Digital transformation of the Russian food industry: foodtech. Industry status and structure

Krapiva T.V.1, Davydenko N.I.1, Mayurnikova L.A.1
1 Кемеровский государственный университет

Journal paper

Food Policy and Security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 11, Number 3 (July-september 2024)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=71963581

Abstract:
The introduction of digitalization and artificial intelligence into the technologies and business processes of the agro-industrial complex has contributed to the creation of a new industry - foodtech - whose ecosystem is formed by all agri-food companies and startups (from production to delivery to the consumer) that embody innovation in products, distribution, marketing or business models. The article examines the current situation in the global food technology market. The structures of the global and Russian food technology markets are defined. The main reasons for the growth of Russian food technology are identified: the country's great potential for the development of agriculture and food production, the growth of online commerce and the delivery of ready-made food, and the growing interest of the population in a healthy lifestyle and high-quality food. The main attention is paid to the study of the market of the food industry and food retail. The findings of this study indicate that the food industry in the Russian Federation is most concerned with the aspects of delivery and service. business activities within this field and to specialists (including researchers) who are involved in the development of strategic initiatives for the industry.

Keywords: foodtech, food industry, catering, digitalization, startup, grocery retail, product innovation

JEL-classification: L51, L52, O25



Введение

Пищевая промышленность является одним из ключевых и социально значимых секторов экономики, позволяющих обеспечить продовольственную безопасность страны [4]. Объем выручки пищевой промышленности в 2022г. по данным Росстата составил 9,826 трлн. руб. (6,4% ВВП России) [19]. Достигнутый уровень конкурентоспособности пищевой промышленности и перспективы ее развития в условиях глобальной конкуренции оказывают непосредственное влияние на уровень жизни населения, стоимость потребительской корзины, условия и качество воспроизводства рабочей силы в национальной экономике. Отрасль находится в состоянии активной цифровой трансформации в течение семи лет, внедряя новые технологии [13, 40]. Существенное влияние на развитие отрасли оказывают такие факторы, как цифровизация и автоматизация технологических и бизнес процессов, внедрение искусственного интеллекта и роботизация, экологические проблемы и геополитическая ситуация [2, 9, 17, 21, 20, 23, 34].

Интеграция цифровых технологий в пищевую промышленность, связанная с достижениями в технологиях «Индустрии 4.0», способствовала созданию новой индустрии – FoodTech (фудтех), объединяющей всю пищевую цепочку: от момента выращивания, производства, приготовления до способа доставки, потребления и утилизации [27, 32, 33, 35, 38, 40]. FoodTech (пищевые технологии) – это новый этап технологического развития пищевой промышленности, который основан на внедрении информационных цифровых технологий, искусственного интеллекта, IoT (интернет вещей), BigData, Blockchain (позволяет обеспечить прозрачность цепочки товародвижения на всем пути «от фермы до тарелки»), биотехнологий, альтернативных технологий и источников сырья [28, 29, 36, 37, 40].

Все вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы.

Цель исследования заключается в определении особенностей состояния и структуры мирового и российского фудтех рынков.

Новизна исследования заключается в том, что представлена структура российского фудтех рынка, выделено 5 категорий (сегментов) и 13 подкатегорий. На основе обзора компаний российского фудтех рынка, работающих в индустрии питания и продуктовом ритейле, определены наиболее развивающиеся сегменты.

Методология исследования включает анализ, синтез, сбор и обработку данных, аналитическое обобщение. Информационной базой выступают данные Росстата, обзоры аналитических центров, информационных агентств, сайты компаний, работающих в данной сфере.

Обзор мирового фудтех рынка

Объем мирового фудтех рынка в 2023 году составил 189,06 млрд долларов США и, по прогнозам Vision research reports достигнет 427,88 млрд долларов США к 2032 году –рисунок 1.

Рисунок 1 – Объем мирового рынка фудтех, млрд. долларов США

Источник: составлено авторами с использованием материалов [31]

Данные, представленные на рисунке 1, позволяют утверждать, что фудтех демонстрирует уверенную тенденцию роста. Причинами такого роста является то, что в мире не существует более крупного рынка, чем рынок продуктов питания, постоянные потребители которого - все жители планеты, порядка 7,4 млрд. человек. Драйвером развития фудтеха выступают информационно-коммуникационные технологии, а стартапы помогают задействовать их потенциал для создания цифровых продуктов и услуг.

