К вопросу о временной занятости несовершеннолетних граждан современного мегаполиса
Куприянов Б.В.1, Антонов Н.В.2, Тохтиева Л.Н.3
1 Московский городской педагогический университет, Россия, Москва
2 Департамент образования и науки города Москвы, Россия, Москва
3 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 6 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 9, Номер 11 (Ноябрь 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49891467
Цитирований: 2 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
В статье на основе анализа и обобщения материалов различных источников представлены результаты исследований, по изучению проблем в сфере временной занятости молодежи 14 - 18 лет в городах-мегаполисах. По мнению авторов, основными ограничениями и противоречиями являются: отсутствие доступных и достоверных источников информации, недостаток востребованных форм временной трудовой деятельности; несовершенство нормативно-правовых основ, стимулирующих работодателей к созданию рабочих мест и созданию специальных условий, эффективно обеспечивающих трудовую занятость молодежи. Фиксируется противоречие между интересом современных подростков к предпринимательской деятельности и недоверием (настороженностью) к ним со стороны родителей, наемных работников, инвесторов, партнеров по бизнесу. Отмечается неграмотность подростков в сфере трудовых отношений, ограниченность их профессиональный компетенций, в силу отсутствия профессионального образования.
Исследователи приводят примеры разнообразных практик трудоустройства молодежи в крупнейших городах, позволяющих сформулировать конкретные мероприятия и предложения по содействию занятости несовершеннолетних, что, по мнению авторов, является важной составляющей воспитания подрастающего поколения в современном мегаполисе.
Ключевые слова: молодежный рынок труда, временная занятость, содействие в трудоустройстве, несовершеннолетние граждане (14 - 18 лет), города -мегаполисы, успешные практики трудоустройства школьников
JEL-классификация: J13, J21, J24
ВВЕДЕНИЕ
Одним из направлений политики занятости современного государства является содействие временному трудоустройству особой возрастной и социальной группы молодежи в возрасте 14–18 лет, обладающей своими ценностными установками и характеристиками, качествами рабочей силы [1, 2] (Zabelina, Asaliev, Druzhinina, 2021; Zotov, 2021), составляющей в перспективе трудовой потенциал страны [3, с. 49] (Shcheblyakov, 2019, р. 49). Поэтому важным является создание условий для вхождения молодежи на рынок труда, ее приобщение к общественно-политической и социально-экономической жизни страны [4] (Mironova, 2006).
Временная трудовая занятость несовершеннолетних граждан, как отмечают современные исследователи, играет важную роль в воспитании уважительного отношения к труду [5] (Reprintsev, 2021), социализации подрастающего поколения [6] (Tokhtieva, Baraboshina, 2019), содействует профессиональному самоопределению, способствует приобщению подростков к трудовой деятельности, получению ими первых профессиональных навыков [7] (Safina, 2015), расширяет возможности проектирования и развития будущей карьеры, облегчает социальную адаптацию и повышает конкурентоспособность молодежи на рынке труда.
Целью данной работы является выявление ограничений и противоречий вовлеченности несовершеннолетних в занятия трудом в современном мегаполисе. Разработка конкретных рекомендаций и предложений по содействию занятости подростков в свободное от учебы время.
Анализ и обобщение результатов отечественных исследований позволяют констатировать: отсутствие качественного регулирования объема и содержания информационного обеспечения временной трудовой занятости несовершеннолетних. Так, наблюдается существенный недостаток доступных источников официальной информации [8, с. 742] (Tsygankova, Myachin, 2019, р. 742), позволяющих школьникам, самостоятельно обратившись к городскими сервисам социальных услуг, находить подходящие варианты трудоустройства, преобладание информации из неофициальных источников, получаемой опосредованно (через родителей, знакомых, друзей; в сети Интернет; работников общеобразовательных организаций). В настоящее время не регламентированы требования к цифровым сервисам, обеспечивающим трудоустройство несовершеннолетних в мегаполисе, поэтому систематически возникают трудности при оформлении документов, требующихся при приеме на работу [9] (Kartashov, Kashaev, Trushin, Tokhtieva, Sokolov, 2021), прохождении первичного медицинского осмотра и оформление справок.
