Применение технологий искусственного интеллекта в деятельности организаций: масштабы, влияние на профессии, риски

Волошина И.А., Перова И.Т., Тхоржевская А.Р.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 18, Номер 12 (Декабрь 2024)

Цитировать эту статью:



Введение

Развитие искусственного интеллекта (далее – ИИ) происходит практически во всем мире: появляются новые технологии ИИ, расширяется круг областей, где они могут использоваться. ИИ рассматривается как важный фактор развития современной экономики, открывающий не только дополнительные возможности для производства новых видов продукции/услуг, повышения их качества, разработки новых технологий, но и обеспечивающий рост производительности труда.

В 2024 г. вопросы оценки масштабов высвобождения работников в связи с ростом применения ИИ получили широкое международное обсуждение. В январе 2024 г. был опубликован доклад, подготовленный экспертами Международного валютного фонда «Генеративный ИИ: искусственный интеллект и будущее сферы труда», в котором авторы, сравнивая внедрение ИИ с новой промышленной революцией, отмечают, что ее последствия для экономики и общества трудно предвидеть. В особенности это касается рынка труда: применение ИИ угрожает заменить «людской» труд, но вместе с тем ожидается и рост спроса на другие профессии, где он необходим. По оценкам авторов доклада, в мире 40% занятых подвержены рискам потери или смены работы в связи с внедрением ИИ, причем в экономически развитых странах такие занятые составляют 60% [19, с.7]. Анализ адаптации работников с различным уровнем образования к новым условиям позволил сделать вывод о том, что в целом работники с высшим образованием, подверженные риску увольнения, имеют больше шансов для перехода на новую подходящую работу [19, с.12-13].

В 2024 г. также были подготовлены доклады о будущем сферы труда в эпоху ИИ ведущими мировыми консалтинговыми организациями: McKinsey, PwC, KPMG. В исследовании KPMG «Будущее сферы труда: влияние ИИ на формирование рабочей силы будущего» технологии ИИ рассматриваются как один из самых мощных факторов перемен, который формирует современную сферу труда [17, с.6)]. 31% работников, по оценке KPMG, считает, что применение технологий ИИ приведет к устареванию выполняемой ими работы [17, с.6)]. В США генеративный ИИ (genAI) совместно с роботизированной автоматизацией процессов (RPA) могут привести к сокращению к 2030 году почти 30% всего рабочего времени [17, с.4].

В докладе PwC «Барометр рабочих мест, использующих ИИ» анализируется воздействие ИИ на рынок труда, навыки, заработные платы и производительность труда. Проведенный PwC анализ более полумиллиарда объявлений о вакансиях 15 стран Европы, Северной Америки, Азии, Австралии позволил сделать следующие выводы: во-первых, отрасли с высоким проникновением ИИ демонстрируют рост производительности труда в 4,8 раза выше по сравнению с другими секторами [18, с. 2], во-вторых, с 2016 года рост числа вакансий, требующих специализированных навыков в области ИИ, обгоняет рост общего числа вакансий в 3,5 раза [18, с. 2], в-третьих, требования работодателей к профессиям, связанным с ИИ, быстро меняются. Из объявлений о вакансиях на должности, подверженные воздействию ИИ, старые навыки исчезают, а новые появляются на 25% быстрее, чем в вакансиях на должности, в которых ИИ не применяется [18, с. 15], в-четвертых, ИИ оказывает влияние не только на тех работников, кто обладает специализированными навыками, но и на всех работников, использующих ИИ-инструменты [18, с. 3].

В докладе «Новое будущее работы: гонка за внедрение ИИ и повышение квалификации в Европе и за ее пределами», подготовленном McKinsey, отмечается, что в странах Европы к 2030 г. до 30% всего рабочего времени будет автоматизировано с использование ИИ [16 с. 3], что может привести к необходимости сменить работу 12 миллионам работников [16 с. 3]. В исследовании делается вывод: в настоящее время ИИ открывают возможности для более высокого роста производительности труда, но при этом ускоряются процессы, связанные с необходимостью смены профессий, освоения новых навыков [16 с. 8].

Таким образом, зарубежные исследования показывают, что ИИ не просто влияет на рынок труда, как и другие современные технологии, а вызывает глубинные изменения в его структуре, что приводит к масштабному исчезновению/сокращению спроса на одни профессии, навыки, но при этом рост на другие. ИИ открывает новые возможности развития экономики, общества, но требует адаптации к происходящим изменениям.

