Использование цифровых технологий в транснациональных корпорациях в современных условиях

Подольская Т. В., Бревнов К.О.

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2024)

Цитировать:
Подольская Т. В., Бревнов К.О. Использование цифровых технологий в транснациональных корпорациях в современных условиях // Вопросы инновационной экономики. – 2024. – Том 14. – № 4. – doi: 10.18334/vinec.14.4.121818.



Введение

В последние два десятилетия способы ведения внешнеэкономической деятельности кардинально преобразились по сравнению с тем, как корпорации осуществляли бизнес в XX веке. Ключевая тенденция новой эпохи – это цифровизация. По данным Digital 2024: Global Overview Report (DataReportal) [25], более 66% всего населения Земли (5,35 млрд. чел.) на январь 2024 г. использует Интернет; только за последний год это количество выросло на 1,8%, благодаря 97 млн. новых пользователей. Текущие исследования GWI [28] показывают, что типичный пользователь Интернета сейчас проводит в Сети 6 часов 40 минут каждый день. Всё более доступным становится искусственный интеллект, а исходный код в рамках многих проектов даже можно найти в открытом доступе. Развитие направлений EdTech, FinTech, FoodTech, MedTech и др. в рамках отдельных транснациональных корпораций (ТНК) и брендов также способствует включению всё большего числа людей в тренд цифровизации.

Трансфер технологий в настоящее время реализуется преимущественно именно в рамках ТНК, и финансирование технологий с их стороны за последнее время изменилось как качественно, так и количественно. Исследования [11] показывают, что «ПО и Интернет» является самой перспективной отраслью последнего десятилетия, а США – бесспорным лидером в виду того, что компании базирующиеся в этой стране выделяют более 100 млрд. долл. на развитие технологий. Именно цифровизация позволяет повысить прозрачность совершения внешнеэкономических операций и упростить документооборот в рамках таких масштабных структур, как ТНК, а также предлагает ряд прочих преимуществ.

Проблемы применения современных технологий в деятельности транснациональных корпораций в современных условиях так или иначе касались многие авторы, такие, как Костин К.Б., Хомченко Е.А. [11] (Kostin, Khomchenko, 2021), которые как самостоятельно, так и в соавторстве с Бурмистровым А.Н., Меликовой Е.Ф. [12] (Kostin, Khomchenko, Burmistrov, Melikova, 2021) изучают особенности развития государств и ТНК в зависимости от влияния фактора прямых иностранных инвестиций и особенностей осуществления международного трансфера технологий. Гуркова М.Д. [4] (Gurkova, 2023) рассматривает особенности функционирования цифровых ТНК, а Долженко И.Ю. [5] (Dolzhenko, 2024) касается вопроса совершения транснациональными корпорациями сделок слияния и поглощения в целях цифровизации. Ткаченко А.В. и Поддубная М.Н. [18] (Tkachenko, Poddubnaya, 2022) затрагивают в своей работе влияние пандемии COVID-19 на процессы цифровизации в международном менеджменте, а Ильина С.А., Прокудин В.Н., Ширшов Э.Д. [6] (Ilyina, Prokudin, Shirshov, 2023) указывают на то, что в период роста электронной коммерции всё большее значение на высокотехнологичном производстве будет иметь грамотная организация возвратной логистики с учетом передовых программных решений. Карелина Е.А. занимается углубленным анализом позиционирования [8] (Karelina, 2022) и оценкой стратегий интернационализации [9] (Karelina, 2023) ТНК в современной мировой экономике; последнюю тему также раскрывает исследование Лучко М.Л. [13] (Luchko, 2023). Колесниченко Н. [10] (Kolesnichenko, 2023) также касается вопроса влияния цифровизации на стратегическое планирование транснациональных корпораций. Как частный аспект темы цифровизации ТНК Фуникова Е.С. [19] (Funikova, 2021) разбирает в качестве фактора конкурентоспособности американских корпораций осуществление ими инновационного маркетинга. Чурсин А.А. и Давыдов Д.П., как и многие другие исследователи, касается проблематики внедрения отдельного вида цифровых технологий, а именно цифровых двойников [20] (Chursin. Davydov, 2024), а Городнова Н.В. самостоятельно [2] (Gorodneva, 2022) и совместно с Шабловой Е.Г. [3] (Gorodneva, Shablova, 2024) изучает аспекты применения в России промышленного интернета вещей.

