключевые слова: информационные технологии, информационно-коммуникационные технологии, постиндустриальная экономика, виртуальная корпорация, рынок информации
Переход к новой эпохе определяется глобальной конкуренцией, значительными переменами, ускорением информационных и коммуникационных потоков, усложнением бизнеса и всеобъемлющей глобализацией. Темпы перемен стали настолько высокими, что требуется создание другого типа организаций, способствующего переходу в новую эру бизнеса. Кроме того, новая среда характеризуется «более широким распространением технического прогресса, а также наличием покупателей, приспособившихся к такому быстрому темпу перемен, чьи непостоянные предпочтения пересматриваются со скоростью телевизионной рекламы» [1].
Очевидно, что в существующих условиях организации должны быть в состоянии постоянно адаптироваться к динамичной среде: необходимо приспосабливаться к изменениям внешних условий. Наибольшую значимость приобретают такие качества организаций, как большая гибкость, повышение роли персонала, качества управления знаниями и высокая внутренняя конкурентоспособность.
Известный ученый в области менеджмента П. Друкер в своем докладе «Бизнес и управление», сделанном на американской конференции «Создание новых организаций» (ноябрь 1994 г.), отметил, что в XXI в. изменятся принципиальные основы деятельности предприятий – от «базирующихся на рациональной организации» к «базирующимся на званиях и информации». В организациях XXI в. преимущественно будут работать специалисты, которые направляют и формируют свою деятельность с помощью обратной связи от коллег, потребителей и стратегического центра корпорации.
До недавнего времени организации рассматривались как линейные единицы, каждая из которых имела линейную цепочку добавленной стоимости, состоящую из всех видов деятельности, необходимых для дизайна, рекламы, продажи, производства, доставки и поддержания товаров и услуг. Считалось, что поставщики и покупатели находятся за пределами организации, а организация была представлена как структура иерархических функционально подотчетных взаимоотношений. Такая постановка вопроса предполагала административно-управленческий подход к осуществлению деятельности, принятию решений и информированию [3].
Последние десятилетия ХХ в. характеризовались отходом от централизованно-координированной, многоуровневой иерархии в организациях и переходом к разнообразным более гибким структурам, основанным на горизонтальных связях. Перенесение рыночных отношений на внутрифирменные связи (внутренние рынки) вызвало к жизни новый тип структур – виртуальные организации. Виртуальная корпорация – это сообщество функциональных партнеров, управляющих проектированием, производством и реализацией продуктов с использованием современных информационных технологий и системы контрактов, заключаемых с независимыми рабочими группами и структурами.
Виртуальная корпорация позволяет в рамках альянса объединить цели и усилия ее собственников. Основной задачей виртуальной корпорации является объединение ключевых технологий и компетенций участников для наиболее полного удовлетворения потребительского спроса. Активное использование компьютерных технологий и сетей позволяет соединить работников или группы сотрудников, находящихся по всему миру и обеспечивает возможность их одновременной совместной работы в интранет- или интернет-пространстве.
Некоторые компании сотрудничают на базе компьютерных систем и информационных технологий, что способствует возникновению информационных сверхпрограмм и обеспечивает уверенность в больших возможностях альянсов компаний-партнеров.
Для виртуальных организаций представляется интересным использование внешних структур в качестве партнеров по субконтрактам, поскольку это позволяет работать с преимуществами организаций малых размеров, их гибкостью и адаптивностью. Большое количество внешних контрактов приводит к тому, что они образуют «скелет» организации, вследствие чего можно говорить о ее широкой распределенности в пространстве и времени. Использование внешних контрактов позволяет для осуществления каждого бизнес-процесса привлечь те организации, которые являются максимально конкурентными в данной области деятельности [2].
Концепция виртуальной организации относительно нова, но экстернализация некоторых функций специалистам со стороны уже много лет практикуется под разными названиями: производство по контракту, управление мощностями, аутсорсинг или инсорсинг [4]. Например, многие крупные бухгалтерские фирмы открыто признают, что даже в начале двадцатого века у них были клиенты, для которых они вели бухгалтерию, а не проводили ревизию бухгалтерских книг.
