Экономические и организационные аспекты развития сферы образования в регионе
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 18, Номер 12 (Декабрь 2024)
Введение.
Сфера образования является одной из важнейших сфер социальной жизни, в рамках которой происходит развитие интеллектуальное, культурное, нравственное состояние общества. Образование также являясь важным компонентом уровня жизни населения, обеспечивает доступ к знаниям и навыкам, необходимым для успешной карьеры и личностного развития. Кроме того, образование может способствовать улучшению экономического благосостояния, поскольку оно может повысить уровень квалификации работников и их возможности на рынке труда.
Теоретическая и методологическая основа исследования методологии анализа и оценки основных показателей сферы образования представлена в трудах [2,3,4,5,6, 10], реализации региональных проектов в контексте развития сферы образования региона и национального проекта «Образование» [7,8,11,12,13 и др.].
Цель исследования – выявление экономических и организационных проблем в сфере образования Пермского края на основе проведения анализа о оценки основных показателей данной сферы.
Научная новизна исследования заключается в выявлении экономических и организационных проблем сферы образования в регионе и предложении направлений оптимизации организационно-экономических процессов в данной, а также в определении роли образовательной сферы в социально-экономическом развитии региона.
Методологическая основа исследования. Сравнение и анализ, статистический анализ, расчетный и аналитический метод исследования и др.
Основная часть. Система образования, согласно Закону «Об образовании», включает подструктуры, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование). Общее образование реализуется на уровне дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования. В профессиональном образовании установлены следующие уровни: среднее профессиональное образование, высшее образование (бакалавриат; специалитет или магистратура; подготовка кадров высшей квалификации) (рисунок 1).
Рисунок 1 – Уровни системы образования РФ [17]
Анализируя динамику основных показателей развития сферы образования в Пермском крае за период 2019-2022гг., можно сделать вывод, что численность воспитанников по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми увеличилось на 9,96% (таблица 1).
Численность обучающихся в общеобразовательных организациях за анализируемый период 2019-2023 гг. увеличилось на 5,54%, однако численность учителей в общеобразовательных организациях наоборот сокращается на 4,15%. Численность студентов среднего профессионального образования подготовки увеличивается на 36,32%, но также происходит сокращение преподавателей среднего профессионального образования на 11%.
Численность студентов по программам бакалавриата, специалитета и численность профессорско-преподавательского персонала организаций по программам бакалавриата, специалитета осталась практически на прежнем уровне, рост составил лишь 0,15%.
Таблица 1 – Динамика основных показателей образования в Пермском крае за период 2019-2023 гг., чел. [18]
Наименование
показателей
|
2019
г.
|
2020
г.
|
2021
г.
|
2022
г.
|
2023
г.
|
2023г./
2019г., % |
Численность
воспитанников по образовательным программам дошкольного образования, присмотр
и уход за детьми
|
167
589
|
162
670
|
159
198
|
155
458
|
152
577
|
91,04
|
Численность
обучающихся в общеобразовательных организациях
|
319
927
|
324
395
|
329
764
|
336
435
|
340
836
|
105,54
|
Численность
учителей в общеобразовательных организациях
|
18
789
|
18
687
|
18
223
|
18
112
|
18
009
|
95,85
|
Численность
студентов среднего профессионального образования подготовки
|
70
668
|
76
451
|
82
900
|
90
682
|
96
333
|
136,32
|
Численность
преподавателей среднего профессионального образования
|
2
964
|
2
926
|
2
867
|
2
878
|
2
638
|
89,0
|
Численность
студентов по программам бакалавриата, специалитета – всего
|
54
033
|
54
486
|
53
622
|
53
567
|
54
113
|
100,15
|
Численность профессорско- преподавательского
персонала организаций по программам бакалавриата, специалитета
|
3
200
|
3
103
|
3
065
|
2
962
|
2928
|
91,50
|
Тем не менее за последний год их количество увеличилось на 1%. Численность профессорско- преподавательского персонала организаций по программам бакалавриата, специалитета сократилась на 8,5%.
Сфера образования в крае проанализирована с позиции ее уровней (таблица 2).
