Создание аналитической модели для изучения социального предпринимательства

Терзиев В.К.1, Любчева М.И.1, Андреева О.В.2, Симеонов С.В.3
1 Черноморский институт
2 Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
3 Университетская Больница им. Канев

Статья в журнале

Экономика и социум: современные модели развития (РИНЦ)
опубликовать статью

Том 14, Номер 2 (Апрель-июнь 2024)

Цитировать:
Терзиев В.К., Любчева М.И., Андреева О.В., Симеонов С.В. Создание аналитической модели для изучения социального предпринимательства // Экономика и социум: современные модели развития. – 2024. – Том 14. – № 2. – С. 91-112. – doi: 10.18334/ecsoc.14.2.121514.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=69186881

Аннотация:
Мы живем в динамичное время, когда социальные проблемы растут. Социальное предпринимательство – это механизм, который может успешно решить некоторые проблемы, сопровождающие общество. Перспективы и мнения о социальном предпринимательстве порой диаметрально противоположны. Таковыми их делает совокупность факторов и разное понимание – одни позитивны, другие крайне негативны. В статье рассмотрена тема возникновения, развития и различных содержательных особенностей социального предпринимательства с целью получить адекватное представление о существенных характеристиках этого «феномена». Цель состоит в том, чтобы создать четкую перспективу и указать направления, в которых участие в инициативах социального предпринимательства будет эффективным и действенным. Переплетение экономических теорий в социально-предпринимательских и чисто предпринимательских инициативах неизбежно. Различия между «бизнес-предпринимательством» и «социальным предпринимательством» существуют, и они находятся в содержательном аспекте, но преимущественно в ориентированном на результат направлении. Предпринимательство определяется как процесс, посредством которого мотивированные люди осознают и используют возможности бизнеса независимо от доступных им ресурсов. Социальное предпринимательство – это форма предпринимательской деятельности, ориентированная на решение социальных проблем. В отношении определения социального предпринимательства все еще существует неясность, поэтому считается, что его легче описать, чем дать определение.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, социальные проблемы, бизнес, образование, бизнес-предпринимательство

JEL-классификация: L31, L38, O35



Введение

Социальное неравенство в обществах продолжает углубляться и создавать предпосылки для изменения существующих социальных систем. Процессы, которые остаются неизменными в направлении углубления неравенства, вызывают глубокую тревогу как у всех, кто в них участвует. Несмотря на улучшение экономических показателей соответствующих обществ, возможностей развития, а также наблюдение положительных тенденций на рынке труда, социальные проблемы настолько сильны и труднопреодолимы. Механически преодолеть их невозможно, даже при создании хороших возможностей. Это поднимает важные вопросы о природе их возникновения и невозможности их успешного регулирования.

Например, в Болгарии на конец марта 2024 года уровень безработицы составлял 5,77% экономически активного населения страны в возрасте от 15 до 64 лет по данным национальной переписи населения 2021 года. Это относительно низкие уровни, если судить по мировым тенденциям. Данное обстоятельство должно дать положительную информацию для преодоления существующего социального неравенства. Несмотря на эти положительные уровни, социальное неравенство в болгарском обществе существует и в последние годы углубляется. Болгарская национальная служба занятости определила несколько групп безработных, которые, судя по среднемесячной динамике, имеют постоянную тенденцию оставаться в неравном положении на рынке труда и в обществе в целом. Это лица с начальным и низшим образованием, длительно безработные, находящиеся без работы более 12 месяцев, лица, не получившие профессиональной квалификации, лица с определенной сниженной трудоспособностью и лица моложе 29 лет.

Болгария проводит активную политику продвижения, помогая работодателям принимать на работу лиц из этих уязвимых групп. В связи с этим ежегодно правительством принимается Национальный план действий в сфере занятости. Некоторые из этих мер определены в специальном законе о содействии занятости.

Независимо от институциональной поддержки, предпринимаемых действий и созданных условий, социальное неравенство остается постоянной тенденцией, которую невозможно преодолеть.

Существующая социальная система не в состоянии, с одной стороны, удовлетворить потребности всех ее участников, а с другой стороны, повлиять или поддержать тех, у кого есть постоянные проблемы с включением в эту систему. Некоторые ученые и исследователи полагают, что в каждом обществе существует определенный минимум людей, которые не вливаются в социальную систему и остаются исключенными из нее. Это наблюдается практически во всех социальных системах, фиксируется на протяжении длительного периода времени и может быть принято как относительно верное утверждение. Независимо от этого условия, наличие таких групп людей, постоянно испытывающих проблемы своей социальной инклюзии, является проблемой для самой социальной системы и ее функционирования.

Набор воздействий хорошо известен и используется в разных странах с разной степенью успеха. Часть мер, которые применяются, называются комплексом активной политики на рынке труда. Обычно они сочетаются с так называемой пассивной политикой на рынке труда. Пассивная политика связана с финансовой поддержкой посредством денежных льгот определенным группам лиц по определенным критериям. Два набора стратегий в различных социальных ситуациях усиливаются, чтобы подавить определенную социальную напряженность, вызванную социальным неравенством.

Это в определенной степени показывает дефекты существующих социальных систем и их кризисные ситуации. Определение этих дефектов не всегда является простой задачей, и это приводит к определенной цикличности и повторяемости возникающих критических ситуаций.

