Historical aspects of salary structure
Dozortsev O.E.1, Skovpen V.A.1
1 Всероссийский научно-исследовательский институт труда
Download PDF | Downloads: 16
Journal paper
Russian Journal of Labour Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 11, Number 12 (december 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=79717995
Abstract:
The article provides a brief analysis of changes in the conceptual apparatus used in the organization of wages in the form of compensatory and incentive payments, as well as a comparative analysis of a number of individual payments characteristic of the remuneration of doctors for the period from 1918 to the present. The analysis made it possible to identify the causal relationships of establishing a number of currently existing compensatory and incentive payments used in the salary structure of doctors, which should be paid attention to when improving approaches to its establishment. In modern conditions, a significant role in the regulation of remuneration of employees of state and municipal institutions is assigned to regulatory legal acts at the regional level, which often causes unjustified differentiation of wages of employees performing work comparable in terms of complexity, conditions and other factors. In addition, in some regions, due to their low amounts, compensatory and incentive payments do not fulfill their assigned role, which is to compensate for work in special working conditions, to encourage medical personnel to improve their skills, etc. Currently, new wage systems for public sector employees are being developed. The results of this study can be taken into account in their implementation, including by federal and regional executive authorities, as well as heads of state and municipal institutions.
Keywords: salary, doctor, supplement, allowance, compensation payment, incentive payment
JEL-classification: J30, J31, J39
Введение
Организация заработной платы является неотъемлемой и важной составляющей организации труда. Учитывая социальную значимость оплаты труда работников в контексте жизнедеятельности государства, основные требования по установлению заработной платы берет на себя государство, в части определения и соблюдения гарантий для граждан страны. При этом эволюция подходов по организации заработной платы происходила на протяжении всей истории в зависимости от экономико-политической ситуации в стране и будет в дальнейшем меняться, учитывая сложившиеся реалии.
Современные подходы организации заработной платы тесно связаны с подходами, формировавшимися в СССР, где основы организации оплаты труда работников в Советской России были заложены еще в Кодексе законов о труде РСФСР (далее – КЗоТ РСФСР 1918 г.), и в дальнейшем развивались в значительном числе нормативных документов, регулирующих вопросы оплаты труда работников государственных учреждений, в т.ч. в сфере здравоохранения. К этому же году, когда был учрежден Народный комиссариат здравоохранения во главе с Н.А. Семашко [1], относится создание государственной системы здравоохранения [1, с. 10].
Цель исследования – выявление причинно-следственных связей установления отдельных компенсационных и стимулирующих выплат, применяемых в заработной плате врачей в современный период, посредством исследования эволюции данных элементов заработной платы за период с 1918 г. по настоящее время на примере отдельных нормативных документов.
Изучение причинно-следственных связей в организации заработной платы позволяет получить представление о процессе формирования и экономической сущности элементов заработной платы, оценить их актуальность, целесообразность их применения тогда и сейчас, на основании чего следует совершенствовать организацию заработной платы в целом.
При проведении исследования применялись диалектический метод познания, методы исторического исследования, сравнительного анализа и контент-анализа нормативных правовых актов и научной литературы.
Терминология компенсационных и стимулирующих выплат
Современное трудовое законодательство и наука «экономика труда» оперируют терминами, которые определяют структуру заработной платы: «тарифные ставки, должностные оклады», «компенсационные выплаты» (выплаты компенсационного характера) и «стимулирующие выплаты» (выплаты стимулирующего характера) (рис. 1).
Тарифные
ставки, должностные оклады
|
|
отражают тарифообразующие факторы:
- сложность труда - квалификация работника |
|
|
|
Компенсационные выплаты
|
|
- компенсируют работникам труд в
особых условиях, отклоняющихся от нормальных
- не носят индивидуализированного характера и при прочих равных условиях должны выплачиваться работникам на одинаковых условиях и в одинаковом размере |
|
| |
примеры:
|
- за работу в ночное время
- за сверхурочную работу | |
|
|
|
Стимулирующие выплаты
|
|
- поощряют работника за определенные
заслуги и достигнутые результаты, выполнение установленных показателей
эффективности труда
- предполагает вариацию выплат в каждом конкретном случае персонально для отдельного работника с учетом выполненного им объема работы, гарантирующего получение такой выплаты |
|
| |
примеры:
|
- надбавки за присвоение почетного
звания, ученой степени, за выслугу лет
- премии по итогам работы за месяц, квартал, год |
Источник: составлено авторами по [2, 3].
При этом для работников в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждений установлены на законодательном уровне перечни выплат компенсационного и стимулирующего характера, установленные соответственно приказами Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. № 822 и № 818 (а для работников государственных и муниципальных учреждений субъектов Российской Федерации – установленные региональными нормативными правовыми актами), дополнительно раскрытые в п. 11 Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 26 апреля 2013 г. № 167н «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта».
Несмотря на наличие вышеуказанных перечней выплат компенсационного и стимулирующего характера, по отнесению тех или иных выплат к данным двум категориям имеются разные мнения ученых и практиков. Например, это касается выплаты за работу в сельской местности.
