The role of regional clusters in ensuring the scientific and technological development of the Russian Federation
Babayan L.K.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Download PDF | Downloads: 44
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 18, Number 5 (May 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=67961817
Abstract:
The article considers the issue of improving the cluster policy of the Russian regions in order to ensure the scientific and technological development of the country. In particular, the article analyzes the innovative development of the Tyumen Region as a composite subject of the Russian Federation, as well as the cluster components represented in this area. Strategic planning documents of the Tyumen Region, the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug, and the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug are taken into account when assessing the priorities for innovation and cluster development.
The relevance of the research is determined by the need to form new tools that ensure scientific and technological development and sovereignty of the Russian Federation and its regions. The object of the study is the cluster system of the Tyumen Region. The subject of the study are the instruments of regulation and development of regional cluster systems. The study uses logical, normative methods, as well as complex, statistical and content analysis. Thus, according to the results of the study, a mechanism of interregional cooperation of clusters is proposed. It can be used to accumulate resources and infrastructure of clusters and their companies in order to achieve economic, scientific, and technological growth.
Keywords: cluster policy, interregional cluster development, petrochemical industry, cluster development, innovation, scientific and technological development
JEL-classification: L51, L52, O25
Введение
Ключевым нормативным документом в целях обеспечения научно-технологического развития Российской Федерации является Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации (далее – Стратегия НТР), утвержденная указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145 [1]. В рамках Стратегии НТР определено, что субъекты Российской Федерации в целях реализации государственной политики в области научно-технологического развития могут утверждать и реализовывать региональные программы научно-технологического развития, что служит непосредственным инструментом реализации Стратегии НТР. В частности, утвержденные программы должны обеспечивать реализацию таких функций регионов Российской Федерации, как:
¾ Формирование научно-производственных кластеров по ведущим экономическим специализациям.
¾ Поддержка малых и средних технологических предприятий регионов, в том числе административная и финансовая.
¾ Реализация образовательных программ, направленных на подготовку высококвалифицированных кадров.
¾ Создание и поддержка инфраструктуры для ускоренного технологического развития.
¾ Формирование механизмов взаимодействия между научными и промышленными организациями с целью разработки и внедрения инновационных разработок.
В рамках определения методов реализации научно-технологического развития в данной статье рассматривается сущность региональных кластеров, как инструментов обеспечения научно-технологического развития регионов и страны, чем обусловлена актуальность данного исследования в рамках утверждения новых нормативных актов, определяющих приоритеты научно-технологического развития Российской Федерации, в частности Стратегия НТР.
Теоретические аспекты кластерного развития описаны в научных трудах М. Портера в рамках обоснования концепции и определении сущности кластера [13]. Согласно данным исследованиям, М. Портер утверждал, что кластеры и их деятельность являются индикаторами конкурентоспособности регионов и стран, а их ключевой особенностью М. Портер выделял эффективное совместное использование ресурсов, находящих в распоряжении производств и фирм [13]. Кроме того, ученым установлено, что кластеры являются новыми объектами реализации государственной политики по повышению национальной конкурентоспособности, в частности благодаря ориентированию на стимулирование развития новых подходов к НИОКР, что непосредственно обеспечивает научно-технологическое развитие страны [13].
В научных трудах Л.С. Шаховской и Е.В. Гончаровой определено, что кластеры выступают как центры экономического роста, оказывая положительный эффект посредством притока инвестиций и формирования инвестиционного капитала региона, так как на территории образованных кластеров реализуют свою деятельность промышленные, научно-исследовательские и образовательные организации, что обеспечивает повышения уровня конкурентоспособности регионов [14].
Формирование кластеров на территории региона также обеспечивает решение проблемы территориальной дифференциации. Данный аспект описан в работах А. Д. Брик, Г. В. Плохотниковой и Р. Б. Белковского. Авторы утверждают, что решение названной проблемы путем реализации кластерной политики обеспечивается благодаря взаимодействию хозяйствующих субъектов на разных экономических уровнях с учетом сбалансированного развития локальных социально-экономических систем [15].
