Recommendations for the employer when interacting with representatives of generation Z, taking into account the risks of emotional burnout
Lebedeva Yu.V.1, Karavaeva Ya.A.1
1 Петрозаводский государственный университет
Download PDF | Downloads: 11
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 19, Number 2 (February 2025)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=80433123
Abstract:
According to research, the level of emotional burnout among young people of generation Z is higher than among representatives of other generations. Thus, the situation described in the article is very relevant. The purpose of this article is to confirm the presence (or absence) of emotional exhaustion as the main element of burnout among the domestic youth of generation Z, to substantiate the importance of preventing this syndrome among the youth of the new generation, and to formulate recommendations to employers to establish more effective interaction with them. The authors used the following research methods: general scientific and empirical (Maslach and Jackson diagnostic method and experience study).
The research was conducted among the student audience of the Petrozavodsk State University, which revealed a fairly high level of emotional exhaustion and other elements of emotional burnout. The authors also analyzed data from other studies on this topic in Russia. The result obtained can be considered unfavorable, since this situation may serve as the basis for the development of burnout syndrome in the future, when this youth group enters the labor market. This situation may result in a large number of young people, potential employees, not being sufficiently motivated to be productive at their workplace in the future. In this regard, the authors provide recommendations for potential employers on how to prevent this syndrome among generation Z employees.
Keywords: emotional burnout, emotional exhaustion, generation Z, student, stress
JEL-classification: E71, J24, J28, O15
Введение. Внушительное количество российских предприятий сейчас испытывают кадровый голод. В условиях дефицита кадров руководитель должен уделять больше внимания эмоциональному здоровью своих работников. Более 40% российских работников хотя бы однажды испытывали эмоционально-профессиональное выгорание [7]. Значительная часть сотрудников из-за этого демотивируются, слабо вовлекаются в работу [7].
Целью работы является: подтвердить наличие (или отсутствие) эмоционального истощения, как основного элемента выгорания, у отечественной молодежи поколения Z, обосновать значение профилактики указанного синдрома у молодежи нового поколения и сформулировать рекомендации работодателям по установлению более эффективного взаимодействия с ней.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. изучить на основе теоретического анализа суть и проявления синдрома эмоционального истощения и выгорания;
2. проанализировать имеющиеся результаты отечественных исследований по выявлению эмоционального истощения у поколения Z (студентов);
3. применить методику К. Маслач и С. Джексон для выявления выраженности синдрома эмоционального выгорания (СЭВ);
4. исследовать выраженность СЭВ у студентов Института экономики и права (ИЭП) Петрозаводского государственного университета (ПетрГУ);
5. указать причины, провоцирующие развитие синдрома эмоционального истощения и выгорания;
6. обратить внимание на характеристики поколения Z, которые могут оказать влияние на развитие эмоционального истощения;
7. разработать рекомендации для потенциального работодателя по профилактике СЭВ у молодежи поколения Z с учетом характерных черт данного поколения.
В исследовании применялись следующие исследовательские методы: общенаучные (метод теоретического анализа, выявление проблем, анализ, сравнение, систематизация, обобщение, выводы); эмпирический метод (диагностическая методика К. Маслач и С. Джексон; изучение опыта).
Основная часть. С 2019 года СЭВ включен в Международную классификацию болезней (МКБ). Эмоциональное выгорание — это усиливающееся, нарастающее состояние эмоционального, умственного и физического истощения, возникающее в результате хронического стресса, связанного с работой. СЭВ возникает преимущественно в профессиях (если говорить об эмоционально-профессиональном выгорании), связанных с работой с людьми. Традиционно считается, что чаще всего СЭВ развивается в сферах «человек-человек», например, у работников образовательных, социальных и медицинских учреждений, у работников силовых структур и т.д. В целом этот синдром анализируется как следствие переживаний, неудовлетворенности и негативного разрешения стресса на работе [17].
Заметим, что некоторые ученые подходят к СЭВ «как психологическому феномену, находящемуся на границе «нормы» и «патологии» и представляющему собой крайний вариант нормы» [1, с. 7].
