Формирование критериев качества управления муниципальной территорией в условиях рыночной экономики на основе процессного подхода
Статья в журнале
Теневая экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 9, Номер 1 (Январь-март 2025)
Современная, сложная и динамично развивающаяся, а главное - изменяющаяся рыночная среда требует от всего общества в целом и от органов местной власти в частности постоянного совершенствования, существующих систем управления и развития информационных систем их поддержки. Успешным инструментом развития в любой организации , независимо от формы собственности и направления (и в том числе от органов местного самоуправления) деятельности можно назвать методологию использования стандарты качества серии ИСО 9001.
ISO 9001 – это признанный во всем мире стандарт управления качеством. Он помогает организациям всех размеров и отраслей улучшать свою работу, соответствовать ожиданиям клиентов и демонстрировать свою приверженность качеству. Его требования определяют порядок создания, внедрения, поддержания и постоянного улучшения системы менеджмента качества (СМК) [1].
Внедрение стандарта ISO 9001 означает, что в вашей организации применяются эффективные процессы и обучен персонал, что позволяет раз за разом поставлять безупречную продукцию или услуги.
Важным направлением формирования успешной системы управления развитием муниципальной территории, в том числе снижения рисков присутствия коррупционных отношений, является использование процессного подхода к организации и управлению территорией.
Стандарты серии ISO 9000 – это стандарты по формированию Системы Менеджмента Качества (СМК), применяемые к любой области экономики и распространяющиеся на предприятия с любыми видами деятельности. В настоящее время в зарубежной практике существует опыт применения стандартов ISO серии 9000 в органах государственной власти и местного самоуправления [6].
Современные условия деятельности Российского государства, основанные на рыночных принципах организации общества, как никогда остро ставят вопрос о выборе наиболее эффективных для нашей страны форм взаимодействия и самоорганизации (самоуправления) органов местной власти, носителей экономического потенциала (бизнес структур) и самих жителей. Актуальность данной проблемы возрастает в свете того, что в рыночных условиях резко усилились коррупционные проявления. И это требует встраивания антикоррупционных механизмов [4].
Превалирующий сейчас структурно - отраслевой подход основан на использовании различных типов организационной структуры управления муниципалитетом, и, как правило, иерархической. В этом случае организация и управление деятельностью осуществляется по структурным элементам (управлениям, отделам, департаментам, и т.п.), а взаимодействие структурных элементов - происходит через руководителей структурных подразделений и иных должностных лиц (начальников, отделов, управлений и пр.), а так же структурные подразделения более высокого уровня.
Большинство органов самоуправления с целью разработки эффективной и надежной системы менеджмента качества услуг используют стандарт ГОСТ Р 52614.4-2016. Применение принципов этого документа повышает качество клиентского обслуживания и способствует укреплению доверия населения.
На территории РФ система менеджмента в органах местного самоуправления используется добровольно (по собственному желанию компаний), однако это случается достаточно часто, так как наличие этой системы и оформленного сертификата позволяет получить определенные преимущества
Указанный государственный стандарт разрабатывался на основании положений международного стандарта ИСО 9001, который, в свою очередь, является базовым документом любых систем менеджмента качества [10].
Спецификой муниципального управления объясняться такие недостатки существующего структурно-отраслевого подхода к организации и управлению деятельностью муниципалитета можно определить такие как:
· деление «технологического» цикла выполнения работы на отдельные, как правило, не очень четко связанные между собой элементы, которые выполняются различными структурными подразделениями;
· отсутствие единого описания всего «технологического» цикла работы, как правило, это существует только на уровне структурных подразделений;
· отсутствие ориентации на внешнего потребителя (жителя), а также внутренних получателей промежуточных результатов работы;
· достаточно высокие накладные расходы на содержание управленческого аппарата;
· низкая эффективность информационной поддержки, объясняемая недостаточным уровнем автоматизации деятельности всех рабочих мест и неудачными попытками внедрения в муниципалитетах специализированных информационных программ.
«В современных условиях государственный сектор сталкивается с необходимостью непрерывного совершенствования методологии функционирования систем государственного и муниципального управления с целью более эффективного реагирования на вызовы современного общества. При этом процессный подход привлекает все большее внимание как методологическая и организационная основа функционирования государственных институтов, нацеленная на достижение эффективности и результативности основных процессов органов власти, а также повышение адаптивности к изменениям внутри и вне государственных структур» [5].
