Professional competition as a comprehensive HR technology: new approaches to conducting competition and evaluating its effectiveness

Voskresenskaya O.A.1
1 Всероссийский научно-исследовательский институт труда Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Journal paper

Russian Journal of Labour Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 11, Number 12 (december 2024)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=79717992

Abstract:
The article deals with two main issues: determining the effectiveness of HR technologies on the example of a professional competition and the professional competition itself for public and municipal employees, implemented as a new comprehensive HR technology. A number of innovations of the professional competition are highlighted. They are as follows: two-year duration, involvement of new target groups (managers, mentors, colleagues, relatives and friends of the participants, and citizens as external clients of the authorities), a wide range of motivational and educational events, emphasis on the full implementation of socially significant projects, etc. A list of indicators to assess the effectiveness and efficiency of the competition and to compare the competition with alternative technologies (including other personnel processes) is presented. The study is based on the evaluation of a professional competition conducted at the pilot site of the Government of the Vologda region using the proposed technology. Based on the above results of the evaluation of the professional competition effectiveness, it is concluded that the professional competition is complex in nature. This makes it possible to improve the quality of personnel, a number of personnel processes (professional development, evaluation, motivation, mentoring, and employer brand management), the main activities of government authorities, and increase the index of citizens\' trust in them and in general in the public and municipal services. The approaches considered in the article are of interest to heads of government bodies at various levels, employees of recruitment services of government bodies, including those regulating issues of public and municipal administration, representatives of educational organizations and all specialists whose professional interests lie in the field of improving the quality of human potential and determining the effectiveness of HR technologies.

Keywords: professional competition, comprehensive HR technology, professional development, HR technology indicators and effectiveness, professional competition effectiveness, public and municipal service

Funding:
Исследование проводилось в рамках выполнения государственного задания научным коллективом ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России по теме «Научно-методическое обеспечение эффективного проведения профессиональных и иных конкурсов на государственной гражданской и муниципальной службе». Выражаем благодарность сотрудникам Департамента государственной службы и кадровой политики Правительства Вологодской области

JEL-classification: J21, J23, J24, M51, M54



ВВЕДЕНИЕ

Вызовы последних лет в масштабах страны и на мировой арене все больше актуализируют задачи повышения уровня развития человеческого потенциала Российской Федерации, качества кадрового состава в организациях и на предприятиях различных отраслей, и, прежде всего, в системе государственной и муниципальной службы. Решения данной задачи уже не могут ограничиваться единичными мерами и требуют комплексных подходов и их системного воплощения. «Реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности» определены как одна из национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года для «обеспечения устойчивого экономического и социального развития Российской Федерации, укрепления государственного, культурно-ценностного и экономического суверенитета» [1]. Объявленный Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию в 2024 г. [2] национальный проект «Кадры» призван «обновить подходы к системе подготовки кадров», обеспечить страну высококвалифицированными кадрами с учётом демографической ситуации для экономического роста и развития России. Правовая база стратегического развития субъектов Российской Федерации свидетельствует о человеке как главном факторе, определяющем успех этого развития [1]. Целый комплекс мер, призванный через совершенствование кадровой работы в системе государственного и муниципального управления обеспечить качество кадрового состава публичных органов власти, реализуется в рамках инициативы «Государство для людей» [3]. Специалисты кадровых подразделений все больше рассматриваются не просто как обеспечивающий персонал, но как центр ответственности в области управления человеческими ресурсами – поставщик новых технологий, работающий в тесном взаимодействии с руководителями подразделений, полноценный HR-партнер [2].

Новые роль и формат взаимодействия «руководитель подразделения – специалист кадровой службы» предполагает единство понятийного поля, разговор в категориях целесообразности и эффективности тех или иных мероприятий и технологий. К сожалению, такого рода взаимодействие сложилось далеко не везде, зачастую область определения эффектов от кадровых мероприятий остается за пределами актуальных знаний кадровых специалистов.

Другого рода вопросы, затронутые в рамках данного исследования, определяются вышеобозначенными стратегическими задачами кадровой работы по профессиональному развитию государственных и муниципальных служащих, совершенствованию качества кадрового состава органов власти.

В данной работе преследуются две цели: во-первых, показать, как можно измерять эффекты от внедрения кадровых технологий (на примере профессионального конкурса), во-вторых, обосновать целесообразность проведения профессиональных конкурсов как комплексной кадровой технологии, затрагивающей различные области кадровой работы.

Гипотеза исследования – профессиональные конкурсы в системе государственной и муниципальной службы можно рассматривать как эффективную комплексную кадровую технологию, направленную на профессиональное развитие, повышение качества кадрового состава, совершенствование кадровых процессов и основной деятельности органов власти.

Исследование базируется на научных подходах, отраженные в работах:

Г. Эмерсона [3], Д. Нортона и Р. Каплана [4], С.Н. Яшина [5], А.Г. Барабашева [7], Б. Блума [8], Д. Киркпатрика [9,10], Д. Стаффлбима [11], Э. Берна [12], Р. Тайлера [13] и др. [14 -15] (в области оценки эффективности деятельности, в том числе в системе государственного управления, и в частности в сфере профессионального развития), Г.В. Атаманчука [16], А.А. Деркача [17], И.П. Литвинова [18], Е.В. Охотского [19], А.И. Турчинова [20], С.А. Петровой, И.А. Ясинской [21, 22], Н.М. Сладковой, Л.Е., О.А. Воскресенской [23], и др. (в области становления и развития профессионалов государственной службы, практики проведения и оценки профессиональных конкурсов).

