Universities digital transformation: information security threats and ways to reduce risks

Revyakin P.I.1, Zinich A.V.1, Pomogaev V.M.1
1 Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина

Journal paper

Economic security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 7, Number 11 (November 2024)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=76506223

Abstract:
Information security and the protection of critical information and telecommunication infrastructure elements are becoming the most important factors for the successful implementation of the digital transformation tasks of universities. Vulnerabilities in the digital environment can lead to leakage of confidential data, disruption of the educational process, and loss of confidence in digital technologies. Such information security incidents not only cause direct damage to educational institutions, but also undermine the innovative and technological potential of the country, weakening its position in the global scientific and technological competition. The human factor and the lack of information security skills significantly increase the likelihood of information security incidents. At the same time, the following risks are observed: insufficient training and awareness of university staff and students about modern methods of cyber attacks, social engineering, cybercrime, and lack of information security culture and disregard of basic rules of working with information create favorable conditions for intruders. Creation of information security culture, systematic training and regular professional development of university staff and students are the most necessary measures to reduce information security risks and ensure reliable data protection.

Keywords: cybersecurity, educational environment, digital transformation

JEL-classification: O31, O32, O33



Введение. Развитие информационных технологий внесло кардинальные изменения в функционирование всех субъектов экономики. Не только коммерческие предприятия, но и государственный и муниципальный сектор ощутили на себе их влияние. Практически все сферы деятельности: производственная, организационная, коммуникационная, корпоративная среда охвачены цифровыми технологиями, которые оптимизируют не только внутреннюю среду субъектов рынка, но и обеспечивают их полноценное сотрудничество с другими организациями и физическими лицами [5].

После пандемии коронавирусной инфекции многократно увеличился спрос на электронные услуги, и как следствие возросла нагрузка на вычислительные мощности и информационно-телекоммуникационную инфраструктуру государственных учреждений. С одной стороны, это послужило драйвером для государства: поддерживать и развивать процессы информатизации и цифровизации, с другой стороны многократно возросли риски, связанные с информационной безопасностью этих процессов.

Поскольку цифровая трансформация несет большую финансовую нагрузку, лидерами при цифровизации бизнес-процессов являются крупные коммерческие организации. Но все большее число организаций становятся участниками данных процессов. Сегодня университеты, являясь центрами образования, знаний и точкой притяжения инноваций также активно внедряют цифровые технологии как для повышения качества образования, так и для оптимизации управленческих процессов и обеспечения доступности образовательных услуг в цифровой среде. И, конечно, наряду с позитивными эффектами цифровой трансформации, возникает новая ключевая проблема – обеспечение информационной безопасности процессов цифровой трансформации и цифровизации в условиях постоянно изменяющейся цифровой среды.

В условиях текущей мировой геополитической нестабильности и глобальной конкуренции за технологическое лидерство возросло внимание к вопросам цифрового суверенитета. Многие страны начали предпринимать активные шаги для защиты своих цифровых активов, что порождает новые вызовы для университетов, связанные с локализацией данных, ограничениями на использование иностранных технологий, аппаратного и программного обеспечения и необходимостью соблюдения национальных стандартов безопасности.

Таким образом, обеспечение информационной безопасности в условиях цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования требует комплексного подхода, включающего в себя как технические, так и организационные меры.

Данное исследование направлено на изучение рисков информационной безопасности, с которыми сталкиваются университеты в постпандемийный период, а также на анализ влияния геополитических факторов и тенденции цифрового суверенитета на развитие стратегии цифровой трансформации.

Целью исследования является выявление основных рисков (вызовов) информационной безопасности образовательных организаций в условиях цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования, с учетом влияния сложной мировой геополитической обстановки и роста тенденции к цифровому суверенитету. Задачи исследования: рассмотреть основные аспекты цифровой трансформации образовательных организаций и подходы к обеспечению комплексной защиты информационной безопасности вузов; выявить и оценить факторы, являющиеся источником рисков в области информационной безопасности и определить направления их минимизации. Авторами получены новые результаты, характеризующие направления укрепления цифрового суверенитета, повышения уровня информационной безопасности процессов цифровой трансформации образовательных организаций.