В то же время, немногие авторы приводят комплексный анализ передового опыта ТНК по внедрению цифровых технологий с учетом глобальных изменений 2020-2024 гг. и новых трендов, например, генеративного искусственного интеллекта (ИИ). Именно этот научный пробел, состоящий в необходимости актуализации данных, и предлагают закрыть авторы данной статьи.

В ходе исследования авторы данной статьи использовали разнообразные методы экономического исследования, в том числе анализ, синтез, метод статистического анализа, метод изучения информационных материалов.

Научная новизна данного исследования заключается в систематизации авторами актуальных сведений об опыте внедрения цифровых технологий транснациональными корпорациями в различных отраслях мировой экономики. Основной гипотезой данной работы является утверждение, что применение передовых цифровых технологий транснациональными корпорациями становится для ТНК определяющим фактором конкурентоспособности, путем значительного улучшения общей эффективности и устойчивости их деятельности.

Основная часть

Феномен транснациональных корпораций состоит в том, что они одновременно являются «продуктом» стремительно развивающихся мировых экономических отношений и, в то же время, довольно мощным механизмом воздействия на них [12] (Kostin, Khomchenko, Burmistrov, Melikova, 2021). И прежде, чем перейти непосредственно к теме цифровизации, стоит определить роль, которую ТНК играют в мировой экономике.

Деятельность ТНК усиливает мировое разделение труда и, в целом, оказывает определяющее воздействие на организацию производства и уровень развития промышленности тех или иных стран в виду того, что корпорации создают рабочие места и являются крупными налогоплательщиками, осуществляют трансфер технологий. Кроме того, они во многом влияют на то, как выстраивается диалог их стран базирования между собой и с другими странами на мировой арене, через лоббирование своих интересов. Последнее является и недостатком, потому что, когда законодательства развитых стран подстраиваются под требования бизнеса, это может негативно сказываться на остальных сферах, прежде всего социальной.

ТНК также свойственна эксплуатация природных и трудовых ресурсов государств. Помимо очевидной угрозы истощения природных ресурсов (прежде всего, невозобновляемых) страны базирования, речь идёт и о таких ситуациях, когда, например, в случае закрытия филиалов в стране, большое количество трудоспособного населения единовременно высвобождается, что способно оказывать значительное влияние на рынок труда. Схожая ситуация произошла после ухода иностранных компаний из России, так что в 2022 г. только за март-сентябрь 125 тысяч сотрудников, по информации Федеральной службы занятости [17], остались не у дел. Однако в то же время, на рынке труда в России по итогам 2022 г. среднегодовой уровень безработицы составил 3,9% (4,8% за 2021 г.) [14]), и конкретно этот пример имеет два важных аспекта [15]: во-первых, уход западных компаний простимулировал создание внутренних производств, которые требуют гораздо большего числа людей, чем высвободилось при закрытии магазинов иностранных брендов, во-вторых, рост потребности в рабочих руках также вытекает из разрушения логистических цепочек и возникновения (или роста) «серого» импорта.

Влияние ТНК на уровень занятости может проявляться негативно и по следующим аспектам: применение аутсорсинга и делегирование функций в страны с более низкой стоимостью труда, резкое внедрение новых технологий, сокращение избыточного персонала вследствие сделок слияний и поглощений, увольнения как ответ на геополитическую или финансовую нестабильность в стране базирования, «разорение» конкурентов как законными способами, так и с помощью недобросовестной конкуренции.