В России уделяется все больше внимания не только фундаментальным и прикладным исследованиям в области ИИ, вопросам его внедрения, но и социальным аспектам применения ИИ: влияние на рынок труда, на профессионально-квалификационную структуру экономики и пр. 10 октября 2019 г. Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации" была утверждена «Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года», в феврале 2024 г. в нее были внесены изменения, касающиеся основных принципов, целей и задач развития и использования технологий ИИ, повышения доступности инфраструктуры, необходимой для развития технологий ИИ, мер, направленных на использование ИИ для обеспечения национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов, а также внедрения в образовательных организациях комплексной системы подготовки квалифицированных кадров в области разработки и использования технологий ИИ.

Анализ российских публикаций, посвященных социальным последствиям применения ИИ, показал, что существуют ряд вопросов, которые требуют дальнейшего изучения. Прежде всего, это понятие «искусственный интеллект» применительно к процессам на рынке труда. В большинстве статей ИИ рассматривается как технология, неразрывно связанная с большими данными [9, с.34], как технологии для автоматизации бизнес-процессов и сокращения персонала [8, с. 794], «как некий информационно-программный инструмент (комплекс), который действует аналогично механизмам мышления человека и действия которого нельзя отличить от действий реального человека, обладающего глубокими профессиональными навыками» [7, с. 45], то есть как комплексное технологическое решение (единая технология), направленное на достижение определенных целей. Но ИИ, когда речь идет о его использовании в деятельности организаций, применяется в виде определенных технологий, например, компьютерное зрение, распознавание и синтез речи, рекомендательные системы и интеллектуальные системы поддержки принятия решений и др., что предполагает выполненные работками соответствующих трудовых функций и владение необходимыми для этого компетенциями. Рассмотрение ИИ в целом, а не в разрезе технологий существенно ограничивает возможности определения новых и исчезающих профессий/трудовых функций, в том числе в рамках существующих профессий.

Следует также отметить, что достаточно часто, рассуждая о влиянии ИИ на профессии делается вывод о том, что «присутствие ИИ на рынке труда в большинстве своем влияет на профессии, в основном связанные с выполнением рутинных операций и низкой квалификацией работников» [7, c. 49-50], что «поскольку машины берут на себя все больше и больше рутинных задач, оставшиеся рабочие места требуют навыков более высокого уровня» [10, c. 295]. Действительно, часто технологии ИИ заменяют рутинные операции, но это далеко не всегда касается только низкоквалифицированных работников. Очень много специалистов высокой квалификации (конструкторы, архитекторы, врачи и др.), которым применение технологий ИИ поможет существенно повысить эффективность работы. Например, врачи, используя технологию «распознавание и синтез речи», могут наконец избавиться от рутинного занятия по заполнению медицинских карт. Новые профессии, появляющиеся в результате применения ИИ, часто связывают преимущественно с высокоинтеллектуальным трудом [3, стр. 32], [10, стр. 295], что, по мнению авторов, основанном на результатах социологических исследований [1], происходит далека не всегда.

Исследования Национального центра развития искусственного интеллекта при Правительстве Российской Федерации, Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования показывают, что в России на фоне роста внедрения ИИ в деятельность организаций [2], с одной стороны, наблюдается нехватка кадров [3], а, с другой - ожидается высвобождение работников [4].

Приведенные данные обращают внимание на то, что в целях избежания диспропорций на рынке труда необходимо оперативное реагирование системы профессионального образования, включая дополнительное профессиональное образование, на происходящие изменения. В этой связи особую актуальность приобретает информация о профессиях, которые уже используют/будут использовать технологии ИИ в ближайшее время, изменениях в их содержании, наименованиях новых профессий и трудовых функций. Такая информация имеет большую практическую значимость для разработки/актуализации профессиональных и образовательных стандартов, классификаторов и справочников профессионально-квалификационной сферы, образовательных программ и др.

Целью данной статьи является анализ влияния технологии ИИ на профессии и выявление новых профессий, трудовых функций, а также исчезающих профессий. Научной новизной исследования является рассмотрение влияние основных технологий ИИ, применяемых в организациях, на профессии, что позволило определить новые профессии и трудовые функции в существующих профессиях, а также исчезающие профессии.

Статья подготовлена на основе результатов социологического исследования вопросов применения технологий ИИ в организациях, их влияния на профессии, которое было проведено в мае-августе 2024 г. Центром развития профессиональных квалификаций ФГБУ ВНИИ труда Минтруда России.