В ходе исследования применялись следующие основные методы: теоретический анализ научной литературы и нормативных правовых документов по тематике исследования, в рамках пилотного проекта - наблюдение, эксперимент, фокус-группы, анкетирование, метод контрольных списков, мониторинг результативности участников, мотивации к профессиональному развитию, оценка эффективности профессионального конкурса.

Информационной базой исследования явились законы и подзаконные акты Российской Федерации, методические материалы в области комплектования кадрового состава государственных органов, оценки профессионального уровня государственных служащих, база данных «Всероссийского конкурса лучших кадровых практик и инициатив в системе государственного и муниципального управления» Минтруда России, материалы сайтов организаций, органов власти, практикующих проведение профессиональных конкурсов, научная литература по теме исследования.

Новизна работы заключается в научном обосновании подходов к проведению и оценке эффективности профессиональных конкурсов в системе государственного и муниципального управления как комплексной кадровой технологии.

Новый подход к проведению профессионального конкурса и оценке его эффективности

В 2022 г. на основе анализа лучших отечественных и зарубежных практик [24], научно-теоретической базы профессионального развития научным коллективом ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России был предложен новый подход к реализации профессионального конкурса государственных и муниципальных служащих [25]. Основными особенностями конкурса стали:

- его концепция как образовательной технологии, мотивирующей к непрерывному профессиональному развитию,

- целый комплекс конкурсных мероприятий мотивационного и образовательного характера с учетом особенностей целевых аудиторий (включая, например, обучение экспертов-оценщиков единым подходам к оценке, мотивирующие мероприятия для руководителей, потенциальных участников, социально-значимые мероприятия, образовательные мероприятия для участников, их коллег и наставников по актуальным темам),

- акцент на обязательную разработку и реализацию проектов, имеющих важное значение для региона в целом или конкретного органа власти, соответствующих области деятельности участников и их актуальным задачам,

- двухгодичный цикл конкурса, позволяющий реализовать все разработанные участниками проекты, выработать инерцию стремления к непрерывному саморазвитию участников, осуществить постконкурсное сопровождение участников и оценить результаты конкурса,

- более широкая целевая аудитория конкурсных мероприятий, включающая не только непосредственных участников, но и руководителей органов власти, непосредственных руководителей, наставников и коллег участников, их родных и близких, иных граждан (не являющихся сотрудниками органов власти) и другие особенности [25].

Пилотный проект профессионального конкурса для государственных и муниципальных служащих был реализован на базе пилотной площадки Правительства Вологодской области: подготовительный этап – в 2022 г., основные этапы – в 2023 г., постконкурсное сопровождение – в 2024 г.

Отдельной задачей в рамках реализации новой конкурсной технологии стала оценка ее эффективности. Данная область остается недостаточно проработанной на государственной гражданской и муниципальной службе. Для примера можно привести подходы к оценке эффективности профессиональных, лидерских конкурсов, а также технологий в области профессионального развития кадровых практик – победителей и призеров Всероссийского конкурса «Лучшие кадровые практики и инициативы в системе государственной и муниципальной службы» 2022-2023 гг., проводимого Минтрудом России. Нужно отметить, что для оценки эффективности подобных конкурсов специалистами кадровых служб, к сожалению, используется минимум показателей, при этом зачастую абсолютных, не позволяющих делать аналитические выводы, например:

показатели, использованные в практике «Конкурса на кубок по стратегии и управлению»:

- численность служащих, прошедших обучение,

- численность назначенных на должность высшей группы должностей,

показатели, использованные в практике «Турнир по бухгалтерскому учету»:

- численность специалистов, прошедших оценку профессиональных и личностных качеств,

- доля участников, готовых рекомендовать технологию,

показатели, использованные в практике «Лучший инспектор»:

- рост удовлетворенности инспекторского состава работодателем,

- снижение текучести кадров инспекторского состава,

- рост лояльности кадров инспекторского состава.

Использование абсолютных показателей (таких, как численность служащих, в вышеприведенных примерах) является малоинформативным для принятия решений о целесообразности и преимуществах практики. В то же время такой относительный показатель как «текучесть кадрового состава» является слишком общим и масштабным, поскольку на достижение его целевых значений могут влиять самые разные факторы, не укладывающиеся только в рамки конкурса. Можно сказать, что на основании таких неспецифичных показателей сложно делать правильные выводы и принимать корректные кадровые решения о применении конкретной технологии.

Прежде чем перейти к предлагаемым подходам оценки эффективности конкурса кратко рассмотрим основные понятия, суть и историю данного вопроса.

