Оценка развития платформенной занятости в России и за рубежом и особенности ее нормативно-правового регулирования
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 4 (Апрель 2025)
Введение
В условиях цифровой трансформации российской экономики происходят изменения во всех сферах жизни общества. В частности, на современном рынке труда набирает обороты явление, именуемое платформенной занятостью.
Для обеспечения единства нормативно-правового регулирования платформенной занятости в первую очередь необходимо дать определение этому виду занятости. К настоящему времени выделяют несколько подходов к определению сущности платформенной занятости:
1) как «занятость по запросу»;
2) как нестандартная форма занятости населения;
3) как форма гражданско-правовых отношений с самозанятыми лицами;
4) как вид занятости, присущий платформенной экономике.
Первый подход был рассмотрен научными сотрудниками лаборатории проблем уровня и качества жизни ИСЭПН ФНИСЦ РАН В.Н. Бобковым и Е.А. Черных: ученые сравнили виртуальные платформы с брокерами на рынке труда [2], а сам процесс преобразования труда платформенных занятых был представлен в виде схемы «товар – услуга – информация». Международная организация труда связала понятие «платформенная занятость» с «занятостью по запросу», определив, что платформа является тем самым организатором запроса на осуществление вышеупомянутой схемы.
Представители второго подхода – Ю.В. Герауф и Н.И. Глотова – определили платформенную занятость как нестандартную форму занятости населения, реализуемую посредством онлайн-платформ, работа которых направлена на решение проблем частных лиц или организаций путем предоставления клиентам тех или иных видов услуг в обмен на оплату [5].
Согласно третьему подходу, описанному с юридической точки зрения к.э.н. А.Ю. Рожковой, платформенная занятость является формой гражданско-правовых отношений с самозанятыми лицами на основе прямого цифрового договора, заключенного в сети (или экосистеме), на оказание профессиональных услуг с уплатой вознаграждения. Таким образом, образуется следующая триада субъектов «работодатель – IT-поставщик – работник» [27].
В подходе, сформулированном экономистом из Беларуси О.В. Зайцевой, под платформенной занятостью понимается «вид занятости, присущий платформенной экономике, характеризующийся использованием онлайн-платформ для взаимодействия платформенных занятых и заказчиков услуг» [9]. Тем самым можно говорить о наличии трехсторонних отношений, включающих в себя платформенных занятых, клиентов (или заказчиков) и цифровую платформу, показанных на рисунке 1.
Рисунок 1. Трехсторонние отношения при платформенной занятости
Источник: составлено авторами на основе [9].
Рассмотрев основные подходы к определению сущности понятия «платформенная занятость», можно дать следующее определение платформенной занятости: платформенная занятость – современный вид занятости населения, который характеризуется наличием трехсторонних отношений между платформенными занятыми, их клиентами и онлайн-платформой, осуществляющей посредничество в информировании потенциальных заказчиков об оказании тех или иных видов платных услуг.
Целью данного исследования является проведение анализа развития платформенной занятости в России и за рубежом, выработка рекомендаций по ее нормативно-правовому управлению в современных условиях цифровизации экономики.
Основная часть
Тенденции развития и особенности нормативно-правового регулирования платформенной занятости в России
Появление платформенной занятости в Российской Федерации преимущественно связано с введением в 2019 году специального налогового режима – налога на профессиональный доход. Активный рост числа платформенных занятых пришелся на 2020-2021 гг. – период локдауна, введенного в рамках борьбы с пандемией COVID-19. Одной из первых компаний, начавших активное продвижение своих платформ, стала ООО «Яндекс» (сервис по вызову легкового такси ООО «Яндекс.Такси», сервис по доставке еды ООО «Деливери Клаб»). Одновременно наблюдался рост популярности различных образовательных платформ таких, как Учи.ру, ЯКласс, Stepik и др., что было связано с введением дистанционного обучения в период пандемии. В сентябре 2019 года сервис доставки еды из ресторанов и продуктов из магазинов «СберМаркет» начал работу в пилотном режиме на базе операционной и технологической платформы онлайн-сервиса доставки продуктов «Instamart» (с 1 июля 2024 г. новое название сервиса – «Купер») [28]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в период пандемии COVID-19 активным спросом пользовались именно сервисы доставки еды.