Говоря об инструментах реализации кластерной политики с целью обеспечения конкурентоспособности региона важными в данном аспекте являются мезоэкономические механизмы государственной поддержки отраслей экономики. Тем не менее, как отмечают В.С. Игитханян, Е.Е. Жуланов, остается проблема поддержки исключительно «сильных» регионов и их кластеров. Решением, по мнению авторов, является формирование промышленных кластеров в рамках ведущих отраслей страны [16]. Важность создания и реализации региональных кластеров также обусловлена тем, что данные инструменты кооперации служат факторами развития интеллектуального капитала. Как отмечают, С.А. Туменова и В.Ш. Расумов, формирование устойчивых конкурентных преимуществ происходит посредством развития интеллектуального капитала региона, в состав которого входят отношенческий капитал, человеческий капитал, организационный капитал [17]. В свою очередь, наиболее эффективным механизмом развития интеллектуального капитала авторы называют региональные кластеры, как целостные системы развития всех структурных составляющих интеллектуального капитала в рамках обеспечения конкурентоспособности [17].
Отмечая факторы повышения устойчивости и эффективности экономики региона, стоит обозначить, что такими факторами являются кластеры. В частности, кластерный подход, по мнению В.В. Строев, Р.С. Близкий и Э.А. Диваевой, является ключевым элементом стратегического развития в рамках повышения конкурентоспособности региона - создание региональных промышленных кластеров позволяет объединить участников рынка для совместной работы над развитием рынков отраслей экономики, представленных в регионе [18]. Кроме того, кластеры служат «маяком» для инвесторов, как показатель интегрированного совместного развития предприятий региона.
Тем не менее, несмотря на популярность темы изучения проблем развития кластеров в рамках региональных экономических систем, остается ряд нерешенных проблем, связанных с процессами интеграции и объединения производственных сил для достижения общих социально-экономических задач и целей в рамках нескольких регионов или макрорегиона (федерального округа). Таким образом, основная цель исследования заключается в теоретическом обосновании разработанных рекомендации по совершенствованию кластерной политики в регионе в рамках обеспечения научно-технологического развития. Научная новизна исследования представлена разработанными рекомендациями теоретического и методического характера по внедрению инструментов межрегионального кластерного сотрудничества в рамках трех субъектов Российской Федерации (Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа). Авторская гипотеза состоит в выявлении возможностей и условий для обеспечения организации межрегионального кластерного сотрудничества в рамках исследуемых регионов. Методологию исследования составили такие методы научного исследования, как сравнительный анализ, контент-анализ, комплексны и статистический анализы.
Реализация научно-технологической политики в регионах
Важность научно-технологического развития в рамках регионов подчеркивается его основными составляющими:
¾ Поддержка и развитие прикладной и фундаментальной науки, оказание содействия проведению научных исследований [19].
¾ Поддержка, разработка и распространение инновационных товаров, работ и услуг [19].
¾ Содействие в создании и поддержании технологической инфраструктуры [19].
¾ Модернизация отраслей экономики и производство на данной основе инновационных товаров, работ и услуг [19].
Таким образом, научно-технологический потенциал региона представляется как совокупность ресурсов (кадровых, технологических, информационных, инфраструктурных, управленческих, финансовых), обеспечивающих конкурентные преимущества региона [20].
Основным инструментом реализации целей и задач концепции научно-технологического развития и Стратегии НТР является приоритезация кластерной политики в регионе. Совокупность производств, объединенных общей территорией, является двигателем научного и технологического развития. Использование промышленных кластеров с целью обеспечения научно-технологического развития обладает рядом преимуществ.
