Integration of adaptive management methods into strategic planning of road construction

Ayrapetyan R.G.1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 14, Number 10 (October 2024)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=75096485

Abstract:
The article discusses the methodology of adaptive management in the context of strategic planning for road construction. The study focuses on the application of logical-linguistic modeling, situational analysis, and scenario planning to improve the quality of planned decisions and take into account external factors. The author analyzes various types of planning (strategic, medium-term, current, and operational) and their specific characteristics, emphasizing the importance of using modern methods and tools to increase the effectiveness of strategic planning and risk management. The article is of interest to specialists in the field of management, planning and road construction, as it offers new approaches to solving problems related to adaptation to dynamically changing external conditions and the need for effective resource utilization and risk minimization.

Keywords: strategic planning, management, situational approach, adaptive management, method

JEL-classification: E24, J24, O15



1. Введение

Актуальность.

В текущих реалиях работы плановой службы дорожно-строительной организации отмечается переход к структурированному подходу к организации системы планирования, основывающейся на принципах планомерности, ответственности и минимизации рисков, что ранее было характерно для предприятий, функционирующих в командно-административной экономике [1, c. 117]. Социальные обязательства, многосложность экономических взаимоотношений, разнообразие контактов и связей, а также неоднородность уровней цифровизации элементов планирования требуют формального установления стандартизованных единиц задач, поручений и знаний в ходе планирования, гарантирования целевого регулирования количественных и качественных характеристик плана для анализа промежуточных итогов и достижения финальных целей. Все это требует особого подхода к управлению информацией и знанием в системе планирования,т.е. постепенной формализации стандартных единиц задач, заданий и знаний в планово-бюджетной работе, а также использования подсистемы динамического нормирования количественных и качественных показателей плана для анализа промежуточных результатов и достижения конечной цели. Основная научная задача состоит в конкретизации современных методик и подходов к планированию в дорожном строительстве, учитывая особенности данной отрасли и сложность современных хозяйственных отношений и рынка.

Литературный обзор

Методологические проблемы стратегического планирования во многом зависят от конкретизации научного фундамента и практического применения нормативно-правовых актов. Аналитический доклад Высшей школы экономики (ВШЭ) "Стратегическое планирование в Российской Федерации: состояние методического обеспечения" 2016 года отмечает необходимость улучшения методологии для повышения эффективности государственного управления [2, c.51].

Е.Б. Ленчук [3, c.26] и О.О. Смирнова [4, c.38] отмечают, что не обеспечивается сбалансированность документов стратегического характера по направлениям и задачам, а также гибкость и адаптивность при смене целевых ориентиров, отсутствуют нормы регулирования единой последовательности разработки и утверждения документов стратегического характера и связи между стратегическим целеполаганием и реализацией государственных программ.

В научных трудах С.Ю. Глазьева [5, c.16], А.Г. Аганбегяна [6, c.39], Г.Б. Клейнера [7, c.11] И.Л. Авдеевой [8, c.191] отмечается необходимость повышения эффективности функции государственного управления через развитие методологии стратегического планирования, так как современные подходы к организации системы планирования требуют предвидения возникновения угроз стратегических проблемных ситуаций [9, c.38] в процессе целереализации. Необходимость пересмотра методов и моделей формирования плановых решений возникает с развитием информационно-коммуникационных технологий управления и использованием интеллектуальных решений в экономике и финансах отмечается в трудах В.В. Громова [10, c.127] и С.Д. Бодрунова [11 , c.13], А.Е. Городецкий [12, c.120] . Современные условия развития методологии управления требуют умных решений руководства, проверки сценариев и гипотез планов на риски и многомерность угроз на каждом ярусе управления [13, c. 33].

Однако, как показал литературный обзор, по методологии стратегического планирования в дорожном строительстве крайне мало научных исследовательских материалов. По этим вопросам следует отметить работы И.М. Царенковой [14, c.100] по концепции развития, В. И. Майорова [15, c.29] по синхронизации задач государственной политики, Л.Г. Кириллова, А. А. Ишанкулова [16, c.28] по проблемам государственного управления дорожным хозяйством.

Научный пробел

Существует необходимость в новых подходах к стратегическому планированию в дорожном строительстве, которые бы учитывали изменения внешней среды и требования к ресурсоэффективности и минимизации рисков. Традиционные методы стратегического планирования часто оказываются недостаточно гибкими и адаптируемыми к современным условиям.

