Новые инструменты инвестирования корпораций

Плясова С.В., Ивойлов С.А., Михеева Е.А.

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 11 (Ноябрь 2024)

Цитировать эту статью:



Введение: На протяжении уже долгих лет традиционные инвестиционные инструменты активно используются различными корпорациями, стремящимися увеличить своё благосостояние и диверсифицировать свои инвестиционные портфели. Однако с развитием технологий появились новые инвестиционные инструменты, которые предложили также и новые уникальные возможности для бизнеса, что сделало необходимость их рассмотрения и анализа потенциального применения малым, средним и крупным бизнесом особенно актуальными.

Литературный обзор демонстрирует, что существенный вклад в изучение данного вопроса уже был сделан такими авторами, как Лосева О.В. [12], Богомолов Е.В. [15], Морозов С.А. [27], Гладченко В.С. [28], Магаммедов М. А. [14], Умаров Х.С. [16], Егорова Н.Е., Филиппов Д.И [26], Жокабине Н.Ф. [25], Абузов А.Е. [24], Рождественская Т.Э., Ситник А.А., Хоменко Е.Г., Лагкуева И.В. [23], Ермоленко В.В., Ланская Д.В. [22], Староверова О.В., Сергеев И.О., Сергеев Д.О., Немиш М.Д. [21], Баскакова Д.В. [20] Майфат А.В [17], Чернышов М.Ю. [19], Салманова И.П., Петросова В.А. [18]. Но несмотря на это, в силу относительно недавнего появления криптовалюты и цифровых финансовых активов, в научном сообществе существует очевидный пробел в области анализа возможностей применения данных инвестиционных инструментов малым, средним и крупным бизнесом с учетом отличительных черт самих субъектов и особенностей упомянутых финансовых технологий.

Именно поэтому целью данной работы является анализ доступных путей вложения и привлечения средств субъектами малого, среднего и крупного бизнеса посредством использования таких современных финансовых технологий, как криптовалюты и цифровые финансовые активы, а также формирование рекомендаций по тому, какому виду бизнеса какие конкретно новые инструменты инвестирования предпочтительнее использовать.

Научная новизна состоит в том, что в данной статье обосновываются преимущества, недостатки и возможности использования криптовалюты, а также цифровых финансовых активов в качестве новых инвестиционных инструментов для субъектов малого, среднего и крупного бизнеса.

Авторская гипотеза заключается в том, что рассматриваемые инвестиционные инструменты обладают рядом преимуществ перед альтернативными традиционными инструментами, однако также предположительно, что не все новые способы инвестирования подойдут любой группе бизнеса в силу своих имеющихся особенностей.

В качестве методологии выступают статистические и абстрактно-логические методы, сравнительный анализ, метод изучения информационных материалов, измерения и систематизации.

Основной текст.

Инвестиционные инструменты необходимы для развития корпораций, то есть бизнеса, под которым понимается деятельность в экономической сфере, которая направлена на стабильное получение прибыли [2]. Как правило бизнес ранжируют на три группы: малый, средний и крупный. Рассмотрим более подробно характеристики, преимущества и недостатки в таблице 1.

Таблица 1. Сравнительная характеристика: малый, средний и крупный бизнес. Составлено авторами. [8]

Характеристика
Малый бизнес
Средний бизнес
Крупный бизнес
Число сотрудников
<50
От 50 до 250
>250
Годовая выручка
<10 млн. евро
От 10 млн до 50 млн евро
>50 млн. евро
Преимущества
Гибкость, простота, управляемость
Баланс гибкости и ресурсов
Большие ресурсы, масштабируемость
Недостатки
Ограниченные ресурсы, зависимость от владельца
Сложности управления, необходимость инвестиций
Бюрократия, медленная адаптация
Классические
инструменты инвестирования, используемые бизнесом
Акции; облигации, банковские депозиты, производные финансовые инструменты, недвижимость, драгоценные металлы.
Примеры бизнеса
Небольшие магазины и кафе, а также сервисные компании
Производственные предприятия, сети магазинов
Международные корпорации, крупные холдинги
Таблица 2. Управленческие процессы: малый, крупный и средний бизнес. Составлено авторами [8].

