Current trends in the development of small and medium-sized business in Russia

Shichkin I.A.1, Umnov V.A.1
1 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 15, Number 1 (January 2025)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=80404121

Abstract:
The article examines the development trends of small and medium-sized businesses in the Russian Federation. The dynamics of the number of small and medium-sized businesses in Russia for the period 2016-2025 is analyzed. The distribution of small and medium-sized businesses by federal districts is given. The types of activities of small and medium-sized businesses, the number of people employed in this sphere, financial results, as well as the amount of taxes and insurance premiums paid by small and medium-sized businesses are outlined. The current state of small and medium business in Russia is characterized. A number of problems in the area of small and medium business are identified. These problems require the development and adoption of systemic solutions. The main challenges and threats to the effective activity of small and medium-sized businesses in the context of diversification and sovereignty of the Russian economy are updated.

Keywords: small and medium-sized business, business, legal entity, individual entrepreneur, microcompany, self-employed

JEL-classification: L26, M21



ВВЕДЕНИЕ

В условиях беспрецедентного внешнего политического и экономического давления, Россия сталкивается с необходимостью адаптации к новым глобальным и внутренним вызовам, определяющим динамику её перспективного развития. С 2022 г. Россия интенсифицировала реализацию политики импортозамещения и обеспечения технологического суверенитета, осуществляя перевод части внешнеэкономических расчетов в рублях и валютах дружественных стран.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью усиления роли малого и среднего предпринимательства в обеспечении диверсификации и суверенизации российской экономики. Реализация указанной задачи требует от предпринимательского сектора гибкости, инновационного подхода и устойчивости к изменениям [19]. В этой связи существует потребность в выявлении и анализе современных вызовов и угроз для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), которые могут подорвать их стабильность и развитие. Понимание этих факторов позволит разработать стратегические подходы и меры по укреплению позиций российского бизнеса, а также обеспечить его адаптацию к меняющейся внешней и внутренней среде [22].

В представленной статье авторы опираются на теоретико-прикладные подходы и позиции различных авторов, фокусирующихся на проблематике функционирования предпринимательского сектора. Работа Шевцовой В.В. посвящена динамике развития малого предпринимательства в России [25]. Исследования таких авторов, как Иванов О.Б., Бухвальд Е.М. [9], Келарев В.В. [10], Коваль В.В. [11], Краковецкая И.В., Воробьева Е.С., Вотякова И.В., Черняк М.Э., Макаров И.В. [12] связаны с особенностями развития малого и среднего предпринимательства в условиях перманентных кризисов и волатильной бизнес-среды. Такмашева И.В. [19] обращается к сфере малого и среднего предпринимательства России в период санкционного давления. Неопуло К.Л. [16], Шохин А.Н., Маякина С.С., Проскурин А.В. [27], Янченко А.Ю., Ляшенко Е.А. [29] характеризуют перспективные формы и инструменты государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В свою очередь, данное исследование будет способствовать восполнению научных лакун в идентификации современных вызовов и угроз для малого и среднего предпринимательства в условиях диверсификации и суверенизации национальной экономики.

Цель исследования – проанализировать современные тенденции развития отечественного сегмента малого и среднего предпринимательства в направлении установления ключевых вызовов и угроз для эффективного функционирования сферы малого и среднего предпринимательства как одного из факторов диверсификации и суверенизации российской экономики.

Научная новизна статьи заключается в спецификации тенденций и контуров развития малого и среднего предпринимательства в России для актуализации современных вызовов и угроз, затрагивающих функционирование сферы МСП в условиях диверсификации и суверенизации российской экономики.

Гипотеза исследования: идентификация современных вызовов и угроз для субъектов малого и среднего предпринимательства позволит органам государственной власти выработать адекватные стратегические подходы и меры для усиления роли российского бизнеса в обеспечении диверсификации и суверенизации экономики страны.

Методы исследования включают анализ существующих научных публикаций, статистических данных, результатов социологических опросов и исследование вызовов и угроз для сферы МСП в кризисных условиях.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В количественном отношении, сфера МСП составляет значительную долю предпринимательского сектора России, в частности по числу хозяйствующих субъектов, численности занятых, объему уплаченных налогов и страховых взносов. Так, согласно данным ФНС России по состоянию на 1 января 2025 г., в едином государственном реестре юридических лиц насчитывалось 3,23 млн юридических лиц, из них 2,62 млн являются коммерческими организациями [18]. Доля МСП в общей численности юридических лиц составляет 86%. Количество индивидуальных предпринимателей в России превышает 4,3 млн, подавляющее большинство которых официально относится к категории МСП. Кроме того, в последние годы возрастает численность самозанятых граждан, также принадлежащих к сфере МСП.

В рамках достижения национальной цели «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», запланировано увеличение количества малых и средних предприятий и рост численности занятых в сфере МСП до 25 млн человек [1]. Несмотря на глобальные вызовы, такие как пандемия COVID-19 и международные санкции против России, введенные после начала спецоперации в феврале 2022 года, сегмент МСП продолжает демонстрировать заметный рост. В период с 2016 года в России число субъектов малого и среднего бизнеса без учета самозанятых, выросло на 19,3%, достигнув отметки в 6,59 миллиона единиц к 10 января 2025 года. Среди них 12 212 имеют статус социальных предприятий.

