Economic and organizational aspects of education development in the region
Orlov I.N.1, Karieva E.M.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации - Пермский филиал
Download PDF | Downloads: 8
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 18, Number 12 (december 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=80314103
Abstract:
In the article, the authors emphasized that the success of modernization of education at present lies in the cooperation of all parties: the state, teachers, students and parents within the framework of implementation of the Education National Project.
The authors analyzed the dynamics of the main indicators of education in the Perm region for 2019-2023, the results of which revealed the economic and organizational problems of the development of the regional education sector.
The authors highlighted the discrepancy between supply and demand in terms of the number of schools and students in the region, the shortage of teachers, the overburdening of teachers, the increase in the number of students against the background of the decrease in the number of teachers.
The analysis is carried out from the perspective of the levels of this field: general and vocational education. In addition, the authors analyzed the main trends in the implementation of the Education National Project in the region and presented an assessment of the implementation of regional projects.
Keywords: education, Education National Project, regional project, assessment of education development indicator in the Perm region, regional socio-economic policy
JEL-classification: I21, I23, I25, I26, I28
Введение.
Сфера образования является одной из важнейших сфер социальной жизни, в рамках которой происходит развитие интеллектуальное, культурное, нравственное состояние общества. Образование также являясь важным компонентом уровня жизни населения, обеспечивает доступ к знаниям и навыкам, необходимым для успешной карьеры и личностного развития. Кроме того, образование может способствовать улучшению экономического благосостояния, поскольку оно может повысить уровень квалификации работников и их возможности на рынке труда.
Теоретическая и методологическая основа исследования методологии анализа и оценки основных показателей сферы образования представлена в трудах [2,3,4,5,6, 10], реализации региональных проектов в контексте развития сферы образования региона и национального проекта «Образование» [7,8,11,12,13 и др.].
Цель исследования – выявление экономических и организационных проблем в сфере образования Пермского края на основе проведения анализа о оценки основных показателей данной сферы.
Научная новизна исследования заключается в выявлении экономических и организационных проблем сферы образования в регионе и предложении направлений оптимизации организационно-экономических процессов в данной, а также в определении роли образовательной сферы в социально-экономическом развитии региона.
Методологическая основа исследования. Сравнение и анализ, статистический анализ, расчетный и аналитический метод исследования и др.
Основная часть. Система образования, согласно Закону «Об образовании», включает подструктуры, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование). Общее образование реализуется на уровне дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования. В профессиональном образовании установлены следующие уровни: среднее профессиональное образование, высшее образование (бакалавриат; специалитет или магистратура; подготовка кадров высшей квалификации) (рисунок 1).
Рисунок 1 – Уровни системы образования РФ [17]
Анализируя динамику основных показателей развития сферы образования в Пермском крае за период 2019-2022гг., можно сделать вывод, что численность воспитанников по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми увеличилось на 9,96% (таблица 1).
Численность обучающихся в общеобразовательных организациях за анализируемый период 2019-2023 гг. увеличилось на 5,54%, однако численность учителей в общеобразовательных организациях наоборот сокращается на 4,15%. Численность студентов среднего профессионального образования подготовки увеличивается на 36,32%, но также происходит сокращение преподавателей среднего профессионального образования на 11%.
Численность студентов по программам бакалавриата, специалитета и численность профессорско-преподавательского персонала организаций по программам бакалавриата, специалитета осталась практически на прежнем уровне, рост составил лишь 0,15%.
Таблица 1 – Динамика основных показателей образования в Пермском крае за период 2019-2023 гг., чел. [18]
Наименование
показателей
|
2019
г.
|
2020
г.
|
2021
г.
|
2022
г.
|
2023
г.
