Russia's foreign trade: problem analysis and solutions

Koshman V.V.1, Zimovets A.V.1, Khanina A.V.2
1 Таганрогский институт управления и экономики
2 Южный федеральный университет

Journal paper

Economic security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 7, Number 4 (April 2024)

Citation:

Abstract:
The article is devoted to the study of the impact of economic sanctions on the dynamics of exports and imports of Russian products. The study is based on official statistical data and forecasts of analysts of the Central Bank of the Russian Federation and the Ministry of Economic Development. The influence of the dynamics of the trade balance on the main indicators characterizing the socio-economic development of the state is justified. The article shows that recently the dynamics of exports and imports in Russia depends on the influence of external factors, which makes it difficult to predict. Nevertheless, it is concluded that the Russian economy still has a certain "safety margin" that allows it to maintain a positive trade balance. Taking into account the existing difficulties in the development of the Russian economy in the current period, the authors propose recommendations on ensuring Russia's foreign trade policy and a stable positive foreign trade balance in order to stimulate further growth of international trade.

Keywords: exports and imports, trade balance, economic security, sanctions, support for exporters

JEL-classification: F52, H56, H12



Введение. Внешняя торговля играет ключевую роль в экономике практически любого государства. Именно внешнеторговая деятельность определяет экономический и политический вес государства на мировой арене [15]. Однако, на пути к успешному развитию экспорта и импорта возникают различные проблемы, требующие комплексного анализа и поиска эффективных решений.

Сегодняшнюю внешнеэкономическую деятельность Российской Федерации сложно считать высокоэффективной и легко прогнозируемой: на экспортно-импортные отношения серьезное влияние оказывают санкции «недружественных стран», ограничивающие как поставки собственных товаров на территорию России, так и вводящие эмбарго на приобретение товаров российского производства.

Несмотря на прилагаемые западными странами и США усилия, полностью изолировать Россию от внешнего рынка, вряд ли получится. Во-первых – в мире достаточно стран, которые поддерживают политику России, а во- вторых – некоторое категории товаров, которые производятся в нашем государстве и направляются на экспорт – имеют уникальные потребительские характеристики, и их зарубежные потребители, либо не смогут от них полностью отказаться, либо полный отказ от их приобретения нанесет непоправимый экономический ущерб самому «отказнику».

Актуальность темы настоящего исследования объясняется необходимостью осмысления и анализа текущего состояния международной торговли России в контексте современных глобальных вызовов. Анализ проблем в области внешней торговли и поиск решений – важны не только для экономического развития страны, но и для обеспечения ее устойчивости и конкурентоспособности на мировой арене. Выявление и актуализация проблем, с которыми сталкиваются российские экспортеры и импортеры, должно способствовать разработке эффективных стратегий развития внешнеэкономической деятельности России.

Изученность проблемы. Потенциал и современные направления роста отечественной экономики исследуются в работах таких авторов, как Дробот Е.В. [5], Климачев Т.Д. [9], Мартынов М.Х. [14], Петренко Т.В. [17], Тимофеев И.Н. [21] и др., однако мало кто из авторов в текущий момент времени делает реальные предложения по обеспечению высокого уровня отечественного производства технологически-сложной продукции и повышения конкурентоспособности российских товаров на зарубежных рынках: значительное количество публикаций направлено лишь на оценку текущей ситуации и анализ ее последствий.

Цель исследования заключается в выявлении основных проблем, с которыми сталкивается внешняя торговля России, и выработке конкретных предложений, способствующих стимулированию развития и поддержке внешнеэкономической деятельности страны.

Гипотеза исследования состоит в том, что нынешняя внешнеторговая деятельность России осложнена санкционным давлением со стороны США и «недружественных» западных стран, в связи с чем, является слабо прогнозируемой. Однако, выработка и реализация на уровне государства механизмов поддержки экспорта и импорта, а также улучшение логистической инфраструктуры на азиатской части нашего государства – способны содействовать устойчивому росту внешней торговли и повышению конкурентоспособности России на мировом рынке.

При проведении исследования использовались следующие научные методы: метод сравнения, метод изучения информационных материалов, метод статистического анализа, графический метод.

