The impact of uncertainty factors of the sanctions policy and the pandemic on small and medium-sized business of the Krasnodar Territory
Antonyants D.A.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Download PDF | Downloads: 28
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 14, Number 5 (May 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=67918268
Abstract:
This article contains an assessment of the reaction of the small and medium-size business sector in the Krasnodar region to the combined effect of economic and non-economic factors, uncertainty factors and related economic relations. This combination of factors determining the vector and speed of development of small business and individual businessmen has not been studied by economic researchers in connection with the development of the Krasnodar Territory. The article solves the scientific problem of low level of knowledge of synergetic effects of economic and non-economic factors for the sector of small and medium business in Krasnodar region. The article comes to the conclusion that the most significant response to the uncertainty factors is the state support, which is used by the small and medium-sized businesses of the Krasnodar Territory. The article will be of interest both to representatives of the scientific community, studying the problems of development of small and medium-sized businesses at the regional level, and to companies of the Krasnodar Territory and other regions, taking into account their own steps to respond to certain external events, which can lead to certain difficulties in their further activity.
Keywords: small and medium-sized business, Krasnodar Territory, uncertainty factor, economy, business, sanctions, pandemic
Введение
Актуальность проблемы. Малые и средние субъекты предпринимательства играют заметную социальную и экономическую роль в обществе и экономике. Несмотря на то, что российский бизнес, в т.ч. малый, в настоящее время по оценкам исследователей, находится в состоянии умеренного восстановления, о чем пишут Голик Е.Н. и Фетисов А.А. [1, с. 30], а также Курегян С.В. и др., которые рассматривали проблему в рамках технологической и экономической неопределенности [2, с 78], в России до сих пор существуют значительные ограничения экономического развития субъектов МСП, что связано с негативными последствиями как пандемии COVID-19, так и санкционного давления со стороны коллективного Запада, что подчеркивается в статье Парасоцкой Н.Н. и Яковлева Н.Д. [3, с. 22].
В этой связи рассматриваемая в данной статье тема является актуальной, поскольку именно сектор МСП (малое и среднее предпринимательство) является тем драйвером развития экономики на региональном уровне, который способен расширить налоговую базу для органов государственной власти, увеличить ассортимент товаров и перечень оказываемых на территории услуг, привлечь дополнительные инвестиции, а в силу этого повысить уровень жизни граждан региона.
Научный пробел - в данном случае состоит в недостаточной разработке темы влияния факторов неопределенности (в т.ч. геополитических и санкционных рисков) на сектор МСП в рамках конкретного региона – Краснодарского края. Учитывая, что Краснодарский край находится близко к границе, где реализуется специальная военная операция и при этом сосредотачивает на себе важные экономические кластеры (в т.ч. портовые и туристические зоны) вопрос создания новых МСП и сохранения устойчивости уже функционирующих структур является важным и не раскрытым в рамках существующего перечня научных исследований.
Цель работы - состоит в определении влияния факторов неопределенности, в т.ч. санкционной политики и пандемии на сектор МСП в Краснодарском крае, с учетом базовых микро и макроэкономических законов и специфических условий функционирования в регионе.
Научная новизна состоит в рассмотрении одновременного влияния экономических и неэкономических факторов на сектор МСП в Краснодарском крае в условиях отсутствия такого анализа у других авторов, изучающих развитие МСП в данном регионе.
Научная гипотеза: состоит в том, что имеющиеся неэкономические факторы комбинируются с экономическими факторами, усиливаются ими и с учетом специфических региональных факторов оказывают существенное воздействие на сектор МСП в Краснодарском крае, что требует реагирования как самих субъектов МСП, так и органов региональной власти.
