Monitoring the staffing quality of the regional agro-industrial complex
Zakharova T.I.1
1 Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина
Download PDF | Downloads: 8
Journal paper
Food Policy and Security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 11, Number 4 (October-December 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=80546285
Abstract:
The study is devoted to the problems of providing the regional agro-industrial complex with specialists and employees who have the necessary level of quality skills and are ready to master what is required by the employer.
The purpose of the research was to conduct a sociological study of the staffing quality of the agro-industrial complex in the Omsk region, to substantiate conclusions about the staffing quality, and to identify promising areas for improving the staffing quality in the regional agro-industrial complex.
In order to carry out the research, a methodology for monitoring the staffing quality in agricultural companies of the region was developed. This allows to identify medium-term plans for the companies' development and to compare them with the quality of the actual staffing, to determine the availability, qualitative composition and movement of employees, as well as to analyze the actions of the heads of companies and public authorities aimed at improving the staffing quality in agricultural companies.
Based on the results of the survey, a database characterizing the quality of personnel support of agro-industrial companies in the Omsk region was developed.
Keywords: staffing, agro-industrial sector, Omsk region, agrarian education
JEL-classification: Q10, H75, Q13, Q17, Q18
Введение. В настоящее время статистическое исследование сельскохозяйственных предприятий и перерабатывающих предприятий сферы АПК не может предоставить полную и своевременную информацию о обеспечении регионального АПК на срочную и среднесрочную перспективу в специалистах и работниках аграрной сферы. Также и о необходимости их переподготовки и повышении квалификации в результате изменения масштабов деятельности хозяйств и внедрения ими инновационных технологий в ближайшем будущем, об удовлетворенности работодателей знаниями и умениями работников, принимаемых на работу [1,2,3,11].
«Для обеспечения воспроизводства качественных специалистов и работников массовых профессий на региональном аграрном рынке труда особое место должен занимать мониторинг качества кадрового обеспечения АПК региона» [7]. В связи с этим региональные органы власти ставят перед собой задачи для решения следующих проблем:
-сбор информации, которая характеризует движение кадров в сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятиях АПК региона;
- определение эффективной оценки и системного анализа происходящих изменений в кадровом процессе;
- прогнозирование потребности региональной сферы АПК в подготовке квалифицированных кадров;
- разработки регулирующих влияний государственных органов власти, направленных на поддержку позитивных действий и ослабление негативных тенденций.
Решение данных проблем должна обеспечить организация мониторинга.
Для решения этих проблем были использованы следующие методы исследования: общенаучные подходы, состоящие из конъюнктурного исследова.ния; социологические, а также различные методы маркетинговых исследований.
Результаты исследования. Для проведения мониторинга качества кадрового обеспечения АПК региона применима методика конъюнктурных опросов.
Нужно отметить, что эффективность данной методики может быть обеспечена только в рамках неразделимого, системного процесса (рис 1.). «Создание региональной системы мониторинга качества кадрового обеспечения АПК региона на основе проведения конъюнктурных исследований позволит оценивать эффективность реализации региональных программ кадрового обеспечения АПК качественными конкурентоспособными специалистами и работниками, оказывать государственную поддержку, прогнозировать качественный состав кадров и развитие сельскохозяйственных предприятий и перерабатывающих предприятий сферы АПК области» [4,5,6,8,9].
Мониторинговое исследование качества кадрового обеспечения АПК Омской области проводилось в ноябре – декабре 2023 года в разрезе:
- сельскохозяйственных предприятий региона;
- крестьянско-фермерских хозяйств региона;
- перерабатывающих предприятий АПК региона.
На основании разработанных показателей, представленных в таблице 1, была разработана анкета для проведения конъюнктурного исследования качества кадрового обеспечения предприятий АПК Омской области.
Таблица 1
Показатели, исследуемые при мониторинге качества кадрового обеспечения сельскохозяйственных предприятий региона
Группа показателей
|
Исследуемые параметры группы
|
I группа.
Общие сведения о сельскохозяйственной организации |
Организационно-правовая
форма;
– численность сотрудников всех категорий; – производственное направление хозяйства; – планы хозяйства на ближайшие 1-3 года по изменению масштабов деятельности |
II группа.