По итогам 2023 г. наибольшее число крупнейших транснациональных корпораций, по данным UNCTAD, располагалось именно в США (22), после неё в после них идут Франция (13), Германия, Великобритания (11), Япония (9), Китай (8), Швейцария (5), Италия (3), Ирландия, Южная Корея, Испания, Канада (2), Гонконг (Китай), Тайвань (Китай), Люксембург, Малайзия, Нидерланды, Норвегия, Саудовская Аравия, Сингапур, Швеция, Бельгия (1) [40]. Очевидно, что ТНК исторически в основном базируются в странах экономической триады США — ЕС — Япония, однако в последние годы китайские ТНК также активизируют свою деятельность на мировом рынке. Крупнейшие ТНК Китая, представленные в данном рейтинге, принадлежат топливно-энергетическому комплексу и металлургической промышленности, но кроме них в списке есть и гиганты Huawei и Tencent, специализирующиеся на коммуникационном оборудовании, компьютерах и обработке данных.

Выявив, что показатель добавленной стоимости, создаваемой зарубежными подразделениями ТНК, растет быстрее, чем продажи, Карелина Е.А. [8] (Karelina, 2022) делает вывод о наличии у них дополнительных выгод от деятельности. Всё это указывает, во-первых, на сдвиг в распределении добавленной стоимости между факторами производства в сторону не труда, а капитала, а во-вторых, на тенденцию постепенного смещения глобального производства в сторону нематериальной и цифровой деятельности.

В целом, огромную роль в распространении цифровизации всех отраслей мировой экономики сыграла пандемия COVID-19. Одним из её последствий стало также изменение крупных ТНК на рынке и увеличение масштаба их влияния на национальные рынки, а цифровизация социума привела к доминированию тех ТНК, которые активно наращивают свой цифровой и информационный потенциал [18] (Tkachenko, Poddubnaya, 2022).

По данным ЮНКТАД, на фоне бума цифровой экономики прогнозируется дальнейший рост числа устройств, подключенных к сети Интернет. Кроме того, только в 2022 г. электронные продажи для бизнеса выросли почти на 60% по сравнению с 2016 г., достигнув 27 трлн. долл. США (рисунок 1).

Рисунок 1 Оценка электронных продаж компаний и роли онлайн-платформ, трлн. долл. США [39]

Figure 1 Estimates of business e-commerce sales and the role of online platforms, USD trillions

Долженко И.Б. [5] (Dolzhenko, 2024) доказывает, что для ведущих ТНК цифровизация зачастую проходит через приобретение относительно небольших компаний, обладающих необходимыми корпорации цифровыми компетенциями. Однако есть и так называемые цифровые транснациональные корпорации, которые оперируют непосредственно в сфере цифровых технологий и создают IT-продукты для мирового рынка. Они имеют целый ряд особенностей по сравнению с традиционными [4]:

· возможность использовать эффект монетизации от рекламной деятельности;

· большая степень мобильности и меньшие риски от различных логистических ограничений;

· при высоком уровне общих продаж и доходов, низкий уровень иностранных инвестиций и физических активов;

· иной подход к сбору данных об уровне интернационализации (так, например, UNCTAD анализирует количественные данные только по долям зарубежных продаж и активов, но не берет в расчёт, например, долю персонала за рубежом).

Карелина Е.А. [9] (Karelina, 2023) выделяет два основных типа таких ТНК: чисто цифровые ТНК и те, которые могут комбинировать цифровые бизнес-модели с офлайн-товарами и услугами, как, например, Amazon. Также действуют ещё две принципиально значимые бизнес-модели компаний:

· компании, «рожденные цифровыми» (born digital), предложение которых изначально было обеспечено цифровой инфраструктурой, по сравнению с компаниями, «ставшими цифровыми» (gone digital).

· предприятия сектора B2C (предлагают продукты по масштабированию бизнеса и обеспечению сетевых эффектов) и предприятия сектора B2B (преимущественно продажа ПО).