Несомненно, социальные системы испытывают трудности в преодолении ряда критических ситуаций, и отсюда все участники социальных систем в той или иной степени подвергаются определенным негативным воздействиям.

Социальное предпринимательство создает хорошую возможность для позитивного вмешательства в социальные системы. Можно ожидать, что это воздействие будет иметь долгосрочный и положительный эффект.

Закон о предприятиях социальной и солидарной экономики в Болгарии был принят в 2018 году [1]. Он регулирует общественные отношения, связанные с социальной и солидарной экономикой, виды субъектов и меры по их продвижению, а также условия деятельность социальных предприятий и имеет своей основной целью содействие развитию социальной и солидарной экономики как отрасли экономики с особыми правилами и следующими целями:

- улучшение доступа к трудоустройству и обучению для приобретения или повышения профессиональной квалификации в целях повышения уровня жизни людей из уязвимых групп;

- создание условий для оказания поддержки лицам из уязвимых групп для социальной интеграции и независимого образа жизни;

- снижение социального неравенства и устойчивое территориальное развитие.

С принятием этого закона создаются условия для повышения узнаваемости социальных предприятий, увеличения потребительского спроса на их товары и услуги, создания Реестра социальных предприятий в Болгарии и специального сертификационного знака, обозначающего товары и услуги, производимые и предоставляемые социальными предприятиями. Закон также включает специально созданную Методику оценки социального воздействия деятельности социальных предприятий, которая измеряет достигнутый социальный вклад и воздействие:

- предприятия, которые принимают на работу лиц из уязвимых групп и обеспечивают им занятость и социальную интеграцию;

- предприятия, финансовый результат которых (реализованная прибыль), большая часть которого (после налогообложения) перераспределяется на достижение социальных целей.

В Отчете об оценке фактического воздействия Закона о предприятиях социальной и солидарной экономики [2] определены несколько основных групп проблем [3-5].

Проблема 1. По своей концепции социальная экономика аналогична другим, таким как солидарная, кооперативная экономика, основанная на характерных для них социальных и общественных интересах. Наличие разнообразных практик в сфере социальной экономики и их объединение в единую систему диктуют необходимость их регулирования посредством такого правового инструмента, как Закон о предприятиях социальной и солидарной экономики. В этом контексте одной из важнейших задач является создание единой комплексной системы правил, связанной и соответствующей принципам социальной и солидарной экономики, определяющей условия, организацию и порядок функционирования социальных предприятий как ее основных субъектов. и взаимодействовать с государством и муниципалитетами. Законодательная база обеспечивает правовые основания для выделения сектора социальной экономики как самостоятельного, функционирующего по правилам.

Проблема 2. На момент принятия закона отсутствовало четкое законодательное регулирование социального предпринимательства и социального предпринимательства как отдельного субъекта социальной экономики. В 2012 году Совет Министров принял Национальную концепцию социальной экономики, в которой указаны характеристики социальных предприятий, отличающие их от других хозяйствующих субъектов как иного вида бизнеса, но они не закреплены законодательно, что порождает возможности для «неправильное использование» смысла и значения социального предпринимательства и социальных предприятий, с последствиями для неправильного направления ресурсов на их развитие и продвижение в обществе как создающих помимо экономической и социальной добавленную стоимость. Для преодоления такого нерегулируемого подхода к социальному предпринимательству и социальным предприятиям, а также существующего нормативного дефицита Закон вводит формальные критерии и процедурные правила, являющиеся основой для объективного определения основных субъектов социальной и солидарной экономики, особенно в отношение к социальным предприятиям. Критерии соответствуют современной европейской практике и практике Организации экономического сотрудничества и развития.

Проблема 3. Адекватная статистическая информация необходима для аналитических целей и для предоставления периодической и точной информации о субъектах социальной и солидарности. Его содержание и адекватность для обоснования политических решений и для лучшего описания конкретных мер требуют переосмысления способа сбора данных и ссылки на четко определенные критерии, позволяющие отличить социальные предприятия от других экономических предприятий, а также от других субъектов социальной и социальной сферы. солидарная экономика. В связи с этим приняты меры по созданию Реестра социальных предприятий при Министерстве труда и социальной политики, в который социальные предприятия вносятся в соответствии с ранее установленными законодательством процедурами и критериями.

Проблема 4. Социальные предприятия реализуют гибридную бизнес-модель, сочетающую экономические и социальные цели. Выявление социальной добавленной стоимости их деятельности связано с выделением их социального вклада. Законопроект предусматривает, что измерение социальной добавленной стоимости будет осуществляться с использованием методики, которая также является одним из условий внесения предприятия в национальный реестр социальных предприятий, тем самым подчеркивая важность социальных предприятий в достижении дополнительной, Помимо экономической, добавленная стоимость социальная. Впервые в практике социальной экономики Болгарии посредством законопроекта законодательно вводится метод измерения добавленной социальной стоимости, и таким образом можно отслеживать социальные изменения, происходящие в целевой группе. Это необходимо для лучшего позиционирования социальных предприятий на рынке.