|
2023г./
2019г., % |
Численность
воспитанников по образовательным программам дошкольного образования, присмотр
и уход за детьми
|
167
589
|
162
670
|
159
198
|
155
458
|
152
577
|
91,04
|
Численность
обучающихся в общеобразовательных организациях
|
319
927
|
324
395
|
329
764
|
336
435
|
340
836
|
105,54
|
Численность
учителей в общеобразовательных организациях
|
18
789
|
18
687
|
18
223
|
18
112
|
18
009
|
95,85
|
Численность
студентов среднего профессионального образования подготовки
|
70
668
|
76
451
|
82
900
|
90
682
|
96
333
|
136,32
|
Численность
преподавателей среднего профессионального образования
|
2
964
|
2
926
|
2
867
|
2
878
|
2
638
|
89,0
|
Численность
студентов по программам бакалавриата, специалитета – всего
|
54
033
|
54
486
|
53
622
|
53
567
|
54
113
|
100,15
|
Численность профессорско- преподавательского
персонала организаций по программам бакалавриата, специалитета
|
3
200
|
3
103
|
3
065
|
2
962
|
2928
|
91,50
|
Тем не менее за последний год их количество увеличилось на 1%. Численность профессорско- преподавательского персонала организаций по программам бакалавриата, специалитета сократилась на 8,5%.
Сфера образования в крае проанализирована с позиции ее уровней (таблица 2).
Таблица 3 – Развитие сети дошкольных образовательных организаций [18]
Годы
|
Кол-во
муниципальных ДОО
|
Кол-во
детей в ДОО
|
Кол-во
частных ДОО и ИП
|
Кол-во
детей, посещающих ЧДОО и ИП
|
Кол-во
вновь созданных мест
|
2019
г.
|
622
|
163 997
|
90
|
6 224
|
2 483
|
2020
г.
|
551
|
159 650
|
96
|
4 815
|
550
|
2021
г.
|
491
|
155 035
|
88
|
4 137
|
1 630
|
2022
г.
|
485
|
153 561
|
86
|
3 878
|
380
|
2023
г.
|
491
|
154 316
|
89
|
3 981
|
755
|
2023
г./
2019 г., % |
78,94
|
94,10
|
98,89
|
63,96
|
30,41
|
Численность детей в возрасте до 3 лет, получающих дошкольное образование в частных ДОО за исследуемый период сократилось на 62,34%, а в муниципальных ДОО наблюдается положительная тенденция роста на 30,23% (таблица 3).
Таблица 3 – Динамика численности детей в возрасте до 3 лет, получающих дошкольное образование [18]
Наименование
показателя
|
2019
г.
|
2020
г.
|
2021
г.
|
2022
г.
|
2023
г.
|
2023
г./2019 г., %
|
Численность
детей в возрасте до 3 лет в государственных и муниципальных образовательных
организациях, чел.
|
23189
|
24346
|
26721
|
28569
|
30200
|
130,23
|
Численность
детей в возрасте до 3 лет в частных образовательных организациях (ИП), чел.
|
3186
|
1653
|
1566
|
1414
|
1200
|
37,66
|
Охват
детей дошкольным образованием, %
|
26,9
|
27,6
|
29,7
|
31,3
|
35,0
|
130,11
|
Охват детей дошкольным образованием увеличился на 30,11%. Численность детей в возрасте от 3 до 7 лет и старше, получающих дошкольное образование в государственных, муниципальных ДОО сократилась на 13,62% (таблица 4).
Численность детей в возрасте от 3 до 7 лет в частных образовательных организациях (индивидуальных предпринимателей) сократилась на 40,75%.
Охват детей дошкольным образованием увеличился на 10,61%.
Таблица 4 – Численность детей в возрасте от 3 до 7 лет и старше, получающих дошкольное образование [18]
Показатели
|
2019
г.
|
2020
г.
|
2021
г.
|
2022
г.
|
2023
г.
|
2023
г./2019 г., %
|
Численность
детей в возрасте от 3 до 7 лет в государственных и муниципальных образовательных
организациях, чел.
|
131
075
|
134
144
|
128
314
|
119
877
|
113
220
|
86,38
|
Численность детей в возрасте от 3 до 7 лет в
частных образовательных организациях (индивидуальных предпринимателей), чел.
|
3
038
|
2
485
|
2
236
|
2
159
|
1800
|
59,25
|
Охват
детей дошкольным образованием (%)
|
86,7
|
87,8
|
93,3
|
95,1
|
95,9
|
110,61
|
Следует отметить, что охват дошкольным образованием в 2023 г. в Пермском крае больше чем в ПФО или РФ в целом (рисунок 2).