Гипотеза исследования состоит в том, что успешное обеспечение информационной безопасности при цифровой трансформации вузов будет реализовано при соблюдении нескольких условий: государственная поддержка, разработка национальных стандартов в данной области, развитие цифровых компетенций сотрудников и создание центров трансфера технологий в области информационной безопасности.

Информационно-эмпирической базой исследования послужили материалы монографических исследований, общедоступных отчетов независимых организаций и центров, работающих в сфере информационной безопасности, аналитические данные Росстата.

Материалы исследования могут быть использованы в образовательном процессе, в системе повышения квалификации кадров, руководителями и специалистами предприятий, научными работниками.

Результаты исследования. В современном мире роль цифровой трансформации трудно переоценить, поскольку она стремительно охватывает все сферы нашей жизни. Однако, вместе с положительными изменениями, которые приносит «цифра», пропорционально возрастают и риски информационной безопасности, связанные с некомпетентным использованием информационных и цифровых технологий, бесконтрольным распространением персональных данных, а также увеличением ущерба от киберпреступлений [4; 14]. Эти проблемы особенно актуальны для университетов как государственных организаций, предоставляющих образовательные услуги, в том числе и в цифровом среде [6; 16].

С 2019 г. во многих странах появилась коронавирусная пандемия, затронувшая буквально все сферы общественной̆ жизни. Образовательные организации попали в условия вынужденного естественного педагогического эксперимента на всех уровнях образования [26]. В то же время, пандемия ускорила процесс цифровой трансформации университетов, вынудив перейти на дистанционные форматы работы и обучения. Это привело к расширению использования цифровых технологий и сервисов: в сжатые сроки университетами были внедрены системы контроля образовательного процесса, образовательные онлайн платформы, облачные решения, цифровые сервисы. Концепция онлайн образования подразумевала массовое использование технологий удаленного доступа и мобильных технологий, что в свою очередь существенно увеличило объём обрабатываемых данных, а также привело к расширению периметров информационных систем. По результатам проведенных исследований [7; 18], с 2019 г. многократно увеличилось число кибератак на информационные системы и элементы критической информационной инфраструктуры, постпандемийный период выделяется ростом киберпреступности [17], а также увеличением числа критических уязвимостей в цифровых экосистемах университетов.

На рисунке 1 представлена информация о количестве критичных инцидентов, выявленных Лабораторией Касперского в 2023 г. Наибольшая частота инцидентов наблюдалась в государственном секторе, к которому были отнесены и вузы – 22,9%.

Рисунок 1. Частота критичных инцидентов, выявленных командой Центра мониторинга и реагирования на инциденты «Лаборатории Касперского» в 2023 г., %

Источник: составлено авторами на основе данных Лаборатории Касперского [27].

Рассматривая цифровую трансформацию университетов, необходимо отметить, что это представляет собой кардинальные изменения, вызванные интеграцией цифровых технологий во все процессы, включая образовательные программы, научные исследования и административные процессы. Сегодня «цифра» стала неотъемлемой частью программ стратегического развития университетов.

В настоящее время в России реализуется ряд проектов, нацеленных на реализацию задач цифровой экономики в области образования. Основной целью изменений, связанных с цифровой трансформацией образования, является осуществление перехода к массовому качественному образованию, направленному на всестороннее развитие личности учащегося. Цифровая трансформация сделала возможным применение новых методов обучения в образовании. Современному поколению доступны огромные массивы обучающей информации, и для ее восприятия им приходится использовать совершенно новые модели обучения. Применяя цифровые технологии, образовательные организации стараются повысить качество обучения, сделать его более гибким и адаптированным к индивидуальным особенностям обучающихся [20].

Рассмотрим основные аспекты цифровой трансформации образовательных организаций, выделив организационные и технологические риски, связанные с применением цифровых технологий.

1. Внедрение цифровых технологий в образовательный процесс.

Одним из ключевых аспектов (из-за массовости и распространенности) цифровой трансформации образовательных организаций высшего образования является переход на гибридный и дистанционный формат обучения. Сегодня существует множество технологических решений и цифровых сервисов, но в целях исследования мы рассмотрим достаточно популярный подход с внедрением платформ дистанционного обучения – LMS (Learning Management Systems).