Текущее количество субъектов МСП превысило значение доковидного уровня января 2020 года (+11%) и данный показатель с момента начала специальной военной операции России на Украине (+12%). Подавляющее большинство субъектов МСП (свыше 96%) представлено микробизнесом. Доля средних предприятий составляет всего 0,3%. Количество микропредприятий с августа 2016 г. возросло на 17,4% к январю 2025 г. Наибольший рост общего количества субъектов МСП в России, в том числе микропредприятий, произошел в 2023 г. (5,8%), который характеризовался усилением внешнего санкционного давления на Российскую Федерацию (рис. 1).

Рисунок 1 – Общее количество субъектов МСП в России, единиц

Источник: составлено авторами на основе данных ФНС России // Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ФНС России. [Электронный ресурс]. URL: https://rmsp.nalog.ru/index.html (дата обращения: 15.01.2025).

С начала 2022 г. на 14,2% наблюдается рост количества субъектов МСП в категории «средние», что в абсолютном значении выше допандемийного уровня (20 959 к январю 2025 г. против 17 045 единиц в январе 2020 г.). Однако в разрезе малых предприятий, достигнутое к январю 2025 г. значение по-прежнему на 15,4% ниже уровня 2016 г.

Динамика превышения доли индивидуальных предпринимателей над численностью юридических лиц, к 2025 году привела к почти двукратному их преобладанию (рис. 2).

Рисунок 2 – Количество индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (данные по состоянию на 10 января отчетного года)

Источник: составлено авторами на основе данных ФНС России // Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ФНС России. [Электронный ресурс]. URL: https://rmsp.nalog.ru/index.html (дата обращения: 15.01.2025).

По данным Федеральной налоговой службы, российский сектор малого и среднего предпринимательства ежегодно прирастал на более чем миллион новых хозяйствующих субъектов на протяжении периода с 2016 по 2025 год (рис. 3).

Рисунок 3 – Количество вновь созданных субъектов МСП, единиц

(данные на 31 декабря)

Источник: составлено авторами на основе данных ФНС России // Данные для расчета показателя «Количество вновь созданных субъектов малого и среднего предпринимательства» // Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ФНС России. [Электронный ресурс]. URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics2.html?t=1731961684938 (дата обращения: 15.01.2025).

Единственным исключением стал пандемийный 2020 год, по итогам которого было зарегистрировано всего 822,7 тыс. новых субъектов МСП, что на 22,5% меньше аналогичного периода прошлого года (рис. 4).

Рисунок 4 – Изменение количества субъектов МСП

(в % к аналогичному периоду прошлого года)

Источник: составлено авторами на основе данных ФНС России // Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ФНС России. [Электронный ресурс]. URL: https://rmsp.nalog.ru/index.html (дата обращения: 15.01.2025).

Российская бизнес-среда территориально разнообразна, однако самая высокая концентрация малых и средних предприятий наблюдается в двух федеральных округах – Центральном и Приволжском, где сосредоточено порядка 50% всех МСП (рис. 5). Наибольшее количество субъектов МСП приходится на Москву (910 383) и Московскую обл. (457 770), что в совокупности составляет 65,6% подобных предприятий ЦФО. В ТОП-5 представительных регионов с большой долей МСП также входят Санкт-Петербург (378 258), Краснодарский край (308 548), Свердловская обл. (213 478). Среди регионов ПФО наибольшее количество малых и средних предприятий зафиксировано в четырех субъектах. Лидером является Татарстан со значением в 178 255 предприятий, далее располагаются Башкортостан (141 819), Самарская обл. (134 885) и Нижегородская обл. (130 300). Юго-Западные регионы Российской Федерации (Херсонская обл., Запорожская обл., Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика) насчитывают 116 045 субъектов МСП.

Рисунок 5 – Распределение субъектов МСП в разрезе федеральных округов, единиц (%), (данные по состоянию на 10.01.2025)

Источник: составлено авторами на основе данных ФНС России // Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ФНС России. [Электронный ресурс]. URL: https://rmsp.nalog.ru/index.html (дата обращения: 15.01.2025).

Распределение субъектов МСП в разрезе федеральных округов в течение последних восьми лет отличалось устойчивым процентным соотношением, несмотря на влияние пандемии COVID-19 и внешнее санкционное давление. При этом абсолютный прирост численности МСП наблюдался во всех федеральных округах за исключением Сибирского ФО. Центральный федеральный округ усилил численное превосходство над другими округами в результате прироста с 2016 г. доли субъектов МСП на 21,5%.

Сфера МСП в России представлена преимущественно розничной и оптовой торговлей, деятельностью автомобильного грузового транспорта, строительством жилых и нежилых зданий, арендой и управлением имуществом (табл. 1).