Мировой фудтех представляет собой экосистему, состоящую из агропродовольственных предпринимателей и стартапов (от производства до дистрибуции), внедряющих инновации в продуктах, дистрибуции, маркетинге или бизнес-модели. Экосистема фудтех представлена следующими категориями стартапов – Таблица 1.

Таблица 1 – Категории мирового рынка FoodTech

Категория рынка
Подкатегория рынка
Наименование
Описание
Наименование
Описание
Агротех
(AgTech)
Разработка решений для повышения производительности и качества фермерских хозяйств с помощью дронов, датчиков, программного обеспечения для управления фермой. Агротех - это также новые фермерские продукты, фермы нового поколения и городское фермерство
Управление фермерскими хозяйствами
Деятельность компаний направлена на улучшение производства и качества сельскохозяйственной продукции с использованием дронов, роботов, датчиков и программного обеспечения для управления фермерским хозяйством, в дополнение к работе с сельскохозяйственными культурами, новыми фермерскими продуктами, фермами нового поколения, городским сельским хозяйством, а также внедрение инноваций в область живых систем и организмов для кормления животных (обычно насекомыми)
Робототехника на фермах
Рынки сельскохозяйственной продукции
Агро-биотех
Городские и инновационные фермы
Корм для животных
Наука о продуктах питания (Food-science)
Проведение исследований, разработка и производство продуктов питания будущего и ингредиентов для создания новых, здоровых блюд
Альтернативные белки
Деятельность компаний направлена на разработку альтернативных белковых продуктов или ингредиентов, в том числе ингредиентов, заменяющих добавки, добавляющие функциональные возможности (например, снижающие содержание сахара) и улучшающие вкус пищевых продуктов, новых видов напитков; корма, предназначенного для потребления домашними животными
Функциональные ингредиенты
Напитки
Потребительские товары повседневного спроса
Корм для домашних животных
Общественное питание (FoodService) - умные кухни и ресторанные технологии
Разработка решений, направленных на улучшение управления предприятиями питания вне дома
Платформы бронирования
Компании, предлагающие решения по оптимизации управления рестораном, управления ресторанными брендами, кухнями, доступными только онлайн; созданию роботов для приготовления пищи, 3d принтеров, автоматизированных киосков
Управление предприятием питания вне дома
Платежные решения
Виртуальные рестораны
Робототехника в общественном питании
Облачные кухни
Потребительские технологии (Consumer tech)
Разработка сервисов и приборов которые помогают готовить еду, подбирать продукты в соответствии с личными потребностями
Нутригеномика
Компании осуществляющие разработку сервисов, приборов и девайсов, которые распознают биомаркеры человека, чтобы давать рекомендации какие продукты ему следует употреблять; разработка бытовой техники нового поколения; предложение блюд, рецептов, списка покупок в зависимости от ожиданий клиента. А также кулинарные мастер-классы и гастротуризм
Бытовая техника и кухонная утварь
Рекомендации
Кулинарный опыт
Рецепты
Доставка
Разработка сервисов для заказа и доставки готовых блюд и продуктов
Наборы для приготовления пищи; наборы с «сюрпризами» для потребителей/ или с неизвестным для потребителей составом
Компании, деятельность которых направлена на заказ и доставку ингредиентов для приготовления блюд, готовых блюд из виртуальных и реальных ресторанов, на разработку решений «от фермы до стола», создание специальных складов, в которых собирают онлайн-заказы для практически мгновенной доставки продуктов питания и блюд
Доставка из ресторанов
Новые ритейлеры
Роботы и автомобили для доставки
Цепочка поставок (безопасность пищевых продуктов и прослеживаемость)
Разработка решений для цепочки поставок продуктов питания для розничной торговли, от оцифровки до автоматизации
Умный и автономный магазин
Деятельность компаний, направлена на разработку технологий, которые улучшают потребительский опыт; создание данных для продуктов по всей цепочке поставок; создание умной и экологичной упаковки; минимизацию пищевых отходов
Управление пищевыми отходами
Данные для цепочки поставок
Упаковка

Источник: составлено авторами с использованием [8, 27, 30, 35, 37-39]

Таким образом, фудтех, являясь динамично развивающимся сектором включает в себя широкий спектр инноваций, начиная от передовых технологий переработки и заканчивая экологичными упаковочными решениями, и все они направлены на решение проблем нашей современной пищевой экосистемы.

