Нейромаркетинговый анализ эффективности выкладок товаров

Семибратский М.В., Герасименко О.А., Титова И.Н.
1 Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород, Россия

Статья в журнале

Маркетинг и маркетинговые исследования (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью

Том 30, Номер 3 (Июль-сентябрь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье представлен анализ сценарного расположения товаров и вариантов выкладки продукции, который показал, что сила бренда оказывает влияние на процесс выбора товара клиентами на полках. На основании проведенного эксперимента с применением айтрекеров было установлено, что большее число респондентов сделали выбор майонеза торговых марок «Слобода» и «Mr. Ricco» (горизонтальная и вертикальная выкладка). Сделан вывод о зависимости силы бренда и расположении продукта в различных сценариях выкладки к возможности оптимизировать операционные затраты компании. Определено, что возможно стимулировать импульсные покупки клиентов при условии узнаваемости бренда и сохранении устойчивого товарооборота торговой компании.

Ключевые слова: нейромаркетинговые технологии, выкладка товаров, оптимизация расходов, бренд

JEL-классификация: D11, D12, M31, O33



Введение

В 2022 году перед сферой розничной торговли особо актуальной стала задача сохранение имеющегося ассортимента товаров. Санкционные ограничения привели к тому, что около 48% иностранных поставщиков приостановили свою деятельность, 43% частично приостановили работу, 9% продолжили сотрудничество в прежних форматах. Как следствие, торговым сетям оперативно пришлось перестаивать свою работу (более 14,5 тыс. товарных позиций ушло с рынка) и актуализировать ассортиментную политику. Одновременно, это позволило российским компаниям гибко и мобильно расширять свой ассортимент (более 14 тыс. позиций появилось в качестве товарных новинок) и тем самым, усиливать конкурентные преимущества в отношении развития брендовых критериев и поиска возможности оптимизации операционных расходов. Согласно опросу, проведенному технологической компанией NielsenIQ, представляющей информацию о развитии рынка ритейла и потребительском поведении, клиенты выразили готовность и заинтересованность поддержать местных производителей, в том числе, товарных брендов, предоставляющих дополнительные товары. Дополнительным фактором размещения товаров в сфере ритейла может быть изменение модели поведения клиента. Так, наиболее предпочтительным форматом совершения покупок для потребителя является «современная розничная торговля» (супер-, гипермаркеты, магазины у дома). Более 70% опрошенных совершают покупки в сетевых объектах, и выражают желание, чтобы доля таких форм покупок становилась все шире.

Ключевым вопросом, волнующим как владельцев продуктовой ритейл индустрии, так и поставщиков товаров, остается следующий – как оптимально разместить продукцию на полках, чтобы каждый актор рыночных отношений имел эффект от совершения покупки? Утверждение о том, что размещение и выкладка товаров на полках магазинов обходится компаниям дороже, чем удержание внимания и визуального результата, становится своеобразной новой маркетинговой аксиомой. Следует отметить, что по мере роста числа позиций, различий в ассортименте и наименований товаров, перед методологией мерчендайзинга становятся более острые и актуальные задачи. При этом, присутствует эффект компромиссного согласования интересов всех акторов рыночных отношений.

Концепция мерчендайзинга впервые упоминается в научных исследованиях периода Великой депрессии, США (1930-1950 гг.). Ключевым направлением данного этапа возможно выделить необходимость продаж возрастающих объемов производства, а также поиск дополнительных конкурентных преимуществ. Практические применение основных правил искусства мерчендайзинга прибрело в 60-70-е гг. Среди прикладных исследований необходимо обозначить автора Г. Селфридж (США), который на примере собственного универмага впервые применил отдельные приемы привлечения внимания и интереса покупателей – ночное освещение витрин объекта, локации для отдыха клиентов, оформление комнаты-тишины.