Оценка качественных показателей сотрудников, принятых на работу в хозяйство |
Изменение
уровня теоретической подготовки работников (знание новейших методик, техники,
оборудования, методов управления и т.д.), принятых на работу;
– изменение способностей работников, принятых на работу, применять теоретические знания на практике; – изменение уровня практической подготовки работников (умение применять новейшие методики, умение работать на новой технике и оборудовании, умение применять новые методы управления и т.д.); – изменение качества выполняемых работ принятых на работу сотрудников; – изменение способностей работников, принятых на работу, применять практические навыки в нестандартных ситуациях; – владеют ли работники, принятые на работу, знаниями и навыками работы в специализированных компьютерных программах; – есть ли изменения к лучшему в вопросах владения специализированными компьютерными программами (владение несколькими программами, владение современными программами и т.д.); – изменение коммуникативные способности сотрудников (умение находить общий язык с другими работниками предприятия, эффективная совместная работа и т.д.); – изменение уровня дисциплинированности и исполнительности сотрудников; – стало ли у работников, принятых на работу, больше стремление к самообразованию и повышению квалификации. |
III группа.
Оценка удовлетворенности работодателей уровнем теоретической и практической подготовки сотрудников, принятых на работу |
Уровень
удовлетворенности работодателей теоретической подготовкой работников;
– уровень удовлетворенности работодателей практической подготовкой работников; – причины не удовлетворенности работодателей уровнем теоретической подготовки работников; – причины не удовлетворенности работодателей уровнем практической подготовки работников |
IV группа.
Оценка действий руководителей сельскохозяйственных организаций по повышению качества кадрового обеспечения |
Существует
ли в хозяйстве практика наставничества;
– считают ли руководители хозяйств целесообразным иметь прямые связи с учебными заведениями, ведущими подготовку по профильным для хозяйства специальностям; – направления сотрудничества сельскохозяйственных предприятий с образовательными учреждениями; – участие работников хозяйства в конкурсах профессионального мастерства на региональных и всероссийских уровнях; – проходили ли за последние три года работники переподготовку и (или) курсы повышения квалификации; – наиболее продуктивные организации по профессиональной переподготовке и повышению квалификации работников, по мнению руководителей; – причины непрохождения работниками предприятий курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации |
V группа.
Дополнительные показатели |
Почувствовали
ли Вы изменения к лучшему в вопросе кадрового обеспечения АПК Омской области?
– ожидания работодателя от кадров, принимаемых на работу в хозяйство; – развита ли на территории населенного пункта социально-бытовая инфраструктура; – данные по поступившим специалистам в разрезе: возраст, образование, стаж; – данные по поступившим рабочим в разрезе: возраст, образование, стаж |
Для определения репрезентативности выборочной совокупности типическая выборка осуществлялась пропорционально объему типических групп генеральной совокупности (типические группы: степная, южная лесостепная, северная лесостепная, степная зоны).
Технически отбор хозяйств в выборочную совокупность по каждой типической группе осуществлялся собственно-случайным способом.
Проведенный анализ выборочной совокупности показал, что структура выборки соответствует структуре генеральной совокупности (сформированная выборка представляет генеральную совокупность в уменьшенном масштабе), то есть выборка является репрезентативной.
При проведении мониторинга качества кадрового обеспечения АПК региона было опрошено 78% хозяйств различных организационно-правовых форм.
Результаты обследования свидетельствуют, что среднегодовое количество сотрудников больше 250 человек имеют 13% опрошенных хозяйств Омской области, от 60 до 250 человек – 34%, от 15 до 60 человек – 32%, до 15 человек –21% опрошенных хозяйств.
В Омской области основными производственными направлениями деятельности сельскохозяйственных предприятий являются: выращивание зерновых культур –72,5% хозяйств, молочное скотоводство – 30%, производство мяса крупного рогатого скота – 44% хозяйств.
Данные обследования свидетельствуют, что примерно 60% сельскохозяйственных предприятий Омской области в ближайшие 1–3 года не планируют изменение масштабов деятельности. Тогда как 20% хозяйств рассчитывают на увеличение посевных площадей, 15% – планируют увеличение поголовья животных, 2% – собираются осваивать новые виды деятельности (новые биотехнологии).