Использование платформ дистанционного обучения, таких как системы управления обучением LMS, онлайн-курсов и цифровых библиотек, существенно изменило способ взаимодействия обучающихся и преподавателей. Онлайн-курсы, вебинары и использование виртуальных лабораторий позволили расширить доступ к образовательным ресурсам без необходимости очного посещения занятий. Несомненно, высокая эффективность и гибкость данного подхода привели к его массовому применению. Используя возможности цифровых сервисов и инструментов, можно сделать образовательный процесс более гибким (индивидуализированным) и доступным. Технологически развитые университеты сегодня используют технологии искусственного интеллекта для отслеживания прогресса успеваемости обучающихся и построения индивидуальных образовательных траекторий.

2. Влияние цифровой трансформации на научные исследования.

Влияние цифровой трансформации на научную деятельность и научные исследования является не менее важным аспектом, наряду с образовательным и административно-хозяйственным процессами. Современные сквозные цифровые технологии, такие как: большие данные, искусственный интеллект, машинное обучение, облачные вычисления и т. п. открыли пул новейших возможностей для проведения научных исследований. В качестве важнейшего аспекта применения и использования в науке сквозных цифровых технологий стоит выделить многократное ускорение процесса проведения исследований, а также увеличение качества исследований за счет использования совместных научных открытых данных. Например, облачные технологии позволяют исследователям проводить сложные вычисления за счет использования удаленных дата-центров, работать с большими объемами данных и делиться результатами своих исследований в режиме реального времени с коллегами из разных стран. А применения больших данных и использование цифровых платформ содействуют развитию научного сотрудничества между университетами, упрощая доступ к исследовательским данным и результатам [22].

3. Изменения в административно-хозяйственном процессе.

Цифровизация коснулась не только образовательного и научного процессов, но и административной работы университетов. Внедрение систем автоматизации управления персоналом, ведения бухгалтерского и кадрового учета, документооборота, управления финансами и других административных функций способствовало повышению эффективности работы административно-хозяйственных подразделений [19]. Многие университеты сегодня используют системы аналитики данных и BI-платформы для оценки успеваемости студентов, оценки эффективности приемной кампании, прогнозирования финансовых расходов и разработки стратегий управления. Автоматизация административных процессов наряду с применением подхода управления на основе данных позволяет существенно сократить временные затраты университетов на процессы управления и повысить качество принимаемых управленческих решений.

4. Основные вызовы цифровой трансформации университетов.

Несмотря на явные и очевидные преимущества цифровизации, она порождает множество вызовов, к которым университетам и обществу в целом еще предстоит адаптироваться. Рассмотрим ключевые проблемные точки цифровой трансформации:

– киберугрозы и уязвимости: расширение пула использования сквозных цифровых технологий увеличивает количество потенциальных точек входа для кибератак. Университеты, как хранители больших объёмов конфиденциальной информации (персональные данные, научные исследования, патентные и авторские разработки, финансовые данные и т. п.), становятся приоритетными целями для киберпреступников;

– цифровое неравенство: не все обучающиеся и сотрудники университетов имеют равный доступ к цифровым ресурсам и инфраструктуре. Это касается как вычислительного оборудования и материально технического оснащения, так и компетенций и навыков работы с цифровыми инструментами и сервисами [13];

– правовые и этические вопросы: внедрение сквозных цифровых технологий [15] для анализа данных процесса обучения может вызвать правовые вопросы в области хранения и обработки персональных данных и соблюдении законов о конфиденциальности [1-3], что требует от служб информационной безопасности университетов строгого контроля и соблюдения государственных стандартов.