Визуальный мерчендайзинг нашел практическое место в концепции маркетинга с 2005 г. (Ю. Сяглова, Д. Галуд [1]) как элемент разработки маркетинговой и рекламной стратегии компании. Проведенные исследования стали основой для разработки навигационных маршрутов потребителей, продвижения брендов товаров/компаний и дизайна торговых площадей. Усложнение концепции визуального маркетинга проявляется в дополнении маркетинговых мероприятий, направленных на поддержание визуального интереса и формирование решения клиента о покупке товаров путем лояльного отношения к позитивному бренду. Более детализированный взгляд на практическое применение правил визуального мерчендайзинга представлено в ряде маркетинговых экспериментов. В 2021 г. английская компания «Dihill» (производство мужских товаров и аксессуаров), совместно с институтом POPIA (США) провела маркетинговое POS-исследование, в результате которого были получены следующие выводы [2]:

· 70% решений о покупке принимаются клиентами непосредственно перед полками или витринами торгового объекта;

· 30% решений о покупке являются строго запланированными заранее.

Таким образом, возможно предположить, что поведение клиентов является импульсным в отношении процесса совершения покупки товара, ключевым условием служит наличие определенного сочетания факторов и техник, оказывающих влияние на процесс.

Классическими правилами выкладки товаров по уровням размещения на полках и ожидаемыми эффектами продаж являются следующие:

· уровень шляпы (1,7 м высота стеллажей) – 10% продаж; средняя стоимость аренды полки – 3 500 руб.;

· уровень глаз (1,1 высота стеллажей) – 40% продаж; средняя стоимость аренды полки – 4 500 руб.;

· уровень рук (0,6 высота стеллажей) – 30% продаж; средняя стоимость аренды полки – 2 500 руб.;

· уровень ног (0,2 высота стеллажей) – 20% продаж; средняя стоимость аренды полки – 2 000 руб.

С целью уточнения эффективности различных сценариев выкладки товаров и применения методологических основ когнитивных технологий в сфере ритейл торговли был проведен контекстуальный анализ библиографических источников, наиболее цитируемые статьи представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Контент-анализ по ключевому понятию «Product display marketing» (в поисковой системе Google Scholar)