По последним данным зарубежных ученых из Института здравоохранения McKinsey, которые были получены в 30 странах при обследовании 30000 человек, уровень эмоционального выгорания у молодежи поколения Z остается выше, чем у людей более старшего возраста [18]. Причины развития СЭВ у студентов ВУЗов также описаны в научных публикациях [4], [14], [19].
Эмоциональное выгорание влияет на многие сферы жизни. У человека, страдающего СЭВ, может нарушиться сон, снизиться аппетит, ухудшиться концентрация и память, может возникнуть синдром хронической усталости, а в запущенных случаях развивается потеря ценности собственной жизни. Также выгорание провоцирует развитие различных проблем со здоровьем. Человек становится раздражительным, грубым и обидчивым.
СЭВ складывается из следующих элементов: эмоциональное истощение (данный элемент можно рассматривать как основной), деперсонализация и редукция личных достижений. Рассмотрим каждый из них. Эмоциональное истощение – это состояние эмоциональной опустошенности, часто снижение количества позитивных эмоций, появляющихся во время работы. Деперсонализация – это циничное отношение к труду, ощущение постоянного чувства несправедливости по отношению к себе со стороны руководства, коллег, клиентов, негуманное отношение к другим людям. Редукция личных достижений – это чувство неполноценности, занижение ценности собственного вклада в достигнутый результат, утрата веры в себя, в способность решать сложные задачи и т.д.
На серьезность проблемы вместе с зарубежными учеными [18] указывают и отечественные эксперты. Например, по данным компании Hays plc (эта компания мировой лидер в сфере рекрутмента, офисы которой имеются в Москве и СПб), за 2020 год в России, «с выгоранием у себя, своих друзей и коллег за последний год сталкивались 82 % представителей поколения Z и 78 % миллениалов. В результате этого работу сменили 44 % игреков и 38 % зетов» [8]. Миллениалам (или поколению Y) на момент опроса было от 25 до 40 лет, а зумерам 18 - 25 лет.
Отметим, что исследование наличия проявлений СЭВ, в частности у студентов, вызывает интерес многих ученых. Например, Карпенко В.Н. называет это «назревшей педагогической проблемой» в ВУЗах [6]. Особо отметим научную работу Чухровой М.Г. и Филь Т.А. по исследованию выраженности эмоционального выгорания у студентов-психологов, где отмечено: «Значительное усиление развития фаз синдрома происходит на третьем курсе, что авторы связывают с усилением влияния факторов, обеспечивающих переход студента из области обучения в профессиональную сферу» [12]. Еще укажем на интересные данные исследования Тужиковой Е.С. [10], которая всесторонне, анализируя данные различных методик, изучала СЭВ у студентов старших курсов педагогического университета. Забегая вперед, укажем, что полученные данные в нашем исследовании во многом согласуются с результатами изысканий указанных отечественных ученых.
С целью подтвердить или опровергнуть наличие как минимум эмоционального истощения у представителей поколения Z мы провели исследование студенческой аудитории старших курсов ИЭП ПетрГУ. Многие студенты старших курсов уже работают, а остальные являются потенциальными работниками, поэтому важно отслеживать эмоциональное состояние у молодежи уже сейчас. Молодежь, совмещая учебную и трудовую деятельность, сталкиваются со сложными задачами, высокой интенсивностью предпринимаемых действий, необходимостью выбора оптимальных решений, развития разносторонних личностных характеристик и навыков. Кроме указанного необходимо учитывать также и некоторые характеристики, выделяемые профессиональными психологами [3], у поколения Z, которые влияют на восприятие этими молодыми людьми своего окружения и среды. Это, например, низкий уровень терпимости к стрессу, сниженная концентрация и внимание, зависимость от соцсетей, низкий уровень уважения к авторитетам, неразвитые коммуникативные навыки для установления личных контактов в трудовом коллективе. Конечно, отмеченные качества по-разному проявляются у разных представителей поколения Z, но яркие их проявления, на наш взгляд, могут увеличивать вероятность развития эмоционального истощения и СЭВ.