5. Геополитические и социальные аспекты цифровой трансформации

Цифровая трансформация безусловно подвержена влиянию внешних технологических, экономических и политических факторов. В условиях нарастающей глобальной геополитической конкуренции за технологическое лидерство многие страны усиливают контроль над национальными цифровыми ресурсами и стремятся к цифровому суверенитету, что также отражается на деятельности университетов [10; 21]. Сегодня многие государства требуют хранения данных на территории страны, ужесточают государственные стандарты в области хранения, защиты и обработки данных, а также ограничивают использование иностранных технологий. Университеты сталкиваются с необходимостью адаптации своей информационно-технологической инфраструктуры под национальные стандарты и требования, что в итоге может осложнить интеграцию в глобальные научные и образовательные сети. Также отметим, что с использованием «цифры» размылись не только локальные границы информационного пространства, но и в мировом масштабе наблюдается бесшовное взаимодействие, и университеты участвуют в мировой гонке за технологические инновации, которая сопровождается конкуренцией за привлечение лучших студентов, исследователей и инвестиций. В таких условиях цифровая трансформация становится важным стратегическим инструментом для повышения международного рейтинга.

В итоге цифровая трансформация университетов представляет собой мощный технологический и организационный инструмент совершенствования образовательных, научных и административно-хозяйственных процессов, который при должном использовании способствует повышению их эффективности и может вывести университет на глобальную конкурентную арену. Тем не менее, успешное внедрение цифровых технологий требует от университетов не только технической модернизации, но и выработки адаптированных программ стратегического развития, внедрения системы управления рисками, связанных с информационной безопасностью, цифровым неравенством и соблюдением нормативно-правовых норм в области информационной безопасности.

На основании изучения вышеприведенных аспектов цифровой трансформации университетов можно выделить несколько ключевых рисков, которые возникают в результате активного внедрения цифровых технологий. Эти риски могут оказывать существенное влияние на информационную безопасность и экономическую стабильность университетов.

Кибербезопасность и атаки на инфраструктуру. В условиях цифровой трансформации бизнес-процессов частных компаний и государственных структур, а также влияния масштабных кибератак последних лет и введения законодательных актов, регламентирующих задачи по импортозамещению в области критической информационной инфраструктуры, усиления наказания за утечку конфиденциальной информации, главной целью компаний становится обеспечение комплексной защиты информационной безопасности [11].

Образовательные организации, которые активно внедряют цифровые сервисы для процессов образования, науки и управления административно-хозяйственной деятельности зачастую становятся крупными целями для хакеров и киберпреступников. С ростом объема данных и числа систем, связанных с дистанционным обучением и оказанием образовательных услуг в цифровой среде, многократно увеличиваются потенциальные возможности для взломов и кибератак. Использование облачных сервисов для хранения данных и выполнения облачных вычислений связано с потенциальными рисками несанкционированного доступа к информации или нарушения её конфиденциальности.

Учитывая выявленный риск, авторы исследования рекомендуют применять подход граничных вычислений. Подход предполагает обработку данных непосредственно на периферийных устройствах или локальных серверах, находящихся близко к источнику данных, что позволяет снизить зависимость от облачных сервисов и минимизировать риски, связанные с передачей конфиденциальной информации через сеть. Например, на рисунке 2 представлен подход, при котором используется концепция гибридной информационной инфраструктуры и граничных вычислений.

Рисунок 2. Подход гибридной информационной инфраструктуры в сочетании с концепцией граничных вычислений

Источник: составлено авторами.

Этот подход предполагает обработку критических данных непосредственно на периферийных устройствах или локальных серверах, находящихся близко к источнику данных, что позволяет снизить зависимость от облачных сервисов и минимизировать риски, связанные с передачей конфиденциальной информации через сеть, но в то же время снижает скорость обработки данных (время отклика информационной системы). Под такой тип данных попадают персональные данные студентов и сотрудников, результаты научных исследований, финансовые документы и т. п. В то же время, некритические данные предлагается обрабатывать с помощью сертифицированных облачных решений, тем самым снижая стоимость затраченных вычислительных мощностей в единицу времени. В качестве некритической информации может выступать общедоступная информация, публичная информация, учебные материалы, наборы сырых неструктурированных некритических данных и т. п.

Представленный подход использования гибридной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, объединяющий облачные ресурсы, региональные дата-центры и граничные вычисления, предлагает эффективный способ управления информационными системами и критической инфраструктурой. Такая структура повышает время отклика, снижает задержку в работе отдельных информационных систем и помогает управлять определенными рисками, связанными с использованием исключительно облачных систем и передачи информации в сеть интернет. Это особенно полезно в сценариях, где критически важна обработка данных в реальном времени и обеспечении их целостности, конфиденциальности и безопасности.