Предстоящие изменения социальных систем заставят всех их участников адаптироваться к новым условиям. Знание причин происходящих изменений, а также происходящих процессов позволит предпринять адекватные и точные корректирующие действия. Это вызов как для ученых и исследователей, так и для тех, кто активно участвует в управлении социальными системами.

Социальное предпринимательство и его социальная миссия. Оно находит инновационные решения значимых социальных проблем, на которые общество не имеет адекватного ответа, посредством предпринимательского поведения, финансово независимой и устойчивой организации.

Социальное предпринимательство – это не просто управленческая цель. Он ищет баланс между экономическими целями и потребностями общества. И это делает необходимым для хорошо развитой нации, социальное предпринимательство определяется как деятельность, посредством которой решаются социальные проблемы в различных областях - образовании, социальном обеспечении, окружающей среде, сокращении бедности, правах человека и т. д.

Социальное предпринимательство – это средство социальных изменений, использующее практику предпринимательства. Социальные предприниматели осознают социальные проблемы в своем сообществе и находят решения этих проблем.

Чтобы разобраться в деталях, ищем логическую последовательность в информационных базах и строим аналитическую модель исследования социального предпринимательства. Требуется уточнение существующей правовой базы посредством анализа политики и мер по участию в инициативах. Дает ли это представление о реальных обстоятельствах и вписывается ли они в шаблоны, созданные государственными структурами.

Социально ли социальное предпринимательство? Может ли предпринимательство быть социальным?

- Социальное предпринимательство строит инновационные бизнес-модели, которые полностью подчинены конечной цели создания ценности путем решения социально значимой проблемы.

- Социальное предпринимательство осуществляется без поиска прибыли или подчеркивания той прибыли, которую они могут получить.

Является ли социальное предпринимательство предпринимательством. Можно ли решить социальные проблемы посредством предпринимательства?

- Предпринимательство является ключевым фактором развития экономики и повышения благосостояния общества.

- Предпринимательство решает важные экономические и социальные задачи, такие как снижение безработицы, повышение инновационной активности, ускорение структурных изменений в экономике, региональное развитие и т.д.

- Предпринимательская деятельность приводит к появлению новых бизнес-моделей, повышающих производительность экономических агентов в частности и конкурентоспособность экономики в целом.

Кого мы хотим привлечь к социальному предпринимательству? Почему это важно?

- Каковы причины? Где молодые люди? Каковы теории? Каковы практики?

Таблица 1. Аналитическая модель изучения социального предпринимательства

Социальное предпринимательство – регулирование и практика
1. Теория социального предпринимательства
2. Социальное предпринимательство как явление
3. Социальная среда социального предпринимательства
4. Поддержка социального предпринимательства
5. Есть ли будущее у социального предпринимательства?
1.1. Модели социального предпринимательства
2.1. Социально ли социальное предпринимательство?
3.1. Что молодые люди думают о социальном предпринимательстве
4.1. Социальная экономика
5.1. Передовая практика
1.2. Правовое регулирование
2.2. Взгляд на развитие социального предпринимательства
3.2. Что делает молодежь для социального предпринимательства
4.1. Социальное предпринимательство в финансовой системе
5.2. Будущее социального предпринимательства

Генезис термина «социальное предпринимательство» проследить сложно. Мнения о его появлении впервые в экономической литературе относят к 1830 году. Затем французский либеральный экономист Шарль Дюнауэр опубликовал «Трактат о социальной экономике», в котором отстаивал более моральный подход к экономике. В период 1820-1860 гг. во Франции сформировалось ядро социальных экономистов. Они начали структурную переориентацию под влиянием Джона Стюарта Милля и Леона Вальраса и предоставили альтернативу изменениям (неравенству, бедности), принесенным промышленной революцией в 18 и 19 веках. Практические основы были заложены в 1970-е годы, когда французские кооперативы были в полном расцвете и получили собирательное название – «социальная экономика». Экономист Питер Друкер видит миссию этого «социального сектора» как ответ на социальные вызовы. Он считает, что в современном обществе социальное предпринимательство так же важно, как и экономическое.

Сегодня Кен О'Нил анализирует природу и характеристики социальной экономики. По его словам, оно работает на достижение социальных целей путем построения взаимных отношений между людьми и организациями. Социальная экономика создается организациями, которые в первую очередь стремятся реинвестировать всю свою прибыль обратно в реализацию социальных целей организации. Последние не должны противоречить социальным принципам, поскольку они взаимоисключают друг друга.

В социальной экономике выделяются два направления: - «европейское», развивающее концепцию коллективного предпринимательства (кооперативы, взаимоподдерживающие компании); и «американский», который более тесно связан с услугами и индивидуальным подходом (фонды, благотворительные организации и трасты).

В поисках места и роли бизнес-модели, на которой строится социальная экономика, Диз анализирует идеи Сэя, Шумпетера, Друкера и Стивенсона. По его словам, их легко можно применить как в социальной сфере, так и в бизнесе. Диз настаивает на том, что понимание социального предпринимательства должно основываться на прочной традиции теории и исследований предпринимательства.