Необходимо отметить, что из обследованных сельскохозяйственных предприятий Омской области 54% указали, что принимали на работу новых сотрудников с 2022 г., соответственно оставшиеся 46% – не принимали.
По данным мониторинга только 51% поступивших специалистов имеют высшее образование; 21% – среднее профессиональное образование; 11% – начальное профессиональное образование и 17% – закончили только среднюю школу. Как мы видим, в сельскохозяйственных организациях наблюдается острая нехватка специалистов с высшим образованием, так как хозяйствам приходится принимать на различные должности специалистов хозяйства даже людей без соответствующего профессионального образования.
По данным проведенного конъюнктурного обследования 32% руководителей сельскохозяйственных предприятий Омской области в целом удовлетворены теоретической подготовкой специалистов в области управления и экономики; 53% – в среднем удовлетворены; не удовлетворенных теоретической подготовкой нет.
При этом 63% руководителей сельскохозяйственных предприятий Омской области считают, что нет никаких изменений в уровне теоретической подготовки специалистов в области управления и экономики (знание новейших методик, методов управления и т.д.).
По данным мониторинга 46% руководителей сельскохозяйственных предприятий Омской области в целом удовлетворены практической подготовкой специалистов в области управления и экономики; 50,5% – в среднем удовлетворены; 3,5% – не удовлетворены практической подготовкой специалистов в области управления и экономики.
Примерно 90% специалистов в области экономики и управления, владеют знаниями и навыками работы в специализированных компьютерных программах, а остальные нет.
Почувствовали изменения к лучшему в вопросах владения специалистами в области управления и экономики специализированными компьютерными программами 76% руководителей сельскохозяйственных предприятий Омской области; 24% руководителей указали, что никаких изменений к лучшему или худшему нет.
Рисунок
1. Мониторинг качества кадрового обеспечения АПК региона Источник:
составлено автором по результатам исследования.
По данным мониторинга лишь 25% руководителей сельскохозяйственных предприятий Омской области отметили увеличение стремления производственных рабочих к самообразованию и повышению квалификации.
Было установлено, что в 39% сельскохозяйственных предприятиях региона специалисты не проходят переподготовку и повышение квалификации как минимум уже три года.
84% руководителей опрошенных сельскохозяйственных организаций считают целесообразным иметь прямые связи с учебными заведениями, ведущими подготовку по профильным для хозяйства специальностям, остальные – нет.
Одним из способов повышения качественного уровня производственных рабочих хозяйства является их участие в конкурсах профессионального мастерства, так как они дают возможность обобщать и распространять опыт работы лучших специалистов, повышать престиж их профессий, знакомиться с современными технологиями и передовыми навыками. Уже более 50 лет в Омской области ежегодно проводится конкурс профессионального мастерства трактористов-машинистов сельскохозяйственного производства и более 30 лет конкурс профессионального мастерства операторов машинного доения и техников воспроизводства стада [7].
По данным опроса, было установлено, что работники более 78% сельскохозяйственных предприятий участвуют в конкурсах профессионального мастерства различных уровней.
Около 41% руководителей сельскохозяйственных предприятий региона отметили изменения к лучшему в вопросе кадрового обеспечения АПК Омской области, из них 60% указали, что активизировалась работа со стороны Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области и 56% – активизировалась работа со стороны учебных заведений (предложение актуальных курсов, осуществление консультирования и др.).
По ожиданиям работодателей от специалистов: на первом месте – высокий уровень практических знаний и навыков, на втором месте – дисциплина и исполнительность, на третьем месте – опыт работы.
По ожиданиям работодателей от рабочих: на первом месте – дисциплина и исполнительность, на втором месте – высокий уровень практических знаний и навыков, на третьем месте – опыт работы.
Социологическое исследование позволило выявить ряд проблем системного характера кадрового обеспечения предприятий АПК. Для устранения которых, нами предлагается реализовать направления совершенствования качества кадрового обеспечения как при непосредственном участии образовательных учреждений в подготовке выпускников, так и хозяйствующим субъектам при повышении квалификации работающих сотрудников.
