Инновационная площадка как инструмент совершенствования национальной инновационной системы

Фань Доунань1, Чжан Ибо2, Чжан Юйхао3
1 Цанчжоуский педагогический университет
2 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
3 Хэбэйский инженерный университет

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 10 (Октябрь 2024)

Цитировать:
Фань Доунань, Чжан Ибо, Чжан Юйхао Инновационная площадка как инструмент совершенствования национальной инновационной системы // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 10. – doi: 10.18334/epp.14.10.121605.

Аннотация:
В статье представлена новая модель инновационной площадки, способствующей совершенствованию национальной инновационной системы через интеграцию власти, бизнеса и образовательных учреждений. Рассматривается решение проблемы повышения эффективности инновационной деятельности на региональном уровне, предлагаются механизмы для привлечения квалифицированных кадров и формирования инновационных команд. Работа интересна исследователям в области инноваций, политикам, а также представителям бизнеса, ориентированным на развитие инновационной среды и коммерциализацию научных достижений.

Ключевые слова: инновация, инновационная площадка, национальная инновационная система, Интеграция, власть, бизнес, университет, государственное управление

JEL-классификация: O31, O32, O33, M21



Введение

В последние годы, в связи с усилением глобальной конкуренции в области науки и техники, создание национальной инновационной системы стало предметом пристального внимания во многих странах. Национальной инновационной системой является совокупность научно-исследовательских учреждений, университетов, фирм и правительств, которые могут либо вносить индивидуальный вклад в развитие и распространение новых технологий, либо конструктивно взаимодействовать в рамках ряда мероприятий по повышению инновационного потенциала и эффективности, тем самым способствуя экономическому росту. Во многих странах создание национальной инновационной системы включено в число национальных стратегий. Одним из главных стратегических резервов России в нынешних условиях является формирование эффективной национальной инновационной системы [1]. Цели и основные направления модернизации и инновационного развития Российской экономики определены в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Основных направлениях деятельности Правительства на период до 2024 года, утвержденных Правительством Российской Федерации 29 сентября 2018 г. № 8028п-П13, Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642, а также в иных документах [1].

Однако стоит понимать, инновационная деятельность - это процесс, который постоянно развивается и эволюционирует, поэтому создание национальной инновационной системы - это только первый шаг. Для обеспечения постоянной эффективности и конкурентоспособности НИС необходимо постоянно совершенствовать и оптимизировать инновационную систему. Это означает совершенствование инновационной политики, углубление международного сотрудничества, увеличение национальных инвестиций в образование и инновационную инфраструктуру, усиление развития инновационного персонала и улучшение инновационной среды. Кроме того, по мере развития технологий и эволюции общества появляются новые технологии, новые потребности и новые вызовы, поэтому национальная инновационная система должна адаптироваться и реагировать на эти изменения. Только благодаря постоянному совершенствованию инновационной системы можно сделать ее постоянно динамичной и конкурентоспособной и внести больший вклад в долгосрочное развитие страны.

В РФ существующая система поддержки инновационного развития постоянно совершенствуется. В ФЗ №.127 «О науке и государственной научно-технической политике» сформирован и активно используется в управленческой практике раздел «основные цели и принципы государственной поддержки инновационной деятельности» [2]. Совершенствование национальной инновационной системы имеет огромное значение для развития и будущего страны. Инновации являются основной движущей силой прогресса и развития общества. Совершенствование национальной инновационной системы может повысить инновационный потенциал и конкурентоспособность страны, способствовать социальному прогрессу и развитию, а также повысить способность к международному сотрудничеству. Совершенствование национальной инновационной системы может повысить инновационный потенциал и конкурентоспособность страны, ускорить научно-технические инновации и модернизацию промышленности, повысить уровень научно-технических инноваций и конкурентоспособность страны на международном рынке, а также обеспечить экономический рост страны.

Обзор литературы и исследований

Концепция национальной инновационной системы активно разрабатывалась такими зарубежными исследователями как: К. Фрименом [2], Р. Нельсона [3], Б. Лундвалл [4], П. Патель и К. Павитт [5]. В этих работах заложена и обоснована теория национальной инновационной системы. Теоретические подходы национальной инновационной системы базируются на модели тройной спирали Г.Ицковица и Л. Лейдесдорфа [6, 7]. Отличие нашего исследования от тройной спирали заключается в развитии теоретических подходов, основанных на включении организационных структур в модель, и уделяется внимание их развитию, а также взаимодействию между ними в контексте национальной инновационной системы.

В последние годы актуальные темы и тенденции исследований национальной инновационной системы включают следующие аспекты: инновационная среда и инновационная экосистема, государственное управление инновационным развитием и инструменты государственной инновационной политики.

Создание благоприятной инновационной среды и развитие инновационной экосистемы - исследования, направленные на создание условий, способствующих инновационному развитию. Основные направления исследований сосредоточены на создании благоприятной инновационной среды [8,9], развитии инновационной экосистемыи решении связанных проблем для обеспечения устойчивого экономического развития и стимулирования инноваций [10,11].