Неурегулированность разнообразия, актуальности востребованных вариантов временной трудовой занятости несовершеннолетних – существующее законодательство Российской Федерации фактически ограничивает сферы труда несовершеннолетних [10, 11, с. 214] (Efremova, Shepelev, 2018; Maltseva, Anokhin, 2009, р. 214). Основные виды временных работ школьников не требуют высокой квалификации: благоустройство и озеленение населенных пунктов, ремонтно-строительные работы, ремонт ученической мебели, реставрация книг в библиотеках, изготовление сувенирной и полиграфической продукции, сельскохозяйственные работы, помощь инвалидам, пожилым одиноким людям; организация досуговой деятельности, участие в культурно-массовых мероприятиях, работа официантами, подсобными рабочими, курьерами и специалистами по выдаче заказов, промоутерами, помощниками вожатых и воспитателей, тренерами дворовых команд, ассистентами специалиста по работе с молодежью. Вследствие указанного обстоятельства возникает противоречие между ожиданиями школьников и реальными предложениями в перечне вакансий, отсутствуют привлекательные для подростков предложения (SMM-специалиста, помощника специалиста по связям с общественностью, корреспондента, фотокорреспондента, оператора видеозаписи, монтажера, оператора электронного набора и верстки, ассистента звукооператора, художника-оформителя, дизайнера, реставратора архивных и библиотечных материалов и др.).
Неурегулированность обеспечения доступности востребованных несовершеннолетними вариантов временной трудовой занятости – вследствие недостатка инфраструктурных, кадровых, финансовых ресурсов для школьников ограничены возможности стать участниками таких привлекательных практик, как трудовые отряды и бригады, оплачиваемые стажировки, трудовые лагеря [12–14] (Tokhtieva, Komlev, 2022; Golikov, Myasnikov, 2016; Saryglar, 2021). Институционально для несовершеннолетних не обеспечена доступность занятий предпринимательской деятельностью в качестве начала трудовой деятельности. В настоящее время недостаточно нормативно урегулированы процедуры регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, открытия расчетного счета в банке, заключения и проведения сделок и др. Обязательностью для несовершеннолетних является согласование всех бизнес-решений в письменной форме с родителями (законными представителями).
Стоит отметить, что в настоящее время в России для несовершеннолетних предпринимателей не обеспечена доступность сервисов юридической помощи, финансовых консультаций, официальных источников информации о способах и формах поддержки малого бизнеса существующими институтами государственной власти. Институциональное обеспечение доступности занятий предпринимательством подростков и молодежи должно предусматривать преодоление недоверия (настороженности) со стороны родителей, наемных работников, инвесторов, потенциальных партнеров по бизнесу.
Институциональным ограничением для плодотворного влияния временной занятости на воспитание и социализацию подрастающих поколений выступает несовершенство нормативно-правовых основ, стимулирующих работодателей в крупных компаниях, малом и среднем бизнесе к созданию рабочих мест для несовершеннолетних и молодежи, и специальных условий, эффективно обеспечивающих их трудовую занятость [3] (Shcheblyakov, 2019).
Институциональным ограничением для плодотворного влияния временной занятости на воспитание и социализацию подрастающих поколений выступает также отсутствие правовых инструментов компенсации ограниченности профессиональных компетенций несовершеннолетней молодежи, недостатка у этой категории социального опыта (неграмотность в сфере трудовых отношений) [6, 12, c. 48–49] (Tokhtieva, Baraboshina, 2019; Tokhtieva, Komlev, 2022, р. 48–49). Такое положение вещей обуславливает недостаточную защищенность подрастающего поколения на рынке труда [8, с. 741] (Tsygankova, Myachin, 2019, р. 741), отрицательно сказываясь на социализации, формируя риски отчужденности от труда.
Исследователь А.А. Анохин в рекомендациях по совершенствованию взаимодействия институциональных структур, регулирующих занятость несовершеннолетних граждан, предлагает усилить координацию деятельности субъектов регулирования и целей регулирования занятости несовершеннолетних граждан, разработать и внедрить стимулы для работодателей к трудоустройству несовершеннолетних граждан [15, с. 11] (Anokhin, 2011, р. 11).
Так, для объединения усилий органов управления занятостью населения, общественных организаций, работодателей и других заинтересованных органов в сфере трудоустройства несовершеннолетних и молодежи ученый инициирует создать региональную координационную комиссию. Отметим, что исследователь считает необходимым синхронизировать обращение в службу занятости потенциального работодателя и потенциального несовершеннолетнего работника, и только в случае положительного решения (органа занятости населения, координационной комиссии и т. д.) возможной становится материальная поддержка из бюджета субъекта Российской Федерации не только в отношении работника, но и в отношении работодателя [15, с. 13] (Anokhin, 2011, р. 13).