Характеристика
Малый бизнес
Средний бизнес
Крупный бизнес
Принятие решений
Центральное (владелец)
Делегирование менеджерам
Делегирование на всех уровнях
Бюджетирование
Простое, краткосрочное
Среднесрочное планирование
Долгосрочное планирование
Инновации
Быстрое внедрение
Умеренное внедрение
Медленное внедрение
Управление персоналом
Неформальное
Частично формализованное
Формализованное
Передовые инструменты инвестирования
Криптовалюта,
Цифровые финансовые активы (ЦФА)
Далее перейдем к рассмотрению теоретических аспектов анализируемых новых инвестиционных инструментов. Криптовалюта – цифровая валюта, которая работает независимо от традиционных банковских систем и завоевала популярность благодаря своей потенциальной высокой доходности и более низким комиссиям за транзакции. Криптовалюта работает на базе блокчейна, которая распределяет транзакции по сети – это объясняет отсутствие необходимости в главном органе управления. В то же время, не во всех странах криптовалюту можно использовать, как средство платежа, например, в России на текущий момент данный инструмент в целом никак не регулируется законодательством. Важно также понимать, что в криптовалюте принято разделять все монеты на два типа, а именно биткоин и альткионы. Биткоин (BTC) является первым и основным представителем криптовалюты, а альткоинами чаще всего называют все иные монеты, функционирующие по своим собственным отличным от биткоина алгоритмам (например, ETH, LTC, ADA и т.д). Также в криптовалюте выделяют понятие «токен». Токен — это форма представления актива или ценности в блокчейне. Главная особенность токенов состоит в том, что они создаются на базе уже существующих блокчейнов, чем и отличается, таким образом, от монет, которые работают на основе своего собственного уникального блокчейна. Примерами токенов являются LINK, USDC, UNI. Однако стоит понимать, что одна и та же монета может называться, как альткоином, так и токеном, поскольку данные понятия относятся к разным классификациям. [3]

Теперь рассмотрим популярные способы заработка на криптовалюте.

Таблица 3. Способы заработка на криптовалюте. Составлено авторами. [16]

Наименование способа
Описание
Холдинг (долгосрочное инвестирование)
Инвестор покупает криптовалюту на долгосрочную перспективу, зарабатывая в конечном итоге на ее роста.
Трейдинг (спекулятивный доход)
Инвестор зарабатывает на любом изменении стоимости валюты, даже на минимальном
Лайнчпад (Launchpad)
Инвестор зарабатывает на продаже выданного ему количества монет за заморозку своих активов (чаще всего данными активами выступают монеты биржи или USDT)
Лаунчпул (Launchool)
Инвестор зарабатывает на продаже нафармаленных монет до официального листинга данной криптовалюты на той или иной бирже
Стэйкинг
Инвестору выплачиваются проценты за то, что он заморозил свои активы для поддержания работы блокчейна. Данный способ сход с механизмом работы банковского депозита.
Майнинг
Инвестор получает деньги на добыче и последующей продаже криптовалюты. [13]
Вторым новым инструментом инвестирования являются цифровые финансовые активы (ЦФА), которые представляют собой токены на основе блокчейна, представляющего право собственности на такие активы, как недвижимость, товары, ценные металлы или ценные бумаги. Цифровые финансовые активы подразумевают под собой реальную ценность, например, доля компания, а также утилитарные функции как доступ к услугам. Регламентирует обращение ЦФА федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31 июля 2020 года №259-ФЗ. В соответствии с данным законом выпуск ЦФА доступен только операторам информационных систем, которые занесены в реестр Центрального банка России. Правом покупки ЦФА обладают физические и юридические лица. [12]

Таблица 4. Основные характеристики: криптовалюта и ЦФА. Составлено авторами. [9]

Криптовалюта
ЦФА
· Примеры: Биткоин, эфириум, лайткоин т.п;
· Цель – цифровая валюта и децентрализованные финансы;
· Независимы от фиатных валют;
· Высокая волатильность;
· Децентрализованные.
· Токенизированные активы;
· Цель – цифровизация;
· Привязаны к конкретным активам;
· Создаются на базе технологии распределенных реестров
· Централизованы.
Криптовалюта и ЦФА
· Использование блокчейн-технологий;
· Децентрализованная природа (в большинстве случаев);
· Применение в цифровой экономике;
· Возможность торговать на бирже.
Таблица 5. Сравнение характеристик криптовалют и ЦФА. Составлено авторами. [17]