Основная часть
В Краснодарском крае пандемия сопровождалась снижением активности МСП: снизилось общее количество субъектов МСП в регионе с 266 541 единиц в 2019 г. до 266 405 в 2020 г. со снижением численности работников на 3 780 тыс. чел. Справочно: по состоянию на 10.04.2024 общее количество субъектов МСП составляет 302 946 единиц, со среднесписочной численностью работников 546 766 чел. [4]
Возвращаясь к влиянию пандемии, нужно сказать, что сокращение в крае субъектов МСП в 2020 г. произошло в основном за счет сокращения именно малых предприятий. Многие малые предприятия понесли убытки в период пандемии и были вынуждены прекратить свою деятельность, а их работники трудоустраиваться, в том числе в средние или микропредприятия края.
Среди последствий и причин относительно масштаба проблем для бизнеса в период пандемии, согласно результатам всероссийского оперативного опроса предпринимателей Кубани, проведенного ТПП России, (структура респондентов: 66% - микропредприятия, 29% — МП, 4% — средние предприятия и 1% — крупные) были названы следующие: более 58% респондентов полностью прекратили свою деятельность (в среднем по России этот показатель составлял 46%), у 22% опрошенных предпринимателей доходы упали до 75%, еще у 11% — снизились наполовину. При этом 38% опрошенных сохранили свой персонал за счет собственных средств, вынужденный простой объявили 30%, отправили в отпуск за свой счет — 13%, частично сократили сотрудников — 9%, полностью сократили персонал — 10% респондентов. В качестве основной проблемы опрошенными была названа нехватка средств для оплаты аренды [5]. Названы были также среди проблем: отсутствие возможности воспользоваться государственными мерами поддержки для бизнеса (54%), отсутствие технических возможностей работать удаленно (46%), отсутствие спроса и продаж, потеря клиентов (51%), отсутствие средств для основных платежей — зарплаты, налогов, кредитов, обязательства по договорам перед поставщиками, пополнение оборотных средств (41%) [6, c. 49].
Восстановлению МСП в крае во многом способствовало то, что он, по мнению экспертов, входит в число регионов с благоприятными для развития малого и среднего предпринимательства условиями с точки зрения своего географического расположения и климатических условий [7, c. 67]. Это находит свое подтверждение и в том, что он входит в настоящее время (по состоянию на 10.03.2024 г.), несмотря на последствия пандемии и санкционных ограничений в число ТОП-5 регионов-лидеров РФ по количеству субъектов МСП, занимая четвертое место в указанной пятерке лидеров регионов, значительно, однако уступая лидеру (практически в 3 раза) – г. Москва по этому показателю.
Следует отметить, что в создании и развитии МСП одну из главных ролей играют региональные и муниципальные власти, поскольку именно они, особенно власти регионального уровня, формируют социально-экономический климат в регионе и имеют непосредственную обратную связь с бизнесом. Однако возможности данных уровней власти значительно ограничены, прежде всего, из-за низкой их бюджетной обеспеченности
Рис. 1- Место Краснодарского края в ТОП-5 лидеров-субъектов РФ по количеству МСП в Краснодарском крае по состоянию на 10.03.2024 г.
Источник: Единый реестр субъектов МСП на 10.03.2024, который администрирует Федеральная налоговая служба Российской Федерации [8]
По состоянию на март 2024 г. сегмент малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае характеризуется следующими показателями (Таб. 1).
Таблица 1. – Количество юридических лиц и ИП, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, их среднесписочная численность по малым предприятиям, микро и средним предприятиям в Краснодарском крае по состоянию на 10.03.2024.
Показатели
|
Всего
|
Юридических
лиц.
|
Индив.