Цель исследования

Целью исследования является конкретизация методических решений на основе адаптивного управления для разработки стратегического планирования дорожно-строительной организации, которая позволила бы улучшить качество принимаемых решений, учесть внешние факторы и снизить риски.

Научная новизна

Методология адаптивного управления предлагает новые подходы к стратегическому планированию, основанные на логико-лингвистическом моделировании и современных инструментах анализа и планирования. Это позволяет учитывать динамику внешней среды, проводить ситуационный анализ и разрабатывать сценарии решений, что повышает гибкость и адаптивность планов.

Авторская гипотеза

Использование для проверки сценарив (гипотез) плана лингвистических качественных переменных и логических правил для структурирования информации согласно методологии адаптивного управления будет способствовать повышению эффективности стратегического планирования в дорожном строительстве, улучшению качества принимаемых решений и снижению рисков. Это будет достигнуто за счет лучшего учета внешних факторов, использования современных методов управления знанием в планировании, а также более тщательного управления ресурсами и рисками.

Методология

Методология исследования включает анализ литературы по адаптивному управлению и стратегическому планированию, разработку теоретических основ методологии адаптивного управления, создание концептуального каркаса сложной экономической системы, ориентированной на дорожное строительство, и применение когнитивных динамических сценариев. Также используется фреймовое представление знаний и технологии целевого нормирования.

В конце 1990-х годов теория адаптивного управления промышленными комплексами как один стратегических подходов в управлении экономикой и планировании получил признание благодаря трудам Б.Л. Кукора [17, c.120] и Г.В. Клименкова. Этот подход базируется на важной кибернетической концепции Д.А. Поспелова [18, c.56], которая касается ситуационного управления сложными социальными и экономическими системами, обей параметрической теории А.И. Уемова [19, c.130], концепции современного языкознания В.Я.Шабеса [20, c.97]. Следует выделить два основных направления формирования плановых решений в системе: исследовательское и нормативное:

1) В исследовательском отношении сценарии и гипотезы плана описывались как «будущие потребности и возможности» [21, с.104];

2) В нормативном отношении они составляли базу данных, информации (норм, целевых нормативов) знаний как «плановые, организационные и координационные процессы» [21, с.104] для принятия решений и закрепления ответственности в управляющей структуре.

Главная цель этого подхода заключалась в поддержании устойчивого динамического равновесия [21, с.105].

Базой данного подхода и основой для организации планирования явлются - концептуальный каркас сложной экономической системы, ориентированной на предметную область исследования - дорожное строительство, и использование рискозащищённых технологий планирования, включая динамические когнитивные сценарии [22, c.214], фреймовое представление знаний и технологии целевого нормирования. Методы теории адаптивного управления промышленными комплексами Б.Л. Кукора базируется на логико-лингвистическом моделировании стратегических проблемных ситуаций и управлением знаниями, интегрируя количественные и качественные показатели через семантическое моделирование (интеграцию смыслов), выраженную фразами естественного языка. Моделирование предполагает использование фреймов для представления знаний субъекта об объекте исследования (включая взаимосвязи и отношения), что способствует обобщению производственных и финансовых показателей различных уровней, в данном случая для дорожного строительства. Результатом оценки работы модели являются рекомендации по выбору сценария решения.

Тогда в следующей таблице 1 можно представить перечень и описание обеспечивающих, функциональных подсистем для организации планово-бюджетной деятельности:

Таблица 1. Описание обеспечивающих подсистем

Обеспечивающая подсистема
Описание
Для стратегического (долгосрочного)
Организация механизма осознанного выбора структуры потока продукции и услуг
Для среднесрочного
Организация механизма адаптивного управления
Для текущего
Организация механизма динамического нормирования
Для оперативного
Организация способов актуализации информации, стадийного планирования
Подсистема взаимодействия с информационными и
геоинформационными системами
Обмен данными и информацией с разнообразными партнерскими
и внешними системами
Подсистема административного контроля, мониторинга и оценки результатов
Эффективное управление и контроль
за реализацией стратегических планов
Авторская таблица

Планирование дорожного строительства осуществляется с помощью различных методов и инструментов. Одним из основных методов является технико-экономическое обоснование (ТЭО), которое позволяет оценить экономическую эффективность проекта, включая затраты на строительство, эксплуатацию и возможную прибыль. Для этого часто используются специализированные программы, такие как Project Expert, который помогает провести анализ затрат и выгод, определить срок окупаемости проекта и оценить риски. Для проектирования дорог применяются геоинформационные системы (ГИС), которые позволяют создавать цифровые карты местности, проводить анализ геологических и гидрогеологических характеристик, оценивать влияние строительства на окружающую среду и разрабатывать оптимальные маршруты. Примером такой ГИС может служить ArcGIS.