Научная новизна работы заключается в комплексном подходе к анализу проблем и поиску решений в сфере внешней торговли России. Путем изучения актуальных проблем и выработки конкретных рекомендаций, авторы статьи стремятся внести вклад в развитие научного обсуждения вопросов внешнеэкономической деятельности страны, и предложить практические решения, способствующие улучшению ситуации в данной области.

Внешняя торговля России: оценка текущей ситуации. Торговые отношения между странами имеют долгую историю. В качестве одного из наиболее ранних примеров устойчивых торговых отношений можно привести античный Средиземноморский регион, в пределах которого города-полисы осуществляли торговые отношения на основании заключаемых сторонами соглашений и договоренностей. В средние века, возможности осуществления торговли с сопредельными государствами сыграли ключевую роль в формировании торговых гильдий, а также способствовали налаживанию и расширению торговых отношений между Европой, Азией и Африкой.

В конце XVIII – начале XIX века международная торговля стала одним из основных принципов экономической мысли меркантилистов, господствовавших в то время [17]. Идеи классической экономической мысли, представленные Адамом Смитом, поддерживали свободную торговлю как способ стимулирования экономического роста и процветания.

С усилением мировой глобализации в XX-XXI веках и становлением многосторонних организаций, таких как Всемирная торговая организация, международная торговля стала одним из ключевых факторов развития современной мировой экономики [10]. И даже, несмотря на порой справедливую критику свободной международной торговли, нельзя не согласиться, что её поддержка остается ключевым элементом, способствующим мировому экономическому росту и процветанию.

Современная экономика Российской Федерации, как и экономика практически всех остальных стран мира, ориентирована на развитие торговых отношений с зарубежными партнерами. Участие России в международной торговле позволяет ей получать следующие преимущества:

– доступ к более широкому спектру рынков для размещения своих товаров и услуг;

– извлекать выгоду из доступности различных товаров и услуг, происходящих из других стран;

– участие России в международных организациях типа Всемирной торговой организации (ВТО) способствует повышению её имиджа, как предсказуемого и надежного участника международной торговли [13], что в свою очередь, позволяет привлекать иностранные инвестиции на более выгодных условиях.

К сожалению, беспрецедентное количество (по состоянию на конец 2023 года – более 18,7 тысяч [4]) экономических санкций, введенных «недружественными странами» из-за проведения Россией Специальной Военной Операции (СВО), серьезнейшим образом влияет на её торговые и финансовые потоки. Всестороннее изучение таких обстоятельств и тенденций, должно помочь России адаптировать свои торговые стратегии и минимизировать потери.

Многими экспертами, в качестве основных показателей, характеризующих развитие социально-экономической среды государства, указываются:

– динамика ВВП;

– ключевая ставка Банка России;

– реальная заработная плата;

– темпы инфляции;

– курс рубля;

– показатели фондового рынка;

– динамика добычи, реализации и цен на нефтегазовые ресурсы и т.д.

Однако, ключевым показателем, следует все же признать динамику экспорта и импорта продукции (для России, во многом связанной с динамикой экспорта нефтегазовой продукции [14]), ибо именно они оказывают существенное воздействие практически на все вышеперечисленные показатели (рис. 1)

Рисунок 1. Влияние экспорта и импорта на основные социально-экономические

показатели

Источник: составлено авторами.

Очевидным становится, что точность прогноза объемов экспорта и импорта (а также торгового и платежного балансов) имеет важное значение для экономики России, в частности [19]:

– прогнозирование экспорта и импорта позволяет определить стратегию торговой политики России [6];

– знание ожидаемого объема экспорта и импорта важно для обеспечения устойчивости внешнеэкономических показателей страны;

– прогнозирование экспорта и импорта помогает инвесторам принимать обоснованные решения о вложении средств в те или иные сферы промышленного производства;

– наконец, эти прогнозные данные, позволяют оценить влияние внешней торговли на макроэкономические показатели, такие как валютный курс, инфляция, уровень занятости и т.д.

Итак, прогнозирование объемов и структуры экспорта и импорта играет ключевую роль в обеспечении устойчивого развития экономики России.

К сожалению, объемы внешней торговли, в последние годы, под воздействием внешних факторов, становятся все менее предсказуемыми (рис. 2)

Рисунок 2. Динамика объемов российского экспорта и импорта

Источник: составлено авторами по данным [3; 16].