Государственное управление инновационным развитием является процессом, который позволяет правительствам регулировать и содействовать инновациям в экономике и обществе для создания благоприятной инновационной экосистемы. Это включает разработку эффективной инновационной стратегии и принятие мер для достижения целей в области инноваций [12]. В последние годы проводится много исследований в этой области, предлагающих различные подходы и рекомендации для создания благоприятной инновационной экосистемы [13, 14]. В исследованиях анализируются роль государства, существующие проблемы, методологии и опыт зарубежных стран в государственном управлении инновационным развитием [15-17]. Также рассматриваются инструменты государственной инновационной политики и подходы к оценке эффективности инновационной политики и стратегии [18,19]. В целом, исследования по государственному управлению инновационным развитием сосредоточены на поиске эффективных методов и решений, способствующих развитию инноваций и повышению конкурентоспособности страны.

Разработка и применение инновационных площадок для поддержки национальных инновационных систем является инструментом государственного управления инновационным развитием. Понятие "инновационная площадка" изначально использовалось для обозначения формы организации совместной деятельности в области педагогической науки и практики внедрения инноваций в данной сфере [20]. Международный опыт показывает, что инновационные площадки могут применяться не только в области образования и науки, но и для развития национальной инновационной системы [21]. Инновационные площадки могут предоставлять такие услуги, как техническая поддержка, научно-исследовательское сотрудничество, технологический трансфер, подготовка кадров и другие, способствуя коммерциализации и применению научно-технических достижений [22,23]. Многие страны и регионы активно развивают инновационные площадки, укрепляя сотрудничество в области инноваций и создавая благоприятную инновационную среду для стимулирования экономического развития и социального прогресса. Однако инновационной площадке как инструменту совершенствования национальной инновационной системы уделяется недостаточное внимание. В отечественной литературе на настоящее время по теме инновационных площадок не проводилось. Исследования в области инновационных площадок не систематизированы, и классификация инновационных площадок не ясна, тогда как совершенствование инновационных площадок имеет важное значение для национальной инновационной системы и эффективности инновационной деятельности. Данная научная статья посвящена использованию инновационных площадок в качестве инструментария совершенствования национальной инновационной системы. В рамках статьи предлагается модель инновационной площадки, включающая участие государства, бизнеса и университетов.

Результаты исследования

Национальная инновационная система представляет собой совокупность образовательных и научных учреждений, университетов, фирм и правительства, которые могут вносить индивидуальный вклад в развитие и распространение новых технологий или конструктивно взаимодействовать в рамках ряда мероприятий по повышению инновационного потенциала и эффективности. Это, в свою очередь, способствует экономическому росту. Таким образом, составляющие элементы национальной инновационной системы, изучаемые в данной работе, включают предприятия, правительство и образовательные и научные учреждения (рис. 1). Субъекты национальной инновационной системы играют важную роль в развитии и распространении новых технологий, а также взаимодействуют друг с другом в рамках различных мероприятий, направленных на повышение инновационного потенциала и эффективности.

Разработано авторам.

Рисунок 1 Схема субъектов инновационной площадки на региональном уровне

На данный момент существуют две различные структурные рамки национальной инновационной системы: "тройное корпоративное взаимодействие" и "тройное параллельное взаимодействие". Несмотря на то, что инновационные субъекты и макро-логика инноваций одинаковы в различных структурах, количество и функции инновационных цепочек различны, а также различается зависимость от инновационных кооперативов. США, Германия и другие страны ближе к системе "тройного параллельного взаимодействия", что означает, что каждый инновационный субъект обладает независимой, полной и эффективной инновационной цепочкой и поддерживает взаимодействие друг с другом. Швеция, Китай и другие страны ближе к системе "тройного корпоративного взаимодействия", что означает, что инновационные субъекты четко распределяют свою работу, имеют четкое позиционирование и сотрудничают друг с другом, формируя полную инновационную цепочку [24].

Однако, такие взаимодействия могут столкнуться с определенными проблемами. Некоторые из проблем могут включать недостаточное сотрудничество и координацию между различными субъектами, отсутствие общих целей и стратегий, недостаточную передачу знаний и технологий между субъектами, а также ограниченные ресурсы и финансирование [25]. Для успешного функционирования национальной инновационной системы необходимо разработать платформа, способствующие эффективному взаимодействию между субъектами. Это может включать установление партнерств и сетевых связей, развитие механизмов обмена знаниями и технологиями, создание специальных программ и инструментов поддержки, а также совместные исследования и разработки. Решение проблем взаимодействия в национальной инновационной системе способствует ее более эффективному функционированию и способности к инновационному развитию. Можно сказать, что инновационная площадка является такой платформой.

