Программные методы управления, использовавшиеся в 40-е годы прошедшей эпохи

Котилко В.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2 (50), Февраль 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Котилко В.В. Программные методы управления, использовавшиеся в 40-е годы прошедшей эпохи // Российское предпринимательство. – 2004. – Том 5. – № 2. – С. 9-12.

Аннотация:
При чтении мемуарной и исторической литературы о годах Советской власти, особенно вышедшей в последнее десятилетие, складывается впечатление, что в этот период использовались только командно-административные методы управления страной. Такого не бывает. Объективно всегда присутствует целый набор методов. Период же сталинского правления, как правило, описывается в черных тонах, а авторы книг порой не стесняются в выражениях. Клевета о прошлом практически стала нормой. В этой связи удивила своей объективностью недавно вышедшая в издательстве объединения «Мосгорархив» книга «Главный маршал Голованов: Москва в жизни и судьбе полководца». В нее вошли материалы из семейного архива (сохраненного дочерью Ольгой Александровной) с записями, сделанными Главным маршалом авиации, письма, адресованные автору воспоминаний, воспоминания современников, а также редкие, впервые опубликованные фотографии из Центрального архива Министерства обороны.

Ключевые слова: целевые программы, программно-целевой метод планирования, программные методы управления

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



При чтении мемуарной и исторической литературы о годах Советской власти, особенно вышедшей в последнее десятилетие, складывается впечатление, что в этот период использовались только командно-административные методы управления страной. Такого не бывает. Объективно всегда присутствует целый набор методов. Период же сталинского правления, как правило, описывается в черных тонах, а авторы книг порой не стесняются в выражениях. Клевета о прошлом практически стала нормой. В этой связи удивила своей объективностью недавно вышедшая в издательстве объединения «Мосгорархив» книга «Главный маршал Голованов: Москва в жизни и судьбе полководца». В нее вошли материалы из семейного архива (сохраненного дочерью Ольгой Александровной) с записями, сделанными Главным маршалом авиации, письма, адресованные автору воспоминаний, воспоминания современников, а также редкие, впервые опубликованные фотографии из Центрального архива Министерства обороны.

Рассказ Александра Евгеньевича Голованова о том, как создавалась Авиация дальнего действия (АДД) от момента формулирования замысла (идеи) до ее реализации в кратчайшие сроки, на наш взгляд, - яркий пример использования, даже в военное время, программно-целевых методов управления.

31 декабря 1940 г. в «Доме летчиков» (гостиница «Советская») произошла случайная встреча А.Е. Голованова с Яковом Владимировичем Смушкевичем, во время которой они заговорили о боях в Испании и о войне с белофиннами. Суть разговора свелась к тому, что героические усилия наших летчиков натыкались на метеорологические трудности и даже препятствия. Некоторые летчики не могли летать «вслепую» при плохой видимости Земли.

Голованов был удивлен тем, что обычная дружеская (почти случайная) беседа на вечере переросла в серьезный разговор о проблеме государственной важности. Голованов даже спросил Смушкевича – генерального инспектора ВВС, дважды Героя Советского Союза, почему он не поднимет эту проблему перед руководством страны.

Эта неожиданная беседа привела к тому, что Я.В. Смушкевич предложил А.Е. Голованову написать письмо И.В. Сталину. В нем он советовал описать обсужденную проблему «слепых полетов» и обосновать необходимость использования средств радионавигации, в которых А.Е. Голованов разбирался, будучи шеф-пилотом Аэрофлота.

Мучительные раздумья А.Е. Голованова завершились тем, что он написал письмо И.В. Сталину в полной уверенности, что не будет никаких последствий, касающихся лично его. Но через несколько дней Голованов был вызван к Сталину, который не просто ознакомился с письмом, а развил высказанные в нем идеи, предложив для начала создать новый полк. В нем летчики должны были учиться летать в плохую погоду и на дальние расстояния.

При этом Сталин сказал, что если поставить задачу создать новую армию или корпус, то все, бросившись ее исполнять, «задавят человека портянками и всякими видами обеспечения и снабжения, а нам нужны люди, организованные в части, и соединения, способные летать в любых условиях».