Методология исследования включает следующие положения:

1. С учетом цели исследования был сформулирован перечень основных технологий ИИ [5], что позволило выявить и понять, какие профессии, трудовые функции и компетенции возникают в результате применения той или иной технологии ИИ. Перечень основных технологий ИИ включает следующие технологии:

§ автоматизация процессов, в том числе с участием роботов (технологии, имитирующие человеческие действия для целей автоматизации);

§ интеллектуальный анализ данных (технологии анализа данных, основанные на алгоритмах машинного обучения);

§ компьютерное зрение (технологии распознавания образов, изображений);

§ обработка естественного языка, в том числе GPT-решения, виртуальные помощники, чат-боты (технологии, направленные на понимание языка и генерацию текста);

§ распознавание и синтез речи, в том числе голосовые помощники, различные системы для автоматического голосового обслуживания клиентов (технологии, преобразующие разговорную речь в машинно-читаемый формат и обратно);

§ рекомендательные системы и интеллектуальные системы поддержки принятия решений (технологии, принимающие самостоятельные решения, основанные на данных окружающей обстановки и использующиеся, например, в сервисных роботах, беспилотных транспортных средствах);

§ технологии анализа данных, основанные на алгоритмах глубинного обучения (например, системы предиктивной аналитики);

§ технологии генерации изображения и видеоряда по запросу в форме описания или базового изображения с условиями его обработки.

2. Опрос проводился в онлайн формате [6] на информационно-аналитической платформе ВНИИ труда [7]. Каждая организация заполняла одну анкету. Экспертами являлись сотрудники организаций, компетентные в вопросах технологического развития и применении ИИ в их организации, знающие. какие именно технологии ИИ применяются/будут применяться, какие профессии они затронут, какие компетенции (знания и умения) потребуются работникам для выполнения трудовых функций, предполагающих применение ИИ, а также какие новые профессии появятся, а какие станут не актуальными и исчезнут. Очевидно, что найти одного эксперта, способного ответить на все вопросы практически невозможно. В этой связи была предусмотрена технологическая возможность одновременного заполнения одной анкеты несколькими экспертами, что существенно повысило и заполняемость анкет, и качество информации.

3. Учитывая, что исследование связано прежде всего с получением качественных характеристик профессий, то это позволило применить квотную выборку. В опросе принимали участие организации следующих отраслей экономики [8]: авиастроение, добыча нефти и природного газа, добыча угля, железнодорожный транспорт, здравоохранение, ИКТ (IT-отрасль), металлургия, производство машин и оборудования, производство электроэнергии, передача, распределение, промышленная электроника и приборостроение, сельское хозяйство, судостроение.

4. Анкета включала следующие блоки вопросов: применение ИИ в организации (в разрезе технологий) в настоящее время и ближайшие 5 лет, профессии организации, в которых используются технологии ИИ, изменение содержания профессии в связи с внедрением ИИ (появятся новые трудовые функции, исчезнут трудовые функции, профессия не изменится), профессии, которые исчезнут, и новые профессии. При этом уточнялось, какие именно новые ТФ появятся и какие для их выполнения необходимы компетенции (знания и умения). Технология онлайн опроса позволила предложить экспертам перечень основных профессий отрасли в виде выпадающего списка, что существенно упростило заполнение анкеты и повысило качество информации.

Применение ИИ в организациях различных сфер экономики

Как показывают результаты опроса, в настоящее время в целом 50% организаций исследованных отраслей применяет хотя бы одну технологию ИИ, но доля таких организаций, существенно различается в зависимости от отрасли (таблица 1).

Таблица – 1. Применение технологий ИИ в настоящее время и в ближайшие 5 лет в разрезе отраслей [9]

(% от числа опрошенных)

Отрасли
Применение ИИ в настоящее время
Применение ИИ в ближайшие 5 лет
Авиастроение
28%
52%
Добыча нефти и природного газа
46%
62%
Добыча угля
43%
54%
Железнодорожный транспорт
86%
97%
Здравоохранение
72%
93%
ИКТ (IT-отрасль)
88%
96%
Металлургия
69%
92%
Производство машин и оборудования
54%
62%
Производство электроэнергии, передача, распределение
36%
57%
Промышленная электроника и приборостроение
50%
73%
Судостроение
55%
64%
Сельское хозяйство
34%
67%

Так, если в сфере ИКТ 88% опрошенных организаций ужу используют в своей деятельности хотя бы одну технологию ИИ, в железнодорожном транспорте – 86%, в здравоохранении [10] – 72%, то в авиастроении – 28%, в производстве электроэнергии – 36%. Следует отметить, что в сельском хозяйстве наблюдаются существенные различия в применении ИИ в зависимости от размера организации (по численности занятых). Так, если среди хозяйств с численностью занятых не более 15 человек ИИ применяют 16%, то среди организаций с численностью занятых более 100 человек – 57%.

Ожидания в части применения ИИ в ближайшие пять лет - позитивные: 70% опрошенных организаций будут применять хотя бы одну технологию ИИ. В авиастроении ожидается, что более половины предприятий (52%) будут применять ИИ, в электроэнергетике - 57%, в здравоохранении – 93%, в сфере ИКТ – 96%, на железнодорожном транспорте – 97%.