Обращает внимание позиция Е.А. Юдиной и Т.Е. Ривчун по обоснованию использования возможностей образовательных организаций (в случае их исследования – вузов) для организации временной занятости обучающихся. В качестве конкретных путей авторы называют предписание образовательным организациям осуществление конкретных мер по:
– созданию рабочих мест в секторе обслуживания (общественного питания, торговли, бытового обслуживания и т. п.), не требующих высокой квалификации на территории учебного заведения;
- регламентации по преимущественному приему на эти места обучающихся. Исследователи приводят примеры перспективных вариантов занятости обучающихся: в университетском сервисном комплексе, в инновационной и научной сферах вузов, в обеспечении учебного процесса, в студенческих отрядах на должностях лаборантов, делопроизводителей, секретарей, уборщиц, библиотекарей, охранников и другое [16] (Yudina, Rivchun, 2008).
Авторы предлагают урегулировать применение гибких (нетипичных) форм занятости подростков и молодежи (на дому, частичная, разовая, неполная, сезонная, случайная, временная, с гибким графиком работы и т.п.). Актуальность нестандартных форм занятости среди современной молодежи (дистанционная работа, телетруд, фриланс и др.) подчеркивают экономисты И. В Цыганкова и Ю.В. Мячин в статье «Трудовые ресурсы молодежи на рынке труда России и Франции» [8, с. 740–742] (Tsygankova, Myachin, 2019, р. 740–742).
Анализ и обобщение практик деятельности органов управления и организаций в крупнейших городах России дает возможность выделить пути преодоления институциональных ограничений и противоречий в сфере занятости несовершеннолетних, что несомненно является важной составляющей воспитания подрастающего поколения в современном мегаполисе [17] (Frants, Lobova, Kharchenko, 2012).
Практика временной занятости несовершеннолетних граждан в городе Екатеринбурге включает материальную поддержку работника в размере до 2587,50 рублей ежемесячно, перечисляемую на его расчетный счет в течение всего периода трудоустройства. Отдельным направлением выступает временное трудоустройство подростков в период летних каникул. Так, например, в 2022 году 22 работодателя предложили 479 вакансий (работы по благоустройству и озеленению парков; уборка мусора в городских скверах; уход за пожилыми; уход за животными; работа курьера на почте и т. д.), однако варианты трудоустройства не в полной мере соответствовали ожиданиям школьников. Организуют меры по временному трудоустройству школьников городские органы занятости и их учреждения (Екатеринбургский центр занятости населения) и органы по делам молодежи (Департамент социальной и молодежной политики, Центр социального обслуживания молодежи). Для подростков, впервые устраивающихся на работу, оптимальным являются создаваемые при клубах по месту жительства трудовые отряды, осуществляющие благоустройство скверов и парков. Департамент социальной и молодежной политики г. Екатеринбурга непосредственно становится работодателем, нанимая несовершеннолетних для обеспечения городских мероприятий, подростки трудоустраиваются в качестве помощников организаторов, копирайтеров, видеооператоров, фотографов. В городе ведется большая просветительская и консультативная работа с подростками, призванная защитить их права в сфере трудовых отношений.
Информационные услуги в этой области могут быть получены школьниками через портал государственных услуг, через сайты учреждений занятости и молодежной политики, а также через страницы в социальных сетях.
В Нижнем Новгороде вопросы временного трудоустройства молодежи находятся в компетенции администрации города и районов города, центра занятости населения и муниципальных учреждений и организаций, в которые непосредственно трудоустраиваются подростки. Так, в 2022 году, в соответствии с постановлением «Об организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан города Нижнего Новгорода», из муниципального бюджета были выделены значительные финансовые средства на трудоустройство более 4000 подростков (в том числе за счет созданных квотируемых рабочих мест).
В городе в преддверии лета для школьников ежегодно проводится акция «Хочу работать», включающая следующие мероприятия: ярмарки вакансий (очные и заочные), прямые телефонные линии по вопросам занятости, дни профориентации в общеобразовательных организациях. Также было организовано распространение информационно-справочных материалов, сформирован банк вакансий для несовершеннолетних, проведен конкурс подростковых бригад. Преодоление ограничений в трудоустройстве несовершеннолетних, обусловленных отсутствием у них профессиональных умений и навыков, обеспечивается деятельностью Нижегородского центра опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП) совместно с центром занятости населения города. В рамках программы «Первая профессия – возможности будущего» школьникам предлагается освоить основы ряда профессий (оператор ЭВМ, консультант в области цифровой грамотности, вожатый, младший воспитатель, продавец продовольственных товаров, маляр, облицовщик-плиточник, монтажник, швея и др.). Подчеркнем, что обучение проводится на базе организаций профессионального образования силами мастеров производственного обучения и экспертов Агентства развития профессионального мастерства («Ворлдскиллс Россия»). Важно, что всем, кто успешно осваивает программу, выдается свидетельство о профессии с присвоением (при наличии) разряда и уровня квалификации установленного образца. В столице Нижегородской области есть первый опыт успешного трудоустройства школьников с приобретенными в рамках программы профессиональными компетенциями.