предпринииматели
|
Количество
юридических лиц и ИП, сведения о которых содержатся в
Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства
|
300695
|
69680
|
231015
|
Сумма
среднесписочной численности работников МСП
|
547751
|
393
929
|
153
822
|
Имеющие
признак "вновь созданные"
|
61
283
|
8
037
|
53
246
|
Количество
юридических лиц и ИП – малые предприятия
|
7299
|
5609
|
1690
|
Сумма
среднесписочной численности работников МП
|
201486
|
164899
|
36587
|
Имеющие
признак "вновь созданные"
|
0
|
0
|
0
|
Количество
юридических лиц и ИП - микропредприятия
|
292733
|
63470
|
229303
|
Сумма
среднесписочной численности работников микропредприятий
|
280868
|
165590
|
115278
|
Из
них имеющие признак "вновь созданные"
|
61283
|
8037
|
53246
|
Количество
юридических лиц и ИП – средние субъекты предпринимательства (СП)
|
623
|
601
|
22
|
Сумма
среднесписочной численности работников СП
|
65397
|
63440
|
1957
|
Из
них имеющие признак "вновь созданные"
|
0
|
0
|
0
|
Как видно из таблицы, в сфере малого и среднего предпринимательства количественно доминирует индивидуальное предпринимательство -76,8% от общего количества юридических лиц и ИП, учтенных в Едином реестре субъектов МСП на указанную дату по Краснодарскому краю. Наблюдается доминирование ИП и по показателю численности работников среди всех субъектов МСП в этом регионе.
Лидирующее количественное положение в структуре хозяйствующих субъектов МСП принадлежит микропредприятиям, (доля в общем количестве субъектов составляет 97,3%). По численности работающих их доля составляет 51,3%. Средние предприятия в структуре МСП края занимают весьма скромное место – 623 предприятия при общем количестве юридических лиц и ИП в крае равным 300695 единиц [9, с. 187]. Численность работающих в них составляет примерно 12% от общей численности работающих в МСП края. Интерес представляет и такой признак как «из них вновь созданные». Как видно из таблицы, только хозяйствующие субъекты, имеющие статус микропредприятия, создавали новые предприятия в постпандемийный период и в условиях экономических санкций [10, c. 23].
Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время сегмент малого и среднего предпринимательства Краснодарского края в основном представлен малым бизнесом с доминированием в нем микропредприятий и ИП. Сложившаяся структура МСП в крае по статусу (МП, микропредприятия, ИП, СП) во многом объясняется, распределением субъектов МСП по экономическим видам деятельности, в котором весомое место занимает такие виды экономической деятельности как «торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов» (37,9% в общем количестве МСП), «транспортировка и хранение» - 10,5%, «деятельность по операциям с недвижимым имуществом» – 7,0%, «прочие виды деятельности» – 20,9%, для которых характерно оказание услуг [11, c 98].
В то время как по такому виду деятельности, как «Строительство» (при 8,3% МСП в общем их количестве в регионе на ту же дату) такого доминирования индивидуального предпринимательства над организациями не отмечается.
Таблица 2. - Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в строительстве Краснодарского края в 2019 – 2023 гг.
Наименование показателя
|
Год
| ||||
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
2023
| |
Количество юридических лиц, ед.
|
15000
|
13823
|
13192
|
12761
|
12538
|
В % к общему количеству юр. лиц края
|
12,97
|
12,65
|
12,48
|
12,35
|
12,26
|
Количество ИП, чел.
|
15000
|
13502
|
13193
|
14268
|
15948
|
В % к общему количеству ИП в крае
|
6,2
|
6,32
|
6,2
|
6,48
|
6,74
|
На протяжении периода с 2019 по 2021 г. их количества практически были равными и лишь начиная с 2022 года наметилось небольшое превышение ИП над количеством строительных организаций. Однако по доле этого показателя в общем количестве соответственно юр. лиц и ИП в крае количество первых практически вдвое превышает ИП (Таб. 2). Представленные данные позволяют также выявить и такой факт: лишь индивидуальное предпринимательство в строительстве края количественно восстановилось и даже превзошло в 2023 г. показатели предпандемийного, ковидного и санкционного периодов, преодолев негативное воздействие этих факторов и связанных с ними рисков. Юридические лица не смогли и в 2023 г. восстановится и выйти на показатель 2019 г., более того они, начиная с 2020 г., демонстрировали отрицательную динамику роста. Из года в год снижается и их доля в процентах к общему количеству юр. лиц края. Напротив, процент ИП в строительстве к общему количеству ИП в крае почти стабильно растет за исключением 2021г. Таким образом, можно сделать определенный вывод о том, что ИП как организационно-правовая форма, используемая для организации предпринимательской деятельности в строительстве данного региона, проявила себя под воздействием этих факторов как более адаптивная, имеющая более высокий восстановительный потенциал по сравнению с разнообразными формами, в которых могут осуществлять свою деятельность юридические лица.