Вместе с тем, как показали результаты опроса, несмотря на то что в настоящее время достаточно много организаций применяют какие-либо технологии ИИ, в целом доля работников, использующих ИИ, невелика:

§ в 34% организаций технологии ИИ используют не более 1% работников (от среднесписочной численности занятых);

§ в 28% организаций – от1% до 5% работников;

§ в 15% организаций – от 6% до 10% работников;

§ в 23% организаций – более 10% работников.

Результаты опроса показали отраслевые различия в численности работников, применяющих технологии ИИ. Так, не более 5% работников применяют ИИ в 58% организаций железнодорожного транспорта, 63% организаций здравоохранения. Выше доля работников, использующих технологии ИИ, в ИКТ: в 32% организаций доля работников, использующих ИИ составляет не более 5%, но при этом еще в 32% организаций – технологии ИИ применяют от 16% до 30% работников.

Подобная оценка важна, поскольку является дополнительной (косвенной) информацией о потребностях производства в работниках, владеющих компетенциями, необходимым для применения технологий ИИ.

В организациях исследованных отраслей чаще всего в настоящее время применяются такие технологии ИИ как интеллектуальный анализ данных (33% опрошенных организаций), компьютерное зрение (32% опрошенных организаций), автоматизация процессов, в том числе с участием роботов (29% опрошенных организаций). В ближайшие 5 лет наиболее распространенными по-прежнему будут компьютерное зрение и интеллектуальный анализ данных (по 54% опрошенных организаций), автоматизация процессов, в том числе с участием роботов (48% опрошенных организаций), а также технологии анализа данных, основанные на алгоритмах глубинного обучения (49% опрошенных организаций) (таблица 2).

Таблица – 2. Применение в организациях технологий ИИ в настоящее время и в ближайшие 5 лет (в целом в исследованных отраслях) [11]

(% от числа опрошенных

Технологии ИИ
Применяются
Будут применяться
Автоматизация процессов, в том числе с участием роботов
29%
48%
Интеллектуальный анализ данных
33%
54%
Компьютерное зрение
32%
54%
Обработка естественного языка, в том числе GPT-решения, виртуальные помощники, чат-боты
23%
45%
Распознавание и синтез речи, в том числе голосовые помощники, различные системы для автоматического голосового обслуживания клиентов
20%
41%
Рекомендательные системы и интеллектуальные системы поддержки принятия решений
22%
44%
Технологии анализа данных, основанные на алгоритмах глубинного обучения
26%
49%
Технологии генерации изображения и видеоряда по запросу в форме описания или базового изображения с условиями его обработки
13%
29%

Различные отрасли тяготеют к применению неодинаковых технологий ИИ, что обусловлено как спецификой отрасли, так и уровнем ее технологического развития. В целом в исследованных отраслях экономики в настоящее время чаще других применяются:

§ компьютерное зрение (ИКТ - 62% опрошенных организаций, железнодорожный транспорт – 54%, здравоохранение – 48%);

§ технологии интеллектуального анализа данных (ИКТ – 69% опрошенных организаций, здравоохранение – 61% организаций, железнодорожный транспорт – 46%);

§ автоматизация процессов, в том числе с участием роботов (железнодорожный транспорт – 73% организаций, ИКТ – 69%, металлургия – 46%).

В ближайшие 5 лет, по мнению экспертов, ожидается рост использования следующих технологий ИИ:

§ технологий анализа данных, основанные на алгоритмах глубинного обучения (ожидается, что их будут применять ИКТ - 85% опрошенных организаций, железнодорожный транспорт – 76%, здравоохранение – 70%);

§ рекомендательных систем и интеллектуальных систем поддержки принятия решений (ИКТ - 81% опрошенных организаций, здравоохранение – 70%, железнодорожный транспорт – 59%, промышленная электроника и приборостроение – 50% организаций);

Таблица –3. Применение в организации технологий ИИ в настоящее время и в ближайшие 5 лет в разрезе отраслей [12]

(% от числа опрошенных)