Инновационная площадка является ключевым фактором, способным дать решающий импульс всей национальной экономике. Она создает точки роста, где взаимодействуют наука, образование и производство, и становится основой для национального социально-экономического прогресса. В России существует большое количество различных инновационных площадок, включая Сколково и другие менее известные. Россия имеет более 150 технопарков и более 700 субъектов инновационной деятельности. Это свидетельствует о высоком уровне внимания и вложений со стороны государства в развитие инновационных площадок [26]. Инновационная площадка в данном контексте представляет собой организационную структуру или пространство, специально созданное для стимулирования инноваций, развития новых технологий и обмена знаниями. Термин "инновационная площадка" может включать в себя различные типы учреждений и организаций, такие как технопарки, центры трансфера технологий, особые экономические зоны (ОЭЗ) и другие подобные организации. Деятельность федеральной инновационной площадки обеспечивает формирование индивидуализированной компетентностной модели с привлечением ресурсов образовательных организаций, ведущих предприятий отраслей экономики, предприятий цифрового сектора, а также органов государственной власти [3].

Для совершенствования национальной инновационной системы мы рассматриваем использование множества инструментов инновационных площадок: технопарк, центр трансфера технологий, особые экономические зоны(ОЭЗ), наукограды, центры поддержки предпринимательства, инжиниринговые центры, центры коллективного пользования научным оборудованием, центры кластерного развития, центры научно-технической информации, наукополисы и и т.д. Каждый из этих инструментов имеет свои характеристики и возможности использования в системе инноваций. Табл. 1 в основном представляет собой описание основных типов инновационных площадок, их названий, характеристик и возможностей использования в национальной системе инноваций. Через эту таблицу можно ознакомиться с различными типами инновационных площадок, такими как технологические парки, центры трансфера технологий, экономические особые зоны, научные города, центры поддержки инноваций, инжиниринговые центры, центры коллективного пользования научным оборудованием, кластерные развивающиеся центры, центры научно-технической информации и другие [26].

Таблица 1

Основные направления использования инновационных площадок в Национальной инновационной системе

Наименование модели инновационной площадки
Ключевые характеристики модели инновационной площадки
Возможности использования модели инновационной площадки в Национальной инновационной системе
Технопарк
Научно-технический парк, ориентированный на развитие инновационной и научной деятельности, поддержку малого и среднего бизнеса, коммерциализацию научных разработок, привлечение инвестиций, создание и развитие кластеров и научных сообществ, сотрудничество с университетами.
Технопарк может быть использован как площадка для инновационных исследований и разработок, проведения научных конференций и мероприятий, обучения и профессиональной подготовки специалистов, а также для проведения стартап-акселераторов и инкубаторов.
Центр трансфера технологий
Содействие коммерциализации научных разработок, связывание научных и бизнес-сообществ
Ускорение перехода научных идей в реальный сектор экономики, повышение конкурентоспособности бизнеса, создание новых рабочих мест
Особые экономические зоны
Облегченный режим регулирования и налогообложения, инфраструктура, специализированные услуги
Привлечение иностранных инвестиций, развитие экспортного потенциала, поддержка инновационной деятельности, развитие региональных экономик
Центры поддержки предпринимательства
Обучение и консультации по вопросам бизнеса, помощь в оформлении документов и получении финансирования
Поддержка начинающих предпринимателей, развитие малого и среднего бизнеса, создание новых рабочих мест
Инжиниринговые центры
Разработка и внедрение инновационных технологий, создание новых продуктов и услуг
Развитие высокотехнологичных отраслей, повышение конкурентоспособности бизнеса, улучшение качества жизни населения
Центры коллективного пользования научным оборудованием
Предоставление доступа к дорогостоящему научному оборудованию и технологиям
Повышение качества и скорости научных исследований, сокращение расходов на приобретение собственного оборудования
Центры кластерного развития
Создание инновационных кластеров, объединение компаний в целях развития отраслей экономики
Повышение конкурентоспособности региональной экономики, развитие высокотехнологичных отраслей, создание новых рабочих мест
Центры научно-технической информации
Сбор, хранение и распространение научно-технической информации
Обеспечение доступа к актуальным научным данным, повышение качества и скорости научных исследований, развитие науки и технологий
Разработано авторам.

В соответствии с пунктом 4 статьи 20 ФЗ "Об образовании в РФ" от 29.12.2012 № 273-ФЗ установлено, что федеральные инновационные площадки - это организации, осуществляющие инновационные проекты и программы с целью создания условий для реализации инновационных исследований и программ, имеющих важное значение для развития образовательной системы [4]. В список федеральных инновационных площадок на 2023 год включены 130 площадок [5]. Этот список подтверждает, что данные инновационные площадки являются эффективными инструментами развития инновационной деятельности, которые прошли стадию экспериментирования.

По результатам анализа 130 площадок, Федеральная инновационная площадка обладает следующими особенностями:

1. Участие образовательных организаций: Статус присваивается образовательным организациям, которые занимаются модернизацией и развитием системы образования в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития России.

