Promotion of intra-BRICS foreign economic relations
Tkachenko M.F.1, Gribanich V.M.1
1 Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации
Download PDF | Downloads: 19
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 14, Number 12 (december 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=80348079
Abstract:
The article provides an overview of the measures taken by the BRICS countries to realize the potential for deepening foreign economic ties within the association. The authors pay special attention to the trade agenda and analyze the instruments used to increase the volume of mutual trade in the context of Western sanctions pressure. The authors highlight three groups of measures that, in their opinion, best reflect the results of the dialogue on strengthening BRICS trade cooperation: measures of mutual assistance in customs matters, the development of an e-commerce mechanism and the application of digital technologies to facilitate mutual trade, as well as integration into existing GVCs and the creation of their own production and distribution chains. These measures, together with the improvement of other measures of financial and non-financial export incentives, can create a powerful synergy effect in the development of foreign trade and other foreign economic relations both among the BRICS countries and with the BRICS partners.
Keywords: BRICS, foreign economic relations, mutual trade, foreign trade promotion
JEL-classification: B17, B27, F13
Введение
Взаимодействие стран-членов БРИКС неуклонно возрастает на фоне роста геополитической напряженности и трансформации всей системы международных экономических отношений. Ключевыми вопросами текущей повестки в рамках БРИКС являются вопросы, связанные с углублением торгово-экономического сотрудничества стран-членов и распространением интересов объединения БРИКС на потенциальных участников в лице других развивающихся стран. В этой связи требуется оценка достигнутых результатов и реальных перспектив по различным направлениям взаимодействия с выходом на формирование принципиально новой модели сотрудничества, основанной на консенсусном подходе и учете взаимных национальных интересов всех стран-участниц. Объединение БРИКС как площадка для обсуждения наиболее острых вопросов международной повестки должно способствовать поиску и применению новых инструментов, которые бы содействовали безбарьерному взаимодействию стран участниц и учитывали бы возможное противодействие со стороны развитых стран, которые также являются ключевыми партнерами целого ряда стран БРИКС и могут оказывать на них давление при попытках укрепить основы многостороннего внутрибриксового сотрудничества.
Наиболее чувствительной сферой внешнеэкономических связей стран-членов БРИКС остается взаимная торговля, которая наиболее уязвима в условиях санкций, а ее потенциал роста зависим от свободы платежно-расчетных отношений и эффективности цепочек поставок. Значимость взаимной торговли стран БРИКС в целом и в рамках отдельных региональных рынков и необходимость ее активизации, в том числе посредством использования цифровых технологий, была отмечена в работах таких ученых как Д.О. Ямпольской, Б.М. Де Конти, С.Н. Морозова [1], Коваль А.Г., М.Ю. Евдокимовой [2], Ли Б. [3], Т.И. Кузьминой [4], А.А. Алиханова [5], А.Ю. Давыдова [6], Юзвович Л.И., Львовой М.И., Лылова А.С. [7], Ковалевой Е.И., Растопчиной Ю.Л., Божкова Ю.Н., Брежнева А.Н. [8], а также целого ряда других авторов. Вместе с тем также отмечается наличие барьеров внутри объединения (В. Ильичев [9]), которые мешают полноценному торговому обмену и кооперации стран-членов, над устранением которых следует работать.
Необходимо отметить, что страны БРИКС предпринимают существенные усилия для организации работы по устранению барьеров в торговле и продвигают целый ряд инициатив по содействию взаимной торговле.
В настоящей статье будут рассмотрены проблемы, препятствующие раскрытию потенциала взаимной торговли в рамках БРИКС, а также меры, связанные с содействием ее развитию.