В 2021 году ярким примером распространения платформенной занятости в России стало появление онлайн-платформы для фрилансеров Fl.ru, которая и сегодня не теряет своей актуальности и востребованности [24]. Стоит отметить, что среди платформенных занятых 36% – это фрилансеры и программисты [25].
На последнюю отчетную дату (III квартал 2024 г.) численность платформенных занятых в России составляла около 3 млн человек, что почти на 2,2 млн человек меньше, чем в I квартале 2023 г., когда был достигнут исторический максимум [22]. Несмотря на незначительное среднегодовое изменение численности вовлеченных в платформенную занятость работников, наблюдается существенная волатильность квартальных оценок, которую связывают с динамикой потребительской инфляции, изменениями валютного курса, ужесточением миграционной политики и нараставшим дефицитом на традиционном рынке труда, вызванным уходом работников на открывшиеся высокооплачиваемые вакансии [29, с. 9, 22-23]. Тем не менее, подобные колебания позволяют выявить определенные тенденции в половозрастной структуре платформенных занятых.
Рисунок 2. Численность платформенных занятых по полу в Российской Федерации в 2022 – III квартале 2024 гг., тыс. человек
Источник: составлено авторами по данным Федеральной службы государственной статистики [22].
На рисунке 2 видно, что в половой структуре платформенных занятых преобладают мужчины, однако, наблюдается тенденция к снижению их численности наряду с общей численностью платформенных занятых. По итогам III квартала 2024 г. численность занятых в неформальном секторе увеличилась до 15,8 млн человек, составив около 20% от общего числа занятого населения [12]. Таким образом, можно говорить о том, что на современном этапе платформенные занятые предпочитают менять свой неопределенный статус на официальные статусы самозанятых или индивидуальных предпринимателей (ИП).
Что касается возрастной структуры платформенных занятых, то по данным обследования рабочей силы Федеральной службы государственной статистики более трети работников составляют граждане в возрасте 30-39 лет, а более четверти – 40-49 лет, что отчетливо видно на рисунке 3.
Рисунок 3. Численность платформенных занятых по возрастным группам в Российской Федерации в 2022 – III квартале 2024 гг., тыс. человек
Источник: составлено авторами по данным Федеральной службы государственной статистики [22].
Причинами преобладания данных возрастных групп в структуре платформенных занятых можно назвать следующие факторы: во-первых, трудоспособные граждане в этом возрасте несут высокие расходы, связанные с обеспечением иждивенцев, оплатой долгосрочных обязательств (например, ипотечного кредита) и пр.; во-вторых, по прошествии отработанных лет часть населения начинает испытывать разочарование в выбранной профессиональной деятельности и осуществляет поиск работы, интересной сегодня, что впоследствии зачастую приводит к взаимодействию с онлайн-платформами. Исследования также показали, что доли молодежи в возрасте 15-19 лет и старшего поколения (60-69 лет) среди платформенных занятых имеют тенденцию к увеличению, что в свою очередь говорит о низких барьерах входа и удобстве использования цифровых платформ для поиска новых клиентов и начала работы, особенно для лиц с ограниченными возможностями здоровья, находящихся в декретном отпуске и выпускников образовательных учреждений без опыта работы [3].
Таким образом, рассмотрев с разных точек зрения сущность платформенной занятости, можно сделать вывод о растущей заинтересованности работников различных возрастных групп в данном виде занятости как с позиции основного источника доходов, так и с позиции периодических или регулярных подработок.