Понятие «виртуальное предприятие» характеризует новую концепцию, заключающуюся в том, что компания состоит не только из совета директоров, руководства и сотрудников, но также включает поставщиков, деловых партнеров и покупателей. Идея виртуальной компании предполагает различные виды соглашений: виртуальная интеграция, соглашение о дистрибьюции, совместный маркетинг, партнерство в области исследований и разработок, альянсы, совместные предприятия, привилегированность поставщиков и партнерства с потребителями.
Для обеспечения клиентов продукцией и услугами, которые соответствовали бы их потребностям, необходимо создавать и поддерживать базы интегрированных и постоянно меняющихся данных о потребителе, продукции, производстве и конструктивных методологиях. Как следствие, предприятиям приходится разрабатывать меры для проведения более глубокого исследования рынка и проработки более сложных вариантов дизайна продукции, а также внедрять системы и программное обеспечение, позволяющие в ряде случаев заказчику взять на себя обязанности, которые традиционно лежали на компании-производителе.
В данном контексте виртуальную корпорацию можно рассматривать как новую модель обмена информацией и взаимоотношений между участниками рынка. Для поддержания такой комплексной модели недостаточно только высококвалифицированных сотрудников компании, необходимо участие поставщиков, дистрибьюторов, представителей розничных продаж и непосредственно клиентов. Поддержание совершенной базы данных и системы взаимоотношений с партнерами является новым источником конкурентных преимуществ, доступным, в первую очередь, виртуальным корпорациям.
Однако чтобы в полной мере реализовать конкурентные преимущества в данном направлении, необходимо осуществить реорганизацию и модернизацию корпорации в целом: успех обеспечит комплексный подход, охватывающий научные исследования и разработки (R&D), производство, маркетинг, дистрибьюцию и реализацию, сервис, распределение, информационные системы, финансы. Особое внимание стоит обратить на роль персонала. Все больше возрастает потребность в высококвалифицированных и надежных сотрудниках, понимающих и умеющих применять новейшие знания и технологии, способных адаптироваться к стремительно меняющимся условиям и эффективно взаимодействовать с другими участниками рынка. Таким образом, большую роль в деятельности виртуальных корпораций играет сплоченность команды, включающей в себя персонал, руководство, клиентов, поставщиков и государственные органы и действующей для достижения совместных целей.
Виртуальные корпорации с каждым годом приобретают все большую популярность. Очевидно, что данный тип корпоративных образований является более совершенным, чем традиционные варианты. Виртуальное предприятие означает «сетевую, компьютерно-интегрированную организационную структуру, объединяющую неоднородные ресурсы, расположенные в различных местах» [5], основной целью которой является получение выгоды благодаря расширению ассортимента товаров и услуг. Фокусирование всех участников виртуальной корпорации на их ключевых компетенциях, объединение капиталов, технологий, знаний и других ресурсов, распределение рисков, ориентация на заказчика (быстрота выполнения заказа и полнота удовлетворения требований клиента), повышение гибкости и, как следствие, адаптивности к внешней среде позволяют увеличить конкурентоспособность предприятия и вывести его на новый, более сложный и развитый уровень организации бизнеса.
Источники:
2. Мильнер Б.З. и др. Организация и ее деловая среда: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 2. – М. : «ИНФРА-М», 1999.
3. Duffy J. and Tod M. The Extended Enterprise: Eliminating the Barriers. – IDC, 1998.
4. J. Brain Heywood, The Outsourcing Dilemma: The Search for Competitiveness, Financial Times // Prentice Hall. – 2002.
5. Манюшис А. и др. Виртуальное предприятие как эффективная форма организации внешнеэкономической деятельности компании / Манюшис А., Смольянинов В., Тарасов В. // Проблемы теории и практики управления. – 2003. – №4.
6. Vadim Kotelnikov. New Economy. Key Features of the New Rapidly Globalizing and Changing Knowledge Economy. Режим доступа: http:// www.1000ventures.com.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:58:53