В городе Ростов-на-Дону условия для временного трудоустройства несовершеннолетних создаются путем предоставления предпринимателям налоговых льгот в виде уменьшения суммы налога в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика (само уменьшение будет возможно на сумму, равную половине затраченных средств на оплату труда граждан данной категории).
Поправки, внесенные в региональное налоговое законодательство в 2022 году, стимулируют создание рабочих мест для особой категории граждан (молодежи 14–18 лет), что позволяет бизнесменам получать существенную экономию финансовых средств. Такой подход способствует преодолению распространенного институционального противоречия: что если сравнивать результаты труда, то подростки уступают взрослым по профессиональным компетенциям, а уровень заработный платы должен быть одинаковым (это приводит к значительным расходам и, как следствие, отказу от приема на работу школьников).
Еще один вариант стимулирования создания новых рабочих мест для временного трудоустройства несовершеннолетних – территории новых промышленных и индустриальных технопарков, здесь инвесторы, согласно местным законам, освобождаются от уплаты 80% земельного налога на пять лет с даты получения статуса технопарка.
Среди практик вовлечения старшеклассников в занятия бизнесом обращает на себя внимание опыт Санкт-Петербурга, в частности конкурс школьных стартапов «Startup Junior», который завершает программу обучения школьников по основам предпринимательской деятельности. Содержание образования данного курса включает в себя две части:
- лидерские качества, работа в команде, постановка целей и задач, креативность, управление временем, грамотное планирование (так называемые soft skills);
- маркетинг, финансы, конкурентный анализ и другие предпринимательские инструменты.
Организатором программы выступил центр опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП).
В сфере профориентации и трудоустройства школьников позитивным примером выступает нетворкинг (формирование актуальных либо перспективных социальных контактов и связей, приносящих пользу бизнесу и профессиональной деятельности). Данная практика позволяет выстроить контакты между школьниками и работодателями через коммуникативные площадки (проведение бизнес-завтраков, встреч, вебинаров, круглых столов, форумов, обмен опытом, деятельность клубов молодых предпринимателей (например, «Питерский клуб своего дела»); дискуссионные площадки для обмена опытом между успешными бизнесменами и начинающими предпринимателями (к примеру, опыт городов Красноярска, Москвы, Омска) [18, с. 100–102].
Для эффективного решения вопросов содействия следует осуществлять координацию деятельности государственных и негосударственных институтов, содействующих занятости несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время [17] (Frants, Lobova, Kharchenko, 2012).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На современном этапе актуальными являются вопросы поддержки и содействия временной занятости молодежи 14–18 лет, особой возрастной и социальной группы, обладающей своими интересами, ценностными установками и качествами, составляющей трудовой потенциал страны.
Анализ и обобщение практик в сфере занятости несовершеннолетней молодежи в крупнейших городах Российской Федерации (Екатеринбург, Красноярск, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург и другие) свидетельствует о важности материальной поддержки в период временного трудоустройства, потребности в организации трудовых отрядов (например, при клубах по месту жительства, в детских оздоровительных лагерях и центрах), регулярном обновлении альбома вакансий, привлекательных для подростков, широком информировании через значимые для школьников социальные сети, квотировании рабочих мест для несовершеннолетних граждан, опережающем профессиональное обучение (с активным привлечением и включением работодателей). Перспективным представляется оказание содействия юным предпринимателям в предоставлении юридических консультаций, правовой защиты, обеспечении безопасности бизнеса, оказании помощи в преодолении административных, финансовых и кадровых барьеров. Необходимым является выделение финансовой поддержки, в том числе государственных средств, на грантовую поддержку начинающих предпринимателей, предоставление льготных условий по кредитам и налогам.