В связи со сменой парадигм государственного управления и пересмотром положений теории экономики и управления следует признать необходимость применения новых подходов к стратегическому планированию, особенно для критически важной составляющей народного хозяйства - дорожному строительству. Для стратегического планирования рекомендуется использовать проверенные методы и инструменты [23, c.1185], такие как моделирование плановых решений, поддержка принятия решений, системный подход, ситуационный анализ, сценарное планирование [24, c.70], компьютерная диагностика и проектирование, а также технологии искусственного интеллекта.

В аналитических и прогностических задачах предлагается использовать сквозные информационно-коммуникационные модули для сбора и обработки больших данных, а также машинное обучение. Аналитические инструменты могут включать методы системного анализа (сценарии, экспертные методы), методы формализованного представления систем (экономические, математические, графические), а также когнитивное моделирование (логико-лингвистические, семиотические методы).

Конкретизация методов и инструментов стратегического планирования включает представление способов разработки и обоснования плановых решений, анализ их связей с целями, параметрами плана, прогнозируемыми последствиями при распределении ресурсов и ответственности.

На начальном этапе используются методы поиска, обработки данных и информации, ее верификации, систематизации и актуализации. Применяются методы стратегического анализа деятельности объектов планирования (PESTEL, SWOT, методы развития инноваций, открытые инновации), а также методы обработки информации, включая системно-структурный анализ, Agile-методы, структуризацию целей и функций, сетевой анализ, управление измерениями, сценарный подход, кластерный анализ и сегментацию рынка, многокритериальный анализ.

Используются комплексные методы выработки плановых решений, такие как программно-целевой, сценарный, балансовый, сетевой подходы, а также методы моделирования управленческих решений, методы оптимизации и когнитивные методы.

2. Результаты

2.1. Распознавание стратегических проблемных ситуаций: стратегия -план - целевой норматив - распределение ресурсов и закрепление ответственности - контроль

Основой разработки планов является стратегия развития дорожно-строительной организации, которая, согласно ситуационному подходу, обеспечивает всестороннее решение стратегических проблемных ситуаций и предотвращает риск их возникновение. Инструментом их выявления в условиях динамичности внешней среды является механизм адаптивного управления [25, с.117], разработанный в рамках теории адаптивного управления.

Распознавание стратегических проблемных ситуаций в дорожном строительстве включает антиципацию угроз проявления стратегических проблемных ситуаций, разработку и проверку гипотез плановых сценариев их решения, а также актуализацию и установление целевых нормативов в соответствующих базах знаний.

Этот процесс начинается с идентификации стратегических проблемных ситуаций (в объекте, субъекте и отношениях между ними), влияющих на развитие и функционирование дорожной инфраструктуры в регионе, например, таких как недостаточная пропускная способность дорог, плохое состояние покрытия, неэффективная организация дорожного движения и низкий уровень безопасности.

Затем разрабатываются сценарии (фреймы) для решения этих проблем и исследуются их причинно-следственные связи посредством дискретно-ситуационной сети, например, включая улучшение качества и количества дорог, внедрение современных технологий управления движением и повышение стандартов безопасности.

Для управления, особенностью этого процесса является установление и актуализация целевых нормативов, которые будут служить ориентиром для оценки выигрышей и потерь, оценки эффективности взаимодействия, скорости разрешения проблемных ситуаций, т.е. для анализа действенности и эффективности реализуемых мер.

Банк информации по актуальным целевым нормативам может включать показатели пропускной способности, количества аварий, характеристики прецедентов, времени ожидания на светофорах и других метрик, отражающих качество дорожной инфраструктуры и безопасность движения.

Таким образом, гибкость интегрированных методов распознавания проблемных ситуаций в системе планирования позволяет быстро адаптироваться к изменениям внешней среды и внутренней структуры организации, а интерактивность интерфейса системы планирования обеспечивает взаимодействие между различными уровнями управления и подсистемами для обеспечения эффективного функционирования всей системы.