Лучко М.Л. [13] (Luchko, 2023) обращает внимание на то, что для ведущих промышленных ТНК мира почти 90% от общего числа проектов прямого иностранного инвестирования (ПИИ) представляют собой инвестиции зеленого поля, когда материнская компания создает дочернее предприятие в другой стране, выстраивая свою деятельность с нуля. Для цифровых ТНК это, как правило, характерно в меньшей степени, и большая часть их ПИИ относится к сделкам по слиянию и поглощению. Исключение – компании в области электронной торговли, так как им необходимо организовать работу сети своих складов и дистрибьюторских центров, на что приходится две трети общего объема ПИИ.

Большие данные и прогнозная аналитика – одни из важнейших направлений развития цифровых технологий транснациональных корпораций. Анализ потребительских предпочтений на основе цифрового следа целевой аудитории позволяет ТНК вовремя предсказывать изменения на рынке и оперативно подстраивать предложения под запросы, создавать персонализированный продукт и тем самым удовлетворять клиентов и повышать лояльность к бренду. Большие данные также – инструмент для управления рисками, позволяющий осуществлять постоянный мониторинг потенциальных уязвимостей корпорации.

В контексте анализа данных при помощи новых технологий стоит упомянуть опыт компании Nestle, которая в 2020 г. за 950 млн. долл. США приобрела сервис доставки здоровой еды Freshly. Это позволило Nestle получить доступ к обширной дистрибьютерской сети и возможностям высокоспециализированной платформы потребительской аналитики, что в значительной мере подкрепило способность компании развиваться даже в период пандемии COVID-19.

Изучая особенности цифровой трансформации компании IKEA, Колесниченко Н. [10] (Kolesnichenko, 2023) определяет её ключевым элементом облако, позволяющее управлять значительными объемами веб-трафика и онлайн-заказов; основные направления цифровизации деятельности корпорации следующие: коммуникация, информация о потребителях, вовлечение пользователей, инновации, партнерства, логистика.

В целом, преимущества облачных технологий перед традиционными системами хранения и обработки данных очевидны [34]: большие вычислительные мощности и отсутствие зависимости от местоположения исходных данных, дешевое хранилище больших объемов. Облако позволяет ТНК беспрепятственно передавать на аутсорсинг операции, которые не специфичны для бренда и также получать доступ к передовым технологиям.

Одной из крупнейших в мире инфраструктур облачных вычислений обладает китайская компания Alibaba Group, её подразделение Alibaba Cloud, основанное в 2009 г., насчитывает 87 зон, стратегически расположенных в 29 регионах по всему миру, чтобы предоставлять надежную вычислительную поддержку миллиардам клиентов. В их числе, например, японская медицинская компания JBC, которая борется с COVID-19 с помощью наших новейших приложений для анализа КТ-изображений, малайзийская авиакомпания AirAsia, которая использует инструменты Alibaba Cloud для защиты от онлайн-угроз, крупнейшая в Индонезии медиакомпания Media Nusantara Citra, которая благодаря такому сотрудничеству, смогла быстро трансформироваться и выйти на просторы интернет-вещания, и даже американский автомобильный гигант Ford [22].

Впрочем, в последние годы Alibaba сталкивается с серьёзными вызовами со стороны инвесторов, конкурентов, потребителей и регулирующих органов. На необходимость изменений в стратегии ТНК существенно повлияли ограничения США на поставки в КНР высокотехнологичных чипов и оборудования для их производства. Alibaba теперь ориентируется на усовершенствованную стратегию, сфокусированную на интернет-платформах, технологиях ИИ и глобальной коммерческой сети, а также вкладывается в разработку продуктов с использованием генеративного ИИ (GenAI) [41]. Несмотря на то, что эта сфера цифровых технологий также страдает от санкций США, Китай занимает позицию лидера в области GenAI в мире. По данным Всемирной организации интеллектуальной собственности [42], за последние 10 лет Китай подал в 5 раз больше заявок на патенты, связанные с GenAI, чем США (более 38 тыс. заявок).

