Employment dynamics of young people with higher education in Russia

Rybakova I.S.1
1 Государственный академический университет гуманитарных наук

Journal paper

Russian Journal of Labour Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 11, Number 11 (November 2024)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=75182033

Abstract:
In Russia, many full-time students of higher educational institutions do not work or prefer temporary employment. Young people pay more attention to their studies. However, many university graduates cannot find a job immediately after graduation, because they do not receive the necessary practical skills and abilities, which to a certain extent affects the level of youth unemployment. At the same time, it is more difficult for employers to select personnel with the necessary level of training. In this regard, the article presents an analysis of the dynamics of the labor force and the employed population of three age categories of youth in Russia. The analysis and calculations were carried out according to the data of the Labor Force Surveys of the Federal State Statistics Service of Russia. The index of the number of students per 1000 employed (the ratio of the number of bachelor's, master's, and specialist students to the number of employed people with higher education) is calculated. The index is analyzed by selected regions. The article will be of interest to specialists in the field of regional economics who deal with employment issues.

Keywords: higher education, youth, labor market, labor force, employment rate, number of students, index of the number of students per 1000 employed

JEL-classification: Р25, J21, I25



Введение

В современных условиях технологического прогресса, автоматизации, внедрения новых технологий, в Российской Федерации прослеживается тенденция сокращения численности занятой молодежи. Такая ситуация характерна не только для России. Аналогичная тенденция наблюдается в Центральной Азии, в Северной Африке, в Восточной Европе и в странах ЕС [1, с. 43-49] (Ledneva, 2020, p. 43-49).

Сохраняет актуальность и проблема молодежной безработицы [1, с. 43-49] (Ledneva, 2020, p. 43-49). Так, в Российской Федерации в 2023 году уровень безработицы лиц в возрасте 20-24 года составил 10,4 %, в возрасте 25-29 лет - 3,8 %, от 30 до 34 лет – 3,4 %, хотя в среднем по России значение уровня безработицы населения достигло минимального уровня и составляло 3,2% [2]. По данным Федеральной службы государственной статистики с января по май 2024 года молодежь в возрасте до 25 лет составила 16,1% безработных в России [3], что в определенной степени объясняется сезонным характером безработицы, но тем не менее в условиях сокращения уровня безработицы - это весьма высокий уровень. Сокращение безработицы среди молодежи, повышение возможности трудоустройства являются важными задачами для экономического развития страны [4, c. 7-31] (Leonidova, 2021, p. 7-31).

Кроме того, в России наблюдается сокращение численности студентов высших учебных заведений очной формы обучения. Так, с 2006 года по 2016 год их численность уменьшилась на 33% [5]. Далее сокращение численности студентов в вузах продолжилось, в 2023 году по сравнению с 2015 г. она уменьшилась на 20,7% на фоне увеличения численности занятых с высшим образованием на 4,3%. Одной из причин данной тенденции стала действие «демографической ямы» [6] (Garshkov, 2023). В перспективе это повлечет сокращение численности обучающихся в высших учебных заведениях по всем формам обучения, что может оказывать негативное влияние на экономику. Однако безработица среди лиц, имеющих высшее образование меньше, чем безработица среди лиц с более низким уровнем образования [7, c. 512-527] (Kozhemyako, 2023, p. 512-527). Сокращение безработицы среди лиц, имеющих высшее образование, составило примерно 51% в 2023 году относительно 2020 года, а для категории людей, не имеющих высшее образование - 44% [2].

Как отмечается в литературе, отсутствие высшего образования, и как следствие недостаток профессиональных знаний, повлечет за собой не только проблему трудоустройства, но и как массовое явление будет оказывать негативное влияние на экономическое развитие страны [8, c. 72-78] (Mitrofanova, 2021, p. 72-78). Поэтому в последнее время остро встает проблема повышения эффективности занятости, которая во многом связана с несоответствием профессионального уровня подготовки работника требованиям производства, с дисбалансом между спросом и предложением на российском рынке труда. Несоответствие квалификации (профессиональной подготовки) работников характеристикам занимаемых ими рабочих мест – актуальная проблема, которая активно дискутируется в рамках анализа противоречий требований рынка труда и профессионального образования [9] (Popova, 2016). Поскольку квалифицированные специалисты являются основой для предприятий всех секторов экономики, уровень образования выступает одним из основных факторов, определяющих позицию человека на рынке труда. Также немаловажную роль играет качество образования при подготовке специалистов высшей квалификации, что является одним из ключевых факторов, который определяет перспективы развития экономики страны [10] (Panasyuk, 2018). Среди работодателей постоянно растет спрос на специалистов с высоким уровнем образования и квалификации. Такие специалисты востребованы в различных отраслях и смогут позволить себе выбор лучших предложений из перечня вакансий. Поэтому государство должно стимулировать людей к получению высшего образования и обеспечивать возможность получения качественного образования.

