BRICS economic security strategy amidst global competition

Vedernikova E.V.1
1 Пермский государственный национальный исследовательский университет

Journal paper

Economic security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 7, Number 12 (december 2024)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=80404912

Abstract:
The article examines the BRICS economic security strategy amidst global competition. The main factors influencing the economic security of the BRICS countries are considered. It is shown that it is advisable to consider regional factors in relation to BRICS, since the association is a macro-region with a wide geographical scope. It was proved that when determining the factors in the context of global competition, a comprehensive analysis of political, economic, foreign trade, social processes and relevant indicators should be carried out. The conducted analysis of key indicators determining the effectiveness of the BRICS economic security strategy allowed to propose a set of measures that will help strengthen the economic security of the bloc countries and increase their collective competitiveness in the world arena. The study showed that the collective competitiveness of the BRICS countries has a great potential for development and cooperation to ensure their economic security.

Keywords: strategy, economic security, BRICS, global competition

JEL-classification: F52, H56, H12



Введение. Актуальность темы исследования определяется не только значимостью стратегии экономической безопасности стран БРИКС, но и влиянием блока на процессы глобальной конкуренции. В современном мире, где международные экономические отношения приобретают все большее значение, страны БРИКС осознают необходимость коллективных действий для обеспечения своей экономической безопасности. «Главной целью стратегии экономической безопасности БРИКС является создание благоприятных и равноправных условий для устойчивого экономического развития каждой из стран-участниц» [3]. Для этого разрабатываются системные меры по защите национальных экономик от внешних угроз и рисков, а также по совершенствованию внутренних экономических и других политик, предпринимаются попытки по их унификации.

«В рамках стратегии экономической безопасности БРИКС предусматривается укрепление экономического сотрудничества между странами-участницами, включающее в себя многосторонние взаимосвязи в различных экономических сферах, развитие внутренних рынков и повышение конкурентоспособности экономик, для чего проводятся структурные реформы, преобразования инфраструктуры и инвестиционного климата» [12]. Важным аспектом стратегии экономической безопасности выступает укрепление институциональной базы БРИКС (создание совместных организаций и механизмов для координации общей экономической политики и решения возникающих проблем).

При этом, в условиях глобальной конкуренции страны БРИКС сталкиваются с множеством вызовов, среди которых [13; 20; 21]:

– необходимость постоянного развития и модернизации своих экономик, чтобы сохранять свою конкурентоспособность на международной арене, требующая масштабных инвестиций в науку, технологии, инфраструктуру, улучшения бизнес-климата и снижения бюрократических барьеров;

– неравенство и бедность в странах блока. Несмотря на значительный экономический рост, во многих из них по-прежнему наблюдается высокий уровень неравенства доходов и доступа к образованию и здравоохранению, что создает социальную напряженность;

– вызовы в области экологии и устойчивого развития. Растущие экономики и их потребление приводят к увеличению выбросов парниковых газов и загрязнению экологических систем;

– вызовы и риски в области международных отношений и геополитики. Стремление к экономическому и политическому лидерству заставляет страны принимать активные меры по защите своих национальных интересов. Однако, такая борьба приводит к напряженным отношениям и конфликтам с другими государствами.

Таким образом, изучение стратегии экономической безопасности стран БРИКС в условиях глобальной конкуренции представляется существенным и значимым для понимания принципов и механизмов обеспечения их коллективной безопасности.

Цель исследования: выявить проблемные аспекты стратегии экономической безопасности БРИКС в условиях глобальной конкуренции, и сформулировать предложения по их оптимизации.

Задачи исследования:

– рассмотреть основные факторы, влияющие на экономическую безопасность стран БРИКС;

– проанализировать ключевые показатели, определяющие эффективность стратегии экономической безопасности стран БРИКС в условиях глобальной конкуренции;

– предложить комплекс мер, которые будут способствовать укреплению экономической безопасности стран БРИКС и повышению их коллективной конкурентоспособности на мировой арене.