Отрасли
Автоматизация процессов, в том числе с участием роботов
Интеллектуальный анализ данных
Компьютерное зрение
Обработка естественного языка, в том числе GPT-решения, виртуальные помощники, чат-боты
Распознавание и синтез речи, в том числе голосовые помощники, различные системы для автоматического голосового обслуживания клиентов
Рекомендательные системы и интеллектуальные системы поддержки принятия решений
Технологии анализа данных, основанные на алгоритмах глубинного обучения
Технологии генерации изображения и видеоряда по запросу в форме описания или базового изображения с условиями его обработки
приме-няют
будут
применять
приме-няют
будут
применять
приме-няют
будут
применять
приме-няют
будут
применять
приме-няют
будут
применять
приме-няют
будут
применять
приме-няют
будут
применять
приме-няют
будут
применять
Авиастроение
20
44
20
36
16
48
8
32
8
24
20
28
12
40
8
20
Добыча нефти и природного газа
38
50
35
54
31
50
19
46
15
38
19
46
38
54
4
19
Добыча угля
22
30
30
43
35
54
3
38
22
35
30
35
30
43
3
11
Железнодорожный транспорт
73
76
46
76
54
70
51
86
49
73
41
59
46
76
14
49
Здравоохранение
24
52
61
83
48
80
22
70
28
69
28
70
37
70
15
44
ИКТ (IT-отрасль)
69
85
69
96
62
92
73
85
54
73
38
81
62
85
31
62
Металлургия
46
62
42
49
42
55
46
54
28
36
34
44
36
59
26
26
Производство машин и оборудования
19
54
27
42
35
54
19
35
-
-
19
46
19
42
15
19
Производство электроэнергии, передача, распределение
20
36
18
39
18
39
20
38
18
32
7
30
11
36
5
9
Промышленная электроника и приборостроение
27
50
33
67
20
57
17
33
10
33
20
50
20
43
17
30
Судостроение
27
55
36
55
18
45
18
36
-
36
18
45
9
45
27
45
Сельское хозяйство
18
40
18
37
20
36
15
26
12
26
15
31
14
31
10
28
§ технологий распознавания и синтеза речи, в том числе голосовые помощники, различные системы для автоматического голосового обслуживания клиентов (ИКТ - 73% опрошенных организаций, здравоохранение – 69%, железнодорожный транспорт – 73%) (таблица 3).

Влияние внедрения технологий ИИ на профессии

Применение новых технологий, в том числе технологий ИИ, оказывает разнообразное влияние на существующие профессии: какие-то профессии исчезают, в каких-то профессиях появляются новые трудовые функции, а какие-то трудовые функции становятся не актуальными и исчезают. При это часть профессий остается неизменной.

Учитывая неравномерность развития как различных отраслей экономики, так и различных предприятий в рамках одной отросли, внедрение новых технологий происходит не одномоментно, а растянуто во времени. В результате и возникновение новых трудовых функций, и исчезновение неактуальных профессий и трудовых функций также растягивается на некоторое время.

1) Профессии, которые могут исчезнуть в ближайшие 5 лет в результате внедрения технологий ИИ

На основе результатов опроса был определен ряд профессий, которые могут исчезнуть в ближайшие 5 лет в результате применения технологий ИИ. Однако это относительно короткий список, поскольку в организациях наряду с новым достаточно широко применяется оборудование, которое производится/применяется уже более 10 лет. А это означает, что профессии, связанные с применением такого оборудования, не могут исчезнуть [13] полностью, пока оно функционирует.

В сфере сельского хозяйства в ближайшие 5 лет могут исчезнуть такие профессии, как грузчик, дояр, оператор конвейерной линии оборудования, животновод по уходу за рабочими животными, упаковщик, комплектовщик, маркировщик (приложение, таблица 4).

Таблица – 4. Профессии, которые могут исчезнуть в ближайшие 5 лет результате применения в организации ИИ (в разрезе технологий) [14]

Профессии, которые могут исчезнуть
Технологии, в результате применения которых исчезнет профессия
Железнодорожный транспорт
Дежурный по выдаче справок
Автоматизация процессов, в том числе с участием роботов
Интеллектуальный анализ данных
Компьютерное зрение
Обработка естественного языка, в том числе GPT-решения, виртуальные помощники, чат-боты
Распознавание и синтез речи, в том числе голосовые помощники, различные системы для автоматического голосового обслуживания клиентов
Рекомендательные системы и интеллектуальные системы поддержки принятия решений
Диспетчер аварийной и диспетчерской службы (в сфере ЖКХ)
Автоматизация процессов, в том числе с участием роботов
Обработка естественного языка, в том числе GPT-решения, виртуальные помощники, чат-боты
Оператор связи
Распознавание и синтез речи, в том числе голосовые помощники, различные системы для автоматического голосового обслуживания клиентов
Оператор теплового пункта
Автоматизация процессов, в том числе с участием роботов
Оператор хлораторной установки [15]
Автоматизация процессов, в том числе с участием роботов
Распределитель работ
Автоматизация процессов, в том числе с участием роботов
Интеллектуальный анализ данных
Обработка естественного языка, в том числе GPT-решения, виртуальные помощники, чат-боты
Сливщик-разливщик
Автоматизация процессов, в том числе с участием роботов
Здравоохранение
Оператор колл-центра
Автоматизация процессов, в том числе с участием роботов
Обработка естественного языка, в том числе GPT-решения, виртуальные помощники, чат-боты
Распознавание и синтез речи, в том числе голосовые помощники, различные системы для автоматического голосового обслуживания клиентов
Металлургия
Водитель погрузчика
Компьютерное зрение
Рекомендательные системы и интеллектуальные системы поддержки принятия решений
Автоматизация процессов, в том числе с участием роботов
Производство машин и оборудования
Контролер материалов, металлов, полуфабрикатов и изделий
Компьютерное зрение
Автоматизация процессов, в том числе с участием роботов
Промышленная электроника и приборостроение
Комплектовщик
Распознавание и синтез речи, в том числе голосовые помощники, различные системы для автоматического голосового обслуживания клиентов
Автоматизация процессов, в том числе с участием роботов
Шлифовщик
Автоматизация процессов, в том числе с участием роботов
Сельское хозяйство
Грузчик
Автоматизация процессов, в том числе с участием роботов
Дояр
Автоматизация процессов, в том числе с участием роботов
Распознавание и синтез речи, в том числе голосовые помощники, различные системы для автоматического голосового обслуживания клиентов
Рекомендательные системы и интеллектуальные системы поддержки принятия решений
Животновод по уходу за рабочими животными
Автоматизация процессов, в том числе с участием роботов
Обработка естественного языка, в том числе GPT-решения, виртуальные помощники, чат-боты
Компьютерное зрение
Оператор конвейерной линии оборудования
Автоматизация процессов, в том числе с участием роботов
Упаковщик, комплектовщик, маркировщик
Автоматизация процессов, в том числе с участием роботов