Обзор российского фудтех рынка

Цифровая экономика оказывает существенное влияние на темпы роста валового внутреннего продукта Российской Федерации. По данным директора Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергея Гребенникова «Вклад интернета в экономику (ВВП) России вырос в 2023 г. на 35% до 16,4 трлн руб., в 2022 г. – 12,2 трлн. руб. (+29% относительно показателей 2021г.) [3]. Цифровая трансформация определена национальной целью развития страны до 2030 года [14]. В соответствии со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы» [22] в 2020г. в рамках Национальной технологической инициативы (НТИ) создан рынок FOODNET, один из сегментов которого представлен фудтехом (FoodTech). Предмет работы рынка: формирование глобально конкурентной российской «пищевой индустрии 4.0» – новых производственных, логистических и сбытовых решений, основанных на цифровизации, сетевых рыночных моделях, кастомизации продуктов и услуг, биотехнологиях и ресурсоэффективности [12]. Агентство инноваций Москвы в 2020, 2021 г.г. проводило исследования рынка FoodTech, Фонд содействия развитию науки, образования и медицины проводит всероссийский конкурс FoodTech – 2024, в июне 2024 г. в Москве состоялась уже третья международная конференция о современной пищевой промышленности, технологиях будущего для производства продуктов и глобальных вызовах, стоящих перед мировой индустрией питания - Deep food tech, университет ИТМО реализует образовательную программу магистратуры «ФудТех» и т.п. Однако, термин «фудтех» на законодательном уровне не закреплен, что затрудняет разработку единой стратегии развития данного направления и обеспечение мер государственной поддержки.

В России сфера фудтеха еще в процессе развития, но эксперты оценивают ее и как одну из самых перспективных для инвестиций. Рост рынка обусловлен несколькими причинами:

- во-первых, Россия имеет большой потенциал для развития сельского хозяйства и производства продуктов питания (рис. 2), что требует внедрения новых технологий для повышения эффективности и качества производства.

Рисунок 2 – Индексы производства продукции сельского хозяйства РФ (в сопоставимых ценах; в % к предыдущему году) и прогноз до 2028г.

Источник: составлено авторами с использованием материалов [6]

- во-вторых, в России становится больше домохозяйств из одного человека: показатель вырос с 14 млн в 2010 году до 28,5 млн в 2023 году, а также наблюдается увеличение реальных доходов населения в сочетании с низким уровнем безработицы. Последним обусловлена нехватка времени для самостоятельного приготовления пищи, что способствует развитию рынка готовой еды, (рис. 3) и создает потребность в новых технологиях для улучшения сервиса и оптимизации процессов.

Рисунок 3 – Объем российского рынка готовой еды, млрд. руб.

Источник: составлено авторами с использованием материалов [18]

- в-третьих, это объясняется растущей цифровизацией и повышением осведомленности потребителей о здоровье и здоровьесберегающих технологиях.

Доставка – основное направление развития российского фудтеха, которое год за годом не снижает обороты. [24]. За последние четыре года сегмент доставки еды увеличился в 2,7 раза. Согласно данным компании «РБК исследования» объем рынка готовой еды в 2023 г. составил 3,8 трлн.руб. Траты россиян на кафе и рестораны составили 2,334 трлн. руб., на доставку еды из ресторанов, кафе, суши-магазинов, заказы в онлайн сервисах по доставке «ресторанной еды» и на заказ рационов питания – 492 млрд. руб. (далее – «индустрия питания»). Траты на покупку готовой еды из продуктовых магазинов (кулинария) и её заказ в онлайн-сервисах по доставке продуктов питания достигли 955 млрд. руб. (далее – «продуктовый ритейл») [15].