С каждым годом количество онлайн-платформ увеличивается, как и число зарегистрированных на них. В июне 2024 года на Петербургском международном экономическом форуме Т.В. Ким (Бакальчук), владелица компании ООО «Вайлдберриз» (Wildberries), заявила о том, что отношения «работник-работодатель» не подходят современной молодежи, которая во всем стремится к свободе. Именно поэтому она считает платформенную занятость решением проблемы дефицита кадров на рынке труда и заявляет, что к ней идут ООО «Вайлдберриз», ООО «Яндекс» и др. [1].
Говоря о распространении платформенной занятости, нельзя не упомянуть о преимуществах этого вида занятости как для самого платформенного занятого, так и для его клиента и всей экономики в целом. Среди преимуществ платформенной занятости для платформенного работника можно выделить:
1) гибкий график, который человек определяет сам для себя и от этого, соответственно, эффективнее выполняет свою работу;
2) возможность получать дополнительный доход помимо дохода от основной деятельности;
3) разнообразие онлайн-платформ способствует развитию определенных навыков и самосовершенствованию человека.
Преимуществами платформенной занятости для клиентов/работодателей являются:
1) уменьшение издержек на содержание штата сотрудников посредством временного найма платформенных занятых для оказания каких-либо услуг;
2) возможность заключить договор с узкопрофильным специалистом (больше характерно для заказа фриланс-услуг).
Указанные преимущества положительно сказываются на повышении привлекательности данного вида занятости, способствуют развитию малого и среднего предпринимательства и модернизации цифровой инфраструктуры организаций.
Однако до сих пор остаются нерешенными вопросы нормативно-правового регулирования платформенной занятости в России. В Федеральном законе от 12.12.2023 № 565-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О занятости населения в Российской Федерации» не предусмотрено определение понятий «платформенная занятость» и «платформенный занятый» [35]. При этом обсуждение вопросов регулирования платформенной занятости продолжается. Так, планируется распространить новый закон о платформенной занятости в основном на таксистов и курьеров, что коснется таких цифровых онлайн-площадок, как Wildberries, Ozon, сервисов Яндекса, которые занимают большую долю в платформенной занятости [10].
Согласно последним данным законопроект о платформенной занятости должны внести в Государственную Думу до ноября 2025 года [11]. Основным камнем преткновения остается вид отношений, к которому относится платформенная занятость. Существует мнение, что у платформенной занятости есть признаки трудовых отношений, однако при этом отношения являются трехсторонними (клиент-исполнитель-платформа) [13]. Таким образом, платформенная занятость не вписывается в стандартную схему трудовых отношений («работник-работодатель») [25]. Экспертами отмечается, что классификация платформенной занятости в качестве трудовых отношений может стать препятствием для развития этого вида занятости и спровоцировать уход работников в теневую экономику [30].
При этом важно отметить, что платформенная занятость затрагивает не только самозанятых и индивидуальных предпринимателей, но всех граждан, кто за определенную плату выполняет для заказчика работу, предоставленную цифровой платформой, включая многочисленных фрилансеров, например, получающих заказы и, соответственно, доход, через упомянутую выше платформу Fl.ru.
При этом статус владельца платформы близок к статусу работодателя, поскольку именно платформа передает данные о заказе исполнителю, контролирует исполнение заказа, а в ряде случаев еще и обеспечивает исполнителя средствами, необходимыми для работы от лица платформы [25]. Так, анализ вакансий на сайте hh.ru показал, что некоторые организации (например, компании-партнеры Самоката (ООО «Умный ритейл»)) предоставляют курьерам бесплатный велосипед и непромокаемую брендированную одежду. Более того, среди преимуществ вакансии было указано, что в целях безопасности заказы уже оплачены клиентами. Таким образом, организация (платформа) фактически предоставляет услугу доставки клиенту, используя рабочую силу работника.
