The role of corporate training in the strategic personnel management of modern organizations
Ivanova-Shvets L.N.1, Zhirova N.V.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Download PDF | Downloads: 8
Journal paper
Leadership and Management (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 12, Number 3 (March 2025)
Abstract:
The purpose of the article was to substantiate the necessity of corporate training as a key element of strategic personnel management in modern organizations. The article defines the tasks that are important for modern organizations to solve in order to form and maintain corporate training as a fundamental direction in the strategic personnel management system: substantiation of the main directions of corporate training, the main forms and elements of corporate training, analysis of methods of determining the costs and benefits of the corporate management system. In a rapidly changing business environment, organizations are faced with the need to adapt and improve the skills of their employees in order to achieve competitive advantages. The authors analyze how corporate training contributes to developing the skills necessary to achieve the strategic goals of organizations, as well as strengthening corporate culture and increasing employee engagement. The article includes examples of successful practices in the implementation of corporate training programs, their impact on the productivity and innovation of organizations, and their consistency with the strategy of personnel management.
Keywords: corporate training, organizational strategy, strategic personnel management, training system and method, company goal
JEL-classification: D83, M53, P36, P46
ВВЕДЕНИЕ
Характерной чертой экономики XXI века является высокая динамичность и неопределенность, вынуждающие современные организации быть адаптивными и гибкими, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке. Одним из ключевых элементов, позволяющих компании обладать данными свойствами, является человеческий капитал, стратегии работы с которым ежегодно уделяется все больше внимания, в особенности, это касается функции корпоративного обучения и развития. В данной статье рассматривается роль корпоративного обучения как стратегического инструмента, способствующего достижению целей компании и обеспечению ее устойчивого развития.
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена возрастающей напряженностью и недостатком квалифицированных специалистов на рынке труда. Согласно исследованиям, проведенным The Boston Consulting Group and World Skills, более 30% организаций ежегодно отмечают недостаточный уровень компетенций уже работающих сотрудников, а более 80% руководителей остро ощущают кадровый голод и испытывают трудности в поиске подходящих специалистов [1]. Кроме того, стремительное развитие информационных технологий и искусственного интеллекта привело к условиям быстрого устаревания профессиональных навыков и компетенций, а, следовательно, к необходимости оперативно давать работникам пройти обучение, переобучение, повышение квалификации. Представленные данные подчеркивают важность внедрения систематического подхода к корпоративному обучению как неотъемлемой части стратегического управления.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Корпоративная система обучения персонала представляет собой комплексное и систематическое управление процессом обучения внутри организации с целью развития профессиональных навыков и компетенций ее сотрудников, согласованный с бизнес-процессами и корпоративной культурой организации и направленный на решение ее стратегических задач. (см. Рис.1)
Рис.1 Система корпоративного обучения персонала
Источник: разработка авторов
Основная цель корпоративной системы обучения современной организации – это всегда направленность на изменения, а изменения зависят от стратегических целей самой организации, от состояния ее внутренней среды и от динамики изменений во внешней среде [2].
Стратегический аспект корпоративной системы обучения включает такие направления, как: развитие или изменение квалификации, навыков, отношения, представлений, поведения персонала, развитие и поддержание корпоративной культуры. Такое направление не дает мгновенного эффекта, но система должна работать ежедневно. Его результаты скажутся в долгосрочной перспективе и при условии поддержки со стороны руководства и правильного планирования данного процесса [3].
Благодаря качественно выстроенной системы внутреннего обучения компания укрепляет свои позиции на рынке, а также имеет возможность быстро выводить на рынок новые продукты. Исследования показывают, что компании с развитой системой обучения имеют на 32% более высокие шансы на успешное внедрение новых продуктов [4].
Главной целью системы является удовлетворение запросов в подготовке компетентных, квалифицированных, гибких, лояльных специалистов, которые должны выполнять в дальнейшем те задачи, которые ставит перед собой компания в рамках реализации стратегии. Исследуя данный аспект, обратимся не только к теоретическим воззрениям, а также к реальным практическим примерам.
Одной из ключевых задач стратегического управления является удержание высококвалифицированных кадров не только установлением высоких заработных плат, но иными опциями, которые будут выгодны в том числе и для компании. Возможность развиваться внутри компании, проходить различные тренинги и семинары, сертификацию, конференции и т.д., в особенности, если это происходит за счет компании, является одним из основополагающих факторов, используемых компаниями в настоящий момент для удержания талантов. По данным Gallup, 87% работников предпочли бы оставаться в организации, которая предлагает возможности для обучения и развития [5].