Результаты поиска
Ключевой источник с максимальным показателем цитирования
Контекст упоминания
1980-2000 гг. 20-го века
(время поиска – 0,11 сек, число результатов –
1 300)
Evan E. Anderson An Analysis of Retail Display Space: Theory and Methods // The Journal of Business
Vol. 52, No. 1 (Jan., 1979), pp. 103-118 (16 pages)
Published By: The University of Chicago Press [3]
(число цитирований – 145)
Разработана теоретическая модель взаимосвязи между долей бренда на рынке и торговой площади, выделенной для демонстрации товара, с учётом предпочтений потребителей в отношении брендов; разработки используются как часть комплексной теории распределения площади, выделенной для демонстрации товара, с целью максимизации прибыли.
Charles S. Areni, Dale F. Duhan, Pamela Kiecker Point-of-Purchase Displays, Product Organization, and Brand Purchase Likelihoods // Journal of the Academy of Marketing Science. 1999. Vol. 27, No. 4, pages 428-441 [4]
(число цитирований – 154)
Подтвердили научную гипотезу, что использование POS-дисплеев позволяет перераспределить товары по региональным категориям в магазинах, облегчая, тем самым, потребителям сравнение альтернатив по регионам. Исследования показали, что реорганизация товаров по уровням определённого признака влияет на вероятность покупки в основном в тех случаях, когда этот признак не является важным, а также когда вероятность покупки бренда обычно высока.
2000-2024 гг. 21-го века
(время поиска – 0,16 сек, число результатов –
1 830)
Patti Warrington and Soyeon Shim An Empirical Investigation of the Relationship between Product Involvement and Brand Commitment // Psychology & Marketing. Vol. 17(9):761–782 (September 2000) [12]
(число цитирований – 650)
Результаты исследования показывают, что вовлеченность в продукт и приверженность бренду не сильно взаимосвязаны и, по сути, представляют собой уникальные конструкции. В результате анализа данных, основанного на низком и высоком уровнях вовлеченности в продукт и слабой или сильной приверженности бренду, были выделены четыре различных потребительских сегмента.
Ann Marie Fiore, Xinlu Yah, and Eunah Yoh Effects of a Product Display and Environmental Fragrancing on Approach Responses and Pleasurable Experiences // Psychology & Marketing. Vol. 17(1):27–54 (January 2000) [8]
(число цитирований – 518)
Исследовано положительное влияние дизайна помещения на отношение клиента к продукту (общее отношение, намерение совершить покупку, предполагаемая цена и цена, которую клиент готов заплатить. При этом, компонент когнитивного удовольствия (видение себя в воображении) и мультисенсорное удовольствие опосредовали комбинацию факторов при выборе клиентом продукта в магазине.
Chandrasekar Subramaniam, Michael J. Shaw and David M. Gardner Product Marketing and Channel Management in Electronic Commerce // Information Systems Frontiers 1:4, 363-378, 2000 [11]
(число цитирований – 57)
Представлено влияние организации выкладки полок (вертикальной, горизонтальной, диагональной, каскадной) и преимущество вертикальной организации товаров. В практических экспериментах продемонстрированы результаты, касающиеся расположения товара в магазине и подчеркивается важность размещения товаров на уровне глаз.
J. Jeffrey Inman, Russell S. Winer, & Rosellina Ferraro The Interplay Among Category Characteristics, Customer Characteristics, and Customer Activities on In-Store Decision Making // Journal of Marketing Vol. 73 (September 2009), 19–29 [9]
(число цитирований – 820)
Проанализированы категории товаров и потребительские характеристики, которые влияют на вероятность совершения потребителями незапланированных покупок. Кроме того, изучены действия потребителей, которые могут усугубить или ограничить эти последствия. Результаты показывают, что характеристики категории, такие как частота покупок и выкладка товаров на полках, а также характеристики покупателя, такие как размер семьи и пол, влияют на принятие решений в магазине.
Ram Bezawada, S. Balachander, P.K. Kannan, & Venkatesh Shankar Cross-Category Effects of Aisle and Display Placements: A Spatial Modeling Approach and Insights // Journal of Marketing Vol. 73 (May 2009), 99–117 [5]
(число цитирований – 167)
Исследуют влияние расположения отделов и витрин на соотношение продаж между категориями. Они разрабатывают пространственную модель продаж бренда, которая учитывает асимметричные эффекты сходства между двумя или более категориями в зависимости от магазина, одновременно контролируя влияние традиционных факторов мерчандайзинга и маркетингового комплекса, таких как цена, функциональность и выкладка товаров.
Markus Blut, Christoph Teller, Arne Floh Testing Retail Marketing-Mix Effects on Patronage: A Meta-Analysis // Journal of Retailing 94 (2, 2018) 113–135 [6] (число цитирований315)
Инструменты, связанные с управлением продуктом и брендом, оказывают самое сильное влияние на большинство переменных результата, в то время как инструменты управления ценами, коммуникациями, обслуживанием и стимулированием влияют только на отдельные результаты.
Hayk Khachatryan, Alicia Rihn, Bridget Behe, Charles Hall, Ben Campbell, Jennifer Dennis, Chengyan Yue Visual attention, buying impulsiveness, and consumer behavior // Mark Lett (2018) 29:23–35 [10] (число цитирований – 104) Уточнено, что импульсивные потребители уделяют повышенное внимание визуальной информации в точках продаж, тем самым, материалы в точках продаж должны подчёркивать и привлекать внимание к этой информации, чтобы стимулировать импульсивные покупки. По мере того, как импульсивным потребителям предоставляется больше информации, их визуальное внимание к товару уменьшается, но вероятность покупки возрастает.
Phan Linh Duong and Mai Ngoc Khuong The Effect of in-Store Marketing on Tourists’ Positive Emotion and Impulse Buying Behavior – An Empirical Study in Ho Chi Minh City, Vietnam // International Journal of Trade, Economics and Finance, Vol. 10, No. 5, October 2019 [7] (число цитирований – 315) Эмпирические данные показали, что повышенное внимание к интерьеру объекта и дизайну упаковки привлечет гораздо больше внимания и эмоций клиентов. Иные факторы, такие как имидж бренда товара, видеореклама и стимулирование продаж, оказывают как прямое, так и косвенное влияние на импульсивное покупательское поведение благодаря посреднической роли положительных эмоций.
Таким образом, со временем понимание факторов, оказывающих влияния на выбор товаров потребителями, позволяет сфокусироваться на вариантах различных выкладок товаров в магазинах и акцентировании внимания на силе бренда товара. Возможно предположить, что поведение клиентов является импульсным в отношении процесса совершения покупки товара, ключевым условием служит наличие определенного сочетания факторов и техник, оказывающих влияние на процесс.