В литературе выделяют три категории молодежи: работающие по близкой специализации к изучаемой в вузе, работающие не по профилю и неработающие студенты. Наиболее эффективное и качественное образование отмечается у студентов, работающих по профильной специальности, они более мотивированы к получению знаний [11, c. 80-96] (Lyz, 2023, p. 80-96), кроме того работодатели более охотно берут выпускников вузов, которые имеют уже опыт работы по специальности. Такие выпускники обладают умениями и навыками, которые востребованы, а также в отличие тех, кто во время учебы в вузе не работал, им легче адаптироваться к условиям труда. Несмотря на то, что работающие студенты имеют больше академических задолженностей в процессе обучения, их уровень заинтересованности в получении образования выше, особенно, если они работают по профилю получаемого образования [12, c. 174-180] (Popova, 2022, p. 174-180).

В динамично развивающейся инновационной экономике возрастает значимость человеческого капитала, квалификации, знаний, умений и навыков. В связи с этим целью работы является анализ динамики занятости молодежи с высшим образованием и численности обучающихся в высшей школе в России и в субъектах РФ.

Научная новизна работы заключается в обосновании возможности применения индекса численности обучающихся на 1000 занятых для анализа динамики занятости молодежи, в том числе студентов высших учебных заведений очной формы обучения. С одной стороны, это позволяет уделять учебе больше внимания. Но, с другой стороны, многие выпускники вузов не получают необходимые практические навыки и умения, что в определенной степени влияет на уровень молодежной безработицы, поскольку они не могут трудоустроиться сразу по окончании вуза и вынуждены некоторое время искать работу.

Гипотеза автора: численность обучающихся в высших учебных заведениях очной формы обучения, не занятых или предпочитающих временную занятость, увеличивается, что в определенной степени связано с ростом доходов населения.

В работе использованы статистические методы анализа, определены тенденции изменения занятости молодежи с высшим образованием.

Основная часть

В современных условиях все больше студентов высших учебных заведений очной формы обучения не работают либо предпочитают временную занятость. С одной стороны, это позволяет им уделять учебе больше внимания. Но, с другой стороны, многие выпускники вузов не получают необходимые практические навыки и умения, что в определенной степени влияет на уровень молодежной безработицы, поскольку они не могут трудоустроиться сразу по окончании вуза и вынуждены некоторое время искать работу.

Для анализа этих процессов рассмотрим динамику численности рабочей силы следующих групп населения:

· рабочая сила в возрасте от 15 лет и старше;

· рабочая сила - лица, имеющие высшее образование;

· рабочая сила молодежи.

На рис. 1 представлена динамика численности рабочей силы и лиц, имеющих высшее образование.

Рисунок 1. - Численность рабочей силы в возрасте от 15 лет и старше и лиц с высшим образованием в России, тыс. чел.

Источник: составлено автором на основе [13]

Общая численность рабочей силы в 2023 году изменилась незначительно - по сравнению с 2015 голом сокращение составило 0,7%. Основной спад численности произошел в 2020 году, что можно объяснить влиянием пандемии на рынок труда [13]. Численность же лиц с высшим образованием в составе рабочей силы в 2023 году по сравнению с 2015 годом увеличилась на 7,8% [13].

В Российской Федерации с 2020 года возраст молодежи увеличен с 30 до 35 лет [14]. Рассмотрим подробнее динамику численности рабочей силы для трех возрастных категорий молодежи:

- 20-24 года;

- 25-29 лет;

- 30-34 года (рис. 2).

Рисунок 2. - Численность рабочей силы молодежи в возрасте 20 – 24 года, 25-29 лет и 30-34 года в России, тыс. чел.

Источник: составлено автором на основе [13]

В 2015 г. численность рабочей силы молодежи в возрастной группе 20-24 года уменьшилась на 35,6%, а в возрастной группе 25-29 лет - на 36%. Положительная динамика наблюдается для возрастной когорты от 30 до 34 лет – за рассматриваемый период их численность увеличилась на 2,7 % [13].