Практическая значимость исследования определяется тем, что основные положения и рекомендации могут быть использованы государственными и бизнес-структурами в целях развития конкурентоспособного потенциала стран БРИКС в контексте общей стратегии экономической безопасности.

Факторы, влияющие на экономическую безопасность стран БРИКС. Факторы, которые оказывают влияние на экономическую безопасность являются важным аспектом для любой страны и межгосударственных объединений. «Экономическая безопасность означает защиту экономических интересов и стабильность экономической системы от различных угроз и рисков» [23]. Поэтому необходимо понимать, какие факторы могут повлиять (негативно, а какие положительно) на экономическую безопасность, и как их определить.

Одним из первых факторов, который следует учитывать – это политическая ситуация в стране/регионе. Нестабильность политической обстановки в стране/регионе может привести к серьезным последствиям, вызвать политические кризисы, социальные беспорядки, экономический спад и даже вооруженные конфликты. Напротив, «стабильность политической ситуации в стране/регионе может гарантировать благоприятные последствия, способствующие экономическому развитию и социально-экономической безопасности»» [11]. Поэтому важно контролировать политические процессы и принимать своевременные меры по их стабилизации.

Внутренняя политическая ситуация в каждой из стран БРИКС имеет свои особенности, перечислим основные:

– политический режим в Китае стабилен и предсказуем, однако страна сталкиваться с внешними вызовами и внутренними проблемами;

– сложившаяся ситуация в России характеризуется как политической нестабильностью, так и резкими изменениями в политической системе;

– политическая ситуация в Бразилии нестабильна, правительство сталкивается с критикой и сопротивлением;

– политическая обстановка в Индии остается сложной и нестабильной, серьёзными проблемами выступают высокий уровень коррупции и религиозная напряжённость;

– политическая ситуация в ЮАР остается противоречивой, одной из основных проблем является наследие расовой дискриминации и апартеида;

– на протяжении многих лет политическая ситуация в ОАЭ остается консервативной и авторитарной, политика страны характеризуется как умеренная и прогрессивная;

– политическая ситуация в Египет остается нестабильной, политика правительства также вызывает опасения, поскольку страна поддерживает одновременно взаимоотношения с противоборствующими странами (США, западными странами, Россией и другими авторитарными режимами);

– политический режим в Иране остается сложным и нестабильным, политическая система страны основана на принципах ислама и шиитской веры;

– политическая ситуация в Эфиопии остается нестабильной и напряженной, основная проблема – наличие различных этнических групп и конфликтов между ними (более 80 этнических групп, каждая из которых имеет свои интересы и требования).

Но, несмотря на различия в политических режимах и системах, страны БРИКС продолжают укреплять свои отношения и сотрудничество.

Вторым фактором является экономическая политика правительства, оказывающая как положительное, так и отрицательное влияние на экономическую безопасность. Например, неэффективная налоговая политика или нерациональное распределение бюджетных средств может привести к дисбалансу в экономике и угрожать ее безопасности.

Третий фактор – внешнее экономическое окружение. Глобальные экономические процессы, такие как кризисы, военные конфликты, санкции и торговые войны, оказывают существенное влияние на экономику страны/региона. Поэтому следует анализировать и прогнозировать внешние экономические факторы и принимать меры по снижению их негативного воздействия.

Четвёртый фактор, объединяющий в себе уровень инфляции и курс национальной валюты. Высокая инфляция и нестабильный курс негативно отражаются на экономической безопасности, ухудшая финансовое положение государства и его граждан.

Пятый фактор – социальный (уровень безработицы, уровень жизни населения, социальная обеспеченность). Неблагоприятная социальная обстановка приводит к социально-экономическим проблемам и угрожает национальной/региональной безопасности.

