Высшее образование в системе ценностей российских студентов
Тимохина Г.С.
, Харионовская А.Б.
, Попова О.И.![]()
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия
2 Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия
Статья в журнале
Маркетинг и маркетинговые исследования (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью
Том 30, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2025)
Введение
Последний десятилетний период в российском образовании отмечается неоднозначной тенденцией: при большом спросе на диплом о высшем образовании его воспринимаемая ценность и значимость для студентов претерпевает значительные изменения и, как показывают некоторые исследования, даже снижается.
В системе ценностей студентов аккумулируется весь жизненный опыт, полученный в процессе воспитания и социализации, который определяет вектор личностного и профессионального развития, характер взаимодействия и взаимоотношения с внешней средой, в целом, поведение индивида. Система ценностей студента определяет его образовательную траекторию как способ достижения жизненных целей. Анализ вторичных данных прошлых исследований отношения молодежи к высшему образованию показывает связь ценности высшего образования для молодых людей и их системы ценностей [1], [3].
Система приоритетных ценностей индивида в данных социально-экономических и исторических условиях представляет собой его ценностные ориентации, стимулирующие социальную активность и подверженные трансформации. В период перехода и становления в России рыночной экономики произошла мощная трансформация ценностей и ценностных ориентаций студенческой молодежи. В системе ценностей студентов наблюдается явный перекос материальных ценностей по отношению к духовным, превалирование прагматичного подхода к оценке значимости высшего образования и процессу обучения [1], [8], [22].
На этапе профессиональной социализации студентов маркетинг вуза способен влиять на трансформацию существующих ценностей и повышать ценность высшего образования в сознании студентов. Необходимость таких действий объясняется не только задачами вуза по привлечению и удержанию студентов, но и значимостью высшего образования в формировании высококультурной и интеллектуальной личности как члена общества, улучшении качественного состава населения, человеческого потенциала страны, в сохранении ее социокультурной идентичности.
В условиях влияния неконтролируемых факторов внешней среды на желание и готовность молодежи получать высшее образование, управление контролируемыми факторами в вузе может быть основано на концепции маркетингового управления спросом на высшее образование потенциальных и фактических потребителей образовательных услуг с учетом их системы ценностей. Основой маркетинговых стратегических и тактических решений по управлению спросом является информационно-аналитическая база данных о результатах мониторинга приоритетных ценностей студентов и позиции высшего образования в их системе ценностей.
Объекты исследования – российские студенты высших учебных заведений, высшее образование в системе ценностей студентов.
Предмет исследования – ценность высшего образования в системе ценностей студентов для достижения их жизненных целей.
Цель исследования: определить позицию и приоритетные ценности высшего образования для достижения жизненных целей в системе ценностей студентов для принятия маркетинговых решений по повышению ценности и значимости высшего образования в сознании потенциальных и фактических студентов вуза.
Обзор литературы
Стратегические направления развития высшего образования, сохранения и укрепления духовно-нравственных ценностей российской молодежи отражены в целом ряде правительственных документов. [1] [2] Проблемы высшего образования в российском обществе обусловлены не только социально-экономическими, культурными и технологическими факторами внешней среды, но и трансформацией ценностей студенческой молодежи [18, 6].
Студенты, их система ценностей, ценностные установки, решения в отношении получения высшего образования на этапе выбора жизненного пути все чаще становятся объектами исследования [1, 6]. Исследователи ценностей студентов опираются на теорию К. Клакхона и Ф. Стродбека, в которой ценность понимается как отношение человека к определенному процессу, ситуации, другому человеку и т.д., нуждающееся в обосновании [24].
Нейроисследования подтверждают, что множество ценностей, которые формируются в человеческом сознании, выстраиваются в определенную иерархию и составляют систему ценностей индивида [25]. На основе набора определенных ценностей, принятых в обществе, индивиды принимают решения и строят свое поведение [14], включаются в образовательный процесс, проявляют разную степень вовлеченности в процесс добывания знаний [15].
Исследователи изучают взаимосвязь ценностей и жизненного стиля студентов на основе теории Рокича [8, 16, 17], теории ценностей Шварца [10], в которой ценности индивида существуют на уровнях нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов [6, 19], теории потребительских ценностей Д. Шета, Б. Ньюмана, Б. Гросса [23], в которой учеными выделено пять потребительских ценностей, каждая из которых вносит дифференцированный вклад в выбор индивида при принятии решений [9] и др.
Современные ученые для изучения и классификации ценностей используют нейросимволический подход и искусственный интеллект [11], формулируют выводы о том, что в условиях развития информационно-цифровых технологий, социальных сетей и микроблогов у студентов формируются новые ценностно-нормативные модели поведения [26].