Таблица 3 – Развитие сети дошкольных образовательных организаций [18]
Годы
|
Кол-во
муниципальных ДОО
|
Кол-во
детей в ДОО
|
Кол-во
частных ДОО и ИП
|
Кол-во
детей, посещающих ЧДОО и ИП
|
Кол-во
вновь созданных мест
|
2019
г.
|
622
|
163 997
|
90
|
6 224
|
2 483
|
2020
г.
|
551
|
159 650
|
96
|
4 815
|
550
|
2021
г.
|
491
|
155 035
|
88
|
4 137
|
1 630
|
2022
г.
|
485
|
153 561
|
86
|
3 878
|
380
|
2023
г.
|
491
|
154 316
|
89
|
3 981
|
755
|
2023
г./
2019 г., % |
78,94
|
94,10
|
98,89
|
63,96
|
30,41
|
Численность детей в возрасте до 3 лет, получающих дошкольное образование в частных ДОО за исследуемый период сократилось на 62,34%, а в муниципальных ДОО наблюдается положительная тенденция роста на 30,23% (таблица 3).
Таблица 3 – Динамика численности детей в возрасте до 3 лет, получающих дошкольное образование [18]
Наименование
показателя
|
2019
г.
|
2020
г.
|
2021
г.
|
2022
г.
|
2023
г.
|
2023
г./2019 г., %
|
Численность
детей в возрасте до 3 лет в государственных и муниципальных образовательных
организациях, чел.
|
23189
|
24346
|
26721
|
28569
|
30200
|
130,23
|
Численность
детей в возрасте до 3 лет в частных образовательных организациях (ИП), чел.
|
3186
|
1653
|
1566
|
1414
|
1200
|
37,66
|
Охват
детей дошкольным образованием, %
|
26,9
|
27,6
|
29,7
|
31,3
|
35,0
|
130,11
|
Охват детей дошкольным образованием увеличился на 30,11%. Численность детей в возрасте от 3 до 7 лет и старше, получающих дошкольное образование в государственных, муниципальных ДОО сократилась на 13,62% (таблица 4).
Численность детей в возрасте от 3 до 7 лет в частных образовательных организациях (индивидуальных предпринимателей) сократилась на 40,75%.
Охват детей дошкольным образованием увеличился на 10,61%.
Таблица 4 – Численность детей в возрасте от 3 до 7 лет и старше, получающих дошкольное образование [18]
Показатели
|
2019
г.
|
2020
г.
|
2021
г.
|
2022
г.
|
2023
г.
|
2023
г./2019 г., %
|
Численность
детей в возрасте от 3 до 7 лет в государственных и муниципальных образовательных
организациях, чел.
|
131
075
|
134
144
|
128
314
|
119
877
|
113
220
|
86,38
|
Численность детей в возрасте от 3 до 7 лет в
частных образовательных организациях (индивидуальных предпринимателей), чел.
|
3
038
|
2
485
|
2
236
|
2
159
|
1800
|
59,25
|
Охват
детей дошкольным образованием (%)
|
86,7
|
87,8
|
93,3
|
95,1
|
95,9
|
110,61
|
Следует отметить, что охват дошкольным образованием в 2023 г. в Пермском крае больше чем в ПФО или РФ в целом (рисунок 2).
Рисунок 2 – Охват дошкольным образованием в РФ, ПФО и Пермском крае, 2023 г., % [18]
Доступность дошкольного образования в Пермском крае (%) 2023 г. 100% для детей в возрасте до 3 лет, от 1,5 до 3 лет, от 3 до 7 лет (таблица 5).
Таблица 5 – Доступность дошкольного образования в РФ, ПФО и Пермском крае (%) 2023 г. [18]
Доступность дошкольного образования в
Пермском крае, 2023 г., %
| |||
Территория
|
Для
детей в возрасте до 3 лет
|
Для
детей в возрасте от 1,5 до 3 лет
|
Для
детей в возрасте от 3 лет до 7 лет
|
Российская
Федерация
|
99,9
|
99,58
|
99,79
|
ПФО
|
100
|
99,94
|
100
|
Пермский
край
|
100
|
100
|
100
|
Число организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования за анализируемый период сократилось на (рисунок 3).
Рисунок 3 – Динамика числа организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования в Пермском крае, 2019-2023 гг. [18]
Число организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования в Пермском крае к 2023 г. сократилось по сравнению с 2019 г. на 27%. Тем не менее, следует отметить положительную тенденцию в 2022-2023 гг. роста ОО на 1,5%.
В Пермском крае с 2019 г. реализуется национальный проект «Образование», в рамках которого реализуются региональные проекты, представленные на рисунке 4.
Рисунок 4 - Региональные проекты [18]
На реализацию вышеуказанных региональных проектов было запланировано 12638,2 млн. руб.