«Применительно к БРИКС целесообразно также учитывать региональные факторы экономической безопасности, поскольку объединение представляет собой макрорегион с широким географическим охватом» [14]. Страны БРИКС представлены на четырех из семи континентов, что является одним из важнейших региональных факторов, имеющих стратегическое значение как для самих стран блока, так и для мировой экономики:

– расположение России в Европе и Азии – имеет огромное значение как в географическом, так и в политическом контексте. С одной стороны, это преимущество широкого охвата территории и доступа к различным регионам мира. С другой стороны, такое местоположение демонстрирует определенные сложности и проблемы для страны;

– расположение Китая в Азии является ключевым фактором его экономического, политического и военного влияния в регионе и мире, позволяя ему определять геополитические процессы в азиатском регионе и за его пределами;

– Индия занимает значительную часть Южной Азии, делая ее ключевым игроком в региональной политике и экономике. Благодаря своему расположению на перекрестке морских путей, страна имеет доступ к различным рынкам и ресурсам;

– ОАЭ является одной из самых богатых и развитых стран в регионе Ближнего Востока и Азии в целом. Стратегическое расположение страны на берегу Персидского залива позволяет ей контролировать морские пути и обеспечивать безопасность торговых перевозок;

– Иран расположен в Западной Азии и занимает важное геополитическое положение в этом регионе. Благодаря такому расположению, страна является «мостом» между Востоком и Западом, а также между Центральной Азией и Ближним Востоком;

– расположение Бразилии в Южной Америке обеспечивает ей стратегическое положение, поскольку страна граничит с 10 из 12 стран континента, являясь ключевым экономическим и политическим игроком в регионе, оказывая значительное влияние на соседние страны и весь континент в целом;

– Египет – одна из древнейших цивилизаций мира, а его расположение на северо-востоке Африки обеспечило ему уникальное географическое положение, страна является важным торговым, культурным и туристическим центром;

– ЮАР расположена в южной части Африки и граничит с Намибией, Ботсваной, Зимбабве, Мозамбиком и Свазилендом, позволяя стране быть ключевым игроком в экономике и политике Африки;

– расположенная на восточном побережье Африки, Эфиопия выступает в качестве моста между Африкой и Азией. Это также единственная страна в регионе, которая не была колонизирована западными державами, что позволило ей сохранить свою уникальную культуру и традиции.

Важным региональным фактором относительно стран БРИКС является их экономическое развитие и потенциал. Все страны имеют высокие темпы экономического роста значительные ресурсы и рынки, что делает их привлекательными для инвестиций и торговли. Кроме того, страны БРИКС стремятся к диверсификации своих экономик и развитию новых отраслей, что способствует устойчивому росту и снижению зависимости от отдельных секторов.

Значимым фактором выступают международные отношения стран БРИКС с другими государствами, международными организациями (ООН [1], ВТО [2], ВОЗ [3], МВФ [4] и др.) [8; 9] и межгосударственными объединениями (ЕАЭС [5], ШОС [6], ОДКБ [7], Лига арабских государств [8], Африканский Союз [9] и др.) а это способствует укреплению экономических и политических позиций блока на мировой арене. Более того, «Китай и Россия – постоянные члены Совета Безопасности ООН [10] (имеют непосредственное влияние на принятие международных решений в сфере глобальной безопасности)» [10], «Иран и ОАЭ входят в ОПЕК [11], Бразилия и Россия в ОПЕК+ [12] (позволяет участвовать в принятии решений, касающихся добычи и экспорта нефти, а также влиять на мировую политику в области энергетики)» [18].

Таким образом, для определения факторов, влияющих на экономическую безопасность какой-либо страны/региона в условиях глобальной конкуренции следует проводить комплексный анализ политических, экономических, внешнеэкономических, социальных процессов и соответствующих показателей [1].

Показатели, определяющие эффективность стратегии экономической безопасности стран БРИКС в условиях глобальной конкуренции. Для определения эффективности стратегии экономической безопасности стран БРИКС в условиях глобальной конкуренции необходимо оценить:

– уровень конкурентоспособности национальных экономик блока, включающий долю экспорта в ВВП, уровень инвестиций, индекс инноваций [2] (рис. 1-3);

– финансовую устойчивость государств блока, главным показателем которой является уровень государственного долга (рис. 4);

– эффективность правительства и уровень коррупции в каждой из стран блока (рис. 5; 6).