Также среди причин, провоцирующих развитие физического, умственного и эмоционального истощения, а впоследствии СЭВ учеными указываются некоторые личностные особенности, которые вполне могут присутствовать у представителей поколения Z, например, «низкая мотивация профессиональной деятельности, низкая самооценка, недостаточный уровень развития коммуникативных и организаторских способностей, нейротизм, низкая стрессоустойчивость, ригидность мышления, низкая инициативность, приверженность неконструктивным способам поведения в конфликте» [1, с.17].
Все отмеченное выше усиливает стрессовую нагрузку и ведет к тому, что преодоление стресса, борьба с усталостью, нарастающие отрицательные эмоции и депрессия начинают преобладать над удовлетворением от деятельности и ее результатов. Затягиваясь во времени, эти проявления провоцируют желание у молодежи поскорее избавиться от негатива. К этому надо еще добавить мнение профессиональных психологов о том, что молодое поколение Z менее готово к преодолению трудностей по сравнению с более старшими поколениями [3]. Эти обстоятельства провоцируют желание покинуть компанию. А в современных условиях кадрового голода в России для многих работодателей это стало очень серьезной проблемой.
В своем исследовании мы оценили наличие и выраженность элементов эмоционального выгорания у студенческой аудитории поколения Z. Анализ проводили на данных, полученных с помощью методики К. Маслач и С. Джексон (опросник на определение уровня психического выгорания (MBI)), адаптированный Н.Е. Водопьяновой. На основе трех вышеуказанных составляющих эмоционального выгорания был составлен опросник. Опираясь на него, провели исследование эмоционального выгорания студентов 3 - 4 курсов ИЭП ПетрГУ. Всего в опросе приняли участие 72 респондента в основном в возрасте 20 – 21 год.
Опросник К. Маслач и С. Джексон помогает оценить степень эмоционального выгорания человека, исходя из трех показателей: эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция личных достижений. Основной упор во время исследования делали на показатель эмоционального истощения, который может отражать эмоциональное состояние работающего и неработающего в данный момент человека. В нашу выборку входили и студенты, вынужденные сочетать учебную и трудовую деятельность. Надо заметить, что у таких студентов, по результатам некоторых изысканий [2], уровень выгорания выше и он прогрессирует от младших курсов к старшим. И конечно, у студентов-очников основная деятельность – учебная, которая также эмоционально насыщена, с большими эмоциональными и умственными нагрузками.
Результаты проведенного нами исследования представлены на диаграммах ниже (Рисунок 1; Рисунок 2; Рисунок 3; Рисунок 4).
Рисунок 1. Уровень эмоционального истощения у участников исследования (студенты 3 – 4 курса ИЭП ПетрГУ) [Cоставлено авторами]
По результатам диаграммы видно, что студентов с высоким и очень высоким эмоциональным истощением довольно много – 44%, со средним уровнем немного меньше – 35% (Рисунок 1). Возможно, такие показатели эмоционального истощения можно объяснить и тем, что многие студенты вынуждены совмещать учебную деятельность и работу. В результате этого многие из студентов находятся в состоянии стресса, который ведет к истощению эмоциональных, физических и умственных ресурсов организма. Надо отметить, что примерно 65 % опрошенных студентов-респондентов уже работают, что, как уже выше отмечено [2], ведет к такому результату.
На следующей диаграмме показаны результаты исследования уровня деперсонализации у студентов нашей выборки (Рисунок 2).
Рисунок 2. Уровень деперсонализации у участников исследования (студенты 3 – 4 курса ИЭП ПетрГУ) [Cоставлено авторами]
С уровнем деперсонализации у респондентов ситуация обстоит несколько лучше. Примерно каждый третий опрошенный студент имеет признаки деперсонализации, безразличны к своему труду. Но тем не менее значительная часть респондентов (почти 70 %) считают свой труд значимым.
Ниже на рисунке 3 показаны результаты выявления еще одного элемента эмоционального выгорания – редукции личных достижений. На этой диаграмме (Рисунок 3) представлено отношение респондентов к своим успехам. Бо́льшая часть опрошенных довольны собой и не уменьшают ценности своих результатов. У 14% респондентов выражено снижение чувства компетентности в сфере своих трудовых достижений.