Как видно из отображенных выше статистических данных, объемы отечественного экспорта стабильно (в среднем – в 1,5-2,0 раза) превышают объемы импорта, однако в последние годы динамика торговли (особенно экспорта) становится нестабильной. В частности, практически двукратное падение экспортной выручки в 2015-2016 гг. (по сравнению с 2011-2014 гг.) было обусловлено санкциями за вхождение полуострова Крым в состав России и низкими ценами на нефть и газ; снижение торговли 2020 г. было вызвано пандемией COVID-19, а спад выручки от экспорта в 2023 г. был детерминирован установлением «потолка цен» на российскую нефть. В свою очередь, рекордная выручка от экспорта продукции в 2022 г. была предопределена ажиотажным спросом на нефть и газ со стороны европейских покупателей. Однако предсказать дальнейшую динамику объемов внешнеторговой деятельности российских предприятий является крайне затруднительно не только из-за отсутствия четких прогнозов о возможном времени окончания проводимой Россией СВО, но и из-за того, что в ближайшие годы (если не десятилетия) санкции с России, скорее всего, сняты не будут [7]. Более того, наиболее вероятным является прогноз усиления санкционного давления на экономику и промышленность России.

Динамика импорта продукции чуть более стабильна, во многом благодаря реализованной государством политики «параллельного импорта» и переориентации торговых потоков на страны Азии. Однако, и здесь позиция не самая стабильная: даже те страны, которые демонстрируют лояльность по отношению к России (в т.ч. Китай и Индия) не спешат становиться странами-транзитёрами, из-за опасения санкций в отношении уже их экономики, а те страны, которые готовы поддерживать Россию, несмотря на все обстоятельства (в т.ч. Беларусь, Иран и Северная Корея), либо не имеют соответствующего экономического и производственного потенциала, либо сами уже находятся под санкционным давлением.

В рамках противодействия санкционному давлению, правительство России реализовало ряд мер, ориентированных на поддержание стабильности экономики, в т. ч.:

– с марта 2022 года, все расчеты с кредиторами из «недружественных стран» осуществляются исключительно в российских рублях. Аналогичные действия были предприняты в отношении поставок российского газа в «недружественные страны»;

– примерно с этого же времени ограничен либо полностью запрещен вывоз из страны отдельных категорий продукции и сырья (в т.ч. лесоматериалов, металлокерамики, вольфрама и т.д.), а также – товаров «двойного назначения (в т.ч. таких как вертолеты, грузовая автомобильная техника, приборы ночного видения и т.д.);

– с мая 2022 года действует Указ Президента РФ о контрсанкциях, в соответствие с которым, Россия ввела ответные санкции в отношении десятков юридических лиц из европейских стран и США;

– в августе 2022 года был подписан Указ о применении специальных экономических мер в финансовой и топливно-энергетической сферах. В результате, под запретом оказались любые сделки, которые меняют структуру владения российскими компаниями, их уставный капитал и сложившийся порядок реализации инвестиционных проектов;

– в декабре 2022 года, был реализован комплекс мер, направленных на противодействие нефтяному эмбарго, введенному западными странами в отношении российской нефти. В результате, поставки российской нефти и нефтепродуктов не могут быть осуществлены, если в соответствующих контрактах прямо или косвенно предусматривается использование механизма фиксации предельной цены на продукцию;

– практически сразу же с начала санкционного давления на Россию, правительство страны легализовало ввоз в страну востребованных оригинальных товаров иностранного производства без согласия правообладателей. В перечень таких товаров вошли автомобильные комплектующие, одежда и косметика, техника и смартфоны и т.д. А спустя несколько месяцев, перечень был пополнен и результатами интеллектуальной деятельности, выраженных в конкретных товарах.

Как представляется авторам, именно последние из упомянутых мер, оказались наиболее важными для конечного потребителя зарубежных товаров и услуг. По словам первого вице-премьера России, Андрея Белоусова, за 2022-2023 годы, в Россию по параллельному импорту ввезли товаров на сумму более 70 млрд. руб. [2], что составляет около 12,96% от всего импорта России за эти два года.