2. Ориентация на проекты и программы: Участники программ и проектов должны стремиться к улучшению научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового и материально-технического обеспечения системы образования.

3. Межведомственный характер: Инновационные образовательные проекты реализуются через межведомственное взаимодействие. Это позволяет удерживать молодежь в регионе и обеспечивать Ханты-Мансийский автономный округ - Югру квалифицированными специалистами в области психолого-педагогического сопровождения и профессионального самоопределения обучающихся образовательных организаций.

4. Распространение передовых практик: Лучшие практики, одобренные Министерством науки и высшего образования РФ, получают возможность распространения на другие университеты. Это способствует широкому применению успешных образовательных моделей.

5. Модернизация образования: Основной целью федеральной инновационной площадки является модернизация образования и подготовка востребованных выпускников, отвечающих профессиональным требованиям. Это достигается путем внедрения новых учебных планов, интегрированных дисциплин, проектной деятельности студентов и других инновационных методов обучения.

Несмотря на перечисленные особенности федеральных инновационных площадок, слабыми сторонами проектов выступают недостаточная проработка нормативно-правового обеспечения (инновационных структур), кадрового обеспечения (повышение квалификации исполнителей инновационного образовательного проекта), развития инновационных команд и инновационной среды самостоятельного развития (финансового обеспечения) [27].

1. Отсутствие фундаментальных инновационных структур: Федеральная инновационная площадка не всегда обладает современными научно-исследовательскими учреждениями и техническими платформами, которые могли бы обеспечить фундаментальные исследования и разработки для поддержки различных отраслей.

2. Недостаток научных кадров: Одной из слабостей Федеральной инновационной площадки является ограниченное наличие квалифицированных научных кадров. Недостаток опытных и талантливых ученых может замедлить разработку и реализацию инновационных проектов.

3. Недостаточное развитие инновационных команд: Федеральная инновационная площадка может испытывать трудности в создании и эффективной работе инновационных команд, способствующих технологическому обмену и сотрудничеству между различными участниками.

4. Ограниченная инновационная среда самостоятельного развития: Федеральная инновационная площадка может сталкиваться с проблемами в обеспечении благоприятной инновационной среды для трансформации научных результатов в коммерческий успех. Это может включать отсутствие эффективной защиты интеллектуальной собственности, недостаточную политику и финансовую поддержку для инноваций.

В целях совершенствования национальной инновационной системы мы предлагаем рассмотрение примера использования инновационной площадки интеграции бизнеса, университета и государства на региональном уровне [28]. Предполагается, что в данную инновационную площадку должны быть включены управленческие органы по инновациям, высшие учебные заведения и предприятия. Управленческие органы по инновациям, высшие учебные заведения и предприятия отвечают за внедрение политики в конкретные практические реализации.

При формирования инновационной площадки следует обратить внимание на следующие аспекты:

-Формирование основных инновационных структур. Создаются проектный офис (Toolbox), Центр капитализации, Администрация инновационной площадки, бизнес-инкубатор, Центр инновационных клиентских решений, Центр коммуникаций, Центр цифрового развития. Приоритеты инновационной площадки в научно-технологической сфере формируются на основе приоритетов социально-экономического развития [29]. Развитие инновационных структур будет способствовать развитию научно-технического прогресса. Это поможет обеспечить более доступные и профессиональные услуги для инноваторов и поддержит расширение и распространение инновационной деятельности. Кроме того, развитие инновационных структур может стимулировать сотрудничество между университетами, компаниями и исследовательскими институтами. Тесное сотрудничество системы образования, промышленности и общества инновационных площадок позволяет понять потребности рынка и направление научно-технического развития, способствуя передаче научного прогресса в промышленность и развитию инноваций. Функции основных инновационных структур можно увидеть в табл.2.

Таблица 2

Функции инновационных структур по инновационной деятельности инновационной площадки

Структуры по инновационной площадки
Конкретные функции
Проектный офис (Toolbox)
Поддержка реализации инновационных проектов, предоставление услуг по управлению и консультации проектов
Центр капитализации
Помощь в коммерциализации научных достижений, включая подачу заявок на патенты, передачу технологий, разработку рынков и т.д.
Администрация инновационной площадки
Управление и эксплуатация научно-технологических парков, поддержка промышленности
Бизнес-инкубатор
Предоставление услуг инкубации и обучения предпринимательскому делу, помощь молодым и стартап-компаниям в быстром развитии
Центр инновационных решений для клиентов
Предоставление индивидуальных технологических решений, консультационных услуг для компаний и правительства
Центр коммуникаций
Продвижение инновационных достижений высших учебных заведений, организация выставок и мероприятий в отрасли
Центр развития цифровизации
Содействие цифровой трансформации и инновациям, включая разработку цифровых решений, поддержку цифровых предприятий и развитие отраслей
Разработано авторам.