Другая китайская ТНК NetEase сосредоточена в первую очередь на создании виртуальных сред в игровой индустрии, цифровых сообществах и сфере коммуникаций. Ещё в июле 2023 руководством корпорации было объявлено, что NetEase будет инвестировать не менее 10 млрд. юаней (1,4 млрд. долл. США) в год для продолжения разработки крупных языковых моделей (англ. large language models, LLM) и других технологий [32]. В качестве примера может выступить интеграция GenAI в Cygnus Enterprises, релиз компании для раннего доступа. При этом, ряд лабораторий и исследовательских центров фирмы также направлены на интеграцию и инновации ИИ в играх, образовании, промышленности, медицине и других ключевых секторах.

Применяют GenAI даже ТНК в сфере туризма. Так, в Marriott International была внедрена система LLM для поиска жилья для отдыха, которая понимает поисковые запросы на естественном языке и предоставляет список более чем 150 тыс. объектов недвижимости по всему миру на платформе Homes & Villas by Marriott Bonvoy [33]. Пользователи описывают места отдыха своей мечты, а ИИ находит подходящие места назначения и варианты аренды. В ходе разработки экономичная модель GPT-3.5 была плавно интегрирована в существующую платформу, был создан дружелюбный интерфейс с навигационными подсказками и уделено особое внимание безопасности пользователей и конфиденциальности данных.

Тренд на генеративный ИИ осознают и транснациональные банки. Согласно исследованию, опубликованному в мае 2024 г. ведущей ассоциацией по операционным рискам ORX [21], из 26 крупнейших банков и страховщиков мира 75% фирм заявили, что начали использовать внешние инструменты GenAI в своей деятельности, при этом наиболее популярным из них является Microsoft Copilot (более 61% опрошенных), за ним следуют ChatGPT (52%) и Google Bard / Gemini (9%).

По данным опроса BCG, опубликованного в апреле 2024 г. [23], 85% финансовых учреждений считают, что GenAI будет в высшей степени революционной или трансформационной программой, однако только у 2% есть полностью разработанная стратегия GenAI по привлечению талантов и только 26% активно инвестируют значительную часть своих инновационных бюджетов во внедрение GenAI. Почти три четверти респондентов, участвовавших в опросе, находятся на ранней стадии разработки вариантов использования, а наиболее продвинутые варианты использования GenAI направлены на повышение внутренней производительности, а не на изменение критически важных функций или изобретение новых бизнес-моделей.

В целях повышения эффективности бизнеса используются технологии машинного обучения и обработки данных, позволяющие автоматически извлекать информацию из структурированных и неструктурированных данных, составлять прогнозы и давать пользователям рекомендации относительно решения их запросов, предлагая определенные, персонализированные продукты компании. Так, Morgan Stanley использует разработанный совместно с создавшей ChatGPT компанией OpenAI чат-бот, который ещё в 2023 г. прошел тестирование в течение нескольких месяцев при участии тысячи финансовых консультантов [35].

А ещё в 2017 году JPMorgan Chase & Co. запустила алгоритмическую программу LOXM, которая автоматизировала ответы на запросы, занимается уточнением предпочтений клиентов и помогает формировать портфели; на тот момент в Европе LOXM показала результаты «гораздо лучше», чем бенчмарк [7].

Платформы электронной торговли, например, Amazon [29] используют инструменты для составления прогнозов относительно показателя пожизненной ценности клиента (прогноз чистого дохода, связанного со всеми будущими отношениями с клиентом) для выявления ценных клиентов. Анализируя историю покупок, поведение при просмотре веб-страниц и обзоры продуктов, они могут спрогнозировать будущие покупательские привычки. Такая информация позволяет им предоставлять этим ценным клиентам услуги премиум-класса: эксклюзивные предложения или доступ к ранним продажам, что способствует сохранению лояльности и увеличению расходов.