По-иному происходит использование процессного подхода. Этот метод ориентирован, изначально, не на организационную структуру муниципалитета (организации), а на «бизнес-процессы» происходящие на территории муниципального образования, конечными целями которых будет создание востребованных продуктов или услуг, представляющих ценность для внешних и внутренних потребителей.
Если принять за основу понятие бизнес-процесса, как процесса использования финансовых и иных ресурсов в целях развития компании (организации или территории), то условно понимая под финансовыми и иными ресурсами возможности бюджета муниципального образования, а под «развитием компании» - развитие муниципального образования в целом и создание благоприятных условий проживания для жителей конкретной территории, то определение бизнес-процесс будет легитимным и в нашем случае. Назовем условно данный вид процесса «муниципальный бизнес-процесс - МБП».
В таком случае, бизнес-процессы существуют внутри любой организации, не зависимо от того, какую продукцию или услугу компания производит, то данное выражение будет приемлемо и для муниципальной территории. Однако нельзя забывать о том, что, в большинстве организаций (территорий), внутреннее состояние может иметь следующий вид:
1. Бизнес-процессы либо очень фрагментированы, либо границы процессов определены не корректно, это напрямую актуально и для нашего случая, поскольку все. МБП сегодня «разобщены» происходят по большей части независимо друг от друга;
2. Бизнес-процессы не формализованы и не описаны, то есть не имеют установленного способа выполнения действий (процедуры), в данном случае речь, в муниципальном образовании, идет в том числе о не совершенной системе информационного обеспечения (отсутствие корректной системы информационного сопровождения муниципального управления с учетом специфики территории)
3. Не всегда понятно, кто же отвечает за конечный результат процесса (Бизнес-процессы не имеют своего владельца (хозяина), либо владелец (хозяин) не имеет полномочий для проведения корректирующих и предупреждающих действий или очень опосредованно влияет на выделение ресурсов (в том числе и финансовых). Поскольку права распоряжения финансовыми и иными ресурсами сегодня делегированы руководству органов власти (администрация, глава которой работает по контракту или совету, который сформирован по партийной принадлежности), то население, как «хозяин» «де-юре» может весьма опосредованно влиять на обозначенный процесс.
4. Недостаточность или переизбыток точек контроля (или согласования) внутри бизнес-процесса, что, при отсутствии контроля приводит к хаосу и неуправляемости, а, при их избытке, к бюрократизации системы. В данном случае речь идет о, на самом деле жесткой вертикали власти и недостаточной самостоятельности местной власти.
5. Информационное обеспечение бизнес-процессов неэффективно (нарушены целостность и полнота, а так же своевременность поступления информации) Уникальность каждого муниципального образования на взгляд авторов неоспорима и эффективное управление не возможно без эффективного информационного обеспечения.
Но, тем не менее, к процессному управлению чаще всего обращаются руководители, которые с одной стороны имеют потенциал для роста и развития, а с другой стороны - этот потенциал близок к истощению. Это вполне объяснимо тем, что процессный подход рассматривается как один из возможных инструментов совершенствования деятельности муниципального образования.
В такой ситуации, руководители, при внедрении процессного подхода, предполагают решение вот каких проблем:
1. Улучшение управляемости (повышение эффективности системы отчетности, формирование «прозрачной» управленческой системы, а так же уменьшение времени для прохождения процедур принятия управленческих решений), что уменьшает и риски коррупционных отношений.
2. Уменьшение воздействия «человеческого фактора» при управлении муниципальным образованием.
3. Уменьшение бюджетных расходов за счет снижения затратной части бюджета.
4. Снижение вероятности коррупционных связей и соответственно доли теневой экономики.
Далее рассмотрим некоторые алгоритмы решения указанных проблем при использовании процессного подхода в муниципальном управлении
I. Повышение управляемости при внедрении процессного подхода.
Здесь, с одной стороны мы видим, что каждый процесс, происходящий «внутри» должен иметь:
· Соответствующим образом оформленную документацию, которая описывает технологию работы (процедуру или установленный способ выполнения процесса).
· Легитимного владельца (хозяина) процесса – должностное лицо, имеющего в своем распоряжении ресурсы, обладающего достаточными полномочиями и несущему соответственную ответственность за качество и результативность процесса.
· Адекватную систему критериев оценки успешности или не успешности процесса – покажут муниципальные статистические данные об фактическом положении дел в МО и оценка удовлетворенности жителей конкретной территории (социологические опросы).