Региональный проект «современная школа» направлен на обеспечение возможности получения качественного общего образования в условиях, отвечающих современным требованиям, независимо от места проживания ребенка; профессиональное развитие и обучение на протяжении всей профессиональной деятельности педагогических работников. С начала реализации проекта в крае построено 25 школ более чем на 15,7 тыс. мест. С 2020 года открыто 63 Центра образования естественнонаучной и технологической направленностей «Точка роста» на базе школ, расположенных в сельской местности и малых городах. С использованием инфраструктуры центров в настоящее время обучаются и занимаются дополнительным образованием 44 тыс. школьников. За время реализации регионального проекта открыто 3 школьных технопарка «Кванториум» (в г. Чусовой в 2021 году, в г. Березники в 2022 году, в г. Чайковский в 2023 году), в которых ежегодно обучается более 2 тыс. детей. В 2024 году планируется открытие еще двух технопарков. Для всестороннего развития и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционных школах обновляется материально-техническая база. Для привлечения учителей в школы сельских населенных пунктов, поселков, небольших городов края предоставляется единовременная выплата в размере 1 млн ₽. Повышение квалификации по дополнительным профессиональным программам, реализуемым Центром непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, ежегодно проходят более 5,2 тыс. педагогов.
Региональный проект «цифровая образовательная среда» направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования. С начала реализации проекта открыт центр цифрового образования детей «IT-куб» в г. Пермь и 5 центров на базе образовательных организаций гг. Березники, Губаха, Добрянка, Чайковский и Бардымского муниципального округа в 2023 году. В 2024 году планируется открытие еще одного центра. Образовательные учреждения оснащаются новым компьютерным, мультимедийным и презентационным оборудованием.
Региональный проект «успех каждого ребенка» направлен на создание условий для занятий физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях; работу с одаренными детьми, имеющими успехи в области искусств, спорта, естественнонаучных дисциплин, в техническом творчестве. Создаются условия для занятий физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях: проводится ремонт и обновление спортивных залов школ, замена устаревшего спортивного инвентаря. Более 2 тыс. детей из отдаленных территорий Пермского края могут ежегодно принимать участие в работе 2 мобильных технопарков «Кванториум». Более 1,5 тыс. детей ежегодно принимают участие в мероприятиях Дома научной коллаборации им. А. А. Фридмана при ПГГПУ, а более 400 школьников проходят обучение по программам дополнительного образования «Детский университет» и «Малая академия». Более 5 тыс. учащихся 5-11 классов ежегодно занимаются в специализированном центре по работе с одаренными детьми «Академия первых» по направлениям «Наука», «Искусство», «Спорт». Ежегодно в мероприятиях, направленных на раннюю профессиональную ориентацию (в том числе с учетом открытых уроков «Проектория» и проекта «Билет в будущее») принимают участие более 100 тыс. школьников.
Региональный проект «патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» направлен на гражданское и патриотическое воспитание детей и молодежи, проведение воспитательной работы в образовательных организациях, а также проведение мероприятий патриотической направленности. В мероприятиях патриотической направленности ежегодно принимают участие более 120 тыс. человек, а в мероприятиях по развитию системы межпоколенческого взаимодействия и обеспечения преемственности поколений — более 11 тыс. человек. С 2022 года в 274 общеобразовательных организациях организована деятельность советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. До конца 2024 года будут оснащены государственными символами Российской Федерации (флаг, герб) 693 общеобразовательные организации края (100%), из них в 2023 году государственные символы получили 274 организации.
Региональный проект «развитие системы поддержки молодежи («молодежь России»)» направлен на развитие среды для реализации талантов молодежи, развитие молодежной инфраструктуры. В рамках реализации Программы комплексного развития молодежной политики в Пермском крае «Регион для молодых» открыт молодежный центр в г. Пермь. До конца 2023 года будут отремонтированы и открыты центры в Чусовском и Соликамском городских округах, мероприятиями уже охвачено 120 тыс. человек. В 2024 году в Пермском крае будет отремонтирован Многофункциональный молодежный центр в Чайковском городском округе.
Региональный проект «социальная активность» направлен на вовлечение граждан в добровольческую (волонтерскую) деятельность. В 2023 году Пермский край победил во Всероссийском конкурсе лучших региональных практик поддержки добровольчества (волонтерства) «Регион добрых дел». На территории края создано 17 центров общественного развития «Добро.Центр». На базе регионального клуба #МыВместе в 2023 году:
Гуманитарным центром Прикамья отправлено 1 366 тонн (385 конвоев) гуманитарной помощи; привлечено 1 799 волонтеров;
• общественная инициатива «Шьем для наших» объединила более 3 тыс. волонтеров;
• 32 человека приняли участие в выездных Гуманитарных миссиях #МЫВМЕСТЕ для помощи мирным жителям и социально значимым организациям ДНР, ЛНР, Херсонской области, Запорожской области.