Вместе с этим, в теории и практике советского периода, как показывает проведенный анализ, не предусматривалось деление выплат в зависимости от их экономической сущности на компенсационные и стимулирующие, а имелась собственная терминология. Так, для периода 1920-1940-х гг. был характерен термин «прибавка» [2], применявшийся как для компенсационных, так и стимулирующих (в современной терминологии) выплат (например, за особые условия труда для работников отдельных типов медицинских учреждений, для работающих в сельской местности).
Сложившаяся в более поздний период терминология во многом сохранилась до нынешнего времени (рис. 2). Однако имеются и некоторые отличия. [3]
Тарифные ставки, должностные оклады
|
|
отражают тарифообразующие факторы:
- сложность труда - квалификация работника - условия труда - народнохозяйственное значение отрасли |
|
|
|
Доплаты
|
|
компенсируют дополнительные затраты
труда работников, произведенные ими по указанию администрации предприятия или
учреждения или вызванные временным ухудшением условий производства работы по
сравнению с условиями, принятыми во внимание при установлении тарифов
|
|
| |
примеры:
|
- за работу в сверхурочное время
| |
|
|
|
Надбавки
|
|
- имеют строго целевое назначение
- устанавливаются для привлечения к работе в определенных местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, для поощрения быстрейшего роста квалификации некоторых работников и в ряде других случаев |
|
| |
примеры:
|
- процентные надбавки за стаж работы в
районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
- надбавки за присвоение почетного звания, ученой степени, за выслугу лет | |
|
|
|
Премии
|
|
- поощрение работника достигнутые
результаты с учетом выполнения плановых показателей
- работник может быть лишен премии за нарушение правил производства работы, производственные упущения и т.д. |
|
| |
примеры:
|
- за выполнение и перевыполнение
установленных плановых заданий
- за рационализаторские предложения |
Источник: составлено авторами по [5, с. 175-176].
Более подробно отдельные элементы заработной платы в Советской России и СССР будут рассмотрены ниже, при этом применяется действующий порядок выделения среди элементов заработной платы компенсационных и стимулирующих выплат в целях сопоставимости с современным периодом.
Компенсационные выплаты
В КЗоТ РСФСР 1918 г. единственным допускающимся элементом надтарифных выплат было вознаграждение за сверхурочные работы (при этом ограничивался не минимальный, как в настоящее время, а максимальный размер) с установлением ограничения их применения как по кругу лиц, так и по времени выполнения (статьи 93-102 КЗоТ РСФСР 1918 г.). Так, статья 64 предусматривала: «Размер устанавливаемого за сверхурочные работы вознаграждения не может быть выше полуторного размера нормального вознаграждения», а статья 65: «Кроме вознаграждения за сверхурочные работы в той же или иной отрасли труда не допускается никакое дополнительное (сверх норм, установленных для данной группы и категории) вознаграждение трудящихся, под каким бы предлогом и в какой бы форме оно ни производилось и не зависимо от того, производится ли выдача его в одном и том же или в разных местах применения труда». [6] Дальнейшее изменение подходов к оплате сверхурочной работы представлено в таблице 1. Как видно из приведенных в ней данных, размеры оплаты сверхурочной работы, предусмотренные в настоящее время, были установлены еще КЗоТ РСФСР 1922 г. [7]
Таблица 1 – Оплата сверхурочной работы в документах РСФСР и РФ
1918 г.
|
1919 г.
|
1920 г.
|
1922 г.
| |
Декрет СНК РСФСР от 27 июня 1918 г. (п.
6 Главы IV)
|
КЗоТ РСФСР от 10 декабря 1918 г. (ст.
64)
|
Постановление ВЦИК от 21 февраля 1919
г.
|
Декрет СНК РСФСР от 17 июня 1920 г.
|
КЗоТ РСФСР от 9 ноября 1922 г.
|
днем в будни – в 1-ом размере;
ночное время и праздники – в 2-м (для служащих, получающих не свыше 550 руб.) |
≤ 1,5 размера вознаграждения
|
1,5
|
1,5 нормальной часовой тарифной платы
|
≥ 1,5 нормального вознаграждения за
первые два часа;
≥ 2 в последующие часы |
|
|
|
|
|
1971 г.
|
1992 г.
|
2001 г.
|
2024 г.
| |
КЗоТ РСФСР от 9 декабря 1971 г.
|
КЗоТ РФ от 25 сентября 1992 г.
|
ТК РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (первоначальная
редакция)
|
ТК РФ в ред. от 8 августа 2024 г. №
268-ФЗ
(действующая редакция) | |
повременная оплата:
1,5 за первые два часа; 2 в последующие часы |
сдельная оплата:
доплата 50% - за первые два часа; 100% - за последующие часы |
≥ 1,5 за первые два часа;
≥ 2 в последующие часы |
Следует обратить внимание на базу для начисления оплаты за сверхурочную работу, в качестве которой в зависимости от документа выступал либо общий размер вознаграждения, либо только тарифная ставка, либо данный вопрос в документе не был оговорен (таблица 1). В настоящее время Федеральным законом от 22 апреля 2024 г. № 91-ФЗ, внесшим изменения в статью 152 ТК РФ, предусмотрено, что применяется размер заработной платы, установленный «в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включая компенсационные и стимулирующие выплаты». При этом, если в КЗоТ РСФСР 1971 г. [8] и КЗоТ РФ 1992 г. [9] замена сверхурочного времени временем отдыха не допускалась, то в ТК РФ подобная возможность присутствует [2].