· Соответствующие ресурсы: персонал, «производственную» среду и существующую инфраструктуру (в соответствии с ISO 9001:2000 Системы Менеджмента Качества. Требования.), это информация о поставщиках и партнерах, и конечно состояние муниципальных финансов (в соответствии с ISO 9004:2000 Системы Менеджмента Качества. Рекомендации по улучшению деятельности.).
Стандарт ISO 9001:2000 раскрывает в обобщенном и систематизированном виде мировой опыт эффективного управления (менеджмента). [9]
Стандарт не имеет ограничений по сферам применения. Он рекомендован как для промышленных предприятий, так и для органов государственного и муниципального управления. Нормы стандарта отражают минимальные требования, которые предъявляются во всем мире к органам местного самоуправления.
Его особенностью является то, что он предъявляет требования не к качеству продукции или услуг, а к качеству управления предприятием или организацией. Оценивает качество работы любой организации только потребитель (клиент). Для органов местного самоуправления основными клиентами являются: население и другие органы власти. Целью функционирования любого органа власти должно быть удовлетворение требований их «клиентов». Поэтому первое, что должен сделать любой местный орган самоуправления - это выявить и установить требования и потребности своих клиентов.
В данной логике обязательная сертификация муниципальных образований, на соответствие требованиям стандарта ISO 9001:2000, может служить объективной оценкой их деятельности.
Несмотря на то, что еще в 2009 году окончательно вступил в действие Федеральный Закон № 131 «Об общих принципах местного самоуправления», фактический опыт показывает, что до сих пор муниципалитеты сталкиваются с большими проблемами при реализации ФЗ № 131 [11]
Закон предусматривает разграничения полномочий уровней власти, он изменил приоритеты и критерии оценки эффективности работы муниципальных администраций. Теперь основной задачей ставиться развитие и достижение экономической устойчивости и наращивания потенциала муниципального образования основываясь на деятельности компаний малого и среднего бизнеса.
Администрации же муниципальных образований по факту недостаточно подготовлены к решению таких задач. Им требуется методическая и консультационная помощь в планировании их деятельности, разработки стратегий развития, а так же помощь в освоении современных информационных технологий.
Однако необходимо отметить тот факт, что объективная необходимость формулирования критериев качества управления на муниципальном уровне привела к тому, что Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 30 ноября 2016 года N 1863-ст. [3].
Был утвержден Национальный стандарт Российской Федерации. ГОСТ Р 52614.4-2016/ИСО 18091:2014 Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ИСО 9001 в органах местного самоуправления (от 01.12. 2017 г) [2].
Целью настоящего стандарта является разработка рекомендаций по внедрению системы менеджмента качества, соответствующей требованиям ИСО 9001 в органах местного самоуправления.
Однако данный «стандарт не содержит конкретных требований к другим системам менеджмента, таким как менеджмент охраны окружающей среды, менеджмент профессионального здоровья и безопасности, финансовый менеджмент или менеджмент рисков. Однако стандарт позволяет организации согласовать или интегрировать свою собственную систему менеджмента качества с другими системами менеджмента с соответствующими требованиями. Организация может адаптировать действующую(ие) систему(ы) менеджмента для создания системы менеджмента качества, соответствующей требованиям настоящего стандарта» [2] - что на взгляд авторов не может обеспечить эффективность развития муниципального образования в полной мере, поскольку именно в муниципалитете происходят все те процессы, которые самым оперативным (а стало быть, и качественным) образом влияют на его (муниципалитета) развитие.
Так же следует отметить и тот факт, что на основании приказа Росстандарта от 03.10.2024 N 1371-ст данный приказ (Национальный стандарт) будет признан утратившим силу с 01 ноября 2025 года, что еще раз подтверждает важность задачи, и необходимость оперативных поправок в действующие правила процессного управления муниципальной территориями в условиях рыночной экономики. [5]
Каковы задачи и приоритеты, необходимые для решения задач повышения эффективности управления и самоуправления и что это даст для повышения качества жизни и комфортности проживания для населения?
Примерный алгоритм действий нам видеться следующим образом:
1) Развить местное самоуправление
2) Согласовать стратегии развития. Определить конкретные цели в деятельности муниципальных органов власти.