Проводятся добровольческие акции:
• Всероссийская акция «Вода России» (приняло участие 4 832 волонтера);
• международная акция «Сад памяти» (1 671 волонтер);
• вовлечение в голосование за объекты благоустройства в рамках проекта «Формирование комфортной городской среды» (1 300 волонтеров);
• XXXI Всероссийский фестиваль «Российская студенческая весна» (550 волонтеров);
• проведение мероприятий «Пермь-300» (550 волонтеров);
• оказание волонтерской помощи в пункте отбора на службу по контракту Пермского края (550 волонтеров);
• молодежная патриотическая акция «Десант Прикамья» (более 360 студентов);
• интерактивная выставка «Поезд Победы» (150 волонтеров).
Вовлечено в добровольческую (волонтерскую) деятельность по различным направлениям 424,7 тыс. чел.
По итогам регионального проекта «Образование» в 2022 году было выделено 2 477,83 млн руб. на строительство и ремонт образовательных учреждений. Были созданы 14 центров образования, на которые выделили 21,96 млн руб. Открылся школьный технопарк «Кванториум» в г. Березниках, в котором 500 обучающихся прошли обучение и 2500 обучающихся освоили дополнительные программы. Также были отремонтированы спортзалы в 4 школах, финансирование составило 8 млн руб., в том числе из федерального бюджета 7,5 млн руб., а из муниципального – 0,13 млн руб. [18]
На основании проведенного анализа установлено, что основными экономическими и организационными проблемами в сфере образования и в реализации национального проекта «образование» в Пермском крае являются (рисунок 5).
Рисунок 5 – Основные экономические и организационные проблемы в сфере образования в Пермском крае (авторские исследования)
Не соответствующие новым трендам «устаревшие» школы изживают себя, хотя инерции их угасания еще достаточно. При этом государственные школы не поспевают за ростом количества учеников. В этом году только и шуток было, что о первых «э» и «я» классах. Спрос намного превышает предложение, и количественно, и качественно. А в отдаленных территориях края пустуют здания школ, и вместо 200 учеников учатся 10.
В настоящее время в крае осуществляется масштабное строительство школ, однако, в связи с демографической ситуацией в столице края и больших его городах имеются школы, в которых доля обучающихся во вторую смену составляет 30% и более. А например, в селе Сива более 50% учащихся обучаются во вторую смену. При этом, это единственная школа на весь населенный пункт, разгрузить школу, перераспределив по другим школам, невозможно. В Сивинскую школу приезжают дети еще из семи деревень. Принято решение о строительстве нового корпуса на 300 мест.
В городе Перми наиболее переполнены такие школы, как гимназия № 17, гимназия № 5, школа № 9 (физико-математическая). Есть проблемы и в других городах Пермского края: Чайковский, Верещагино, Соликамск, Кунгур, Краснокамск. Острая потребность в школьных мест в Пермском районе.
Тем не менее, в крае школы подвергаются оптимизации, по данным министерства образования, в исключительных случаях и обычно это по причине отсутствия условий для предоставления образовательных услуг. В случае небезопасности состояния имущественных комплексов некоторых учреждений по причине износа, принимается решение по переводу ребят в другую школу.
В ряде школ отмечается острая нехватка педагогических кадров, в результате низкое качество подготовки выпускников, низкая мотивация учащихся в обучении, отсутствие профильного обучения.
В Пермском крае наблюдается недостаток кадров в сфере образования. На одну вакансию учителя в Пермском крае приходится менее четырех резюме, что свидетельствует о нехватке кадров в этой сфере. По специальности "Учитель, преподаватель, педагог" в регионе открыто 283 вакансии. Среди них встречаются предложения от общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, а также от различных онлайн-школ. По данным сервиса рекрутинга, средняя предлагаемая зарплата в Прикамье в профессиональной сфере «Наука, образование» сократилась на 18,7 % – до 29,1 тыс. рублей в 2023 году. Год назад средняя предлагаемая зарплата в регионе составляла 35,8 тыс. рублей.
По планам министерства образования и науки Пермского края по итогам 2023 года средняя зарплата школьного учителя должна была составить 51,6 тысячи рублей в месяц. В то время как размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников в Пермском крае за январь – сентябрь составил 57,6 тысячи рублей. По цифрам Пермьстата, средняя заработная плата педагогических работников образовательных организаций общего образования государственной и муниципальной форм собственности по Пермскому краю за январь – сентябрь 2023 года составляет 48,7 тысячи рублей (рисунок 6).