Промышленные кластеры объединяют компании, университеты, научные институты и государственные организации, что способствует созданию инновационной среды для обмена знаниями, опытом и ресурсами. Это позволяет ускорить разработку новых технологий и инноваций. В кластерах компании могут сотрудничать и взаимодействовать друг с другом, что способствует возникновению синергии и коллективному развитию проектов. Коллаборации между участниками кластера позволяют сократить время и ресурсы, необходимые для достижения целей. Промышленные кластеры привлекают внимание инвесторов, как от государства, так и от частного сектора, благодаря своей концентрации научных и технологических компаний. Это способствует притоку финансирования, необходимого для развития инновационных проектов. В рамках кластеров формируется экосистема для обучения и развития специалистов в области науки и технологий. Участие в проектах кластера позволяет специалистам обмениваться опытом, учиться новым методам и технологиям, что способствует повышению квалификации.
Также благодаря сотрудничеству и инновационной активности в промышленных кластерах, компании становятся более конкурентоспособными на мировом рынке. Обмен знаниями и опытом позволяет участникам кластера быстрее реагировать на изменения рыночной среды и развивать новые продукты и услуги.
Рассмотрим практику Тюменской области в реализации задач научно-технологического развития страны. Тюменская область представлена тремя автономными субъектами Российской Федерации – непосредственно Тюменской областью, Ханты-Мансийским автономным округом-Югрой, Ямало-Ненецким автономным округом. На территории данных субъектов также реализуется кластерная политика, нацеленная на научно-технологическое развитие регионов.
На территории Тюменской области функционируют нефтегазовый и нефтехимические кластеры, которые объединяют крупнейших игроков рынка в соответствующих экономических специализациях [8]. Нефтегазовый кластер в рамках своей деятельности обеспечивает создание и функционирование экосистемы в рамках реализации инструментов взаимодействия между участниками кластера посредством совместной разработки инновационных технологий в представленной отрасли [8]. Нефтехимический кластер является межрегиональным кластером, который объединяет производства не только Тюменской области, но и Ямало-Ненецкого автономного округа. Задачами данного кластера являются:
¾ Формирование инфраструктуры для поддержки инновационных производств [8; 10].
¾ Разработка инновационных товаров, работ и услуг с целью обеспечения импортозамещения [8; 10].
¾ Предоставление финансовой, административной, имущественной и инфраструктурной поддержки для размещенных производств [8; 10].
¾ Реализация инвестиционных и инновационных проектов [8; 10].
На территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры расположены леспопромышленный и газоперерабатывающий кластеры. В рамках лесопромышленного кластера реализуются инструменты по созданию обеспечению защиты прав и интересов производств, расположенных в рамках кластера, а также по формированию научной инфраструктуры для проведения прикладных научных исследований с целью стимулирования развития инновационных разработок в рамках расположенных на территории кластера предприятий [9]. Кроме того, научные и исследовательские организации на территории кластера обеспечивают консультирование органов власти регионального уровня при разработке и корректировке нормативных правовых актов в сфере лесопромышленной отрасли [9].
Газоперерабатывающий кластер представлен союзом организаций газоперерабатывающего сектора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры [9]. В рамках своих компетенций газоперерабатывающий кластер обеспечивает сотрудничество с органами власти Российской Федерации и региональными органами власти по вопросам предложений по дополнению и разработке нормативных актов в сфере газоперерабатывающей промышленности. Также представлены следующие задачи данного кластера:
¾ Развитие предпринимательства в рамках региона и кластера [9].
¾ Предоставление поддержки производствам: финансовой, административной и инфраструктурной [9].
¾ Проведение исследований рынка газопереработки [9].
¾ Проведение конференций, семинаров и иных общественных мероприятий [9].
¾ Реализация инструментов по продвижению на рынок инновационных товаров, работ и услуг в сфере газопереработки [9].
¾ Организация консультационной и юридической поддержки производителям [9].
¾ Формирование условий взаимодействия между участниками кластера [9].
¾ Содействие организации образовательных и научно-исследовательской деятельности с целью подготовки высококвалифицированных кадров [9].
¾ Разработка и применение инновационных методов управления предприятиями кластера, внедрение новых методов реализации партнерств [9].