Маркетинговым исследованиям ценностей студентов вузов посвятили ряд научных работ ученые кафедры маркетинга Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова в период с 2016 по 2023 год. В частности, в исследовании Л.А. Данченок и др. выявлены принципиальные различия в приоритетных ценностях разных сегментов российских студентов [7]. Роль гендера в формировании ценностных ориентиров студентов проанализирована А.А. Мешковым и др. [13]. Результаты кабинетных исследований ценностных ориентаций и предпочтений студентов на основе анкеты Шварца и блока проекции ценностных ориентиров верхнего уровня на определенные продуктовые категории представлены в научной работе Р.Р. Сидорчука [19]. На основе нетнографических исследований и онлайн-опроса выполнен анализ системы ценностных установок студентов, выявлены критерии потребительского поведения относительно товаров-маркеров в работе И.И. Скоробогатых и др. [21].
В исследованиях отношения молодежи к высшему образованию ученые определяют место и значимость высшего образования в системе ценностей студентов, доказывают их взаимосвязь [1], [3], [5], [8], [20], [22]. В частности, в рамках мониторингового социологического исследования «Российский вуз глазами студентов» 2000–2012 гг., помимо прочих аспектов, исследователями изучались ценностно-мировоззренческие ориентации студентов различных типов вузов, их жизненные планы после окончания вуза [5].
В научной статье А.В. Климовича изучена динамика ценностных ориентаций студентов в отношении высшего образования в течение всего периода обучения в вузе, определено место высшего образования в совокупности терминальных и инструментальных ценностей, отмечены низкая ценность для студентов хорошего образования относительно других ценностей и снижение его значимости от курса к курсу [8].
В работе М.Л. Галас и Л.А. Брушковой уделено внимание изучению восприятия качества образования в целях повышения его ценности в сознании студенческой молодежи [4], в исследовании С. Шала анализируются факторы, повышающие интерес студентов к высшему образованию [20], в научной статье Э. Куусисто изучены вопросы соответствия содержания жизненных целей студентов и ценностей в контексте высшего образования [10].
В своей научной статье Т.В. Сучкова поддерживает мнение многих авторов более ранних исследований о преобладании практико-ориентированного восприятия ценности высшего образования у современного студента, что способствует снижению мотивации и ценности познания в процессе обучения [22].
Краткий обзор исследований по заявленной тематике показал, что ценности студентов и место высшего образования в их системе ценностей изучаются отечественными и зарубежными учеными довольно интенсивно и в самых разнообразных аспектах. Наряду с этим, результаты исследований ценностей, смены приоритетов в иерархии ценностных ориентаций студентов с разными социально-демографическими характеристиками нуждаются в дополнении с учетом динамично меняющейся маркетинговой среды вуза и ценностей студентов, что актуализирует необходимость проведения настоящего исследования.
Материалы и методы
Концептуальная основа исследования представлена двумя методическими подходами к изучению ценностей российских студентов в отношении высшего образования:
- методическим подходом к изучению приоритетных ценностей студентов и позиции образования в их системе ценностей;
- методическим подходов к изучению приоритетных ценностей высшего образования в процессе обучения студентов.
1. Первый методический подход к изучению приоритетных ценностей студентов и позиции образования в их системе ценностей основан на методологии мониторинга «Российский вуз глазами студентов» 2000 - 2012 годов [3] для оценки текущего состояния ценностных ориентаций российских студентов в 2024 году, а также для возможности сопоставления и оценки изменений ценностей студентов за период 2005-2024 гг. [5]. Основой данной методологии являются гуманистическая концепция молодежи И.М. Ильинского [2]; теория социализации, предполагающая приобретение индивидом знаний, навыков, традиций, привычек, принятых в данном обществе для успешного функционирования в нем; тезаурусный подход, который применяется при исследовании индивида, активно конструирующего социальную реальность [12].
Сбор и анализ релевантных данных в рамках первого методического подхода проведен по следующим взаимосвязанным блокам:
- блок вторичных данных о ценностях российских студентов и ценности высшего образования в достижении жизненных целей, их трансформации у студентов разных поколений в релевантных исследованиях за период 2005-2024 годов на основе традиционного и контент-анализа данных, методов систематизации, обобщения и сравнения;
- блок первичных данных о ценностях студентов по выборке в целом и по группам студентов с разными социально-демографическими характеристиками в отношении: ценности высшего образования для достижения жизненных целей, атрибутов «хорошей жизни», способов достижения жизненных целей.
2. Второй методический подход к изучению приоритетных ценностей высшего образования в процессе обучения студентов основан на теории потребительских ценностей Дж. Шета, Б. Ньюмана и Б. Гросса [23]. В основе данной теории лежит предположение, что выбор индивида определяется совокупностью пяти ценностей экономического блага, каждая из которых вносит дифференцированный вклад в его выбор.
В настоящем исследовании рассмотрены четыре из пяти потребительских ценностей как наиболее релевантные для выбора и получения высшего образования как экономического блага. Для каждой ценности высшего образования были разработаны содержательные характеристики применительно к образованию, которые соответствовали смыслу, вкладываемому в понятие ценности основоположниками данной теории. Респондентам было предложено выразить определенную степень согласия с ними по пятибалльной шкале Лайкерта.