Еще в 1920-е и 1930-е гг. в СССР медицинским работникам, оказывающим отдельные виды медицинской помощи, осуществляемые в психиатрических, противочумных, лепрозорных и т.п. учреждениях, устанавливались прибавки за стаж работы в этих учреждениях, а в дальнейшем надбавки за стаж работы и повышения окладов за опасные для здоровья и особые условия труда (примеры которых приведены в таблице 2).
Таблица 2 – Выплаты врачам за работу в опасных для здоровья и особых условиях труда (в % к должностному окладу)
Документ
|
Психиатрические учреждения
|
Противочумные учреждения
|
Лепрозные (противолепрозные)
учреждения
|
Противотуберкулезные учреждения
|
Учреждения по борьбе с особо опасными
инфекциями
|
Постановления
ВЦИК и СНК РСФСР: от 18 июня 1928 г. (психиатрические учреждения), от 20
августа 1928 г. (противочумные учреждения), от 30 августа 1930 г. (лепрозные
учреждения)
|
20%
за каждые три полных года непрерывной службы в психиатрических учреждениях, количество
прибавок – не более трех
|
30%
оклада за каждые три полных года непрерывной службы в противочумных
учреждениях, количество прибавок – не более трех
|
30%
оклада – для работников, непосредственно соприкасающихся с больными проказой,
15% – для остальных работников за каждые три полных года непрерывной службы в лепрозорных учреждениях, количество прибавок – не более трех |
|
|
Постановление
СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) от 4 марта 1935 г.
|
15%,
для работников беспокойных отделений психиатрических больниц – 30%
|
|
30%
|
15%
|
15%
|
Постановление
ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 15 июля 1964 г. № 620 и принятый в его
развитие приказ Минздрава СССР от 9 сентября 1964 г. № 496:
- надбавка за стаж |
|
10%
за каждый год работы, но не более 40 - 100% в зависимости от условий работы
|
при
стаже работы от 3 до 5 лет – 15%;
при стаже работы от 5 до 10 лет – 25%; при стаже работы свыше 10 лет – 50% |
|
10%
за каждый год работы, но не более 40- 100% в зависимости от условий работы
|
- повышение окладов |
15%,
30% в зависимости от типа учреждения (структурного подразделения)
|
25%
|
30%
|
15%
|
15%
|
Постановление
Совета Министров СССР от 24 января 1968 г. № 46
|
25%
|
|
|
|
|
Постановление
ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 16 октября 1986 г. № 1240:
- надбавка за стаж |
|
|
от
40 до 80% в зависимости от условий работы и продолжительности работы в этих
учреждениях
|
|
от
40 до 80% в зависимости от условий работы и продолжительности работы в этих
учреждениях
|
-
повышение окладов
|
35%
|
35%
|
35%
|
22%
|
22%
|
Приказ
Минздрава РФ от 15 октября 1999 г. № 377:
- надбавка за стаж |
20%
за первые три года и 10% за последующие два года непрерывной работы, но не
выше 30%
|
10%
за каждый год работы (максимальный размер не может превышать 80%)
|
10%
за каждый год работы (максимальный размер не может превышать 80%)
|
20%
за первые три года и 10% за последующие два года непрерывной работы, но не
выше 30%
|
10%
за каждый год работы (максимальный размер не может превышать 60%)
|
-
повышение окладов
|
25%,
30%, 40% в зависимости от типа учреждения (структурного подразделения)
|
25%
|
30%
|
15%,
25% в зависимости от типа учреждения (структурного подразделения)
|
15%
|
Источник: составлено авторами по данным указанных нормативных документов.
Таблица 2 иллюстрирует, что наряду с прибавками за стаж работы по указанным основаниям выплачивались и прибавки к должностным окладам работников за работу в соответствующих должностях и учреждениях (в дальнейшем определяемые как повышения окладов). При этом прибавки за стаж работы начислялись к должностному окладу без учета прибавок за особые условия работы в должностях и учреждениях (разъяснение Наркомздрава СССР от 15.11.1945 г. № 29-64-7). Такой подход (установление работникам одновременно надбавок за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения и повышений окладов в связи с опасными для здоровья и особыми условиями труда) сохранился и позднее, например, в приказе Минздрава СССР от 9 сентября 1964 г. № 496, в приказе Минздрава РФ от 15 октября 1999 г. № 377.
Следует отметить, что приказ Минздрава СССР от 9 сентября 1964 г. № 496 содержал обширный перечень учреждений, подразделений и должностей «с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда», занимавшим которые работникам устанавливались повышения должностных окладов в размере 15%, 25%, 30%. Указанный перечень в дальнейшей расширялся за счет номенклатуры учреждений, подразделений и должностей и соответствующим им размеров повышений должностных окладов, которые в приказе Минздрава РФ от 15 октября 1999 г. № 377 составляли 15%, 25%, 30%, 40%, 60%, в частности, работникам учреждений и структурных подразделений для лечения больных СПИД, ВИЧ-инфицированных – в размере 60%.