В противовес данной ситуации поставим традиционные трудовые отношения в высшем образовательном учреждении. Допустим, что Университет может выступать в качестве связующего – платформы, студент – заказчика, преподаватель – исполнителя, где образовательное учреждение предоставляет студенту услугу по подбору преподавателя (ментора) с учетом запроса заказчика, далее исполнитель выполняет свой «заказ» по обучению студента. Такие отношения в определенной степени несут положительные стороны для исполнителя (ставка налога ниже, гибкая занятость), однако проблемным вопросом остается потеря стабильного заработка и социальных гарантий (отпускные, больничные). В целом, в рамках данного рассуждения можно говорить о высокой вероятности перехода от трудовых отношений к платформенной занятости в различных сферах экономики.
Здесь ключевым остается вопрос отличия платформы от работодателя в части вопросов обязанностей и прав. По сути платформы ставят под угрозу реализацию трудовых прав и социальных гарантий работника/исполнителя, диктуют условия как поставщикам, так и заказчикам услуг, монополизируя рынок труда. Представители профсоюзов отмечают, что цифровая платформа фактически выполняет роль работодателя [18], при этом отказываясь от реальной ее реализации в жизни, то есть цифровой бизнес может не учитывать права и мнения работников (исполнителей) и партнеров. Тем не менее, работники (исполнители) соглашаются с данным видом занятости и отсутствием социальных гарантий в связи с возможностью получения более высокого дохода. В результате на рынке труда наблюдается дисбаланс в разрезе уровня квалификации: часть работников предпочитает неквалифицированный труд квалифицированному в связи с возможностью более высокого заработка. Более того, отмечается увеличение числа «псевдосамозанятых» [16], под этим понимается подмена трудовых отношений платформенной занятостью [36].
Краткий анализ наличия социальных гарантий в зависимости от типа отношений на рынке труда представлен в Таблице 1.
Таблица 1 – Социальные гарантии участников рынка труда в зависимости от типа отношений*,**
Тип отношений
|
Участники
|
Страховые взносы
|
Больничный
|
Пенсия
|
Трудовые отношения
|
Работник и работодатель
|
Взносы платит работодатель (ОПС;
ОМС; ВНиМ; взносы от НС и ПЗ).
|
Да.
|
Да, при
соблюдении условий возникновения права на страховую пенсию по старости.
Размер пенсии зависит от дохода и периода занятости.
Имеет право на социальную пенсию. |
Гражданско-правовые отношения
|
Работник (исполнитель) и
работодатель (заказчик)
|
Взносы платит
заказчик (ОПС; ОМС; ВНиМ; взносы от НС и ПЗ – необязательно, платят только
если такое условие прописано в договоре ГПХ).
|
Да (с 01.01.2023
г.).
|
Да, при
соблюдении условий возникновения права на страховую пенсию по старости.
Размер пенсии зависит от дохода и периода занятости.
Имеет право на социальную пенсию. |
Платформенная занятость, когда
исполнитель - самозанятый
|
Заказчик, исполнитель (самозанятый)
и платформа
|
Платит самозанятый (ОПС – добровольно;
ОМС – включено в налог на профессиональный доход (НПД): 37% от НПД уходит в
Фонд медицинского страхования, а 63% — в региональный бюджет).
|
Нет.
|
Да, при соблюдении условий
возникновения права на страховую пенсию по старости и, если добровольно платил
взносы.
Имеет право на социальную пенсию. |
Платформенная занятость, когда
исполнитель – индивидуальный предприниматель
|
Заказчик, исполнитель (индивидуальный
предприниматель) и платформа
|
Платит ИП самостоятельно за
себя (ОПС; ОМС; ВНиМ – необязательно, на добровольной основе).
Прим. ИП, у которых есть сотрудники или исполнители на ГПХ, должны платить за них страховые взносы (ОПС; ОМС; ВНиМ; взносы от НС и ПЗ). |
Да, если
добровольно платит взносы.
|
Да, при соблюдении условий
возникновения права на страховую пенсию по старости. Размер пенсии зависит от
дохода и сроков ведения бизнеса.
Имеет право на социальную пенсию. |
** Взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС); Взносы на обязательное медицинское страхование (ОМС); Взносы на обязательное социальное страхование, то есть на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ); Взносы от несчастных случаев и профзаболеваний (взносы от НС и ПЗ).