Научная гипотеза – используя альтернативные сценарии мерчендайзинга выкладки продовольственных товаров возможно стимулировать импульсные покупки клиентов при условии узнаваемости бренда и сохранить устойчивый товарооборот торговой компании на основе оптимизации коммерческих расходов.

Материалы и методы

Результаты исследования получены на основе следующих методов: контент-анализ источников научной литературы; экспериментальное окулографическое наблюдение; интервьюирование; конфирматорный (факторный) анализ; графическая интерпретация полученных данных, в том числе построение тепловых карт. Экспериментальный этап проведен с использованием носимых айтрекеров Tobii Pro Glasses 3.

Период проведения – январь-февраль 2024 г., место – г. Белгород. Общее число респондентов – 47 чел. (ошибка репрезентативности ± 3% при Р = 97%), в эксперименте использована продукция (майонез) следующих брендов – Слобода, Mr. Ricco, СТМ Магнит, Махеевъ, Ряба, Я люблю готовить (общее число упаковок – 272 шт) и вкусов – с перепелиным яйцом, оливковый, провансаль, постный, с лимонным соком (5 наименований). Методология проведения эксперимента приведена в таблице 2.

Таблица 2 – План проведения исследования

Структура исследования
Характеристика
Анализ вертикальной выкладки по брендам на первом стеллаже (Выкладка №1)
Проверка гипотезы о том, что на выбор респондентом определенного вкуса майонеза оказывает влияние сила бренда.
Задание участникам
Найдите на стеллаже в любой последовательности майонез со вкусами «Провансаль», «Оливковый», «Перепелиный», «С лимонным соком», «Постный».
Анализ горизонтальной выкладки по брендам на втором стеллаже
(Выкладка №2)
Проверка гипотезы о том, что на выбор майонеза респондента определенного вкуса оказывает влияние сила бренда.
Задание участникам
Найдите на стеллаже в любой последовательности майонез со вкусами «Провансаль», «Оливковый», «Перепелиный», «С лимонным соком», «Постный».
Анализ вертикальной выкладки по брендам на первом стеллаже (Выкладка №1)
Проверка гипотезы о том, какой марке и вкуса майонеза отдают предпочтение потребители.
Задание участникам
Найдите и возьмите с полки майонез, который покупаете чаще всего.
Источник: составлено авторами.

Результаты и обсуждения

Анализ вертикальной выкладки по брендам на первом стеллаже (Выкладка №1). Участники эксперимента – женщины в возрасте 20-25 лет (4 чел.), женщины в возрасте 25-40 лет (5 чел.), женщины в возрасте 40-60 лет (5 чел.), женщины старше 60 лет (1 чел.), мужчины в возрасте – 20-30 лет (5 чел.); мужчины в возрасте – 31-40 лет (2 чел.); мужчины в возрасте старше 60 лет (1 чел.). Общее число респондентов – 23 чел.

Общие результаты представлены на рис. 1. Отметим, что респонденты отдали предпочтение при выборе майонеза со вкусом «Провансаль» торговому бренду «Слобода» (47,8%), «MR.Ricco» (39,1%), пропорционально распределились предпочтения торговых брендов «Махеев» (4,3%), «Я люблю готовить» (4,3%), «Ряба» (4,3%). Майонез «Слобода» – единственная марка, все вкусы которой интересны для потребителей («Провансаль», «Оливковый», «Перепелиный», «С лимонным соком», «Постный»). На втором месте находится майонез «Mr. Ricco», при выборе которого чаще всего предпочитали вкус «Перепелиный». При выборе майонеза вкуса «Постный» респонденты акцентировали внимание на майонезах «Слобода» – 56,5%, «Ласка» – 26,1%, «Я люблю готовить» – 17,4%. Майонез «Оливковый» выбирали респонденты среди марок «Mr. Ricco» – 47,8%, «Слобода» – 39,1%, «Махеев» – 8,7%, «Ряба» – 4,3%. Майонез «Провансаль» в основном предпочитают марки «Слобода» и «Mr. Ricco», выбор других марок этого майонеза составляет не более 4,3%.

На майонезы «Ряба», «Ласка», «Махеев», «Я люблю готовить» респонденты реже всего обращали внимание.

Рисунок 1 – Распределение выбора различных вкусов майонеза по брендам

Источник: составлено авторами.