Примером использования новейших технологий в маркетинге может стать и коллаборация Nike при выпуске новых моделей обуви с такими платформами, как Facebook и Instagram [1]. Эти платформы применяют машинное обучение для изучения интересов и поведения пользователя в интернете, выявляя бегунов на длинные дистанции. Затем Nike размещает персонализированную рекламу, подчеркивающую преимущества обуви для этой целевой аудитории, что приводит к повышению вовлеченности и эффективности рекламной кампании [29].

Фуникова Е.С. [19] (Funikova, 2021) обращает внимание на то, что некоторые новейшие технологии направлены на построение успешной маркетинговой политики коммуникаций, в частности, системы управления отношениями с конечными потребителями (Customer Relationship Management, CRM), получившие широкое распространение в деятельности американских ТНК. Именно CRM-системы заложили фундамент дальнейшего развития оптимизации бизнес-процессов при помощи телефонов, сети Интернет. К достижениям CRM данный исследователь относит POS-терминалы (англ. Point of Sale – точка продажи для оплаты платежными картами и сканирования штрих-кодов и QR), CATI (компьютеризированное телефонное интервьюирование клиентов), CAPI (устройство для компьютеризированных личных интервью), и др. системы.

ТНК применяют новейшие технологии в том числе в сфере логистики. Так, Walmart [29], используя прогнозный анализ, осуществляет планирование запасов в магазинах, тщательно изучая исторические тенденции продаж, принимая во внимание сезонные изменения и используя информацию о местных событиях и рекламных акциях.

Ильина С.А., Прокудин В.Н., Ширшов Э.Д. [6] (Ilyina, Prokudin, Shirshov, 2023) отмечают, что на фоне развития электронной коммерции всё большее значение приобретает возвратная логистика, где CRM по мере роста рынка потребителей также движется к применению клиентоориентированного подхода, основанного на персонализации, идёт переход к большим данным и ИИ, автоматизации в ручных задачах бэк-офиса. Автоматизация процессов возвратной логистики при высокой конкуренции станет основным преимуществом корпораций, и, вместе с этим подтолкнёт к дальнейшим усовершенствованиям работы высокотехнологичных производств.

К числу крупнейших ТНК, использующих технологию блокчейна на предприятиях можно отнести Advanced Micro Devices Inc. (производство полупроводников); Intel Corporation (электронные устройства и компьютерные компоненты); Nvidia Corporation (графические системы и процессоры); Microsoft Corporation и Oracle Corporation (разработка ПО); Accenture PLC (консалтинг); Siemens AG (электротехника, энергетическое и медицинское оборудование, транспорт и др.); Deloitte Touche Tohmatsu Ltd. (аудит) и многие другие. Исследования доказывают [38], что рынок блокчейна в обрабатывающей промышленности увеличился с 145,88 млрд. долл. США в 2023 г. до 252,53 млрд. долл. США в 2024 г. при годовом темпе роста в 73,1%. Причинами этого стали необходимость повышения прозрачности цепочек поставок и борьбы с контрафакцией в современной напряженной геополитической обстановке, а также усложнение производственного процесса и внедрение смарт-контрактов. Более того, ожидается, что рынок продолжит расти и достигнет 1999,84 млрд долл. США уже в 2028 г.

Касаемо следующей технологии, промышленного интернета вещей (англ. Industrial Internet of Things, IioT), можно выделить следующие принципы работы IoT: сбор данных с различных с различных IioT-устройств, передача данных между устройствами и на центральный сервер, хранение Big Data, обработка и представление собранной информации и визуализация Big Data в форме, понятной для человека, графические интерфейсы для принятия IioT-решений человеком или ИИ [2] (Gorodnova, 2022). Серьёзным конкурентным преимуществом ТНК становятся наличие Data-центров в разных странах в целях организации сбора, хранения и обработки больших данных; без центров обработки данных (ЦОД) на данном этапе цифровизации корпорации уже не могут эффективно осуществлять свою деятельность [3] (Gorodnova, Shablova, 2024). Так, по официальным данным, размещенным на сайте Google [26], по состоянию на 2024 год компания владеет 18 дата-центрами в Северной Америке, 2 в Южной, 10 в Европе и 3 в Азии.