3) Согласовать деятельность различных уровней власти с программой развития муниципальных образований
4) Создать систему взаимодействия различных уровней власти ориентированную на планы стратегического развития муниципальных образований
5) Повысить прозрачность и доступность информации о результатах деятельности местных органов самоуправления
6) Повысить ответственность всех уровней власти перед населением муниципальных образований
Этапы внедрения СМК
Внедрение системы менеджмента качества в администрациях муниципальных образований включает следующие этапы:
– Разработка плана создания системы менеджмента качества;
– Создание систему взаимодействия различных уровней власти ориентированную на планы стратегического развития муниципальных образований
– Повышение прозрачность и доступность информации о результатах деятельности местных органов самоуправления
– Повысить ответственность всех уровней власти перед населением муниципальных образований
– Повышение информированности населения так же будет являться успешным инструментом противодействия коррупции в органах местного самоуправления
Исходной точкой авторы предлагают использовать восемь принципов менеджмента качества определены в ИСО 9000:2000 «Системы менеджмента качества — Основные положения и словарь» и в ИСО 9004:2000 «Системы менеджмента качества - Руководящие указания по улучшению деятельности».
Но адаптировать эти классические принципы в следующей редакции:
Принцип 1 - Ориентация на потребителя
Принцип 2 - Лидерство руководителей
Принцип 3 - Вовлечение работников
Принцип 4 - Процессный подход
Принцип 5 - Системный подход к менеджменту
Принцип 6 - Постоянное улучшение
Принцип 7 - Основанный на фактах подход к принятию решений
Принцип 8 - Взаимовыгодные отношения с поставщиками
Принцип 1 - Ориентация на потребителя (п.5.2 МС ИСО 9001:2000) [8]
Потребители — в данном случае это жители муниципальной территории — именно они и есть главный источник ресурсов территории. Развитие территории напрямую зависят от своих жителей, и поэтому руководителям органов ТОС и МСУ нужно точно понимать текущие и будущие потребности населения, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания. Именно поэтому нельзя ограничиваться простым удовлетворением формальных требований жителей, зафиксированных в уставе, договорах, технических условиях или иных документах.
Удовлетворенность жителей следует определенным образом измерять и оценивать, а система качества должна содержать механизм выработки корректирующих действий в необходимых случаях. Все муниципальные служащие должны знать и понимать потребности и ожидания населения.
НАДО УМЕТЬ ПРОГНОЗИРОВАТЬ НЕВЫСКАЗАННЫЕ ПОЖЕЛАНИЯ ГРАЖДАН, ЧТО ПОЗВОЛИТ МАКСИМАЛЬНО ПОЛНО УДОВЛЕТВОРЯТЬ ЭТИ ПОЖЕЛАНИЯ.
Ключевые выгоды:
1. Повышение предпринимательского оборота и уменьшение доли безработных граждан, достигнутые за счет гибкой и быстрой реакции на рыночные возможности;
2. Более результативное использование ресурсов муниципальной территории для повышения удовлетворенности жителей;
3. Повышение гражданской активности жителей, приводящая к более плодотворному сотрудничеству
Применение подхода "ориентация на потребителя" обычно приводит к:
1. Изучению и пониманию потребностей и ожиданий населения
1. Обеспечению уверенности в том, что цели органов МСУ связаны с потребностями и ожиданиями жителей
2. Передаче (распространению) информации о потребностях и ожиданиях граждан по всей муниципальной территории.
3. Измерению удовлетворенности населения основанным на полученных результатах
4. Системному подходу к менеджменту взаимоотношений с жителями
5. Обеспечению сбалансированного подхода при удовлетворении интересов граждан и других заинтересованных сторон (таких как собственники, работники, поставщики, кредиторы, местные круги и общество в целом)
Применение этого принципа предполагает:
• понимание всего диапазона потребностей и ожиданий жителей относительно услуг, дисциплины поставки, цены, надежности и т.д.;
• обеспечение сбалансированного подхода к потребностям и ожиданиям населения и других заинтересованных лиц (владельцев, сотрудников, поставщиков местного сообщества и общества в целом);
• доведение этих потребностей и ожиданий до сведения всех муниципальных служащих;
• измерение удовлетворенности граждан и соответствующие действия на основе результатов этого измерения;
• управление отношениями с населением.
Успешное применение принципа дает следующие преимущества:
•для формулировки политики и стратегии - потребности граждан и других заинтересованных сторон становятся понятными для всех в органах управления территорией;
• для установления целей и показателей - достигается непосредственная связь этих целей и показателей с потребностями и ожиданиями населения;
• для оперативного управления - улучшение показателей орган ведет к удовлетворению потребностей населения;
• для управления людскими ресурсами - гарантируется, что муниципальные служащие знают требования населения и умеют их удовлетворять.
Принцип 2 - Лидерство руководителей
Руководители устанавливают единство цели и направления деятельности и развития территории. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой муниципальные служащие могут стать полностью вовлеченными в деятельность по достижению целей органа управления муниципальной территории. Определение руководством муниципалитета долгосрочной политики и миссии органа управления по вопросам качества и трансформация этой политики в измеряемые цели и задачи.