Рисунок 3. Уровень редукции личных достижений у участников исследования (студенты 3 – 4 курса ИЭП ПетрГУ) [Cоставлено авторами]
Далее представлена итоговая диаграмма (Рисунок 4) в целом по выявленному уровню эмоционального выгорания опрошенных студентов. Результаты, представленные на ней, складываются как итог предыдущих.
Рисунок 4. Уровень эмоционального выгорания у участников исследования (студенты 3 – 4 курса ИЭП ПетрГУ) [Cоставлено авторами]
Анализ уровней эмоционального выгорания показал, что 7% (5 человек) опрошенных имеют крайне высокий уровень эмоционального выгорания, 25% (18 человек) – высокий, 33% (24 человека) – средний уровень, также 33% (24 человека) – низкий, 2% (1 человек) – крайне низкий.
Можно заключить, что до 70 % обследованной нами молодежи имеют хорошие потенциальные возможности, чтобы быть активно вовлеченными в учебную и трудовую деятельность. И также можно предположить, что почти треть респондентов не показывает высоких результатов деятельности, т.к. имеют выраженное выгорание. Данный результат можно рассматривать как негативный, т.к. СЭВ ведет к развитию постоянной усталости, эмоциональным, когнитивным и профессиональным деформациям, сложностям с концентрацией внимания. Молодые люди с такими характеристиками, выходя на рынок труда, не смогут показать высокую заинтересованность в работе и производительность труда.
Исследователями было доказано, что студенты с СЭВ слабее вовлечены в учебную деятельность, в сравнении со своими однокурсниками, у которых не выявлен данный синдром, а это «может иметь долгосрочные последствия для академической траектории студента и его карьерных перспектив» [19]. Также зарубежные исследователи отмечают, что студенты с выраженным СЭВ «на 35 % чаще испытывали неудовлетворенность работой и нестабильность карьеры в течение пяти лет после окончания учебы» [19].
Зная уровень эмоционального истощения и выгорания, можно предпринять соответствующие меры. Для профилактики СЭВ следует придерживаться некоторых рекомендаций, которые могут быть направлены непосредственно на молодежь и на их работодателей.
Молодым людям, пока они еще студенты, можно рекомендовать:
1) находить баланс между работой и жизнью, организму нужен отдых и время на восстановление, поэтому важно не перерабатывать;
2) для профилактики синдрома следует прибегать к активным способам борьбы с трудностями и стрессом [20], уделять время физическим нагрузкам, так как спорт повышает уровень эндорфинов в организме, а они, в свою очередь, вызывают положительные эмоции;
3) необходимо наладить режим сна [20]. Когда мы спим, вырабатывается мелатонин. Если этого гормона достаточно, то уровень кортизола не превышает нормативных значений и уровень стресса снижается;
4) если самостоятельно не справляетесь с проявлениями синдрома, постоянной усталостью, депрессией, раздражением, то следует обратиться к специалисту.
Профилактика СЭВ также должна проводится на организационном уровне. В этой связи считаем, что руководителю, стремящемуся в условиях кадрового голода сохранить персонал, в том числе молодых сотрудников, можно рекомендовать следующее:
1) четко ставить цели и задачи перед сотрудниками (т.к. 39 % работников поколения Z покинут компанию, если не понимают целей своей деятельности [5, с. 24]). Планирование сводит неопределенность к минимуму, а неопределенность - это один из факторов развития эмоционального выгорания;
2) следует внедрить в компании четко разработанную, хорошо структурированную программу адаптации, особенно на этапе онбординга [9, с. 14 - 15];
3) описать четкие перспективы для реализации карьерных амбиций, т.к. карьерный рост - это один из ключевых критериев у представителей данного поколения при выборе работодателя и компании для трудоустройства [5, с. 38], [13], это также поможет справиться с сомнениями и тревожностью в оценке своего будущего в компании;
4) в конфликтной ситуации руководитель должен предпринять меры по их эффективному урегулированию. Для здоровой обстановки в коллективе можно проводить мероприятия на сплочение, тренинги с психологом, коучем и др. Также различные техники по управлению эмоциями и стрессом снизят вероятность развития СЭВ;