В связи с этим, в рамках данной работы представляло интерес провести анализ технологий в сфере фудтеха индустрии питания и продуктового ритейла. Хотя применение технологий способствует обеспечению конкурентоспособности, существует пробел в их описании. Чтобы помочь ученым и профессионалам понять, какие технологии/стартапы/продукты представлены на рынке, как с их помощью увеличивать прибыль своего бизнеса, авторами, на основании анализа интернет-источников, проведен мониторинг действующих фудтех-компаний и дана их характеристика.

В основу структуризации и анализа данных исследования положена карта российских технологий в сфере FoodTech, разработанная в 2020 году Rusbase при участии Skolkovo, Bestseller Fund, The Untitled ventures и FoodPro.tech Выделено 5 категорий и 13 подкатегорий проектов фудтех-рынка в индустрии питания и продуктовом ритейле – Таблица 2.

Таблица 2 – Структура российского фудтех рынка в направлениях «Индустрия питания» и «Продуктовый ритейл»

Категория рынка
Подкатегория рынка
Наименование, описание
Наименование
Описание
1
2
3
Доставка – компании, доставляющие продукты и блюда, из ресторанов, предприятий общественного питания, работающие только на доставку и самовывоз, маркетплейсы
Готовые наборы
Деятельность компаний направлена на разработку, производство и доставку наборов готовой еды на 1-7 дней от ресторанов и кейтеринговых компаний. Наборы формируются под запросы клиентов – калорийность рациона, здоровое питание, вегатарианское и т.д.
Продукты с рецептами
Деятельность компаний направлена на доставку наборов продуктов с рецептами и описанием технологии приготовления
Доставка из ресторанов
Доставка из: ресторанов; компаний - агрегаторов, осуществляющие доставку «ресторанной еды»
Доставка из магазинов
Компании, деятельность которых направлена на доставку продуктов и готовой еды из магазинов
«От фермы до стола»
Компании, деятельность которых направлена на доставку натуральных, фермерских продуктов
«Темные» кухни/ «Облачные» кухни
Предприятия общественного питания, не имеющие зоны для приема пищи, работающие только на доставку и/или самовывоз
Даркстор
Специальные склады с продуктами, в которых собирают онлайн-заказы для доставки в т.ч. готовой еды
Сервис - компании, которые оптимизируют работу предприятий индустрии питания и магазинов с помощью облачных систем, управления данными, платформ для предзаказов и других решений
Вендинг, искусственный интеллект, роботы
Роботизация и «умные киоски»
Управление данными
Компании, предлагающие решения для автоматизации и оптимизации деятельности (документооборота, закупок, складского учета и т.д. в HoReCa и ритейле
Оптимизация цепочки поставок
Цифровые логистические платформы и онлайн-площадки для оптовой торговли
Кейтеринг
Компании-агрегаторы, которые позволяют быстро заказать кейтеринг для мероприятий
Еда будущего - компании-производители микроводорослей, искусственного мяса, суперфудов, другой еды и продуктов нового поколения


Сокращение отходов - компании, разрабатывающие инновационную упаковку, а также компании, которые так или иначе снижают количество выброшенных продуктов
Управление отходами
Компании, деятельность которых направлена на реализацию/утилизацию продуктов питания с подходящим к окончанию сроком годности
Новые виды упаковки
Компании – производители съедобной и биоразлагаемой упаковки
Медиа и контент –
компании-агрегаторы информации о кафе, барах и ресторанах, магазинах, скидках и акциях в них


Источник: составлено авторами с использованием материалов [2, 4, 7, 9-11, 16, 20, 26]

Опираясь на данные Таблицы 2, нами проанализировано 75 компаний российского фудтех рынка и дана характеристика их деятельности. – Таблица 3.