Согласно исследованию Goldman Sachs, опубликованному в апреле 2024 г. [27], спрос на данные, частично обусловленный ростом популярности ИИ, а частично — замедлением роста эффективности, будет стимулировать рост глобального спроса на электроэнергию в ЦОД на 160% к концу десятилетия, при этом доля ЦОД в общем мировом спросе на электроэнергию к 2030 г. возрастет до 3-4% с 1-2% в 2023 г. Более того, если бы весь прогнозируемый рост спроса на электроэнергию в ЦОД был теоретически сосредоточен в новой стране, она вошла бы в число 10 крупнейших стран-потребителей электроэнергии.

Свой вклад в революцию в способах принятия решений на промышленных предприятиях внесли и цифровые двойники (ЦД), которые, по данным McKinsey [31], становятся очень востребованной технологией для решения двух главных проблем: рост затрат и нехватка талантов, необходимость улучшения видимости производства через улучшение прогнозирования спроса, процессов инвентаризации, гибкости производства и отслеживания работы производственных цехов в режиме реального времени. Из 75 опрошенных руководителей промышленных предприятий, согласно опросу McKinsey 2022 г., 86% заявили о возможности применения ЦД в их операциях и 14% – о частичной применимости этой технологии; 44% уже на тот момент внедрили ЦД в деятельность, 15% находятся на стадии планирования, и 41% пока не приступили к внедрению.

Чурсин А.А. и Давыдов Д.П. [20] (Chursin, Davydov 2024) указывают на то, что в условиях напряженной и неопределенной геополитической обстановки цифровые двойники позволяют осуществлять более гибкое и адаптируемое управление закупками, предвидеть и анализировать возможные изменения в условиях поставок, ценовой политике и законодательстве.

В качестве примера внедрения ЦД можно рассмотреть опыт российской транснациональной энергетической компании ПАО «Газпром», которая создает виртуальные копии действующих производственных объектов и систем. Так, ещё в 2021 г. компания создала единую интегрированную модель месторождения имени Александра Жагрина, – ключевого актива нефтяного кластера в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. Цифровой двойник позволяет отслеживать работу всех объектов инфраструктуры месторождения в реальном времени и в точности воспроизводить процесс добычи на активе [1]. Согласно разработанной в рамках Национальной технологической инициативы дорожной карте «Технет 4.0» [16, с.44], в России до конца IV квартала 2024 г. планируется реализация не менее 250 проектов ЦД на высокотехнологичных предприятиях из приоритетных отраслей промышленности.

Британская аэрокосмическая и оборонная транснациональная компания Rolls-Royce осуществила внедрение ЦД в мониторинг оборудования с целью повышения эффективности реактивных двигателей, благодаря чему смогла увеличить время между прохождением технического обслуживания для некоторых двигателей до 50%, а также сократить запасы запчастей и сократить на 22 млн. т. выбросы CO2 за период с 2014 до 2021 гг. [36]

Нельзя не упомянуть и технологию виртуальной и дополненной реальности (англ. Virtual reality и Augmented reality, VR и AR соответственно), которая также применяется ТНК из самых разных отраслей мировой экономики в различных целях: обучения персонала, в том числе через симуляцию экстремальных ситуаций на производстве, проведения удалённых консультаций в режиме реального времени, создания виртуальных прототипов продуктов, продвижения продукции, создания иммерсивного клиентского опыта, анализа и визуализации данных и оптимизации логистики и т.д. Вполне очевидно, что корпорации в видеоигровой индустрии также проявляют к VR и AR неподдельный интерес, например, Take-Two Interactive Software, Inc. Только в августе 2024 г. данная ТНК запатентовала технологию, позволяющую изменять виртуальный игровой мир в зависимости от информации о реальном расположении игрока. Это позволит, например, разблокировать функции, привязанные к предметам из реального окружения пользователя [37]. Крупнейшими компаниями, также интересующимися виртуальной и дополненной реальностью, метавселенными, являются Sony Group Corporation (бытовая техника, платформы для разработки видеоигр), Adobe Inc. (разработка графического ПО, ПО для печати, инструментов веб-дизайна, мобильных приложений), Meta Platforms, Inc. [2] и другие.

