Инновационные технологии в сфере образовательных услуг
Скачать PDF | Загрузок: 9 | Цитирований: 9
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 8 (32), Август 2009
Цитировать:
Гретченко А.А. Инновационные технологии в сфере образовательных услуг // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 8. – С. 26-34.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=12846940
Цитирований: 9 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Раскрыты отдельные направления формирования государственной политики в области развития инновационной деятельности в сфере образовательных услуг в условиях модернизации системы отечественного образования. Автор приводит концептуальные подходы к разработке теоретической модели управления развитием экспериментальных площадок в образовании, которая, исходя из особенностей инновационного процесса, основана на принципах динамического моделирования нелинейного поведения системы.
Материал имеет научную направленность и рассчитан на лиц, работающих в сфере образования и заинтересованных в использовании современных подходов к образовательному процессу.
Ключевые слова: образовательные услуги, человеческий капитал, процессинг услуговой деятельности, инновационный потенциал личности, институционально-образовательная практика, комплексные экспериментальные площадки
Выступая на IX съезде Российского союза ректоров, Президент РФ Д.А. Медведев отметил, что еще до кризиса ставилась задача выпуска действительно квалифицированных специалистов – людей, которые способны создавать и внедрять современные технологии, способствовать интеграции науки, образования и производства, причем в целях развития инноваций. Инновации в сфере образовательных услуг традиционно играли большую роль в развитии национальной экономики. Повышение эффективности и качества инновационного процесса в условиях модернизации системы отечественного образования требует создания адекватной среды и соответствующих условий.
Образовательная услуга – объективно необходимое и адресное явление, существующее в историческом контексте. По нашему мнению, сущность образовательной услуги в условиях рыночной экономики имеет двойственный характер и полностью раскрывается в двух равнозначных формах: как общественное, включающее публичное и социальное, и как частное благо. Такой подход определен различием моделей поведения потребителя, выбирающего ту или иную форму образовательной услуги в зависимости от уровня благополучия, будущих ожиданий в профессиональной деятельности и других факторов.
Сущность образовательной услуги проявляется как в родовых признаках продукта – процессинга услуговой деятельности вообще, так и в его видовых специфических характеристиках в образовательной сфере. Видовые признаки образовательной услуги, имеющей своей целью развитие человека, способного адаптироваться в развивающемся социуме, определяются миссией сферы образовательных услуг – обеспечивать наращивание человеческого капитала. В этом контексте целесообразно разделять образование на традиционное и инновационное. Услуги первого вида образования, так называемые традиционные, оказываются в массовом секторе образования, обеспечивая его простое воспроизводство (без накопления инновационных элементов). Услуги инновационного образования (инновационные образовательные услуги) создаются и реализуются в секторе экспериментальной образовательной деятельности, обеспечивая наращивание эвристического, творческого, инновационного потенциала личности, ее новых знаний, умений, навыков. Они являются основой формирования расширенного воспроизводства.
Различные виды инновационных услуг связаны между собой схемой вертикальной конструкции. К первому, базовому уровню следует отнести инновационную образовательную услугу, направленную на удовлетворение потребностей рынка, следующий уровень – инновационная образовательная услуга, направленная на удовлетворение потребности развития социума, и на верхнем уровне – услуга, способная удовлетворить потребности и рынка, и социума.
Основываясь на теоретических положениях воспроизводственного подхода, согласно которому человек рассматривается как цель, средство и результат общественного развития социума, нами выдвинут тезис о том, что система образования определяет тип воспроизводства социума. Приобретение человеком только профессиональной составляющей образования формирует человеческий капитал, обеспечивающий репродукцию существующего уровня развития общества, то есть простое воспроизводство. Расширенное воспроизводство возможно за счет наращивания и развития человеческого капитала.
Образование – главный компонент накопления человеческого капитала. Эксперты Всемирного банка (на основе анализа национального богатства по данным 192 стран) пришли к выводу о том, что к концу XX века на долю производственных фондов приходилось 16% национального богатства; на долю природных ресурсов – 20%; на долю «человеческого капитала» – 64%.