В деятельности людей, коллективов, организаций понятие эффективности занимает одно из центральных мест. Подразумевая, что одну и ту же цель можно достичь разными способами, возможность сравнения этих способов между собой и выбор наилучшего становится преимуществом. С этим связан основной интерес к исследованию вопросов эффективности. Несмотря на распространенное мнение об экономическом характере данного термина, впервые он стал употребляться – что представляет особый интерес в контексте данного исследования – для оценки правительственных или частных мер по отношению к оживлению экономической жизни. Ранние упоминания относятся к работам одного из основателей классической политэкономии Вильяма Петти и главы школы физиократов (приверженцев французской школы экономистов XVIII в., исходивших из определяющей роли в экономике земли, сельскохозяйственного производства) [4] Франсуа Кенэ. Причем употреблялся данный термин в значении результативности. Буржуазия, прежде всего, стремилась определить, удастся ли правительству – как субъекту управления – обеспечить основной интерес (главную цель) господствующего класса (буржуазии).

С течением времени понятие эффективности претерпевало изменения. Так у известного экономиста Давида Рикардо [26] (также в XVIII в.), изучавшего особенности использования капитала, понятие «эффективность» стало применяться в значении отношения результата к определенному виду затрат. Так понятие «эффективность» приобрело статус экономической категории. Тем не менее уже к концу XIX в. термин начинает утрачивать чисто экономический характер и становится общенаучным понятием, поскольку находит активное применение как в естественных, так и в общественных науках. Примером тому служат понятия: эффективной массы – в физике, эффективной функции – в математике, эффективной организации – в управлении. В смысловом отношении термин «эффективность» все больше применяется там, где речь идет о производительности, результативности, просто действенности.

В методологическом аспекте в настоящее время под эффективностью понимается уровень или степень результативности действий, работы в сопоставлении с произведенными затратами.

Поскольку уровень эффективности складывается под воздействием целого ряда факторов, зачастую даже прямо противоположных друг другу, из совокупности показателей часто выделяют один, максимально полно характеризующий уровень эффективности, который в экономике принято называть критерием. В качестве примеров можно привести: максимальный ВВП на единицу потребленных ресурсов – в масштабе национальной экономики, максимальная прибыль на единицу ресурсов – в масштабе предприятия, минимум затрат и максимум эффекта (результата) – в масштабе отдельного решения.

Все критерии социально-экономической эффективности можно отнести к двум направлениям:

- к первому относятся носящие строго экономический характер, разрабатываемые в основном экономистами, выражаемые в денежном эквиваленте, то есть «одномерные»; в чем заключается их удобство для расчетов и принятия решений;

- ко второму – носящие не только и даже не столько экономический, но и социально-политический, технический, психологический и др. характер, то есть подразумевающие многоаспектность эффективности; к сожалению, в этом случае сложно предложить универсальные критерии, удобные для определения эффективности как средства сравнения способов (средств, методов) деятельности.

В настоящее время все вопросы, связанные с исследованием эффективности являются предметом такого специального научного направления как теория эффективности, рассматривающая эффективность как наиболее общее свойство лю­бых целенаправленных процессов (операций, решений), раскрывающееся с использованием понятия «цель» и выражаемое степенью ее достижения с учетом затрат самых разных ресурсов.

В то же время, когда в поле зрения при рассмотрении эффективности попадают процессы создания инновационных продуктов, стандартные подходы не всегда применимы. В этом случае вложение максимума ресурсов или даже всех ресурсов может быть обоснованным, поскольку служит созданию выдающихся продуктов, решений, способных улучшить качество жизни миллионов людей, изменить целые отрасли [27].

Эффективность классифицируется на виды, например:

- по этапам расчета – предварительная (на этапе по­становки цели, задачи), ожидаемая (перед внедрением результатов разработки, исследования), фактическая (после внедрения результатов разработки, исследо­ваний, принятых решений);

- по степени увеличения или повторения – первичная (подразумевающая одноразовый эффект) и мультипликационная (с многократно повторяющимся эффектом);

- по цели определения – абсолютная (характеризующая размер эффекта, в целом или в пересчете на единицу затрат) и сравнительная (при выборе из нескольких вариантов решений);

- по последствиям – экономическая, социальная, экологическая;

- по относительности – как отношение результата к затратам (Э=Р/З) (характеризующая экономичность), как отношение результата к поставленным целям (Э=Р/Ц) (характеризующая степень достижения целей), как отношение целей к потребностям (Э=Ц/П) (характеризующая рациональность целей – т.е. чем в большей степени цели направлены на решение реальных проблем, тем выше эффективность).

Отдельные или вместе взятые виды эффективности могут формировать интегральную эффективность, позволяющую наиболее полно определять степень полезности решений, действий, проектов и т.д.

С учетом вышесказанного, оценку эффективности технологии профессионального конкурса предлагается рассматривать:

во-первых, с позиции оценки новой комплексной кадровой технологии, т.е. на начальных стадиях внедрения требующей больших ресурсных затрат, чем традиционные решения;

во-вторых, как многоаспектную эффективность на основании критериев, относящихся не только к экономическим, но и социальным, психологическим, технологическим (в данном случае имеются ввиду кадровые технологии) эффектам;

в-третьих, не только с учетом затратности и степени достижения поставленных целей, но и их соответствия реальным потребностям всех целевых аудиторий;

в-четвертых, в сравнении с альтернативными способами – традиционными подходами к профессиональным конкурсам и мероприятиям по профессиональному развитию, оценке, наставничеству и др.

На основании обобщения рассмотренных подходов была сформирована модель оценки эффективности профессионального конкурса, основные составляющие которой включают:

- оценку результатов (эффекта) многоаспектного характера (технологического, психологического (как мотивирующего к саморазвитию), социального эффекта), в том числе оценки результата в отношении представителей всех групп участников профессионального конкурса,

- оценки трудозатрат всех участников конкурса.