Рисунок 6 – Динамика зарплат в сфере образования Пермского края. 2019-2023 гг., руб. [18]
Рост реальных зарплат за анализируемый период составил 61%, однако реальные зарплаты ежегодно сокращались от 2% до 5%. К тому же, средняя зарплата по краю на 28% больше, чем у работников сферы образования.
По данным Пермьстата, в регионе с 2017 по 2023 год численность обучающихся в возрасте от 5 до 19 лет увеличилась с 438,7 тысячи до 491,3 тысячи человек – рост составил 11,98%. При этом численность занятых в сфере образования с 2017 года уменьшилась с 90,7 тысячи до 82,4 тысячи человек – на 9,15%. Очевидно, что с увеличением числа учащихся и сокращением числа учителей нагрузка на педагогов многократно возросла. Однако это не сказалось на увеличении заработной платы.
По информации из обращений педагогов на прямую линию президента, учителя вынуждены брать по 1,8-3 ставки, вести дополнительные курсы, заниматься репетиторством, чтобы обеспечить приемлемый уровень жизни.
По отчётам министерства образования Пермского края, средняя нагрузка на учителя в общеобразовательных организациях Пермского края составляет 1,43 ставки, в дошкольном образовании – 1.1 ставки, в дополнительном – 1,35 ставки (рисунок 7).
Рисунок 7 – Средняя ставка на 1 педагогического работника в Пермском крае, 2023 г. [18]
Количество вакантных ставок в учреждениях образования на конец 2023 года, по данным краевого Минобра, превышает 2 тысячи. В реальности дефицит кадров намного больше. Самая острая нехватка кадров – в крупнейших городах края: Перми, Березниках и Соликамске. Наиболее остро в школах стоит проблема нехватки учителей математики, физики, иностранных языков, начальных классов. Молодые педагоги, к сожалению, не всегда остаются в профессии.
Заключение. Итак, основными экономическими и организационными проблемами в региональной сфере образования являются: несоответствие спроса и предложения по количеству школ и учеников в разных территориях (в отдаленных территориях школы пустуют, а в крупных городах есть по 10 и более первых классов); высокая доля учащихся во 2 смену (30%); недостаток педагогических кадров; размер средней зарплаты учителя ниже среднерегиональной на 23%; средняя зарплата учителя 44,7 тысячи рублей в месяц на 1,4 ставки; рост численности учащихся на 11,98% на фоне сокращения учителей на 9,15%; большое число вакантных ставок в крае 2 тыс.; высокая доля учителей старше 50 лет – 43%, а доля учителей от 25 до 29 лет всего 7%.
Следует отметить, что образование является одной из важнейших сфер социальной жизни, от функционирования которой зависит интеллектуальное, культурное, нравственное состояние общества. Конечный результат сводится к образованности индивида, т.е. его новому качеству, выраженному в совокупности приобретенных знаний, умений и навыков. Образование также является важным компонентом уровня жизни населения. Оно обеспечивает доступ к знаниям и навыкам, необходимым для успешной карьеры и личностного развития. Кроме того, образование может способствовать улучшению экономического благосостояния, поскольку оно может повысить уровень квалификации работников и их возможности на рынке труда.
В современных условиях, чтобы оставаться актуальной, сфера образования должна становиться более технологичной и персонализированной, а образовательные учреждения должны уделять особое внимание социальным и эмоциональным навыкам обучающихся.
Среди наиболее перспективных направлений развития сферы образования акцент должен быть на компетентностном подходе в обучении, на формировании у обучающихся широкого спектра компетенций: критического и творческого мышления, коммуникационных навыков, и др., что позволит обучающимся в будущем быть успешными в современном мире и готовыми к изменениям.
Дальнейшее развитие цифровых технологий в современном образовании способствуют персонализации образовательных процессов, развитию критического мышления и творческих навыков. Применение генеративного искусственного интеллекта будет способствовать возможности предложения обучающимся уникальных сценариев или задач, требующих оригинального подхода и проблемного решения, что развивает самостоятельное мышление и стимулирует интеллектуальное развитие обучающихся.
Перспективным остается и развитие инклюзивного образования, основанного на принципе предоставления равных возможностей каждому обучающемуся для получения качественного образования, в независимости от особенностей развития. Дальнейшее развитие инклюзии предполагает подготовку педагогических кадров к работе с обучающимися с ограниченными возможностями и формирование для них доступности физической среды.
В целом, перспективными тенденциями развития сферы образования Пермского края должны быть направлены на стремление к созданию более целостной, современной и инклюзивной образовательной системы. Упор должен быть сделан на укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей, развитие патриотизма и гражданственности, а также усиление акцента на практические навыки и безопасность жизнедеятельности во всех сферах.
Страница обновлена: 02.12.2024 в 12:58:35