Рисунок 2 – Охват дошкольным образованием в РФ, ПФО и Пермском крае, 2023 г., % [18]
Доступность дошкольного образования в Пермском крае (%) 2023 г. 100% для детей в возрасте до 3 лет, от 1,5 до 3 лет, от 3 до 7 лет (таблица 5).
Таблица 5 – Доступность дошкольного образования в РФ, ПФО и Пермском крае (%) 2023 г. [18]
Доступность дошкольного образования в
Пермском крае, 2023 г., %
| |||
Территория
|
Для
детей в возрасте до 3 лет
|
Для
детей в возрасте от 1,5 до 3 лет
|
Для
детей в возрасте от 3 лет до 7 лет
|
Российская
Федерация
|
99,9
|
99,58
|
99,79
|
ПФО
|
100
|
99,94
|
100
|
Пермский
край
|
100
|
100
|
100
|
Число организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования за анализируемый период сократилось на (рисунок 3).
Рисунок 3 – Динамика числа организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования в Пермском крае, 2019-2023 гг. [18]
Число организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования в Пермском крае к 2023 г. сократилось по сравнению с 2019 г. на 27%. Тем не менее, следует отметить положительную тенденцию в 2022-2023 гг. роста ОО на 1,5%.
В Пермском крае с 2019 г. реализуется национальный проект «Образование», в рамках которого реализуются региональные проекты, представленные на рисунке 4.
Рисунок 4 - Региональные проекты [18]
На реализацию вышеуказанных региональных проектов было запланировано 12638,2 млн. руб.
Региональный проект «современная школа» направлен на обеспечение возможности получения качественного общего образования в условиях, отвечающих современным требованиям, независимо от места проживания ребенка; профессиональное развитие и обучение на протяжении всей профессиональной деятельности педагогических работников. С начала реализации проекта в крае построено 25 школ более чем на 15,7 тыс. мест. С 2020 года открыто 63 Центра образования естественнонаучной и технологической направленностей «Точка роста» на базе школ, расположенных в сельской местности и малых городах. С использованием инфраструктуры центров в настоящее время обучаются и занимаются дополнительным образованием 44 тыс. школьников. За время реализации регионального проекта открыто 3 школьных технопарка «Кванториум» (в г. Чусовой в 2021 году, в г. Березники в 2022 году, в г. Чайковский в 2023 году), в которых ежегодно обучается более 2 тыс. детей. В 2024 году планируется открытие еще двух технопарков. Для всестороннего развития и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционных школах обновляется материально-техническая база. Для привлечения учителей в школы сельских населенных пунктов, поселков, небольших городов края предоставляется единовременная выплата в размере 1 млн ₽. Повышение квалификации по дополнительным профессиональным программам, реализуемым Центром непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, ежегодно проходят более 5,2 тыс. педагогов.
Региональный проект «цифровая образовательная среда» направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования. С начала реализации проекта открыт центр цифрового образования детей «IT-куб» в г. Пермь и 5 центров на базе образовательных организаций гг. Березники, Губаха, Добрянка, Чайковский и Бардымского муниципального округа в 2023 году. В 2024 году планируется открытие еще одного центра. Образовательные учреждения оснащаются новым компьютерным, мультимедийным и презентационным оборудованием.
Региональный проект «успех каждого ребенка» направлен на создание условий для занятий физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях; работу с одаренными детьми, имеющими успехи в области искусств, спорта, естественнонаучных дисциплин, в техническом творчестве. Создаются условия для занятий физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях: проводится ремонт и обновление спортивных залов школ, замена устаревшего спортивного инвентаря. Более 2 тыс. детей из отдаленных территорий Пермского края могут ежегодно принимать участие в работе 2 мобильных технопарков «Кванториум». Более 1,5 тыс. детей ежегодно принимают участие в мероприятиях Дома научной коллаборации им. А. А. Фридмана при ПГГПУ, а более 400 школьников проходят обучение по программам дополнительного образования «Детский университет» и «Малая академия». Более 5 тыс. учащихся 5-11 классов ежегодно занимаются в специализированном центре по работе с одаренными детьми «Академия первых» по направлениям «Наука», «Искусство», «Спорт». Ежегодно в мероприятиях, направленных на раннюю профессиональную ориентацию (в том числе с учетом открытых уроков «Проектория» и проекта «Билет в будущее») принимают участие более 100 тыс. школьников.