5) работникам поколения Z следует давать возможность осваивать новые профессиональные знания и навыки, новые профессии [5, с. 38], т.е. можно сказать, что необходимо создавать возможности для личного, персонального развития молодого сотрудника. На значимость этого указывают зарубежные исследователи, искавшие способы профилактики выгорания работников поколения Z: «одним из решений может стать «персонализация работы». Этот подход стал эффективным способом мотивировать сотрудников, развивать их навыки и помогать им находить смысл в своей работе» [18];
6) для поддержания интереса молодежи к компании, надо стараться создавать условия для их творческой реализации, т.к. по мнению психологов (например, Рот Дж., профессор социологии и психологии) молодые люди поколения Z «склонны к выбору карьеры, которая удовлетворяет их креативность и знакомит с новыми культурами, языками и технологиями» [3];
7) ставя задачи перед работниками поколения Z, следует постепенно увеличивать их сложность и возлагаемую ответственность за результат, при этом поощряя положительную динамику в процессе поиска решений поставленных задач (именно в процессе, а не по итогу) [3];
8) по возможности следует предусмотреть использование гибкого графика работы, т.к. для отдельных представителей поколения Z это значимо [5, с. 38], [9, с. 7];
9) также по возможности предоставлять в рамках соцпакета страхование путешественников (это значимо для 75 % поколения Z) и медицинское страхование (это значимо для 80 % этого поколения) [5, с. 27];
10) ввести систему поощрений, чтобы убедить персонал, что его старания ценятся;
11) рекомендовать поколению Z в работе использовать и цифровые и традиционные источники информации, т.к. это поколение называют «цифровым», легко эксплуатирующим современную технику и технологии; при этом сочетать реальные и виртуальные виды деятельности [11];
12) проводить систематический мониторинг стрессовых факторов в компании, диагностику истощения и выгорания, а также проявлений выраженной усталости у членов коллектива;
13) создавать благоприятный морально-психологический климат в коллективе, ощущение доверия, поддержки и связи с наставниками, т.к. представители поколения Z в приятной рабочей атмосфере заинтересованы больше, чем предыдущие поколения [5, с. 15], [15, с. 6023 - 6026], [16] .
Кроме указанных рекомендаций укажем еще на один аспект, характерный для поколения Z – это способность одновременно выполнять сразу несколько задач. Исходя из этого, можно предположить, что таким сотрудникам можно поручать решение сразу 2 – 3 дел. Но отметим, что среди специалистов пока не сформировалось единое мнение по этому вопросу, т.к. «постоянная активность в режиме многозадачности ведет к утомлению и истощению, а также к возникновению тревожных и депрессивных состояний» [11]. Но вместе с тем специалисты обращают внимание, что в условиях многозадачности молодежь поколения Z «получает большее эмоциональное удовлетворение от такой параллельной вовлеченности сразу в несколько видов разнообразной деятельности» [11]. Этот положительный момент работодатель может учитывать при распределении нагрузки на коллектив, в том числе ставя задачи перед молодежью.
Все вышесказанное имеет особое значение, ведь реализация предложенных рекомендаций создаст условия, которые будут импонировать представителям поколения Z. А это важно, т.к. представители данного поколения, возможно в силу молодого возраста и желания испытать себя в разных видах деятельности, меньше других поколений при выборе работодателя ценят гарантии занятости [5, с. 38].
Заключение. Молодежь поколения Z, выходящая в настоящее время на рынок труда обладает своими уникальными характеристиками, которые необходимо учитывать, вовлекая ее в трудовой процесс. При этом надо иметь ввиду, что отдельные из этих характеристик усиливают стрессовую нагрузку (с которой поколение Z справляется хуже более старших поколений), что может вести к развитию усталости, физическому и эмоциональному истощению, снижению мотивации плодотворно трудиться на рабочем месте.
В ходе нашего исследования было подтверждено, что, получая профессиональное образование в учебном заведении, значительная часть студентов уже подвержена эмоциональному истощению, а некоторые студенты уже эмоционально выгоревшие, что следует учитывать работодателям, которые желают привлечь молодые кадры в свои компании.