В рамках проведенного анализа представленных кластеров установлено, что инновационная и научно-технологическая деятельность являются ключевыми для рассмотренных отраслей исследуемых регионов. Практическим содействием инновационному развитию в рамках трех регионов является создание индустриальных парков и технопарков, обеспечивающих промышленное и научно-технологическое развитие регионов.
Рассмотрим отдельные показатели инновационного развития в рамках регионов Тюменской области. В рамках анализа инновационного развития исследуемых субъектов Российской Федерации были отобраны показатели, отражённые в документах стратегического планирования Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа. Показателями, которые отражены во всех трех Стратегиях социально-экономического развития исследуемых субъектов, являются: объем инновационных товаров, работ, услуг, уровень инновационной активности организаций, затраты на инновационную деятельности организаций, удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации [2; 3; 4; 5; 6; 7]. В таблицах 1-3 представлены показатели инновационного развития за 2019-2022 годы в исследуемых регионах.
Таблица 1 – Показатели инновационного развития Тюменской области за 2019-2022 годы.
Показатели
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
Объем инновационных товаров, работ, услуг, млн руб
|
171 589,4
|
175 458,0
|
203 461,7
|
100 288,7
|
Уровень инновационной активности организаций, процент
|
10,7
|
12,2
|
12,8
|
11,5
|
Затраты на инновационную деятельности организаций, млн руб
|
13861,3
|
13456,0
|
9682,4
|
10473,2
|
Удельный вес организаций, осуществлявших технологические
инновации, процент
|
25,6
|
25,7
|
23,8
|
23,2
|
Таблица 2 – Показатели инновационного развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры за 2019-2022 годы.
Показатели
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
Объем инновационных товаров, работ, услуг, млн руб
|
43 164,1
|
39 744,2
|
23 738,6
|
26 343,3
|
Уровень инновационной активности организаций, процент
|
5,00
|
7,39
|
6,62
|
5,97
|
Затраты на инновационную деятельности организаций, млн руб
|
31 319,3
|
35 702,9
|
69 903,7
|
87 403,5
|
Удельный вес организаций, осуществлявших технологические
инновации, процент
|
9,5
|
12,9
|
10,2
|
10,0
|
Таблица 3 – Показатели инновационного развития Ямало-Ненецкого автономного округа за 2019-2022 годы.
Показатели
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
Объем инновационных товаров, работ, услуг, млн руб
|
14,3
|
16,7
|
3,5
|
4,6
|
Уровень инновационной активности организаций, процент
|
5,4
|
6,0
|
6,8
|
4,7
|
Затраты на инновационную деятельности организаций, млн руб
|
7,4
|
1,4
|
3,7
|
3,5
|
Удельный вес организаций, осуществлявших технологические
инновации, процент
|
13,2
|
9,0
|
12,0
|
8,7
|
Тюменская область и Ханты-Мансийский автономный округ по представленным данным являются лидерами в рамках производства инновационных товаров, работ и услуг, что обеспечено высоким уровнем инновационной активности предприятий регионов, в том числе расположенных на территории проанализированных кластеров.
Рекомендации по совершенствованию кластерной политики
В рамках реализации кластерной политики и обеспечения научно-технологического развития Тюменской области, как сложносоставного субъекта, включающего в свой состав Ханты-Мансийский автономный округ-Югру и Ямало-Ненецкий автономный округ рекомендовано использовать инструмент межрегионального кластерного сотрудничества. Межрегиональное кластерное сотрудничество представляет собой форму сотрудничества между промышленными кластерами, находящимися в разных регионах. Основная сущность межрегионального кластерного сотрудничества заключается в объединении различными кластерами, представленными на территории разных субъектов, сил, ресурсов и инфраструктуры для достижения общих целей и задач, таких как инновационное развитие, повышение конкурентоспособности, расширение рынков сбыта, а также развитие научных исследований в представленных в кластерах отраслях.