Для достижения цели настоящего исследования были сформулированы следующие исследовательские вопросы:
1. Какова воспринимаемая ценность высшего образования российскими студентами, какова позиция высшего образования в системе ценностей студентов?
2. Существуют ли значимые различия в ценностях студентов в отношении высшего образования в зависимости от следующих характеристик:
- региональной принадлежности вуза;
- курса обучения студентов;
- гендерной принадлежности студентов?
3. Насколько значима трансформация приоритетных ценностей российских студентов, принадлежащих к разным поколенческим группам?
4. Каковы приоритетные ценности высшего образования в процессе обучения студентов в вузе?
Для получения первичных данных была разработана анкета, включающая как оригинальные вопросы, так и некоторые вопросы мониторинга ценностей студентов «Российский вуз глазами студентов» 2000 - 2012 годов [4] для сопоставления и оценки изменений ценностей студентов за 19-летний период: 25 шкальных вопросов множественного выбора в табличной форме, 3 открытых и 6 закрытых вопросов, в том числе для выбора из выпадающего списка,
Формализованный онлайн-опрос студентов проведен на платформе Анкетолог на невероятностной выборке (n = 2010) в 29 вузах 17 регионов России в течение октября-декабря 2024. Элементы выборочной совокупности – студенты 1-5 курсов 33-х направлений подготовки бакалавриата и специалитета, в основном социально-экономического профиля.
Для анализа данных были применены следующие статистические методы: корреляционный анализ (непараметрический критерий ро-Спирмена), факторный анализ (метод главных компонент, вращение «ВаримАкс» с нормализацией Кайзера), кластерный анализ (иерархический с применением метода Варда, k-средним, двухэтапный). Для обработки и анализа данных использован статистический программный пакет IBM SPSS Statistcs.
Результаты исследования
Результаты исследования представлены в двух частях с учетом разных теоретико-методических подходов к исследованию.
1. В рамках применения первого подхода получены ответы на первые три исследовательских вопроса. По двумерному анализу переменных получено распределение ответов о воспринимаемой ценности высшего образования для студентов с разными характеристиками (табл. 1).
Таблица 1
Восприятие студентами ценности высшего образования, 2024
|
Воспринимаемая ценность высшего образования**
|
Доля
респондентов, % *
| |||||
|
Московские
вузы
|
Региональные
вузы
|
Всего по
выборке
| ||||
|
1-2 курс
|
3-5 курс
|
1-2 курс
|
3-5 курс
|
1-2 курс
|
3-5 курс
| |
|
1. Высокая зарплата и/или открытие бизнеса
|
80,6
|
73,6
|
74,3
|
68,9
|
77,3
|
71,0
|
|
2. Процесс, нравится учиться
|
36,0
|
27,5
|
33,9
|
32,9
|
34,9
|
30,6
|
|
3. Так принято (детский сад, школа, вуз...)
|
18,3
|
27,2
|
19,2
|
31,5
|
18,8
|
29,6
|
|
4. Времяпрепровождение
|
16,4
|
17,3
|
13,2
|
12,8
|
14,7
|
14,8
|
|
5. Отсрочка от армии
|
7,2
|
13,5
|
6,2
|
5,0
|
6,6
|
8,6
|
|
6. Возможность какое-то время не работать
|
3,4
|
4,4
|
3,4
|
4,8
|
3,4
|
4,6
|
**Из семи предложенных вариантов ответов (в том числе, другое) респондентам предлагалось выбрать не более двух.
Источник: составлено авторами.
По данным табл. 1 очевидна прагматичная, рациональная установка студентов в отношении ценности высшего образования: это путь к высокому уровню дохода (для респондентов в зависимости от курса и территории обучения в диапазоне 68,9%-80,6%, далее - аналогично), а также типичные установки социума: «Так принято…» и «Отсрочка от армии», ими руководствуются от 25,4% до 40,8% студентов (сумма значений п.3 и п.5). От 27,5% до 36,0% респондентов видят в высшем образовании возможность получения положительных эмоций от процесса обучения, приращения знаний, навыков, интеллектуального роста, нового опыта.
Тревожным показателем является снижение от курса к курсу доли тех студентов, которым нравится процесс обучения (на 1% - 8,5%), при этом повышается доля считающих высшее образование является необходимой формальностью (на 11,1% – 15,3% в совокупности по п.3 и п.5). Вторичные данные исследования ценностей студентов 2022, 2023 годов подтверждают наши выводы: для 53% респондентов высшее образование – это возможность получить высокооплачиваемою работу [22]; для 42,9% российских студентов высшее образование не является безусловной ценностью [1].
Сравнение данных о ценности высшего образования для достижения жизненного успеха, представленных в мониторинге «Российский вуз глазами студентов» 2005, 2006, 2007 годов и нашем исследовании 2024 года (рис. 1), показывает результат, противоречащий социальным стереотипам.
Источник: составлено авторами.