***
Статистика внешнеторгового обмена стран БРИКС позволяет сделать вывод о превалировании сырьевых энергетических и сырьевых неэнергетических товаров во взаимной торговле между странами объединения и одновременно наличии более диверсифицированных связей со странами, не входящими в БРИКС (исключение составляет партнерство стран БРИКС с Китаем). Вместе с тем следует отметить позитивную динамику, связанную с ростом доли совокупного импорта стран БРИКС во взаимной торговле друг с другом, что свидетельствует о наметившейся тенденции к сближению и поиска перспективных направлений торгового сотрудничества. Кроме того, отдельные кейсы, связанные со взаимной поддержкой стран БРИКС в условиях санкций, свидетельствуют о постепенной переориентации товарных потоков в сторону партнеров по БРИКС [10]. Растущее желание стран БРИКС к более интенсивному обмену товарами и услугами внутри объединения на фоне усиливающихся санкций и нарушения правил торговли стимулирует обсуждение в рамках диалога стран БРИКС новых механизмов и инструментов содействия развитию внешнеэкономических связей между ними с учетом ключевых приоритетов, определенных в Стратегии экономического партнерства БРИКС до 2025 года, к которым отнесены [11]:
- устранение барьеров во взаимной торговле товарами и услугами;
- избежание введения протекционистских мер;
- диверсификация торгового сотрудничества стран БРИКС в целях развития новых моделей производства, переориентации рынков и увеличения товарооборота внутри БРИКС;
- эффективная интеграция компаний стран БРИКС в глобальные и региональные цепочки создания стоимости;
- сотрудничество в области нетарифного регулирования;
- развитие таможенного сотрудничества;
- формирование справедливой конкурентной среды в целях эффективного и устойчивого развития торговли;
- использование потенциала электронной торговли.
Хотя вопросы взаимной торговли и защиты многосторонней торговой системы поднимались в рамках БРИКС, начиная с I саммита, наиболее насыщенной торговая повестка стала в 2014 году. Это подтверждается исследованиями других авторов (например, А.С.Ванг [12]). При этом очевидно поступательное развитие диалога по внедрению целого ряда инструментов и их поэтапная диверсификация в условиях потенциального роста товарообмена.
Меры содействия взаимной торговле, предлагаемые к реализации в рамках БРИКС, можно условно разделить на несколько групп:
1. Укрепление сотрудничества в таможенной области. Здесь в качестве важнейших мероприятий следует отметить:
- «формирование правовой базы для развития таможенного сотрудничества и упрощения процедур таможенного контроля, поддержка создания Комитета по таможенному сотрудничеству стран БРИКС» (VIII саммит БРИКС) [13];
- «поддержка сотрудничества таможенных служб стран БРИКС по вопросам упрощения процедур торговли, а также по другим вопросам, представляющим взаимный интерес, завершение подготовки соглашения о взаимной помощи между таможенными службами стран БРИКС» (IX саммит БРИКС) [13];
- «поддержка таможенного сотрудничества стран БРИКС и упрощения торговли в рамках реализации Стратегической программы таможенного сотрудничества БРИКС, продвижение инициативы по заключению Межправительственного соглашения стран БРИКС о сотрудничестве и взаимной помощи по таможенным вопросам, разработка и утверждение к концу 2022 года Программы БРИКС по уполномоченным экономическим операторам, включая взаимное признание процедур таможенного контроля и экономических операторов» (X саммит БРИКС) [13];
- «завершение подготовки проекта Соглашения о взаимной помощи стран БРИКС в сфере таможенных вопросов, достижение прогресса в разработке Программы БРИКС по уполномоченным экономическим операторам, которая должна быть запущена в конце 2022 года, включая взаимное признание процедур таможенного контроля и экономических операторов» (XI саммит БРИКС) [13];
- «проведение совместной борьбы с нарушением таможенных правил, развития технологий для проведения таможенных операций и сотрудничества в сфере наращивания потенциала» (XII саммит БРИКС) [13];
- «поддержка начала реализации Соглашения БРИКС о сотрудничестве и взаимной административной помощи в таможенных вопросах, организации совместных таможенных операций во взаимно согласованных областях» (XIII саммит БРИКС) [13];
- «поддержка сотрудничества в области таможенного контроля и его дальнейшее укрепление; развитие партнерства в таможенной сфере под девизом «Эффективное сотрудничество для развития высококачественного партнерства между таможенными службами стран БРИКС» (XIV саммит БРИКС) [13].