Региональный проект «патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» направлен на гражданское и патриотическое воспитание детей и молодежи, проведение воспитательной работы в образовательных организациях, а также проведение мероприятий патриотической направленности. В мероприятиях патриотической направленности ежегодно принимают участие более 120 тыс. человек, а в мероприятиях по развитию системы межпоколенческого взаимодействия и обеспечения преемственности поколений — более 11 тыс. человек. С 2022 года в 274 общеобразовательных организациях организована деятельность советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. До конца 2024 года будут оснащены государственными символами Российской Федерации (флаг, герб) 693 общеобразовательные организации края (100%), из них в 2023 году государственные символы получили 274 организации.
Региональный проект «развитие системы поддержки молодежи («молодежь России»)» направлен на развитие среды для реализации талантов молодежи, развитие молодежной инфраструктуры. В рамках реализации Программы комплексного развития молодежной политики в Пермском крае «Регион для молодых» открыт молодежный центр в г. Пермь. До конца 2023 года будут отремонтированы и открыты центры в Чусовском и Соликамском городских округах, мероприятиями уже охвачено 120 тыс. человек. В 2024 году в Пермском крае будет отремонтирован Многофункциональный молодежный центр в Чайковском городском округе.
Региональный проект «социальная активность» направлен на вовлечение граждан в добровольческую (волонтерскую) деятельность. В 2023 году Пермский край победил во Всероссийском конкурсе лучших региональных практик поддержки добровольчества (волонтерства) «Регион добрых дел». На территории края создано 17 центров общественного развития «Добро.Центр». На базе регионального клуба #МыВместе в 2023 году:
Гуманитарным центром Прикамья отправлено 1 366 тонн (385 конвоев) гуманитарной помощи; привлечено 1 799 волонтеров;
• общественная инициатива «Шьем для наших» объединила более 3 тыс. волонтеров;
• 32 человека приняли участие в выездных Гуманитарных миссиях #МЫВМЕСТЕ для помощи мирным жителям и социально значимым организациям ДНР, ЛНР, Херсонской области, Запорожской области.
Проводятся добровольческие акции:
• Всероссийская акция «Вода России» (приняло участие 4 832 волонтера);
• международная акция «Сад памяти» (1 671 волонтер);
• вовлечение в голосование за объекты благоустройства в рамках проекта «Формирование комфортной городской среды» (1 300 волонтеров);
• XXXI Всероссийский фестиваль «Российская студенческая весна» (550 волонтеров);
• проведение мероприятий «Пермь-300» (550 волонтеров);
• оказание волонтерской помощи в пункте отбора на службу по контракту Пермского края (550 волонтеров);
• молодежная патриотическая акция «Десант Прикамья» (более 360 студентов);
• интерактивная выставка «Поезд Победы» (150 волонтеров).
Вовлечено в добровольческую (волонтерскую) деятельность по различным направлениям 424,7 тыс. чел.
По итогам регионального проекта «Образование» в 2022 году было выделено 2 477,83 млн руб. на строительство и ремонт образовательных учреждений. Были созданы 14 центров образования, на которые выделили 21,96 млн руб. Открылся школьный технопарк «Кванториум» в г. Березниках, в котором 500 обучающихся прошли обучение и 2500 обучающихся освоили дополнительные программы. Также были отремонтированы спортзалы в 4 школах, финансирование составило 8 млн руб., в том числе из федерального бюджета 7,5 млн руб., а из муниципального – 0,13 млн руб. [18]
На основании проведенного анализа установлено, что основными экономическими и организационными проблемами в сфере образования и в реализации национального проекта «образование» в Пермском крае являются (рисунок 5).