Ретроспективный анализ мирового опыта в сфере образовательных услуг показал, что понимание ее социальной значимости возрастало с беспрецедентным ускорением. Императивы изменения образовательной системы, содержания образования определялись научно-техническим и социальным прогрессом. Особенность развития инноваций в сфере образовательных услуг характеризуется тем, что их появление всегда инициировалось не со стороны государства, а со стороны профессионалов в области образования.
Следует отметить, что институциональной базой разработки новых инновационных технологий в сфере образовательных услуг является экспериментальная площадка, представляющая собой образовательное учреждение, деятельность которого построена на оригинальных идеях и технологиях и представляет собой новую институционально-образовательную практику, организованную с целью создания и подготовки к реализации (тиражированию) инновационной образовательной услуги.
Возрастание роли и необходимость активизации в современный период экспериментальной деятельности в сфере образовательных услуг обуславливается совокупностью следующих факторов: появление коммерческого и некоммерческого секторов; индивидуализация образования из-за дифференциации и расширения сектора потребителей образовательных услуг; возможность изучения мирового опыта; повышение требований государства и работодателей к содержанию образования специалиста в условиях новой экономики; высокая конкуренция на рынке образовательных услуг.
В зависимости от вида оказываемых инновационных образовательных услуг различают традиционные, развивающие и комплексные экспериментальные площадки.
Особенностью проведения эксперимента в сфере образовательных услуг является то, что он не выступает как один из этапов инновационного процесса, что характерно для экспериментальной деятельности в материальной сфере производства, а охватывает все его этапы, начиная от рождения идеи и до апробации инновации, получения одобрения на тиражирование.
Из всего управленческого инструментария нами выбраны адекватные инструменты и средства реализации основополагающих принципов организации и развития экспериментальных площадок, позволяющие развивать и реализовывать внутренний потенциал сотрудников экспериментальной площадки, осуществлять миссию и стратегию ее развития – формировать личность обучающегося.
Заметим, что экспериментальная деятельность в сфере образовательных услуг является инструментом создания, разработки и апробации инноваций в области образования. В рамках экспериментальной деятельности формируются новые подходы к содержанию образовательной деятельности, разрабатываются образовательные проекты и технологии, которые после верификации могут тиражироваться и через эффект диффузии в образовательное пространство принимать форму традиционной образовательной услуги.
Экспериментальная деятельность в силу ее поискового характера представляет собой нелинейный динамический процесс, который требует разработки новой методологии организации и развития экспериментальной деятельности, основанной на теоретических положениях эволюционной экономики и теории хаоса. Моделирование данного процесса включает в себя разработку статистических моделей организации экспериментальной деятельности (существующей и желаемой), определения нелинейных механизмов, влияющих на потенциальную динамику экспериментальной деятельности, и разработку на базе полученных результатов динамической модели процесса проведения эксперимента.
Следует отметить, что почти во всех учебниках, методических рекомендациях по инновационному менеджменту планирование осуществления инновационного процесса основано на законах поведения линейной системы. Для данного подхода характерна экстраполяция поведения системы на основе знания ее предыдущего поведения. Более того, поведение всей системы может быть выведено из знания поведения отдельных ее составляющих. Создание инновации – нелинейный процесс, так как он основывается на теоретической модели, новой идеи и потом в нем присутствует много неизвестного ранее в эмпирической деятельности человека.
Учитывая сложившиеся тенденции в области экспериментальной деятельности ОУ, нами предлагаются концептуальные подходы к разработке теоретической модели управления развитием экспериментальных площадок в образовании, которая, исходя из особенностей инновационного процесса, основана на принципах динамического моделирования нелинейного поведения системы.
При осуществлении динамического моделирования для систем, которым свойствен нелинейный характер поведения, возможность, эффективность и период проведения эксперимента определяются наличием нелинейных механизмов. В качестве нелинейных механизмов выступают:
Вместе с тем интерес к экспериментальной деятельности вырос – большое влияние оказало появление коммерческого и некоммерческого секторов в образовании, тенденции регионализации и индивидуализации системы образования, чему способствовало расширение и дифференциация сферы потребителей образовательных услуг, свободный доступ к информации по проблемам мирового опыта и тенденций в области образования, изменения требований государства к воспитанию гражданина, повышение интереса работодателя к качеству специалиста, способного работать в условиях новой экономики, возможности трудоустройства в зарубежных и совместных предприятиях, высокая конкуренция на рынке образовательных услуг.