В Болгарии сегодня развивается социальное предпринимательство. Однако редко предприниматели принимают во внимание особенности болгарского контекста. С теоретической точки зрения проблема «социального предпринимательства» слабо исследована в аспекте болгарской действительности. Это затрудняет формирование тенденций или прогнозирование перспектив. Недостаточная приверженность государства и местного самоуправления также является фактором, ограничивающим распространение предпринимательской практики. Существенной проблемой является отсутствие высококвалифицированных предпринимателей, готовых развивать подобные инициативы. Крупный бизнес также пока не активно участвует в такого рода инициативах. Исследователи этого сектора приходят к выводу, что социальные предприятия нуждаются в дополнительных возможностях, как в разработке проектов для привлечения дополнительного финансирования, так и в развитии организационного потенциала, стратегическом и бизнес-планировании. Возникает необходимость в дополнительном обучении в области бизнес-планирования, бухгалтерского учета, финансового менеджмента, маркетинга, построения партнерств и коалиций, фандрайзинга и т. д. Не в последнюю очередь это непонимание этой формы вкупе с деятельностью потенциальных социальных предпринимателей. также находится.

Действующее болгарское законодательство, регулирующее отношения в социальной сфере, не дает юридического определения социального предприятия. Но определения можно найти в ряде стратегических европейских и болгарских документов. В преамбуле проекта Положения о европейских фондах социального предпринимательства содержится следующая формулировка: «Социальные предприятия охватывают широкий круг предприятий с различными правовыми формами, которые предоставляют социальные услуги или товары уязвимым или маргинализированным лицам. Эти услуги включают доступ к жилью, медицинскому обслуживанию, помощь пожилым людям или инвалидам, уход за детьми, доступ к трудоустройству и обучению, а также борьбу с зависимостью. К социальным предприятиям также относятся предприятия, которые используют метод производства товаров или услуг с социальной целью, но деятельность которых может выходить за рамки предоставления социальных товаров или услуг. Эта деятельность включает в себя социальную и профессиональную интеграцию посредством доступа к занятости для людей, находящихся в неблагоприятном положении, в частности из-за недостаточной квалификации или социальных или профессиональных проблем, ведущих к исключению и маргинализации. Социално предпремачество = социално предприятие?

В ряде исследований сообщается, что многие социальные предприятия в Европе добились большего воздействия благодаря стратегии развития, основанной на расширении социального капитала, а также реализации стратегий социальных изменений. В этом аспекте стратегии развития социальных предприятий актуальны для Европы, но все еще имеют недоказанную эффективность в болгарских условиях. Очевидно, что взаимосвязь и социальный капитал являются ключевым фактором развития социальных предприятий. В нем уточняется, что эффективные комбинации бизнес-стратегий и стратегий, основанных на социальных подходах, должны быть привязаны к сильным сторонам и возможностям социальных предприятий. В то же время каждый социальный предприниматель также должен осознавать возможные риски при реализации различных стратегий, особенно стратегий, связанных с новыми продуктами и рынками, а также стратегий, основанных на использовании информационных и коммуникационных технологий, которые требуют много усилий. первоначальных ресурсов, а недостаточно хорошее планирование может привести к серьезным финансовым рискам.

Серьезной проблемой социального предпринимательства является его почти ограничительная связь с людьми с ограниченными возможностями. Это лишает его гораздо большей идеи осуществления миссии социальной направленности экономических субъектов вне конкретных социальных групп /инвалидов, маргиналов и т.д./.

Особое внимание обращается на ограничение закона тем, что социальное предприятие возникает в форме коммерческого юридического лица, созданного на основании Коммерческого закона или Закона о кооперативах. Таким образом, предприятие может существовать в форме акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью, коммандитного товарищества, коммандитного товарищества с долями и полного товарищества, а также кооператива. На практике более распространенными формами являются акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью, поскольку они являются коммерческими обществами капитала с четким разграничением по объему ответственности. Другой возможностью регистрации социального предприятия в соответствии со специальным законом является кооператив людей с ограниченными возможностями, регулируемый Законом о кооперативах. Для его создания достаточно волеизъявления не менее семи физических лиц.

Второе требование заключается в том, что социальное предприятие занимается производством товаров или оказанием услуг, что делает его активным участником экономики. Помимо этого введены количественные измерения занятого персонала.

Кто является пользователями социального предпринимательства? Социально слабые, маргинализированные группы? Можно ли отождествлять социальное предпринимательство с социальной экономикой, т.е. экономикой, которая наряду с получением прибыли также решает социальные проблемы? Несмотря на разнообразие бизнес-стратегий, которые используются для достижения роста бизнеса и конкурентных преимуществ, особое значение они имеют в социальных предприятиях это применение инструментов, гарантирующих выполнение социальной миссии. Применение гетерогенных бизнес-стратегий для обеспечения экономического роста социальных предприятий во многом зависит от уровня развития и фазы жизненного цикла, на которой они находятся. По словам Марины Стефановой, самая популярная бизнес-стратегия - освоение нового рынка. Это может быть совершенно новая географическая зона или расширение территориального охвата оказания услуг.

Основной продуктовой стратегией социального предприятия является дифференциация продуктов или услуг. В основной практике большинства социальных предприятий существует ряд способов дифференцировать продукт или услугу на фоне растущей конкуренции. Одним из способов развития такого нового рынка социальных предприятий является просвещение аудитории. Это более долгосрочная стратегия по связям с общественностью, чем проведение разовой рекламной кампании.