Ключевые выгоды:
1. Муниципальные служащие будут понимать цели и задачи органа управления и будут мотивированы на их достижения
2. Различные виды деятельности оцениваются, выстраиваются и осуществляются единообразным способом
3. Неэффективные коммуникации (связи) между уровнями организации будут сведены к минимуму
Применение принципа "лидерство руководителей" обычно приводит к:
1) Учету потребностей всех заинтересованных сторон, включая жителей, собственников, поставщиков, кредиторов, местных кругов и общества в целом
1. Установлению ясных представлений о будущем муниципальной территории (vision)
2. Установлению перспективных целей и задач
3. Созданию и поддержанию общих ценностей, справедливости и этических моделей поведения
4. Установлению доверия и устранению страха
5. Обеспечению муниципальных служащих необходимыми ресурсами, их подготовке и предоставлению свободы действий' в рамках их ответственности и подотчетности
Применение этого принципа предполагает:
• умение прогнозировать ситуации и осуществлять руководство, принимая во внимание накопленный опыт;
• понимание изменений во внешнем окружении и умение реагировать на них;
• принятие во внимание потребностей всех заинтересованных сторон, включая местное сообщество и общество в целом;
• формирование ясного видения будущего территории;
• формирование ценностей и этических ролевых моделей на всех уровнях органа управления;
• создание в органе управления атмосферы доверия;
• предоставление сотрудникам необходимых ресурсов и делегирование им полномочий, адекватных взятой ими на себя ответственности, и установление их обязательной отчетности;
• поощрение сотрудников и признание их вклада в постоянное улучшение деятельности по развитию органа управления и территории в целом;
• ведение открытого и честного обмена информацией;
• непрерывное обучение служащих;
• постановка достижимых целей и показателей, вызывающих у служащих стремление к самосовершенствованию и постоянному улучшению деятельности организации;
• применение стратегии организации для достижения установленных целей и показателей.
Успешное применение принципа дает следующие преимущества:
• для формулировки политики и стратегии - устанавливается и широко обсуждается ясное видение будущего территории;
• для установления целей и показателей - установленное видение трансформируется в измеримые цели и показатели;
• для оперативного управления - вовлеченные люди с делегированными полномочиями, достигая собственных целей, способствуют достижению целей территории;
• для управления людскими ресурсами - создается новая корпоративная культура, основанная на принципах мотивации, всеобщей информированности и преданности населения.
Принцип 3 - вовлечение жителей
Система качества и её механизмы должны побуждать людей проявлять инициативу в постоянном улучшении качества жизнедеятельности территории в целом. Чем больше люди, проживающие на данной территории, действуют во благо этой территории, тем более светлые перспективы открываются перед ней. Людей необходимо мотивировать к качественному труду и, тем самым, вовлекать в процессы постоянного развития и улучшения условий проживания. Работники всех уровней являются сутью территории, и их полное вовлечение позволяет использовать их способности для пользы территории. Современная развивающаяся муниципальная территория – это система взаимодействующих команд.
Ключевые выгоды:
1. Появляются мотивированные, преданные и вовлеченные работники внутри территории
2. Нововведения и творческий подход при достижении целей развития территории
3. Работники становятся ответственными за свою работу
4. Работники стремятся участвовать и вносить вклад в постоянное улучшение
Применение принципа "вовлечение людей" обычно приводит к тому, что:
1. Работники понимают важность своего вклада и своей роли в развитии территории
2. Работники выявляют ограничения в своей деятельности
3. Работники признают существование проблем и свою ответственность за их решение
4. Работники оценивают свою деятельность на основе достижения поставленных перед ними целей и задач
5. Работники активно ищут возможности для повышения своей компетентности, знаний и опыта
6. Работники свободно делятся своими знаниями и опытом
7. Работники открыто обсуждают проблемы и дела
Успешное применение принципа дает следующие преимущества:
• для формулировки политики и стратегии - жители эффективно участвуют в улучшении политики и стратегии развития муниципального образования;
• для установления целей и показателей - люди, наделенные полномочиями, становятся "хозяевами" соответствующих процессов и целей развития территории;
• для оперативного управления - люди оказываются вовлеченными в принятие соответствующих решений и в процесс улучшения;
• для управления людскими ресурсами - повышается удовлетворенность муниципальных управленцев своей работой и стремление к самосовершенствованию на благо развития всего муниципального образования.