-Центр научно-технического образования, организации международного сотрудничества, образовательные центры и партнерские отношения с университетами используются для объединения научных и технологического персонала. Выставочные и конгресс-центр могут предоставить инновационным персоналам практические возможности для развития инновационных и практических навыков путем организации выставок и ярмарок вакансий, организации профессиональных конференций и семинаров, предложения стажировок, профессионального обучения и установления партнерских отношений между промышленностью и университетом для проведения различных исследований и инновационных проектов. Сотрудничество с международными организациями и иностранными компаниями может предоставить инновационным персоналам возможности для стажировки и работы, стипендии и пособия, совместные исследовательские проекты, профессиональное обучение и лекции. Эти инициативы могут обеспечить практические возможности для инновационных персоналов, способствовать интеграции академических и промышленных кругов, мотивировать их к достижению более высоких уровней успеха в академической и профессиональной областях, развивать исследовательские возможности и практический опыт, повышать профессиональные навыки и конкурентоспособность, способствуя развитию человеческих ресурсов и общества. Образовательный центр является одним из ключевых учреждений, воспитывающих таланты для Инновационной базы. Образовательные центры могут оказывать поддержку и помощь инновационным талантам различными способами, включая проведение различных курсов, предоставление учебных ресурсов в режиме онлайн, предоставление услуг по обучению и консультированию, проведение тренингов на местах и содействие международному обмену. Эти инициативы могут помочь инновационным персоналам приобрести разнообразный опыт обучения и навыки, а также повысить эффективность и возможности их обучения. Технопарки и малые инновационные предприятия могут сотрудничать с учебными заведениями для проведения программ стажировки, организации инновационных курсов, конкурсов инноваций и других мероприятий, чтобы обеспечить инновационную площадку более выдающимися инновационными персоналами. Развитие и привлечение инновационного персонала показано на рис. 2.

Разработано авторам.

Рисунок 2 Структура развития и привлечения инновационных персоналов

-Для создавания инновационной команды необходимо развивать центры информационных технологий, информационные центры, центры превосходства, центры разработки продуктов, профессиональные команды и центры технологического трансфера. Обязанности этих центров и команд включают предоставление технической консультации и поддержки, обучение профессиональных кадров, стимулирование технологического трансфера и т.д. Эти центры и команды нацелены на сотрудничество между правительством, образовательными учреждениями и предприятиями, и могут обеспечить техническую поддержку, обучение и развитие рынка для инновационных команд, чтобы помочь им лучше выполнять свою работу в области науки, техники и инноваций.

Центры информационных технологий и информационные центры могут оказать значительную помощь в научных исследованиях инновационной площадки. Они могут повысить эффективность научных исследований, стимулировать сотрудничество и обмен опытом, улучшать качество обучения, стимулировать инновации и развитие. Предоставляя различные инструменты и ресурсы, такие как высокопроизводительные вычислительные системы, инструменты для анализа данных, онлайн-курсов, системы управления обучением и т.д. Они могут помочь исследователям и студентам лучше исследовать и решать различные научные проблемы, способствуя научному прогрессу и социальному развитию.

Центр превосходства - это лаборатория фундаментальных и прикладных исследований, которая занимается научными исследованиями и разработкой инновационных решений и новых технологий. Центры разработки продуктов - это центр, который позволяет создавать и тестировать прототипы различных продуктов и устройств. Он предоставляет различные технологии, такие как 3D-печать и т.д. для создания прототипов продуктов. Центр превосходства и центры разработки продуктов предоставляют ученым, инженерам инновационные технологии и оборудование, что значительно повышает эффективность научных исследований, ускоряет процесс разработки и тестирования новых продуктов и технологий. Они также способствуют развитию творческого мышления и инновационных идей у членов, участвующих в научно-технических проектах, и поддерживают обмен между учеными и инженерами из разных научных и технологических областей.

Профессиональные команды и центры технологического трансфера (ЦТТ) могут оказать важную помощь в научно-техническом развитии инновационной площадок. Профессиональные команды- это квалифицированные специалисты в различных научных и технических областях, которые могут участвовать в научных проектах и консультировать исследователей и студентов. Центр технологического трансфера является мостом между университетами и коммерческими отраслями, способствуя переносу научных исследований и разработок из университетов в промышленность. ЦТТ помогает в подготовке технологий и их коммерциализации, а также ищет партнеров для совместных научно-технических проектов. Профессиональные команды и ЦТТ могут помочь создавать научно-технические проекты в инновационном центре, содействовать коммерциализации результатов научных исследований, повышать репутацию и престиж университета в научном сообществе и привлекать новых ученых и студентов. Это также способствует решению реальных проблем коммерческих отраслей и общества в целом, через разработку новых продуктов и технологий на основе научных исследований и технического развития.

Построение высококачественной научно-технической команды НИОКР в инновационной площадке показано на рис. 3.