Таблица 1 – Виды деятельности субъектов МСП в России по ОКВЭД

Вид деятельности
10.01.2022
10.01.2023
10.07.2024
Торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети Интернет
10% (124 271)
14% (197 675)
19% (302 293)
Деятельность автомобильного грузового транспорта
16% (201 463)
15% (212 562)
15% (242 192)
Строительство жилых и нежилых зданий
15% (194 411)
15% (205 704)
13% (211 080)
Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом
11% (138 949)
7% (102 546)
11% (170 763)
Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах
11% (143 468)
10% (144 045)
10% (150 781)
Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания
8% (105 947)
8% (107 046)
7% (110 868)
Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом
8% (100 238)
11% (148 832)
7% (106 611)
Торговля оптовая неспециализированная
7% (94 782)
7% (102 165)
6% (96 968)
Торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах
7% (89 076)
6% (89 437)
6% (94 305)
Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты
7% (93 801)
6% (88 993)
6% (91 893)
Источник: составлено авторами на основе данных ФНС России // Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ФНС России. [Электронный ресурс]. URL: https://rmsp.nalog.ru/index.html (дата обращения: 15.01.2025).

За последние несколько лет, структура сектора малого и среднего предпринимательства практически не претерпела изменений. Вследствие развития информационно-коммуникационных технологий увеличивается доля МСП в сфере розничной торговли по почте или по информационно-коммуникационной сети Интернет.

В соответствии с принятой Министерством экономического развития России 23 апреля 2019 года методике расчета показателя «Численность занятых в сфере МСП, включая ИП», утвержденной приказом № 239, количество работников в секторе малого и среднего бизнеса начиная с 2020 года демонстрирует ежегодный рост на уровне примерно 10% (рис. 6). Численность работников в секторе малого и среднего предпринимательства в 2023 г. составляла свыше 18,5 миллионов человек.

Анализ кадрового состава указывает на дифференциацию в численности персонала в зависимости от масштабов бизнеса: средние предприятия насчитывают около 124 работников, малые – 34, микропредприятия – 5 человек (сведения за 2023 год среди организаций, отчитывающихся по страховым взносам). По данным Счетной палаты РФ и Минэкономразвития России, уже к середине 2021 года число занятых в секторе малого и среднего предпринимательства превысило плановое значение в 23 миллиона человек. При этом в рамках национального проекта «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство», данный целевой индикатор планировалось достичь лишь к 2024 году.

Рисунок 6 – Численность занятых в сфере МСП, млн человек

Источник: составлено авторами на основе данных Минэкономразвития России // Доклад о состоянии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его развитию за 2019–2023 гг. / Министерство экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://economy.gov.ru/material/file/f1c2180f1319ea2480ac174fa780a37b/doklad_o_sostoyanii_msp_v_rf_i_merah_po_ego_razvitiyu_za_2019_2023_gg.pdf (дата обращения: 11.01.2025).

Доля самозанятых физических лиц, использующих режим «Налог на профессиональный доход», демонстрирует колоссальный рост. Если сравнивать показатели последних пяти лет, то можно увидеть впечатляющую динамику. Численность самозанятых возросла с 340 тыс. человек в 2019 году до 8,82 миллионов в 2023 г. С учетом индивидуальных предпринимателей (598 571) по состоянию на 31.12.2024 г. их число приближается к 12,2 млн чел. Стремительный рост и привлекательность самозанятости в России, определяется бурным развитием ИКТ, информационно-коммуникационной сети Интернет, фриланса, а также созданием благоприятных условий для самозанятых граждан в результате принятия нормативно-правовых актов и законодательных новелл, в том числе применение специального налогового режима (ставки от 4% до 6%).

Региональный профиль самозанятых физических лиц и индивидуальных предпринимателей смещён в пользу регионов Центрального и Приволжского федеральных округов (рис. 7).

Рисунок 7 – Распределение самозанятых по федеральным округам, чел. (%),

(данные по состоянию на 31.12.2024)

Источник: составлено авторами на основе данных ФНС России // Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ФНС России. [Электронный ресурс]. URL: https://rmsp.nalog.ru/index.html (дата обращения: 15.01.2025).

В региональном разрезе наибольший прирост количества работников МСП зафиксирован в Республике Калмыкия и Чеченской Республике (рис. 8).

Рисунок 8 – Прирост количества работников МСП в субъектах Российской Федерации по итогам 2023 г. к 2019 г., %

Источник: составлено авторами на основе данных ФНС России // Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ФНС России. [Электронный ресурс]. URL: https://rmsp.nalog.ru/index.html (дата обращения: 15.01.2025).

Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ФНС России содержит показатель «Сумма среднесписочной численности работников, занятых у субъектов МСП (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлекавших в году, предшествующем году формирования реестра, наемных работников)». Согласно последним данным по состоянию на 10 января 2025 г., сумма среднесписочной численности работников, занятых у субъектов МСП в России составила 15 065 593 чел., в том числе работников малых предприятий – 5 942 174 чел. и средних предприятий – 2 035 529 чел. В анализируемый период, несмотря на увеличение количества субъектов МСП, наблюдается сокращение среднесписочной численности работников на 6,4%, что составляет более чем 1 млн чел. с 10 декабря 2017 г. Особенно заметно это снижение в категории микропредприятий, где на 10 января 2025 г. было занято наибольшее число работников – 7 087 890 чел.