Характеристика
Криптовалюта
ЦФА
Связь с реальными активами
Отсутствует
Привязаны к определенному активу
Волатильность
Высокая
Относительно низкая
Децентрализация
Децентрализованные
Централизованные
Регулирование
Ограниченное
Подлежат государственному регулированию
Примеры использования
Платежи и инвестиции
Инвестирование, обеспечение обязательств
Рассмотрим более подробно преимущества и проблемы использования криптовалюты и цифровых финансовых активов в качестве инвестиционных инструментом для корпорации.

Начать разбор новых инструментов инвестирования стоит с криптовалюты. В основной части сперва будут рассмотрены основные преимущества и недостатки, которые присущи данному инвестиционному инструменту в целом, после чего будут проанализированы его положительные черты для каждой группы бизнеса в отдельности, а также негативные аспекты или даже угрозы, с которыми может столкнуться тот или иной вид бизнеса при выборе данного актива в качестве инструмента инвестирования.

Итак, рассматривая главные достоинства криптовалюты по сравнению с другими финансовыми активами, которые также используются для преумножения капитала компании можно выделить следующие ее преимущества:

1. Высокая доходность. Обратившись к данным аналитической площадки “TradingView” можно будет заметить, что за последние полтора года (с декабря 2022г по 20.04.2024г) рост главной монеты криптовалютного рынка, а именно биткоина (по отношению к доллару) - составил более 300%. Рассматривая же иные монеты, а именно альткоины, можно увидеть, что, например, один из основных представителей данной группы “LTC” на предыдущем своем “бычьем рынке” в период с марта 2020г. по май 2021г. вырос в цене более чем на 1000%, обновив, тем самым, темпы своего роста в 2017г. Член другой подгруппы альткоинов, а именно “мемкоин” “DOGE” в 2022г. вырос на более, чем 5000%. Для сравнения, акции “APPLE” с конца 2022г. (когда тогдашняя коррекции достигла своего минимума) выросли чуть более, чем на 45%.

2. Высокая волатильность. На криптовалютном рынке часто можно увидеть, как та или иная монета в довольно короткий промежуток времени может показать стремительный рост, после чего дать сильную коррекцию и затем еще раз повторить первоначальный подъем. Это позволяет говорить о том, что бизнес может рассматривать криптовалютный рынок не только с точки зрения инвестиций на долгосрок, но также и с целью извлечения спекулятивного дохода на довольно небольшом временном периоде.

Рисунок 1. Волатильность биткоина за 2021г. Источник: Tradingview. Составлено авторами. [11]

Однако, несмотря на это, существует также ряд отрицательных особенностей, которые присущи криптовалюте.

1. Отсутствие безопасности. За последние несколько лет жители всего мира стали свидетелями банкротства ряда криптовалютных бирж и иных криптовалютных платформ. Так крах второй в мире криптобиржи FTX привел к тому, что все пользователи биржи потеряли свои средства; другие проекты, связанные с FTX из-за эффекта домино также прекратили свою работу, а в криптоиндустрии в целом начал наблюдаться активный отток криптоактивов с централизованных бирж. А случилось это потому, что владельцы данной биржи хранили большинство средств пользователей в своем же токене FTT, стоимость которого в определенный момент резко упала, обесценив в дальнейшем реальные активы вкладчиков. То есть на лицо проблема, связанная с прозрачностью и достоверностью отчетности компаний, через которые осуществляется большинство действий с криптовалютой (например, покупка/продажа криптомонет). Помимо этого, уже не раз можно было наблюдать ситуацию, когда активно набирающие популярность, и с первого взгляда перспективные монеты в конечном счете просто банкротятся, а пользователи вновь теряют все свои средства, которые лежали у них в данном криптоактиве. Происходит это из-за того, что природа таких монет, как выясняется уже в дальнейшем в ходе расследований, с самого начала напоминала финансовую пирамиду, однако этого невозможно было выяснить в силу непрозрачности раскрытия информации о криптоактивах (например, история с Terra). И даже по сей день схожая ситуация скалдывается и с другими монетами, например, крайне сомнительным выглядит текущая структура активов компании, которая является создателем столь большого криптоактива, как Tether, который привязан к курсу реального доллара, при этом не говоря уже о более мелких монетах. Не исключено, что ситуация с банкротством может стать вполне реальной, в том числе и для данной организации.