Следует отметить, что тенденция значительного сокращения численности рабочей силы молодежи в возрасте 20-24 года и особенно 25-29 лет прослеживается с 2018 года. Более благоприятная картина наблюдается у молодежи в возрасте 30-34 года. За рассматриваемый период наибольшая численность рабочей силы в возрасте 30-34 года отмечена в 2019 году, а к 2023 году при незначительном снижении на 614 тыс. человек повторяет показатель 2016 года [13]. Тенденция сокращения численности рабочей силы молодежи в возрасте 20-29 лет может быть обусловлена несколькими причинами. Например, завышенные ожидания молодежи при устройстве на работу, недоверчивое отношение работодателей (предложение низкооплачиваемых должностей без карьерного роста), неподготовленность выпускников к трудовой деятельности (отсутствие практических навыков), несоответствие требованиям бизнес-среды и рынка труда и прочее [7, c. 512-527] (Kozhemyako, 2023, p. 512-527), а также сокращением численности населения этой возрастной когорты (например, в 2023 г. по сравнению с 2020 г. численность лиц в возрасте 25-29 лет уменьшилась более чем на 4 млн. человек [15].

Рассмотрим динамику численности занятого населения в России и занятой молодежи трех возрастных категорий - от 20 до 24 лет, от 25 до 29 лет, 30 до 34 лет (рис. 3).

Рисунок 3. - Динамика численности занятого населения и молодежи, тыс. чел.

Источник: составлено автором на основе [13]

В 2020 году численность занятого населения достигла минимального значения за исследуемый период и по сравнению с 2015 годом сократились на 2,5%. Данная тенденция временного сокращения уровня занятого населения прослеживается и в других показателях занятости. Под воздействием covid-19 многие люди потеряли работу, так как не смогли перейти на удаленную занятость. Кто-то потерял бизнес, попал под сокращение, столкнулся с сокращением рабочего времени или был отправлен в неоплачиваемый отпуск [16, c. 135-141] (Popov,2021, p. 135-141).

C 2021 года наблюдается постепенное увеличение общей численности занятого населения и восстановление рынка труда, в 2022 году достигнут уровень 2019 года. Так, в 2023 году наблюдается увеличение на 1,8 % по сравнению с 2015 годом и на 4,3% по сравнению с 2020 годом. Очевидно, что пандемия значительно повлияла на численность занятого населения.

Однако за рассматриваемый период с 2015 по 2023 годы численность занятой молодежи в возрасте от 20 до 24 лет сократилась на 32,7%, в возрасте 25-29 лет - на 34,4%, но в возрасте от 30 до 34 лет увеличилась на 4,6 % [13].

На следующем рис. 4 представлена динамика численности лиц с высшим образованием - занятого населения и молодежи рассматриваемых трех возрастных категорий.

Рисунок 4. - Динамика численности занятой молодежи с высшим образованием,

тыс. чел.

Источник: составлено автором на основе [13]

По данным (рис. 4) можно отметить, что пандемия практически не оказала негативного влияния на численность занятого населения в возрасте от 15 до 72 с высшим образованием и прослеживается положительная тенденция: в 2020 году увеличилась на 4,8% по сравнению с 2015 годом. К 2023 году численность занятого населения с высшим образованием увеличилась на 4,2 % даже относительно 2022 года и на 9,3 % относительно показателей 2015 года. За рассматриваемый период с 2015 по 2023 год участие молодежи с высшим образованием в экономике в возрасте от 20 до 24 лет сократилось на 47 %, в возрасте 25-29 лет сократилось на 33,7 %, а вот в возрасте от 30 до 34 лет увеличилось на 8,9 % [13].

Анализируя динамику численности занятого населения, можно сделать вывод, что население, имеющее высшее образование, смогло лучше справиться с изменениями и переменами, возникшими на рынке труда в период с 2015 по 2023 год. Однако, если рассматривать занятость молодежи с высшим образованием в возрасте 20-24 года и 25-29 лет, то можно отметить тенденцию к снижению начиная с 2017 года. Наибольший вклад в численность занятого населения оказывает категория молодежи в возрасте 30-34 года. Показатели занятости при наличии высшего образования достаточно стабильны и существенно не меняются даже при воздействии негативных факторов.

Все больше людей, имеющих высшее образование, активно участвуют в экономике страны. Уровень квалификации работника оказывает основное влияние на формирование показателей занятости, что в свою очередь влияет на темпы и уровень развития экономики [17, c. 91-107] (Afanasyev, 2023, p. 91-107). Тенденция роста, которая прослеживается в показателях с 2015 года – 23867 тыс. человек, 2023 – 26094 тыс. человек, свидетельствует о значительном росте числа населения, имеющих высшее образование. С увеличением темпов экономического роста возрастает потребность в высококвалифицированных специалистах, имеющих соответствующий уровень образования [18, c. 112-124] (Novikov, 2022, p. 112-124). К сожалению, сокращение участия в экономики молодежи с высшим образованием от 20 до 29 лет, оказывает негативное влияние на экономику. Это ведет к возможным задержкам активного экономического роста, так как состояние образования населения определяет направления развития человеческого капитала страны и темпы роста экономики в долгосрочном периоде [19, c. 37-42] (Beleeva, 2022, 37-42).