Разработано авторам.

Рисунок 3 Направления развития инновационной команды на инновационной площадки

-Путем развитие венчурного фонда, зарубежного венчурного капитала, промышленного комплекса, центра партнерства с бизнесом и центра интеллектуальной собственности и других мер, инновационный центр может предоставить необходимую поддержку и ресурсы для инновационных предприятий, помочь им быстро развиваться и реализовывать коммерциализацию, улучшить среду самостоятельного инновационного развития. Правительство может поддерживать развитие и функционирование этих составляющих через финансирование и поддержку политики. Например, правительство может установить венчурный фонд, чтобы поддержать развитие инновационных предприятий, предоставляя рисковые инвестиции. Кроме того, правительство может установить промышленный комплекс, который представляет собой организацию, объединяющую несколько промышленных предприятий или отраслей, с целью сотрудничества и совместного развития. С помощью этих мер правительство может стимулировать взаимодействие между инновационными предприятиями, образовательными учреждениями и правительством, способствуя развитию инновационных центров. Установка Центра партнерства с бизнесом может усилить коммуникацию и сотрудничество между предприятиями и образовательными учреждениями, способствуя интеграции производства, обучения и исследований.

Венчурный фонд и зарубежный венчурный капитал направлены на поддержку инновационной деятельности и коммерциализацию технологий в инновационных центрах. Фонд может предоставлять финансовую и ресурсную поддержку для развития стартапов. Он также может инвестировать в научно-технические проекты университетов, помогая исследователям превращать их результаты в коммерческие продукты. Инновационные центры могут также сотрудничать с зарубежными венчурными фондами и получать финансовую и ресурсную поддержку для развития своих технологических проектов и помощи стартапам в международном рынке. Фонд также может предоставлять инвестиционную и ресурсную поддержку для зарубежных стартапов, помогая им развиваться на российском рынке. В текущих условиях санкций России потенциальными инвесторами могут стать Южная Корея, Китай, Латинская Америка, Индия и страны Центральной Азии. Эти страны имеют интерес в различных отраслях экономики России, таких как технологии, энергетика, сельское хозяйство и торговля.

Индустриальный комплекс направлен на превращение научных исследований в реальные продукты и услуги. Центр предоставляет поддержку и услуги для разработки инновационных продуктов, помогая предприятиям достигать высокого качества и эффективности в производстве и операциях. Сотрудничество между этими двумя центрами способствует развитию инноваций и технологий, помогая студентам и исследователям коммерциализировать свои научные достижения.

Центр партнерства с бизнесом - это организация, созданная для содействия сотрудничеству между университетами и предприятиями, а также для содействия технологическому трансферу. Целью этого центра является помощь компаниям и организациям в поиске возможностей сотрудничества с университетами для продвижения новых технологий и знаний. Центр сотрудничает с компаниями и организациями, предоставляя им различные услуги, включая техническое консультирование, обучение, маркетинговые исследования, управление интеллектуальной собственностью и т. д.

Исследовательский центр интеллектуальной собственности направлен на развитие инноваций через меры, такие как обучение в области интеллектуальной собственности, исследования в области интеллектуальной собственности, поддержка при подаче заявок на патенты, инновационные конкурсы и обмен опытом в области интеллектуальной собственности. Работа этого центра направлена на оказание поддержки и консультаций по вопросам интеллектуальной собственности для инновационных центров и вкладывает усилия в исследования и обмен опытом в области интеллектуальной собственности.

Подход к построению самостоятельной инновационной среды на инновационной площадке представлен на рис. 4.

五星关系图

Разработано авторам.

Рисунок 4 Создание самостоятельной инновационной среды на инновационной площадке

Инновационная площадка интеграции власти, университета и бизнеса рассматривает создание основных инновационных структур, развитие научных кадров, создание инновационных команд и совершенствование среды самостоятельных инноваций как ключевые элементы развития инновационного центра. Эффективное сочетание этих элементов может создать инновационную атмосферу, привлечь научные кадры, способствовать технологическому инновационному и коммерческому развитию и внести свой вклад в экономическое развитие страны.

Во-первых, создание основых инновационных структур может предоставить современные научно-исследовательские учреждения и технические платформы, привлечь квалифицированные научные кадры для научно-технических инноваций и разработок, обеспечить стабильную техническую поддержку для развития научно-технических отраслей. Во-вторых, благодаря развитию научных кадров, инновационный центр может предоставлять постоянный поток технологической инновационной энергии для предприятий и промышленности, способствовать повышению уровня технологического обновления и преобразования промышленных отраслей. Кроме того, создание инновационных команд может способствовать технологическому обмену и сотрудничеству, содействовать превращению научных результатов в маркетинг и практическое применение. В то же время, совершенствование среды самостоятельного инновационного развития также является важным элементом развития инновационной площадок. Среда самостоятельного инновационного развития включает защиту интеллектуальной собственности, политику инновационного развития и финансовую поддержку инноваций. Эти факторы могут обеспечить хорошую инновационную среду для инновационной площадок, содействовать трансформации научных результатов в коммерческий успех.