На железнодорожном транспорте к исчезающим профессиям были отнесены отнесли: дежурный по выдаче справок, оператор связи, оператор хлораторной установки и др. В здравоохранении в качестве исчезающей в ближайшие 5 лет была названа профессия оператор колл-центра.

В металлургии к исчезающим профессиям отнесен водитель погрузчика, в сфере производства машин и оборудования - контролер материалов, металлов, полуфабрикатов и изделий, в промышленной электронике и приборостроении – комплектовщик, шлифовщик.

Также в результате применения компьютерного зрения во многих отраслях скорее всего исчезнет такая сквозная профессия как сторож (вахтер).

Как видно из приведенных результатов опроса, исчезновение профессии часто связано с применением нескольких технологий ИИ (таблица 4). Информация об исчезающих профессиях важна для профориентационной работы, планирования направлений (профессий, специальностей) подготовки, а также для актуализации профессиональных и образовательных стандартов, образовательных программ.

2) Изменение содержания профессий в результате внедрения технологий ИИ

Влияние применения технологий ИИ на профессии, как показали результаты опроса, различается в зависимости от отрасли: в каких-то отраслях, по мнению экспертов, выше доля профессий, в которых исчезнут некоторые прежние трудовые функции (авиастроении, металлургия, добыча нефти и газа, производство машин и оборудования), в каких-то – выше доля профессий, в которых появятся новые трудовые функции (здравоохранение, судостроение), где-то существенна доля профессий, которые не изменятся при внедрении технологий ИИ (добыча угля, производство электроэнергии, ИКТ, промышленная электроника и приборостроение). Такие различия связаны с рядом причин, в том числе со спецификой отрасли, существующим уровнем технологического развития, масштабами внедрения технологий ИИ, областями применения различных технологий ИИ.

Появление новых трудовых функций потребует от работников новых компетенций (знаний и умений), без которых невозможно их выполнение. Так, например, в профессии «медицинский аналитик» применение такой технологии ИИ как анализ данных, основанный на алгоритмах машинного обучения, потребует от работника владение такими новыми компетенциями, как работа с большими медицинскими данными, их анализ и выявление тенденций, паттернов данных, использование ИИ для улучшения клинических решений, использование инструментов и программ для анализа данных (например, Python, R [16]), знания основ машинного обучения, применения технологии анализа данных, основанных на алгоритмах машинного обучения.

Работа врача анестезиолога-реаниматолога требует (эта потребность будет расширяться) применения ряда технологий ИИ, а значит и соответствующих компетенции:

§ применение технологии распознавания и синтеза речи предполагает определенный уровень компьютерной грамотности, навыки голосового ввода информации, специфический навык заполнения документации голосом;

§ рекомендательные системы и интеллектуальные системы поддержки принятия решений предполагают, например, наличие навыка принятия решений с учетом данных литературы и статистического анализа, понимание основ доказательной медицины.

Новые профессии

Влияние новых технологий, в том числе ИИ на профессии чаще связано с появлением новых трудовых функций в рамках уже существующих профессий, чем возникновение новых профессий. Новые профессии рассматриваются как профессии, которые возникли в результате применения новых видов (ранее не применялись) технологий, которые отсутствуют в действующих классификаторах и справочниках профессионально-квалификационной информации, и уже, пусть незначительно, но востребованы на рынке труда, а спрос на них имеет тенденцию к росту [11, с. 72].