Таблица 3 – Анализ компаний фудтех-рынка в индустрии питания и продуктовом ритейле

Подкатегория рынка
Характеристика деятельности
ДОСТАВКА
готовые наборы блюд на дом
компании занимаются разработкой, производством и доставкой здорового питания, предлагают разные программы питания в зависимости от запросов клиентов (снижение веса, поддержание формы, очищение организма, питание без мяса. В штате есть специалист по питанию (диетолог, нутрициолог), который не только составляет рационы, но и принимает участие в отработке блюд и контролирует их производство (JustFood(https://www.justfood.pro), GrowFood (https://growfood.pro), BeFit (https://letbefit.ru), Экоповар (http://eco-povar.ru) и др.)
продукты с рецептами:
компании занимаются доставкой продуктов с рецептами. Продукты одобраны таким образом , чтобы на приготовление тратилось минимум времени. Для заказа доступны как отдельные блюда, так и комплексы под запросы клиента, в т.ч здоровое питание. Все ингредиенты подготовлены, отдельно упакованы и промаркированы. В штате компаний - шеф-повара, технологи, диетологи (Шеф маркет (https://www.chefmarket.ru), Корзина на дом (https://korzinanadom.ru), Foodplan (https://foodplan.ru), Скатерть-Самобранка (https://ssamobranka.ru) и др.)
доставка из ресторанов
доставка из ресторанов и магазинов осуществляется как компаниями – агрегаторами Delivery, Яндекс еда, СберМаркет и т.п., так и собственными службами доставки ритейла: Азбука вкуса, Магнит, Пятерочка и др.; ресторанов. Стоит отметить, что при доставке из ресторанов агрегаторами еды цены на блюда выше и к заказу доступен ограниченный ассортимент. Очевидно это связано с высокой комиссией за услугу доставки (от 15% до 35% в зависимости от региона), а также – не все блюда «выдержат» доставку с сохранением первоначальных органолептических показателей.
Продуктовый ритейл (доставка из магазинов) активно развивает собственные торговые марки (СТМ) и расширяет ассортимент готовой еды (кулинарии). Кулинария имеет преимущество перед «ресторанной едой» – средний чек в 2-3 раза ниже.
С целью привлечения внимания потребителей к доставке проводят маркетинговые акции, например, промокоды на доставку и рекламные компании.
доставка из магазинов
от фермы до стола
компании, которые напрямую доставляют от лучших локальных производителей и фермеров уникальные по своим гастрономическим и полезным свойствам продукты и готовые блюда из разных уголков страны (LavkaLavka (https://lavkalavka.store/),
Добрянка (https://dobryanka-rus.ru/) и др). Из конкурентных преимуществ можно выделить био сертификаты на продукты(добровольная сертификация, которая подтверждает биологическую безопасность товара); мини лаборатории при компаниях по проверке содержания нитратов и добавок принимаемой от поставщиков продукции; в некоторых компаниях поставки 2 раза в день молочной продукции, фруктов, овощей, зелени, мяса и рыбы (Экомаркет (https://ecomarket.ru и др.)
СЕРВИС
вендинг, искусственный интеллект и роботы (роботизация и умные киоски)
компании представлены в основном магазинами самообслуживания – умными киосками - новые форматы питания в офисе, без продавцов с большим выбором вкусной, разнообразной готовой еды; кофекорнерами (с бариста или самообслуживание) в ТЦ или бизнес-центрах.
Рестораторы используют роботов для оформления и разноса заказов («Шоколадница», «Теремок» и др.), привлекают роботов – поваров для приготовления еды (Zume Pizza, «Много лосося» и др.), задействуют роботов в качестве барменов для приготовления напитков (Monty Cafe и др.)
управление данными
компании, занимающиеся полной автоматизацией ресторанного бизнеса: от приема заказов до бухгалтерского учета с созданием единой экосистемы: зал, кухня, учет, отчетность, маркетинг (1С Общепит, Iiko, r_keeper, QuickResto, PRESTO (https://sbis.ru/presto и др.).