Рассмотрим подробнее все составляющие оценки.

Конкурс как технологию (в том числе для сравнения с традиционными технологиями профессиональных конкурсов и профессионального развития, технологиями оценки, наставничества и др.) предлагается оценивать на основании следующих показателей:

на подготовительном этапе и в ходе конкурса:

-прирост участников – конкурсантов, представителей иных целевых аудиторий, вовлеченных в процессы реализации конкурса и т.п. по сравнению с предыдущим конкурсом,

-качество организации конкурса (оценка по чек-листу, см. таблицу в следующем разделе),

-качество и количество оценочных инструментов и процедур на всех этапах конкурса (каждая компетенция должна оцениваться не менее, чем 2 инструментами и не менее, чем 3 экспертами);

-размер целевой аудитории, для которой могут быть использованы образовательные материалы для самостоятельного изучения;

-удовлетворенность участников конкурса качеством образовательных программ;

-разнообразие мотивационных инструментов (по отношению ко всем целевым аудиториям);

по результатам конкурса:

-прирост компетенций (360, ассесмент, тестирование и пр.) и результативности: сравнение до конкурса/после конкурса (в постконкурсный период);

-удовлетворенность руководителя результатами профессионального развития участника(ов) конкурса (на основе анкет обратной связи);

-доля участников конкурса, включенных в программы наставничества в органах власти в качестве наставников по итогам участия в конкурсе;

-доля участников конкурса, получивших повышение/горизонтальное перемещение по завершении конкурса (в течение года-двух лет);

-доля проектов, разработанных участниками конкурса и внедренных в практику, в общем количестве разработанных проектов;

-доля проектов, по результатам реализации которых получен ожидаемый (запланированный) результат (не менее 85-90% плана) в общем количестве проектов;

-удовлетворенность проектами граждан (по данным открытого голосования).

Психологический (мотивационный) эффект:

-готовность к участию в конкурсе повторно по прошествии времени;

-мотивация участников к профессиональному развитию.

Измерение социального эффекта пересекается также с удовлетворенностью граждан как целевой аудитории реализованных проектов, и дополняется другими показателями:

-индекс вовлеченности внешних участников в конкурсные процедуры,

-индекс вовлеченности родных и близких участников;

-удовлетворенность родных и близких;

-прирост индекса доверия к государственной (и/или муниципальной) службе.

Достигнутые значения показателей по результатам оценки могут быть сопоставлены с плановыми значениями (для оценки результативности), со значениями аналогичных показателей для альтернативных технологий (для сравнительной оценки), с последующими периодами (для оценки динамики).

Для определения экономической эффективности технологии важен сбор данных по трудозатратам (также по сравнению с другими технологиями), учитывая, что внедрение и первое применение обычно более трудозатратно. Пример трудозатрат кадровой службы представлен в таблице (Таблица 1).

Таблица 1- Характеристики трудозатрат кадровых служб

Этапы
Кадровая служба
Подготовительный
10-15 человеко-дней
Основной
1. Отборочный
3-5 человеко-дней
2. Оценочный
15-20 человеко-дней
3. Финал
15-20 человеко-дней
Постконкурсное сопровождение
20-30 человеко-дней
Всего в среднем (минимум-максимум):
52-90 человеко-дня
Источник: составлено автором на основании исследований ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России.

Следует обратить внимание, что трудозатраты конкурса являются отправной точкой для сравнения с конкурсами последующих лет. Кроме того, существует ограничение, связанное к настоящему времени с невозможностью сравнительной оценки с другими образовательными технологиями или профессиональными конкурсами, данные по трудозатратам для реализации которых еще предстоит определять непосредственно в органах власти, использующих предлагаемый технологический подход.

Оценка эффективности технологии – комплексный процесс, направленный на создание условий для своевременного и правильного принятия управленческих решений, обеспечение качества всех реализуемых в его рамках мероприятий и процедур для обеспечения клиентоцентричного процесса непрерывного профессионального совершенствования кадров.

Реализация этой задачи требует наличия эффективных механизмов мониторинга, обратной связи, проведения самооценки, готовности учиться на ошибках и развиваться, проходя через внешнее независимое оценивание и анализ объективных показателей в интересах их улучшения.

Результаты апробации предложенных подходов к проведению и оценке эффективности профессионального конкурса 2023 г., реализованного в рамках пилотного проекта на площадке Вологодской области

Практика проведения конкурсов профессионального мастерства государственных гражданских и муниципальных служащих Вологодской области реализуется с 2011 года. Тем не менее, использование предложенного подхода к проведению профессионального конкурса в рамках пилотного проекта, позволило значительно улучшить его результаты. Кроме того, за счет разработки и применения показателей результативности и эффективности конкурса, ряд результатов – ранее не оцениваемых или оцениваемых умозрительно – стал измеримым.

Проведение мотивирующих мероприятий перед стартом конкурса «Лучший государственный гражданский служащий Вологодской области» позволило привлечь к участию большую аудиторию государственных гражданских и муниципальных служащих. Было получено 89 заявок (по сравнению с 2021 годом, когда количество участников составило 22 человека). Все оценочные процедуры прошли 71 человек (36 государственных гражданских служащих из 15 исполнительных органов области, 35 муниципальных служащих из 9 органов местного самоуправления области. Таким образом, по сравнению с 2021 годом количество участников конкурса увеличилось в 4 раза.