Согласно сайту hh.ru при поиске вакансии «курьер» с заданными параметрами (регион: Москва, специализации: курьер) по состоянию на 25.02.2025 г. найдена 2941 вакансия, из них по фильтру «оформление по ГПХ или по совместительству» выявлено 1525 вакансий, что составляет около 52%. Если в поисковой строке задать поиск по словам «курьер трудовой договор», то получим 9 вакансий с возможностью оформления по трудовому договору.
К сожалению, в общем доступе отсутствует официальная информация о количестве самозанятых в России, которые добровольно платят пенсионные взносы. Так, по данным отдельных исследований, в 2021 году около 77% самозанятых не осуществляли добровольные пенсионные взносы [15]. Если рассмотреть данные в региональном разрезе, то по информации Отделения СФР по Ярославской области на конец 2023 года было около 2,5 тысячи самозанятых, которые добровольно вступили в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию [31], по Ханты-Мансийскому АО – Югра – за 2024 год около 2341 человека уплатили страховые взносы для формирования будущей пенсии [19], что составляет примерно 3,7% (67060 чел. самозанятых по результатам за 2023 год) и 2,3% (102904 чел. самозанятых по результатам за 2024 год) соответственно от количества самозанятых граждан в указанные периоды в представленных субъектах России [7]. Таким образом, можно предположить, что если бы около 4% самозанятых добровольно уплачивали пенсионные взносы, то это число составило бы примерно 500 тыс. чел. на январь 2025 года (всего на январь 2025 г. самозанятых 12420462 чел.). С учетом минимального размера страховых взносов на 2025 год (59241,60 руб. [32]) размер уплаченной суммы взносов мог бы составить около 30 млрд руб., а если бы платили все самозанятые, то около 736 млрд руб. Однако, по информации на февраль 2025 года только 52 тысячи из 12 миллионов самозанятых платят пенсионные взносы [6]. Одной из причин такого поведения является отсутствие культуры самостоятельного социального инвестирования [20]. Также такое распределение можно объяснить обилием и доступностью инвестиционных инструментов, служащих альтернативой традиционной пенсии [17].
В данном ключе важно отметить, что в 2023 году был создан Совет цифровых платформ при Российском союзе промышленников и предпринимателей и подписана Хартия о принципах развития платформенной занятости в России [37]. В Хартии значится, что участники Совета готовы развивать механизмы обеспечения информирования работников (поставщиков услуг) о социальных гарантиях. Этот факт еще раз подчеркивает, что платформы создают для себя выгодные условия работы на рынке труда и стараются уйти от государственного регулирования.
Особенности организации и регулирования платформенной занятости в Китайской Народной Республике
По данным последнего исследования, проведенного Boston Consulting Group (BCG) в 2018 г., доля платформенных занятых в развивающихся странах была намного выше, чем в развитых государствах.
Рисунок 4. Масштабы платформенной занятости в странах мира в 2018 г., % работников, использующих платформенную занятость в стране
Источник: составлено авторами по данным [43].
Как видно на рисунке 4, из общего количества ответивших респондентов 45% платформенных занятых оказалось в Китае, 39% – в Индии, 26% – в Индонезии, в то время как в развитых США и Англии – 14% и 10% соответственно [43]. Для более глубокого понимания особенностей организации и регулирования платформенной занятости за рубежом рассмотрим крупнейшую платформенную экономику в мире – экономику Китайской Народной Республики.
В начале 2000-х годов рост прибрежного производства Китая сопровождался высокой текучестью кадров из-за сильных колебаний спроса и тяжелых условий труда. Чтобы справиться с этой проблемой, было принято решение взять курс на механизацию основных производственных процессов. Установка нового оборудования на заводах привела к высвобождению огромной численности трудовых ресурсов, которые, в свою очередь, начали постепенно формировать платформенную экономику страны.