При этом, подчеркнем, что автоматическая проверка гипотез плана, сценариев может и должна происходить на основе экспертных систем, сквозных технологий управления в цифровом формате и такой высокий уровень их прогнозируемости позволяет предсказывать будущие события и тенденции на основе анализа данных и статистических моделей. Кроме того, современные экспертные системы, например «Руководитель» [26, c. 26] могут использовать технологии искусственного интеллекта и машинного обучения для оптимизации процессов принятия плановых решений и управления рисками.

Важность планомерного развития дорожной строительной организация во многом связано с ресурсным обеспечением, т.е. с распределением ресурсов, ответственности и контролю.

Вопросы верификации, калибровки данных и информации в системе стратегического управления требуют совершенствования функциональных подсистем для целевого нормирования, адаптации и прогнозирования внешних условий для хозяйствующих субъектов различного масштаба.

2.2. Параметры и показатели планирования для дорожной строительной организации

В контексте методологических проблем стратегического планирования, необходимо учитывать специфику системного подхода в области дорожного строительства, когда стратегические задачи и основные целевые нормативы включают разработку и реализацию долгосрочных планов ( в основном на основе проектного подхода к управлению), но которые непременно учитывают не только текущее состояние инфраструктуры, но и будущие потребности общества в транспорте и коммуникациях, это значит что необходимо расширять традиционные показатели и параметры планирования за счет интеграции качественных, лингвистических переменных и логических правил. Современная система планирования дорожно-строительной организации должна предусматривать использование современных технологий проектирования и мониторинга строительных работ, а также включать механизмы адаптации к изменениям окружающей среды и экономическим тенденциям, подсистемы управления риском и проч.. Важным аспектом является учет экологических и социальных последствий строительства дорог, а также разработка мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Параметры и показатели планирования для дорожной строительной организации включают нижеследующее:

1. В качестве стратегических целей могут быть выдвинуты:

· Долгосрочное развитие и расширение инфраструктуры.

· Повышение качества и безопасности дорог.

· Внедрение инновационных технологий и материалов [27, c.142].

2. В качестве инвестиционо-финансовых показателей:

· Целесообразность.

· Доходность и долгосрочная окупаемость проектов.

· Инвестиционные затраты и возвратность инвестиций.

· Эффективность использования финансовых ресурсов.

3. Как технологические показатели применяются:

· Качество и долговечность дорожного покрытия.

· Использование современных технологий и материалов.

· Совершенствование техники и оборудования.

4. Для организационных показателей могут быть использованы:

· Эффективность управления проектами.

· Качество управления человеческими ресурсами.

· Уровень профессионализма и компетентности сотрудников.

5. Экологические показатели могут быть представлены:

· Минимизация экологического воздействия.

· Применение экологически безопасных технологий и материалов.

· Соблюдение норм и стандартов экологической безопасности.

6. Социальные показатели - это такие, как:

· Улучшение условий труда и безопасности работников.

· Участие в социальных и благотворительных программах.

· Влияние на социальную инфраструктуру региона.

При этом важными операционными параметрами и показателями в системе планирования, подсистеме динамического нормирования в дорожном строительстве выступают - сведения о кратчайшем расстоянии между крайними пунктами дороги; возможности сокращения длины дороги за счет строительства мостов, дамб, путепроводов, тоннелей; учитываются опасности схождения с близлежащих гор лавин и камнепадов на дорогу; обращается внимание на необходимость сноса сооружений, мешающих прокладыванию дороги. Интеграция лингвистических качественных переменных и актуализация логических правил в процессе динамического формирования гипотез и сценариев плана позволит в уточнить и конкретизировать промежуточные итоги выполнения плановых заданий и своевременно скорректировать необходимые действия в случае выявленных отклонений от плана, выявления диспропорций и т.д.. В планировании и нормировании с помощью семантического моделирования слабоструктурированной информации учитываются показатели нарушения экологии, архитектурных ансамблей и археологических раскопок, а также препятствия других линий коммуникаций, что в общем и целом влияют на общую стоимость строительства и продолжительность дорожно-строительных работ. Итак, для эффективного применения методов и моделей планирования необходимо интегрировать лингвистические качественные переменные и актуализировать логические правила в процессе динамического формирования гипотез и сценариев плана.

Как и при проектировании, в системе нормирования и планирования результаты инженерных изысканий, сведения по обоснованию определения границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, а также данные схемы организации движения транспорта и пешеходов, схемы границ территорий объектов культурного наследия, схемы границ зон с особыми условиями использования территории.