Очевидно, что таможенные инструменты содействия взаимной торговле стран БРИКС нацелены одновременно на упрощение и гармонизацию процедур, связанных с перемещением товаров, и противодействие недобросовестным практикам в сфере ВЭД.
2. Поддержка использования цифровых технологий как инструмента содействия внешнеэкономическим связям предприятий стран БРИКС. В рамках данного пункта можно выделить следующие мероприятия, отмеченные в декларациях саммитов БРИКС:
- «поддержка платформы для обмена информацией в рамках БРИКС, призванной способствовать торговому сотрудничеству; изучение возможностей сотрудничества по вопросам электронной торговли» (VI саммит БРИКС) [13];
- «поддержка реализации Платформы торгового и инвестиционного сотрудничества в рамках БРИКС, а также создания Платформы для развития сотрудничества в области электронной торговли в целях укрепления партнерства в этой сфере; поддержка механизмов содействия торговли и обмена опытом в создании проекта «единого окна» (VII и VIII саммиты БРИКС) [13];
- «обмен знаниями и опытом по вопросам электронной торговли, наращивание ее потенциала для обеспечения общей выгоды» (VIII саммит БРИКС) [13];
- «укрепление сотрудничества в сфере торговли услугами (в основе Дорожная карта БРИКС) и электронной торговле (в том числе за счет создания Сети электронных портов БРИКС, а также формирования Рабочей группы государств БРИКС по электронной торговле); поддержка деятельности Делового совета БРИКС и Делового форума БРИКС в деле сотрудничества в области электронной торговли» (IX саммит БРИКС) [13];
- «возобновление работы Рабочей группы БРИКС по электронной торговле, продолжение совместной работы по вопросам торговли услугами, электронной торговли, стандартов и технических правил, электронных портов» (X саммит БРИКС) [13];
- «стимулирование инвестиций в электронную торговлю; продвижение взаимодействия в области электронной торговли, подписание Меморандума о взаимопонимании между национальными агентствами/организациями по содействию торговле и инвестициям» (XI саммит БРИКС) [13];
- «углубление сотрудничества в рамках Рабочей группы БРИКС по электронной торговле, в том числе в области защиты прав потребителей» (XII саммит БРИКС) [13];
- «поддержка Рамочного соглашения о партнерстве БРИКС в цифровой экономике; содействие защиты прав потребителей в электронной торговле» (XIV саммит БРИКС) [13].
Таким образом, ключевыми пунктами цифровой повестки в сфере взаимной торговли стало укрепление партнерства в развитии электронной торговли, ее стандартизации, формирование правового поля ее применения, содействие инвестициям в ее развитие. Кроме того, в ходе некоторых саммитов в итоговую декларацию включались вопросы, связанные с использованием цифровых сервисов, упрощающих взаимодействие участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) на уровне B2G и B2B (например, «единое окно»).
3. Поддержка стабильных цепочек поставок и интеграция компаний стран БРИКС в глобальные цепочки создания стоимости (ГЦСС). В данное направление содействия внешнеэкономическим связям можно включить следующие мероприятия, озвученные в ходе саммитов БРИКС:
- «наращивание производства и экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью в целях повышения их значимости в глобальных производственно-сбытовых цепочках» (VII саммит БРИКС) [13];
- «поощрение мобильности компаний из стран БРИКС (в том числе малых, средних и микропредприятий) в создании глобальных производственно-сбытовых цепочек» (VIII саммит БРИКС) [13];
- «поощрение вертикальной мобильности компаний из стран БРИКС (в том числе малых, средних и микропредприятий) в рамках глобальных цепочек добавленной стоимости для малых, средних и микропредприятий из сферы промышленности и сельского хозяйства; проведение обзора Совместного исследования взаимной торговли товарами с добавленной стоимостью» (X саммит БРИКС) [13];
- «поддержка открытых, стабильных и безопасных глобальных рынков, создание надежных глобальных каналов поставок без излишних препятствий в торговле в условиях пандемии COVID-19 вопреки правилам ВТО; содействие эффективному участию малых, средних и микропредприятий в международной торговле, их интеграцию в ГЦСС» (XII саммит БРИКС) [13];
- «содействие формированию благоприятных условий для расширения торговли между странами БРИКС, особенно продукцией с высокой добавленной стоимостью; поддержка интеграции микро-, малых и средних предприятий в ГЦСС» (XIII саммит БРИКС) [13];
- «поддержка Инициативы БРИКС по торговле и инвестициям в целях устойчивого развития и Инициативы БРИКС по расширению сотрудничества в области цепочек поставок; поддержка сотрудничества между странами БРИКС в области укрепления взаимосвязанности цепочек поставок и развития торгово-инвестиционных потоков» (XIV саммит БРИКС) [13];
- «признание ключевой роли микро-, малых и средних предприятий (ММСП) в раскрытии полного потенциала экономик стран БРИКС и подтверждаем важность их участия в производственных сетях и производственно-сбытовых цепочках» (XV саммит БРИКС) [13].