Принцип 4 - подход как к «процессу» (новый взгляд на «систему»):
Все виды действий, совершаемых в организации, имеет смысл рассматривать как процессы - логически упорядоченные последовательности (алгоритмы) этапов (шагов, элементов), преобразующих входы в выходы. Желаемый результат достигается более эффективно, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом. Процессный подход открывает широкие возможности для визуализации, а значит и для вовлечения населения.
Ключевые выгоды:
1. Снижение затрат и сокращение временного цикла за счет эффективного использования ресурсов территории
2. Улучшенные, последовательные и предсказуемые результаты
3. Четко сориентированные и выстроенные по приоритетам возможности для улучшения
Применение этого принципа предполагает:
· алгоритмический подход к проектированию системы качества как совокупности взаимосвязанных процессов;
· каждый процесс рассматривается как система, входы и результаты процесса должны четко определяться и измеряться;
· устанавливается взаимодействие данного процесса с функциями муниципалитета;
· определение такого процесса, с помощью которого достигается желаемый результат;
· выявление внутренних и внешних заинтересованных лиц процесса;
· выявление способа «общения» участников процесса с функциональными подразделениями муниципалитета;
· оценка возможных рисков, последствий и влияния процессов на жителей и других заинтересованных сторон;
· установление ответственности, полномочий и четких взаимодействий для управления процессом;
При разработке процесса рассмотрение его этапов, действий, потоков, методов контроля, потребностей в обучении, оборудования, технологии, информации, материалов и других ресурсов, требуемых для достижения запланированного результата.
Успешное применение принципа дает следующие преимущества:
• для формулировки политики и стратегии - реализация определенных процессов приведет к более предсказуемым результатам, лучшему использованию ресурсов, более коротким временам циклов и меньшим затратам;
• для установления целей и показателей - понимание возможностей процессов порождает цели и показатели, вызывающие стремление к постоянному улучшению на основе непрерывного совершенствования;
• для оперативного управления - применение процессного подхода ко всем операциям дает снижение затрат, предупреждение ошибок, управление вариацией, сокращение времен циклов и более предсказуемые результаты;
• для управления людскими ресурсами - установление эффективных по затратам процессов управления (прием на работу, обучение, тренировка), согласование этих процессов с потребностями муниципального образования в квалифицированном персонале, обладающем большими возможностями для совершенствования.
Принцип 5 - системный подход к менеджменту (системы качества как совокупность взаимосвязанных процессов).
Создание и управление системой взаимодействующих динамичных процессов для достижения поставленной цели способствует повышению результативности и эффективности развития территории. Системный подход, прежде всего, ведет к увязыванию задач, возникающих в рамках концепции качества, с миссией местного управления, ее видением, стратегическими целями и Политикой в области качества. Он требует координации всех аспектов деятельности, применения "проектного стиля" организации работ, вовлечения людей в управление, делегирования им полномочий и оказания им доверия. Это - гуманистический подход к менеджменту, разрушающий барьеры между подразделениями, который ведет к пересмотру наших представлений об управлении развитием территории. Идентификация, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют результативности и эффективности организации при достижении ее целей.
Ключевые выгоды:
1. Интеграция и выстраивание [в логическую цепочку] тех процессов, которые будут наилучшим образом достигать желаемых результатов.
2. Способность фокусировать усилия на ключевых процессах.
3. Предоставление заинтересованным сторонам уверенности в том, что касается устойчивости, результативности и эффективности организации.
Применение принципа "системный подход к менеджменту" обычно приводит к:
1. Структурированию системы для достижения целей организации наиболее эффективным и результативным способом.
2. Пониманию взаимозависимостей между процессами системы.
3. Формирование структурированных подходов, которые гармонизируют и интегрируют процессы развития территории.
4. Обеспечению лучшего понимания ролей и ответственности, необходимых для достижения общих целей, и понижению за счет этого меж функциональных барьеров.
5. Пониманию организационных возможностей и установлению требований к ресурсам до начала действий.
6. Нацеленности и определению того, как следует осуществлять конкретные виды деятельности внутри системы.
7. Постоянному улучшению системы посредством [ее] измерения и оценки.
Применение этого принципа предполагает:
• формирование системы на основе определения или разработки процессов, влияющих на достижение поставленной цели;
• структурирование системы для достижения цели самым эффективным способом;
• понимание взаимозависимостей процессов в системе, разрушающих барьеры между подразделениями;
• постоянное улучшение системы на основе измерения, анализа процессов и оценки их результатов;
• установление ограничений на ресурсы до начала действий.