Рис. 1. Значимость и ценность высшего образования для студентов: сравнительный анализ
Ценность и значимость высшего образования как гарантии жизненного успеха для студентов разных поколений существенно не отличается: большинство не признают весомого вклада высшего образования в свою будущую успешность, разница в показателях за 19-ти летний период колеблется в диапазоне от 2,58% до 7,48% (см. рис.1).
От 20,6% до 21,5% респондентов из столичных и региональных вузов, опрошенных в 2024 году не видят связи между высшим образованием и жизненными целями.
Наряду с этим, более половины сегодняшних студентов (55,10% против 38,47% - 47,10% в 2005) убеждены, что можно добиться высокого положения в обществе, благодаря честному, добросовестному труду. Повышение в исследовании 2024 года на 16,63% доли респондентов, считающих возможным добиться жизненного успеха без высшего образования по сравнению с 2005 годом, может быть объяснено, в том числе, объективным улучшением экономической и правовой действительности в стране.
Анализ ценностей студентов разных поколений в отношении атрибутов «хорошей жизни» приводит к выводам о значительной их переоценке в общей оценке атрибутов за девятнадцатилетний период. Для сравнения данных мониторинга «Российский вуз глазами студента» 2005 года и настоящего исследования применен метод нормированных оценок и ранжирования по 11 атрибутам «хорошей жизни», атрибуту с максимальной долей в выборе присвоен 1 ранг, и далее по убыванию доли (рис. 2).
Примечание: Из 11 предложенных авторами атрибутов хорошей жизни респондентам предлагалось выбрать не более трех вариантов ответов.
Источник: составлено авторами.
Рис. 2. Сравнение профилей ценностей российских студентов в отношении атрибутов «хорошей жизни» за 2005 и 2024 годы
В системе ценностей студентов поколения Y (данные 2005 года) главными ценностями – атрибутами «хорошей жизни» являлись материальная обеспеченность, здоровье, хорошая семья, хорошая работа (1,2,3,4 ранги соответственно). Хорошая семья была приоритетной ценностью для студентов этого поколения, которой присваивался второй, либо третий ранг важности, хорошему образованию присваивался 7 ранг.
Приоритетными ценностями для студентов поколения Z, как и для Y, остаются ценности материального достатка и здоровья. Однако ценность взаимной любви «любить и быть любимым» (3 ранг) становится более значимой по сравнению с семейными (5 ранг) и профессиональными ценностями (7 ранг). И если в более ранних исследованиях семья, как ценность, была некоторым гарантом безопасности и стабильности, то настоящее исследование показало высокую значимость для студентов ценности взаимной любви.
Более значимыми ценностями для зуммеров становятся независимость и свобода (4 ранг), безопасность (6 ранг), менее значимой - хорошее образование, которое опустилось с 7 позиции на 10.
Ценностные ориентации студентов определяют приемлемые для них способы и условия достижения жизненных целей. Студенты поколения Z для достижения жизненных целей ищут опору, прежде всего, в собственных силах (от 53,4% до 55,0%, обучающихся в московских и региональных вузах и, в целом по выборке), в сохранении здоровья (от 45,9% - 47,8%), в поддержке и помощи близких (37,8%-38,1%), причем, в большей степени это свойственно девушкам, чем юношам (40,9% и 31,5% соответственно). Гораздо меньшее количество респондентов рассчитывают на внешнюю поддержку от государства, вуза и др. (табл.2).
Эти данные соответствуют результатам мониторинга 2000-2012 годов, а также исследования ВЦИОМ 2022 года об уверенности молодежи в возрасте от 18 до 24 в том, что они смогут добиться высокого положения в разных профессиональных сферах только благодаря своим способностям. [5]
Таблица 2 иллюстрирует различия в способах и условиях достижения жизненных целей респондентами с разными социально-демографическими характеристиками.
Таблица 2
Двумерный анализ переменных «условия достижения целей» и «социально-демографические характеристики респондентов», 2024
|
Условия достижения целей
|
Доля респондентов, %*
| ||||
|
мужчины |
женщины
|
1-2 курсы
|
3-5 курсы
|
Всего по выборке
| |
|
Полагаться
только на себя
|
61,4
|
50,8
|
56,2
|
51,3
|
54,1
|
|
Сохранить
здоровье
|
50,7
|
45,3
|
46,7
|
47,3
|
47,0
|
|
Чтобы
поддерживали и помогали близкие
|
31,5
|
40,9
|
39,0
|
36,6
|
38,0
|
|
Поддержка
от государства (бюджетные места, помощь в трудоустройстве)
|
15,7
|
26,3
|
23,8
|
21,9
|
23,0
|
|
Повысить
качество обучения в вузе
|
17,9
|
22,8
|
19,1
|
24,2
|
21,3
|
|
Чтобы
российские дипломы признавали за рубежом
|
14,6
|
21,9
|
19,0
|
20,3
|
19,7
|
|
Навести
порядок в стране
|
18,2
|
17,5
|
16,1
|
19,9
|
17,7
|
|
Сохранить
текущий уровень жизни
|
17,9
|
13,0
|
14,0
|
15,3
|
14,5
|
**Из восьми предложенных вариантов ответов (в том числе, другое) респондентам предлагалось выбрать не более трех.
Источник: составлено авторами.