1. Расширение форм сотрудничества предприятий сферы АПК с образовательными учреждениями, ведущими подготовку по профильным специальностям. Большинство респондентов считают данное направление целесообразным, однако на практике реализация сотрудничества происходит не в полной мере. Так, менее трети опрошенных направляют студентов на обучение в образовательные учреждения на целевую подготовку. Предприятия зачастую не принимают обучающихся на практику и преподавателей образовательных учреждений для стажировки, или делают это формально. Предпринимательские структуры не участвуют в процессе формирования положительного имиджа профессий аграрного профиля на рынке труда.
В настоящее время существуют проблема взаимодействия производства и образовательных учреждений при разработке программ учебных дисциплин, в учебном процессе, т.е. проведении лекционных и практических занятий, участии в итоговых аттестационных мероприятиях, обновлении материально-технической базы учебных мастерских, лабораторий образовательных учреждений [10,11,13,14,15].
Не все предприятия участвуют в процессе стимулирования студентов выплатами дополнительных стипендий за успехи в обучении.
В связи с этим предлагается:
- активизация практико-ориентированного подхода в обучении;
- развитие центров практической подготовки;
- получение практического опыта изучения полного цикла бизнес-процессов на базе учебно-опытного хозяйства университета, с получением первичных навыков ведения агробизнеса;
- выход на новый уровень социального партнерства вуза с отраслевыми предприятиями, в результате которого работодатель «выращивает» своего потенциального сотрудника;
- заключение договоров на подготовку обучающихся по целевым направлениям от предприятия;
- участие в организации и проведении профориентационных мероприятий (конкурсов профессионального мастерства, дней открытых дверей и др.);
- организация практического обучения на предприятии для обучающихся;
- участие в учебном процессе образовательных учреждений (разработка программ учебных дисциплин, участие в государственной аттестации и др.);
- выплата предприятием стипендии лучшим обучающимся;
- участие в обновлении материально-технической базы учебных мастерских, лабораторий образовательных учреждений;
- организация стажировок для профессорско-преподавательского состава.
2. Активизация работы по переподготовке и повышению квалификации работников предприятий сферы АПК с отрывом и без отрыва от производства.
Это позволит повысить уровень теоретических знаний и практических навыков, в том числе в сфере цифровых технологий.
3. Развитие в хозяйстве практики наставничества для вновь принимаемых сотрудников в период их адаптации. Вопрос является актуальным, так как большая часть респондентов указали на отсутствие наставников в предприятии, в результате затягивается процесс адаптации, увеличивается количество ошибок на производстве, которые совершают работники. Это указали сами респонденты при ответе на вопросы третьего блока анкеты. Практика наставничества позволит решить проблему адаптации персонала и снизить количество допускаемых ошибок в работе.
4. Более эффективно применять мотивационные факторы в предприятиях с целью раскрытия потенциала сотрудников. Например, расширить спектр дополнительного материального вознаграждения и морального поощрения [12], а также участвовать в развитии социальной инфраструктуры населенного пункта, где располагается предприятие.
Выводы. Нами предлагается реализовать направления совершенствования качества кадрового обеспечения как при непосредственном участии образовательных учреждений в подготовке выпускников, так и хозяйствующим субъектам при повышении квалификации работающих сотрудников.
Предложенные рекомендации направлены на улучшение качественных показателей специалистов и работников массовых профессий и повышение качества кадрового обеспечения предприятий сферы АПК в целом, что позволит оправдать ожидания работодателей.
Результаты исследования могут быть использованы при разработке региональных программ повышения качества кадрового обеспечения предприятий агропромышленного комплекса региона, в работе кадровых служб предприятий и районных Комитетах и управлениях по сельскому хозяйству, учреждений аграрного образования, формирующих учебные программы и оказывающих образовательные услуги в регионе.
References:
Astashova E.A., Zakharova T.I., Kuznetsova N.A., Zinich L.V. (2023). Analiz ispolzovaniya tsifrovyh tekhnologiy v selskokhozyaystvennyh organizatsiyakh regiona [How regional agricultural organizations are making use of digital technology]. Russian Journal of Innovation Economics. 13 (4). 2297-2316. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.13.4.120005.
Balabina N.A. (2021). Problema trudoustroystva vypusknikov v usloviyakh malogo goroda [The problem of employment of graduates in a small city] Modern scientific knowledge in the context of systemic changes. 152-155. (in Russian).
