Роль корпоративного обучения в стратегическом управлении персоналом современных организаций

Иванова-Швец Л.Н.1, Жирова Н.В.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 3 (Март 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Цель статьи - обоснование необходимости корпоративного обучения как ключевого элемента стратегического управления персоналом современных организаций. В статье определены задачи, которые важно решать современным организациям для формирования и поддержания корпоративного обучения как основополагающего направления в системе стратегического управления персоналом: обоснование основных направлений корпоративного обучения, основные формы и элементы корпоративного обучения, анализ методик для определения затрат и выгод от системы корпоративного управления. В условиях быстро меняющегося бизнес-окружения организации сталкиваются с необходимостью адаптации и повышения квалификации своих сотрудников для достижения конкурентных преимуществ. Мы анализируем, как корпоративное обучение способствует развитию навыков, необходимых для реализации стратегических целей организаций, а также укрепляет корпоративную культуру и повышает уровень вовлеченности сотрудников. Статья включает примеры успешных практик внедрения программ корпоративного обучения, их влияние на производительность и инновационность организаций и согласованность со стратегией управления персоналом.

Ключевые слова: корпоративное обучение, стратегия организации, стратегическое управление персоналом, система и методы обучения, цели компании

JEL-классификация: D83, M53, P36, P46



ВВЕДЕНИЕ

Характерной чертой экономики XXI века является высокая динамичность и неопределенность, вынуждающие современные организации быть адаптивными и гибкими, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке. Одним из ключевых элементов, позволяющих компании обладать данными свойствами, является человеческий капитал, стратегии работы с которым ежегодно уделяется все больше внимания, в особенности, это касается функции корпоративного обучения и развития. В данной статье рассматривается роль корпоративного обучения как стратегического инструмента, способствующего достижению целей компании и обеспечению ее устойчивого развития.

Актуальность рассматриваемой темы обусловлена возрастающей напряженностью и недостатком квалифицированных специалистов на рынке труда. Согласно исследованиям, проведенным The Boston Consulting Group and World Skills, более 30% организаций ежегодно отмечают недостаточный уровень компетенций уже работающих сотрудников, а более 80% руководителей остро ощущают кадровый голод и испытывают трудности в поиске подходящих специалистов [1]. Кроме того, стремительное развитие информационных технологий и искусственного интеллекта привело к условиям быстрого устаревания профессиональных навыков и компетенций, а, следовательно, к необходимости оперативно давать работникам пройти обучение, переобучение, повышение квалификации. Представленные данные подчеркивают важность внедрения систематического подхода к корпоративному обучению как неотъемлемой части стратегического управления.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Корпоративная система обучения персонала представляет собой комплексное и систематическое управление процессом обучения внутри организации с целью развития профессиональных навыков и компетенций ее сотрудников, согласованный с бизнес-процессами и корпоративной культурой организации и направленный на решение ее стратегических задач. (см. Рис.1)

Рис.1 Система корпоративного обучения персонала

Источник: разработка авторов

Основная цель корпоративной системы обучения современной организации – это всегда направленность на изменения, а изменения зависят от стратегических целей самой организации, от состояния ее внутренней среды и от динамики изменений во внешней среде [2].

Стратегический аспект корпоративной системы обучения включает такие направления, как: развитие или изменение квалификации, навыков, отношения, представлений, поведения персонала, развитие и поддержание корпоративной культуры. Такое направление не дает мгновенного эффекта, но система должна работать ежедневно. Его результаты скажутся в долгосрочной перспективе и при условии поддержки со стороны руководства и правильного планирования данного процесса [3].

Благодаря качественно выстроенной системы внутреннего обучения компания укрепляет свои позиции на рынке, а также имеет возможность быстро выводить на рынок новые продукты. Исследования показывают, что компании с развитой системой обучения имеют на 32% более высокие шансы на успешное внедрение новых продуктов [4].

Главной целью системы является удовлетворение запросов в подготовке компетентных, квалифицированных, гибких, лояльных специалистов, которые должны выполнять в дальнейшем те задачи, которые ставит перед собой компания в рамках реализации стратегии. Исследуя данный аспект, обратимся не только к теоретическим воззрениям, а также к реальным практическим примерам.

Одной из ключевых задач стратегического управления является удержание высококвалифицированных кадров не только установлением высоких заработных плат, но иными опциями, которые будут выгодны в том числе и для компании. Возможность развиваться внутри компании, проходить различные тренинги и семинары, сертификацию, конференции и т.д., в особенности, если это происходит за счет компании, является одним из основополагающих факторов, используемых компаниями в настоящий момент для удержания талантов. По данным Gallup, 87% работников предпочли бы оставаться в организации, которая предлагает возможности для обучения и развития [5].