Новые профессии важно отличать от только зарождающихся профессий – футуристических образов, которые появляются в сознании исследователей в связи с обсуждением технологий будущего, но которые еще не существуют в реальности и нет гарантий, что они в действительности появятся на рынке труда. Таким образом, профессии, которые возникли в результате применения различных технологий ИИ являются новыми: их основные трудовые функции обусловлены применением различных технологий ИИ, они отсутствуют в действующих классификаторах и справочниках профессионально-квалификационной информации, уже востребованы на рынке труда и спрос на них растет.

В числе новых профессий, на которые уже обозначился спрос на рынке труда можно отнести Prompt-инженер (авиастроение, производство электроэнергии, добыча нефти и газа), BI-аналитик (здравоохранение), ML-инженер разработки методик дефектации (авиастроение), Gpt технолог (железнодорожный транспорт, ML-инженер (металлургия, машиностроение, судостроение) и др. На основе результатов опроса будет сформирован список новых профессий, возникших в связи с применение технологий ИИ, с указанием наименований отрасли, технологии, необходимых компетенций.

Технологии ИИ применяются практически во всех отраслях экономики. Соответственно, ряд как новых профессий, так и профессий, в которых появились новые трудовые функции (в связи с внедрением ИИ) являются сквозными, то есть существующими в нескольких отраслях и имеющими схожие основные трудовые функции.

Результаты опроса позволили выделить сквозные профессии, как новые, так и те, для которых необходимы новые компетенции в связи с применением ИИ. В качестве сквозных профессий были выделены, например, следующие: AI-тренер (новая), DevOps-инженер (новая), ML-инженер (разной специализации) (новая), HR-специалист (существует), Prompt-инженер (новая), бухгалтер (существует), инженер по информационной безопасности /специалист по защите информации (существует) и др.

Риски, связанные с внедрением технологий ИИ

Широкое внедрение каких-либо новых технологий, как правило, сопровождается возникновением рисков, связанных с их «неположительными» последствиями. Риски внедрения ИИ, как показывают результаты опроса, в настоящее время в наибольшей степени связаны с нехваткой специалистов, владеющих необходимыми компетенциями для применения ИИ (отметили 48% опрошенных организаций), и необходимостью массового повышения квалификации работников (соответственно, 49%).

В результате применения технологий ИИ высокая вероятность массового высвобождения работников возможна в 9% опрошенных организаций, а частичного высвобождения - в 23% организаций (таблица 4).

Таблица 4 - Риски, связанные с применения технологий ИИ в организации в ближайшие 5 лет [17] (% от числа опрошенных)

Риски, связанные с применением технологий ИИ
Вероятность рисков
1 - маловероятно, 5 - очень высокая вероятность
1
2
3
4
5
Затруд-нились ответить
Использование некорректной информации, предложенной ИИ
21%
15%
19%
16%
14%
15%
Массовое высвобождение работников в результате применения ИИ
52%
15%
11%
3%
6%
13%
Необходимость массового повышения квалификации работников
14%
9%
16%
18%
31%
12%
Нехватка специалистов, владеющих необходимыми компетенциями (знаниями и умениями) для применения ИИ
13%
8%
16%
17%
31%
15%
Передача искусственному интеллекту функции принятия решений бизнес-задач
49%
16%
14%
5%
4%
12%
Потеря/снижение управляемости организацией
40%
15%
15%
7%
7%
16%
Снижение информационной безопасности организации
24%
13%
18%
13%
16%
16%
Частичное высвобождение работников в результате применения ИИ
22%
24%
19%
11%
12%
12%

Результаты опроса зафиксировали заметные различия в рисках, связанных с применением ИИ между отраслями. Высокие риски массового высвобождения работников выше в организациях железнодорожного транспорта (16% опрошенных организаций этой отрасли), сельского хозяйства с численностью занятых выше 100 человек (15%), а риски частичного высвобождения работников в результате применения ИИ оцениваются выше в организациях железнодорожного транспорта (62% организаций), организаций добычи нефти и газа (37%), организациях сельского хозяйства (численность занятых свыше 250 человек (34%).

Самые высокие риски нехватки специалистов, владеющих необходимыми компетенциями для применения ИИ отмечали крупные организации сельского хозяйства (62%), добычи угля (60%), железнодорожного транспорта и производства машин и оборудования (57%). Высокая вероятность необходимости массового повышения квалификации отметили 70% организаций железнодорожного транспорта, 65% организаций сельского хозяйства с численность 101-250 человек и 58% - с численность более 250 человек, 57% - организаций промышленной электроники и приборостроения.

Таким образом, названные риски демонстрируют важность оперативной организации подготовки специалистов, владеющих компетенциями, необходимыми для использования различных технологий ИИ.

Что касается других рисков применения ИИ, то высокие риски использования некорректной информации, предложенной ИИ, допускаются в 30% опрошенных организаций, а снижения информационной безопасности организации – в 29%.