Визуализация распределения вкусовых предпочтений респондентов представлена в форме тепловой карты на рис. 2.

Рисунок 2 – Тепловая карта визуализации внимания респондентов

Источник: составлено авторами

Выкладка 2 (по брендам, горизонтальная), 2 стеллаж.

Участники эксперимента – женщины в возрасте 20-25 лет (4 чел.), женщины в возрасте 25-40 лет (5 чел.), женщины в возрасте 40-60 лет (5 чел.), женщины старше 60 лет (1 чел.), мужчины в возрасте – 20-30 лет (5 чел.); мужчины в возрасте – 31-40 лет (2 чел.); мужчины в возрасте старше 60 лет (1 чел.). Общее число респондентов – 23 чел.

Майонез Слобода по-прежнему занимает лидирующие позиции по отношении к другим маркам, при чем по всем изучаемым вкусам. Mr. Ricco интересен для респондентов со вкусом «Перепелиный». Остальные марки майонеза в меньшей степени привлекательны для потребителей, лишь майонез «Постный» марки Я люблю готовить и провансаль марки Ряба заинтересовали 21,7% респондентов (рис. 3).

Визуально наиболее привлекательные тепловые зоны внимания респондентов представлены на рис. 4.

Рисунок 3 – Распределение выбора различных вкусов майонеза участниками эксперимента по брендам

Источник: составлено авторами

Рисунок 4 – Тепловая карта визуализации внимания респондентов

Источник: составлено авторами

Согласно результатам, приведенным на рис. 5, чаще всего выбор респондентов останавливается на майонезе марки Слобода, вкус оливковый, также пользуется спросом майонез Слобода провансаль и Mr.Ricco перепелиный.

Рисунок 5 – Выбор майонеза по брендам и вкусам

Источник: составлено авторами.

На основании представленных результатов, подтверждающих авторскую гипотезу, считаем необходимым проверить степень влияния бренда на выбор майонеза при различных сценариях мерчендайзинга. В качестве инструмента предлагаем использовать однофакторный дисперсионный анализ, результат которого представлены в таблицах 3 и 4.

Таблица 3 – Итоги однофакторного дисперсионного анализа для сценария

Дисперсионный анализ
Источник вариации
SS
df
MS
F-расчетное
P-Значение
F критическое
Между группами
2,5
1
2,5
0,003496
0,954304
5,317655
Внутри групп
5721,6
8
715,2
Итого
5724,1
9




Источник: составлено авторами.

Таблица 4 – Итоги однофакторного дисперсионного анализа для сценария

Дисперсионный анализ
Источник вариации
SS
df
MS
F-расчетное
P-Значение
F критическое
Между группами
0,33333333
1
0,3333333
0,000871
0,97703536
4,964602744
Внутри групп
3826,66667
10
382,66667
Итого
3827
11




Источник: составлено авторами.

Проанализируем полученные в таблицах результаты. Итак, самым важным значением в данных таблицах выступает р-значение, которое в каждом из сценариев больше, чем 0,05, что свидетельствует о принятии нулевой гипотезы: Независимо от выполненной выкладки майонеза на стеллажах респонденты осуществляют выбор в пользу определенного бренда.

Для интерпретации результатов однофакторного дисперсионного анализа также можно сравнить расчетное значение F с критическим значением F, чтобы определить, следует ли отклонить или не отклонить нулевую гипотезу. В нашем случае, поскольку расчетное значение F меньше критического значения F, мы не отвергаем нулевую гипотезу. Легко заметить, что оба подхода (с применением p-значения и критического значения F) привели к одному и тому же выводу: используя различные сценарии мерчендайзинга получаем равнозначный результат – выбор определенного бренда майонеза среди альтернативных вариантов. Следовательно, можно говорить о подтверждении авторской гипотезы исследования (таблица 5).

Таблица 5 – Сравнительный анализ эффективности различных сценариев вкладки товаров

Факторы
Традиционный сценарий
Альтернативный сценарий
Сила бренда
Заметность товара на полке,%
Сила бренда
Заметность товара на полке,%
Уровень глаз (1,1 м)
Сильный
40
Сильный
40
Уровень рук (0,6 м)
Средний
30
Сильный
40
Уроень ног (0,2 м)
Низкий
20
Сильный
30
Источник: составлено авторами.