Так, например, компания «Рексофт», специализирующаяся в сфере цифровых технологий, постоянно обновляет знания своих сотрудников о новых инструментах и методах работы, что позволяет им не только сохранять актуальность на рынке, но и предлагать клиентам инновационные решения. В 2024 году был запущен новый образовательный курс «Тестирование производительности систем», направленный на подготовку специалистов в области оценки и оптимизации производительности информационных систем. Основной целью курса является формирование у слушателей глубоких знаний и практических навыков, необходимых для эффективного тестирования производительности систем [6].

Таким образом, компания не только укрепляет свои позиции на рынке, но и активно способствует развитию профессиональных навыков своих сотрудников, что в конечном итоге приводит к созданию более качественных и эффективных ИТ-решений для клиентов.

А государственный лидер на рынке атомной промышленности «Росатом» уже более 6 лет работает с обучающими программами, направленными на снижение травматизма. Обучение трудовым функциям, корпоративным нормам, основам по охране труда и использованию технического оборудования становится одной из основный целей в современных экономических условиях деятельности «Росатома».

Анализируя показатели за прошедшие 4 года (см. Таблица 1), был выявлен рост числа пострадавших с 2020 по 2022 год, однако в 2023 году этот показатель снизился до 57 человек, что на 22% меньше по сравнению с 2022 годом.

Число случаев со смертельным исходом в 2022 и 2023 годах оставалось на одном уровне. Однако, отметим положительную динамику, поскольку наблюдалось значительное снижение показателя на 47% в указанных ранее годах по сравнению с 2021 годом.

Коэффициент частоты травм за рассматриваемый период имел как отрицательную, так и положительную динамику, отметим, что 2021-2022 годах наблюдался значительный рост, что говорит об учащении производственного травматизма и соответствует увеличению численности пострадавших. Однако, уже к 2023 году компании удалось снизить уровень практически до показателя 2020 года, что указывает на улучшение ситуации с безопасностью на производстве (см. Таблица 1) [7].

Таблица 1

Уровень производственного травматизма в Госкорпорации «Росатом»

Показатель/Год
2020
2021
2022
2023
Число пострадавших при несчастных случаях, человек
50
70
73
57
Число пострадавших со смертельным исходом, человек
5
15
8
8
Коэффициент частоты травм, Кч
0,18
0,24
0,25
0,19
Источник: Росатом Отчет по безопасности [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – 2023. – Режим доступа: https://www.report.rosatom.ru/go/rosatom/go_rosatom_2023/app/rosatom_2023_5.pdf

С целью минимизации возникновения несчастных случаев, а также повышения общей осведомленности сотрудников о работе в опасных условиях, компания в рамках корпоративной академии разработала и запустила комплексный проект «Где «Росатом» — ​там безопасно».

В рамках проекта компания ставит цель воспитать в работниках осознанность по отношению к безопасности и ее соблюдению, обеспечению на работе. Внутренние эксперты в онлайн формате проводят вебинары, семинары, на которых рассматриваются и обсуждаются наиболее актуальные темы, касаемо безопасности на текущий момент времени. Сотрудники принимают активное участие, отрабатывают материал на практических занятиях.

Таким образом, программа обучения и повышения осведомленности сотрудников о правилах безопасности способствовали созданию более безопасной рабочей среды и снижению уровня травматизма на производстве

Кроме выше указанного, важно отметить, что оптимально организованная система обучения и развития персонала предполагает возможность карьерного роста текущих сотрудников и, соответственно, их перемещения по должности, что важно учитывать в рамках кадрового планирования. В дополнение, система позволяет предопределить необходимые навыки и компетенции для конкретных должностей, что дает возможность более точно прописать рекрутерам и руководителям требования в вакансии к кандидатам при процессе отбора и подбора.

В системе внутрикорпоративного обучения используются различные формы ее реализации, включая традиционные: лекции, семинары, тренинги, а также современные: электронные обучающие платформы, вебинары, онлайн-курсы, искусственный интеллект, что позволяет адаптировать образовательный процесс под разные стили обучения и потребности сотрудников. Все больше компаний используют все достижения информатизации и цифровизации, внедряя такие современные методы, как геймификация, точечное обучение с использованием чат-ботов, бизнес-квесты и симуляции [8,9,10]. Некоторые примеры форм реализации в системе корпоративного обучения можно соотнести к отдельным элементам системы корпоративного обучения и направленного на достижение соответствующих результатов (см. Таблица 2) [11,12].