Поскольку молодежь является очень важной составляющей на рынке труда, их занятость вносит значительный вклад в экономическое развитие страны. Кроме того, в последнее время прослеживается тенденция, согласно которой, молодежь не стремится к получению высшего образования. Престижность и востребованность высшего образования среди молодежи снижается. В Российской Федерации численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры в 2015/2016 учебном году составляла 4766,5 тыс. человек, а в 2022/2023 уменьшилась на 13,4 % и составила 4130,0 тыс. человек [5]. Молодежь переориентируются на получение более доступного и быстрого образования в колледже. По данным Федеральной службы государственной статистики, прием на обучение по программам среднего звена увеличился с 699,3 тыс. человек в 2015 году до 942,7 тыс. человек в 2022 году, то есть увеличился на 34,8%. Прием на обучение по программам высшего образования наиболее сильно сократился в 2020 году, на 10,5% (с 1221,8 тыс. человек в 2015 году до 1093,3 тыс. человек в 2020 году). Затем намечается тенденция к росту в 2021 и 2022 годах, но показатель 2022 года ниже на 1,7% по сравнению с 2015 годом и составляет 1201,5 тыс. человек [5]. Молодые люди рассматривают образование в утилитарном аспекте, то есть оно должно как можно скорее приносить прибыль и давать результат [20, c. 5-10] (Balashova, 2022, p. 5-10). Из этого следует, что стремление к скорейшему получению дохода, снижает мотивацию к получению высшего образования, так как увеличивает время для получения заданного уровня квалификации.

Предположительно тенденция к сокращению численности занятого населения в возрасте 20-24 года с высшим образованием сохранится в ближайшее время. Возможно, для изменения данной ситуации и для повышения возможности совмещать работу и учебу, работодателям следует предлагать студентам оптимальные гибкие форматы - частичная и / или удаленная занятость, в том числе формат стажировки [21, c. 71-78] (Zolotina, 2022, p. 71-78).

На (рис.5) представлена динамика уровня занятости населения в возрасте от 15 лет и старше и уровня занятости молодежи в возрасте от 20 до 24 лет, от 25 до 29 лет, от 30 до 34 лет.

Рисунок 5. - Динамика и прогноз уровня занятости населения, %

Источник: составлено автором на основе [13]

Следует отметить, что на фоне роста уровня занятости населения, уровень занятости молодежи в возрасте 20-24 года нестабилен. Снижение уровня занятости с 2015 по 2023 годы составило 5%, несмотря на небольшой рост в 2023 г. (на 0,5 процентных пункта). В целом в 2023 году наблюдалось увеличение уровня занятости молодежи в возрасте от 25 до 29 лет на 4,6 % по сравнению с 2015 годом, а для молодежи в возрасте 30-34 года - на 4,1% [22] (Bondarenko, 2023).

На (рис. 6) представлена динамика численности обучающихся в высшей школе и численности занятых с высшим образованием в Российской Федерации.

Рисунок 6. - Динамика численности обучающихся в высшей школе и численность занятых с высшим образованием, тыс. чел.

Источник: составлено автором на основе [13]

По данным на (рис. 6) можно отметить тенденцию к снижению численности обучающихся в вузах и повышение численности занятых, уже имеющих высшее образование.

В связи с актуальностью данного вопроса, Национальный исследовательский институт «Высшая школа экономики» рассчитывает коэффициент, показывающий численность обучающихся по указанным программам на 10 тыс. человек населения. В 2019 году данный коэффициент достиг максимального значения и составил 282 человека на 10 тыс. населения. Наблюдавшийся тренд на снижение сменился в 2022 году ростом. И в 2022 году выпуск бакалавров, специалистов и магистров увеличился на 0,4% [23] (Bondarenko, 2024). Однако этот коэффициент не отражает долю занятой молодежи с высшим образованием и не учитывает занятость населения. Поэтому для оценки динамики занятости лиц с высшим образованием и обучающихся по программам бакалавриата, магистратуры и специалитета нами рассчитан индекс численности обучающихся на 1000 занятых по Российской Федерации и по следующим субъектам РФ: г. Москва, г. Санкт-Петербург, Новосибирская область, Ростовская область, Республика Татарстан, Приморский край (табл. 1). Эти регионы – лидеры как по количеству высших учебных заведений, так и по численности обучающихся в высшей школе. Так, в 2022/2023 учебном году в этих регионах было сосредоточено 37,3 % [24] вузов страны и 37,6 % обучающихся в высшей школе [5].