Далее необходимо конкретизировать основные параметры и показатели планирования дорожно-строительной организации (табл.2):

Таблица 2. Основные параметры и показатели планирования

Вид планирования
Стратегическое (долгосрочное)
Среднесрочное (Ср)
Текущее (Т)
Оперативное (Оп)
Номенклатура
Номенклатура продукции по ОКПД 2
Ø Ср - перечень приоритетной продукции;
Ø Т - весь перечень продукции;
Ø Оп - подробный перечень;
Ресурсов
Ориентировоч-
ная, уточнимая
Ø Ср - величина расходов по всем типам ресурсных комплексов;
Ø Т - величина расходов по всем типам ресурсных комплексов и всей номенклатуре;
Ø Оп - подетальные и пооперационные нормы и нормативы по типам ресурсных комплексов и по полной номенклатуре;
Сроки
Ориентировоч-ные
Ø Ср - календарные сроки;
Ø Т - точные сроки;
Ø Оп - графики проведения работ (посуточные, часовые);
Эффективность
Оценка достижимости целей, обеспеченности ресурсами, окупаемости, экологизации
Ø Ср - проверка соотношения доходов и расходов, хозрасчет, экологичность;
Ø Т - соблюдение баланса плана по производительности труда, окупаемости, рентабельности;
Ø Оп - своевременность и полнота выполнения плана по номенклатуре и срокам;
Документы
Стратегический план, программа производства и сбыта, программа инноваций и инвестиций, план финансирования
Ø Ср - план технического развития и организации производства, план снижения издержек и повышения качества, финансовый план, НИОКР, по труду и заработной плате, МТО, закупок;
Ø Т - годовой план, плановые технико-экономические и экологические нормативы и нормы, план по себестоимости, прибыли, рентабельности;
Ø Оп - оперативные планы в разрезе кварталов, месяцев... суток;
Исполнители
Указываются исполнители без указания соисполнителей
Ø Ср - устанавливаются исполнители и соисполнители по этапам сетевого графика и видам работ;
Ø Т - устанавливаются подробные сведения о распределении работ по этапам, номенклатуре и по исполнителям (участникам);
Ø Оп - подетальное/постадийное закрепление работ по исполнителям;
Авторская таблица

Из таблицы 2 видно, что стратегическое планирование направлено на долгосрочную перспективу и охватывает номенклатуру продукции по ОКПД 2. Стратегическое планирование в дорожном строительстве и развитии дорожной инфраструктуры [28, c.43] ориентировано на долгосрочные цели и задачи функционирования дорожно-строительной организации, включающие разработку планов строительства новых дорог, модернизации существующих, внедрения современных технологий и материалов, а также создания условий для безопасного передвижения. Как правило, оно включает ориентировочные расходы по всем типам ресурсных комплексов и ориентировочные сроки, а эффективность оценивается по достижимости целей, обеспеченности ресурсами, окупаемости и экологичности. Основными документами являются стратегический план, программа производства и сбыта, программа инноваций и инвестиций, план финансирования, но исполнители определяются без указания соисполнителей [29, c.211].

Далее среднесрочное планирование основывается на перечне приоритетной продукции и величинах расходов по всем типам ресурсных комплексов. Среднесрочное планирование функционирования дорожно-строительной организации заключается в плановых расчетах по конкретным проектам, таких как строительство определенных участков дорог и транспортных артерий, модернизация отдельных их участков, внедрение новых технологий и применения нового оборудования и спецтехники, импортозамещения [30, c.4] на основе подсистемы целевого динамического нормирования. Оно включает календарные сроки и проверяет соотношение доходов и расходов, хозрасчет и экологичность. При этом документы включают план технического развития и организации производства, план снижения издержек и повышения качества, финансовый план, НИОКР, по труду и заработной плате, МТО, закупок. Устанавливаются исполнители и соисполнители по этапам сетевого графика и видам работ.

В итоге текущее планирование оперирует полным перечнем продукции и величинами расходов по всем типам ресурсных комплексов и всей номенклатуре [31, c.180]. Текущее планирование, как правило, через систему нормирования и механизм адаптивного управления связано с управлением текущими работами и расходами с акцентов на временной их аспект, такими как ремонт и содержание дорог, организация движения, обеспечение безопасности на дорогах. В месте с тем, точные сроки устанавливаются наряду с соблюдением баланса плана по производительности труда, окупаемости и рентабельности. Документы включают годовой план, плановые технико-экономические и экологические нормативы и нормы, план по себестоимости, прибыли и рентабельности. Подробные сведения о распределении работ по этапам, номенклатуре и по исполнителям устанавливаются.