Рисунок 5 – Основные экономические и организационные проблемы в сфере образования в Пермском крае (авторские исследования)
Не соответствующие новым трендам «устаревшие» школы изживают себя, хотя инерции их угасания еще достаточно. При этом государственные школы не поспевают за ростом количества учеников. В этом году только и шуток было, что о первых «э» и «я» классах. Спрос намного превышает предложение, и количественно, и качественно. А в отдаленных территориях края пустуют здания школ, и вместо 200 учеников учатся 10.
В настоящее время в крае осуществляется масштабное строительство школ, однако, в связи с демографической ситуацией в столице края и больших его городах имеются школы, в которых доля обучающихся во вторую смену составляет 30% и более. А например, в селе Сива более 50% учащихся обучаются во вторую смену. При этом, это единственная школа на весь населенный пункт, разгрузить школу, перераспределив по другим школам, невозможно. В Сивинскую школу приезжают дети еще из семи деревень. Принято решение о строительстве нового корпуса на 300 мест.
В городе Перми наиболее переполнены такие школы, как гимназия № 17, гимназия № 5, школа № 9 (физико-математическая). Есть проблемы и в других городах Пермского края: Чайковский, Верещагино, Соликамск, Кунгур, Краснокамск. Острая потребность в школьных мест в Пермском районе.
Тем не менее, в крае школы подвергаются оптимизации, по данным министерства образования, в исключительных случаях и обычно это по причине отсутствия условий для предоставления образовательных услуг. В случае небезопасности состояния имущественных комплексов некоторых учреждений по причине износа, принимается решение по переводу ребят в другую школу.
В ряде школ отмечается острая нехватка педагогических кадров, в результате низкое качество подготовки выпускников, низкая мотивация учащихся в обучении, отсутствие профильного обучения.
В Пермском крае наблюдается недостаток кадров в сфере образования. На одну вакансию учителя в Пермском крае приходится менее четырех резюме, что свидетельствует о нехватке кадров в этой сфере. По специальности "Учитель, преподаватель, педагог" в регионе открыто 283 вакансии. Среди них встречаются предложения от общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, а также от различных онлайн-школ. По данным сервиса рекрутинга, средняя предлагаемая зарплата в Прикамье в профессиональной сфере «Наука, образование» сократилась на 18,7 % – до 29,1 тыс. рублей в 2023 году. Год назад средняя предлагаемая зарплата в регионе составляла 35,8 тыс. рублей.
По планам министерства образования и науки Пермского края по итогам 2023 года средняя зарплата школьного учителя должна была составить 51,6 тысячи рублей в месяц. В то время как размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников в Пермском крае за январь – сентябрь составил 57,6 тысячи рублей. По цифрам Пермьстата, средняя заработная плата педагогических работников образовательных организаций общего образования государственной и муниципальной форм собственности по Пермскому краю за январь – сентябрь 2023 года составляет 48,7 тысячи рублей (рисунок 6).
Рисунок 6 – Динамика зарплат в сфере образования Пермского края. 2019-2023 гг., руб. [18]
Рост реальных зарплат за анализируемый период составил 61%, однако реальные зарплаты ежегодно сокращались от 2% до 5%. К тому же, средняя зарплата по краю на 28% больше, чем у работников сферы образования.
По данным Пермьстата, в регионе с 2017 по 2023 год численность обучающихся в возрасте от 5 до 19 лет увеличилась с 438,7 тысячи до 491,3 тысячи человек – рост составил 11,98%. При этом численность занятых в сфере образования с 2017 года уменьшилась с 90,7 тысячи до 82,4 тысячи человек – на 9,15%. Очевидно, что с увеличением числа учащихся и сокращением числа учителей нагрузка на педагогов многократно возросла. Однако это не сказалось на увеличении заработной платы.
По информации из обращений педагогов на прямую линию президента, учителя вынуждены брать по 1,8-3 ставки, вести дополнительные курсы, заниматься репетиторством, чтобы обеспечить приемлемый уровень жизни.
По отчётам министерства образования Пермского края, средняя нагрузка на учителя в общеобразовательных организациях Пермского края составляет 1,43 ставки, в дошкольном образовании – 1.1 ставки, в дополнительном – 1,35 ставки (рисунок 7).