2. Высокая волатильность. Действительно, ранее уже отмечалось, что подобное явление, как высокая волатильность может стать хорошим инструментом для извлечения прибыли в ходе спекулятивного заработка, однако, у этого свойства есть также и обратная, крайне неприятная сторона, проявляющая в том, что настроение рынка с восходящей тенденцией может резко смениться неожиданно сильным падением цены актив, в ходе которого, инвестор может потерять большую часть своих средств (в том числе, из-за таких ситуаций, которые описаны в первом пункте). Более того в случае, если трейдер пренебрегает инструментом “стоп лосс”, но при этом торгует с кредитным плечо, то в таком случае может стать воплотиться в жизнь ситуация, когда при внезапной резкой коррекции определенного токена трейдер потеряет свои вложенные средства и еще останется должным деньги бирже.

3. Использование мошеннических схем. В криптомире зачастую начинают свою работу проекты (т.е компании или группа людей, занимающиеся разработкой новой монеты или нового токена), которые изначально задумываются для, как можно скорейшего извлечения прибыли, а в дальнейшем его как таковой ликвидидации. Проворачивается это все в три этапа: 1) объявляется предрелиз токена, 2) вкладываются дополнительные средства для продвижения. 3) обращение монет (стремительный рост) - стремительное повышение (из-за высокого спроса) стоимости монеты проекта 4) обрушение стоимости монеты - крупные держатели (как правило разработчики) продают все свои монеты. В дальнейшем создатели просто перестают заниматься проектом, а стоимость этого токена уже вряд ли когда-либо начнет хоть какой-то рост. Таким образом, люди, которые покупают данную монету на этапе ее «стремительного роста» просто теряют свои средства.

4. Правовые риски. Во многих странах мира, в т.ч в РФ криптовалюта никак не регулируется законодательством, исходя из чего, при инвестировании действительно большого капитала у инвестора могут возникнуть трудности с регулятором или правоохранительными органами (из-за невнятной позиции касаемо деятельности с криптовалютой в стране)

5. На вложения в криптовалюту не распространяются процедуры страхования, в силу отсутствия у нее официального юридического статуса.

Теперь же, рассмотрев общие положительные и негативные стороны криптовалютного рынка, можно приступить к рассмотрению конкретных достоинств и недостатков, с которыми может столкнуться малый, средний и крупный бизнес, при инвестировании своего капитала в рынок криптовалюты, однако которые в том числе вытекают из общих положений, отмеченных выше.

Начать стоит с малого бизнеса. Безусловным преимуществом для него является возможность получить большую рентабельность от вложенного капитала, по сравнению с другими альтернативными инструментами инвестирования. В то же время, как и отмечалось выше, это небезопасно, из-за чего наблюдаются значительные риски потери своего капитала. Помимо этого, для того, чтобы осуществлять данный вид деятельности непосредственно в масштабах компании, необходимо создавать специальный отдел или хотя бы нанимать несколько людей, которые бы имели достаточные компетенции для того, чтобы заниматься данной деятельностью. Отсюда возникает логичный вывод, что содержание такого отдела или даже одного сотрудника в штате вызывает соответствующие издержки для компании. С учетом того, что малый бизнес зачастую не выделяет из своих свободных денежных средств значительные суммы на инвестиции (поскольку большая их часть все же обычно уходит на расширение бизнеса или решение внутренних проблем), то в таком случае, вполне вероятным становится сценарий, при котором доходы, получаемые от инвестиций компании просто не будут покрывать издержки на содержание данных сотрудников. По этой причине, а также принимая во внимание иные риски инвестиций в криптовалюту, можно сделать вывод, что для малого бизнеса подобный вариант не является приоритетным по сравнению с другими инструментами инвестирования, которые являются более безопасными и простыми на фоне инвестиций на криптовалютном рынке. Однако вариант с долгосрочным инвестированием, который не требует особо сложным навыков для инвестора или даже сотрудника инвестиционного отдела компании, вполне представляется возможным, поскольку это сокращает издержки компании на содержание специалистов (ибо от них не требуется решение столь сложных задач, как при трейдинге) или в целом не требует привлечение специально обученных людей, а лишь базовых пониманий работы рынка, которые может приобрести сам владелец малого бизнеса. Но в таком случае стоит понимать, что, скорее всего, капитал, инвестируемый малым бизнесом, может выйти из оборота компании даже на несколько лет, пока не начнется новый цикл роста той криптовалюты, в которую были инвестированы средства, иначе же, деньги организации просто потеряются. Помимо этого, относительно простым способом получения прибыли является участие в “Launchpad” и “Launchpool”, что может обеспечить как небольшой доход в несколько процентов в случае быстрой продажи монеты (если она листингуется не особо от значимого проекта), так и в несколько тысяч, но опять же при ее удержании на балансе на протяжении долгого времени (в особенности, если ее выпускает крупная и надежная компания, как это случилось с монетой BNB от Binance, когда доходность потенциально могла бы составлять более 15000% от первоначальных значений). Самый же простой и подходящий способ для малого бизнеса является “Staking”, когда за просто хранение денег у себя на балансе компания может получать фиксированное, обычное не особо большое количество процентов.