Компании, решения которых позволяют повышать эффективность бизнеса через управление закупками: аналитика, контроль цен, контроль учета, контроль закупок, возможность сравнения предложений поставщиков (CHUSER (https://www.chuser.ru) и др.)
Компании, занимающиеся автоматизацией документооборота между ресторанами и поставщиками: электронные накладные в учётной системе, автоматический учёт алкоголя ЕГАИС, автоматическое и пакетное гашение продуктов животного происхождения, приём и списание маркированной продукции в системе «Честный знак», электронный документооборот организации (DocsInBox (https://docsinbox.ru и др.).
Роботы – кассиры со встроенным модулем распознавания блюд; умные холодильники – дверца холодильника открывается после оплаты банковской картой; автоматическое распознавание еды на подносах с возможностью дальнейшей бесконтактной оплаты.
Платформы для удобства работы с гостями, предлагающие меню дополненной реальности (Innontech (https://inontech.ru и др.); позволяющие одновременно оплатить счет, оставить чаевые и отзыв («Нетмонет» (https://netmonet.co и др. ); предлагающие аналитику, контроль маркетинговых мероприятий, сегментирование базы гостей по полу, возрасту, вкусовым предпочтениям и т.д., предзаказ, оплату чаевых (SberFood (https://plazius.biz/landing/sber/businessbonus и др. ).
оптимизация цепочки поставок
компании, позволяющие оптимизировать закуп сырья через онлайн площадки по продаже рыбы и морепродуктов со всего мира (YORSO (https://yorso.com/ru и др.); сервисы по доставке продуктов (napolke.ru (https://napolke.ru и др.); единые центры ингредиентов, например, для хлебопекарной, кондитерской и снэковой продукции (ingredients.pro (https://ingredients.pro и др.).
Набирают популярность компании – кулинарные коворкинги, имеющие полностью оборудованную профессиональную кухню, на которой можно арендовать рабочее место для команды или одного повара, срок аренды от 1 часа (Твое место (https://tvoemesto.com/ и др.).
кейтеринг
доставка еды, обедов в офис, на дом, оригинальные места доставки: на стадион (во время матча), в кинотеатр, салон красоты и т.п.
ЕДА БУДУЩЕГО
-
компании, разрабатывающие и реализующие: напитки которые утоляют жажду и стимулируют биологические механизмы защиты и когнитивные функции мозга с использованием последних достижений науки. Напитки разрабатываются Федеральным научным центром пищевых систем РАН NEORON (http://neoron.ru); напитки, способные полностью заменить один прием пищи (OCTAнапиток (https://octa-food.com и др.); функциональное питание быстрого приготовления из натуральных растительных компонентов (PRANAfood (https://pranafood.ru) и др.); растительные альтернативы мясным, рыбным и молочным продуктам, новые продукты для наслаждения любимыми вкусами без ущерба животным, окружающей среде и своему здоровью (Greenwise (https://greenwise.ru); продукты питания на основе сублимированных ингредиентов (Равновесие (https://ravnovesie.su и др.)
СОКРАЩЕНИЕ ОТХОДОВ
управление отходами
компании, разрабатывающие платформы, на которых магазин или ресторан если не успел продать все к концу рабочего дня, а на следующий день оставлять нельзя, упаковывает еду и продает ее по сниженной цене, например через мобильное приложение DoggyBag.
новые виды упаковки
Компании – производители биоразлагаемой и перерабатываемой пищевой упаковки (BIOBOX https://biobox-shop.ru; 1EA https://1ea.ru; GeoVITA https://geo-vita.com и др.), одноразовой посуды, приборов, упаковки и аксессуаров из экологически чистых материалов без использования химических веществ (ECOVILKA https://ecovilka.com и др.).
МЕДИА И КОНТЕНТ