Одним из популярных инструментов, используемых в маркетинге при принятии стратегического выбора продуктов и рынков для работы, является так называемая матрица Ансоффа. Этот подход также может быть использован для запуска социальных предпринимательских инициатив.

Важной и ключевой характеристикой инноваций социального предпринимательства является их гибкость, неформальность и адаптируемость к изменениям в окружающей среде. Глубокий взгляд на социальные предприятия позволяет предположить, что они действуют как пересечение таланта и предпринимательского заряда, которые сочетаются с неформальным общением и долгосрочным видением развития. В последнее время стремительно развивающиеся информационные и коммуникационные технологии кардинально меняют среду, в которой работают социальные предприятия. Эти технологии позволяют социальным предприятиям расширять свой рынок за пределами географического региона, в котором они работают. Дополнительный социальный эффект создается за счет предоставления услуг в слаборазвитых регионах при приемлемом уровне затрат. Социальные предприятия могут использовать новые технологии для улучшения традиционной деловой практики, создавая тем самым новые возможности и проблемы.

Здесь можно обсудить серьезный вопрос, связанный с финансовой независимостью. Многие сторонники концепции получения доходов в социальной сфере говорят о ней как о форме финансовой независимости, а о других источниках финансирования как о форме « зависимость».

Финансовая независимость трактуется как нечто, чего можно достичь только тогда, когда человек полностью полагается на полученный доход. Это можно рассматривать как конечную цель самых амбициозных социальных предпринимателей.

Когда мы говорим о финансовых стратегиях в социальном предпринимательстве, полезно уточнить используемые термины, особенно понимание «получения дохода». Для тех, кто не знаком с этим экономическим термином, можно уточнить, что это доход, источником которого является продажа товаров или услуг. Это резко контрастирует с широко популярными методами сбора средств в неправительственном секторе посредством благотворительности, пожертвований или государственных грантов, а также является одной из наиболее широко обсуждаемых концепций социального предпринимательства. Кроме того, многие исследователи рассматривают стратегии получения дохода как мощный инструмент социального предпринимательства.

Наиболее распространенная финансовая стратегия социальных предприятий, или та, которая может обеспечить им финансовую устойчивость с течением времени, используя в то же время двойственную природу этих структур, связана с диверсификацией источников дохода, то есть уходом от или снижение зависимости от бесплатного финансирования и пожертвований. Когда социальное предприятие ориентировано на получение дохода, чтобы стать менее зависимым, оно должно понимать, что получение дохода зависит от того, будут ли клиенты выбирать его продукты и услуги среди других на рынке. Кроме того, этот тип социального предприятия во многих случаях зависит от ключевых поставщиков, конкретного опыта и рынка труда, а также от доступа к капиталу, что может потребовать применения других типов бизнес-стратегий.

Финансовая независимость, свобода и гибкость социального предприятия важны только в том случае, если они приводят к достижению большего положительного социального эффекта. Сосредоточение внимания на финансовых аспектах социального предпринимательства не должно осуществляться в ущерб социальному воздействию. Напротив, применяя финансовые стратегии для получения дохода, придерживайтесь так называемой двойной линии, которая направлена как на финансовый, так и на социальный эффект. Независимо от исхода дискуссий по теме, ясно и бесспорно одно – основным показателем различия между «рыночной» и «социальной» экономикой является степень «социальной добавленной стоимости».

Социальная добавленная стоимость может определяться путем достижения социального эффекта для целевой группы, как результата деятельности социального предприятия в целом - ее положительных и отрицательных изменений, сопутствующих эффектов в результате других действий или бездействия. со стороны социального предприятия. Теории социальной добавленной стоимости предлагают способ признать роль социальных предпринимателей в обществе и их вклад в социальные изменения. Джед Эмерсон, исследователь темы добавленной стоимости социальных предпринимателей, отмечает, что социальную выгоду невозможно легко разложить на отдельные элементы – социальные, экономические и общественные выгоды, а, наоборот, необходимо учитывать общий совокупный эффект. Социальную добавленную стоимость можно также охарактеризовать как выгоду от деятельности организации или предприятия с точки зрения достигнутого социального и/или экологического эффекта.

В Болгарии с принятием Положения о реализации закона о предприятиях социальной и солидарной экономики была создана методология оценки социальной добавленной стоимости. Он представляет собой механизм исследования эффектов деятельности предприятий социальной и солидарной экономики с точки зрения затрат, выгод и эффектов для широкого круга заинтересованных субъектов, а также с точки зрения прямых выгод для общество и сообщества, в которых социальные предприятия реализуют свою деятельность. В дополнительных положениях закона дается определение «Социальной добавленной стоимости», поскольку это достигаемый социальный эффект для целевой группы в результате деятельности, осуществляемой социальным предприятием. Ведь независимо от выбора стратегии достижение добавленной социальной стоимости в основном реализуется «социальным капиталом» во всех его значениях.