Так, например, компания «Рексофт», специализирующаяся в сфере цифровых технологий, постоянно обновляет знания своих сотрудников о новых инструментах и методах работы, что позволяет им не только сохранять актуальность на рынке, но и предлагать клиентам инновационные решения. В 2024 году был запущен новый образовательный курс «Тестирование производительности систем», направленный на подготовку специалистов в области оценки и оптимизации производительности информационных систем. Основной целью курса является формирование у слушателей глубоких знаний и практических навыков, необходимых для эффективного тестирования производительности систем [6].
Таким образом, компания не только укрепляет свои позиции на рынке, но и активно способствует развитию профессиональных навыков своих сотрудников, что в конечном итоге приводит к созданию более качественных и эффективных ИТ-решений для клиентов.
А государственный лидер на рынке атомной промышленности «Росатом» уже более 6 лет работает с обучающими программами, направленными на снижение травматизма. Обучение трудовым функциям, корпоративным нормам, основам по охране труда и использованию технического оборудования становится одной из основный целей в современных экономических условиях деятельности «Росатома».
Анализируя показатели за прошедшие 4 года (см. Таблица 1), был выявлен рост числа пострадавших с 2020 по 2022 год, однако в 2023 году этот показатель снизился до 57 человек, что на 22% меньше по сравнению с 2022 годом.
Число случаев со смертельным исходом в 2022 и 2023 годах оставалось на одном уровне. Однако, отметим положительную динамику, поскольку наблюдалось значительное снижение показателя на 47% в указанных ранее годах по сравнению с 2021 годом.
Коэффициент частоты травм за рассматриваемый период имел как отрицательную, так и положительную динамику, отметим, что 2021-2022 годах наблюдался значительный рост, что говорит об учащении производственного травматизма и соответствует увеличению численности пострадавших. Однако, уже к 2023 году компании удалось снизить уровень практически до показателя 2020 года, что указывает на улучшение ситуации с безопасностью на производстве (см. Таблица 1) [7].
Таблица 1
Уровень производственного травматизма в Госкорпорации «Росатом»
Показатель/Год
|
2020
|
2021
|
2022
|
2023
|
Число пострадавших при
несчастных случаях, человек
|
50
|
70
|
73
|
57
|
Число пострадавших со смертельным исходом, человек
|
5
|
15
|
8
|
8
|
Коэффициент частоты травм, Кч
|
0,18
|
0,24
|
0,25
|
0,19
|
С целью минимизации возникновения несчастных случаев, а также повышения общей осведомленности сотрудников о работе в опасных условиях, компания в рамках корпоративной академии разработала и запустила комплексный проект «Где «Росатом» — там безопасно».
В рамках проекта компания ставит цель воспитать в работниках осознанность по отношению к безопасности и ее соблюдению, обеспечению на работе. Внутренние эксперты в онлайн формате проводят вебинары, семинары, на которых рассматриваются и обсуждаются наиболее актуальные темы, касаемо безопасности на текущий момент времени. Сотрудники принимают активное участие, отрабатывают материал на практических занятиях.
Таким образом, программа обучения и повышения осведомленности сотрудников о правилах безопасности способствовали созданию более безопасной рабочей среды и снижению уровня травматизма на производстве
Кроме выше указанного, важно отметить, что оптимально организованная система обучения и развития персонала предполагает возможность карьерного роста текущих сотрудников и, соответственно, их перемещения по должности, что важно учитывать в рамках кадрового планирования. В дополнение, система позволяет предопределить необходимые навыки и компетенции для конкретных должностей, что дает возможность более точно прописать рекрутерам и руководителям требования в вакансии к кандидатам при процессе отбора и подбора.
В системе внутрикорпоративного обучения используются различные формы ее реализации, включая традиционные: лекции, семинары, тренинги, а также современные: электронные обучающие платформы, вебинары, онлайн-курсы, искусственный интеллект, что позволяет адаптировать образовательный процесс под разные стили обучения и потребности сотрудников. Все больше компаний используют все достижения информатизации и цифровизации, внедряя такие современные методы, как геймификация, точечное обучение с использованием чат-ботов, бизнес-квесты и симуляции [8,9,10]. Некоторые примеры форм реализации в системе корпоративного обучения можно соотнести к отдельным элементам системы корпоративного обучения и направленного на достижение соответствующих результатов (см. Таблица 2) [11,12].