Компании, предлагающие цифровые решения для реализации маркетинговых стратегий заведений: мобильные приложение по поиску скидок и акций (Едадил https://edadeal.ru и др.); сайты, консолидирующие отзывы о ресторанах (ВРЕСТОРАНЕ.РФ https://вресторане.рф и др.), почитать статьи и посмотреть рейтинги ресторанов (АФИША РЕСТОРАНЫ https://www.afisha.ru, Ресторанный рейтинг https://www.restorating.ru и др.). Интересным решением является KitchenHub https://dmp9.ru – платформа, где повара, рестораторы и отели делятся своими рецептами, а пользователи могут купить продукты из любого рецепта в один клик, сравнив цены в разных магазинах.
Источник: составлено авторами

Проведенный анализ (Табл.3) показывает, что, судя по количеству рыночных предложений, в фудтехе РФ для предпринимателей наибольший интерес представляют подкатегории «Доставка» и «Сервис». Существенно отстают сегменты «Еда будущего» и «Сокращение отходов», что объясняется их наукоемкостью, более существенными затратами (в том числе на научные разработки), окупаемостью в долгосрочной перспективе, а также ограниченностью потребительского сегмента, который в настоящий момент только формируется.

Заключение

Цифровая трансформация пищевой промышленности способствовала созданию новой индустрии – фудтех, определяемой как «пересечение продуктов питания и технологий». Фудтех-компании, внедряя инновации в продуктах, дистрибуции, маркетинге или бизнес-моделях, решают самые разнообразные задачи: от управления запасами и сокращения пищевых отходов до альтернативного мяса и виртуальных брендов. Однако, несмотря на признаваемую приоритетность развития отрасли, высокие темпы ее роста наблюдается хаотичность имеющейся информации и недостаток методологической базы, позволяющей существенно упрощать и ускорять решение практических задач. В том числе на законодательном уровне не закреплено определение «фудтех», что затрудняет привлечение льготного финансирования по государственным программам поддержки бизнеса.

Анализ российских компаний в сфере фудтеха показал, что цифровые технологии получили наибольшее внедрение в индустрии питания и продуктовом ритейле. Российский рынок фудтеха в индустрии питания и продуктовом ритейле можно представить в виде укрупненных проектов: проекты, связанные с доставкой; проекты, связанные с автоматизацией, роботизацией и оптимизацией деятельности предприятий, цепочек поставок; проекты, связанные с биотехнологиями, которые позволяют выращивать и синтезировать еду, а также не навредить экологии; проекты, связанные с медийным контентом.

По мнению авторов, ресурс развития индустрии питания и продуктового ритейла главным образом за счет роста инвестиций и улучшение качества менеджмента, на сегодняшний день практически исчерпан. В условиях высокой конкуренции стремление к сокращению издержек и минимизация рисков, внедрение инноваций, переход на новые решения и цифровые технологии являются фундаментальными факторами обеспечения конкурентоспособности. Для предпринимателей фудтех – это способ увеличивать прибыль своего бизнеса, выстроив более эффективную бизнес-модель, разработать стратегию роста и развития бизнеса. В этой связи предлагаемая структуризация рынка фудтеха в сегментах индустрии питания и продуктового ритейла может помочь выбрать наиболее перспективное направление деятельности.

В дальнейшем перспективно продолжение исследований, направленных на более детальное изучение механизмов функционирования отдельных подкатегорий фудтеха, выявление перспектив и барьеров развития фудтех рынка.


References:

Analiz i perspektivy innovatsionnogo razvitiya predpriyatiy obshchestvennogo pitaniya [Public catering enterprises: analysis and prospects of innovative development]. (2023). Food Processing: Techniques and Technology. (1). 140-149. (in Russian). doi: 10.21603/2074-9414-2023-1-2421.

Carmela Annosi M. (2020). Digitalization in the agri-food industry: the relationship between technology and sustainable development Management Decision. (8). 1737-1757. doi: 10.1108/MD-09-2019-1328.

Chernikov Ya. Yu. (2021). Fudtekh - Sovremennyy vektor razvitiya pishchevoy promyshlennosti [Foodtech - a modern vector in the development of the food industry]. Vestnik Universiteta. (1). 120-125. (in Russian). doi: 10.26425/1816-4277-2021-1-120-125.

Food Technology Market (By Component: Hardware, Software; By Application: Food Science, Supply Chain; By Industry) - Global Industry Analysis, Size, Share, Growth, Trends, Revenue, Regional Outlook and Forecast 2024-2033. Retrieved April 14, 2024, from https://www.visionresearchreports.com/food-technology-market/40858

Galushina, P.S. (2023). Fudtekh - novyy vitok razvitiya pishchevoy promyshlennosti [Foodtech as a new stage in the development of the food industry]. Trends in the development of science and education. (94-5). 169-171. (in Russian). doi: 10.18411/trnio-02-2023-281.

Gerber Yu.B., Balko S.V., Yakushev A.A. (2022). Tsifrovoy format razvitiya pishchevoy promyshlennosti v sovremennyh ekonomicheskikh usloviyakh [Digital format of food industry development in modern economic conditions]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (5). 1613-1624. (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.5.114677.

Gomez-Trujillo A. M., Gonzalez-Perez M. A. (2021). Digital transformation as a strategy to reach sustainability Smart and Sustainable Built Environment. (4). 1137-1162. doi: 10.1108/SASBE-01-2021-0011.