– уровень социальной защищенности населения и стабильность социально-экономической сферы в странах блока (уровень безработицы, государственные расходы на здравоохранение, образование (рис. 7-9).

Рисунок 1. Доля экспорта в ВВП стран БРИКС, %

Источник: составлено автором по материалам «Экспорт, % ВВП – Классация стран» [24].

За анализируемый период 2020-2023 гг. увеличение доли экспорта в ВВП отмечено у Индии (+0,58%), ОАЭ (+0,38%), ЮАР (+1,91%), Ирана (+5,8%), Египта (+8,55%); сокращение произошло у Китая (-0,2%), России (-6,69%), Бразилии (-1%), Эфиопии (-1,04%).

Рисунок 2. Уровень инвестиций в странах БРИКС, % ВВП

Источник: составлено автором по материалам «Капитальные инвестиции – Классация стран» [7].

За анализируемый период 2020-2023 гг. увеличение уровня инвестиций наблюдалось у Китая (+1,01%), России (+2,24%), Индии (+4,82%), ОАЭ (+11,19%), ЮАР (+3,08%); сокращение произошло у Ирана (-5,81%), Египта (-3,11%), Бразилии (-0,03%), Эфиопии (-8,41%).

Рисунок 3. Индекс инноваций (0-100 п.п.) в странах БРИКС

Источник: составлено автором по материалам «Индекс инноваций – Классация стран» [6].

За анализируемый период 2020-2023 гг. увеличение индекса инноваций наблюдалось у Китая (+2,01%), Бразилии (+1,75%), Индии (+2,51%), ОАЭ (+1,42%), Египта (+0,01%); сокращение отмечено у Ирана (-0,02%), России (-16,2%), ЮАР (-2,29%), Эфиопии (-3,77%).

Рисунок 4. Уровень государственного долга в странах БРИКС, % от ВВП

Примечание: у России значения показателя с 2023 г. недоступны.

Источник: составлено автором по материалам «Государственный долг – Классация стран» [5].

За анализируемый период 2021-2023 гг. уровень государственного долга снизился у России на 0,04%, Индии на 0,47%, Бразилии на 2,97%, ОАЭ на 3,85%, Ирана на 8,32%, Эфиопии на 8,46%; вырос у Китая на 12,53%, ЮАР на 4,9%, Египта на 6,03%.

Рисунок 5. Индекс эффективности правительства в странах БРИКС

(-2,5 низкая; 2,5 высокая)

Источник: составлено автором по материалам «Эффективность работы правительства – Классация стран» [25].

За анализируемый период 2021-2023 гг. индекс в диапазоне высокой эффективности отмечен у правительств ОАЭ, Китая и Индии, у других стран блока наблюдалась низкая эффективность правительства.

Рисунок 6. Индекс восприятия коррупции в странах БРИКС,

(100 – отсутствие коррупции)

Источник: составлено автором по материалам «Восприятие коррупции – Классация стран» [4].

Как видно из графика, за анализируемый период 2021-2023 гг. индекс восприятия коррупции по всем странам блока, за исключением ОАЭ, низкий (ниже 50 индексных пунктов).

Низкий уровень индекса восприятия коррупции в странах БРИКС указывает на то, что государственные органы, чиновники и другие представители власти злоупотребляют своими полномочиями и используют служебное положение в личных целях. Такое негативное явление соответственно приводит к неравенству, нарушению прав и свобод граждан, снижению доверия к власти и ухудшению экономического развития.

Рисунок 7. Уровень безработицы в странах БРИКС, %

Источник: составлено автором по материалам «Уровень безработицы – Классация стран» [19].