Требуется развитие современной инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства путем открытия для подростков бизнес-инкубаторов, кванториумов и других информационных и технологических центров. Организация доступных и востребованных программ дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовки, стажировок, направленных на приобретение профессиональных компетенций, развитие предпринимательской активности подростков. Необходимо использовать и расширять практики стимулирования работодателей (налоговые льготы, компенсации части расходов на оплату труда несовершеннолетних и другие преференции со стороны региональной и муниципальной власти) по созданию временных рабочих мест для подростков, привлекать к сотрудничеству руководителей крупных предприятий, представителей малого и среднего бизнеса.
В данной работе авторами проиллюстрированы институциональные ограничения и противоречия в сфере рынка труда молодежи 14–18 лет, предложены мероприятия по управлению временной занятостью несовершеннолетних работников. Результаты исследования могут быть использованы как при разработке федеральных и региональных программ, предусматривающих специальные мероприятия по содействию занятости особой социальной группы российской молодежи, так и при внедрении конкретных молодежных проектов и стартапов в мегаполисах.
Источники:
2. Зотов В.Б. Безработица в Российской Федерации: некорректная статистика (15-летних школьников считают безработными) // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2021. – № 6. – c. 155-167. – doi: 10.38197/2072-2060-2021-232-6-155-167.
3. Щебляков Е.С. Некоторые особенности регулирования труда несовершеннолетних работников // Менеджмент социальных и экономических систем. – 2019. – № 4(16). – c. 48-53.
4. Миронова Л.К. Современные подходы в управлении занятостью молодежи // Вестник Саратовского государственного технического университета. – 2006. – № 1(12). – c. 152-157.
5. Репринцев А.В. Трансформация представлений подростков и юношества о ценностных основах трудовой деятельности человека // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. – 2021. – № 3(50). – c. 193-219.
6. Тохтиева Л.Н., Барабошина А.Б. Организация содействия временного трудоустройства молодежи (на примере Рязанской области) // Вестник Чебоксарского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. – 2019. – № 3(18). – c. 13-21.
7. Сафина И.В. Организация временного трудоустройства подростков в летний период как эффективное средство воспитания, социализации и профориентации // Образование и детский отдых: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2015. – c. 139-143.
8. Цыганкова И.В., Мячин Ю.В. Трудовые ресурсы молодежи на рынке труда России и Франции // Экономика труда. – 2019. – № 2. – c. 735-746. – doi: 10.18334/et.6.2.40680.
9. Карташов С.А., Кашаев А.А., Трушин А.С., Тохтиева Л.Н., Соколов О.С. Опыт реформирования рязанской службы занятости. / Монография. - Рязань: Рязанский институт развития образования, 2021. – 228 c.
10. Ефремова Е.И, Шепелев О.Ю. Трудоустройство несовершеннолетних // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования: Международная конференция памяти профессора Л. Н. Когана. Екатеринбург, 2018. – c. 1722-1732.
11. Мальцева Е.С., Анохин А.А. Временная занятость несовершеннолетних граждан как фактор формирования человеческого капитала региона // Регионология. – 2009. – № 3(68). – c. 209-215.
12. Тохтиева Л.Н., Комлев И.Г. Временная занятость как фактор успешной социализации молодежи // Новый человек в новом обществе: проблемы социализации, ресурсы развития личности и коллектива: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию пионерской организации. Кострома, 2022. – c. 47-50.
13. Голиков Н.А., Мясников А.Ю. Приобщение детей к труду в условиях загородного лагеря: проблемы и перспективы // Общество: социология, психология, педагогика. – 2016. – № 6. – c. 52-55.
14. Сарыглар Д.А. Организация трудового отряда в каникулярное время как способ профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних // Организация и управление в социальной работе: Городской семинар: сб. статей. Санкт-Петербург, 2021. – c. 124-127.
15. Анохин А.А. Управление временной занятостью несовершеннолетней молодежи на основе механизма взаимодействия институциональных структур. / Автореферат дис.,.. канд. экон. наук: 08.00.05. - Орел, 2011. – 23 c.
16. Юдина Е.А., Ривчун Т.Е. Построение политики занятости студентов на уровне вуза // Сервис plus. – 2008. – № 4. – c. 78-81.
17. Франц О.Б., Лобова Е.В. Харченко В.С. Проблемы и возможности развития региональной инфраструктуры трудоустройства молодежи // Экономика региона. – 2012. – № 1(29). – c. 41-53. – doi: 10.17059/2012-1-3.
18. Молодежь и малый бизнес: отношение к предпринимательству и создание условий для реализации предпринимательского потенциала (на примере крупных городов России). – Грант № 152. - М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2009. – 122 c.
Страница обновлена: 27.10.2024 в 23:52:58