Успешное применение принципа дает следующие преимущества:
• для формулировки политики и стратегии - создание исчерпывающих и способствующих улучшению планов, которые связывают функциональный и процессный подходы;
• для установления целей и показателей - цели и показатели отдельных процессов согласуются с ключевыми целями развития территории;
• для оперативного управления - получение возможности широкого обзора эффективности процессов, ведущего к пониманию причин проблем и к своевременным действиям по улучшению;
• для управления людскими ресурсами - обеспечение лучшего понимания ролей и ответственности при достижении общих целей путем организации командной работы, ведущей к устранению барьеров между разными организациями
Принцип 6 - постоянное улучшение (постоянное улучшение системы через измерение и оценку).
Постоянное улучшение деятельности местного управления в целом следует рассматривать как ее неизменную цель. Постоянное улучшение начинается с человека, и первый шаг на пути улучшения - совершенствование его личных качеств, знаний, навыков и умений. Второй шаг - совершенствование работы команды, прежде всего, за счет систематического обучения и создания доброжелательной атмосферы. Третий шаг - улучшение «среды обитания» путем организации и поддержания порядка. «Чем лучше организовано наше окружение, тем продуктивнее и эффективнее будут наши мысли».
Ключевые выгоды:
1. Преимущества в деятельности за счет повышенных возможностей организации
2. Нацеленность деятельности по улучшению на всех уровнях на достижение стратегических целей территории
3. Гибкость с точки зрения быстроты реагирования на выявленные возможности
Применение принципа "непрерывного улучшения" часто приводит к:
1. Применению согласованного и распространенного по всей территории муниципального образования подхода к постоянному улучшению деятельности органа управления
2. Обучению работников методам и инструментам непрерывного улучшения
3. Созданию такой ситуации, когда постоянное улучшение продукции и услуг, процессов и системы становится целью каждого жителя территории
4. Установлению целей, которыми следует руководствоваться при осуществлении постоянного улучшения, и измерений, с помощью которых будет отслеживаться это улучшение
5. Распознаванию (выявлению) и признанию улучшений
Применение этого принципа предполагает:
• постоянное улучшение услуг, продукции, процессов и системы - цель всех жителей территории организации;
• применение основных концепций улучшения - постепенного и прорывного;
• использование периодического оценивания по установленным критериям совершенства для выявления областей потенциального улучшения;
• постоянное улучшение работоспособности и эффективности всех процессов;
• первостепенное осуществление действий, направленных на предупреждение несоответствий;
• проведение обучения и тренировки каждого местного управленца методам и инструментам постоянного улучшения, таким как цикл Деминга, решение проблем, реинжиниринг процесса и обновление процесса;
• установление показателей и целей для руководства улучшениями и слежения за ними;
• признание улучшений.
Успешное применение принципа дает следующие преимущества:
• для формулировки политики и стратегии - создание и реализация более конкурентоспособных планов развития муниципального образования на основе интеграции постоянного улучшения со стратегическим и бизнес планированием;
• для установления целей и показателей - установление реальных целей, вызывающих максимально возможные улучшения (по нашему мнению в настоящий момент) и обеспечение ресурсами для их достижения;
• для оперативного управления - вовлечение жителей в работу по постоянному улучшению процессов;
• для управления людскими ресурсами - обеспечение всех людей необходимыми знаниями и навыками, инструментами и технологиями для улучшения продукции, процессов и систем, создание условий для работы с энтузиазмом.
Принцип 7 - метод принятия решения, основанный на фактах (сбор достоверных и точных данных относящихся к задаче). Муниципальная статистика.
Механизм принятия руководителем решений, основанных на объективных и достоверных данных. Принятие решений на основе фактов снижает огромные потери от неэффективных управленческих решений. При этом идет накопление информации, которая постепенно превращается в знания. Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.
Ключевые выгоды:
1. Обоснованные решения
2. Повышенная способность демонстрировать результативность принятых ранее решений посредством ссылок на записи соответствующих фактов
3. Повышенная способность анализировать, подвергать сомнению и изменять мнения и решения
Применение принципа "основанный на фактах подход к принятию решению " обычно приводит к:
1. Обеспечению уверенности в том, что данные и информация являются достаточно точными и достоверными
2. Доступности данных для тех, кто в них нуждается
1) Анализу данных и информации на основе санкционированных (допущенных) методов
2) Принятию решений и мер, основанных на анализе фактов с учетом опыта и интуиции.