В настоящее время данные компенсационные выплаты регулируются:
- за работу с вредными и (или) опасными условиями труда медицинским работникам, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи – статьей 15 Федерального закона от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»;
- медицинским работникам, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, и лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека – статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»;
- медицинским работникам, участвующим в оказании психиатрической помощи – статьей 22 Закона РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
При этом конкретные размеры выплат устанавливаются для работников федеральных учреждений в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, а региональных и муниципальных – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по результатам специальной оценки условий труда.
Как видно из вышеприведенных данных, рассмотренные компенсационные выплаты в современной России носят определенный характер преемственности советского опыта с учетом таких аспектов, как переход от плановой экономики (и ее трансформаций в течение советского периода) к рыночной, а также развития медицины (выработка эффективных методов лечения и преодоление одних заболеваний и появление других). Выявленная ситуация также характерна и для выплат стимулирующего характера. [4]
Стимулирующие выплаты
КЗоТ РСФСР 1918 г. не содержал положений, регламентирующих стимулирующие выплаты. Однако А. Лях указывает на «различные фонды натурального премирования работников в строго регулируемом законом порядке», вводимые в целях «повышения личной заинтересованности трудящихся в результатах их труда». [12]
Врачи в советский период могли получать стимулирующие выплаты за ученую степень, почетное звание, квалификационную категорию (примеры приведены в таблицах 3 и 4).
Таблица 3 – Стимулирующие выплаты врачам за наличие ученой степени и почетного звания
Документ
|
Ученая степень кандидата медицинских
наук
|
Ученая степень доктора медицинских
наук
|
Почетное звание «Заслуженный врач»
|
Почетное звание «Народный врач»
|
Постановление
СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 декабря 1942 г. №1974
|
100 руб.
|
200 руб.
|
-
|
-
|
Постановление
ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 15 июля 1964 г. № 620
|
10 руб.
|
20 руб.
|
10 руб.
|
-
|
Постановление
ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 16 октября 1986 г. № 1240
|
30 руб.
|
50 руб.
|
30 руб.
|
50 руб.
|
Приказ
Минздрава РФ от 15 октября 1999 г. № 377
|
повышение на 1 разряд ЕТС [5]
|
повышение на 2 разряда ЕТС
|
повышение на 1 разряд ЕТС
|
повышение на 2 разряда ЕТС
|
Таблица 4 – Стимулирующие выплаты врачам за наличие квалификационной категории
Документ
|
Квалификационная категория
| ||
вторая
|
первая
|
высшая
| |
Постановление
ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 15 июля 1964 г. № 620
|
-
|
15 руб.
|
30 руб.
|
Постановление
ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 24 декабря 1976 г. № 1057
|
-
|
30 руб.*
|
50 руб.*
|
Постановление
ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 16 октября 1986 г. № 1240
|
15 руб.
|
30 руб.
|
50 руб.
|
25 руб.*
|
50 руб.*
|
75 руб.*
| |
Постановление
Совета Министров РСФСР от 23 февраля 1991 г. № 116
|
30 руб.
|
50 руб.
|
75 руб.
|
50 руб.*
|
75 руб.*
|
100 руб.*
|
Источник: составлено авторами по данным указанных нормативных документов.
В период действия ЕТС присвоение квалификационной категории учитывалось при установлении врачу разряда оплаты труда (см., например, Приказ Минздрава РФ от 15 октября 1999 г. № 377).
Уделялось в СССР внимание развитию здравоохранения на селе и улучшению материально-бытового положения врачей, работающих в данной местности. Например:
- Декретом СНК РСФСР от 2 декабря 1925 г. для участковых врачей в сельской местности были установлены периодические прибавки в размере 20% оклада за каждые три года участковой работы, а Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 января 1930 г. – аналогичные прибавки санитарным врачам, постоянно обслуживающим сельское население;
- Постановлением СНК РСФСР от 15 июня 1928 г. судебно-медицинским экспертам, обслуживающие сельское население, были установлены периодические прибавки за стаж непрерывной работы в размере 20% к окладу.
Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 декабря 1942 г. №1974 для сельских участковых врачей были установлены доплаты:
- за заведование сельской участковой амбулаторией – в размере 100 рублей в месяц;
- за заведование сельской участковой больницей – в размере 150 рублей в месяц.
Постановление Совета Министров РСФСР от 23 февраля 1991 г. № 116 предусматривало повышение должностных окладов специалистов, работающих в сельской местности, на 25%. Аналогичный размер был установлен в Приказе Минздрава РФ от 15 октября 1999 г. № 377.
В целом в первые десятилетия СССР перечень стимулирующих выплат работникам был крайне ограничен, но в 1970-1980-е гг. появилась практика его расширения за счет надбавок за качество работы, напряженность, сложность труда и т.п. Так, Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 16 октября 1986 г. № 1240 допускало в целях стимулирования «добросовестного, высококвалифицированного труда» работников учреждений здравоохранения установление надбавки «за применение в работе достижений медицинской науки и передовых методов труда, сложность, напряженность и высокое качество работы» в размере до 30% должностного оклада. Источником выплаты данных надбавок была экономия фонда заработной платы. Надбавки устанавливались на определенный период и при ухудшении показателей работы могли быть уменьшены или полностью отменены. Аналогичные выплаты применяются и в настоящее время.