Таблица 2

Основные элементы системы корпоративного обучения

Элемент системы корпоративного обучения
Обучение персонала
Самообучение персонала
Обучение персоналом
Примеры форм реализации
Тренинги, семинары, лекции
Индивидуальные и групповые проекты
Наставничество, коучинг, презентации
Основные результаты обучения
Повышение квалификации, развитие навыков и компетенций
Решение операционных и стратегических задач деятельности компании
Сокращение издержек на обучение персонала, минимизация рисков потери ключевых сотрудников
Источник: разработка авторов

Однако несмотря на то, что корпоративная система обучения оказывает положительный эффект на достижение целей компании, существуют существенные риски, связанные с затратами и их анализом. Это объясняется тем, что компании важно с точки зрения стратегии иметь возможность оценить, сколько можно получить и от чего нужно отказаться, чтобы проводимое обучение было эффективным и окупаемым. Кроме того, анализ затрат позволяет компании оптимизировать систему и сократить затраты, а также повысить ценность как для обучающихся, так и для компании [14].

В статье рассмотрим некоторые из используемых зарубежными и российскими компаниями методов анализа затрат на обучение.

Метод «Анализ затрат и выгод», который подразумевает процесс сравнения общих затрат на проект и вытекающих выгод, определяя далее насколько выгоды превышают затраты. Существует несколько методик расчета [15,16]:

1. Чистая приведенная стоимость (NPV) оценивает сколько стоит чистый доход от инвестиций на момент их осуществления, определяется как разница дисконтированных выгод за вычетом дисконтированных затрат. Он позволяет отслеживать эффективность инвестиций на протяжении всего жизненного цикла, включая, при необходимости, ранние периоды исследований и разработок, если результаты еще не окуплены. Анализ NPV может использоваться сам по себе для определения жизнеспособности предлагаемых усилий, но его также можно применять при оценке эффективности затрат на обучение. Если, например, мы хотим сравнить стоимость разработки и внедрения нового подхода к обучению и продолжения использования уже существующего, мы можем рассчитать NPV для каждого из них за несколько лет с использованием ставки дисконтирования. Предпочтительным будет подход с большей NPV.

2. Внутренняя норма доходности (IRR) рассчитывает ставку дисконтирования, при которой чистая приведенная стоимость проекта или решения равна нулю. Результатом является внутренняя норма доходности, которая указывает на доходность проекта или решения. Более высокая IRR означает, что проект или решение более прибыльны или привлекательны, а более низкая IRR означает, что проект или решение менее прибыльны или привлекательны.

3. Соотношение выгод и затрат (BCR) – метод, который позволяет рассчитать отношение текущей стоимости выгод к текущей стоимости затрат проекта или решения. Результатом является соотношение выгод и затрат, которое указывает на эффективность или результативность проекта или решения. BCR больше единицы означает, что проект или решение является эффективным или результативным, а BCR меньше единицы означает, что проект или решение неэффективны или неэффективны.

Далее рассмотрим наиболее известную и применяемую современными компаниями модель Дональда Киркпатрика, которая в дальнейшем была доработана позднее Джеком Филлипсом.

Измерение ROI по методике Филлипса состоит из четырёх этапов.

На этапе планирования определяются цели программы обучения и разрабатывается план оценки и сбора данных. Цели должны быть четко сформулированы и соответствовать стратегическим целям организации. План оценки определяет методы и инструменты, которые будут использоваться для сбора данных, а также описывает хронологию и этапы оценки.

На этапе сбора данных осуществляется сбор информации как в ходе, так и после завершения обучения, которые позволят оценить эффективность программы обучения.

Дальнейший анализ предполагает изоляцию эффекта от обучения, то есть определение того, насколько изменения в организации можно приписать именно обучению. Также проводится перевод результатов в денежный эквивалент и расчет ROI (Return on Investment) для оценки экономической эффективности обучения [17]:

ROI= ((Прибыль–Объем инвестиций)/Объем инвестиций))*100% (1).

Как правило, для краткосрочных программ ROI рассчитывается за год. Но в отдельных случаях, когда вы реализуете масштабную программу (например, запускаете корпоративный университет), достижение максимального эффекта может занять несколько лет. Помимо этого, производится подсчет затрат на обучение и определение нематериальных выгод, которые могут быть получены благодаря обучению.

На последнем этапе составляется отчет, в котором подробно описываются результаты анализа, представляются выводы и рекомендации. Отчет является ключевым элементом метода анализа затрат на обучение Филипса, поскольку на его основе принимаются решения о дальнейших шагах по развитию обучения в организации (см.Рис. 2) [18].