У студентов старших курсов по сравнению со студентами 1-2 курсов снижается уверенность в своих собственных силах для достижения жизненных целей (разница ∆4,9%); студентам юношам, в большей степени, чем девушкам важно полагаться на себя (∆10,6%), сохранить здоровье (∆5,4%) и стабильность (∆4,9%); однако, в меньшей степени, чем девушки они видят фактор «повышение качества образования» как условие для достижения жизненных целей (∆4,9%) (табл. 2).
Важность государственной поддержки образования для достижения жизненных целей в большей мере присуща студентам региональных вузов (∆7,1%); московским студентам важно признание российских дипломов за рубежом (∆5,9%).
Согласно своему видению достижения жизненных целей и ценностным установкам студенты строят жизненные планы: профессиональные, образовательные, семейные, миграционные и др. Большинство респондентов планирует работать по специальности (от 54,2% в целом по выборке), открыть свой бизнес (32,5%), менее трети респондентов намерены создать семью (26,6%) (рис.3). Полученные данные соотносятся с данными о ценностных ориентациях в отношении «хорошей жизни» и способах достижения целей (см. табл. 2; см. рис. 2).
Двумерный анализ данных на рис. 3 показывает некоторые региональные особенности в планировании студентами путей достижения целей, в частности, в отношении создания семьи (28% и 25,0% региональных и московских студентов соответственно), продолжения обучения после окончания вуза (21,9% и 26,3%), работы за рубежом (10,8% и 17,7%).
Примечание: Из десяти предложенных вариантов ответов (в том числе, другое) респондентам предлагалось выбрать не более двух.
Источник: составлено авторами.
Рис. 3. Жизненные планы студентов московских и региональных вузов после окончания, 2024
Выявлены гендерные различия: юноши чаще девушек планируют открыть свой бизнес (∆11,5%), девушки стремятся после окончания вуза создать семью (∆9,7%), проявить себя в творчестве (∆5,5%). От младших к старшим курсам снижается желание создать семью (∆4,6%), работать по специальности (∆2,7%) заниматься наукой (∆1,6%).
Эмоциональный настрой студентов в отношении своего будущего измерялся по шкале с диаметрально противоположными значениями: от оптимизма до страха (табл. 3). Большинство опрошенных смотрит в будущее спокойно, без иллюзий (41,8%), чуть более трети (32,8%) – с оптимизмом, 16,2% студентов испытывают тревогу и страх. Полученные результаты несколько отличаются от данных исследования ценностей студентов 2023 года: 36,4 % респондентов смотрят в будущее с оптимизмом, 29,1 % респондентов спокойно, без иллюзий [1].
Таблица 3
Как студенты смотрят в будущее, 2024
|
|
Пол респондентов, доля в %*
|
Курс обучения, доля, в %*
|
Всего по выборке, %
| ||
|
мужской
|
женский
|
1-2
|
3-5
| ||
|
С
оптимизмом
|
32,2
|
33,1
|
33,2
|
32,3
|
32,8
|
|
Спокойно,
без иллюзий
|
44,0
|
40,9
|
42,7
|
40,8
|
41,8
|
|
Равнодушно
(как будет - так будет)
|
12,2
|
7,7
|
10,1
|
7,8
|
9,1
|
|
С
тревогой
|
9,1
|
16,4
|
12,1
|
16,8
|
14,1
|
|
Со
страхом
|
2,6
|
1,9
|
1,9
|
2,4
|
2,1
|
Источник: составлено авторами.
Двумерный анализ данных не показал существенных региональных различий в эмоциональном настрое студентов, но высветил значимые гендерные различия: больше тревожности в отношении своего будущего у девушек (∆7,3), при этом юноши относятся к будущему с большим равнодушием (∆7,3). Тревога в отношении своего будущего нарастает у студентов старших курсов, по сравнению с младшими курсами (∆4,7) (см. табл. 3).
2. В рамках применения второго теоретико-методического подхода к исследованию получен ответ на четвертый исследовательский вопрос в отношении анализа приоритетных ценностей высшего образования по теории потребительских ценностей Дж. Шета, Б. Ньюмана и Б. Гросса.
Корреляционный анализ оценок характеристик с применением непараметрического критерия ранговой корреляции ро-Спирмена показал значимые средние корреляции между характеристиками каждой ценности, а также между четырьмя ценностями, что свидетельствует об изменениях в системе ценностей студентов (табл. 4).