К числу основных стран, с которыми Россия взаимодействует в рамках реализации стратегии «параллельного импорта», являются:

1. Китай – являющийся, пожалуй, наиболее важным торговым партнером России на сегодняшний день. Только по результатам 2022 года, из Китая в Россию было поставлено продукции на сумму около 76 млрд. долл. США, что составляет около трети всего российского импорта. Именно из Китая в Россию сегодня поставляется значительное количество техники и электроники [5].

2. Белоруссия – данная страна, на сегодняшний день, является, пожалуй, самым близким «другом» России. Санкции, введенные Евросоюзом в отношении этой страны за пару лет, оказались не столь существенными, а пролегающие через Республику Беларусь транспортные коридоры, в нынешних условиях, позволяют государству быть чуть ли не единственным транзитером между Европой с одной стороны, и Россией, и странами Азии – с другой стороны.

3. Турция – данное государство, входя в топ-20 ведущих экономик мира, является еще одним значимым связующим звеном между Европой и Россией. Так же стоит отметить, что Турция не просто удобна с точки зрения складской инфраструктуры и логистики, но и имеет соответствующий опыт экспорта «запрещенных» товаров из Европы в Иран. Существенным фактом является и то, что политика Турции на сегодняшний день является независимой от западных стран, и, как минимум, относительно нейтральной по отношению к России

4. Казахстан – страна, которая входит в Евразийский таможенный союз, и, казалось бы, могла являться удобным партнером России в реализации стратегии параллельного импорта [11]. Однако, в настоящее время США оказывают на страну серьезное давление, задействовав электронную систему учета перемещаемой через таможенную границу продукции, что в теории должно блокировать схемы обхода санкций с помощью посредников из Казахстана.

5. ОАЭ – так же являются для России важным каналом поставок электроники из Японии и США.

По оценкам экспертов, параллельный импорт в ближайшие годы может составлять до 30–40% импорта России, а еще столько же будет покрываться аналогами из Китая и Турции. Однако, данные прогнозы нельзя признать надежными, так как макроэкономическая ситуация меняется очень быстро. В результате, многие прогнозы экспертов (в т.ч. со стороны Минэкономразвития, ВЭБ, ЦБ РФ и т.д.) по внешней торговле России являются весьма осторожными. На среднесрочную перспективу в 2024-2027 годов в лучшем случае, следует ожидать лишь небольшого роста отечественного экспорта (в размере около 2-3% годовых), а при усилении санкционного давления – даже его существенного снижения. Что касается импорта продукции, то он будет расти (по разным прогнозам – от 3-5 до 30% в год, и в основном за счет схем параллельного импорта), особенно по группе высокотехнологичной продукции, по значительной части которой российская экономика, в силу различного рода обстоятельств, пока еще не может реализовать программу импортозамещения. Однако, несмотря на все сложности, сальдо торгового баланса в ближайшей перспективе все еще останется положительным, а, значит, все изменения в товаропотоках не должны оказать существенного влияния на динамику отечественного ВВП, уровень инфляции и стабильность российского рубля. Тем не менее, нельзя забывать и того, что в нынешних условиях, экономика России испытывает влияние и иных факторов, способных оказать существенное влияние на макроэкономическую и политическую стабильность нашего государства. А, значит, необходима разработка долгосрочной программы стабилизации и наращивания внешнеторгового оборота России.

Разработка рекомендаций по повышению экспорта Российской продукции на внешние рынки. Как показывает анализ, принимаемые Россией меры по противодействию санкционной политике Евросоюза и США носят, в основном, ответный характер. В итоге, принимаемые меры позволяют минимизировать негативный эффект, однако для победы в санкционной войне, требуется более конкретный план действий [20]. И тут нельзя не согласиться с мнением кандидата политических наук, генерального директора Российского совета по международным делам И.Н.Тимофеева, который еще в 2018 году утверждал, что «стратегия по противодействию санкциям должна отталкиваться от целостной картины, происходящих в мире процессов, роли и места в них России, а также понимания причин, которые стоят за использованием санкций. Если сводить противодействие санкциям к чисто техническим мерам (квоты, тарифы, барьеры, запреты), то она неизбежно будет носить реактивный характер».

