Экономическое образование в школе как первая ступень воспитания рационального поведения обучающихся

Алёшин П.О.1, Толмачев О.М.1
1 Московский государственный областной университет, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика и социум: современные модели развития (РИНЦ)
опубликовать статью

Том 11, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2021)

Цитировать:
Алёшин П.О., Толмачев О.М. Экономическое образование в школе как первая ступень воспитания рационального поведения обучающихся // Экономика и социум: современные модели развития. – 2021. – Том 11. – № 4. – С. 369-376. – doi: 10.18334/ecsoc.11.4.114326.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48444599

Аннотация:
В реалиях современности экономическая подготовка является необходимым условием для любых видов деятельности, которые считаются целесообразными и имеют конечный результат. В недавнем прошлом проблемы экономического характера искусственно отодвигались от ребенка школьного возраста, и выпускник школы не имел опыта и оставался на обочине экономической деятельности. Сегодняшние условия жизни строго требуют, даже от ученика начальной школы, базовых знаний, идей и навыков в экономической сфере, таких как: понимание потребностей; понимание ограниченных возможностей для удовлетворения этих потребностей; осознание выбора; представление о назначении денег; концепция бюджета семьи и школы; понимание цен на товары и услуги и их образование; понимание богатства и его источников. Целью статьи выступает рассмотрение формирование основных простейших идей в экономике, которые необходимы для практического применения в жизненных ситуациях и начала развития экономической культуры. Выводы. Выделены различные формы когнитивного и личностного развития ребенка, необходимость в четком структурировании и последовательности занятий, уроков, мероприятий, направленных на воспитание и обучение экономической деятельности, а также необходимость в воспитании у детей чёткого понимания экономического развития и их участия в экономике школы, семьи, города.

Ключевые слова: экономика; ребенок; деятельность; школа; экономика

JEL-классификация: I25, P36



Введение. Последнее десятилетие характеризовалось для России радикальными изменениями экономического характера. Обществу нужен экономически грамотный и подкованный человек. Современный человек должен умело сочетать собственные взгляды с взглядами социума, профессиональные навыки – с нравственными качествами, а именно: быть частным, порядочным, ответственным, иметь четкую гражданскую позицию. [4]

В настоящее время экономическое образование в общеобразовательных учреждениях России находится в состоянии неоднородности. Некоторые школы выделяют предмет "экономика" в отдельную учебную дисциплину, некоторые рассматривают его как факультативный урок, а в других экономических дисциплин вообще нет. В этой ситуации довольно сложно выработать единые требования по этому вопросу, что влияет на весь образовательный процесс [11].

Основной целью системы образования и воспитания детей младшего школьного возраста в социально-экономическом плане является четкое формирование основных простейших идей в экономике, которые необходимы для практического применения в жизненных ситуациях и начала развития экономической культуры. Достичь поставленной цели возможно путем решения следующих задач:

- формирование у обучающихся буквального осознания экономики как сферы работы, объединённой с задачей возмещения необходимостей с учетом узких (ограниченных) возможностей;

- обучение подростков способности независимого осознанного выбора;

- овладение простыми математическими (финансовыми) расчетами;

- воспитание достоинств личности ребенка, как: бережливость, аккуратность, ответственность, способность доводить инициированное до конца, обоснованность действий, бережное отношение к своему или чужому имуществу.

Экономическое образование детей младшего школьного возраста осуществляется с использованием разнообразных конфигураций и методов системы данного образования [8]. Применение разных педагогических приемов и форм, открывает учителю способность использовать креативный подход в обучении экономики, реализации увлекательного и доступного процесса освоения знаний учащимися [9]. Особенно важно знакомить с сложным и многогранным миром экономики доступным и понятным языком для ребенка.

В связи с этим приоритетными формами являются те, которые наиболее интересны и эффективны с точки зрения когнитивного и личностного развития ребенка, обладают эффективностью и значимостью, помогают в самостоятельном развитии личности, проявляют «Я» ребенка. Все это раскрывается в играх, комплексных тематических занятиях, вечерах досуга и т.д. [6, 7, 13].

Игровая форма занятий вызывает постоянный интерес у детей школьного возраста. Игровая деятельность углубляет знания, позволяет самостоятельно разобраться в необходимом материале, применить знания на практике, приобрести опыт командной работы. Игровая форма занятий открывает возможность проявить себя тем школьникам, у которых по каким-то причинам возникают трудности с изучением теоретического материала. Для приобретения экономических навыков применяется широкий спектр методов, средств воспитания и обучения. Логические и математические задачи, игровые задания способствуют возрождению способа познания достаточно сложных явлений в экономике. Такие задания сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, способствуют активному развитию мыслительной деятельности, приносят чувство радости, влияют на развитие образного мышления, воображения, последовательности действий и логики рассуждений. В процессе решения этих задач у ребенка повышается интерес к знаниям в области экономики, он учится видеть красоту мира вещей, природы и людей за названиями и сложными терминами.