В КНР функционируют такие платформенные гиганты как Alibaba, DiDi, Ele.me, Meituan и др. Alibaba – это международная платформа для оптовых закупок по всему миру. Здесь почти нет европейских или американских товаров, так как большинство поставщиков азиатского происхождения, однако это не мешает компании быть успешной: объем ее ежедневных транзакций превышает Amazon и eBay вместе взятых. Кроме того, холдингу AlibabaGroup принадлежит большое количество интернет-магазинов, в том числе известный во всем мире AliExpress.
Рассмотрим подробнее индустрию общественного питания, которую представляют такие гиганты, как Ele.me и Meituan, появившиеся одна за другой в 2008 и 2010 году соответственно в качестве сервисов по доставке еды из ресторанов [38; 39]. Первоначально последние нанимали собственных курьеров для этой работы, но по мере последовательного захвата платформами большей доли рынка владельцы ресторанов были вынуждены присоединяться, чтобы не потерять свой бизнес.
На первоначальном этапе данные платформы самостоятельно привлекали работников, предоставляя им различные экономические компенсации, такие, как оплата сверхурочных или компенсация за незаконное увольнение и т.д. Позднее вследствие принятия законов и обострения конкуренции между платформами затраты на рабочую силу и возможные риски при трудоустройстве были перенесены на краудсорсинговые компании, которые стали подписывать все соглашения с курьерами и заниматься вопросами оплаты труда и страховки.
Стоит также отметить тот факт, что существует две основные категории доставщиков: специализированные и краудсорсинговые. Водители доставки первого типа работают полный день и осуществляют свою деятельность на основе модели «платформа – поставщик доставки – станция доставки», в рамках которой заключается трудовой контракт, где прописываются все условия работы. Однако данный договор не соответствует в полной мере трудовому законодательству Китая, так как большинство платформ не оплачивают обязательные взносы социального страхования [41]. К краудсорсинговым доставщикам платформа не предъявляет таких строгих требований к графику работы, как к специализированным, но стимулирует работоспособность работников путем регламентации времени доставки и анализа отзывов покупателей. Помимо всего прочего некоторые поставщики услуг стараются обойти трудовое законодательство, заставляя курьеров регистрироваться в качестве самозанятых, у которых, не будет никаких трудовых отношений с компанией, а, значит, данные работники не могут рассчитывать на социальные гарантии. Что касается численности работников сферы доставки, то в 2021 г. у Meituan было более 1 миллиона, а у Ele.me – 1,14 миллионов человек [41]; в 2022 году – 5,27 и около 2 миллионов человек, а в 2023 году – 7,45 и около 3 миллионов человек соответственно [42]. Таким образом, рассмотрев динамику развития и распространения крупнейших представителей китайской платформенной занятости, можно говорить о росте ее популярности среди трудовых ресурсов.
Условия труда водителей дочерней компании DiDi (платформа для заказа такси) мало отличаются от условий труда работников доставки. Несмотря на то, что компании подписывали трудовые договоры с водителями, работающими полный/неполный рабочий день, только 60% работников имели пенсии и 55% ‒ страховки по безработице, то есть фактически имело место быть нарушение трудового законодательства Китая [41].
Проанализировав особенности организации и регулирования платформенной занятости в Китайской Народной Республике, можно сделать следующий вывод: несмотря на широкое распространение различных цифровых платформ в разных сферах и многолетний опыт их работы, можно говорить об относительной юридической защищенности платформенных занятых и относительном регулировании платформенной занятости в целом.
Согласно одному из исследований Международной организации труда, проведенному в 2024 году, как традиционные, так и онлайн-рынки труда требуют усиления мер защиты трудовых прав работников [40]. Так, в исследовании указывается, что платформы часто переносят на фрилансеров расходы, которые традиционно ранее несли работодатели (например, плата за подписку, комиссионные с заработка), что сильно влияет на доходы работников (фрилансеров) и еще больше усугубляет неравенство в доходах. Международная организация труда выступает за предоставление адекватных социальных пособий всем работникам, включая работников платформ [23, с. 15].