Применение этого принципа предполагает:
• измерение и сбор данных и информации для достижения поставленной цели;
• обеспечение точности и достоверности данных и информации и доступа к данным и информации;
• проведение анализа данных и информации с использованием утвержденных методов;
• понимание важности использования соответствующих статистических методов;
• принятие решений и осуществление действий на основе сбалансированных результатов логического анализа, опыта и интуиции.
Успешное применение принципа сулит следующие преимущества:
• для формулировки политики и стратегии - стратегические цели, основанные на объективных и достоверных данных и информации, более реалистичны и более достижимы;
• для установления целей и показателей - использование результатов анализа объективных и достоверных данных для установления целей и показателей, вызывающих максимально возможные улучшения (по нашему мнению в настоящий момент);
• для оперативного управления - данные и информация - основа для понимания процессов и системы в целом, что помогает проводить улучшения и предотвращать возникновение потенциальных проблем;
• для управления людскими ресурсами - анализ данных и информации по оценке удовлетворенности персонала и его предложений как высшим руководством, так и самим персоналом ведет к формулировке политики управления служащими.
Руководителям всех уровней управления необходимо освоить методы и инструменты «статистического мышления».
Статистическое мышление - это философия обучения и действий, основанная на следующих фундаментальных принципах:
• вся работа происходит в системе взаимосвязанных процессов;
• вариация присуща всем процессам;
• понимание и снижение вариаций - ключи к успеху.
Принцип 8 - взаимовыгодные отношения с внешним окружением (идентификация, организация четких и открытых связей и отношений, совместная работа по четкому пониманию потребностей населения).
Муниципальное образование и ее внешнее окружение взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности. Наличие внешнего окружения — это необходимое условие успеха муниципальной территории. Муниципальное образование не может повысить результативность и эффективность своей деятельности без внешнего окружения.
Ключевые выгоды:
1. Повышенная способность создавать ценности для обеих сторон
2. Гибкость и быстрота совместной реакции на меняющийся рынок или потребности и ожидания населения
3. Оптимизация затрат и ресурсов
Применение принципа "взаимовыгодные отношения с внешним окружением" обычно приводит к:
1.Установлению взаимоотношений, которые обеспечивают баланс между краткосрочным выигрышем и долгосрочными соображениями
2. Объединению практического опыта и ресурсов с опытом и ресурсами для межмуниципального сотрудничества
3. Идентификации и выбору ключевых внешних «партнеров»
4. Ясной и открытой коммуникации
5. Обмену информацией и планами на будущее
6. Созданию совместных видов деятельности по развитию и улучшению
7. Стимулированию, поощрению и признанию улучшений и достижений у внешних «партнеров»
Применение этого принципа предполагает:
1. выявление и отбор основных внешних «партнеров»;
2. установление таких отношений с внешними «партнерами», которые балансируют краткосрочные выгоды с долгосрочными соображениями для общества в целом;
3. создание ясного и открытого обмена информацией;
4. инициирование совместной разработки и совершенствования продукции и процессов;
5. совместное достижение ясного понимания требований населения;
6. обмен информацией и планами на будущее;
7. признание улучшений и достижений внешних «партнеров».
Основываясь на этих восьми принципах философии современного менеджмента качества любому муниципальному органу управления, который будет руководствоваться в своей деятельности этими принципами, открыт путь к всеобщему процветанию.
Заключение
По мнению отдельных ученых: «В первую очередь необходимо точно обозначить источники образования теневой экономики. Мы считаем, что основная сфера её деятельности (теневой экономики) – это муниципальные образования и те предприятия и организации, которые находятся на территории этих образований. Это утверждение касается только деятельности предприятий и организаций, которые скрывают свои объёмы произведённого продукта и оказанных услуг населению и этим самым участвуют в теневой экономике. Мы затронули самый значимый вопрос теневой экономики, поскольку в общем её объёме деятельность предприятий и организаций занимает наибольший удельный вес» [7].
Таким образом, переход на процессный подход в управлении муниципалитетом является не только возможным, но и необходимым условием для повышения конкурентоспособности каждой территории. Это позволит повысить как управляемость муниципальным образованием, так и снизить зависимость от человеческого фактора и создать соответствующие условия для сокращения затрат, что в полной мере является легитимным и и еще раз подтверждает успешность использования процессного подхода в муниципальном управлении. При этом это один из важнейших инструментов снижения уровня коррупционных отношений и соответственно снижения доли теневой экономики.
Страница обновлена: 25.02.2025 в 11:53:50