Текущая ситуация такова, что Россия вынуждена искать баланс между самодостаточностью её экономики и интеграцией в мировую торговую систему. Очевидно, что Россия сегодня, в отличие от СССР, глубоко интегрирована в мировую экономику, и чего следует, что обеспечить самостоятельно потребность во всех необходимых товарах и услугах – не способна. Поэтому, эффективной стратегией долгосрочного характера является выстраивание самодостаточной отечественной экономики и промышленности, обладающих значительным запасом прочности. И действительно, отвечать на санкции США собственными контрсанкциями малопродуктивно: американская экономика, во-первых, мало связана с экономикой России, а во-вторых, промышленность США во многих отраслях обладает большим производственным и инновационным потенциалом. В связи с чем, запрет на реализацию отдельных категорий российских товаров в адрес США, вряд ли даст заметный эффект. Более того, санкции США базируются на доминировании доллара США, противопоставить которому России (как, впрочем, и большинству других стран) пока еще удаётся [12]. Поэтому, единственной возможностью противодействия, оказываемому финансовому давлению должно стать скорейшее создание коалиции экономик, заинтересованных в альтернативных международных платежных систем. Одним из вариантов создания такой коалиции, являются планы БРИКС по формированию внутренней валюты [1]. К сожалению, планы пока остаются планами: в прошедшем 2023 году – саммите стран БРИКС, обсуждение возможности создания единой валюты – не проводилось.

Еще одним инструментом – противостояния санкционной политики стран запада должна являться диверсификация международных торговых связей России. Решение данной задачи также должно быть комплексным (рис. 3).

Рисунок 3. Комплекс мер по развитию и диверсификации международных

торговых связей РФ

Источник: составлено авторами.

Представляется, что наиболее эффективными мерами из вышеотмеченных, способные принести наиболее быстрый эффект, являются развитие экспортных программ и поддержка предпринимательства.

Для стимулирования и развития российского экспорта рекомендуется предпринять следующие меры:

1. Вполне очевидным является то, что эволюция современной социально-экономической системы связана с поступательным внедрением новых технологий в производственные процессы [18]. В связи с этим, предлагается стимулировать производство той отечественной продукции, которая будет конкурентоспособной и востребованной на зарубежных рынках. Причем, это должна быть продукция с высокой долей добавленной стоимости, не являющаяся энергоресурсом. Примером такой продукции может являться продукция сельского хозяйства, тяжелой промышленности и ВПК, медицинские товары, результаты интеллектуальной деятельности IT-компаний [8; 9] и т.д.

2. Необходимо на государственном уровне выявлять потенциальные целевые рынки для экспорта производимой отечественными предприятиями продукции, и ежемесячно публиковать отчеты об исследованиях тенденций мировых рынков, о спросе на товары и услуги, по которым Россия может составить конкуренцию на иностранном рынке. Заниматься этой работой на федеральном уровне может министерство экономического развития РФ, а на локальном – торгово-промышленные палаты.

3. Целесообразно в более большем объёме предоставлять финансовую и консультационную поддержку отечественным экспортерам, помогать с оформлением документов и сертификацией продукции [22]. Ответственными за это структурами могут быть торгово-промышленные палаты и центры поддержки предпринимательства, например, «Мой бизнес» и др.

4. Следует инвестировать денежные средства в развитие логистики, в т.ч. в строительство новых транспортных хабов, связывающих Россию с ее партнерами. Особое внимание следует уделить строительству новых автомобильных и железнодорожных дорог, соединяющих РФ с Китаем и Северной Кореей. По мере достижения целей СВО, следует уделить особое внимание развитию инфраструктуры портовых городов «новых территорий» – Мариуполя, Бердянска и Херсона.

Что касается поддержки бизнеса, то тут целесообразна реализация следующих мер:

1. Должна быть пересмотрена практика нулевой ставки НДС при экспорте за пределы таможенной территории любой продукции. Нулевая ставка НДС не должна распространяться на поставщиков сырья и энергоресурсов, а только экспортеров, реализующих продукцию со степенью переработки не менее 50%.

2. Каждому отечественному экспортеру, следует обеспечить возможность полной поддержки иностранного покупателя на всех этапах использования продукции, помнить при этом, что один отрицательный отзыв о продукции будет стоить не менее десятка положительных отзывов.

3. Во внешнеторговых контрактах следует указывать, что товар является «полностью произведенным в России, но учитывает иностранные требования к продукции».