Рисунок 7 – Средняя ставка на 1 педагогического работника в Пермском крае, 2023 г. [18]
Количество вакантных ставок в учреждениях образования на конец 2023 года, по данным краевого Минобра, превышает 2 тысячи. В реальности дефицит кадров намного больше. Самая острая нехватка кадров – в крупнейших городах края: Перми, Березниках и Соликамске. Наиболее остро в школах стоит проблема нехватки учителей математики, физики, иностранных языков, начальных классов. Молодые педагоги, к сожалению, не всегда остаются в профессии.
Заключение. Итак, основными экономическими и организационными проблемами в региональной сфере образования являются: несоответствие спроса и предложения по количеству школ и учеников в разных территориях (в отдаленных территориях школы пустуют, а в крупных городах есть по 10 и более первых классов); высокая доля учащихся во 2 смену (30%); недостаток педагогических кадров; размер средней зарплаты учителя ниже среднерегиональной на 23%; средняя зарплата учителя 44,7 тысячи рублей в месяц на 1,4 ставки; рост численности учащихся на 11,98% на фоне сокращения учителей на 9,15%; большое число вакантных ставок в крае 2 тыс.; высокая доля учителей старше 50 лет – 43%, а доля учителей от 25 до 29 лет всего 7%.
Следует отметить, что образование является одной из важнейших сфер социальной жизни, от функционирования которой зависит интеллектуальное, культурное, нравственное состояние общества. Конечный результат сводится к образованности индивида, т.е. его новому качеству, выраженному в совокупности приобретенных знаний, умений и навыков. Образование также является важным компонентом уровня жизни населения. Оно обеспечивает доступ к знаниям и навыкам, необходимым для успешной карьеры и личностного развития. Кроме того, образование может способствовать улучшению экономического благосостояния, поскольку оно может повысить уровень квалификации работников и их возможности на рынке труда.
В современных условиях, чтобы оставаться актуальной, сфера образования должна становиться более технологичной и персонализированной, а образовательные учреждения должны уделять особое внимание социальным и эмоциональным навыкам обучающихся.
Среди наиболее перспективных направлений развития сферы образования акцент должен быть на компетентностном подходе в обучении, на формировании у обучающихся широкого спектра компетенций: критического и творческого мышления, коммуникационных навыков, и др., что позволит обучающимся в будущем быть успешными в современном мире и готовыми к изменениям.
Дальнейшее развитие цифровых технологий в современном образовании способствуют персонализации образовательных процессов, развитию критического мышления и творческих навыков. Применение генеративного искусственного интеллекта будет способствовать возможности предложения обучающимся уникальных сценариев или задач, требующих оригинального подхода и проблемного решения, что развивает самостоятельное мышление и стимулирует интеллектуальное развитие обучающихся.
Перспективным остается и развитие инклюзивного образования, основанного на принципе предоставления равных возможностей каждому обучающемуся для получения качественного образования, в независимости от особенностей развития. Дальнейшее развитие инклюзии предполагает подготовку педагогических кадров к работе с обучающимися с ограниченными возможностями и формирование для них доступности физической среды.
В целом, перспективными тенденциями развития сферы образования Пермского края должны быть направлены на стремление к созданию более целостной, современной и инклюзивной образовательной системы. Упор должен быть сделан на укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей, развитие патриотизма и гражданственности, а также усиление акцента на практические навыки и безопасность жизнедеятельности во всех сферах.
References:
Sovremennoe obrazovanie: aktualnye voprosy, dostizheniya i innovatsii [Modern education: current issues, achievements and innovation] (2019). (in Russian).
Aldakimov A.N. (2020). Tendentsii razvitiya sovremennoy sistemy obrazovaniya v Rossii: istoriko – pedagogicheskiy i sotsialnyy aspekty [Tendencies of development of modern system of education in Russia: historical and pedagogical and social aspects]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. (59-3). 3-9. (in Russian).
Alimova N.K. (2011). Sovremennye tendentsii razvitiya sistemy obrazovaniya Vestnik evraziyskoy nauki. (4 (9)).