Характеристики социальных предприятий и прочная связь с людьми и социальными проблемами, то есть их ориентация на достижение социального эффекта и социальных изменений, в большинстве случаев предопределяет необходимость реализации стратегий, связанных с социальным капиталом. По мнению одного из ведущих исследователей социального капитала Р. Патнэма, существуют четыре основных компонента социального капитала, а именно:

- сети (группы людей, связанных множеством и разными типами связей);

- ценности, нормы и санкции (общие стандарты поведения и ожидания), это может включать верования, традиции, обряды и законы;

- взаимность (люди, помогающие друг другу, с четким осознанием и убежденностью, что это будет способствовать развитию группы или кто-то в будущем ответит тем же);

- доверие (ожидание, что другие члены сообщества будут честны и готовы сотрудничать).

Социальный капитал помогает предпринимателям «войти в дверь». Таким образом обеспечивается широкий доступ к инвестиционному капиталу и потенциальным клиентам. Взаимосвязь между социальным капиталом и социальным предпринимательством исследовалась рядом авторов, которые пришли к выводу, что социальные предприниматели создают свой собственный социальный капитал. Считается, что это одна из причин, почему некоторые социальные предприниматели более успешны, чем другие, которые недостаточно инвестируют в социальный капитал. Грегори Диз считает, что социальному предпринимателю следует также сосредоточиться на социальных отношениях, поскольку они необходимы для оперативного потенциала социального предприятия и являются основой инновационных решений для решения социальных проблем. Социальный капитал также можно определить как ресурсы, которые укоренены в социальных сетях и к которым можно получить доступ или мобилизовать их через отношения в существующих сетях. В целом, посредством таких социальных отношений или социальных сетей предприниматель может получить доступ к ресурсам других партнеров или использовать их. Сети и совместное использование как компоненты социального капитала способны стимулировать инновации, одновременно способствуя процессу распространения знаний на социальных предприятиях.

Ряд исследований сектора социальной экономики показывают, что социальные предприятия имеют преимущество в использовании неформальных сетей в качестве элемента социального капитала – посредством сетей и отраслевых партнерств они могут достичь большего конкурентного преимущества, чем посредством деловых навыков или специализированной поддержки бизнеса. Очень часто социальные предприятия действуют в определенной территориальной общности, что предоставляет ряд возможностей для развития их деятельности, одновременно представляя собой основной рынок для продукции и услуг социальных предприятий. Это успешная стратегия развития социальных предприятий, связанных с местным сообществом, с одной стороны, сектор социальной экономики приносит свою пользу сообществу, а с другой стороны, сообщество создает рынок для реализации продукции. и услуги социальных предприятий.

Очевидно, что социальный капитал является особенно важным элементом социального предпринимательства. Ее значение возрастает в контексте достижения заданных социальных изменений. Сами социальные изменения можно охарактеризовать как систематическую трансформацию способов действия, поведения, социальных отношений и социальных структур в течение длительного периода времени. Бизнес может изменить поведение отдельных лиц и групп в различных областях, например, в тех, которые связаны с окружающей средой, здравоохранением, социальной изоляцией и гражданским участием. Социальные предприятия обычно берут на себя обязательства по достижению социальных изменений, которые могут быть связаны с долгосрочным социальным эффектом в определенной области.

Многие исследователи указывают на четыре основные области достижения социальных изменений: экологическое поведение; здоровое поведение; социальная и экономическая инклюзивность; торговое участие. Социальные выгоды социальных предприятий варьируются в очень широком диапазоне, при этом ряд исследований социальных предприятий в Болгарии показывает предпочтение следующим социальным областям и/или целям: поддержка малообеспеченных лиц; улучшение здоровья и качества жизни; создание возможностей для трудоустройства и интеграции на рынке труда; решение проблемы социальной изоляции; интеграция детей и молодежи, находящихся в уязвимом положении;

Улучшение услуг в слаборазвитых сельских районах. Ключевой предпосылкой реализации такого типа целей является наличие четко определенных принципов и измеримых показателей оценки социального эффекта, а также принятых подходов и методологий оценки социальной добавленной стоимости.

В последнее время в болгарских научных кругах наблюдается активность по этому вопросу. В своем анализе Мария Ильчева исследует инструмент диагностики политики социального предпринимательства. Полученные автором данные показывают следующее: социальный эффект, а также принятые подходы и методики оценки социальной добавленной стоимости [6].

В последнее время в болгарских научных кругах наблюдается активность по этому вопросу. В своем анализе Мария Ильчева исследует инструмент диагностики политики социального предпринимательства. Данные, полученные автором, показывают следующее [6]:

- области с наименьшим баллом – культура предпринимательства и – доступ к финансам. Результат недостаточной активности субъектов социального предпринимательства в Болгарии. Включая гражданские организации и образовательные учреждения для продвижения сектора как эффективного инструмента занятости и социальной интеграции;

- «Доступ к финансированию» – не существует единого источника информации о программах финансирования и финансовых инструментах. Недостаточное количество специализированных стран с частным финансированием, активно нацеленных на социальные предприятия. Об этом также сообщается в ряде стратегических документов по социальной экономике Болгарии. Существует потребность в специализированных источниках финансовой поддержки в сочетании с бизнес-консультированием или технической помощью;

- самый высокий балл получен по «Институциональной базе». Результат основан на серьезных шагах, предпринятых по утверждению и реализации национальной стратегии социальной экономики, привязанной к двухлетним планам действий;