Таблица 1

Индекс численности обучающихся на 1000 занятых в Российской Федерации

2015/2016
2016/2017
2017/2018
2018/2019
2019/2020
2020/2021
2021/2022
2022/2023
2022-2023 /2015-2016, пп.
Численность студентов, обучающихся по программам высшего образования
РФ
4766,5
4399,5
4245,9
4161,7
4068,3
4049,3
4044,2
4130,0
86,6
Москва
759,7
736,3
715,2
706,1
699,8
722,5
759,3
815,5
107,3
Санкт-Петербург
303,3
293,4
293,6
296,3
302,6
310,5
315,8
323,4
106,6
Новосибирская обл.
110,3
105,6
100,9
96,7
96,3
97,6
96,5
98,3
89,1
Ростовская обл.
149,2
138,6
134,5
136,4
133,2
132,3
129,8
130,5
87,5
Республика Татарстан
163,2
153,0
149,9
146,9
143,9
142,0
141,4
143,9
88,2
Приморский край
54,2
51,4
48,7
47,6
45,2
43,2
42,1
42,8
79,0
Занятые в возрасте 15 лет и старше с высшим образованием
РФ
23867
24252
24732
24819
24632
25023
24917
25046
104,9
Москва
3318
3447
3484
3566
3636
3979
3707
3900
117,5
Санкт-Петербург
1238,0
1257,0
1286,0
1313,0
1265,0
1338,0
1334,0
1360,0
109,9
Новосибирская обл.
451
421
484
464
453
415
456
423
93,8
Ростовская обл.
618,0
584,0
605,0
617,0
622,0
754,0
675,0
710,0
114,9
Республика Татарстан
667
674
693
694
705
703
714
726
108,8
Приморский край
312
316
329
326
277
295
288
285
91,3
Индекс численности обучающихся на 1000 занятых с высшим образованием
РФ
199,7
181,4
171,7
167,7
165,2
161,8
162,3
164,9
82,6
Москва
229,0
213,6
205,3
198,0
192,5
181,6
204,8
209,1
91,3
Санкт-Петербург
245,0
233,4
228,3
225,7
239,2
232,1
236,7
237,8
97,1
Новосибирская обл.
244,6
250,8
208,5
208,4
212,6
235,2
211,6
232,4
95,0
Ростовская обл.
241,4
237,3
222,3
221,1
214,1
175,5
192,3
183,8
76,1
Республика Татарстан
244,7
227,0
216,3
211,7
204,1
202,0
198,0
198,2
81,0
Приморский край
173,7
162,7
148,0
146,0
163,2
146,4
146,2
150,2
86,4
Источник: составлено автором на основе [13]

По данным таблицы видно, что в России индекс численности обучающихся на 1000 занятых снижается с 2015 года. Наибольшее снижение прослеживается в период 2015/2016 – 2016/2017 учебный год. Затем минимум отмечен в 2020/2021 учебном году и далее намечена тенденция к увеличению. В большинстве рассматриваемых регионов прослеживалась снижение численности обучающихся на 1000 занятых аналогично индексу по Российской Федерации. И с 2021/2022 года отмечается положительная динамика значения индекса для Москвы, Санкт-Петербурга, Ростовской области и Приморского края, кроме Республики Татарстан и Новосибирской области. Показатели индекса в некоторых регионах нашей страны значительно выше, чем средние показатели по России [10] (Panasyuk, 2018). Такая ситуация характерна для Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирской области, Республике Татарстан и Ростовской области. Приморский край показывают значение индекса численности обучающихся на 1000 занятых меньше, чем в среднем по Российской Федерации. Наибольшее значение показателя отмечается в Санкт-Петербурге, Новосибирской области и Москве. Уменьшение значения индекса в 2022-2023 году по сравнению с 2015-2016 годом в среднем по России довольно существенное – на 17,4%. Наибольший спад за рассматриваемый период отмечается в Ростовской области – на 23,9% и в Республике Татарстан – на 19%.

Заключение:

Уровень и качество образования влияют на возможности карьерного роста, самореализацию человека, его выход на более высокую социальную ступень и, как следствие, повышение уровня благосостояния населения.