Как видно на рисунке, за анализируемый период 2021-2023 гг. по уровню безработицы в странах БРИКС наблюдались следующие тенденции:

– снижение произошло в России на 1,39%, Индии на 2,21%, Бразилии на 5,21%, Иране на 0,18%, Египте на 0,13%, Эфиопии на 0,43%;

– самые низкие значения продемонстрировали ОАЭ, в 2023 г. уровень безработицы составил 2,71%;

– незначительное увеличение отмечено у Китая на 0,12%;

– несмотря на тенденцию к снижению, в ЮАР по-прежнему сохраняется высокий уровень безработицы, значения которого колеблются в пределах 27-28%%.

Рисунок 8. Расходы на здравоохранение в странах БРИКС, % ВВП

Примечание: у России значения показателя с 2022 г. недоступны.

Источник: составлено автором по материалам «Расходы на здравоохранение, % ВВП – Классация стран» [15].

Как видно на рисунке, за анализируемый период 2021-2023 гг. по расходам на здравоохранение по всем странам БРИКС наблюдалось увеличение значений. У России с 2022 г. информация по показателю недоступна.

Рисунок 9. Расходы на образование в странах БРИКС, % ВВП

Примечание: у России значения показателя с 2023 г. недоступны; у Египта информация по показателю отсутствует.

Источник: составлено автором по материалам «Расходы на образование, % ВВП – Классация стран» [16].

Как видно на рисунке, за анализируемый период 2021-2023 гг. по расходам на образование в странах БРИКС сложилась следующая ситуация:

– увеличение расходов произошло у Китая на 0,9% ВВП, у Индии на 0,16% ВВП, у ОАЭ на 0,7% ВВП;

– снижение расходов продемонстрировали Бразилия на 0,07% ВВП, ЮАР на 0,56% ВВП, Иран на 0,3% ВВП, Эфиопия на 0,27% ВВП;

– информация по показателю отсутствует у России с 2023 г., у Египта с 2021 г.

Проанализировав показатели, определяющие эффективность стратегии экономической безопасности стран БРИКС можно сделать общий вывод, что комплексный подход позволяет оценить реальную ситуацию и разработать меры по укреплению экономической безопасности в условиях глобальной конкуренции.

Комплекс мер по укреплению экономической безопасности и перспективы коллективной конкурентоспособности стран БРИКС. «Комплекс мер по укреплению экономической безопасности является важным инструментом в обеспечении стабильности и устойчивого развития государства» [17]. В то же время применительно к межгосударственному объединению, такому как БРИКС, этот комплекс многократно усложняется.

«Несмотря на расширение БРИКС в 2024 г., страны сталкиваются с рядом экономических вызовов, которые продолжат оказывать негативное влияние на их экономическую безопасность» [22]. В связи с этим автор предлагает следующую совокупность мер:

– укреплять торгово-экономические связи между странами БРИКС (увеличить объемы торговли и инвестиций, сократить зависимость от экономических партнеров за пределами БРИКС, разработать и реализовать соглашения о свободной торговле и инвестициях в условиях новой реальности, создать благоприятные условия для международного/регионального бизнеса и привлечения иностранных инвестиций);

– развивать инфраструктуры внутри стран БРИКС (инвестировать в развитие транспортной, энергетической и коммуникационной инфраструктуры, осуществлять проекты в этих областях);

– совместно развивать новые технологий и инновации, научно-техническое сотрудничество, обмениваться опытом и знаниями, создавать исследовательские центры;

– обеспечивать финансовую стабильность в регионах присутствия стран БРИКС (продолжать развивать сотрудничество в области финансов и банковского дела, создавать совместные фонды и механизмы для сбалансированного распределения рисков, совместно бороться с финансовыми кризисами);

– консолидировать сотрудничество в области образования, спорта и культуры.

Коллективная конкурентоспособность стран БРИКС – это перспективное направление развития. Одним из главных его преимуществ является географическое расположение стран блока. Страны БРИКС занимают огромные территории и имеют доступ к различным регионам мира, что позволяет им интенсивно развивать торгово-экономические связи с многими странами. Кроме того, БРИКС обладают огромным рынком сбыта и потенциалом для развития внутреннего рынка.