При повторной встрече Сталин спросил А.Е. Голованова, как он собирается комплектовать состав нового Отдельного 212-го дальнебомбардировочного полка. Голованов сделал ставку на летчиков Аэрофлота. Тогда Сталин спросил: «А есть ли там штурманы, стрелки-радисты?». Стало ясно, что не все было продумано.

А.Е. Голованов записал впоследствии: «Я понял, что веду разговор с человеком, который прекрасно разбирается в летных делах и знает, что к чему». В дальнейшем он старался продумать все до мелочей, включая вопросы, которые, казалось бы, не относились к его компетенции. В современных терминах описанное А.Е. Головановым означает, что был применен метод «мозгового штурма» для обоснования идеи, определены тактические и стратегические цели, сроки, требуемые ресурсы, этапы достижения поставленной цели и ответственные исполнители по каждой сформулированной в ходе дискуссии проблеме. Более того, разрешив А. Е. Голованову набирать конкретных специалистов из разных сфер деятельности, И.В. Сталин даже продумал вопрос об их материальном стимулировании, чтобы не пострадали их семьи в связи со сменой деятельности и возможным переездом их глав на новое место службы. Он прекрасно понимал, что создается особое подразделение, которое будет выполнять специальные задания, порой секретного характера.

Когда началась война, практически летчики только этого полка могли летать на дальние расстояния, в тыл врага, причем в любых погодных условиях. Затем Голованов был назначен командиром 81-й авиадивизии (АД). В ноябре 1941 г. приказом Наркома обороны 81-я АД была преобразована в 3-ю авиационную дивизию дальнего действия с непосредственным подчинением Ставке Верховного Главнокомандования. Возросли объем работы и требования к поручениям преимущественно секретного характера.

А.Е. Голованов писал: «И.В. Сталин, воздав должное человеку, который совершил что-то важное, подталкивал его делать дальнейшие шаги. Эта характерная черта не позволяла людям самоуспокаиваться и топтаться на месте. … Работоспособность Сталина во время войны была феноменальная, а ведь он уже был немолодым человеком, ему было за шестьдесят. Память у него была редкостная, познания в любой области, с которой он соприкасался, удивительны».

Сталин ставил перед Головановым все более сложные задачи, порой не входившие в сферу его компетенции. «Как-то сгоряча я сказал ему: «Что вы от меня хотите? Я ‑ простой летчик». «А я ‑ простой бакинский пропагандист», - ответил он. И добавил: «Это вы только со мной можете так разговаривать. Больше вы ни с кем так не поговорите». Время действительно было суровое…

Для того, чтобы понять, как решить проблему в кратчайшие сроки, И.В. Сталин выслушивал мнения не только «генералов», но и профессионалов: конструкторов самолетов, боевых летчиков, ученых,. Он даже поддержал А.Е. Голованова, выступившего с предложением: «всех сбитых над вражеской территорией летчиков и членов наших боевых экипажей, попавших теми или иными путями на нашу территорию, немедленно возвращать в АДД». Проблема заключалась в том, что в спецслужбах были люди, которые не понимали, как трудно подготовить летчика для ночных полетов.

К концу войны Авиация дальнего действия (АДД) насчитывала 2000 самолетов, ею была сброшена каждая третья авиабомба. Это ее летчики на пределе технических возможностей совершали ночные налеты на Берлин, наносили мощные удары по железнодорожным узлам. Они перевозили министра иностранных дел СССР того периода В.М. Молотова в Англию и США через Европу и Атлантику во время боевых действий. Герои АДД помогали Народно-освободительной армии Югославии, поддерживали наших партизан.

Применяемые методы управления были намного сложнее, чем это принято считать. Решения, которые принимал И.В. Сталин, были необычны и не всегда понятны. Но надо признать, что в умении отбирать людей для достижения, казалось бы, неразрешимых проблем в отведенные историей сроки, ему не было равных. Не каждый решился бы поставить во главе управления авиацией дальнего действия фактически гражданского человека. Сталин сделал это и не ошибся в своем выборе.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:29:15