Таблица 2
Основные элементы системы корпоративного обучения
Элемент системы
корпоративного обучения
|
Обучение персонала
|
Самообучение персонала
|
Обучение персоналом
|
Примеры форм реализации
|
Тренинги, семинары, лекции
|
Индивидуальные и групповые
проекты
|
Наставничество, коучинг,
презентации
|
Основные результаты
обучения
|
Повышение квалификации,
развитие навыков и компетенций
|
Решение операционных и
стратегических задач деятельности компании
|
Сокращение издержек на
обучение персонала, минимизация рисков потери ключевых сотрудников
|
Однако несмотря на то, что корпоративная система обучения оказывает положительный эффект на достижение целей компании, существуют существенные риски, связанные с затратами и их анализом. Это объясняется тем, что компании важно с точки зрения стратегии иметь возможность оценить, сколько можно получить и от чего нужно отказаться, чтобы проводимое обучение было эффективным и окупаемым. Кроме того, анализ затрат позволяет компании оптимизировать систему и сократить затраты, а также повысить ценность как для обучающихся, так и для компании [14].
В статье рассмотрим некоторые из используемых зарубежными и российскими компаниями методов анализа затрат на обучение.
Метод «Анализ затрат и выгод», который подразумевает процесс сравнения общих затрат на проект и вытекающих выгод, определяя далее насколько выгоды превышают затраты. Существует несколько методик расчета [15,16]:
1. Чистая приведенная стоимость (NPV) оценивает сколько стоит чистый доход от инвестиций на момент их осуществления, определяется как разница дисконтированных выгод за вычетом дисконтированных затрат. Он позволяет отслеживать эффективность инвестиций на протяжении всего жизненного цикла, включая, при необходимости, ранние периоды исследований и разработок, если результаты еще не окуплены. Анализ NPV может использоваться сам по себе для определения жизнеспособности предлагаемых усилий, но его также можно применять при оценке эффективности затрат на обучение. Если, например, мы хотим сравнить стоимость разработки и внедрения нового подхода к обучению и продолжения использования уже существующего, мы можем рассчитать NPV для каждого из них за несколько лет с использованием ставки дисконтирования. Предпочтительным будет подход с большей NPV.
2. Внутренняя норма доходности (IRR) рассчитывает ставку дисконтирования, при которой чистая приведенная стоимость проекта или решения равна нулю. Результатом является внутренняя норма доходности, которая указывает на доходность проекта или решения. Более высокая IRR означает, что проект или решение более прибыльны или привлекательны, а более низкая IRR означает, что проект или решение менее прибыльны или привлекательны.
3. Соотношение выгод и затрат (BCR) – метод, который позволяет рассчитать отношение текущей стоимости выгод к текущей стоимости затрат проекта или решения. Результатом является соотношение выгод и затрат, которое указывает на эффективность или результативность проекта или решения. BCR больше единицы означает, что проект или решение является эффективным или результативным, а BCR меньше единицы означает, что проект или решение неэффективны или неэффективны.
Далее рассмотрим наиболее известную и применяемую современными компаниями модель Дональда Киркпатрика, которая в дальнейшем была доработана позднее Джеком Филлипсом.
Измерение ROI по методике Филлипса состоит из четырёх этапов.
На этапе планирования определяются цели программы обучения и разрабатывается план оценки и сбора данных. Цели должны быть четко сформулированы и соответствовать стратегическим целям организации. План оценки определяет методы и инструменты, которые будут использоваться для сбора данных, а также описывает хронологию и этапы оценки.
На этапе сбора данных осуществляется сбор информации как в ходе, так и после завершения обучения, которые позволят оценить эффективность программы обучения.
Дальнейший анализ предполагает изоляцию эффекта от обучения, то есть определение того, насколько изменения в организации можно приписать именно обучению. Также проводится перевод результатов в денежный эквивалент и расчет ROI (Return on Investment) для оценки экономической эффективности обучения [17]:
ROI= ((Прибыль–Объем инвестиций)/Объем инвестиций))*100% (1).
Как правило, для краткосрочных программ ROI рассчитывается за год. Но в отдельных случаях, когда вы реализуете масштабную программу (например, запускаете корпоративный университет), достижение максимального эффекта может занять несколько лет. Помимо этого, производится подсчет затрат на обучение и определение нематериальных выгод, которые могут быть получены благодаря обучению.