На практике существуют единичные случаи введения в национальное законодательство новой формы трудовых отношений и трудовой деятельности (к примеру, в Испании, Индии, Колумбии, Южной Корее), однако они не учитывают в полной мере специфику платформенной занятости, находясь на стадии становления [26, с. 5-6]. В Мексике в конце 2024 года одобрили реформу, в соответствии с которой курьеры, доставщики и таксисты, работающие через приложения-агрегаторы, смогут пользоваться всеми правами национального трудового законодательства, включая права сотрудников на социальное обеспечение (медицинское обслуживание, страхование от производственных рисков, доступ к пенсионным программам и другие социальные гарантии) [14]. В Казахстане в 2024 году операторы интернет-платформ были признаны налоговыми агентами по удержанию и уплате налогов и социальных платежей [33]. При этом общая ставка, включая индивидуальный подоходный налог, обязательные пенсионные взносы, социальные отчисления и обязательное социальное медицинское страхование, составляет 4%. Цель таких законодательных реформ – охватить платформенных занятых (курьеры, водители такси, фрилансеры и др.) системой налогообложения и социального страхования, что позволит обеспечить им социальную защиту и пенсионные отчисления. Для указанных граждан также предоставляется возможность выбора других способов исполнения своих обязательств по налогам и социальным платежам.
Как итог, отсутствие социальных гарантий, высокая конкуренция и нестабильность заработка препятствуют уверенному развитию платформенной занятости. Проблема государственного регулирования платформенной занятости остается по-прежнему открытой. Необходимо создать такую модель занятости, которая будет учитывать специфику работы на платформе, при этом охватывать работников социальными гарантиями [8].
Заключение
Подводя итог, можно сказать, что на сегодняшний день все больше работников участвуют в платформенной занятости. Действительно, работа с использованием платформ захватывает рынок труда, монополизируя его. Тем не менее, можно говорить о том, что развитие платформенной занятости в России находится еще на ранней стадии: существует и успешно функционирует большое количество онлайн-платформ для работы платформенных занятых, однако статус зарегистрированных на них до конца не определен. С одной стороны, платформенная занятость стимулирует развитие российской экономики, но, с другой стороны, это сопровождается отсутствием нормативно-правового регулирования в данной сфере и, соответственно, правового обеспечения экономической и социальной безопасности платформенного занятого.
Возможность обойти трудовое законодательство со стороны онлайн-платформ говорит о необходимости совершенствования законов в целях социальной защиты работников и обеспечения их финансового благополучия в старости.
Таким образом, необходимо определить систему социального обеспечения платформенного занятого и ответственных за нее. Возможно, это должна быть гибкая система с распределением ответственности между страхователями: платформой и работником (исполнителем). Вероятно, стоит вводить страховые взносы при определенном уровне дохода у платформенного занятого, например, с минимального размера оплаты труда. Это обосновывается тем, что согласно современному законодательству платформенный работник может рассчитывать на социальную пенсию. Стоит учитывать факт снижения уровня заработной платы работника при получении определенных социальных гарантий (отпускные, больничные), которые «лягут» бременем на работодателя-платформу. Можно в качестве пилотного проекта предложить взимание социальных платежей с интернет-платформы, когда самозанятые смогут выбирать размер отчислений, от которого будет зависеть объем гарантий. В данном случае предлагается предоставить работнику на выбор дифференцированный пакет социальных услуг.
Основными направлениями развития платформенной занятости в России можно считать, например, расширение и интеграцию с другими сферами жизни общества, профессиональную подготовку и переподготовку платформенных занятых, разработку новых инновационных решений и специализацию платформ согласно особенностям регионов России.
Безусловно, это лишь малый перечень необходимых нововведений, принятие которых будет способствовать не только развитию платформенной занятости, но и решению экономических и социальных проблем, необходимых для укрепления экономического и технологического суверенитета Российской Федерации.
Страница обновлена: 20.03.2025 в 11:44:43