Nardina S.A., Shumakova O.V. (2016). Praktiko-orientirovannyy podkhod v sisteme podgotovki kadrov dlya APK regiona [A practice-oriented approach in the personnel training system for the agro-industrial complex of the region]. Vestnik NGAU (Novosibirskiy gosudarstvennyy agrarnyy universitet). (4(41)). 175-182. (in Russian).
Shumakova O.V., Astashova E.A., Baetova D.R., Dmitrenko E.A., Zakharova T.I., Zinich L.V., Ivanova Yu.N., Kryukova O.N., Kuznetsova N.A., Mozzherina T.G. (2023). Modeli formirovaniya i ispolzovaniya chelovecheskogo kapitala v usloviyakh tsifrovizatsii selskogo khozyaystva [Models of formation and use of human capital in the context of digitalization of agriculture] Omsk: FGBOU VO Omskiy GAU. (in Russian).
Shumakova O.V., Mozzherina T.G., Kryukova O.N. (2021). Podgotovka kadrov dlya tsifrovoy ekonomiki: otraslevye aspekty [Training for the digital economy: sectoral aspects] Promising technologies in agricultural production: man, "digit", environment (AgroProd 2021). 287-292. (in Russian).
Sokolova E.V. (2019). Rol sovremennyh obrazovatelnyh tekhnologiy v povyshenii kachestva obrazovaniya po gumanitarnym distsiplinam [The role of modern educational technologies in improving the quality of education in humanitarian disciplines] Modern teaching technologies in education: the state and prospects of development. 31-38. (in Russian).
Sokolova E.V. (2021). Resursnyy potentsial ustoychivogo razvitiya predpriyatiy agropromyshlennogo kompleksa: struktura i faktory formirovaniya [Resource potential for sustainable development of agricultural enterprises: structure and formation factors]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Politicheskie, sotsiologicheskie i ekonomicheskie nauki. 6 (1(19)). 129-135. (in Russian). doi: 10.21603/2500-3372-2021-6-1-129-135.
Sokolova E.V., Gefner O.V., Yudina E.V. The Main Trends in Small-Town Planning and Development in the Middle Irtysh Region in the Soviet PeriodRevista Inclusiones. Retrieved from http://www.archivosrevistainclusiones.com/gallery/35%20vol%207%20num%20vallesespecialleabriljunio2020revinclusi.pdf
Sokolova E.V., Zakharova T.I. (2019). Factors of Formation and Development of Human Capital in Rural Areas The Fifth Technological Order: Prospects for the Development and Modernization of the Russian Agro-Industrial Sector (TFTS 2019). doi: 10.2991/assehr.k.200113.218.
Sokolova E.V., Zakharova T.I. (2020). Resource Potential for Sustainable Development of Agricultural Enterprises Proceedings of the International Conference on Policies and Economics Measures for Agricultural Development (AgroDevEco 2020). 338-341.
Sokolova E.V., Zakharova T.I., Martynova O.S. (2020). Formirovanie i razvitie chelovecheskogo kapitala selskikh territoriy [Formation and development of human capital of rural territories] Modern scientific knowledge in the context of systemic changes. 182-187. (in Russian).
Zakharova T.I. (2021). Staffing quality monitoring in the agro-industrial complex of the region The Science of Person: Humanitarian Researches. 15 (4). 186-194. doi: 10.17238/issn1998-5320.2021.15.4.20.
Zakharova T.I. (2023). Otsenka ispolzovaniya tsifrovyh tekhnologiy v selskokhozyaystvennyh organizatsiyakh severnoy zony Omskoy oblasti [Assessing the use of digital technologies in agricultural organizationsnorthern zone of the Omsk region]. Elektronnyy nauchno-metodicheskiy zhurnal Omskogo GAU. (2(33)). (in Russian).
Zakharova T.I., Kandaurova A.V. (2022). Faktory formirovaniya i razvitiya protsessa kadrovogo obespecheniya predpriyatiy APK [Factors for the formation and development of the staffing process of aic enterprises] Modern scientific knowledge in the context of systemic changes. 156-160. (in Russian).
Zakharova T.I., Martynova O.S. (2019). Perspektivy razvitiya chelovecheskogo kapitala selskikh territoriy [Prospects for the development of human capital in rural territories] Modern scientific knowledge in the context of systemic changes. 101-104. (in Russian).
Страница обновлена: 25.04.2025 в 09:51:21