Выводы

Анализ результатов социологического исследования организаций позволил выявить особенности влияния технологий ИИ на профессии (возникновение, изменение, исчезновение), определить основные риски для организаций, связанные с применением ИИ.

1. Риски внедрения ИИ в настоящее время в наибольшей степени связаны с нехваткой специалистов, владеющих необходимыми компетенциями (знаниями и умениями) для применения ИИ, и необходимостью массового повышения квалификации работников. Вместе с тем с применением технологий ИИ возникают риски массового и частичного высвобождения работников.

2. Около половины организаций исследованных отраслей в настоящее время применяет хотя бы одну технологию ИИ. Доля таких организаций существенно различается в зависимости от отрасли. Но несмотря на то, что в настоящее время достаточно много организаций применяют какие-либо технологии ИИ, в целом доля работников, использующих ИИ, невелика.

3. В настоящее время в организациях исследованных отраслей чаще всего применяются такие технологии ИИ как интеллектуальный анализ данных, компьютерное зрение, автоматизация процессов, в том числе с участием роботов. В ближайшие 5 лет наиболее распространенными по-прежнему будут компьютерное зрение, интеллектуальный анализ данных, автоматизация процессов, в том числе с участием роботов, а также технологии анализа данных, основанные на алгоритмах глубинного обучения.

4. Применение новых технологий, в том числе технологий ИИ, оказывает разнообразное влияние на существующие профессии: какие-то профессии исчезают, в каких-то профессиях появляются новые трудовые функции, а какие-то трудовые функции становятся не актуальными и исчезают. При это часть профессий остается неизменной. В условиях неравномерности развития как различных отраслей экономики, так и предприятий внедрение новых технологий происходит не одномоментно, а растянуто во времени. Это оказывает влияние на формирование потребности работодателей в работниках, владеющими определенными компетенциями.

5. Возникновение новых профессий в результате внедрения новых технологий (в т.ч. ИИ) происходит реже, чем появление новых трудовых функций в существующих профессиях. В числе новых профессий, на которые уже обозначился спрос на рынке труда были выделены Prompt-инженер (авиастроение, производство электроэнергии, добыча нефти и газа), BI-аналитик (здравоохранение), ML-инженер разработки методик дефектации (авиастроение), Gpt технолог (железнодорожный транспорт, ML-инженер (металлургия, машиностроение, судостроение) и др.

6. Результаты опроса позволили выделить сквозные профессии, как новые, так и те, для которых необходимы новые компетенции в связи с применением ИИ.

[1] Центр развития Профессиональных квалификаций ФГБУ ВНИИ труда Минтруда России на протяжении последних 5 лет проводит ежегодные социологические исследования по определению новых профессий и трудовых функций.

[2] «Средний уровень использования ИИ в организациях приоритетных сфер деятельности увеличился в 1,5 раза по сравнению с 2021 годом» [15, с.58].

[3] «Лишь 34% организаций обеспечены кадрами в области ИИ, а среди приступающих к внедрению ИИ, показатель кадровой обеспеченности ИИ-специалистами составляет всего 25%» [15, с.58]

[4] «Развитие цифровизации и роботизации производств способно высвободить «при прочих равных» до 12-15 млн. занятых» [15, слайд 14].

[5] Перечень технологий ИИ был составлен при поддержке Национального центра развития искусственного интеллекта при Правительстве Российской Федерации

[6] Для заполнения анкеты респонденты регистрировались на информационно- аналитической платформе в целях избежания «случайных» респондентов

[7] Информационно-аналитическая платформа разработана специалистами ВНИИ труда. В части социологических исследований она позволяет размещать справочную информацию, «выпадающие» списки информации, например, наименования профильных профессий отрасли, наименования профессиональных стандартов. Они могут включать более тысячи наименований и выпадают автоматически после указания первых букв нужного слова.

[8] Анкеты были направлены в 1700 организацию, для анализа было отобрано 462 полностью заполненных анкет.

[9] Составлено авторами

[10] В опросе участвовали крупные медицинские центры и больницы, соответственно, в поликлиниках масштабы применения будут несколько ниже, но внедрение передовых медицинских технологий начинается именно с медицинских центров и клинических больниц.

[11] Составлено авторами

[12] Составлено авторами

[13] В исследовании спрашивалось об исчезновении профессий, трудовых функций в ближайшие 5 лет

[14] Составлено авторами

[15] Оператор хлораторной установки - это рабочий, который занимается смешиванием и дозированием компонентов для обеззараживания питьевой воды и сточных вод

[16] Префикс «r» в Python создаёт «сырую» строку. Это означает, что все символы в строке будут интерпретироваться как есть, без обработки специальных символов, таких как обратные слеши

[17] Составлено авторами


Страница обновлена: 03.12.2024 в 20:38:26