Теперь стоит рассмотреть ситуацию со средним бизнесом. Для данного вида бизнеса увеличивается эффект отдачи от инвестированного капиатала в абсолютных значениях в силу обладания большими свободными денежными средствами и присущей криптовалютному рынку высокой доходности. Следовательно, это открывает отличную возможность для инвестирования в долгосрочный период, при том, при минимальных издержках (поскольку не требуется большое количество персонала для управления инвестициями). Более того, больший капитал может открыть перспективы для использования различных схем, например, когда компания за счет одномоментного большого вливания денежных средств может изменять курс непопулярных валют. Однако здесь необходимо уточнить, что для реализации подобных схем нужен действительно значительный капитал, которым не всегда обладает средний бизнес, или же стоит рассматривать вложения в крайне непопулярные валюты, что в таком случае осложняется объективной необходимостью инвестирования в нее также большого количества других игроков рынка. В добавок к этому, в отличие от малого бизнеса средний может более серьезно рассматривать возможность заработка спекулятивного дохода за счет спотовой и маржинальной торговли (в том числе с большими плечами), а также торговли деривативами и, разумеется, средний бизнес способен в большей степени привлечь специалистов для реализации данных мероприятий, однако все же не совсем в большом количестве в силу ограниченности своего капитала. Но опять же нужно помнить, что риск утраты капитала, вызванный отсутствием безопаности криптовлаюты, активно повышается с увеличением капитала, поэтому для среднего бизнеса они становятся более серьезными, нежели для малого. Также необходимо отметить, что возможность инвестирования посредством технологий «Launchpad”, “Launchpool” и “Staking” тоже присутствует, однако становится менее актуальной в силу способности среднего бизнеса извлечь большую прибыль за счет других инструментов, существующих на криптовалютном рынке.

Для последней анализируемой группы, а именно крупного бизнеса, криптовалюта представляется наиболее интересной, поскольку данный вид компаний способен использовать все возможные и доступные инструменты крипторынка за счет своего большого капитала. Для крупных организаций не проблема создать и содержать полноценный отдел со специалистами, которые бы по-настоящему разбирались во всех тонкостях криптовалютного рынка, знали бы скрытые от большинства пользователей детали, и которые бы умело управляли вверенными им денежными средствами. Крупный бизнес может легко использовать, как краткосрочные, так и долгосрочные способы заработка в крипте, тем самым диверсифицируя свой инвестиционный портфель. Самое же главное, что за счет действительно большого объема финансов, данный вид компаний может серьезно влиять на популярные и не очень монеты, таким образом, зарабатывая не сложными действиями большие деньги. Например, когда компания “Tesla” вложилась в биткоин, то на фоне инвестированных денег и мощной информационной волны (ибо это стало значимым событием, что в криптовалютный рынок вложилась столь большая компания) курс BTC обновил свой на тогдашний момент исторический максимум. Разумеется, что подобные вещи можно использовать в своих целях, запуская новые циклы роста различных валют, а в дальнейшем в нужный момент их резкое обрушение. Однако наравне с этим для крупного бизнеса появляется другой довольно существенный недостаток, который связан с интересом регуляторных органов. Очевидно, что использование большого капитала на рынке, который толком никак не регулируется в ряде стран, а, помимо этого, который зачастую становится замеченным, как платформа для реализации различных мошеннических схем – просто не может остаться незамеченным со стороны налоговой службы, а также прочих правовых структур. Отсюда велик шанс, что крупный бизнес могут обвинять в задействовании в различных схемах по уходу от уплаты налогов и т.д. Но несмотря на это, все же возможность инвестировать свой капитал в криптовалюту, учитывая все другие описанные преимущества, представляется крайне привлекательным для компаний, относящихся к крупному бизнесу.