Традиционные способы и подходы к организации труда на рабочем месте надо корректировать с учетом меняющихся реалий и современных тенденций. С учетом этого молодое поколение, выходя на рынок труда, в определенных ситуациях сможет стать более продуктивным по сравнению со своими возрастными коллегами. Это вынуждает современного работодателя учитывать новые подходы и рекомендации к выстраиванию взаимодействия с работниками поколения Z, с целью не допустить их истощения и выгорания во время работы на компанию, чтобы не спровоцировать желания ее покинуть.
References:
Aysina R.M. (2007). Vliyanie lichnostnyh faktorov na emotsionalnoe vygoranie menedzherov v usloviyakh kommercheskoy organizatsii [The influence of personal factors on the emotional burnout of managers in a commercial organization] (in Russian).
Bulycheva E.V., Bakunovich M.P. (2022). Osobennosti formirovaniya sindroma emotsionalnogo vygoraniya studentov s uchetom ikh professionalnoy zanyatosti [Peculiarities of the formation of the syndrome of emotional burnout students taking into account their professional employment]. Meditsinskoe obrazovanie i professionalnoe razvitie. 13 (2). 49 – 61. (in Russian). doi: 10.33029/2220-8453-2022-13-2-49-61.
Chukhrova M.G., Fil T.A. (2023). Osobennosti emotsionalnogo vygoraniya u studentov-psikhologov [Features of emotional burnout among psychology students]. World of Science, Culture and Education. (5). 120-123. (in Russian). doi: 10.24412/1991-5497-2023-5102-120-123.
Ilyukhin A.G. (2021). Emotsionalnoe vygoranie v zhizni shkolnikov i studentov: prichiny, posledstviya i sposoby preodoleniya [Emotional burnout in the lives of schoolchildren and students: causes, consequences and ways to overcome]. Zhurnal sovremennoy zarubezhnoy psikhologii. 10 (2). 117 – 129. (in Russian). doi: 10.17759/jmfp.2021100212.
Is Gen Z the Most Success-Oriented Generation?Barna Group. Retrieved January 25, 2025, from https://www.barna.com/research/is-gen-z-the-most-success-oriented-generation/
Jagodics B., Szabó É. (2023). Student Burnout in Higher Education: A Demand-Resource Model Approach Trends in Psychol. (31). 757–776. doi: 10.1007/s43076-021-00137-4.
Karpenko V.N. (2021). Issledovanie sindroma emotsionalnogo vygoraniya v studencheskoy srede [A study of the burnout syndrome in a student environment]. International Research Journal. (9). 101-104. (in Russian). doi: 10.23670/IRJ.2021.9.111.052.
Lazanyi K., Bilan Y. (2017). Generetion Z on the labourmarket - do they Trust Others within Their Workplace? Polish Journal of Management Studies. (1). 78-93. doi: 10.17512/pjms.2017.16.1.07.
Maslach C. (1982). Burnout: A social psychological analysis
Segel L.H., Hatami H. Bore out vs burnout: Which one affects Gen Z?. Retrieved December 15, 2024, from https://www.mckinsey.com/~/media/mckinsey/email/genz/2023/11/2023-11-21d.html
Student Burnout Crisis: Key Statistics Revealed. August 20, 2024. Retrieved January 25, 2025, from https://neurolaunch.com/student-burnout-statistics/
Tserkovnikova N.G., Tretiakova V.S. (2021). Tsifrovoe pokolenie: poteri i priobreteniya [Digital generation: losses and gains]. Professional education and labor market. (2). 53 – 65. (in Russian). doi: 10.52944/PORT.2021.45.2.004.
Tuzhikova E.S. (2023). Prediktory akademicheskogo vygoraniya u studentov vypusknyh kursov [Predictors of academic burnout in students of the last year of study]. Gertsenovskie chteniya: psikhologicheskie issledovaniya v obrazovanii. (6). 556 – 565. (in Russian). doi: 10.33910/herzenpsyconf-2023-6-72.
Wang Y., Xiao H., Zhang X., Wang L. (2020). The Role of Active Coping in the Relationship Between Learning Burnout and Sleep Quality Among College Students in China Frontiers in Psychology. (11). 647.
Страница обновлена: 02.04.2025 в 15:24:40