Заметим, что роль государства в развитии экспериментальной деятельности в сфере образовательных услуг является решающей. Сравнительный анализ особенностей и тенденций развития образовательных систем различных стран позволяет выделить две основные модели, существенно отличающиеся подходами к реализации механизмов государственного регулирования в образовательной и, в том числе, экспериментальной средах: либеральную и административную.
Либеральная модель в большей степени характерна для стран с рыночной экономикой, приверженных демократическим ценностям, с устоявшимися традициями уважения автономии университетов и академических свобод. Модель административного типа характерна для стран, имевших в недавнем прошлом централизованную экономику с жестким централизованным регулированием и командно-административным управлением. К этим странам можно отнести Россию и страны, расположенные на территории, которая ныне получила название постсоветского пространства.
В формирующейся отечественной модели поддержки инновационной деятельности экспериментальных площадок основной акцент сделан на проведение прикладных исследований в сфере образования. Например, результаты реализации национального проекта «Образование» показали, что образовательные учреждения осуществляли в его рамках финансирование совершенствования технической и компьютерной баз, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, издание учебной и методической литературы по открытым уже специальностям и программам. К сожалению, фундаментальные исследования и разработки в области образования в рамках проекта не проводились, то есть пока поддержки от государства в этом направлении нет. В отношении экспериментальных площадок, ориентированных на удовлетворение рыночных потребностей, государственная политика должна предусматривать создание благоприятного и стимулирующего режима их функционирования. Экспериментальные образовательные площадки, создаваемые специально для решения целей и задач общественного развития, должны полностью находиться под руководством государства или властей региона.
Современный выпускник – высокообразованный молодой специалист, конкурентоспособный, готовый к профессиональному принятию решений в условиях меняющейся реальности, с фундаментальной научной базой и умением реализовывать полученные знания в процессе решения практических задач, владеющий иностранными языками и новейшими информационными технологиями, способный достойно представлять Россию в любой языковой и культурной среде, активно способствовать формированию положительного имиджа России в мире.
Инновационность образовательного проекта предполагает наличие авторской школы. Причем авторами могут выступать как один человек, так и группа. Ориентация образовательного проекта на будущие потребности общественного развития означает, что в образовательных учреждениях должны постоянно проводиться эксперименты, направленные на совершенствование содержания образовательного процесса. Важность и необходимость данной работы определяется ключевой ролью образования в развитии общества. На экспериментальных площадках формируются и отрабатываются новые подходы к содержанию образования, инновационные образовательные технологии, а затем, по мере их реализации, они либо отвергаются, либо рекомендуются для тиражирования в других образовательных учреждениях.
Источники:
2. Гаврилова Т.А., Хорошевский В.Ф. Базы знаний интеллектуальных систем. – СПб: Питер, 2001.
3. Драйден Г., Восс Д. Революция в обучении. - М.: Издательство «ПАРВИНЭ», 2003.
4. Зинов В.Г. Инновационная деятельность как процесс воспроизводства знаний // Менеджмент инноваций: Кадровое обеспечение. – М.: Дело, 2005.
5. Клеева Л.П. Дистанционное обучение как фактор перехода к экономике знаний: Материалы международной научно-практической конференции «Качество дистанционного образования. Концепции, проблемы, решения». – М.: МГИУ, 2004.
6. Клейнер Г. Микроэкономика знаний и мифы современной теории // Высшее образование в России.2006. №9.
7. Маринко Г.И. Современные модели и школы в управлении знаниями // Вестник Московского университета», Серия 21. Управление (государство и общество). – № 2, апрель-июнь 2004.
8. Мильнер Б.З., Румянцева З.П. Управление знаниями в корпорациях. – М.: Дело, 2006.
9. Такер Р. Инновации как формула роста. – М.: Олимп-Бизнес, 2006.
10. Chaminade Cristina, Catasus Bino. INTELLECTUAL CAPITAL REVISITED: Paradoxes in the Knowledge Insentive Organisation, 2007.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 03:22:48