Что касается стажа работы, длительное время по данному фактору дифференцировались размеры должностных окладов врачей, а соответствующая стимулирующая выплата не применялась. Но позднее указанная выплата была введена для всех работников здравоохранения в практику, например, в приказе Минздрава РФ от 15 октября 1999 г. № 377. В настоящее время целесообразность применения данной выплаты в научном сообществе является дискуссионной. [13, с. 95]
В современный период подходы к регламентации стимулирующих выплат не регулируются трудовым законодательством на федеральном уровне, а право устанавливать системы оплаты труда работников государственных и муниципальных подведомственных учреждений, в т.ч. системы стимулирования, предоставлено федеральным и региональным органам исполнительной власти или делегировано даже на уровне организаций. Однако, внесенные изменения в статью 144 ТК РФ [6] подразумевают участие Правительства Российской Федерации в разработке требований к отраслевым системам оплаты труда указанных работников, в частности, и в части перечней и условий назначения стимулирующих выплат.
Анализ соотношения отдельных компенсационных и стимулирующих выплат со средней заработной платой врачей
Рассмотрим на примере данных 1975 г. о заработной плате врачей долю отдельных доплат и надбавок (таблица 5). Установление в значительном соотношении с должностным окладом либо в абсолютном размере позволяло данным элементам заработной платы действительно выполнять свою роль, обусловленную характером данных выплат, в частности, компенсировать работу в особых условиях труда, стимулировать работников к повышению своей квалификации и др.
Таблица 5 – Размеры отдельных элементов заработной платы в процентах к средней заработной плате врачей в 1975 г. [7]
Средняя заработная плата
|
Должностной оклад
|
Компенсационные выплаты
| ||||||
за участие в оказании
противотуберкулезной помощи
|
за участие в оказании
психиатрической помощи
| |||||||
руб.
|
руб.
|
% к средней заработной
плате
|
размер выплаты, %
|
руб.
|
% к средней заработной
плате
|
размер выплаты, %
|
руб.
|
% к средней заработной
плате
|
193,5
|
110,0
|
57%
|
15%
|
16,5
|
8,5%
|
30%
|
33,0
|
17,1%
|
Стимулирующие выплаты
| ||||||||
размер выплаты, %
|
руб.
|
% к средней заработной
плате
|
размер выплаты, %
|
руб.
|
% к средней заработной
плате
|
размер выплаты, %
|
руб.
|
% к средней заработной плате
|
за работу в сельской
местности
|
за наличие первой
квалификационной категории
|
за наличие почетного
звания
| ||||||
25%
|
27,5
|
14,2%
|
14%*
|
15
|
7,8%
|
9%*
|
10
|
5,2%
|
за наличие ученой степени
кандидата медицинских наук
|
за стаж непрерывной работы в
учреждениях по борьбе с особо опасными инфекциями
|
|
|
| ||||
9%*
|
10
|
5,2%
|
10%
|
11,0
|
5,7%
|
|
|
|
Источник: составлено авторами по данным Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 13 июля 1972 № 522 «О повышении ставок и должностных окладов врачей, учителей и воспитателей детских дошкольных учреждений», Приказа Минздрава СССР от 9 сентября 1964 № 496 «Об утверждении Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников здравоохранения и социального обеспечения в соответствии с Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15 июля 1964 г. № 620 "О повышении заработной платы работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население"», а также [14, с. 110].
Как отмечают ученые, нижний предел («порог») ощущения работником увеличения заработной платы работников составляет 10%. [15, с. 445] Ряд элементов заработной платы в рассмотренном случае соответствовал этому критерию, некоторые несколько его не достигали, но во всех рассмотренных случаях их соотношение со средней заработной платой не опускалось менее 5% (следует иметь в виду, что в данном случае сопоставление осуществляется со средней заработной платой врачей по СССР в целом, а не конкретного работника, поэтому данный пример имеет условный характер).
В период применения Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы (на примере 2000 г.) низкий размер должностного оклада (менее 30% к средней заработной плате) привел и к снижению удельного веса компенсационных и стимулирующих выплат, устанавливаемых в процентах к должностному окладу, размер которых в ряде случаев был менее 5% и во всех случаях – менее 10%, что не позволяло выполнять элементам заработной платы ту роль, которая им предназначена их характером (таблица 6).