- «Нормативно-правовая база» имеет высокий рейтинг и причиной этому является принятый в 2018 году специальный закон о предприятиях социальной экономики. Он готовится при активном участии всех заинтересованных сторон;

- с хорошей должностью – «Управление, измерение и отчетность о воздействии». Это связано с наличием показателей оценки социального воздействия. Например, принятая методология измерения социальной добавленной стоимости и разработка инициатив по повышению осведомленности об измерении воздействия и отчетности социальных предприятий;

- еще один важный компонент – «Навыки и развитие бизнеса». Его оценка говорит об отсутствии специализированных структур для поддержки развития бизнеса социальных предприятий. Недостаток ресурсов для широкой поддержки и ограниченный доступ к сетям поддержки и программам коучинга. Главный вывод по будущему развитию сектора связан с расширением возможностей участия в европейских сетях, кластерах и консорциумах, что может способствовать обмену опытом и передовой практикой, оказывая прямое влияние на повышение деловых навыков и внедрение успешных стратегий;

- «Доступ к рынкам» оценен низко, поскольку при заключении государственных контрактов отсутствуют четко регламентированные социальные положения. Недостаточная поддержка для представления конкурентоспособных предложений и квалифицированного участия в тендерах и заданиях; Позитивным шагом в решении этого дефицита является введение сертифицированного бренда «Продукт социального предпринимательства». Его получат каждое социальное предприятие, зарегистрированное в реестре социальных предприятий.

Установлено, что термин «социальная экономика» возник в связи с расцветом французских кооперативов. И миссия этого «социального сектора» – ответ на социальные вызовы. Детальный анализ, подкрепленный различными мнениями наших и зарубежных исследователей, показывает, что идеи бизнес-сектора могут быть легко применимы и в сфере социального предпринимательства.

Стратегии, используемые в бизнесе, применимы и в социальном предпринимательстве.

Это означает, что маркетинговые стратегии имеют отношение к социальному предпринимательству. Успешная стратегия на европейском уровне, выявленная рядом исследований, заключается в том, что многие социальные предприятия в Европе добились большего эффекта за счет стратегии развития, основанной на расширении социального капитала, а также реализации стратегий социальных изменений. Эти стратегии развития социальных предприятий актуальны для Европы, но все еще имеют недоказанную эффективность в болгарских условиях.

Одним из основных показателей различия между «рыночной» и «социальной» экономикой является степень «социальной добавленной стоимости». Социальную добавленную стоимость можно охарактеризовать как выгоду от деятельности организации или предприятия с точки зрения достигнутого социального и экологического эффекта. Цель – социальные изменения. Сами социальные изменения можно охарактеризовать как систематическую трансформацию способов действия, поведения, социальных отношений и социальных структур в течение длительного периода времени.

Болгарская реальность социального предпринимательства до сих пор неясна. Некоторые из причин такой ситуации: низкая предпринимательская культура; отсутствие единого источника информации о программах финансирования и финансовых инструментах; отсутствие специализированных структур для поддержки развития бизнеса социальных предприятий; отсутствие ресурсов для широкой поддержки и ограниченный доступ к сетям поддержки и программам коучинга; отсутствие четко регламентированных социальных положений при заключении государственных контрактов. Есть и позитивные шаги, например: предприняты серьезные шаги по утверждению и реализации национальной стратегии социальной экономики, увязанной с двухлетними планами действий; принял специальный закон о предприятиях социальной экономики; наличие показателей оценки социального воздействия.

На наш взгляд, самая большая проблема остается с общественными настроениями. Потому что для установки успешного человека «чрезвычайно или очень важно, чтобы он имел хорошее здоровье, был амбициозным, имел хорошее (высокое) образование, много работал для своего успеха, имел связи и, по возможности, был моложе» . В то же время в публичном пространстве через распространяемые печатными и электронными СМИ образы определенных групп, например лиц, нуждающихся в социальной помощи, наносит вред их инициативе. Таким образом, определенные группы людей подвергаются стигматизации.

Болгария все еще работает над решением этих проблем. Предусмотрено внедрение различных инструментов (семинары по поиску работы, работа с психологами и кураторами, тренинги и т.д.). Охват неактивной и безработной молодежи посредством комплексного подхода и объединения усилий посредников, учреждений, социальных партнеров и местных органов власти. Улучшение обмена данными, проведение информационных дней, использование современных каналов информирования и развитие электронных услуг. Ожидается, что основное внимание будет уделяться консультированию, ориентированному на потребности людей, их сильные стороны и потенциал, мотивацию, профессиональную ориентацию, рассмотрение статуса всей семьи человека, длительно безработного. Стимулирование и охват отдельных лиц предусматривает включение в биржи труда, субсидируемую занятость, поддержку на рабочем месте. Соответствующим механизмом вовлечения и охвата молодежи является запуск услуг «Семейный консультант» и «Консультация и наставничество после выхода на работу».