Кроме того, мотивирующие мероприятия перед стартом конкурса позволили вовлечь целевую аудиторию коллег и наставников потенциальных участников.

Была выявлена высокая востребованность коллективного участия в конкурсе. Как отмечали служащие, это позволяет снизить уровень тревоги, сопровождающий участие в конкурсных процедурах, и более полно раскрыть свои сильные стороны всем участникам команды. Номинация «Команда года» была впервые применена в Вологодской области в рамках профессионального конкурса. Для участников данной категории была разработана дополнительная технология оценки результатов.

Конкурсными номинациями стали (отдельно для государственных и муниципальных служащих):

- «Профессиональный старт» (для участников с опытом работы на государственной гражданской службе не менее 1 года).

- «Профессионал-эксперт» (для участников с опытом работы на государственной гражданской службе не менее 3-х лет).

- «Команда проекта» (для участников, успешно реализовавших актуальный проект в духе ценностей концепции «Государство для людей»).

В ходе конкурса участники не только прошли обучение по 20 актуальным темам, но и получали поддержку и консультационную помощь со стороны экспертов, наставников, руководителей, коллег.

Результаты конкурса оценивались на основании разработанных показателей и обобщены в таблице (Таблица 2).

Таблица 2 – Сравнение достигнутых значений показателей по итогам конкурса с конкурсом прошлого периода и альтернативными технологиями (оценки, профессионального развития, наставничества и др.)


Эффект
Показатель
Достигнутое значение
Значение показателя по альтернативной технологии
Прирост, %
Примечание
1
Технологический эффект
прирост участников – конкурсантов, представителей иных целевых аудиторий, вовлеченных в процессы реализации конкурса и т.п. по сравнению с предыдущим конкурсом
300%
не измерялся
-
в сравнении с конкурсом 2021 г.
2
качество организации конкурса (оценка по чек-листу
88%
не измерялся
-
в сравнении с конкурсом 2021 г.
3
полнота (или количество) оценочных инструментов и процедур на всех этапах конкурса (каждая компетенция должна оцениваться не менее, чем 2 инструментами и не менее, чем 3 экспертами) (данный показатель может использоваться для сравнения с другими оценочными технологиями)
100%
70%
43%
в сравнении с конкурсом 2021 г.
4
количество образовательных программ/материалов, которые могут быть в дальнейшем использованы для самостоятельного изучения государственными и муниципальными служащими (данный показатель может использоваться для сравнения с другими образовательными технологиями или процессами профразвития)
20
10
100%
в сравнении с конкурсом 2021 г
5
размер целевой аудитории, для которой могут быть использованы образовательные материалы для самостоятельного изучения (данный показатель может использоваться для сравнения с другими образовательными технологиями или процессами профразвития)
государственные гражданские служащие 1400 (из 2000) человек (70%),
муниципальные служащие 2450 (из 3500)
(70%)
не измерялся
-
в сравнении с конкурсом 2021 г.
6
удовлетворенность участников конкурса качеством образовательных программ (данный показатель может использоваться для сравнения с другими образовательными технологиями)
85%
45%
89%
в сравнении с данными по удовлетворенности программами РАНХиГС
7
охват мотивационными инструментами целевых аудиторий конкурса
100%
все целевые аудитории (участники, руководители, коллеги, близкие участников)
20% (только участники)
400%
в сравнении с конкурсом 2021 г.
8
прирост компетенций (по итогам оценки 360, ассесмента, тестирования и пр.) и результативности: сравнение до конкурса/после конкурса (в постконкурсный период) (данный показатель может использоваться для сравнения с другими образовательными технологиями)
85%
70%
21%

9
удовлетворенность руководителя результатами профессионального развития участника(ов) конкурса (на основе анкет обратной связи) (данный показатель может использоваться для сравнения с другими образовательными технологиями)
85%
не измерялся
-
в сравнении с конкурсом 2021 г.
10
доля участников конкурса, включенных в программы наставничества в органах власти в качестве наставников по итогам участия в конкурсе (данный показатель может использоваться для сравнения с другими образовательными технологиями)
60%
40%
50%
в сравнении с конкурсом 2021 г.
11
доля участников конкурса, получивших повышение/горизонтальное перемещение по завершении конкурса (в течение двух лет)
30% (показатель за первый год)
70% (показатель за 3 года)
-
в сравнении с конкурсом 2021 г.
12
доля проектов, разработанных участниками конкурса и внедренных в практику, в общем количестве разработанных проектов
100% (35/35)
не измерялся
-
в сравнении с конкурсом 2021 г.
13
доля проектов, по результатам реализации которых получен ожидаемый (запланированный) результат (не менее 85-90% плана) в общем количестве проектов
88% (31/35)
не измерялся
-
в сравнении с конкурсом 2021 г.
14
удовлетворенность проектами граждан (по данным открытого голосования)
70%
не измерялся
-
в сравнении с конкурсом 2021 г.
15
Психологический (мотивационный эффект)
готовность к участию в конкурсе повторно
50%
не измерялся
-
в сравнении с конкурсом 2021 г.
16
мотивация участников к профессиональному развитию
90%
не измерялся
-
в сравнении с конкурсом 2021 г.
17
Социальный эффект
индекс вовлеченности внешних участников в конкурсные процедуры (количество внешних участников проектов/проектных команд на этапах подготовки и проектной деятельности, отнесенное к количеству участников конкурса)
70%
не измерялся
-
в сравнении с конкурсом 2021 г.
18
индекс вовлеченности родных и близких участников (интегральный показатель количества близких, вовлеченных в конкурсные процедуры на этапах подготовки, проектной деятельности, наградных мероприятий и постконкурсного сопровождения, отнесенного к количеству участников конкурса)
590
(52547/89)
не измерялся
-
в сравнении с конкурсом 2021 г.
19
удовлетворенность родных и близких (на основе анкет обратной связи)
90%
не измерялся
-
в сравнении с конкурсом 2021 г.
20
прирост индекса доверия (оценивается по результатам регулярных опросов граждан о степени доверия к ГМС – как минимум, перед запуском конкурсного цикла и по его завершении, по итогам публичной защиты и оценки проектов участников со стороны населения)
39%
не измерялся
-
в сравнении с конкурсом 2021 г.
Источник: составлено автором.