В заключении оперативное планирование использует детальный перечень продукции и подетальные и пооперационные нормы и нормативы по типам ресурсных комплексов и по полной номенклатуре. Оперативное планирование (а также диспетчеризация) касается ряда важных повседневных операций - таких как проведение ремонтных работ, уборка снега, организация дорожного движения в чрезвычайных ситуациях. Графики проведения работ (посуточные, часовые) служат для определения сроков. Соблюдается своевременность и полнота выполнения плана по номенклатуре и срокам. Оперативные планы составляются в разрезе кварталов, месяцев... суток. Подетальное/постадийное закрепление работ по исполнителям является обязательным.

Как заметно из приведённого выше перечня показателей, в дорожном строительстве одной из главных проблем является наличие ресурсных ограничений, включая KPI по финансам, материалам, спецоборудованию и квалифицированному персоналу, экологии, качеству, инновациям (новым технологиям, материалам). Финансовые ограничения могут привести к задержкам в строительстве или даже к остановке проектов из-за недостатка средств, конфликтам на местах (вплоть до уголовно- административной ответственности). Материальные ограничения, включая нехватку асфальта, бетона или других строительных материалов, также могут существенно замедлить работу и увеличить стоимость проекта. Недостаточное количество современного оборудования и техники приводит к снижению эффективности работы, снижению производительности труда и повышению вероятности просчетов и ошибок. Кроме того, нехватка квалифицированного персонала, особенно инженеров и рабочих с опытом в дорожном строительстве, затрудняет выполнение сложных проектов и увеличивает риск несчастных случаев. Объективированная ответственность должна быть распределена в соответствии с риском.

3. Выводы

Таким образом, в исследовании подчеркивается необходимость перехода от хаотичного подхода к планированию к более структурированному, системному, что обусловлено необходимостью адаптации к изменяющимся внешним условиям хозяйствования.

В исследование показано, что для проверки сценариев (гипотез) плана (особенно в течение сроков его исполнения) следует использовать лингвистические качественные переменные и логические правиле в целях структурирования информации, что повышает качество управления и служит контролю за ресурсами. Внедрение системы стратегического планирования, включающей анализ параметров и показателей планирования, а также описание под системы динамического нормирования и других, способствует лучшему пониманию целей и задач организации и контролю их выполнения.

Такой подход предполагает использование принципов планомерности, ответственности и минимизации рисков, что обеспечивает большую предсказуемость и организованность в процессе планирования, а значит требует пересмотра общих и функциональных подсистем планирования и применение современных методов и инструментов, таких как ситуационный подход и адаптивное управление, которые позволяют оперативно реагировать на изменения внешней среды и корректировать планы и стратегии соответственно. Технологии управления знаниями (динамический когнитивный сценарий) играют ключевую роль в оптимизации процессов планирования, предоставляя возможность для актуализации информации и управления процессом на разных стадиях.

Итак, использование современных методов и инструментов, таких как моделирование плановых решений, поддержка принятия решений, системный подход, ситуационный анализ и сценарное планирование, позволяет более точно прогнозировать результаты и принимать обоснованные планово-бюджетные решения.


References:

Aganbegyan A. G. (2021). O neobkhodimosti planirovaniya v novoy Rossii [The necessity for planning in the new Russia]. Voprosy politicheskoy ekonomii. (2). 27-44. (in Russian).

Avdeeva I. L. (2022). Metodologiya strategicheskogo upravleniya izmeneniyami v kontekste sovremennyh vyzovov i vozmozhnostey ekonomiki [Methodology of strategic change management in the context of modern challenges and opportunities of the economy]. Central Russian Journal of Social Sciences. (1). 186-200. (in Russian).

Bodrunov S. D. (2021). Sovremennaya strategiya razvitiya trebuet povorota k planirovaniyu [Modern development strategy requires a turn to planning] Planning in a Market Economy: Memories of the Future, St. Petersburg, March 25, 2021. 9-18. (in Russian).

Deev A.A. (2010). Stsenarnoe planirovanie v slozhnyh sotsialno-ekonomicheskikh sistemakh [Scenario planning in complex socio-economic systems: factors of economic development in Russia in the long term to 2020]. Creative economy. (2). 68-73. (in Russian).