По данным выборочного обследования деловой активности строительных организаций края, проведенного в IV квартале 2021 года, факторами, сдерживающими деятельность строительных организаций в IV квартале 2021 года, были: недостаток заказов на работы (31%), высокий уровень налогов, высокий процент коммерческого кредита и высокая стоимость материалов, конструкций и изделий (по 28%), недостаток квалифицированных рабочих (24%), другое (13%), неплатежеспособность заказчиков и конкуренция со стороны других строительных фирм (по 11%), недостаток финансирования (8%), погодные условия (6%), нехватка и изношенность строительных машин и механизмов, недостаток материалов (по 1%) [13].
Краснодарский край традиционно входит, как указывалось, в число лидеров по уровню развития малого и среднего предпринимательства. Помимо преимуществ своего географического расположения и климатических условий свою роль сыграло и то, что развитие малого бизнеса является одним из приоритетных направлений работы региональной власти. Меры поддержки малого предпринимательства в Краснодарском крае делятся по видам на финансовую и имущественную помощь, поручительства и консультационную помощь [14, c. 133]. Оказываются эти виды помощи органами разных уровней власти края: краевыми и муниципальными.
К финансовой помощи субъектам МСП, прежде всего, следует отнести введенные Законом Краснодарского края от 06.07.2022 N 4724-КЗ на кризисный период с 01.01.2022 по 31.12.2024 для налогоплательщиков - юридических лиц и ИП, включенных в единый реестр субъектов МСП, пониженные размеры налоговых ставок налога по УСН: 1%, если объектом налогообложения являются доходы (при предельном размере ставки по этому объекту в НК РФ – 6%); 5%, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов (при предельном размере ставки по этому объекту в НК РФ – 15%) [15, c. 56].
Краевые органы власти с учетом меняющихся условий актуализируют меры поддержки МСП на Кубани [16, c. 260]. В настоящее время в Краснодарском крае осуществляется инфраструктурная поддержка субъектов МСП через: Фонд микрофинансирования; Центр экспорта; Агентство по привлечению инвестиций; Фонд развития инноваций; Фонд развития бизнеса (с центрами «Мой бизнес», коворкинг -центр) [17, c. 99].
Данные о результатах деятельности указанных институтов поддержки субъектов МСП в Краснодарском крае за период с 2019 по 2022 гг., то есть в условиях ковидных и санкционных ограничений, представлены в таблице 3.
Таблица 3. – Количество мероприятий и объемы оказания помощи субъектам МСП Краснодарского края за период с 2019 и 2022 гг.
Наименование
фонда и показатели мероприятий
|
|
Годы
| ||||
2019
|
2020
|
2021
|
2022
| |||
Фонд
микрокредитования
Выдано микрозаймов, ед. | ||||||
627
|
1310
|
1060
|
800
| |||
Объем,
выданных займов, млн.руб
|
1292,3
|
1944.8
|
2163,5
|
1 973,1
| ||
Фонд развития
бизнеса
Выдача поручительств, ед | ||||||
165
|
217
|
284
|
302
| |||
Общая сумма
поручительств, млн.руб.
|
1063,8
|
1565,5
|
1842,4
|
1 973,1
| ||
Объем
кредитов, предоставленных под поручительства, млн.руб.
|
2283,3
|
3899,8
|
4813,5
|
3973,2
| ||
Центр
поддержки экспорта
Количество субъектов МСП, получивших поддержку, ед |
371 |
459 |
523 |
409 | ||
Количество
оказанных услуг, ед.