Математическую теорию можно использовать как базу для развития простых финансовых знаний у обучающихся младшего школьного возраста. Экономическое познание школьников первоначально направлено на структурирование их предметного (математического) содержания, формирование возможностей к развитию знаний и творчеству. Математические знания дают ребенку возможности к рациональному познанию мира. Подсчет, измерение, простые вычисления — это способы, которые используются ребенком при решении определенных задач, в том числе экономической составляющей. Включение в образовательный процесс подобных методов в познавательной и практической работе подталкивают к поисковой деятельности, развивают в ребенке творческий потенциал.

Финансовая грамотность является неотъемлемой частью любого вида человеческой деятельности, обязательным условием успеха практически во всех сферах жизни. Из этого следует, что «экономизация» образовательной системы России неизбежна, особенно в реализации ее первых ступеней [5].

Ребенок должен четко понимать, что благополучие и безопасность человека напрямую зависят, прежде всего, от экономической ситуации в семье, городе, стране [12, 14]. Независимо от будущей сферы деятельности ребенка, во взрослой жизни он обязательно столкнется с экономическими законами [2].

Чтобы научить школьника пониманию уважения к окружающей природе, одежде, вещам, необходимости работы, правильному и плановому расходованию денег, необходимо четкое структурирование и последовательность занятий, уроков, мероприятий, направленных на воспитание и обучение экономической деятельности.

Заключение. Образование и воспитание в области экономики затрагивает все сферы деятельности детей младшего школьного возраста. Учеба, игры, работа, общение – все эти виды деятельности направлены на вовлечение младших школьников в различные отношения, экономические в том числе. Формирование экономической культуры обучающихся должно проходить в учебном процессе, внеклассной работе, интерактивных и интегрированных курсах, призванных создавать среду для их развития.


Источники:

1. Батова М.М. Формирование цифровых компетенций в системе «образование – наука – производство» // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 4. – c. 1573-1584. – doi: 10.18334/vinec.9.4.41467.
2. Гусельников Н.С. Уверенно смотрим в будущее // Сибирский педагогический журнал. – 2006. – № 2. – c. 72-73.
3. Гусельников Н.С., Тихонов А.С. Педвуз малого города в условиях рыночной экономики // Сибирский педагогический журнал. – 2006. – № 2. – c. 78-85.
4. Землянская Е. Экономика для младших школьников // Начальная школа. – 2003. – № 29. – c. 1-8.
5. Козлова Е.В. Особенности осознания детьми роли денег, труда и их взаимосвязи // Начальная школа. – 2003. – № 29.
6. Константинова Д.С., Кудаева М.М. Цифровые компетенции как основа трансформации профессионального образования // Экономика труда. – 2020. – № 11. – c. 1055-1072. – doi: 10.18334/et.7.11.111073.
7. Корлюгова Ю.Н. Деловые игры по экономике. / пособие для учителя. - М.: Вита-Пресс, 1998. – 96 c.
8. Литвинюк А.А. Совершенствование кадрового потенциала в науке и высшем образовании путем привлечения молодых талантливых специалистов: проблемы и решения // Лидерство и менеджмент. – 2020. – № 4. – c. 629-642. – doi: 10.18334/lim.7.4.111263.
9. Литвинюк А.А. О креативности молодых специалистов в сфере науки и высшего образования // Экономика труда. – 2020. – № 9. – c. 833-848. – doi: 10.18334/et.7.9.110857.
10. Нисимчук А.С. Экономическое воспитание в сельской школе. / учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1989. – 207 c.
11. Смоленцова А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику. / учеб.- метод. пособие. - СПб: Детство-Пресс, 2001. – 176 c.
12. Хаджалова Х.М., Савзиханова С.Э., Абдулаева З.З. Образование как составляющая человеческого потенциала: анализ в разрезе субъектов Северо-Кавказского федерального округа // Экономические отношения. – 2019. – № 4. – c. 3087-3102. – doi: 10.18334/eo.9.4.41224.
13. Черных Е.О. Экономическое обоснование интерактивной модели обучения в сфере высшего образования // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 11. – c. 2827-2848. – doi: 10.18334/epp.10.11.111127.
14. Jayasundara C.C. Towards an organizationally sensible HR risk assessment in academic libraries: a case of a university library // Library Philosophy and Practice. – 2020. – № 4610. – p. 1-12.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 11:30:38