На последнем этапе составляется отчет, в котором подробно описываются результаты анализа, представляются выводы и рекомендации. Отчет является ключевым элементом метода анализа затрат на обучение Филипса, поскольку на его основе принимаются решения о дальнейших шагах по развитию обучения в организации (см.Рис. 2) [18].
Рис.2. Анализ затрат на обучение по методике Филлипса
Источник: iSpring [Электронный ресурс] / Директор по персоналу. - 2023. – Электрон. дан. - Режим доступа: Как рассчитать ROI для корпоративного обучения (ispring.ru)
В любом случае определение затрат и результатов требует профессионального подхода, знания специальных технологий обучения, наличия специалистов-профессионалов, способных эффективно обучать работников практико-ориентированным знаниям [19].
Заключение
Таким образом, корпоративное обучение играет ключевую роль в стратегическом управлении персоналом, обеспечивая компании необходимые ресурсы для адаптации к изменениям и достижения конкурентных преимуществ. В условиях современного рынка организации должны рассматривать обучение не просто как дополнительную статью расходов, а как инвестицию в будущее своего бизнеса.
Эффективные программы корпоративного обучения способствуют развитию человеческого капитала, повышению производительности и снижению текучести кадров. Важно помнить, что успешное внедрение таких программ требует системного подхода, включающего оценку потребностей, разработку адаптированных курсов и регулярную оценку их эффективности.
Тем самым, корпоративное обучение становится неотъемлемой частью стратегического управления персоналом, способствуя созданию устойчивых конкурентных преимуществ и обеспечивая долгосрочный успех организаций в условиях динамичного рынка.
References:
Benefits of gamification in trainingElearninglearning.com. Retrieved December 01, 2024, from https://www.elearninglearning.com/gamification/statistics/?ope n-article-id=10681320&article-title=benefits-of-gamification-in- training&blog-domain=paradisosolutions.com&blog-title=paradiso
Dolzhenko R.A. (2017). Sistema korporativnogo obucheniya: soderzhanie, mesto v sisteme obrazovaniya i osnovnye podkhody k realizatsii v kompanii [Corporate training system: content, place in the education system and main approaches to implementation in the company]. Pedagogical education in Russia. (3). 6-14. (in Russian). doi: 10.26170/po17-03-01.
Forbes. Retrieved December 02, 2024, from https://www.forbes.ru/education/517961-kak-kompaniam-vstat-na-put-samoobucenia-i-pocemu-eto-vazno
Gamification Lab. Retrieved December 07, 2024, from https://gamificationlab.com
Ganaeva E.A., Guzairova A.F., Lipatkina N.V. (2019). Tekhnologiya otsenki rezultativnosti korporativnogo obucheniya [Corporate education efficiency assessment technology]. Vestnik of Orenburg State University. (5(223)). 100-107. (in Russian). doi: 10.25198/1814-6457-222-100..
Insights. Retrieved October 12, 2024, from https://blog.insights.com/en-us/blog/why-making-learning-inclusive-matters-more-than-ever
Kartashova L.V. (2018). Upravlenie chelovecheskimi resursami [Human resource management] Moscow: INFRA-M. (in Russian).
Kyazimov K.G. (2023). Upravlenie chelovecheskimi resursami [Human resource management] Moscow: Izdatelstvo Yurayt. (in Russian).
Lazich Yu.V., Popova I.N. (2021). Razvitie personala kak vazhnyy element sovremennoy sistemy upravleniya chelovecheskimi resursami [Personnel development as an important element of a modern human resource management system]. Beneficium. (4(41)). 109-110. (in Russian). doi: 10.34680/BENEFICIUM.2021.4(41).105-111.
Litvinyuk A.A. i dr. (2021). Upravlenie personalom [Personnel management] Moscow: Izdatelstvo Yurayt. (in Russian).
Litvinyuk A.A., Bekmurzieva Kh.M., Ivanova-Shvets L.N., Kuzub E.V., Ledneva S.A., Novikova E.V., Repnikova V.M., Troska Z.A. (2021). Kadrovaya politika i strategii upravleniya personalom [HR policy and HR management strategies] Moscow: KnoRus. (in Russian).
Sapegina O.A., Sumina E.V. (2016). Obuchenie i razvitie personala v proektno-orientirovannyh kompaniyakh [Staff training and development in project-oriented companies]. Modern trends in the development of science and technology (Sovremennyye tendentsii razvitiya nauki i tekhnologiy). (3-8). 133-135. (in Russian).
The Octalysis Group. Retrieved December 12, 2024, from https://octalysisgroup.com
Страница обновлена: 06.04.2025 в 16:32:13