Достигнутые значения по предложенным показателям сопоставлялись с показателями, использованными в конкурсе предыдущего периода [5], проведенного без применения разработанных подходов; процент прироста определялся по формуле:

,

где – значение показателя профессионального конкурса предыдущего периода, – значение показателя профессионального конкурса, реализованного в рамках пилотного проекта.

Из 20 предложенных показателей в прошлом периоде оценивалось только 7 (30%). Относительный прирост по использованным показателям составил (в порядке возрастания процента прироста):

- по повышению уровня компетенций - 21%,

- по полноте (или количеству) оценочных инструментов и процедур на всех этапах конкурса (каждая компетенция должна оцениваться не менее, чем 2 инструментами и не менее, чем 3 экспертами) – 43%,

- по доле участников конкурса, включенных в программы наставничества в органах власти в качестве наставников по итогам участия в конкурсе – 50%,

- по удовлетворенности участников конкурса качеством образовательных программ – 89%,

- по количеству образовательных программ/материалов, которые могут быть в дальнейшем использованы для самостоятельного изучения государственными и муниципальными служащими – 100%

- по охвату мотивационными инструментами целевых аудиторий конкурса – 400%.

В среднем относительный прирост составил 117% (по 6 показателям, которые также использовались для оценки результатов прошлого конкурса Вологодской области). Седьмой показатель – «доля участников конкурса, получивших повышение/горизонтальное перемещение по завершении конкурса», отражающий отсроченный эффект, предназначен для измерения в течение последующих двух лет и подведения итогов по окончании этого периода.

Участники всех номинаций повысили свои профессиональные качества (открытая коммуникация и сотрудничество, государственное мышление, командная интеграция, ориентация на достижение и управление собой), усовершенствовали знания и умения в сфере проектной деятельности, по применению управленческого и аналитического инструментария, клиентоцентричности и др. (в среднем на 85%).

Подтверждены серьезные возможности данной технологии в повышении мотивации и готовности государственных гражданских и муниципальных служащих к самообучению и саморазвитию (90% участников отметили рост мотивации к саморазвитию по итогам конкурса).

По факту проект «Профессиональный конкурс» стал связующим звеном актуального, практико-ориентированного профессионального развития между периодами реализации программам ДПО, систематизирующим полученные за 3 года знания и умения.

Кроме того, в ходе основного этапа конкурса разработано 35 общественно – значимых и важных для региона и жителей Вологодской области проектов, направленных на решение реальных задач. Каждый проект не только прошел экспертизу конкурсной комиссии, но и участвовал в общественном голосовании (всего проголосовало 52547 человек). Все 100% проектов реализованы, запланированный результат достигнут на 88%.

Впервые в конкурс были вовлечены руководители и коллеги, родные и близкие участников, широкий круг общественности – все целевые аудитории, рекомендованные методическим инструментарием.

Индекс вовлеченности внешних участников непосредственно в конкурсные процедуры составил 70% (количество внешних участников проектов/проектных команд на этапах подготовки и проектной деятельности, отнесенное к количеству участников конкурса). Индекс вовлеченности родных и близких участников, граждан достиг 590% (т.е. 590 человек на 1 участника конкурса).

Опрос по итогам конкурса показал высокую удовлетворенность всех целевых аудиторий конкурса:

- более 85% участников удовлетворены собственным результатом участия в конкурсе, повышением уровня профессиональных компетенций, содержанием, формой и стилем преподавания, качеством предоставленных материалов, клиентоцентричностью со стороны организаторов;

- 85% руководителей участников конкурса остались довольны результатами профессионального развития своих подчиненных;

- 90% родных и близких удовлетворены участием в социально-значимых и торжественных мероприятиях конкурса;

- 75% граждан признали результаты проектов для горожан, реализованных участниками конкурса, на уровне ожиданий или выше.

В качестве основной затратной части при определении эффективности конкурса (если подходить к нему с экономических позиций) учитывалось количество человеко-дней кадровой службы (Таблица 1), затраченных на реализацию конкурса.