Обсуждение указанных мер шло от стимулирования бизнес-единиц стран БРИКС к более активной интеграции в существующие глобальные и региональные ГЦСС до создания собственных производственно-сбытовых цепочек, где бы ведущую роль занимали компании (с упором на микро-, малые и средние предприятия) из стран объединения, производящие продукцию с высокой добавленной стоимостью. При этом расширение торгово-инвестиционного сотрудничества как раз должно идти в рамках в рамках создаваемых производственно-сбытовых цепочек, а не с партнерами из развитых стран.
4. Иные меры содействия, включая поддержку использования национальных валют во взаимной торговле с целью избегания санкционных рисков, создание справедливой конкурентной среды, основанной на рыночных правилах и с учетом требований ВТО, совершенствование финансовых мер стимулирования экспорта за счет совместной деятельности экспортно-кредитных агентств стран БРИКС, более активное применение нефинансовых мер поддержки экспорта (проведение торговых выставок и ярмарок, содействие обмену информацией о торговой политике и рыночной аналитике для целей продвижения микро-, малых и средних предприятий на зарубежные рынки).
Кроме того, в повестку саммитов БРИКС в последние несколько лет вошли вопросы, связанные с консолидированной позицией стран объединения в вопросах противодействия торговым барьерам, связанным с борьбой с изменением климата.
На последнем саммите БРИКС, прошедшем в 2024 году в Казани, фактически было признано, что одним из ключевых инструментов содействию безбарьерной торговли между странами является создание «инклюзивных трансграничных платежных инструментов» [13], а также обеспечение возможности расчетов в национальных валютах «в соответствии с Трансграничной платежной инициативой БРИКС (BCBPI)» [13].
В целом была продолжена практика включения в декларацию саммита мероприятий, направленных на укрепление «стабильных, эффективных и открытых цепочек поставок» [13], а также отмечена необходимость сотрудничества в целях бесперебойного функционирования производственно-сбытовых цепочек и включения в них микро-, малых и средних предприятий. Кроме того, с учетом роста озабоченности нетто-импортеров продовольствия ухудшающейся продовольственной безопасностью, страны БРИКС приветствовали инициативу России по созданию зерновой (сырьевой) торговой площадки как инструмента защиты от «неправомерных ограничительных мер экономического характера, не соответствующих правилам ВТО» [13].
В цифровую повестку, связанную со взаимной торговлей, добавились такие аспекты, связанные с электронной торговлей, как развитие «онлайн-инструментов разрешения споров» и «обмена мнениями по вопросу о торговле товарами малой стоимости при помощи трансграничной электронной торговли» [13].
Страны БРИКС вновь обозначили общую позицию по противодействию необоснованным ограничительным мерам на мировых рынках, которые применяются под разными предлогами и могут оказать негативное влияние в том числе на взаимную торговлю в рамках БРИКС.
Нашли продолжение своего обсуждения во внутрибриксовской повестке вопросы, связанные с дальнейшим обсуждением «соглашения о взаимной административной помощи, подписание таможенными органами стран БРИКС Совместного плана действий по уполномоченным экономическим операторам» [13]. Эти меры направлены на взаимодействие таможенных органов стран БРИКС и развитие сотрудничества в правоохранительной сфере.