Таблица 4
Потребительские ценности образования и их содержательные характеристики
|
Потребительские
ценности
|
Содержательные характеристики ценности*
|
|
Функциональная
–воспринимаемая полезность блага вследствие его образовательных, адаптивных,
информационных характеристик
|
Главный
результат обучения - диплом о высшем образовании
|
|
Высшее
образование является обязательным, но не понятным в применении
| |
|
Обучение
в вузе дает ощущение безопасности и стабильности
| |
|
Социальная
– воспринимаемая полезность блага вследствие его ассоциации со
стереотипами поведения социальных групп
|
Обучение
в вузе повышает социальный статус
|
|
Обучение
в вузе повышает карьерные возможности
| |
|
Обучение в вузе позволяет завязать
полезные в будущем знакомства
| |
|
Эмоциональная
– воспринимаемая полезность блага вследствие его способности вызывать
чувства по отношению к нему
|
Мне
нравится общение с другими студентами
|
|
Мне
нравится насыщенная, яркая студенческая жизнь
| |
|
Мне
нравится атмосфера, в которой проходит большинство занятий
| |
|
Познавательная
– воспринимаемая полезность блага вследствие способности побуждать к
новым знаниям
|
Обучаясь
в вузе, я учусь работать с информацией
|
|
Обучаясь
в вузе, я становлюсь умнее
| |
|
В
вузе я получаю практические навыки и умения для будущей профессии
|
Источник: составлено авторами.
Факторный анализ позволил уточнить природу изменения ценностей студентов. На первом этапе факторного анализа была исключена характеристика «Высшее образование является обязательным, но не понятным в применении» как самодостаточное утверждение. Факторизация по оставшимся 11 характеристикам показала, что характеристика «Обучение в вузе дает ощущение безопасности и стабильности» равно распределена по всем факторам. Это позволило сделать вывод, что безопасность является ценностью более высокого порядка, поэтому данная характеристика не учитывалась при формировании факторов в соответствии с моделью Шета-Ньюмана-Гросса.
Исходные характеристики с коэффициентами нагрузок более 0,3 в более чем одном факторе свидетельствуют об изменении ценностей студентов:
- характеристика «Мне нравится атмосфера, в которой проходит большинство занятий» демонстрирует большую нагрузку в познавательной ценности (0,670), чем эмоциональной (0,479), что указывает на важность атмосферы занятий для усвоения знаний поколением Z;
- характеристика «Обучение в вузе позволяет завязать полезные в будущем знакомства» теряет социальную значимость (0,460) и тяготеет к эмоциональной ценности общения (0, 664), что также соотносится с тенденцией в большей степени полагаться на себя при достижении целей современными студентами.
Анализ результатов различных методов кластеризации (иерархической с применением метода Варда, k-средним, двухэтапной) (табл. 5) позволил сделать вывод о сложной структуре потребительской ценности высшего образования для студентов, предполагающей наличие основной и дополнительных ценностей, формирующих внутреннюю мотивацию к получению высшего образования.
Таблица 5
Распределение студентов по кластерам в разрезе декларируемой ценности высшего образования как пути к хорошему благосостоянию в будущем, 2024
|
Ценности
высшего образования для студентов
|
Доля студентов, не назвавших высшее образование как путь к
хорошему будущему, %*
|
Доля студентов, назвавших высшее образование как путь к хорошему
будущему, %*
| |
|
Двухэтапный
кластерный анализ (4 кластера)
|
Познавательная
ценность - основная, эмоциональная и функциональная - дополнительные
|
21,4
|
38,4
|
|
Функциональная
ценность- основная
|
39,8
|
19,6
| |
|
Познавательная
ценность - основная, социальная - дополнительная
|
14,2
|
15,8
| |
|
Отсутствие
приоритетных ценностей
|
24,6
|
26,3
| |
|
Ward Method (4
кластера)
|
Отсутствие
приоритетных ценностей
|
33,8
|
22,4
|
|
Социальная
ценность - основная, эмоциональная - дополнительная
|
16,4
|
22,0
| |
|
Эмоциональная
ценность - основная, функциональная - дополнительная
|
20,1
|
14,7
| |
|
Познавательная
ценность - основная, эмоциональная и функциональная - дополнительные
|
29,7
|
40,8
| |
|
Кластеризация по
k-средним (4 кластера)
|
Познавательная
ценность - основная, эмоциональная - дополнительная
|
21,9
|
41,8
|
|
Отсутствие
приоритетных ценностей
|
34,5
|
18,9
| |
|
Эмоциональная
ценность - основная, социальная - дополнительная
|
27,7
|
19,7
| |
|
Социальная
ценность - основная
|
15,9
|
19,6
| |
Источник: составлено авторами.
Как видно из табл. 5, вне зависимости от метода кластеризации, выделяется кластер студентов с приоритетной познавательной ценностью в системе ценностей (для 38,4% респондентов, для 40,8%, для 41,8% по каждому из методов), для которых путь к высокой зарплате и открытию бизнеса лежит через развитие профессиональных компетенций, что может дать высшее образование.
Среди тех респондентов, которые не считают высшее образование способом достижения благосостояния в будущем, приоритетной является функциональная ценность: «получение диплома о высшем образовании» (39,8%), либо эмоциональная ценность для тех, кто ориентирован на процесс (20,1%, 27,7%), а также отсутствие приоритетных ценностей в системе ценностей студентов (33,8%, 34,5%) (см. табл. 5).