В ходе исследования установлено, что в разрезе федеральных округов наблюдается взаимосвязь числа занятых с количеством субъектов МСП. В тройку лидеров по числу занятых в сфере малого и среднего предпринимательства входят Центральный, Северо-Западный и Приволжский федеральные округа (рис. 9).

Рисунок 9 – Среднесписочная численность работников, занятых у субъектов МСП в разрезе федеральных округов, чел.

(по состоянию на 10.01.2025)

Источник: составлено авторами на основе данных ФНС России // Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ФНС России. [Электронный ресурс]. URL: https://rmsp.nalog.ru/index.html (дата обращения: 15.01.2025).

Наряду с увеличением количества субъектов МСП, возрастают их совокупные доходы (рис. 10).

Рисунок 10 – Доходы субъектов МСП, трлн рублей

Источник: составлено авторами по данным Министерства экономического развития Российской Федерации // Доклад о состоянии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его развитию за 2019–2023 гг. / Министерство экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://economy.gov.ru/material/file/f1c2180f1319ea2480ac174fa780a37b/doklad_o_sostoyanii_msp_v_rf_i_merah_po_ego_razvitiyu_za_2019_2023_gg.pdf (дата обращения: 11.01.2025).

Наблюдается устойчивая динамика значения (свыше 20%) доли субъектов МСП в ВВП. Возрастает вклад малого и среднего бизнеса в ВВП страны (рис. 11). Между тем, данное значение по-прежнему в два-три раза ниже показателей таких стран, как США, Китай, Италия, Финляндия и др.

Рисунок 11 – Доля субъектов МСП в ВВП (в процентах, в текущих ценах)

Источник: составлено авторами по данным Росстата // Малое и среднее предпринимательство в России. 2024: Стат.сб. / Росстат. – M., 2024. – 97 с. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Mal_pred_2024.pdf (дата обращения: 11.01.2025).

В 2022 году при общем объеме ВВП России, составившем более 155 триллионов рублей в текущих ценах, малый и средний бизнес обеспечил создание добавленной стоимости на сумму, превышающую 29,5 триллиона рублей. В 2023 году субъекты МСП внесли вклад в консолидированный бюджет в объеме 9,15 триллионов рублей, что означает рост на 74,5% по отношению к 2019 году (рис. 12).

Рисунок 12 – Всего уплачено субъектами МСП налогов и страховых взносов за 2019–2023 гг., млрд рублей

Источник: составлено авторами по данным ФНС России // Данные по формам статистической налоговой отчётности / ФНС России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms (дата обращения: 11.01.2025).

Значимый рост произошел на фоне введения мер поддержки для субъектов МСП, в частности, снижения страховых взносов. Это говорит о высоком потенциале малого и среднего бизнеса в стимулировании экономического развития и укреплении финансового благосостояния страны. Уровень налоговой нагрузки (сумма уплаченных налогов к сумме доходов предприятий МСП) в 2019 г. и в 2023 г. составил 5,2%.

Структура произведенных субъектами МСП налоговых и страховых отчислений, свидетельствует о высокой доле НДС, НДФЛ, налога на прибыль и страховых взносов (рис. 13).

Рисунок 13 – Распределение по уплаченным субъектами МСП налогам и страховым взносам в 2023 г.

Источник: составлено авторами по данным ФНС России // Данные по формам статистической налоговой отчётности / ФНС России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms (дата обращения: 11.01.2025).

Анализ показал, что в сегменте малого и среднего предпринимательства преобладают индивидуальные предприниматели и микропредприятия, при этом доля средних предприятий в структуре субъектов МСП в России составляет всего 0,3%. Текущее значение данного показателя является максимальным за последние 8 лет.

Современные экономические реалии и вызовы требуют кардинальной реструктуризации отраслевой структуры предпринимательства [12]. Согласно данным бухгалтерской отчетности за 2021 год, средние предприятия преобладают в сельском хозяйстве, строительстве и производственной сфере [17, 21]. В то же время сектор услуг и коммерческая деятельность являются основной специализацией для 47,6% малых предприятий.

В последние годы в России происходит рост регистраций ИП на фоне сокращения доли юридических лиц. Статистика показывает, что с 2017 по 2025 год произошло существенное перераспределение: количество ИП возросло на величину свыше 1 млн, в то время как число юридических лиц сократилось более чем на 500 тыс. Такой переход обусловлен привлекательностью статуса индивидуального предпринимателя: упрощенная система налогообложения, минимум бюрократии и значительно меньшие затраты на администрирование [14]. Между тем, наблюдается существенный дисбаланс в территориальном распределении субъектов малого и среднего предпринимательства. Половина всех МСП сконцентрирована всего в десяти регионах страны. В Приволжском и Центральном федеральных округах сосредоточена основная масса предприятий МСП. Если в ПФО в сфере малого и среднего предпринимательства трудится каждый третий работающий гражданин, то в ЦФО доля занятых в МСП достигает 43% от экономически активного населения.