|
849
|
944
|
2204
|
2001
| ||
Фонд
развития инноваций
Консультирование, сопровождение Содействие в привлечении финансирования Акселераторы и хакатоны |
|
|
|
| ||
Из таблицы видно, что субъекты МСП наиболее активно обращались в указанные институты поддержки в 2020 г., то есть с начала действия пандемии: количество обращений и выдача микрозаймов увеличились вдвое по сравнению с 2019 г., вырос и объем кредитов, предоставленных под поручительства. Однако, если сравнивать количество обратившихся за финансовой поддержкой субъектов МСП [19, c. 90] с их общим количеством, числившихся в Едином реестре на 2020 г (266405 ед.) степень доступности такой поддержки оценивается нами низко [20, c. 21]. С 2021 г. эта форма поддержки стала сокращаться по количеств обращений, но вырос средний объем микрозаймов в расчете на одно обращение. Вырос также такой вид помощи как поручительство и по общей сумме поручительств и по объему выданных кредитов под поручительство.
Заключение
Таким образом, большинство предприятий сектора МСП за рассматриваемый период испытывали трудности в поддержании финансовой и экономической устойчивости. Часть из них прибегала к помощи институтов поддержки, созданных в крае. Достаточно активно с начала пандемии и в 2021 г. субъекты малого и среднего предпринимательства прибегали к помощи Фонда микрокредитования и Фонда развития для получения кредитов под поручительства. При этом, достаточно большое количество субъектов малого и среднего предпринимательства старались самостоятельно решить возникающие проблемы за счет других дополнительных заемных источников или путем сокращения деловой активности и снижения налоговой базы. Возросло в пандемийный период и количество субъектов МСП, получивших поддержку в Центре поддержки экспорта. В определенной степени эти меры сыграли свою роль в смягчении негативного влияния рассмотренных факторов, но степень охвата ими субъектов МСП края явно недостаточна. Учитывая в настоящее время высокий уровень процентных ставок и продолжающее санкционное давление, сектору МСП в Краснодарском крае все еще затруднительно проводить наращивание бизнеса и его модернизацию, а также реализовывать новые бизнес-стратегии, нацеленные на рост. Все это требует дополнительного проведения поддерживающих шагов со стороны региональных властей, в т.ч. по снижению цен на стоимость материалов, конструкций и изделий, недостаток квалифицированных рабочих, снижения региональной налоговой нагрузки на МСП.
References:
Balashova I.V., Tereschenko T.A. (2022). Podderzhka malogo i srednego biznesa Krasnodarskogo kraya [Support for small and medium-sized businesses in the Krasnodar territory]. Scientific Herald: finance, banks, investments. (1). 187-200. (in Russian).
Gazzaev D.F., Alekseenko A.G. (2022). Regulirovanie razvitiya malogo i srednego predprinimatelstva v Krasnodarskom krae [Regulation of the development of small and medium-sized enterprises in the Krasnodar Territory] Economics and management through the eyes of young researchers. 67-70. (in Russian).
Golik E. N., Fetisov A. A. (2024). Otsenka sovremennogo sostoyaniya malogo i srednego predprinimatelstva v Rossii i perspektivy ego dalneyshego razvitiya [Assessment of the current state of small and medium-sized entrepreneurship in Russia and prospects for its further development]. Science and education: economy and entrepreneurship; law and management. (1). 30-36. (in Russian).
Guretskiy M.A. (2022). Skhema gosudarstvennoy podderzhki subektov malogo i srednego predprinimatelstva v Krasnodarskom krae [The scheme of state support for small and medium-sized businesses in the Krasnodar Territory] Sustainability and transformation of the development of economic processes. 56-62. (in Russian).
Kuregyan S.V., Dorzh T., Avirmed D., Meleshko Yu.V., Skoraya K.V. (2023). Vneshnie i vnutrennie faktory, opredelyayushchie sostoyanie i razvitie malogo i srednego predprinimatelstva v usloviyakh globalnoy tekhnologicheskoy i ekonomicheskoy neopredelennosti [External and internal factors determining the state and development of small and medium business in the conditions of global technological and economic uncertainty]. Ekonomicheskaya nauka segodnya. (18). 78-87. (in Russian). doi: 10.21122/2309-6667-2023-18-78-87.