4. На региональном уровне следует учредить комиссии, которые будут производить оценку предприятия перед выпуском его продукции на зарубежный рынок, и в случае предъявления к поставке продукции претензий о несоответствии её определенным критериям, накладывать на нее эмбарго. Аналогичные комиссии следует создать для проверки качества продукции, поступающей на внутренний рынок, чтобы качественная продукция не только экспортировалась за рубеж, но и доходила до российского покупателя.

Предполагается, что даже в текущих, не самых простых условиях хозяйствования, предложенный выше комплекс мер, поможет увеличить объемы экспорта России, развить международные торговые отношения с лояльными партнерами, и получить стабильное положительное сальдо внешнеторгового баланса.

Заключение

Материалы проведенного исследования, лишь в очередной раз подтвердили то, что современная Россия является достаточно сильно интегрированной в мировую экономику. С одной стороны, это позволяет оптимизировать производство, сосредотачиваясь на тех товарах, работах и услугах, которые получается дешевле производить на территории РФ и экспортировать их зарубежным партнерам. С другой стороны, Россия последние десятилетия не уделяла должного внимания развитию целого ряда отраслей, в т.ч. таких как микроэлектроника, автомобилестроение, иная наукоемкая промышленность. В результате, вводимые на протяжении последних лет санкции «недружественных стран», не могли не оказать воздействие на динамику и структуру внешней торговли РФ. Предпринимаемые правительством меры по снижению негативного воздействия санкций (в т.ч. переориентация товарных потоков с Запада на Восток и реализация схем «параллельного импорта») частично решили проблему импорта, и он остался практически на до санкционном уровне. Однако ограничения на экспорт российских энергоресурсов (как прямые, так и косвенные, реализуемые путем установления верхней предельной цены) обусловили слабую прогнозируемость объемов экспортных поступлений в бюджет России. На сегодняшний день торговое сальдо остается положительным, что во многом способствует стабилизации курсу национальной российской валюты, и препятствует чрезмерному разгону инфляции и т.д. Однако тот факт, что страны Евросоюза и США с частой переодичностью заявляют о введении очередных санкций против России, делает ситуацию все более напряженной. Не улучшает ситуацию и то, что даже лояльные к России страны (Китай, Индия), опасаясь вторичных санкций, уже по отношению к их экономике, не всегда готовы (по крайней мере – в открытую) становиться посредниками в реализации все тех же схем «параллельного импорта». А некоторые партнеры даже стремятся на этом реализовать свои собственные интересы. В частности, правительство Китая достаточно прозрачно намекает, что готовы будут приобретать российский газ с использованием газопровода «Сила Сибири-2», только в том случае, если Россия построит всю инфраструктуру исключительно за свой счет.

В сложившихся обстоятельствах, Россия просто обязана в кратчайшие сроки реализовать пакет мер, направленных как на поддержку собственного производства высокотехнологичной продукции, так и продолжать развивать свою экспортную деятельность. Для этого, авторами был предложен целый ряд инструментов, как тактического, так и стратегического характера, реализация которых будет способствовать росту российского экспорта промышленной продукции, и, соответственно, увеличению конкурентного потенциала государства на международном рынке товаров.


References:

Karavaeva I.V., Lev M.Yu. (2023). Ekonomicheskaya bezopasnost: tekhnologicheskiy suverenitet v sisteme ekonomicheskoy bezopasnosti v sovremennoy Rossii [Economic security: technological sovereignty in the economic security system in modern Russia]. Economic security. 6 (3). 905-924. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.6.3.118475.

Leschenko Yu.G. (2022). Analiz chlenstva v mezhdunarodnyh finansovo-ekonomicheskikh organizatsiyakh s pozitsii ukrepleniya ekonomicheskoy bezopasnosti gosudarstva [Analysis of membership in international financial and economic organizations from the standpoint of strengthening the economic security of the state]. Economic security. 5 (3). 853-870. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.5.3.114900.

Leschenko Yu.G., Khazaliya I.D. (2021). Valyutnaya stoimost amerikanskogo dollara kak klyuchevoy faktor obespecheniya natsionalnoy bezopasnosti SShA [The currency value of the US dollar as a key factor in ensuring the national security of the United States]. Economic security. 4 (2). 291-308. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.4.2.111881.