Таблица 6 – Размеры отдельных элементов заработной платы в процентах к средней заработной плате врачей в 2000 г. [8]
Средняя заработная плата
|
Должностной оклад
|
Компенсационные выплаты
| ||||||
за участие в оказании
противотуберкулезной помощи
|
за участие в оказании
психиатрической помощи
| |||||||
руб.
|
руб.
|
% к средней заработной
плате
|
размер выплаты, %
|
руб.
|
% к средней заработной
плате
|
размер выплаты, %
|
руб.
|
% к средней заработной
плате
|
2042,0
|
595,3
|
29,2%
|
15%
|
89,3
|
4,4%
|
25%
|
148,8
|
7,3%
|
Стимулирующие выплаты
| ||||||||
размер выплаты, %
|
руб.
|
% к средней заработной
плате
|
размер выплаты, %
|
руб.
|
% к средней заработной
плате
|
размер выплаты, %
|
руб.
|
% к средней заработной
плате
|
за работу в сельской
местности
|
за наличие первой
квалификационной категории
|
за наличие почетного
звания
| ||||||
25%
|
148,8
|
7,3%
|
28%**
|
164,9
|
8,1%
|
13%**
|
77,9
|
3,8%
|
за наличие ученой степени
кандидата медицинских наук
|
за стаж непрерывной работы в
учреждениях по борьбе с особо опасными инфекциями
|
за стаж непрерывной работы
в учреждениях здравоохранения
| ||||||
13%**
|
77,9
|
3,8%
|
10%
|
59,5
|
2,9%
|
20%
|
119,1
|
5,8%
|
* – расчетное значение, выплата устанавливается в абсолютном размере.
** – Тарификация выше на один (два) разряда ЕТС.
Источник: составлено авторами по данным Приказа Минздрава РФ от 15 октября 1999 г. № 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения», а также [16, с. 446].
В настоящее время влияние на размер заработной платы компенсационных выплат, к примеру, призванных компенсировать врачам осуществление работы в особых условиях по оказанию противотуберкулезной помощи и психиатрической помощи, существенно различается по субъектам РФ, поскольку их величина определяется на уровне региона и зависит от размеров должностных окладов (таблица 7). Таким образом, врачи, предоставляющие, к примеру, аналогичную противотуберкулезную помощь в Ставропольском крае и Белгородской области, оказываются в неравных условиях с точки зрения оплаты за предоставление данной помощи (так, размер выплаты в абсолютном выражении отличается в 4,6 раза, по отношению к средней заработной плате в регионе – в 3,7 раза).
Таблица 7 – Размеры отдельных компенсационных и стимулирующих выплат в структуре заработной платы врачей в 2023 г. [9]
Субъект
Российской Федерации |
Средняя заработная плата,
руб.
|
Должностной оклад
|
Компенсационные выплаты
| |||
за участие в оказании
психиатрической помощи
| ||||||
руб.
|
% к средней заработной
плате
|
размер выплаты, %
|
руб.
|
% к средней заработной
плате
| ||
Ставропольский край
|
71398,5
|
15948,0
|
22,3%
|
25%
|
3987,0
|
5,6%
|
Белгородская область
|
87271,4
|
38500,0
|
44,1%
|
16%*
|
6000,0
|
6,9%
|
Брянская область
|
73668,4
|
8450,0
|
11,5%
|
40%
|
3380,0
|
4,6%
|
Республика Адыгея
|
77512,8
|
10306,0
|
13,3%
|
30%
|
3091,8
|
4,0%
|
Субъект
Российской Федерации |
Компенсационные выплаты
|
Стимулирующие выплаты
| ||||
за участие в оказании
противотуберкулезной помощи
|
за стаж непрерывной работы
в учреждениях здравоохранения
| |||||
размер выплаты, %
|
руб.
|
% к средней заработной
плате
|
размер выплаты, %
|
руб.
|
% к средней заработной
плате
| |
Ставропольский край
|
15%
|
2392,2
|
3,4%
|
5%
|
797,4
|
1,1%
|
Белгородская область
|
29%*
|
11000,0
|
12,6%
|
-
|
-
|
-
|
Брянская область
|
25%
|
2112,5
|
2,9%
|
-
|
-
|
-
|
Республика Адыгея
|
50%
|
5153,0
|
6,6%
|
5%
|
515,3
|
0,7%
|
Субъект
Российской Федерации |
Стимулирующие выплаты
| |||||
за работу в сельской
местности
|
за наличие первой
квалификационной категории
| |||||
Ставропольский край
|
25%
|
3987,0
|
5,6%
|
10%
|
1594,8
|
2,2%
|
Белгородская область
|
25%
|
9625,0
|
11,0%
|
18%*
|
7000
|
8,0%
|
Брянская область
|
25%
|
2112,5
|
2,9%
|
20%
|
1690,0
|
2,3%
|
Республика Адыгея
|
5%
|
515,3
|
0,7%
|
20%
|
2061,2
|
2,7%
|
Субъект
Российской Федерации |
за наличие почетного
звания
|
за наличие ученой степени кандидата
медицинских наук
| ||||
Ставропольский край
|
4%*
|
700
|
1,0%
|
8%*
|
1200
|
1,7%
|
Белгородская область
|
26%*
|
10000
|
11,5%
|
18%*
|
7000
|
8,0%
|
Брянская область
|
25%
|
2112,5
|
2,9%
|
10%
|
845,0
|
1,1%
|
Республика Адыгея
|
5%
|
515,3
|
0,7%
|
-
|
-
|
-
|
* – расчетное значение, выплата устанавливается в абсолютном размере
Источник: составлено авторами по данным Приказа Министерства здравоохранения Ставропольского края от 3 апреля 2015 г. № 01-05/200, Постановления Правительства Белгородской области от 9 января 2023 г. № 4-пп, Постановления Правительства Брянской области от 22 января 2016 г. № 34-п, Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 22 июня 2009 г. № 127, а также [17].