Образование в современных реалиях играет ключевую роль не только при трудоустройстве, но и оказывает большое влияние на экономику в целом [25, c. 407-411] (Rybakova, 2024, p. 407-411), развитие высоких технологий и внедрение инноваций во все сферы жизни требует привлечение высококвалифицированных трудовых ресурсов. Важно привлекать в экономику лиц, обладающих высоким уровнем квалификации, развивать систему подготовки работников с высоким образовательным и профессиональным уровнем. Компетентные работники востребованы всегда.

Необходимо увеличивать сроки сохранения трудоспособности населения, повышать его квалификацию, что в свою очередь окажет влияние на эффективность использования трудовых ресурсов.

Для удовлетворения возрастающих потребностей экономики в кадрах высокой квалификации, система образования должна учитывать критерии подготовки востребованных сегодня специалистов соответствующего уровня. Ежегодно происходит увеличение спроса на молодую рабочую силу на фоне снижения уровня участия молодежи в экономике страны. Конкуренция среди молодежи снизилась, но возросла конкуренция компаний за молодых сотрудников [21, c. 71-78] (Zolotina, 2022, p. 71-78).

По сравнению с показателями предыдущих лет на рынке труда сокращается численность молодых специалистов в возрасте от 20 до 24 лет и от 25 до 29 лет. На фоне снижения показателя в этой возрастной категории отмечается положительная динамика в возрастном диапазоне 30-34 года.

С одной стороны, существует объективная необходимость повышения уровня образования населения в сложившихся социально-экономических условиях, что особенно актуально для молодежи. Это важная задача государства, поскольку уровень образования населения рассматривается как один из резервов экономического роста и развития страны, следовательно, необходимо поддерживать и повышать его уровень. С другой стороны, население должно быть заинтересовано в получении профессионально значимых знаний и навыков для обеспечения более высокого дохода, и перспектив карьерного роста. Однако численность молодежи, желающей получить высшее образование, снижается.

Еще одной немаловажной проблемой является трудоустройство молодежи с высшим образованием сразу после окончания вуза. Успешность трудоустройства зависит не только от внешних условий (рынок труда, востребованность профессии), но и от компетенций и ценностных установок выпускников [26, c. 4-13] (Lokosov, 2024, p. 4-13). Многие ученые считают, что для повышения участия молодежи в рабочей силе, необходимо разработать программы, которые будут содержать ряд целевых компонентов, включающих консультирование по поиску работы, помощь при трудоустройстве, подбор оптимального места работы [4, c. 7-31] (Leonidova, 2021, p. 7-31). С одной стороны, современные выпускники вузов имеют завышенные ожидания при устройстве на работу. А с другой стороны, работодатели имеют ряд других проблем: они не могут найти квалифицированных специалистов с высшим образованием для своих предприятий [6]. Во многом именно с этим связано сокращение занятости молодежи в возрасте от 20 до 29 лет. Не все выпускники вузов имеют высокий уровень практической подготовки, особенно те, кто не работал во время обучения. Необходимо повышение качества образования, соответствия квалификации выпускника запросам работодателя. Для этого должна быть сформирована гибкая и эффективная система подготовки специалистов, ориентированных на актуальные запросы экономики. Данная система должны быстро приспосабливаться к изменяющимся запросам времени. Также возможно рассмотреть вопрос содействия занятости молодежи, например, реализуя программы профессиональной ориентации, доступного образования и профессиональной подготовки, которые будут востребованы на рынке труда в большей степени. Для повышения уровня занятости молодежи и участия в экономике страны, работодателям следует рассмотреть создание для молодежи достойных рабочих мест, а также временных рабочих мест, которые дадут возможность получить практический опыт [27, c. 269-276] (Yushmanov, 2023, p. 269-276). Прохождение практики на профильном предприятии во время обучения в университете, должно стать неотъемлемой частью подготовки специалиста с высшим образованием. Данные мероприятия должны способствовать максимальной готовности молодежи к началу трудовой деятельности.

Таким образом, несмотря на то, что значение индекса численности обучающихся на 1000 занятых в среднем по России снижается, наблюдается положительная динамика роста численности выпускников высших учебных заведений. Сохранение и увеличение численности выпускников вузов является актуальной проблемой на сегодняшний день. Крайне важно сохранить положительный тренд в выпуске бакалавров, специалистов и магистров, который сменил в 2022 году тренд на понижение, наблюдавшийся с 2016 года. Численность молодых специалистов увеличилась на 0,4% в основном из-за увеличения численности выпускников математических и естественных наук (на 5,6%), здравоохранения и медицинских наук (на 5,4%) [23].