В целом можно сказать, что криптовалюта является отличным новым инвестиционным активом, который может прийти на смену консервативным инвестиционным инструментам, и который подойдет для любого вида бизнеса.

Далее перейдем к цифровым финансовым активам, которые представляют собой цифровые права на активы – эти активы выпускаются, учитываются и обращаются в виде токена, используя технологию блокчейна, в информационной системе на основе распределённого реестра. Говоря о них, можно выделить три общих преимуществах: большая доходность, чем по традиционным финансовым инструментам, также безопасность и привязка к любому активу– изучим эти особенности в деталях.

В первую очередь отмечается большая доходность, чем по традиционным финансовым активам. Выпуск ЦФА дешевле для эмитента, чем эмиссия традиционных ценных бумаг, например, облигации и акции. Следовательно, бизнес может привлекать инвесторов большей доходностью, в особенности на краткосрочный период, так как выпуск акций занимается длительное время, а ЦФА – около месяца. Также стоит отметить, что рынок только развивается, поэтому компании стремятся привлечь клиентов именно к ЦФА за счёт более доходных активов.

ЦФА регламентируется Регулятором РФ и законодательством и как следствие инструмент безопаснее, чем криптовалюта. Как было сказано выше, основной закон, касающийся ЦФА – Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31 июля 2020 года №259-ФЗ. [1]

ЦФА является разноплановым инструментом, поэтому обладает возможностью заработка средств за счёт разных инструментов. Так как ЦФА можно привязать к любому активу, то это означает, что открывается возможность для привязки активов к разным инструментам, которые потенциально могут быть как более, так и менее рискованными. Например, в июле 2023 года компания «Джи-групп» выпустила цифровые активы на площадке Оператора ИС, привязанные к рыночной стоимости одного квадратного метра в строящемся доме ЖК «Атмосфера» в пригороде Казани. В момент выпуска один актив стол 99300 рублей, а срок погашения наступит 30 августа 2024 года – при этом компания пообещала выплатить инвестору все вложенные средства и доход не менее 10% от номинала (как нижняя граница). Фактический доход может быть пропорционален приросту стоимости среднего квадратного метра в доме и будет рассчитываться по результатам продаж с 1 мая по 31 июля 2024 года.

Обозначим общие недостатки цифровых финансовых активов:

· Активы малоизвестны аудитории, поэтому на рынке содержится не очень большой объем капитала;

· Нет централизованного первичного и вторичного рынка, у каждой площадки свой.

· Доходность по цифровым финансовым активам меньше, чем по криптовалюте, то есть она меньше, чем по сравнению с другими более рискованными инструментами.

· Обязательный налог в размере 13% за полученный доход для граждан РФ и 15% - для иностранных инвесторов. ЦФА не облагаются налогом на добавленную стоимость. (У криптовалюты НДФЛ при доходе до 5 млн рублей – 13%, при доходе свыше 5 млн рублей – 15%).

· Лимит суммы, так как неквалифицированный инвестор может тратить не более 600 тысяч рублей для вложения в ЦФА. При этом любая иная сумма больше этого лимита может быть вложена через квалифицированных инвесторов.