По анализу данных по всей выборке выявлено снижение приоритетности познавательной, социальной и эмоциональной ценности высшего образования для студентов старших курсов, по сравнению с младшими (рис. 4).
Источник: составлено авторами.
Рис. 4. Профиль ценностей высшего образования для студентов из региональных вузов (по среднему баллу пятибалльной шкалы Лайкерта)
У студентов старших курсов полезность высшего образования все больше воспринимается не через призму развития когнитивных способностей, получения положительных эмоций от процесса, а как факт официального признания освоения образовательной программы в виде диплома. Смещение приоритетов с «образование ради знаний» на «образование ради диплома» от младших к старшим курсам особенно характерно для студентов региональных вузов, а для московских вузов имеет более сглаженный характер.
Выводы
1. Отвечая на первый исследовательский вопрос о воспринимаемой ценности высшего образования российскими студентами, следует отметить ярко выраженную дихотомию ценностных ориентаций студентов «утилитарная ценность образования - самоценность высшего образования». Полученные данные указывают на превалирование утилитарного подхода современных студентов к высшему образованию как способу достижения материального и социального благополучия в противовес аксиологическому подходу, который отмечен лишь у незначительной части сегодняшних студентов. При том, что аксиологический подход к оценке значимости высшего образования предполагает возможность получения студентом личностной ценности на основе высокой степени осознанности и мотивации к саморазвитию и самореализации, причастности к высокоинтеллектуальному обществу людей.
В системе ценностей современных студентов приоритетными ценностями для достижения жизненных целей являются материальный достаток, здоровье, ценность взаимной любви, свобода, семья и безопасность, при этом хорошее образование занимает предпоследнюю позицию из 11 ценностей, что в полной мере согласуется с выводами других исследователей [8], [22].
Полученные результаты исследования приводят к необходимости принятия маркетинговых решений в коммуникациях: изменение подходов к формированию ценностных ориентаций при взаимодействии вуза с потенциальными студентами. В маркетинговых коммуникациях важно транслировать не только прагматичную и утилитарную ценность образования как возможность получения профессиональных компетенций, но и ценность образования в становлении высококультурной и интеллектуальной личности, в возможности социально-культурной интеграции выпускника в быстро меняющуюся реальность, в способности адаптироваться к стремительно меняющейся экономике знаний.
Несомненно, основой принятия маркетинговых решений должна быть информационно-аналитическая база данных о приоритетных ценностях студентов и значимости высшего образования в их системе ценностей, о тенденциях их трансформации по результатам мониторинга вторичной и первичной релевантной и актуальной информации.
2. По существу второго исследовательского вопроса о различиях в ценностях студентов в отношении высшего образования в зависимости от их социально-демографических и географических характеристик, отмечены, во-первых, настораживающие тенденции нарастания отклонений ценностных ориентаций студентов, которые усиливаются от курса к курсу. Это проявляется в сокращении доли старшекурсников, эмоционально вовлеченных в учебный процесс и стремящихся к осознанному усвоению знаний; в увеличении доли студентов, у которых нет желания работать по полученной в вузе специальности; в снижении уверенности старшекурсников в собственных силах для достижения жизненных целей; в нарастании тревоги у студентов старших курсов в отношении своего будущего после получения высшего образования.
Во-вторых, выявлены гендерные различия в ценностных ориентациях студентов при достижении жизненных целей, в личных приоритетных планах юношей после обучения в вузе, в уровне тревожности в отношении своего будущего после окончания вуза.
В-третьих, отмечены различия в подходах и условиях достижения жизненных целей студентов, обучающихся в вузах разной территориальной принадлежности, в приоритетных жизненных ценностях после обучения в вузе.
Полученные выводы свидетельствуют о необходимости принятия стратегических маркетинговых решений: сегментации студентов и дифференцированного подхода к формированию ценностей студентов, относящимся к разным целевым сегментам. Для принятия решений о дифференциации подходов, особенно важно проводить мониторинг вовлеченности в образовательный процесс студентов каждого курса в силу различий в ценностных ориентациях: энтузиазм, положительный эмоциональный настрой на получение знаний и их эффективное применение в будущей профессии, на обретение новых социальных контактов, свойственные студентам младших курсов, сменяются к старшим курсам на разочарование, переживание отнюдь не радужных эмоций по отношению к получаемой профессии, тревогу в отношении будущего.
3. Анализ результатов исследования для ответа на третий исследовательский вопрос о трансформации приоритетных ценностей российских студентов из разных поколенческих групп в период 2005-2024 гг. показал кардинальное изменение приоритетных ценностей и позиции высшего образования в системе ценностей студентов поколений Z и Y.