Важным фактором, способствующим повышению конкурентоспособности стран БРИКС, является их экономическое разнообразие. Каждая из стран имеет свои уникальные преимущества и специализацию в различных отраслях, позволяя диверсифицировать свои экономики и повышать общую конкурентоспособность.

Однако, несмотря на все преимущества, у стран БРИКС есть и свои собственные вызовы, и проблемы, которые необходимо преодолеть для достижения высокой конкурентоспособности. Среди них – различия в темпах экономического роста и уровнях развития инфраструктуры, проблемы с коррупцией и политической нестабильностью. Хотя, в целом перспективы коллективной конкурентоспособности стран БРИКС обнадеживают и открывают широкие возможности для развития и сотрудничества в целях обеспечения их экономической безопасности.

Заключительные выводы

Проведённое исследование позволило сделать следующие выводы.

1. Несмотря на то, что каждая из стран-участниц имеет свои особенности и проблемы, объединение в рамках БРИКС способствует коллективному решению экономических вопросов и обеспечению общих интересов на международной арене.

2. Стратегия экономической безопасности БРИКС включает в себя меры по снижению зависимости от внешних факторов, развитию внутреннего рынка и укреплению экономических связей между странами.

3. Страны БРИКС имеют большой потенциал для укрепления своих позиций на международном уровне и повышения своего глобального влияния. Совместные проекты и инвестиции позволяют им улучшать экономические показатели и соответственно конкурентоспособность.

4. Однако, в условиях глобальной конкуренции страны БРИКС сталкиваются с рядом вызовов и препятствий. Например, нестабильность на мировых рынках, изменения в международных отношениях и протекционистская политика могут негативно отразиться на стратегии экономической безопасности БРИКС. Поэтому, для успешной реализации стратегии необходимо учитывать сложившуюся международную обстановку и совместно разрабатывать меры по укреплению экономической безопасности блока.

5. Дальнейшие исследования в области стратегии экономической безопасности БРИКС должны быть направлены на выявление уязвимых мест и разработку мер по их устранению.

[1] ООН – организация объединённых наций.

[2] ВТО – всемирная торговая организация.

[3] ВОЗ – всемирная организация здравоохранения.

[4] МВФ – международный валютный фонд.

[5] ЕАЭС – Евразийский экономический союз.

[6] ШОС – Шанхайская организация сотрудничества.

[7] ОДКБ – Организация Договора о коллективной безопасности.

[8] Лига арабских государств – международная организация, объединяющая арабские государства, а также ряд дружественных им неарабских.

[9] Африканский Союз – международная межправительственная организация, объединяющая 55 государств Африки.

[10] Постоянные члены Совета Безопасности ООН – Великобритания, Китай, Россия, США, Франция.

[11] ОПЕК – международная межправительственная организация, созданная нефтеэкспортирующими странами в целях контроля квот добычи на нефть.

[12] Неофициальный формат ОПЕК+ был сформирован в ноябре 2016 г. из-за недовольства многих нефтедобывающих стран ценами на мировом нефтяном рынке.


References:

Avdiyskiy V.I., Latyshev V.I. (2024). Ekonomicheskaya bezopasnost: ot analiza problem k sovershenstvovaniyu sovremennoy paradigmy [Economic security: from analysis of problems to improvement of the modern paradigm]. National interests: priorities and security. 20 (9(438)). 1604-1616. (in Russian). doi: 10.24891/ni.20.9.1604.

Bokeriya S.A. (2020). Kontsept «bezopasnost-razvitie» v deyatelnosti BRIKS [The «security-development» concept in the BRICS activities]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. (454). 123-130. (in Russian). doi: 10.17223/15617793/454/14.

Kheyfets B. (2024). BRIKS plyus - zakonomernyy rezultat nakopitelnoy integratsii v usloviyakh geopoliticheskoy fragmentatsii mirovoy ekonomiki [BRICS plus is a natural outcome of cumulative integration in the context of geopolitical fragmentation of the world economy]. Society and economics. (1). 109-121. (in Russian). doi: 10.31857/S0207367624010093.