Burlina A. A. (2020). Obrazovanie v Rossii segodnya i perspektivy na zavtra [Education in Russia today and prospects for tomorrow]. The young scientist. (22 (312)). 512-514. (in Russian).
Chumakova Ya.V., Gigolaeva A.T., Vegera A.A. (2023). Modernizatsiya rossiyskogo obrazovaniya: trendy i perspektivy [Modernization of russian education: trends and prospects]. The young scientist. (28(475)). 150-153. (in Russian).
Erina I.A., Pozdnyakova I.R., Sorokopud Yu.V. (2021). Sovremennye tendentsii razvitiya sistemy obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii [Current trends in the development of the education system of the Russian Federation]. Mnko. (6 (91)). 313-315. (in Russian).
Galaktionova Yu.Yu. (2020). Sostoyanie sistemy obrazovaniya v sovremennoy Rossii i prognozirovanie ee dalneyshego razvitiya [The state of the education system in modern Russia and forecasting its further development]. Alley of Science. (1(17)). 795-797. (in Russian).
Galikhanova R. R. (2023). Analiz realizatsii natsionalnogo proekta «Obrazovanie» v Rossiyskoy Federatsii [Analysis of implementation of national project education in Russian Federation]. The young scientist. (6(453)). 80-82. (in Russian).
Galkin I.A. (2020). Munitsipalnye tselevye programmy: effektivnost ikh realizatsii v regionakh [Municipal target programs: the effectiveness of their implementation in the regions]. Actual problems of socio-humanitarian and scientific and technical knowledge. (1(10)). 7-10. (in Russian).
Grigoreva E.V., Gorbunova P.G. (2023). Problemy i perspektivy razvitiya sovremennogo obrazovaniya v Rossii [Problems and prospects of development of modern education in Russia]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. (79-1). 143-145. (in Russian).
Gubarkov S.V. (2018). Sistema obrazovaniya RF v usloviyakh formirovaniya innovatsionnoy ekonomiki: sovremennye vyzovy i perspektivy razvitiya [The education system of the Russian Federation in the context of the formation of an innovative economy: modern challenges and development prospects]. Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava. (6). 52-57. (in Russian).
Machkarina T.S. (2023). Sushchnost natsionalnogo proekta «obrazovanie» [Essence of the national project education]. Stolypinskiy vestnik. (1). 5. (in Russian).
Machkhelyan G.G. (2023). Aktualnye problemy perestroyki sistemy obrazovaniya v sovremennoy Rossii [Urgent problems of reorganizing the educational system in Rossiya today]. Living standards of the population of Russian regions. (1). 47–60. (in Russian).
Murzina Zh.V., Bogatyreva O.L., Egorova A.S. (2019). Razvitie sistemy obrazovaniya: teoriya, metodologiya, opyt [Development of the education system: theory, methodology, experience] (in Russian).
Nazarbek U., Kondratneko I. (2021). Problemy funktsionirovaniya i tsifrovizatsii munitsipalnogo dopolnitelnogo obrazovaniyaya [Problems of functioning and digitalization of municipal additional education]. Umnaya tsifrovaya ekonomika. (1). 47- 54. (in Russian).
Novikov S.V. (2023). Sovremennoe sostoyanie i tendentsii razvitiya rossiyskoy sistemy vysshego obrazovaniya [Current state and trends in the development of the russian higher education system]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (9). 3589-3604. (in Russian).
Stanishevskaya S. P., Yakupova I. N. (2013). Kompleksnaya kolichestvennaya otsenka regionalnoy sistemy obrazovaniya Perm University Herald. ECONOMY. (3 (18)). 79-87.
Volegov V.S., Noskov A.A., Chernega A.A. (2012). Osobennosti reformirovaniya sistemy srednego obshchego obrazovaniya na territorii Permskogo kraya [Portrait of the current secondary education system in Perm region]. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psikhologiya. Sotsiologiya. (4). 121-126. (in Russian).
Zolotareva A. V. (2019). Upravlenie obrazovatelnoy organizatsiey. Razvitie uchrezhdeniya dopolnitelnogo obrazovaniya detey [Management of an educational organization. Development of the institution of additional education for children] (in Russian).
Страница обновлена: 29.05.2025 в 17:27:40