Снижение значения индекса в определенной степени связано и с тем, что в России около 72% родителей готовы оплачивать получение высшего образования своим детям [28]. Одной из причин данной тенденции может являться рост доходов и заработной платы населения. По данным Федеральной службы государственной статистики России, с 2015 по 2022 год включительно среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций увеличилась в среднем по России на 47,9%. В рассматриваемых регионах увеличение заработной платы составило соответственно: Москва – 48,8%, Санкт-Петербург – 49%, Ростовская область – 44,1 %, Республика Татарстан – 44,2%, Новосибирская область – 47,8%, Приморский край – 46,8% [5]. Данная тенденция к росту сохраняется - в июне 2024 года заработная плата работников организаций увеличилась на 15,3 % по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года [29]. Аналогичная тенденция прослеживается и в показателях среднедушевого дохода населения. Согласно статистическим данным в Российской Федерации этот показатель увеличился на 48,5% с 2015 по 2022 год включительно. В некоторых рассматриваемых регионах показатели изменения среднедушевого дохода населения меньше, чем в среднем по РФ: в Республике Татарстан – 38,7% и в Приморском крае – 47,5%. В остальных выбранных регионах показатели выше. Например, в Санкт-Петербурге – 69,7%, в Москве – 57,7%, в Новосибирской области – 56%, в Ростовской области – 55% [5]. Именно это, как отмечается в литературе, оказывает определенное влияние на решение студентов вузов о трудоустройстве и они откладывают выход на работу, но следствием этого является отсутствие опыта работы у выпускника после окончания вуза [30, c. 138-157] (Razumova, 2019, p. 138-157).

Все актуальные проблемы, связанные с подготовкой квалифицированных специалистов, знания, умения и навыки, которых будут соответствовать запросам работодателя, требуют только комплексного подхода. Решение всех вышеперечисленных проблем возможно при участии как со стороны общества, так и со стороны государства.


References:

Demograficheskiy ezhegodnik Rossii. 2023 [Demographic Yearbook of Russia. 2023] (2023). M.: Rosstat. (in Russian).

Doklad «Sotsialno-ekonomicheskoe polozhenie Rossii» [The Socio-Economic Situation in Russia] (2024). M.: Rosstat. (in Russian).

Rabochaya sila, zanyatost i bezrabotitsa v Rossii (po rezultatam R13 vyborochnyh obsledovaniy rabochey sily) [Labor force, employment and unemployment in Russia (based on the results of sample surveys of the labor force)] (2022). M.: Rosstat. (in Russian).

Regiony Rossii. Sotsialno-ekonomicheskie pokazateli. 2023 [Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2023] (2023). M.: Rosstat. (in Russian).

Sotsialno-ekonomicheskoe polozhenie Rossii: 2024 [Socio-economic situation of Russia 2024] (2024). M.: Rosstat. (in Russian).

Afanasev M.Yu., Gusev A.A., Nanavyan A.M. (2023). Otsenka professionalnoy struktury zanyatogo naseleniya v rossiyskikh regionakh na osnove kontseptsii ekonomicheskoy slozhnosti [Assessing the professional structure of the employed population in russian regions on the basis of economic complexity concept]. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 16 (6). 91-107. (in Russian). doi: 10.15838/esc.2023.6.90.5.

Balashova E.S., Shigaeva S.A., Tsyganova P.A. (2022). K voprosu o vliyanii vysshego obrazovaniya na ekonomiku Rossii [On the question of the impact of higher education on the Russian economy]. Innovation economy: prospects for development and improvement. (4(62)). 5-10. (in Russian).

Beleeva I.D., Zaglodina T.A., Pankratova L.E., Titova N.B. (2022). Vostrebovannost vysshego obrazovaniya v otsenkakh sovremennyh studentov [The demand for higher education in the assessments of today’s students]. Pedagogical education in Russia. (1). 37-42. (in Russian). doi: 10.26170/2079-8717_2022_01_04.

Bondarenko N.V., Varlamova T.A., Gokhberg L.M. i dr. (2023). Indikatory obrazovaniya: 2023 [Education indicators 2023] M.: Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». (in Russian).

Bondarenko N.V., Varlamova T.A., Gokhberg L.M. i dr. (2024). Indikatory obrazovaniya: 2024 [Education indicators 2024] M.: Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». (in Russian).

Gorshkov M.K., Sheregi F.E., Tyurina I.O. (2023). Vosproizvodstvo spetsialistov intellektualnogo truda: sotsiologicheskiy analiz [Reproduction of intellectual labor specialists: a sociological analysis] Moscow: FNISTs RAN. (in Russian).

Kozhemyako S.V., Alpatova E.S. (2023). Sovremennye problemy i perspektivy razvitiya rynka truda [Modern problems and prospects of labor market development]. Moscow Economic Journal. 8 (3). (in Russian). doi: 10.55186/2413046X_2023_8_3_139.