Трудозатраты специалистов кадровых служб (71 человеко-день) позволили не только решить стоящие непосредственно перед профессиональным конкурсом задачи, но и технологически усовершенствовать ряд кадровых процессов: оценки, мотивации, профессионального развития, формирования государственно-служебной культуры, управления HR-брендом:

- пополнен арсенал оценочных (более 10), мотивационных инструментов (более 20), база знаний образовательных материалов по 20 темам для саморазвития 3850 служащих (70% всех служащих региона),

- 60% участников конкурса, включены в программы наставничества в органах власти в качестве наставников по итогам участия в конкурсе,

- 30% участников конкурса повышены в должности [6],

- индекс вовлеченности родных и близких участников, граждан составил 590 человек на 1 участника,

- прирост индекса доверия к высшему органу исполнительной власти Вологодской области составил 39% (по сравнению с достартовым периодом).

Дополнение данных по затратной части за счет информации о бюджете на проведение мероприятий (за исключением фонда оплаты труда) в дальнейшем позволит провести сопоставительный анализ с альтернативными мероприятиями и сделать дополнительные выводы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам исследования, подтверждена технологическая, психологическая (мотивационная), социальная и экономическая эффективность профессионального конкурса государственных гражданских и муниципальных служащих Вологодской области, реализуемого на основе новой технологии.

Предложенные показатели позволили сделать результаты профессиональных конкурсов измеримыми и сопоставимыми с результатами аналогичных конкурсов, конкурсов предыдущих периодов, альтернативных инструментов и технологий (в области оценки, профессионального развития, мотивации, формирования государственно-служебной культуры, управления карьерой, управления HR-брендом и др.).

Новая технология проведения профессионального конкурса может быть использована как комплексная:

- для совершенствования целого ряда кадровых процессов органов власти (оценки, мотивации, профессионального развития, наставничества, управления государственно-служебной культурой, брендом работодателя),

- в целом для повышения качества кадрового состава,

- для совершенствования основной деятельности органов власти (за счет 100%-ной реализации 35 общественно-значимых и внутриорганизационных проектов).

Необходимо отдельно отметить дополнительный эффект от проведения конкурса по новой технологии: высокий уровень прироста (39%) по показателю уровня доверия к органу власти и государственной или муниципальной службе в целом по окончании профессионального конкурса за счет вовлечения широкой аудитории граждан (52547 человек) в оценку результатов реализованных проектов и непосредственно конкурсантов. Данный результат является одним из ключевых, поскольку позитивно влияет на решение актуальной в настоящее время проблемы привлечения кандидатов на вакансии государственной и муниципальной службы в ситуации дефицита кадровых ресурсов на рынке труда.

Полученные результаты позволяют сделать заключение о целесообразности проведения профессиональных конкурсов по предложенной технологии для решения целого ряда задач, стоящих перед кадровыми службами, органами власти, государственной и муниципальной службой в целом, а также перед крупными организациями и предприятиями.

[1] Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». https: http://www.kremlin.ru/acts/bank/50542.

[2] Послание Президента Федеральному Собранию. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/70565 (дата обращения 11.12.2024).

[3] Инициатива социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года «Государство для людей» утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.10.2021 № 2816-р. (дата обращения 20.10.2024).

[4] Физиокра́тия (от древнегреческого физис — природа и кратов — сила, власть, то есть «власть природы»). URL: https://globalternatives.wordpress.com/ecosophy/heritage/phisiocracy-xviii/

[5] Показатели могут быть также использованы для сопоставления с альтернативными технологиями (в том числе в области оценки, профразвития, наставничества, управления карьерой, государственно-служебной культурой, HR-брендом).

[6] Данный показатель будем измерять в течение двух лет по окончании конкурса, и его итоговые значения могут быть увеличены.


References:

Anderson J. W., Krathwhol D. R., Airasia P. W. (2003). A Taxanomy for learning, teaching and assessing: a revision of Bloom's taxonomy of education

Arkhireev A.V. (2023). Genezis ponyatiya effektivnosti. Struktura, sostoyanie, otsenka [Genesis of the concept of efficiency. structure, condition, assessment]. Kontekst i refleksiya: filosofiya o mire i cheloveke. (10A). 36-49. (in Russian). doi: 10.34670/AR.2024.43.45.004.

Atamanchuk G.V., Matirko V.I. (2001). Gosudarstvennaya sluzhba: kadrovyy potentsial [Public service: human resources potentia] (in Russian).

Barabashev A. G., Makarov A. A., Makarov I. A. (2019). O sovershenstvovanii indikativnyh otsenok kachestva gosudarstvennogo upravleniya [On the improvement of indicative quality assessment of public ad-ministration]. Public administration issues. (2). 1-38. (in Russian).

Chulanova O.L., Timchenko J.A. (2016). Korporativnoe obuchenie personala i metody ego otsenki: podkhody, instrumentariy, problemy i puti ikh preodoleniya [Corporate training and methods of evaluation: approaches, tools, challenges and ways to overcome them]. Naukovedenie. 8 (1). 13. (in Russian). doi: 10.15862/13EVN116.

Denisova A.V. (2005). Primenenie modeli Taksonomiya Blyuma v otsenke effektivnosti obucheniya [Application of the \]. Staff management. (12). 28-30. (in Russian).