Построим модель продаж майонеза, ориетируясь на определенную стоимсоть полки и процент продаж ею обеспечивающийся. По ранее проведенным исследованиям стоимость аренды полки и процент продаж составляет (таблица 6).

Таблица 6 – Математическое описание модели зависимости стоимости аренды полок и вероятности продаж

Номер полки
x1
x2
y
Расстояние полки от пола, м
Стоимость полки, руб.
Продажи, %
6
1,7
2000
5
5
1,4
2500
40
4
1,1
4500
30
3
0,8
4500
20
2
0,5
3500
2,5
1
0,2
3500
2,5
Источник: составлено авторами

Промежуточные значения для построения модели были получены с помощью программного продукта SPSS и отражены в таблице 7.

Таблица 7 – Итоги корреляционно-регрессионного анализа для различных сценариев выкладки товаров на полке

ВЫВОД ИТОГОВ
Регрессионная статистика
Множественный R
0,803866
R-квадрат
0,646201
Нормированный R-квадрат
0,410335
Стандартная ошибка
0,966422
Наблюдения
6
Дисперсионный анализ

df
SS
MS
Регрессия
2
5,117586
2,558793
Остаток
3
2,801912
0,933971
Итого
5
7,919498


Коэффициенты
Стандартная ошибка
Y-пересечение
-14,3784
11,84739
Переменная X 1
1,382535
0,604752
Переменная X 2
2,099239
1,470912
Источник: составлено авторами

Лучшим образом вариацию продаж отражает экспоненциальная модель:

Модель статистически значима, так как фактическое значение F-критерия Фишера Fфакт=7,39 превышает табличное Fтабл=6,61.

Интерпретируем модель: перемещая товар по полкам (вверх, либо вниз на 30 см) продажи могут измениться на 1,4%, а при росте расходов на покупку полки на 1% продажи растут на 2,1%, т.е. общий экономический эффект составляят 3,5%. Таким образом, при перемещении товара с 6 на 5 полку, мы увеличиваем расходы на 500 рублей (25%) и тем самым согласно нашей модели процент продаж может составить 50%.

Заключение

Представленный авторами анализ различных сценариев выкладки товаров позволяет сделать следующие научные результаты – используя альтернативные сценарии мерчендайзинга выкладки продовольственных товаров возможно стимулировать импульсные покупки клиентов при условии узнаваемости бренда и сохранить устойчивый товарооборот торговой компании на основе оптимизации коммерческих расходов. Результаты исследования могут быть использованы компаниями при актуализации маркетинговой стратегии (формирование лояльности к бренду), в том числе, плана маркетинга, а также найти прикладное применение при формирование операционного бюджета.


Источники:

1. Галун Д.А. Визуальный мерчандайзинг. Не только бизнес. - СПб.: Питер, 2021. – 192 c.
2. Майкифер М.С. Мерчендайзинг – понятия и виды // Молодой ученый. – 2019. – № 8(246). – c. 93-95.
3. Anderson E. An analysis of retail display space: theory and methods // The Journal of Business. – 1979. – № 1. – p. 103-118. – doi: 10.1086/296036.
4. Areni Ch., Duhan D., Kiecker P. Point-of-рurchase displays, product organization, and brand purchase likelihoods // Journal of the Academy of Marketing Science. – 1999. – № 4. – p. 428-441. – doi: 10.1177/0092070399274003.
5. Bezawada R., Balachander S., Kannan P., Shankar V. Cross-category effects of aisle and display placements: a spatial modeling approach and insights // Journal of Marketing. – 2009. – p. 99-117. – doi: 10.1509/jmkg.73.3.99.
6. Blut M., Teller Ch., Floh A. Testing retail marketing-mix effects on patronage: a meta-analysis // Journal of Retailing. – 2018. – № 2. – p. 113-135. – doi: 10.1016/j.jretai.2018.03.001.
7. Duong Ph., Khuong M. The effect of in-store marketing on tourists’ positive emotion and impulse buying behavior – an empirical study in Ho Chi Minh City, Vietnam // International Journal of Trade. Economics and Finance. – 2019. – № 5. – p. 119-125. – doi: 10.18178/ijtef.2019.10.5.648.
8. Fiore A.M., Yah X., Yoh E. Effects of a product display and environmental fragrancing on approach responses and pleasurable experiences // Psychology & Marketing. – 2000. – № 1. – p. 27.
9. Inman J., Winer R., Ferraro R. The interplay among category characteristics, customer characteristics, and customer activities on in-store decision making // Journal of Marketing. – 2009. – p. 19-29. – doi: 10.1509/jmkg.73.5.19.
10. Khachatryan H., Rihn A., Behe B., Hall Ch., Campbell B., Dennis J., Yue Ch. Visual attention, buying impulsiveness, and consumer behavior // Marketing Letters. – 2018. – № 1. – p. 23-35. – doi: 10.1007/s11002-018-9446-9.
11. Subramaniam Ch., Shaw M.J., Gardner D.M. Product marketing and channel management in electronic commerce // Information Systems Frontiers. – 2000. – № 4. – p. 363-378.
12. Warrington P., Shim S. An empirical investigation of the relationship between product involvement and brand commitment // Psychology & Marketing. – 2000. – № 9. – p. 761.