Несмотря на амбициозные планы национального проекта «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство» по увеличению доли МСП в ВВП к 2024 году до 32,5%, фактический объем вклада предприятий малого и среднего предпринимательства в валовой внутренний продукт ниже планового значения, а динамика показателя характеризуется недостаточными темпами роста [17]. Тем не менее реализация задач национального проекта «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство» выступила катализатором в решении комплекса социальных проблем, связанных с малым и средним бизнесом:

– отечественный сектор МСП в период пандемии способствовал поддержанию уровня занятости в стране, обеспечив сохранение рабочих мест, стабильность заработных плат для занятых и финансовую устойчивость российских домохозяйств;

– введение законодательных новелл в налоговый кодекс позволило интегрировать самозанятых граждан в легальную экономику в результате их вывода из неформального сектора.

В результате реализации мер государственной поддержки и гибкости предпринимателей, малый и средний бизнес успешно преодолел вызовы пандемийного кризиса 2020–2022 гг. [9]. Эффективная адаптация этого сектора экономики позволила не только сохранить деловую активность, но и обеспечить стабильные налоговые поступления в бюджет, а также выполнить все социальные обязательства [11]. Предпринимательский сектор продемонстрировал устойчивость и доказал важность собственной роли в поддержании экономической стабильности страны во время глобальных потрясений [10].

В настоящее время негативные последствия пандемического кризиса в России практически преодолены, при этом влияние специальной военной операции на Украине в гораздо большей степени сказывается как на мировой, так и на российской экономике вследствие различного рода санкций и рестрикций. В условиях внешнего политического и экономического давления, государство усиливает политику по диверсификации экономики и обеспечению технологического суверенитета. Малое и среднее предпринимательство рассматривается в качестве одного из ключевых факторов достижения вышеуказанной цели государственной политики [16]. Однако существует ряд вызовов и угроз для эффективного функционирования предпринимательского сектора (МСП) российской экономики в условиях её диверсификации и суверенизации.

В рамках ежегодного доклада Российского союза промышленников и предпринимателей о состоянии делового климата в стране, ранжированы главные события, в наибольшей степени повлиявшие на состояние российской экономики и бизнес-среду. Выделим основные вызовы и угрозы для предпринимательского сектора страны, которые были актуальны в течение последних нескольких лет (табл. 2) [5].

Таблица 2 – Вызовы и угрозы для предпринимательского сектора России

2020 г.
2021 г.
2022 г.
2023 г.
Главные события
Начало и стремительное распространение пандемии COVID-19
Достижение пика пандемии COVID-19
Начало специальной военной операции России на Украине;
Полная отмена коронавирусных ограничений
Продолжение специальной военной операции России на Украине
Основные вызовы и угрозы
Нарушение логистических и технологических цепочек; ограничения в движении сырья, материалов, оборудования, товаров и рабочей силы
Резкий рост цен на отдельные виды продовольственных
товаров, а также продукцию деревообрабатывающей и металлургической промышленности
Введение санкционных ограничений против российских
физических и юридических лиц
Усиление внешнего санкционного давления на российский бизнес
Падение цен на нефть в I-м квартале 2020 г.
Повышение ключевой ставки ЦБ РФ
Недружественными странами введены ограничения на экспорт ключевых товаров из России, а также установлен потолок цен на некоторые виды продукции
Значительная девальвация рубля и усиление инфляционной динамики
Нестабильность на валютном рынке
Увеличение налогового бремени для металлургической отрасли и производителей удобрений
Изменение транспортно-логистических коридоров, ограничения на
деятельность российских перевозчиков за рубежом
Неоднократное повышение ключевой ставки Банком России
Повышение тарифов на продукцию/услуги естественных монополий
Сохраняющиеся проблемы во внешнем транспортно-логистическом контуре
Проведение частичной мобилизации
Источник: составлено авторами на основе доклада Российского союза промышленников и предпринимателей // Доклад Российского союза промышленников и предпринимателей о состоянии делового климата в 2023 году // РССП. [Электронный ресурс]. URL: https://rspp.ru/activity/analytics/ (дата обращения: 12.11.2024).

В вышеуказанном докладе РСПП за 2023 год, приводятся результаты опроса представителей предпринимательского сектора с целью оценки состоянии делового климата в России. Респонденты выделили основные проблемы и препятствия для ведения бизнеса в России в условиях проведения специальной военной операции и последствий пандемии COVID-19. Среди главных проблем предпринимательской деятельности в России в 2022–2023 гг., представители бизнес-сообщества отметили недостаток квалифицированных кадров, нестабильность курса рубля, высокую ключевую ставку, рост цен производителей и тарифов, избыточно высокие налоги.

По данным проведенного в 2023 г. исследования эффективности мер государственной политики в сфере МСП, установлены значимые для данного сегмента бизнеса вызовы и проблемы. В числе таковых участниками опроса чаще всего отмечались недоступность заемных финансовых средств, дефицит кадров нужной квалификации, проблемы с получением поддержки, избыточные требования к отчетности при ведении бизнеса и др. [17].