Исходя из представленного обзора передового опыта внедрения цифровых технологий транснациональными корпорациями, мы можем видеть, что доминируют на мировом рынке именно те ТНК, которые базируются в развитых странах и некоторых развивающихся странах Азии. Сложившаяся ситуация вызывает обеспокоенность по нескольким причинам [39]. Во-первых, развивающиеся страны вынуждены закрывать свою потребность в цифровизации через импорт цифрового оборудования и услуг в виду того, что зачастую являются поставщиками необработанного сырья. Во-вторых, данные, полученные в развивающихся странах, будут скорее предоставлены международным цифровым платформам, чем монетизированы местными компаниями. В-третьих, нормы и стандарты, которые становятся международными, формируются таким образом, что защищают интересы прежде всего развитых стран (ими же эти нормы и создаются). В-четвертых, цифровой разрыв между странами с низким уровнем дохода и более развитыми странами продолжает увеличиваться.

Более того, по мере развития искусственного интеллекта, BigTech продолжает укреплять свой контроль за разработкой и использованием новых цифровых технологий. Это проявляется даже в тех ситуациях, когда ТНК размещают в Сети открытый исходный код, как, например, сделала Meta [3] для своей LLM «Llama». Данный ход позволяет извлекать выгоду из сообщества разработчиков, готовых бесплатно работать над кодом и вносить в него улучшения, – а модели и ПО, на которых будут работать созданные ими приложения также принадлежат крупным корпорациям [24].

В целях противодействия такому порядку вещей в ЕС в мае 2023 г. был принят закон о цифровых рынках (Digital Markets Act, DMA), который устанавливает правила для компаний-гейткиперов, контролирующих доступ к сервисам и данным пользователей. Некоторые компании оспаривали факт того, что должны попадать под действие новых правил, что привело к судебным искам, а компания Apple и вовсе предпринимала попытки обойти требования DMA и сохранить полный контроль над экосистемой приложений через технические ограничения, не позволяющие пользователям использовать альтернативные магазины приложений. В настоящее время судебные тяжбы продолжаются, но в то же время судебные иски компаний не задерживают внедрение правил DMA [30].

Заключение

В заключение можно отметить, что транснациональные корпорации на сегодняшний день играют определяющую роль в мировой экономике, являясь двигателями прогресса, в том числе по направлению развития цифровых технологий. Рассмотренный выше передовой опыт (облако, ИИ, GenAI, машинное обучение, технологии CRM, блокчейн, iIoT, ЦД, VR и AR) позволяет подтвердить выдвинутую гипотезу о том, что внедрение различных цифровых технологий становится для ТНК определяющим фактором конкурентоспособности благодаря улучшению общей эффективности и устойчивости их деятельности. В то же время, применение цифровых технологий ведущими ТНК только углубляет технологический разрыв между странами с низким уровнем дохода и более развитыми странами, а также монополизирует те или иные рынки и даже отрасли мировой экономики (яркий пример – само существование Big Tech). Однако негативная сторона данного вопроса уже осознается на международном уровне, доказательством чему служит вступление в ЕС в силу DMA. Последующие исследования в этой области как раз могут послужить раскрытию данной темы в виду того, что в настоящий момент ещё рано делать выводы об эффективности принятых мер в виду продолжающихся судебных тяжб между правительствами и ТНК, желающими обойти требования закона.

[1] Meta, в том числе ее продукты Facebook и Instagram, признана экстремистской организацией в Российской Федерации

[2] Meta, в том числе ее продукты Facebook и Instagram, признана экстремистской организацией в Российской Федерации

[3] Meta, в том числе ее продукты Facebook и Instagram, признана экстремистской организацией в Российской Федерации


Страница обновлена: 03.10.2024 в 11:05:21