Семейные и профессиональные ценности утратили приоритетность для студентов-зуммеров по сравнению со студентами-миллениалами. Их место заняли ценности, соответствующие высокому уровню индивидуализма поколения Z – взаимная любовь, свобода и независимость, безопасность. От года к году наблюдается существенное снижение значимости хорошего образования, что выводит его на низкие позиции в ранге ценностных ориентациях студентов.
Полученные данные могут стать основой для принятия вузом маркетинговых решений по продукту: изменению содержательного наполнения учебного плана, подходов к учебно-методической, а также воспитательной работе со студентами поколения Z, направленных на изменение отношения к высшему образованию. Наряду с этим, необходимо отметить, что в условиях всеобщей доступности высшего образования, переходу высшего образования от элитарного к массовому, такое отношение к образованию можно изменить не столько управленческими и маркетинговыми решениями вуза, сколько государственными мерами по регулированию приема в вузы на платное обучение. [6]
4. В рамках ответа на четвертый исследовательский вопрос авторами сделан вывод о сложности и изменчивости структуры потребительской ценности высшего образования: иерархия приоритетных ценностей образования для современных студентов перестраивается от курса к курсу.
С одной стороны, перестройка структуры ценностей высшего образования является закономерным результатом развития личности. С другой стороны, восприятие студентами ценности высшего образования только лишь через призму его функциональной полезности, усиливающееся от курса к курсу в ущерб познавательной, эмоциональной и социальной ценностям, свидетельствует о перекосе не только в системе ценностей студентов, но и несовершенстве высшего образования.
Фокус студентов на получении формального образования способствует снижению их вовлеченности в процесс добывания знаний, саморазвития, обретения профессиональных компетенций, что приводит к далеко идущим последствиям для социально-экономического развития страны: ухудшению качества рабочей силы, способности адаптироваться к новой экономической и технологической реальности, снижению инновационного потенциала выпускников вузов и др..
Такие выводы приводят к пониманию необходимости принятия дифференцированных маркетинговых решений для разных сегментов (выявленных кластеров) при управлении процессом профессиональной подготовки в вузе, что может способствовать перестройке иерархии приоритетных ценностей высшего образования в процессе обучения студентов с фокусом на познавательную, эмоциональную, социальную ценности и предполагать следующее:
- обучение на основе парадигмы «процесс обучения – это не только когнитивный, но и эмоциональный процесс»;
- введение в учебные планы вуза дисциплин, связанных с формированием критического и креативного мышления;
- совершенствование методик обучения, направленных не на фиксирование информации от преподавателя, а на «добывание» и освоение знаний студентами;
- перенос фокуса образовательных программ с развития предметных знаний и запоминания информации на развитие личностных и метапредметных компетенций, включение студентов в поисковую, проектную и исследовательскую деятельность;
- приращение компетенций и получение познавательной и социальной ценности: нового опыта, социальных связей за счет участия вузов в программе всероссийской академической мобильности и др.
Научная новизна исследования выражается, с одной стороны, в изучении приоритетных ценностей студентов и позиции высшего образования в их системе ценностей, с другой стороны, в исследовании приоритетных ценностей высшего образования в иерархии потребительской ценности образования в процессе обучения студентов в вузе, что отличает настоящее исследование от других исследований по данной тематике.
Практическая значимость исследования, проведенного на весьма представительной выборочной совокупности, выражается в применимости его результатов широким кругом российских вузов для маркетинговых решений, направленных на повышение ценности высшего образования в сознании молодежи.
Направления будущих исследований авторы видят, во-первых, в мониторинге динамики приоритетных ценностей студентов, обусловленных изменением внешней среды высшего образования; во-вторых, в изучении и количественном и качественном анализе влияния факторов внешней среды на трансформацию потребительской ценности высшего образования в процессе обучения студентов; в-третьих, в исследовании реакции студентов на спектр маркетинговых решений по повышению ценности высшего образования.
[1] Указ Президента Российской Федерации № 809 от 9 ноября 2022 года «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»// Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения 16.02.2025).
[2] Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" до 2030 года // Консультант плюс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/7cdb6b823c28cffc11772942395c6357491e784f/ (дата обращения 5.03.2025).
[3] Мониторинговое социологическое исследование российского студенчества, которое проводилось в 2000–2012 годах исследователями Московского гуманитарного университета.
[4] Прим.: Авторам были доступны данные мониторинга за 2005,2006, 2007 годы.
[5] Почему студенческая молодежь в современной России низко ценит высшее образование? /Психологическая газета. 21.11.2022 URL: https://psy.su/feed/10495/ (дата обращения 15.03.2025)
[6] Госдума в первом чтении приняла проект о госрегулировании приема в вузы // Коммерсантъ. 14.05.2025 URL: https://www.kommersant.ru/doc/7714912?ysclid=mas959z9bg794873601 (дата обращения 16.05.2025)
Страница обновлена: 01.12.2025 в 22:29:34
Vysshee obrazovanie v sisteme tsennostey rossiyskikh studentov
Timokhina G.S., Kharionovskaya A.B., Popova O.I.Journal paper
Marketing and marketing research
Volume 30, Number 4 (October-December 2025)