Kanunnikova K.I., Khvoynikov A.N., Pavlova E.A., Orlova O.Yu. (2021). Perspektivy razvitiya rynka FoodTech v Rossii [Prospects for the development of the FoodTech market in Russia]. Russian Journal of Innovation Economics. 11 (2). 523-536. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.11.2.112082.

Krapiva T. V., Mayurnikova L. A. (2020). Obzor sovremennyh trendov industrii pitaniya v Rossii [Overview of current trends in the food industry in Russia] Current research areas: technology, quality and safety. 50-52. (in Russian).

Mikenin D. V. (2018). Foodtech v Rossii: rynok, tekhnologii, biznes [Foodtech in russia: market, technology, business]. Ustoychivoe razvitie nauki i obrazovaniya. (3). 46-48. (in Russian).

Mikhaylova V. E., Rodina V,A. (2020). Analiz rossiyskogo fudtekh-rynka [Analysis of the Russian food technology market] Agricultural science in the 21st century: problems and prospects. 156-161. (in Russian).

Nguen Tkhi Vin, Garnov A.P. (2020). Osobennosti investitsiy v pishchevoy promyshlennosti v usloviyakh tsifrovizatsii [Particularities of investments in the food industry in the context of digitalization]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 10 (7). 2045-2062. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.7.110657.

Obukhova M. R. (2022). Ekonomicheskaya effektivnost fudtekh-otrasli v usloviyakh pandemii [Economic efficiency of the food technology industry in the pandemic context]. Strategii biznesa. (1). 13-15. (in Russian). doi: 10.17747/2311-7184-2022-1-13-15.

Prokopenko I. A. (2021). Ratsionalnoe primenenie innovatsionnyh tekhnologiy i fudtekh-startapov v pishchevoy promyshlennosti [Rational application of innovative technologies and food tech startups in the food industry] Innovative technologies of food production. 135-137. (in Russian).

Rozhdestvenskaya L.N., Rogova O.V., Cherednichenko L.E. (2020). Osobennosti tsifrovoy transformatsii predpriyatiy industrii pitaniya [Particularities of digital transformation of catering industry enterprises]. Creative Economy. 14 (6). 1137-1154. (in Russian). doi: 10.18334/ce.14.6.110502.

Rusch M., Schöggl J. P., Baumgartner R. J. (2023). Application of digital technologies for sustainable product management in a circular economy: A review Business Strategy and the Environment. (3). 1159-1174. doi: 10.1002/bse.3099.

Scherbakova A. A., Loboda A. A., Morin I. A. (2022). Fudtekh: riski ili razvitie v pishchevoy promyshlennosti na otechestvennom rynke [Foodtech: risks or developments in the food industry in the domestic market]. Matritsa nauchnogo poznaniya. (6-2). 152-154. (in Russian).

Siegrist M., Hartmann C. (2020). Consumer acceptance of novel food technologies Nature Food. (1(6)). 343–350. doi: 10.1038/s43016-020-0094-x.

Silva T. H. H., Sehnem S. (2022). Sehnem S. Industry 4.0 and the circular economy: integration opportunities generated by startups Logistics. (1). 14. doi: 10.3390/logistics6010014.

Sridhar A. (2023). Digitalization of the agro-food sector for achieving sustainable development goals: a review Sustainable Food Technology. doi: 10.1039/D3FB00124E.

Strelets I.A. (2023). Izmeneniya v povedenii ekonomicheskikh subektov v usloviyakh tsifrovoy transformatsii [Changes in the behaviour of economic actors in the digital transformation]. Russian Journal of Innovation Economics. 13 (1). 149-158. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.13.1.117013.

Vasyuta E. A., Ushakov D. S. (2022). Foodtech - klyuchevoy provayder innovatsionnyh tekhnologicheskikh resheniy otechestvennoy industrii pitaniya v kontekste tsifrovoy ekonomiki [Foodtech as a key provider of innovative technological solutions for the domestic food industry in the context of the digital economy] Mobilization economy: historical experience and modern trends. 51-58. (in Russian).

Страница обновлена: 29.03.2025 в 11:26:19