На основе анализа темы можно определить следующие направления, требующие вмешательства для благоприятного развития социального предпринимательства. Инициатива социального предпринимательства расширяет сферу позитивных решений и в то же время может наполнить смыслом жизнь небольшого местного сообщества. К сожалению, отсутствует конкретный механизм продвижения этой формы, а консолидация политики и механизмов финансирования отстает. Также ощущается нехватка ресурсов, направленных на поддержку социальных предпринимательских инициатив. Проблемы можно решить, если предпринять определенные и целенаправленные инициативы. Необходимы срочные меры:

- разработка политики – на основе дефицита в системном аспекте социальных предпринимательских инициатив;

- необходимо создать финансовый гибкий механизм в соответствии с потребностями финансирования такого рода инициатив;

- существует необходимость в разработке конкретных ресурсов для поддержки процесса социального предпринимательства от стартапа до устойчивого развития;

- необходимо настроить активный и доступный информационный поток по теме.

Для принятия мер необходима масштабная и целенаправленная кампания в СМИ, направленная на:

- изменение общественного мнения;

- реализацию доступной физической и медиа-среды;

- продвижение возможностей социальных предпринимательских инициатив;

- разработку политики – на основе дефицита системного аспекта социальных предпринимательских инициатив;

- создание гибкого финансового механизма в соответствии с потребностями финансирования подобных инициатив;

- разработку конкретных ресурсов для поддержки процесса социального предпринимательства от стартапа до устойчивого развития;

- настройку активного и доступного информационного потока по теме.

Масштабная и целенаправленная кампания в СМИ, направленная на:

- изменение общественного мнения;

- реализацию доступной физической и медиа-среды;

- продвижение возможностей социальных предпринимательских инициатив.

Заключение

Социальное предпринимательство – это философия, способная помочь решить ряд проблем социальной среды, сосредоточив внимание преимущественно на тех проблемах, которые являются наиболее существенными и наиболее острыми для общества. Накопившееся множество проблем и выявление различных, наиболее уязвимых групп населения требуют конкретных подходов и поиска адекватных и правильных решений. Социальное предпринимательство – это хорошая возможность для реализации различной социальной политики, направленной на группы риска.

Реализация этой возможности для успешного внедрения и реализации идеи социального предпринимательства – долгий и трудный процесс, но ожидается, что он даст хорошие и эффективные результаты. Подходы к ее реализации должны быть хорошо проанализированы и поняты, а использование методологии ее практической реализации должно быть хорошо проверено на различных социальных проблемах [7-12].


Источники:

1. Law on Enterprises of the Social and Solidarity Economy, Pub. DV. No. 91 of November 2, 2018, amended DV. No. 17 of February 26, 2019, amended and add. DV. No. 24 of March 22, 2019, add. DV. No. 17 of February 25, 2020. Lex.bg. [Электронный ресурс]. URL: https://lex.bg/bg/laws/ldoc/2137187968 (дата обращения: 30.06.2024).
2. Report on the follow-up assessment of the impact of the Law on Enterprises, Social and Solidarity Economy. Mlsp. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mlsp.government.bg/posledvashchi-otsenki-na-vzdeystvieto (дата обращения: 30.06.2024).
3. Terziev V. Georgiev M. Social development and the contribution of science // 112th International Scientific Conference on Economic and Social Development – “Creating a unified foundation for Sustainable Development: Interdisciplinarity in Research and Education”. 2024. – p. 209-231.
4. Terziev V. Georgiev M. Social transformations and social programming // 112th International Scientific Conference on Economic and Social Development – “Creating a unified foundation for Sustainable Development: Interdisciplinarity in Research and Education”. 2024. – p. 251-256.
5. Terziev V. Georgiev M. New social transformations and changes in societies // 112th International Scientific Conference on Economic and Social Development – “Creating a unified foundation for Sustainable Development: Interdisciplinarity in Research and Education”. 2024. – p. 311-319.
6. Илчева М. Социална икономика и социално предприемачество – възгледи и фрагментарни апробации. - Велико Търново: Издателство Фабер.
7. Terziev V., Lyubcheva M., Solovev D. The interaction: business- education- investment for development // Proceedings of INTCESS 2020- 7th International Conference on Education and Social Sciences. 2020. – p. 865-869.
8. Terziev V., Lyubcheva M., Andreeva O., Georgiev M. Revolution in industry and evolution in education or development of intelligence // 63rd International Scientific Conference on Economic and Social Development – “Building Resilient Society”. Zagreb, 2020. – p. 133-142.
9. Terziev V., Lyubcheva М., Mihailova М. The necessity of changes in the higher education in Bulgaria // Proceedings of INTCESS 2021 8th International Conference on Education and Education of Social Sciences. 2021. – p. 646-657.
10. Terziev V., Lyubcheva M., Georgiev M. Domestic and international challenges in higher education // 7 th ITEM Conference – “Innovation, Technology, Education and Management” and 67th International Scientific Conference on Economic and Social Development – Sveti Martin na Muri. 2021. – p. 88-97.
11. Terziev V., Lyubcheva M., Georgiev M. The contemporary strategic challenges facing higher education // Proceedings of SOCIOINT 2021 8th International Conference on Education and Education of Social Sciences. Istanbul, Turkey, 2021. – p. 134-141.
12. Terziev V., Lyubcheva M. Shared knowledge and changes in the higher education system in Bulgaria // 79th International Scientific Conference on Economic and Social Development – Rabat. 2022. – p. 228-237.

Страница обновлена: 17.09.2024 в 19:49:45