Nasybulina V.P., Dzhindzholiya L.G. (2020). Podderzhka malogo i srednego biznesa v Rossii i Krasnodarskom krae v 2020 godu [Support for small and medium-sized businesses in Russia and the Krasnodar territory in 2020]. Services: innovation and quality. (50). 90-103. (in Russian).
Parasotskaya N.N., Yakovlev N.D. (2019). Optimizatsiya nalogovoy nagruzki malyh predpriyatiy sfery zdravookhraneniya posredstvom vybora optimalnogo rezhima nalogooblozheniya [Optimization of the tax burden of small enterprises in the health sector by choosing the optimal tax regime]. Bukhuchet v zdravookhranenii. (10). 22-23. (in Russian).
Parasotskaya N.N., Yakovlev N.D. (2020). Osobennosti regulirovaniya territorialnyh proportsiy sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya cherez sferu gosudarstvennyh finansov kak strategicheskiy aspekt byudzhetno-nalogovoy politiki [Features of regulation of territorial proportions of social and economic development through the sphere of public finance as a strategic aspect of budget and tax policy]. Economy. Taxes. Law. 13 (1). 99-107. (in Russian). doi: 10.26794/1999-849X-2020-13-1-99-107.
Seraya N.N., Kolodiev D.A. (2021). Analiz urovnya investitsionnoy privlekatelnosti Krasnodarskogo kraya [Analysis of the level of investment attractiveness of the krasnodar territory]. Vestnik Akademii znaniy. (4). 260-262. (in Russian). doi: 10.24412/2304-6139-2021-11370.
Vilenskiy A.V. (2020). Prostranstvennyy aspekt koronavirusnogo krizisnogo razvitiya rossiyskogo malogo i srednego predprinimatelstva [Spatial aspect of the coronavirus crisis development of russian small and medium-sized businesses]. Problems of Territory’s Development. (5). 21-33. (in Russian). doi: 10.15838/ptd.2020.5.109.2.
Vorobey E.K. (2021). Sistema gosudarstvennoy podderzhki subektov malogo i srednego predprinimatelstva sfery rekreatsii i turizma v usloviyakh novoy realnosti (na primere Krasnodarskogo kraya) [The system of state support for small and medium-sized businesses in the field of recreation and tourism in the new reality (on the example of the krasnodar territory)]. Vestnik evraziyskoy nauki. 13 (1). 23. (in Russian).
Yakovlev N.D. (2023). Informatsionnoe obespechenie prognozirovaniya finansovo-ekonomicheskikh pokazateley v sfere upravleniya obshchestvennymi finansami [Information support for forecasting financial and economic indicators in the field of public finance management]. Financial life. (4). 98-101. (in Russian).
Zabolotskaya V.V., Akinshina V.A. (2021). Analiz i prognozirovanie razvitiya malogo i srednego biznesa Krasnodarskogo kraya s primeneniem regressionnogo i neyrosetevogo modelirovaniya [Analysis and forecasting of the development of small and medium-sized businesses in the krasnodar region using regression and neural508 network modeling]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (8). 508-515. (in Russian). doi: 10.34925/EIP.2021.133.8.097.
Zabolotskaya V.V., Foschan G.I., Shakirova T.S. (2021). Otsenka effektivnosti regionalnoy finansovoy podderzhki i prognozirovanie zanyatosti v sektore malogo i srednego biznesa Krasnodarskogo kraya [The efficiency of regional financial support estimation and the employment forecasting in the sector of small and medium-sized businesses of the Krasnodar krai]. Economics: theory and practice. (2). 48-60. (in Russian). doi: 10.31429/2224042X_2021_62_48.
Страница обновлена: 16.04.2025 в 14:28:23