Dobryakova K.V., Lyakhovich D.G. (2020). Planirovanie realizatsii proektov v proektno-orientirovannoy organizatsii: sistema i algoritm vnedreniya [Project implementation planning in a project-oriented organization: implementation system and algorithm]. Russian Journal of Innovation Economics. 10 (3). 1179-1192. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.10.3.110743.

Drobot E.V., Makarov I.N., Bashlykov T.V., Sukhina Yu.V., Volodina A.I. (2024). Planirovanie innovatsionnogo razvitiya regionalnyh sistem na osnove tsifrovizatsii gosudarstvennogo strategicheskogo upravleniya [Planning the innovative development of regional systems based on digitalization of state strategic management]. Russian Journal of Innovation Economics. 14 (1). 139-156. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.14.1.120684.

Dymkovets I. I. (2014). Metodologiya i instrumenty logiko-lingvisticheskogo modelirovaniya sotsialno-ekonomicheskikh sistem [Methodology and tools of logical and linguistic modeling of socio-economic systems]. Vestnik Rossiyskoy akademii estestvennyh nauk (Sankt-Peterburg). (2). 31-34. (in Russian).

Glazev S. Yu. (2021). Strategicheskoe planirovanie kak integrativnyy element v sisteme upravleniya razvitiem [Strategic planning as an integrative feature in development management system]. The Economic Revival of Russia. (3(69)). 14-19. (in Russian).

Gorodetskiy A. E. (2019). Gosudarstvennoe strategicheskoe planirovanie: regionalnyy opyt [State strategic planning: regional experience]. The Economic Revival of Russia. (2(60)). 115-131. (in Russian).

Gromov V.V., Sazhneva L.P., Cheremisina A.A. (2019). Osobennosti funktsionirovaniya sistemy strategicheskogo planirovaniya organizatsii dlya dostizheniya ee ekonomicheskoy bezopasnosti [Features of functioning of the strategic planning system of organization to achieve its economic security]. Saint-Petersburg Economic Journal. (1). 125-129. (in Russian).

Kapustina L.M., Izakova N.B., Korovina E.I. (2023). Strategii transformatsii biznes-modeley proizvoditeley dorozhno-stroitelnoy tekhniki v usloviyakh konkurentsii s inostrannymi kompaniyami [Strategies for transforming business models of manufacturers of road construction equipment in competition with foreign companies]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 6. Ekonomika. (58(1)). 164-190. (in Russian).

Kirillov L. G., Ishankulov A. A. (2021). Aktualnye problemy gosudarstvennogo upravleniya voprosami razvitiya i obespecheniya sokhrannosti seti avtomobilnyh dorog, dorozhnoy deyatelnosti i razvitiya dorozhnogo khozyaystva na regionalnom urovne (upravlencheskiy aspekt) [Current problems of public administration in the development and preservation of the highway network, road activities and road infrastructure development at the regional level (management aspect)]. Gosudarstvennoe upravlenie. (1(50)). 26-32. (in Russian).

Kleyner G.B., Rybachuk M.A., Karpinskaya V.A. (2022). Strategicheskoe planirovanie i sistemnaya optimizatsiya natsionalnoy ekonomiki [Strategic planning and systemic optimization of the national economy]. Problems of forecasting. (3(192)). 6-15. (in Russian).

Klimenko A. V., Korolev V. A., Dvinskikh D. Yu., Rychkova N. A., Slastikhina I. Yu. (2016). Strategicheskoe planirovanie v Rossiyskoy Federatsii: sostoyanie metodicheskogo obespecheniya. Analiticheskiy doklad (po rezultatam monitoringa realizatsii federalnogo zakona ot 28 iyunya 2014 g. № 172-FZ «O strategicheskom planirovanii v Rossiyskoy Federatsii») [Strategic planning in the Russian Federation: the state of methodological support. Analytical report (based on the results of monitoring the implementation of Federal Law No. 172-FZ of June 28, 2014 "On Strategic Planning in the Russian Federation")] (in Russian).

Klimenkov G. V., Kukor B. L., Pytkin A. N. (2010). Ekspertnye sistemy i sistemy situatsionnogo upravleniya na baze logiko-lingvisticheskikh modeley [Expert systems and situational management systems based on logical and linguistic models]. Vestnik Permskogo nauchnogo tsentra UrO RAN. (2). 26-37. (in Russian).