Kheyfets B.A. (2024). Novye trendy v razvitii BRIKS [New trends in the development of BRICS] Moscow: Institut ekonomiki RAN. (in Russian).

Leonova O.G. (2024). Rasshirenie BRIKS i ego geopoliticheskie posledstviya [BRICS expansion and its geopolitical consequences]. Rossiya i sovremennyy mir. (2(123)). 55-71. (in Russian). doi: 10.31249/rsm/2024.02.04.

Lev M.Yu., Kazantsev S.V. (2024). Tseny, inflyatsiya i bezopasnost obshchestva [Prices, inflation and public safety] Moscow: OOO «Pervoe ekonomicheskoe izdatelstvo». (in Russian).

Lev M.Yu., Leschenko Yu.G. (2021). Obespechenie ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii v mezhdunarodnyh finansovo-ekonomicheskikh organizatsiyakh v protsesse integratsii [Ensuring Russia\'s economic security in international financial and economic organizations in the process of integration]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 11 (3). 669-688. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.3.111630.

Lev M.Yu., Leschenko Yu.G. (2022). Analiz kontseptsii bezopasnosti Organizatsii Obedinennyh Natsiy v protsesse globalnoy integratsii [Analysis of the United Nations security concept amidst global integration]. Economic security. 5 (1). 11-44. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.5.1.113726.

Lev M.Yu., Leschenko Yu.G., Vayver Yu.M., Sazonova E.S. (2022). Kontseptualizatsiya globalnogo upravleniya bezopasnostyu v mezhdunarodnyh otnosheniyakh [Conceptualization of global security management in international relations]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (10). 2579-2600. (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.10.116497.

Lev M.Yu., Medvedeva M.B., Leschenko Yu.G. (2024). Ekonomicheskaya bezopasnost BRIKS v usloviyakh antirossiyskikh sanktsiy: institutsionalnyy aspekt [BRICS economic security amidst anti-Russian sanctions: an institutional aspect]. Economic security. 7 (1). 123-154. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.7.1.120345.

Mironova O.A., Pozdeev V.L., Boboshko V.I., Boboshko N.M. i dr. (2024). Ekonomicheskaya bezopasnost v novoy realnosti. Teoriya i metodologiya [Economic security in the new reality. Theory and methodology] Moscow: OOO «Izdatelstvo Yuniti-Dana». (in Russian).

Petrenko E.S., Varlamov A.V., Leschenko Yu.G. (2020). Ekonomicheskaya bezopasnost i interesy Rossii v BRIKS [Economic security and Russia’s interests in BRICS]. Journal of International Economic Affairs. 10 (4). 1295-1312. (in Russian). doi: 10.18334/eo.10.4.111398.

Rudenko M.N. (2024). Dinamika obespecheniya energeticheskoy bezopasnosti stran BRIKS [Dynamics of ensuring energy security in the BRICS countries]. Economic security. 7 (11). 2823-2840. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.7.11.122090.

Rudenko M.N., Dolganova Ya.A. (2018). Instrumenty regulirovaniya mekhanizma regionalnoy ekonomicheskoy bezopasnosti [Regulatory tools for the regional economic security mechanism]. Economics and management. (1(147)). 42-48. (in Russian).

Utkin N. I., Shenshin V. M. (2024). O rasshirenii BRIKS i ego posledstviyakh dlya ustanovleniya mnogopolyarnogo mira [On the consequences of BRICS expansion for the establishment of a multipolar world]. Pravo. Bezopasnost. Chrezvychaynye situatsii. (1(62)). 61-73. (in Russian). doi: 10.61260/2074-1626-2024-1-61-73.

Vedernikova E.V., Rudenko M.N. (2024). Dinamika institutsionalnogo razvitiya stran BRIKS i ikh rol v sovremennom miroporyadke [Dynamics of institutional development of the BRICS countries and their role in the modern world order]. Economic security. 7 (8). 1983-1998. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.7.8.121617.

Страница обновлена: 07.03.2025 в 13:09:35