Страница обновлена: 04.12.2025 в 11:49:35

 

 

Neuromarketing analysis of the goods layout efficiency

Semibratskiy M.V., Gerasimenko O.A., Titova I.N.

Journal paper

Marketing and marketing research
Volume 30, Number 3 (July-september 2025)

Citation:

Abstract:
The article analyzes the scenario goods layouts, which showed that the strength of the brand influences the process of choosing goods by customers on the shelves. Based on the conducted experiment with the use of eytrackers, it was found that a larger number of respondents chose mayonnaise brands "Sloboda" and "Mr. Ricco" (horizontal and vertical layout). The conclusion about the dependence of brand strength and goods layout in various scenarios of the calculation on the ability to optimize the company's operating costs is made. It is determined that it is possible to stimulate customers' impulse purchases, provided that the brand is recognizable and the trading company maintains a stable turnover.

Keywords: neuromarketing technology, goods layout, cost optimization, brand

JEL-classification: D11, D12, M31, O33

References:

Anderson E. (1979). An analysis of retail display space: theory and methods The Journal of Business. 52 (1). 103-118. doi: 10.1086/296036.

Areni Ch., Duhan D., Kiecker P. (1999). Point-of-rurchase displays, product organization, and brand purchase likelihoods Journal of the Academy of Marketing Science. 27 (4). 428-441. doi: 10.1177/0092070399274003.

Bezawada R., Balachander S., Kannan P., Shankar V. (2009). Cross-category effects of aisle and display placements: a spatial modeling approach and insights Journal of Marketing. 73 99-117. doi: 10.1509/jmkg.73.3.99.

Blut M., Teller Ch., Floh A. (2018). Testing retail marketing-mix effects on patronage: a meta-analysis Journal of Retailing. 94 (2). 113-135. doi: 10.1016/j.jretai.2018.03.001.

Duong Ph., Khuong M. (2019). The effect of in-store marketing on tourists’ positive emotion and impulse buying behavior – an empirical study in Ho Chi Minh City, Vietnam International Journal of Trade Economics and Finance. 10 (5). 119-125. doi: 10.18178/ijtef.2019.10.5.648.

Fiore A.M., Yah X., Yoh E. (2000). Effects of a product display and environmental fragrancing on approach responses and pleasurable experiences Psychology & Marketing. 17 (1). 27.

Galun D.A. (2021). Visual merchandising. Not just business SPb.: Piter.

Inman J., Winer R., Ferraro R. (2009). The interplay among category characteristics, customer characteristics, and customer activities on in-store decision making Journal of Marketing. 73 19-29. doi: 10.1509/jmkg.73.5.19.

Khachatryan H., Rihn A., Behe B., Hall Ch., Campbell B., Dennis J., Yue Ch. (2018). Visual attention, buying impulsiveness, and consumer behavior Marketing Letters. 29 (1). 23-35. doi: 10.1007/s11002-018-9446-9.

Maykifer M.S. (2019). Merchandising – concepts and types. The young scientist. (8(246)). 93-95.

Subramaniam Ch., Shaw M.J., Gardner D.M. (2000). Product marketing and channel management in electronic commerce Information Systems Frontiers. 1 (4). 363-378.

Warrington P., Shim S. (2000). An empirical investigation of the relationship between product involvement and brand commitment Psychology & Marketing. 17 (9). 761.