Kukor B. L. (2012). Obshchie aspekty kontseptsii sistemy strategicheskogo upravleniya regionom [General aspects of the concept of the strategic management system of the region]. Vestnik Rossiyskoy akademii estestvennyh nauk (Sankt–Peterburg). (2). 104–106. (in Russian).

Kupreyshvili, E. T., Solovyov B.A., Timofeev A.I. (2023). Sovremennye tendentsii importozameshcheniya na rynke dorozhno-stroitelnoy tekhniki [Import substitution on road construction equipment market review]. Vestnik evraziyskoy nauki. (3). (in Russian).

Lenchuk E. B. (2020). Strategicheskoe planirovanie v Rossii: problemy i puti resheniya [Strategic planning in Russia: challenges and solution]. Innovations. (2(256)). 24-28. (in Russian).

Mayorov V. I. (2024). Tsel i zadachi gosudarstvennoy politiki v oblasti obespecheniya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya: v kontekste strategicheskogo planirovaniya [Aim and objectives of the state policy in the field of road safety: in the context of strategic planning]. Sovremennaya nauka. (2). 28-31. (in Russian).

Meleshin K. Yu. (2012). Metodika organizatsii kompleksnogo monitoringa ugroz ekonomicheskoy bezopasnosti sotsialno-ekonomicheskikh sistem v ramkakh mekhanizma adaptivnogo upravleniya [The method complex monitoring of threats of the economic safety of social and economic systems arrangement within the mechanism of the adaptive management]. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo universiteta ekonomiki i finansov. (1(73)). 115a-118. (in Russian).

Pospelov D. A. (1986). Situatsionnoe upravlenie: teoriya i praktika [Situational management: theory and practice] (in Russian).

Shabes V. Ya. (1989). Sobytie i tekst [Event and text] (in Russian).

Silvestrov S.N., Krupnov Yu.A., Starovoytov V.G. (2021). Opredelenie i realizatsiya natsionalnyh tseley razvitiya v rossiyskom strategicheskom planirovanii [Determination and implementation of national development goals in russian strategic planning]. Russian Economic Journal. (1). 32-44. (in Russian).

Smirnova O. O., Belyaevskaya-Plotnik L.A., Bocharova L.K. (2020). Metodologicheskie podkhody k realizatsii printsipov formirovaniya sistemy strategicheskogo planirovaniya v RF [Methodological approaches to implementing the principles of forming a strategic planning system in the Russian Federation]. Innovations. (2(256)). 37-42. (in Russian).

Tsarenkova I. M. (2020). Razrabotka kontseptsii ekonomicheskogo razvitiya dorozhnogo khozyaystva na osnove logisticheskogo podkhoda [Development of the concept of economic development of the road sector based on the logistics approach]. Bulletin NGII. (9(112)). 99-111. (in Russian).

Uyomov A. I. (1978). Sistemnyy podkhod i obshchaya teoriya sistem [Systems approach and general theory of systems] (in Russian).

Vasilev A. N. (2022). Dorozhnoe stroitelstvo kak drayver ekonomicheskogo rosta regionov v sisteme gosudarstvennogo strategicheskogo planirovaniya [Road construction as a driver of regional economic growth in the system of State strategic planning]. Problems of modern economics. (4(84)). 116-119. (in Russian).

Voronova N.S., Yakovleva E.A., Sharich E.E., Yakovleva D.D. (2022). Kognitivnye dinamicheskie stsenarii v sistemakh podderzhki prinyatiya finansovyh resheniy [Cognitive dynamic scenarios in financial decision support systems]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (1). 211-222. (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.1.114200.

Zharov V. S., Tokarenko A. A. (2023). Kolichestvennaya otsenka urovnya ustoychivosti promyshlennyh predpriyatiy kak osnovy strategicheskogo planirovaniya i upravleniya razvitiem [Quantitative assessment of the level of sustainability of industrial enterprises as a basis for strategic planning and development management]. Drukerovskij vestnik. (5(55)). 37-47. (in Russian). doi: 10.17213/2312-6469-2023-5-37-47.

Zhuravleva L. S. (2021). Tendentsii i perspektivy razvitiya rynka stroitelnyh innovatsiy v RF [Trends and prospects for the development of the construction innovation market in the Russian Federation] (in Russian).

Страница обновлена: 01.04.2025 в 16:24:18