Derkach A.A. (2011). Metodologiya i metody akmeologii [Methodology and methods of acmeology] (in Russian).

Kaplan R.S., Norton D.P. (2004). Sbalansirovannaya sistema pokazateley. Ot strategii k deystviyu [Balanced scorecard. From strategy to action] (in Russian).

Kirkpatrik D.L., Kirkpatrik D.D. (2008). Chetyre stupenki k uspeshnomu treningu: prakticheskoe rukovodstvo po otsenke effektivnosti obucheniya [Four steps to successful training: a practical guide to evaluating the effectiveness of training] (in Russian).

Kiselnikov E. A. (2013). Razvitie teorii effektivnosti funktsionirovaniya promyshlennyh predpriyatiy [The development of the theory of effectiveness of functioning of industrial enterprises]. Vestnik of Samara State University. (1 (102)). 132-139. (in Russian).

Klarin M.V. (2016). Innovatsionnye modeli obucheniya: Issledovanie mirovogo opyta [Innovative learning models: A study of world experience] (in Russian).

Litvinov I.P., Litvinov I.I., Menchukov A.V. (2003). Stil ispolneniya upravlencheskoy dolzhnosti [The style of execution of a managerial position] (in Russian).

Okhotskiy E.V. (2008). Gosudarstvennoe upravlenie v sovremennoy Rossii [Public administration in modern Russia] (in Russian).

Petrova S.A., Petrova A.M. (2023). Tsennostno-motivatsionnyy profil i motivatsionnyy potentsial rezerva upravlencheskikh kadrov sovremennoy gosudarstvennoy sluzhby [Value-motivational profile and motivational potential of the management personnel reserve of the modern civil service]. Uchenyy sovet. (1). 14-21. (in Russian). doi: 10.33920/nik-02-2301-02.

Rikardo D. (2008). Nachala politicheskoy ekonomii i nalogovogo oblozheniya. Izbrannoe [On the Principles of Political Economy and Taxation] (in Russian).

Sladkova N. M., Ilchenko O. A. (2019). Proizvoditelnost truda: podkhod k razrabotke tipovyh operezhayushchikh kazateley rezultat-orientirovannoy sistemy truda [Labor productivity: approach to developing typical leading indicators of a result-oriented labor system]. Sotsialno-trudovye issledovaniya. (3(36)). 121-133. (in Russian). doi: 10.34022/2658-3712-2019-36-3-121-133.

Sladkova N.M., Voskresenskaya O.A., Gorkovenko Yu.L. (2023). HR-analitika dlya upravleniya effektivnostyu v gossektore [Hr-analytics for performance management in the public sector]. Public service. 25 (1(141)). 64-75. (in Russian). doi: 10.22394/2070-8378-2023-25-1-64-75.

Sladkova N.M., Voskresenskaya O.A., Petrova S.A. (2024). Organizatsiya i provedenie professionalnyh konkursov na gosudarstvennoy i munitsipalnoy sluzhbe [Organization and holding of professional competitions in the state and municipal service] (in Russian).

Terenteva T.V., Arnaut M.N. (2023). Chelovecheskiy kapital kak faktor strategicheskogo razvitiya regionov Rossiyskoy Federatsii: analiz normativnoy bazy [Human capital as a factor of strategic development of the Russian regions: analysis of the regulatory framework]. Creative Economy. 17 (11). 3997-4014. (in Russian). doi: 10.18334/ce.17.11.119328.

Turchinov A.I., Magomedov K.O. (2009). Sovremennye problemy kadrovoy politiki i upravleniya personalom v Rossii. Sotsiologicheskiy analiz [Modern problems of personnel policy and personnel management in Russia. Sociological analysis] (in Russian).

Voskresenskaya O. A. (2024). Model professionalnyh kompetentsiy spetsialistov kadrovyh sluzhb v sisteme gosudarstvennoy i munitsipalnoy sluzhby kak osnova dlya otbora i professionalnogo razvitiya [The model of professional competencies of personnel services professionals in the system of public and municipal administration as a basis for selection and professional development]. Leadership and Management. 11 (3). 981-1004. (in Russian). doi: 10.18334/lim.11.3.121765.

Voskresenskaya O.A. (2023). Praktika provedeniya professionalnyh konkursov na gosudarstvennoy i munitsipalnoy sluzhbe [Practice of professional competitions in state and municipal service]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (9). 3705-3728. (in Russian). doi: 10.18334/epp.13.9.119267.

Yashin S. N., Puzov E. N. (2006). Pokazateli kompleksnoy sravnitelnoy otsenki potentsiala regiona v ramkakh monitoringa ekonomicheskoy bezopasnosti [Indicators of a comprehensive comparative assessment of the region's potential in the framework of economic security monitoring]. Finance and credit. (5(209)). 39-44. (in Russian).

Yasinskaya I.A., Sladkova N.M., Petrova S.A. (2022). Sovremennye podkhody i tendentsii formirovaniya i razvitiya kadrovogo potentsiala gosudarstvennoy sluzhby s uchetom zarubezhnogo opyta [Modern approaches and trends of the staff development at the civil service, taking into account foreign experience]. Russian Journal of Labor Economics. 9 (2). 377-398. (in Russian). doi: 10.18334/et.9.2.114280.

Страница обновлена: 04.05.2025 в 09:29:22