Lev M.Yu., Medvedeva M.B., Leschenko Yu.G. (2022). Evolyutsiya globalnogo upravleniya ekonomicheskimi protsessami v kontekste mezhdunarodnyh organizatsiy s pozitsii natsionalnoy bezopasnosti [The evolution of global economic governance in the context of international organisations from a national security perspective]. Economic security. 5 (4). 1583-1614. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.5.4.115231.

Lev M.Yu., Medvedeva M.B., Leschenko Yu.G. (2023). Otsenka ekonomicheskoy bezopasnosti torgovyh otnosheniy SShA so stranami EAES v usloviyakh sanktsiy [Assessment of the economic security of US trade relations with the EAEU countries under sanctions]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (10). 4523-4546. (in Russian). doi: 10.18334/epp.13.10.119215.

Martynov M.Kh., Zimovets A.V. (2023). Analiz roli neftegazovyh dokhodov v obespechenii ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii [The role of oil and gas revenues in ensuring russia's economic security]. Economic security. 6 (4). 1283-1300. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.6.4.119311.

Medvedeva M.B., Lev M.Yu., Leschenko Yu.G. (2023). Torgovo-ekonomicheskie sanktsii v otnoshenii Rossii i ikh sovmestimost s pravom VTO: stsenarii obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti gosudarstva [Trade and economic sanctions against Russia and their compatibility with WTO law: scenarios for ensuring the economic security of the state]. Economic security. 6 (4). 1561-1590. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.6.4.119262.

Petrenko T.V. (2022). Izmenenie paradigmy ekonomicheskoy nauki v usloviyakh innovatsionnogo razvitiya [Changing the paradigm of economics in the context of innovative development]. Russian Journal of Economics. (1). 26-39. (in Russian). doi: 10.21202/2782-2923.2022.1.26-39.

Petrenko T.V. (2023). Sistemnyy podkhod k opredeleniyu trudovoy kon-vergentsii v tsifrovoy ekonomike [A systematic approach to the definition of labor convergence in the digital economy] Modernization of Russian society and education: new economic guidelines, management strategies, law enforcement and training issues. 495-497. (in Russian).

Sharonina L.V., Kataeva T.M. (2018). Povyshenie proizvoditelnosti truda na pro-myshlennyh predpriyatiyakh Rostovskoy oblasti: vozmozhnye puti resheniya problemy [Improving productivity in industrial enterprises of the Rostov region: possible solutions to the problem]. Engineering journal of Don. (4(51)). 201. (in Russian).

Sinichenko O.A. (2021). Osobennosti razvitiya natsionalnoy platezhnoy sistemy RF [Features of the development of the national payment system of the Russian Federation]. Scientific review. Economic sciences. (3). 23-27. (in Russian).

Sinichenko O.A. (2024). Vliyanie sanktsionnoy politiki na sostoyanie bankovskogo sektora Rossii [The impact of sanctions policy on Russian banking sector]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Ekonomika. Upravlenie. Pravo. (1). 11-20. (in Russian).

Vartanova M.L., Drobot E.V. (2018). Perspektivy rasshireniya evraziyskogo prostranstva v kontekste ukrepleniya torgovo-ekonomicheskogo i finansovogo sotrudnichestva Rossii i Kitaya [The prospects for expanding the eurasian space in the context of strengthening trade-economic and financial cooperation of russia and china]. Russian Journal of Entrepreneurship. 19 (9). 2323-2344. (in Russian). doi: 10.18334/rp.19.9.39331.

Zimovets A.V. (2010). Mezhdunarodnye raschety i finansirovanie [International settlements and financing] (in Russian).

Zimovets A.V., Khanina A.V. (2022). Analiz i razrabotka napravleniy povysheniya konkurentosposobnosti rossiyskikh tovarov na inostrannyh rynkakh [Analysis and development of ways to improve the competitiveness of Russian goods on foreign markets]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (7). 1995-2012. (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.7.115117.

Zimovets A.V., Klimachev T.D. (2022). Tsifrovaya transformatsiya proizvodstva na rossiyskikh predpriyatiyakh v usloviyakh politiki importozameshcheniya [Digital transformation of production at Russian enterprises under import substitution policy]. Russian Journal of Innovation Economics. 12 (3). 1409-1426. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.12.3.116297.

Страница обновлена: 12.04.2025 в 14:54:51