В октябре 2021 года, с целью оценки будущего рынка труда и уровня занятости в России после внедрения государственных мер поддержки для малого и среднего бизнеса во время кризиса, вызванного пандемией COVID-19, проводился опрос среди представителей бизнеса и органов государственной власти. К наиболее значимым рискам для развития бизнеса, которые приведут к дестабилизации ситуации на рынке труда, предприниматели отнесли: эпидемиологические ограничения, новый мировой финансово-экономический кризис, ухудшение социально-экономической ситуации в регионе локализации бизнеса и ослабление потребительского спроса [26]. Сценарий ухудшения внешнеполитической ситуации, выраженный в нагнетании напряженности в отношениях России с другими странами, эскалации военно-политического кризиса на Юго-Востоке Украины, воспринимался бизнес-сообществом в конце 2021 года как вполне серьезный дестабилизирующий фактор на рынке труда, требующий повышенного внимания. Вероятность возникновения кадрового голода в компании, вследствие дефицита на рынке труда необходимых кадров, эксперты так же оценивали в качестве реальной угрозы.

В начале 2012 года, Россия значилась на 112-й строчке рейтинга группы Всемирного банка Doing Business по показателю благоприятности условий ведения бизнеса, что отражало ее позиции в мире как страны, не самым лучшим образом подходившей для предпринимательской деятельности. Подобное положение дел стало отправной точкой в стремлении государства улучшить свою репутацию в бизнес-сообществе. В этом контексте, Президент РФ В.В. Путин в мае 2012 года, утвердив указ № 597, поставил амбициозную цель вывести Россию на 20-е место в рейтинге Doing Business к 2018 году, подчеркивая серьезность намерений государства улучшить условия для ведения бизнеса в стране. Объективно можно свидетельствовать о частичном достижении поставленной Президентом РФ цели. В течение шести лет удалось приблизиться к 30-й позиции. В период с 2018 по 2020 год, Россия также продемонстрировала рост в данном рейтинге, продвинувшись с 31-го на 28-е место [30]. Вместе с тем необходимо отметить, что улучшение позиций обеспечено благодаря городам федерального значения – Москве и Санкт-Петербургу, при этом не отражает общенациональной картины вследствие значительной дифференциации в условиях ведения бизнеса в регионах.

Согласно многим опросам и исследованиям последних лет, бизнес-сообщество по-прежнему видит общую атмосферу для осуществления предпринимательской деятельности в стране как далекую от оптимальной. Так, в исследовании, проведенном ВЦИОМ в 2019 году, большинство участников опроса (71%) оценили условия для ведения бизнеса как неблагоприятные. В отчете, сделанном по результатам опроса, особо подчеркивается, что представители российского бизнес-сообщества чаще склонны сосредотачиваться на возможных рисках, чем на многообещающих возможностях, предпочитая выстраивать собственные стратегии на краткосрочной основе и принимать осторожные, избегающие риска, решения. Отчет указывает на экономические и институциональные препятствия как на главные факторы, оказывающие давление на условия для бизнеса, включая ухудшение экономического благосостояния населения и налоговые нагрузки, а также проблемы, связанные с злоупотреблениями со стороны чиновников и недостатками в работе судебной системы [1].

В 2022 году Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) провел исследование, результаты которого показали, что введенные в отношении России санкции оказывают отрицательное влияние на активность малого и среднего бизнеса, с чем согласились 80% участников опроса. Основными факторами, способствующими этому негативному эффекту, являются рост закупочных и общих цен, отмеченный 57% опрошенными, снижение спроса на продукцию и услуги (25%), проблемы с логистикой (16%). Всего лишь 20% опрошенных выразили надежду на благоприятные изменения в экономической обстановке в обозримом будущем, в то время как подавляющее большинство не предвидят улучшений [15].

В результате проведенного анализа можно выделить несколько основных вызовов и угроз для эффективного функционирования сферы малого и среднего предпринимательства в условиях диверсификации и суверенизации российской экономики:

1. Инфляция, рост цен и тарифов, снижение покупательной способности населения. В условиях постковидной экономики, по-прежнему испытывающей беспрецедентное внешнее политическое и экономическое давление, инфляция является одним из ключевых факторов, влияющих на деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства. Повышение стоимости сырья, материалов и комплектующих напрямую отражается на себестоимости товаров и услуг, что приводит к необходимости пересмотра ценовой политики компаний. Для предпринимателей это означает потерю конкурентоспособности, особенно в условиях свободного рынка. Кроме того, инфляция уменьшает покупательную способность населения, что негативно сказывается на спросе и, следовательно, на объемах продаж. Малые и средние предприятия, зачастую, не имеют достаточного запаса финансовой прочности, чтобы компенсировать эти потери без снижения своей рентабельности.