Еще одним инструментов в вопросах упрощения взаимной торговли стало обсуждение стандартизации, решение проблем которой требует более тесного взаимодействия стран объединения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представленный обзор ключевых вопросов повестки, связанной с содействием развитию внешнеэкономических (в первую очередь, внешнеторговых) связей в рамках БРИКС (особенно в ходе последнего саммита) со всей очевидностью демонстрирует рост консолидации усилий стран глобального Юга в противодействии беспрецедентному давлению со стороны западной коалиции. Применение цифровых технологий во внешнеторговом обмене и внешнеторговых расчетах является основополагающим инструментом реализации потенциала внешнеэкономических связей стран БРИКС. При этом важное значение должно придаваться гармонизации правовых норм и стандартов при реализации решений стратегического партнерства, что укрепит взаимосвязанность национальных экономик и стимулирует их эффективную интеграцию в новую систему международных экономических отношений.
References:
Alikhanov A.A. (2024). Vzaimnaya torgovlya stran BRIKS: tendentsii i perspektivy [The BRICS countries’ mutual trade: recent trends and future prospects]. Problems of national strategy. (5(86)). 30-33. (in Russian). doi: 10.52311/2079-3359_2024_5_30.
Davydov A.Yu. (2023). Perspektivy ekonomicheskogo sotrudnichestva Rossii so stranami BRIKS [Russian cooperation with BRICS countries]. Rossiya i Amerika v XXI veke. (4). (in Russian). doi: 10.18254/S207054760027295-1.
Koval A.G., Evdokimova M.Yu. (2020). Osobennosti razvitiya elektronnoy torgovli v stranakh BRIKS [Features of e-commerce development in BRICS states]. Russian Foreign Economic Bulletin. (9). 79-92. (in Russian). doi: 10.24411/2072-8042-2020-10093.
Kovaleva E.I., Rastopchina Yu.L., Bozhkov Yu.N., Brezhnev A.N. (2023). Otsenka vzaimnoy torgovli Rossii so stranami BRIKS [Assessment of Russia’s mutual trade with the BRICS countries]. Industrialnaya ekonomika. (2). 14-19. (in Russian). doi: 10.47576/2949-1886_2023_2_14.
Kuzmina T.I. (2024). Analysis of the dynamics of intra-bloc trade BRICS member countries International Research Journal. (9(147)). doi: 10.60797/IRJ.2024.147.35.
Li B. (2024). Torgovo-ekonomicheskie otnosheniya mezhdu stranami BRIKS i ikh vliyanie na mirovuyu torgovuyu sistemu [Trade and economic relations between the BRICS countries and their impact on the global trading system]. Sustainable Development Economics. (3(59)). 107-111. (in Russian).
Trade StatisticsTrade Center. Retrieved December 22, 2024, from https://intracen.org/resources/data-and-analysis/trade-statistics
Vang A.S. (2022). Model liderstva Kitaya v BRIKS [China’s leadership in BRICS governance]. International Organisations Research Journal: education, science, new economy. 17 (2). 50-85. (in Russian). doi: 10.17323/1996-7845-2022-02-03.
Yampolskaya D.O., De Konti B.M., Morozov S.N. (2021). Problemy i napravleniya razvitiya elektronnoy kommertsii v stranakh BRIKS [Problems and directions of electronic commerce development in the BRICS countries]. Bulletin of the Russian University of Peoples\' Friendship. series: economics. 29 (1). 21-38. (in Russian). doi: 10.22363/2313-2329-2021-29-1-21-38.
Yuzvovich L.I., Lvova M.I., Lylov A.S. (2024). Razvitie vzaimnoy torgovli selskokhozyaystvennoy produktsiey i prodovolstviem v obedinenii BRIKS [Development of mutual trade in agricultural products and food in the BRICS association]. Economics of agricultural and processing enterprises. (11). 89-94. (in Russian). doi: 10.31442/0235-2494-2024-0-11-89-94.
Страница обновлена: 15.05.2025 в 16:00:02