Человеческий фактор и недостаток компетенций. Человеческий фактор является одним из наиболее значимых источников рисков в области информационной безопасности, особенно в период цифровой трансформации, когда скорость изменений во внутренней среде организации многократно превышает скорость внедрения соответствующих процедур и регламентов по обеспечению должно уровня информационной безопасности. Исследования [23; 27] показывают, что значительная доля инцидентов безопасности происходит из-за ошибок, непреднамеренных неверных действий, незнания или недооценки угроз со стороны пользователей (рис. 3).

Рисунок 3. Выдержка из ежегодного отчета компании Verizon за 2024 г.

Источник: составлено авторами на основе данных Verizon Data Breach Investigations Report [23].

В ежегодном отчете Verizon отмечается, что человеческий фактор продолжает оставаться одной из основных причин инцидентов безопасности. Отмечается, что около 68% нарушений безопасности связаны с незлонамеренным человеческим фактором. Человек становился жертвой методов социальной инженерии, или совершал непреднамеренную ошибку при работе с к конфиденциальной информацией [23]. На рисунке 4 показаны результаты исследования различных типов инцидентов безопасности, с которыми сталкиваются компании [27].

Рисунок 4. Анализ различных типов инцидентов безопасности, с которыми сталкиваются компании в 2024 г.

Источник: составлено авторами на основе данных Лаборатории Касперского [24].

Доля компаний, сталкивающихся с различными типами инцидентов безопасности, увеличилась до 77%. В контексте нашего исследования выделим наиболее значимые категории угроз: вирусы и вредоносные программы – 49%, нерегламентированное использование ИТ-ресурсов – 39%, физическая потеря устройств или носителей информации – 33%, физическая потеря мобильных устройств 32%, нерегламентированное использование и распространение данных с помощью мобильных устройств – 31%.

Таким образом можно сделать вывод, о том, что большая доля инцидентов информационной безопасности так или иначе связанна с человеческим фактором или отсутствием необходимых компетенций у сотрудников организации в области работы с конфиденциальной информацией [9]. В контексте университетов, активно внедряющих цифровые технологии, эти риски усиливаются из-за разнообразия пользователей информационных систем и сотрудников образовательных организаций, допущенных для работы с данными – от студентов и преподавателей до административного персонала с различным уровнем цифровой грамотности.

Минимизация рисков, связанных с человеческим фактором и недостатком компетенций требует системного подхода. Научные исследования и практический опыт подтверждают, что необходимо сочетание образовательных мероприятий, направленных на повышение общей цифровой грамотности с целью сокращения цифрового разрыва, так и регулярного повышения квалификации для сотрудников, работающих с критическими данными. Дополнительно отметим, что наряду с реализацией организационно-технических мер в области повышения информационной безопасности необходимо формировать культуру работы с данными.

Университетам важно инвестировать в развитие компетенций своих сотрудников и студентов, интегрировать информационную безопасность в повседневную деятельность и постоянно адаптироваться к меняющимся угрозам в цифровой среде.

Цифровой суверенитет и экономическая безопасность. Сегодня образовательные организации являются не только центрами образования, но и ключевыми узлами научных исследований и прорывных инноваций, влияющих на экономическое развитие страны [8]. В эпоху цифровой трансформации роль университетов сложно переоценить, поскольку они способствуют развитию цифровой экономики и технологического прогресса, выступают центрами трансфера сквозных цифровых технологий и точкой притяжения будущих высококвалифицированных специалистов. Однако риски информационной безопасности, возникающие в процессе цифровизации университетов, могут негативно сказаться на экономике страны в целом и ее цифровом суверенитете [12].

Распространение критических данных в результате кибератак направленных на кражу научных исследований и новейших технологий, может привести к существенной утрате конкурентных технологических и инвестиционных преимуществ страны на глобальной арене. Согласно исследованию – Center for Strategic and International Studies «Economic Impact of Cybercrime», мировая экономика ежегодно теряет до $600 млрд из-за киберпреступности, значительная часть которой связана с кражей интеллектуальной собственности.