Инфляционные процессы также влияют на повышение ставки рефинансирования ЦБ, и соответственно ставок по кредитам для МСП, что делает финансирование более обременительным для бизнеса, ограничивая его доступ к кредитованию. Таким образом, для малых и средних предприятий рост инфляции становится серьезным испытанием, требующим принятия эффективных мер, таких как оптимизация расходов, поиск новых рынков сбыта, повышение эффективности производства и инвестиции в инновационные технологии для снижения издержек.

2. Дефицит кадров необходимой квалификации. Недостаток квалифицированных работников является общей проблемой, затрагивающей не только сферу МСП, но и крупный бизнес. Одним из решений может стать активное участие предприятий малого и среднего бизнеса в государственных инициативах по обучению и подготовке кадров [17]. Следует создать эффективную коммуникационную платформу, которая будет способствовать взаимодействию между представителями малого и среднего бизнеса, государственными служащими и учебными заведениями всех уровней [24].

3. Ограниченные возможности в получении заемных средств на развитие бизнеса. Субъекты МСП испытывают сложности в получении займов вследствие отсутствия необходимого залогового имущества, особенно это касается бизнеса на начальной стадии функционирования и в условиях высоких ставок по кредитам, как отмечалось выше. Недостаточный доступ к финансовым ресурсам остается одним из ключевых барьеров для развития предпринимательских структур.

4. Административные барьеры. Бюрократическая нагрузка оказывает существенное давление на субъекты малого и среднего предпринимательства [17]. Особенно остро данную проблему ощущают индивидуальные предприниматели и микропредприятия, не имеющие возможности содержать специальный персонал для работы с документацией [29]. Ситуация усугубляется внедрением цифровых технологий в сфере государственного управления, что приводит к увеличению количества требуемых отчетов в электронные системы. На всех уровнях власти – от муниципального до федерального, кратно множатся всевозможные формы обязательной отчетности. Дополнительные сложности возникают при получении господдержки. Любая программа помощи требует особых форм отчетов об использовании средств, что создает путаницу и отнимает значительные ресурсы у предпринимателей. Разрозненность и несогласованность требований различных ведомств превращает документооборот в серьезное испытание для бизнеса, снижая уровень мотивации предпринимательского сообщества в преодолении бюрократических преград.

5. Сбытовые и логистические проблемы с контрагентами. Несвоевременные выплаты от крупных заказчиков, в том числе государственных, создают серьезные финансовые затруднения, несмотря на четко прописанные в соглашениях сроки. Особенно острыми остаются вопросы поиска надежных поставщиков и налаживания стабильных каналов сбыта продукции. Ситуацию осложняют нарушения в цепочках поставок и трудности с организацией логистических процессов. Для решения этих проблем необходимо усилить сотрудничество между крупным и малым бизнесом, закрепив обязательства по своевременным расчетам в специальной декларации. Важно также ужесточить административные санкции за просрочку платежей, активно привлекая институты развития и бизнес-ассоциации к урегулированию долговых вопросов [27].

6. Отсутствие единообразия системы государственной поддержки. Взаимодействие с государственными органами осложняется низкой степенью автоматизации процессов. Каждое ведомство выдвигает собственные условия и форматы документации для оформления поддержки, что создает излишнюю бюрократическую волокиту и увеличивает объем административной работы [25].

Согласно экспертным оценкам, вероятность наступления в ближайшем десятилетии новой пандемии уровня COVID-19 и введения эпидемиологических ограничений, оценивается как относительно невысокая. Аналитики британской компании Airfinity смоделировали риски возникновения пандемии и оценили вероятность такого исхода в 27,5% [28]. Основатель Microsoft Билл Гейтс в мае 2022 года спрогнозировал, что вероятность возникновения новой пандемии в ближайшие 20 лет равна 50% [2].

Принимая во внимание относительно позитивные прогнозы касательно угроз и рисков возникновения новой пандемии, нельзя недооценивать вероятность наступления мирового экономического кризиса. В частности, Банк России в опубликованном проекте «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики» допускает сценарий возникновения в середине 2025 года нового мирового финансового кризиса, сопоставимого по масштабу с мировым кризисом 2008–2009 гг. [23]. В условиях напряженной текущей геополитической ситуации в мире, действия режима санкций и внешнего экономического давления против России, новый экономический кризис может привести к усилению темпов инфляции, дальнейшему ослаблению потребительского спроса и ухудшению социально-экономической ситуации в стране. Безусловно, это самым негативным образом отразится на сфере малого и среднего предпринимательства. В этой связи диагностика существующих вызовов и угроз создает основу для формирования перспективных решений для своевременной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и выработки предложений по их реализации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В направлении развития государственной политики в области малого и среднего предпринимательства, представляются важными поручения и задачи, сформулированные Президентом России. Эти направления действий предполагают не только прямое следование установленным приоритетам, но и адаптацию под новые вызовы и условия, которые постоянно возникают в этой сфере. Стратегическое планирование и гибкое управление в контексте поддержки малого и среднего предпринимательства становятся ключевыми в ответе на эти вызовы. Это подразумевает не просто выполнение задач в том виде, в каком они были изначально поставлены, но и проявление инициативы в поиске новых подходов и решений, которые будут способствовать дальнейшему развитию и укреплению сектора малого и среднего предпринимательства.