Ledneva S.A., Shichkin I.A. (2020). Sovremennye tendentsii molodezhnoy zanyatosti [Current trends in youth employment]. Finansovye rynki i banki. (6). 43-49. (in Russian).

Leonidova G.V., Dimoni K.O. (2021). Trudovoy potentsial molodezhi: zaprosy sovremennogo rynka truda [Labor potential of young people: demands of contemporary labor market]. Problems of Territory’s Development. 25 (6). 7-31. (in Russian). doi: 10.15838/ptd.2021.6.116.1.

Lokosov V.V., Yarasheva A.V., Makar S.V. (2024). Prostranstvennoe raspredelenie chelovecheskikh resursov: sfery obrazovaniya i truda [Spatial distribution of human resources: education and labor spheres]. Population. 27 (2). 4-13. (in Russian). doi: 10.24412/1561-7785-2024-2-4-13.

Lyz N.A., Istratova O.N., Golubeva E.V. (2023). Rabotayushchie studenty: obrazovatelnaya uspeshnost i subektivnoe blagopoluchie? [Working students: educational success and subjective well-being]. Higher education in Russia. 32 (2). 80-96. (in Russian). doi: 10.31992/0869-3617-2023-32-2-80-96.

Mitrofanova E.A., Mitrofanova A.E. (2021). Molodezh na rynke truda [Youth in the labor market]. Human resource management and intellectual resources management in Russia. 10 (6). 72-78. (in Russian). doi: 10.12737/2305-7807-2022-10-6-72-78.

Novikov S.V., Plakhin A.E. (2022). Issledovanie vliyaniya sfery vysshego obrazovaniya na vypusk otrasley natsionalnoy ekonomiki [Research of the influence of the sphere of higher education on the output of branches of the national economy]. Vestnik altayskoy akademii ekonomiki i prava. (10-1). 112-124. (in Russian). doi: 10.17513/vaael.2439.

Panasyuk V.P., Tretiakova N.V. (2018). Kachestvo obrazovaniya: innovatsionnye tendentsii i upravlenie [Quality of education: innovative trends and management] Yekaterinburg: Izd-vo Ros. gos. prof.-ped. un-ta. (in Russian).

Popov A.V. (2021). Vliyanie pandemii covid-19 na zanyatost naseleniya v Rossii (po materialam Vologodskoy oblasti) [The COVID-19 pandemic´s impact on employment of population in Russia (based on the materials of the Vologda region)]. Vestnik Universiteta. (8). 135-141. (in Russian). doi: 10.26425/1816-4277-2021-8-135-141.

Popova I.P. (2016). Nesootvetstvie professionalnyh kompetentsiy rabotnikov trebovaniyam rabochikh mest na rynke truda v mezhdunarodnom i rossiyskom kontekstakh [The discrepancy between the professional competencies of employees and the requirements of jobs in the labor market in international and Russian contexts] M.: Federalnyy institut razvitiya obrazovaniya. (in Russian).

Popova R.I., Toksanbaeva M.S. (2022). Faktory izmeneniya ekonomicheskoy aktivnosti trudosposobnogo naseleniya [Factors of changes in the economic activity of the able-bodied population] Saving the population of Russia: health, employment, standard and quality of life. 174-180. (in Russian). doi: 10.19181/konf.978-5-89697-399-7.2022.32.

Razumova T.O., Zolotina O.A. (2019). Osobennosti zanyatosti vypusknikov vuzov na rossiyskom rynke truda [Features of employment of university graduates in the Russian labor market]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 6: Ekonomika. (2). 138-157. (in Russian).

Rybakova I.S. (2024). Dinamika zanyatosti molodezhi s vysshim obrazovaniem i chislennost obuchayushchikhsya v vuzakh Rossii [The dynamics of youth employment with higher education and the number of students in Russian universities] Strategic planning and enterprise development. 407-411. (in Russian). doi: 10.34706/978-5-8211-0822-7-s2-32.

Yushmanov M.V. (2023). Statisticheskiy analiz zanyatosti molodezhi [Statistical analysis of youth employment]. Management accounting. (6). 269-276. (in Russian). doi: 10.25806/uu62023269-276.

Zolotina O.A., Sagdeeva A.T. (2022). Rynok truda i zanyatost molodezhi v Rossii [The labor market and youth employment in Russia]. Human resource management and intellectual resources management in Russia. 11 (5). 71-78. (in Russian). doi: 10.12737/2305-7807-2022-11-5-71-78.

Страница обновлена: 08.04.2025 в 12:15:20