Для малого бизнеса и использование для инвестирования ЦФА не требует больших трудовых затрат для организации инвестиционной деятельности, а при создании может быть использован даже небольшой капитал. При инвестировании доход выше, чем от привычных финансовых активов и инструментов. Помимо преимуществ можно выделить такие недостатки как низкая информированность и не доверие, так как инвесторы не до конца ознакомлены с новым инструментом, что вызывает сомнения и осторожность, также на сегодняшний день ЦФА не имеет централизованного вторичного рынка, что затрудняет быстрый обмен активами. По итогу можно сказать, что малому бизнесу стоит инвестировать в цифровые финансовые активы, при этом учитывая специфику бизнеса. ЦФА предоставляют новые возможности для инвестирования и диверсификации портфеля.

Говоря о среднем и крупном бизнесе, можно отметить, что недостаток – это ограниченное количество цифровых финансовых активов и, как следствие, ограниченный доход. Но, помимо этого, больший капитал может позволить получать большую доходность, также больший капитал Больший капитал может позволить инвестировать в необычные ЦФА (те, что привязаны к необычным активам, или изменение цены которых сильно волатильны). Таким образом, средний бизнес может присмотреться к инвестированию в ЦФА, но скорее, учитывая капитал среднего бизнеса, к инвестированию в цифровые финансовые активы нужно присматриваться как к одному из инструментов инвестирования для диверсификации портфеля наравне с более консервативными инструментами и средствами инвестирования. Крупный бизнес также должен подумать об инвестировании в ЦФА как к одному из инструментов инвестирования для диверсификации портфеля по сравнению с новыми и современными средствами инвестирования.

Заключение. В заключении, подводя итоги всему вышесказанному, хотелось бы отметить, что рассмотренные новые инструменты инвестирования, в роли которых выступают криптовалюта и цифровые финансовые активы обладают рядом значимых преимуществ по сравнению с альтернативными традиционными инвестиционными активами. Например, они способны обеспечивать куда более высокую доходность за меньший промежуток времени, обладают большим разнообразием способов вложения капитала и т.д. Однако наравне с этим каждый из данных инструментов содержит в себе ряд недостатков и даже рисков, связанных как с безопасностью вложения своего капитала посредством их использования, так и с неразвитостью данных активов, в том числе, проявляющееся в неопределенности законодательства в отношении регулированиям этих инструментов в ряде стран, что потенциально может мешать некоторым видам бизнеса инвестированию в них.

Но несмотря на существующие риски, в ходе исследования удалось выяснить, что в целом абсолютно любой бизнес может инвестировать свой капитал в криптовалюту и ЦФА, а конкретно удалось подчеркнуть следующее. Активное использование криптовалюты предпочтительнее в использовании для среднего и крупного вида бизнеса, в силу большего объема располагаемого ими капитала, а также возможностей обслуживания и найма профессиональных работников, занимающихся непосредственным осуществлением операций по инвестированию в криптовалюту. Для малого же бизнеса данный инструмент также может быть рассмотрен в качестве метода вложения свободных денежных средств, однако в этом случае отдача от вложенного капитала будет куда меньше, чем в ситуации, а также повышаются риски потери инвестируемых средств. Также стоит отметить, что с точки зрения рассмотрения криптовалюты, как метода привлечения дополнительного денежного капитала посредством ICO - только крупный бизнес может всерьез задумываться о данном способе, поскольку описываемый процесс сопровождается большим количеством издержек, которые не смогут покрыть МСП.

Что же касается цифровых финансовых активов, то здесь ситуация обстоит иначе. На сегодняшний день рассмотрение данного инвестиционного инструмента с позиции вложения в него свободного капитала отлично подойдет для малого бизнеса, однако может нести в себе ряд недостатков для среднего и крупного бизнеса в силу своей относительной неразвитости, которые с другой стороны могут быть компенсированы потенциальной большей доходностью для данных видов бизнеса, в сравнении с традиционными инвестиционными инструментами, а также вариативностью самих ЦФА. Поэтому для данных категорий рекомендуется рассматривать цифровые финансовые активы в качестве лишь одного из нескольких возможных путей инвестирования для диверсификации своих инвестиционных портфелей.

В целом же можно сказать, что рассматриваемый новые инвестиционные инструменты явно демонстрирует всему миру, что любой бизнес может активно присматриваться к их использованию, и как следствие, внедрять данные инструменты в свои инвестиционные политики, что в целом мы уже можем наблюдать на протяжении последних нескольких лет.


Страница обновлена: 10.12.2024 в 14:59:57