Сегодня университеты являются центрами научных исследований, инноваций и знаний, генерируя значительное количество интеллектуальной собственности, научных исследований и разработок, учитывая скорость изменений цифровой среды, необходимо уделять особое внимание информационная безопасности, защищая интеллектуальные активы от кибератак, промышленного шпионажа и кражи данных. Таким образом, сохранение и развитие интеллектуального капитала университетов способствует производственным и технологическим инновациям в ближайшем будущем, которые напрямую влияют на экономический рост и конкурентоспособность страны на мировой арене.

Некоторая доля образовательных организаций зачастую принимает участие в проектах, связанных с национальной безопасностью и обороной страны. Как в качестве экспертной помощи, так и в качестве исполнителей государственного задания. Компрометация их информационных систем может привести к критической утечке секретных данных и технологий, и напрямую повлиять на обороноспособность и цифровой суверенитет страны.

Нельзя не отметить использование зарубежных программных продуктов, облачных и цифровых сервисов в отрасли образования и науки. Ненадлежащее и избыточное использование иностранных цифровых сервисов может привести к технологической зависимости от иностранных поставщиков, что в свою очередь ограничивает контроль над данными, а также может привести к утечке конфиденциальной информации. В то же время политические и экономические санкции могут ограничить доступ к необходимым технологиям, влияя на способность страны развивать собственную цифровую инфраструктуру.

Изображение выглядит как текст, снимок экрана, Шрифт, визитная карточка

Автоматически созданное описание В качестве рекомендации по укреплению цифрового суверенитета страны и реализации благоприятного сценария функционирования экономики в целом авторы исследования выделяют несколько ключевых элементов представленных на рисунке 4 [12; 25].

Рисунок 5. Ключевые элементы цифрового суверенитета

Источник: составлено авторами.

Информационная безопасность цифровой трансформации университетов напрямую влияет как на экономическую безопасность страны, так и на её цифровой суверенитет. Утечки данных, кража интеллектуальной собственности и зависимость от иностранных технологий могут подорвать экономический рост и национальную безопасность.

Заключение

Цифровая трансформация университетов является неотъемлемой и важной частью развития отрасли образования и науки. Сегодня перед обучающимися и учеными открываются новые технологические возможности для повышения качества обучения, доступности научных знаний и эффективности управления образовательными процессами. Но также стоит понимать, что этот технологический прогресс сопровождается значительными рисками в области информационной безопасности, которые могут оказывать существенное влияние как на сами университеты, так и на экономику и цифровой суверенитет страны в целом. Утечки интеллектуальной собственности и научных данных могут привести к значительным экономическим потерям, снижению конкурентоспособности университетов и страны в целом на международной арене и утрате технологической независимости. Зависимость от иностранных технологий и облачных сервисов увеличивает уязвимость перед внешними угрозами и политическими рисками. Развитие отечественных технологий, усиление нормативно-правовой базы и поддержка национальных разработок в сфере информационной безопасности способствуют укреплению цифрового суверенитета и экономической безопасности государства.

В совокупности успешная цифровая трансформация университетов требует комплексного подхода к обеспечению информационной безопасности, учитывающего технические, организационные и человеческие аспекты. Обеспечение кибербезопасности и защита критической информационной инфраструктуры, устранение рисков, связанных с человеческим фактором и недостатком компетенций, а также укрепление экономической независимости и цифрового суверенитета являются ключевыми направлениями для создания устойчивой и безопасной цифровой образовательной среды. Реализация этих мер позволит университетам эффективно использовать потенциал цифровой трансформации, способствуя развитию науки, образования и экономики в целом, и обеспечить защиту национальных интересов в условиях постоянно изменяющейся цифровой среды.


References:

2024 Data Breach Investigations ReportVerizon Business. Retrieved November 05, 2024, from https://www.verizon.com/business/resources/reports/dbir/

Aliev M.M. (2024). Mezhdunarodnyy opyt ispolzovaniya standartov dannyh i identifikatorov dlya analiza Big Data [International experience in using data standards and identifiers for Big Data analytics]. Economic security. 7 (9). 2291-2304. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.7.9.121766.