Аналогичная ситуация наблюдается в части стимулирующих выплат. Кроме того, при отношении стимулирующих выплат, к примеру, за наличие квалификационной категории, к средней заработной плате врачей, в размере менее 2-3% в Республике Адыгея, Брянской области и Ставропольском крае вряд ли можно говорить о том, что данные выплаты стимулируют работников к повышению своей квалификации. Указанная проблема и ранее отмечалась учеными. [18, с. 36-37]
Заключение
По результатам исследования можно констатировать, что в период Советской России и СССР были заложены основы подходов по государственному регулированию оплаты труда врачей, с учетом планового характера экономики. При этом, в отличие от текущей ситуации, наблюдалась высокая степени конкретизации порядка установления доплат и надбавок. Однако, при переходе к рыночной экономике, в кризисные периоды при формальном сохранении заложенных в них свойств, во многом соответствующих периоду СССР, они фактически перестали играть предназначенную им роль вследствие чрезвычайно низких размеров как в абсолютном выражении, так и по отношению к средней заработной плате. Сохраняются разночтения по вопросу характера выплат и соответственно по их отнесению к компенсационным либо стимулирующим.
Как показал проведенный анализ, в настоящее время ситуация во многом зависит от экономических возможностей региона и учреждения. Это приводит к существенной и не всегда экономически оправданной межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации [19-21], что делает актуальным работу по совершенствованию подходов к оплате труда работников бюджетной сферы. Первые разработки по данному направлению были осуществлены в 2019-2021 гг. [10] [22-24], а в текущий период в соответствии с подпунктом «н» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» проводится работа, результатом которой должны стать введенные с 2027 г. новые системы оплаты труда работников государственных и муниципальных организаций, в том числе медицинских.
[1] Декреты СНК РСФСР от 11 июля 1918 г. «Об учреждении Народного комиссариата здравоохранения» и от 18 июля 1918 г. «О Народном комиссариате здравоохранения (Положение)».
[2] См., например: [4, с. 73-82].
[3] Например, надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях включена в действующий перечень выплат компенсационного характера для федеральных бюджетных учреждений, а в СССР относилась к стимулирующим надбавкам; доплаты за работу в ночное время в СССР включались в должностные оклады служащих, а выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в терминологии советского периода – на тяжелых работах, на работах с вредными условиями труда) – в тарифные ставки рабочих и должностные оклады служащих.
[4] При этом выплаты как компенсационного, так и стимулирующего характера медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 [10], стимулирующие выплаты медицинским работникам за выявление в ходе диспансеризации населения онкологических заболеваний [11], специальные социальные выплаты медицинским работникам [3] и ряд других современных выплат остались вне настоящего исследования в связи с ограниченностью объема статьи и ее исторической направленностью.
[5] Единая тарифная сетка по оплате труда работников организаций бюджетной сферы.
[6] Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 362-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».
[7] Приведено минимальное значение выплат. За основу взят должностной оклад врача больниц, поликлиник и других лечебно-профилактических учреждений со стажем работы до 5 лет.
[8] Приведено минимальное значение выплат. За основу взят должностной оклад врача-специалиста 11 разряда.
[9] Приведено минимальное значение выплат. За основу взят должностной оклад врача-специалиста, относящегося к 2 квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы «Врачи и провизоры» (приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 6 августа 2007 г. № 526 «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников»).
[10] Постановление Правительства РФ от 1 июня 2021 г. № 847 «О реализации пилотного проекта в целях утверждения требований к системам оплаты труда медицинских работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения».
Проект Постановления Правительства Российской Федерации от 2021 г. – URL: https://storage.consultant.ru/ondb/attachments/202110/09/PROEKT_NSOT_MED_091021_GP7.pdf (дата обращения: 13.11.2024).
References:
Ekonomika truda / Pod red. prof. Yu.P. Kokina, prof. P.E. Shlendera [Labor economics] (2010). Moscow: Magistr. (in Russian).
Kommentariy k zakonodatelstvu o trude [Commentary on labor legislation] (1966). Moscow: Yuridicheskaya literatura. (in Russian).
Okhrana zdorovya v SSSR [Health protection in the USSR] (1990). Moscow: Finansy i statistika. (in Russian).
Trud i zanyatost v Rossii [Labor and employment in Russia] (2003). Moscow: Goskomstat Rossii. (in Russian).
Trudovoe zakonodatelstvo RSFSR. Kodifitsirovannyy sbornik na 1 noyabrya 1933 g [The labor legislation of the RSFSR. Codified collection on November 1, 1933] (1934). Moscow. (in Russian).
Cherepantseva Yu.S., Simaeva E.M. (2023). Kompensatsionnye i stimuliruyushchie vyplaty v sisteme zarabotnoy platy meditsinskikh rabotnikov: problemnye aspekty [Compensatory and incentive payments in the salary system of medical workers: problematic aspects]. Trudy Orenburgskogo instituta (filiala) Moskovskoy gosudarstvennoy yuridicheskoy akademii. (4). 101-108. (in Russian).