Перспективы развития предпринимательского сектора в России тесно связаны с глобальными трендами и требуют активных действий как со стороны государства, так и со стороны предпринимателей. Эффективное функционирование российского сектора МСП в условиях диверсификации и суверенизации национальной экономики, во многом зависит от темпов внедрения технологических инноваций, международного сотрудничества с дружественными странами и обеспечения кадровой безопасности. Это позволит успешно преодолеть текущие вызовы и достигнуть траектории долгосрочного экономического роста и развития.

[1] Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 17.12.2024).


References:

Barinova V. (2023). Maloe i srednee predprinimatelstvo Rossii v krizisnye periody [Small and medium-sized enterprises in Russia in times of crisis] (in Russian).

Kelarev V.V. (2021). Malyy i sredniy biznes Rossiyskoy Federatsii v usloviyakh postoyannyh krizisov i volatilnoy biznes-sredy [Small and medium-sized businesses in the russian federation under constant crises and volatile business environment]. Gosudarstvennoe i munitsipalnoe upravlenie. Uchenye zapiski. (1). 127–137. (in Russian).

Kevesh A.L. (2024). Maloe i srednee predprinimatelstvo v Rossii. 2024 [Small and medium-sized enterprises in Russia 2024] (in Russian).

Koval V.V. (2021). Tendentsii razvitiya obektov malogo i srednego predprinimatelstva v usloviyakh COVID-19 [Trends in the development of small and medium-sized enterprises in the context of COVID-19]. Alley of Science. (10(61)). 252–256. (in Russian).

Krakovetskaya I.V., Vorobeva E.S., Votyakova I.V., Chernyak M.E., Makarov I.V. (2023). Tendentsii razvitiya malogo i srednego biznesa v Rossiyskoy Federatsii v krizisnyh usloviyakh: vyzovy i perspektivy [Trends in the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation in crisis conditions: challenges and prospects]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (1). 113-124. (in Russian). doi: 10.18334/epp.13.1.117093.

Neopulo K.L. (2024). O neobkhodimosti revizii mer gosudarstvennoy podderzhki subektov malogo i srednego predprinimatelstva [On the need to revise measures of state support for small and medium-sized businesses]. Business Guide. (17(3)). 26-32. (in Russian). doi: 10.24182/2073-9885-2023-17-3-26-32.

Shevtsova V.V. (2022). Razvitie malogo predprinimatelstva v Rossii [Development of small business in Russia]. Aktualnye issledovaniya. (5(84)). 83-87. (in Russian).

Shichkin I.A. (2023). Perspektivy razvitiya rynka truda i zanyatosti v Rossii po rezultatam primeneniya mer gosudarstvennoy podderzhki malogo i srednego biznesa v usloviyakh pandemii COVID-19: ekspertnye otsenki predstaviteley biznes-soobshchestva i gosudarstvennyh sluzhashchikh [Prospects for development of labour market and employment in Russia due to the government support for small and medium-sized businesses in COVID-19 pandemic: expert assessments of business community and officials]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (12). 589-599. (in Russian).

Shokhin A.N., Mayakina S.S., Proskurin A.V. (2021). Gosudarstvennye initsiativy v razvitii malogo i srednego predprinimatelstva v usloviyakh krizisa na primere pandemii COVID-19 v megapolisakh [State initiatives in the development of small and medium-sized businesses in the context of the crisis on the example of the COVID-19 pandemic in megacities (Moscow, New York, Iondon, Hong Kong and Tokyo)]. Biznes. Obschestvo. Vlast. (3(41)). 72–95. (in Russian).

Takmasheva I.V. (2023). Razvitie malogo i srednego predprinimatelstva Rossii v usloviyakh sanktsiy [Development of small and medium-sized businesses in Russia under sanctions]. Moscow Economic Journal. (4). 18. (in Russian).

Umnov V.A., Makarova E.B. (2021). Ponyatie khozyaystvuyushchego subekta i ego rol v razvitii rossiyskoy promyshlennosti [The concept of “economic entity” and its role in the development of russian industry]. Public administration. Electronic Bulletin. (86). 74-88. (in Russian). doi: 10.24412/2070-1381-2021-86-74-88.

Umnov V.A., Spilnichenko V.K., Plyukhina A.A. (2022). Maloe predprinimatelstvo v selskom khozyaystve kak faktor obespecheniya prodovolstvennoy bezopasnosti [Small business in agriculture as a factor in food security providing]. Financial life. (2). 4-9. (in Russian).

Yanchenko A.Yu., Lyashenko E.A. (2024). Dostupnost gosudarstvennoy podderzhki dlya malogo biznesa i osvedomlennost o ney malyh predpriyatiy [Accessibility of government support for small businesses and awareness of it by small enterprises]. Scientific notes of the Russian Academy of Entrepreneurship. (23(1)). 75-82. (in Russian). doi: 10.24182/2073-6258-2024-23-1-75-82.

Страница обновлена: 28.05.2025 в 18:16:14