На рис. 5 показана основное содержание инновационной площадки. Путем создания основных инновационных структур, развития научных кадров, формирования инновационных команд и усовершенствования среды самостоятельного инновационного развития инновационная площадка может стать основой органической системы научно-технического инновационного развития, обеспечивая более благоприятные условия и поддержку для технических инноваций и коммерческого развития. Такая инновационная площадка может привлечь больше инновационных предприятий и научных кадров, содействовать трансформации научных результатов в коммерческий успех, способствовать экономическому росту и социальному прогрессу, а также совершенствованию национальной инновационной системы.

Разработано авторам.

Рисунок 5 Содержание модели инновационной площадки интеграции власть, образования и бизнеса

Выводы

Совершенствование национальной инновационной системы играет ключевую роль в укреплении инновационной способности страны и поддержке устойчивого развития. Инновационные площадки, обеспечивающие техническую, кадровую и финансовую поддержку, способствуют трансферу и коммерциализации научных достижений. Различные инструменты, такие как технопарки, центры трансфера технологий и венчурные фонды, обеспечивают взаимодействие между бизнесом, университетами и государством. Развитие научных кадров, создание инновационных команд и благоприятной среды для инноваций также критически важны. Эти элементы способствуют трансформации научных результатов в коммерческий успех и укрепляют экономику страны.

[1] УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года URL:http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201805070038.pdf, "Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года" (утв. Правительством РФ 29.09.2018 N 8028п-П13) URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_307872/?ysclid=ljb51fj5xg115236177, УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации URL:http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201612010007.pdf (дата обращения: 10.07.2024)

[2] Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" от 23.08.1996 N 127-ФЗ URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/9973 (дата обращения: 05.07.2024)

[3] В соответствии с частью 4 статьи 20 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2019, № 30, ст. 4134), подпунктом 4.2.11 пункта 4 Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2018 г. № 682 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 26, ст. 3851), приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 11 января 2023 г. № 29 "Об утверждении перечня федеральных инновационных площадок на 2023 год". URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698. (дата обращения: 07.07.2024)

[4] Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (редакция от 22.06.2024) URL: https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/?ysclid=lj6990mev9578659326. (дата обращения: 17.07.2024)

[5] Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 11.01.2023 № 29 "Об утверждении перечня федеральных инновационных площадок на 2023 год" (Зарегистрирован 13.02.2023 № 72340) URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202302130032?ysclid=lj69a2tow8720461387 (дата обращения: 17.07.2024)


Источники:

1. Плотников В.А. Управление национальной инновационной системой России: кадровый аспект // Известия СПбУЭФ. 2010. № 3. С. 42–53. EDN: https://www.elibrary.ru/msufnv
2. Freeman C. Technology policy and economic performance: Lessons from Japan: Monograph. London; New York: Pinter Publishers, 1987. 176p. https://doi.org/10.1016/0048-7333(88)90011-X
3. Dosi G., Freeman C., Nelson R., Silverberg G., Soete L. Technical change and economic theory: Monograph. London; New York: Pinter Publishers, 1988. 646p. https://doi.org/10.1177/017084069001100116
4. Lundvall B.-A. National Systems of Innovation. Towards the Theory of Innovation and Interactive Learning: Monograph. London: Pinter Publishers, 1992. 388p. https://doi.org/10.7135/UPO9781843318903
5. Patel, P. and Pavitt, K. National Innovation Systems: Why They Are Important, and How They Might Be Measured and Compared. // Economics of Innovation and New Technology. 1994. №3, P. 77-95. https://doi.org/10.1080/10438599400000004
6. Leydesdorff Loet . The Knowledge-Based Economy and the Triple Helix Model. //
Annual Review of Information Science and Technology.2010. №44, P. 367-417. https://doi.org/10.48550/arXiv.1201.4553
7. Etzkowitz Henry, Leydesdorff Loet. The Triple Helix -- University-Industry-Government Relations: A Laboratory for Knowledge Based Economic Development. // EASST Review. 1995. No. 1, P. 14-19. https://ssrn.com/abstract=2480085
8. Гусарова М.С. Проблемы инновационного развития России: анализ факторов и институциональные решения // Вопросы инновационной экономики. 2021. Т. 11. № 4. С. 1383-1402. https://doi.org/10.18334/vinec.11.4.113870 .
9. Акбердина В. В., Василенко Е. В. Инновационная экосистема: теоретический обзор предметной области // Журнал экономической теории. 2021. №3. С. 462-473. EDN: https://www.elibrary.ru/dygeev
10. Проскурнин С. Д. Формирование саморазвивающихся инновационных экосистем в инновационных центрах - пространственных точках роста научно-технологического лидерства страны и регионов // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2022. №1 (69). С. 1-20. EDN: https://www.elibrary.ru/avzhxa
11. Fukuda, K., & Watanabe, C. Japanese and US perspectives on the National Innovation Ecosystem // Technology in society. 2008. №30(1), P.49-63. https://doi.org/10.1016/j.techsoc.2007.10.008.
12. Кузнецов Ю.В. Государственное стратегическое управление: монография. Санкт-Петербург: Изд-во Питер, 2014. 320 с. EDN: https://www.elibrary.ru/sdtvsz
13. Кушлин В. И. Государственное управление инновационным развитием в современных условиях // Социология власти. 2009. №5. С. 38-45. EDN: https://www.elibrary.ru/kyptvz
14. Сиразетдинов Р. М., Мухаметзянова Д. Д. Роль государства в развитии инновационной экономики // Российское предпринимательство. 2016. №21. С. 2923-2930. https://doi.org/10.18334/rp.17.21.36888
15. Губанов Р.С. Роль государственного управления инновационным развитием в условиях функционирования территорий опережающего социально-экономического развития // Актуальные вопросы современной экономики. 2020. №1. С. 611-626. https://doi.org/10.34755/IROK.2020.40.75.087
16. Литвиненко И.Л., Ли А.С. Инструменты государственной инновационной политики на уровне региона // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. 2016. №1. С.126-132. EDN: https://www.elibrary.ru/vzxbef
17. Филатов В. В., Карасев М. В. Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности // Управление инновациями: теория, методология, практика. 2012. №1. С.206-213. EDN: https://www.elibrary.ru/rkpnep
18. Carolina R. Haddad, Valentina Nakić, Anna Bergek, Hans Hellsmark, Transformative innovation policy: A systematic review// Environmental Innovation and Societal Transitions. 2022. Vol. 43, P.14-40. https://doi.org/10.1016/j.eist.2022.03.002
19. Yawson, Robert The Ecological System of Innovation: A New Architectural Framework for a Functional Evidence-Based Platform for Science and Innovation Policy. // Advance. Preprint. 2019. https://doi.org/10.31124/advance.7367138.v1
20. Потапов, Д. А. Инновационная деятельность в сфере образования: опыт работы инновационной площадки по формированию креативных способностей детей и молодежи // Искусство и образование. 2014. № 1(87). С. 5-11. EDN: https://elibrary.ru/rztsfz
21. Li, J., Deng, Q., Jull Sorensen, O. Building national innovation platform in China: theoretical exploration and empirical study // Journal of Science and Technology Policy in China. 2011. Vol.2, P.58-78. https://doi.org/10.1108/17585521111107898
22. Sheth, B.P., Acharya, S.R., Sareen, S.B. Policy implications for the improvement of technology transfer and commercialization process in the Indian context // Journal of Science and Technology Policy Management. 2019. Vol. 10, P.214-233. https://doi.org/10.1108/JSTPM-09-2017-0043
23. Hou, B., Hong, J., Chen, Q., Shi, X. and Zhou, Y. Do academia-industry R&D collaborations necessarily facilitate industrial innovation in China? The role of technology transfer institutions // European Journal of Innovation Management. 2019. Vol. 22, P.717-746. https://doi.org/10.1108/EJIM-09-2018-0195
24. Lei Xiaomiao, Li Zhengfeng. Comparison of national Innovation System Structure:from the Perspective of Theory and Practice // Science & Technology Progress and Policy. 2021. Vol. 38, P.8-14. https://doi.org/1001-7348(2021)21-0008-07
25. Zhao Huicun & Xi Jine. The Connotation, Path, and Strategy of University Science and Technology Park Innovation Cluster Construction // World Science and Technology Research and Development. 2023. https://doi.org/10.16507/j.issn.1006-6055.2022.11.008
26. Латова Н.В., Латов Ю.В. Инновационные площадки России – «хорошие и разные» (Часть первая) (структурный анализ) // Социологическая наука и социальная практика. 2016. № 1(13). С. 48-70. EDN: https://elibrary.ru/vpndtx
27. Мазниченко М. А., Дубовицкая Т. Д. Анализ деятельности федеральных инновационных площадок на базе университетов // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2023. №1(49). С. 153-161. https://doi.org/10.54509/22203036_2023_1_153
28. Кузнецов Ю. В., Анохина Е. М., Мелякова Е. В. Совершенствование управления стратегической устойчивостью предприятий крупного, среднего и малого бизнеса в депрессивных регионах России // Актуальные проблемы развития экономики. 2019. №11. С.74–86. EDN: https://www.elibrary.ru/fsursu
29. Коростышевская Е. М. Приоритеты государственной инновационной политики в научно-технологической сфере России и повышение конкурентоспособности обрабатывающих производств // Инновационная экономика. 2014. №4. С.49–53. EDN: https://www.elibrary.ru/tjdbex

Страница обновлена: 24.09.2024 в 18:18:26