Chirikova A.E., Shishkin S.V. (2019). Effektivnyy kontrakt i motivatsiya: sposobny li reformy uluchshit rabotu rossiyskikh vrachey? [Effective contract and motivation: can reforms improve the work of russian doctors?]. Sociological Studies (Sotsiologicheskie Issledovaniia). (5). 36-44. (in Russian). doi: 10.31857/S013216250004952-0.
Dozortsev O.E., Safonov A.S. (2023). Osobennosti parametrov novoy sistemy oplaty truda meditsinskikh rabotnikov [Parameters of the new medical staff remuneration system]. Russian Journal of Labour Economics. 10 (9). 1435-1450. (in Russian). doi: 10.18334/et.10.9.119222.
Dozortsev O.E., Safonov A.S., Danilina M.V. (2022). Modelirovanie sistem oplaty truda v gosudarstvennyh i munitsipalnyh uchrezhdeniyakh zdravookhraneniya [Modelling of the wage systems in state and municipal institutions of healthcare]. Economics: Yesterday, Today and Tomorrow. 12 (7-1). 114-122. (in Russian). doi: 10.34670/AR.2022.38.43.013.
Dozortsev O.E., Skovpen V.A., Starokozheva V.P., Vartanyants T.A. (2020). Dolzhnostnye oklady meditsinskikh rabotnikov, v tom chisle v severnyh i vostochnyh subektakh Rossiyskoy Federatsii [Official salaries of medical workers, including in the northern and eastern regions of the Russian Federation] The North and the Arctic in a new paradigm of global development. Luzin Readings 2020. 47-48. (in Russian).
Kadyrov F.N. (2022). Nekotorye voprosy osushchestvleniya vyplat stimuliruyushchego kharaktera [Some issues of implementation of incentive payments]. Menedzher zdravookhraneniya. (1). 85-88. (in Russian). doi: 10.21045/1811-0185-2022-1-85-88.
Kadyrov F.N., Endovitskaya Yu.V., Panov A.V., Chililov A.M. (2020). Stimuliruyushchie vyplaty meditsinskim rabotnikam, zanyatym lecheniem koronavirusa [Incentive payments to coronavirus medical workers]. Menedzher zdravookhraneniya. (4). 72-79. (in Russian).
Kiselev I.Ya. (2001). Kodeks zakonov o trude RSFSR 1918 g [The Labor Code of the RSFSR of 1918] Moscow. (in Russian).
Kiselev I.Ya. (2001). Kodeks zakonov o trude RSFSR 1922 g [The Labor Code of the RSFSR of 1922] Moscow. (in Russian).
Kobyakova O.S., Kovyazina N.Z., Tulupova O.N., Starodubov V.I., Kadyrov F.N., Obukhova O.V., Endovitskaya Yu.V., Bazarova I.N., Chililov A.M. (2021). Pilotnyy proekt po podgotovke vnedreniya novoy sistemy oplaty truda v zdravookhranenii [Pilot project for the preparation of the introduction of a new system of remuneration in healthcare]. Menedzher zdravookhraneniya. (6). 71-79. (in Russian). doi: 10.21045/1811-0185-2021-6-71-79.
Lyakh A. (1927). Razvitie sovetskogo zakonodatelstva o trude za 10 let [The development of Soviet labor legislation in 10 years]. Voprosy truda. (10). 114-129. (in Russian).
Obukhova O.V., Bazarova I.N., Gavrilenko O.Yu. (2020). Podkhody k obosnovaniyu razmera dolzhnostnogo oklada meditsinskikh rabotnikov [Approaches to justifying the size of the official wages of medical workers]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 6: Ekonomika. (4). 132-145. (in Russian). doi: 10.38050/01300105202047.
Safonov A.L., Ragozin A.V., Glazunova S.A. (2022). Kadrovyy potentsial sistemy zdravookhraneniya RF: [Personnel potential of the healthcare system of the Russian Federation: issues of formation and development trends]. Sotsialno-trudovye issledovaniya. (4). 89-100. (in Russian). doi: 10.34022/2658-3712-2022-49-4-89-100.
Starodubov V.I., Kadyrov F.N., Obukhova O.V., Endovitskaya Yu.V., Chililov A.M. (2024). Klyuchevye izmeneniya v strukture zarabotnoy platy i poryadke osushchestvleniya spetsialnyh sotsialnyh vyplat [Key changes in the salary structure and the procedure for making special social payments]. Menedzher zdravookhraneniya. (4). 4-14. (in Russian). doi: 10.21045/1811-0185-2024-4-4-14.
Yakovleva T.V., Plutnitskiy A.N., Ogneva E.Yu., Karimova D.Yu., Averchenko R.R. (2022). Pervichnoe zveno zdravookhraneniya - istoriya, etapy, modernizatsiya [Primary health care - history, stages, modernization]. Klinicheskiy vestnik FMBTs im A.I. Burnazyana. (2). 10-16. (in Russian). doi: 10.12737/1024-6177-2022-2-10-160.
Страница обновлена: 30.04.2025 в 01:14:31