Andreev E. V., Polozkov M. G., Kozlova V. I. (2023). Tsifrovaya transformatsiya gosudarstvennogo sektora kak neobkhodimoe uslovie perekhoda na innovatsionnyy tip razvitiya ekonomiki [Digital transformation of the public sector as a necessary condition for the transition to an innovative type of economic development]. Economy. Taxes. Law. (4(16)). 87–97. (in Russian).

Dolzhenko N., Khmelevskaya I. (2020). K voprosu o soderzhatelnyh aspektakh kiberprestupnosti [To the question of the content aspects of cyber crime]. NOMOTHETIKA: Filosofiya. Sotsiologiya. Pravo. (2 (45)). 315–322. (in Russian).

Drondin A. L. (2024). Tsifrovaya transformatsiya i kachestvo vysshego obrazovaniya [Digital transformation and the quality of higher education]. Business. Education. Law. (1 (66)). 457–461. (in Russian).

Ionina M. V. (2024). Analiz podkhodov k obespecheniyu informatsionnoy bezopasnosti kompanii [Analysis of approaches to ensuring information security of a company]. Byulleten Innovatsionnyh Tekhnologiy. (1 (29)). 48–53. (in Russian).

Kokorev N. M. (2024). Obespechenie tsifrovoy bezopasnosti obrazovatelnogo protsessa v sovremennyh usloviyakh [Ensuring digital security of the educational process in modern conditions]. Stolypinskiy Vestnik. (2 (6)). 11. (in Russian).

Napso M. D. (2024). Tsifrovoe neravenstvo i sfera obrazovaniya [Digital inequality and education]. Human capital. (2(182)). 150–155. (in Russian).

Rudenko M.N., Balandin D.A. (2024). Kontseptualnye protivorechiya v sfere vysshego obrazovaniya kak ugroza ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii [Conceptual controversies in higher education as a threat to Russia's economic security]. Economic security. 7 (2). 235-246. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.7.2.120631.

Satler O. N. (2024). Skvoznye tsifrovye tekhnologii v obrazovanii: perspektivy i vozmozhnosti [Cross-cutting digital technologies in education: perspectives and opportunities]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. (83-2). 353–356. (in Russian).

Shukhankova M. N. (2022). Sovremennaya tsifrovaya nauchnaya sreda: tekhnologii i instrumenty uchenogo [Modern digital scientific environment: technologies and tools of a scientist]. Vestnik Polotskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Seriya V. Promyshlennost. Prikladnye Nauki. (3). 133–139. (in Russian).

Smirnova Zh. V. (2022). Rol tsifrovoy transformatsii nauki i obrazovaniya [The role of the digital transformation of science and education]. Moscow Economic Journal. (9). 770–778. (in Russian).

Sobyanin F. I. (2021). Remote learning during a pandemic: pro et contra Modern problems of science and education. (2). 186.

Tszyun L., Shuanyuan Yu. (2021). Aktualnost vnedreniya protsessa tsifrovizatsii v deyatelnost predpriyatiy [Relevance of the digitalization process in enterprises]. Universum: Economics and Jurisprudence. (11(86)). 13–18. (in Russian).

Vaganova O. I., Popkova A.A., Stepina N.V., Maksimova K.A. (2020). Tsifrovizatsiya kak vedushchaya tendentsiya razvitiya sovremennogo obrazovaniya [Digitalization as a leading trend in the development of modern education]. Baltiyskiy gumanitarnyy zhurnal. (2(31)). 146–148. (in Russian).

Zinich A. V., Revyakina Yu. N., Revyakin P. I. (2022). Tsifrovye kompetentsii molodezhi kak bazis razvitiya ekonomiki budushchego [Youth digital competences as a basis for the development of the future economy]. Russian Journal of Innovation Economics. (4(12)). 2749–2762. (in Russian).

Zinoveva E. S., Shitkov S. V. (2023). Tsifrovoy suverenitet v praktike mezhdunarodnyh otnosheniy [Digital sovereignty in the practice of international relations]. International affairs. (3). 38–51. (in Russian).

Страница обновлена: 16.04.2025 в 07:54:05