Рис.2. Анализ затрат на обучение по методике Филлипса

Источник: iSpring [Электронный ресурс] / Директор по персоналу. - 2023. – Электрон. дан. - Режим доступа: Как рассчитать ROI для корпоративного обучения (ispring.ru)

В любом случае определение затрат и результатов требует профессионального подхода, знания специальных технологий обучения, наличия специалистов-профессионалов, способных эффективно обучать работников практико-ориентированным знаниям [19].

Заключение

Таким образом, корпоративное обучение играет ключевую роль в стратегическом управлении персоналом, обеспечивая компании необходимые ресурсы для адаптации к изменениям и достижения конкурентных преимуществ. В условиях современного рынка организации должны рассматривать обучение не просто как дополнительную статью расходов, а как инвестицию в будущее своего бизнеса.

Эффективные программы корпоративного обучения способствуют развитию человеческого капитала, повышению производительности и снижению текучести кадров. Важно помнить, что успешное внедрение таких программ требует системного подхода, включающего оценку потребностей, разработку адаптированных курсов и регулярную оценку их эффективности.

Тем самым, корпоративное обучение становится неотъемлемой частью стратегического управления персоналом, способствуя созданию устойчивых конкурентных преимуществ и обеспечивая долгосрочный успех организаций в условиях динамичного рынка.


Источники:

1. Большие идеи. [Электронный ресурс]. URL: https://big-i.ru/management/upravlenie-personalom/812217 (дата обращения: 22.05.2024).
2. Сапегина О.А., Сумина Е.В. Обучение и развитие персонала в проектно-ориентированных компаниях // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 3-8. – c. 133-135.
3. Карташова Л.В. Управление человеческими ресурсами. - Москва: ИНФРА-М, 2018. – 71 c.
4. Forbes. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/education/517961-kak-kompaniam-vstat-na-put-samoobucenia-i-pocemu-eto-vazno (дата обращения: 02.12.2024).
5. Insights. [Электронный ресурс]. URL: https://blog.insights.com/en-us/blog/why-making-learning-inclusive-matters-more-than-ever (дата обращения: 12.10.2024).
6. Рексофт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.reksoft.ru/blog/2020/05/12/new-test-course/ (дата обращения: 22.09.2024).
7. Отчет по безопасности. Росатом. [Электронный ресурс]. URL: https://www.report.rosatom.ru/go/rosatom/go_rosatom_2023/app/rosatom_2023_5.pdf (дата обращения: 22.10.2024).
8. Лазич Ю.В., Попова И.Н. Развитие персонала как важный элемент современной системы управления человеческими ресурсами // Beneficium. – 2021. – № 4(41). – c. 109-110. – doi: 10.34680/BENEFICIUM.2021.4(41).105-111.
9. Геймификация в управлении персоналом: примеры внедрения. Synergy. [Электронный ресурс]. URL: https://synergy.ru/akademiya/management/gejmifikacziya_v_upravlenii_per sonalom (дата обращения: 04.02.2024).
10. Gamification Lab. [Электронный ресурс]. URL: https://gamificationlab.com (дата обращения: 07.12.2024).
11. Литвинюк А.А., Бекмурзиева Х.М., Иванова-Швец Л.Н., Кузуб Е.В., Леднева С.А., Новикова Е.В., Репникова В.М., Троска З.А. Кадровая политика и стратегии управления персоналом. - Москва: КноРус, 2021. – 340 c.
12. Кязимов К.Г. Управление человеческими ресурсами. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 202 c.
13. Литвинюк А.А. и др. Управление персоналом. / Учебник и практикум для вузов – 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 461 c.
14. Ганаева Е.А., Гузаирова А.Ф., Липаткина Н.В. Технология оценки результативности корпоративного обучения // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2019. – № 5(223). – c. 100-107. – doi: 10.25198/1814-6457-222-100..
15. The Octalysis Group. [Электронный ресурс]. URL: https://octalysisgroup.com (дата обращения: 12.12.2024).
16. Benefits of gamification in training. Elearninglearning.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elearninglearning.com/gamification/statistics/?ope n-article-id=10681320&article-title=benefits-of-gamification-in- training&blog-domain=paradisosolutions.com&blog-title=paradiso (дата обращения: 01.12.2024).
17. Что такое ROI – return on investment. Roistat.Blog. [Электронный ресурс]. URL: https://roistat.com/rublog/roi/#title3 (дата обращения: 22.11.2024).
18. Как рассчитать ROI для корпоративного обучения. ISpring. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ispring.ru/elearning-insights/raschet-effektivnosti (дата обращения: 27.11.2024).
19. Долженко Р.А. Система корпоративного обучения: содержание, место в системе образования и основные подходы к реализации в компании // Педагогическое образование в России. – 2017. – № 3. – c. 6-14. – doi: 10.26170/po17-03-01.

Страница обновлена: 27.02.2025 в 11:42:58