Как правило, основными целями создания межрегиональных кластеров являются:
¾ Формирование условий для эффективного взаимодействия широкого круга участников рынка определенной экономической специализации [22].
¾ Создание новых рабочих мест и развитие профессионального образования и обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров [22].
¾ Развитие существующих отраслей с учетом внедрения инновационных разработок [22].
¾ Аккумулирование ресурсов и инфраструктуры для реализации совместных научных и инвестиционных проектов, направленных на социально-экономическое и инновационное развитие регионов [22].
Для успешного развития и поддержания межрегионального кластерного сотрудничества могут использоваться различные инструменты и методы. Организация регулярных форумов, конференций и семинаров по экономической специализации кластеров, инноваций и сотрудничества позволяет участникам обмениваться опытом, знаниями и находить новые партнеров для совместных проектов. Создание сетевых платформ, веб-сайтов, онлайн-форумов и баз данных позволяет участникам кластеров эффективно общаться, делиться информацией, находить потенциальных партнеров и решать общие задачи. Проведение образовательных программ, тренингов и мастер-классов по различным аспектам развития кластеров помогает участникам улучшить свои навыки, повысить квалификацию и освоить новые методы работы.
Также организация совместных проектов, исследований и разработок позволяет участникам кластеров объединить свои усилия для достижения общих целей, создания новых продуктов и услуг, а также привлечения финансирования. Большую роль в развитии кластеров в рамках научно-технологического развития играет международное сотрудничество. Участие в международных проектах, программах трансфера технологий и сотрудничество с зарубежными кластерами способствует расширению географии деятельности, доступу к новым рынкам и технологиям. Предоставление финансовой поддержки со стороны государства, международных организаций или частных инвесторов может способствовать реализации совместных проектов, инноваций и развитию кластеров.
Межрегиональное кластерное сотрудничество кластеров Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа в рамках нефтегазовой и нефтехимической промышленности имеет ряд существенных преимуществ. Участники кластера могут обмениваться опытом, передовыми технологиями, лучшими практиками и знаниями, что способствует повышению эффективности производства и конкурентоспособности. Сотрудничество между регионами позволяет объединить усилия в области научных исследований, разработок новых технологий, инноваций и создания новых продуктов, что обеспечивает экономический рост регионов и их конкурентоспособность. Объединение предприятий и организаций в кластер позволяет снизить издержки на производство, логистику, закупки сырья и другие операционные расходы. Межрегиональное кластерное сотрудничество способствует развитию локальных рынков, созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиций и стимулированию экономического роста. Сотрудничество между регионами позволяет участникам кластеров получить доступ к новым технологиям, рынкам сбыта, инвестициям и партнерам, что способствует расширению бизнеса. Совместные усилия по повышению качества продукции, сокращению времени производства, улучшению сервиса и другим аспектам помогают участникам кластера стать более конкурентоспособными на рынке.
С целью формирования интегрированной кластерной политики в рамках обеспечения научно-технологического развития предлагается дополнить положения Договора между органами власти исследуемых регионов Тюменской области положениями о межрегиональном кластерном сотрудничестве, как приоритетном направлении интегрированного развития трех субъектов. Указанный Договор обеспечивает реализацию совместного развития трех субъектов по таким социально-экономическим аспектам, как:
¾ Социальная поддержка отдельных категорий населения.
¾ Строительство.
¾ Охрана окружающей среды.
¾ Организация транспортного обслуживания.
¾ Поддержка сельскохозяйственных производителей.
¾ Поддержка инвестиционных проектов.
¾ Строительство и реконструкция объектов социальной сферы.
¾ Развитие физической культуры и спорта.
¾ Организация оказания специализированной медицинской помощи.
¾ Регулирование тарифов на жилищно-коммунальные услуги, в том числе на электроэнергию.
Тем не менее, положений о кластерном развитии ключевых отраслей регионов отсутствуют не только в рамках Договора, но и в документах стратегического планирования регионов Тюменской области. Таким образом в качестве методической рекомендации предлагается дополнить отдельными положениями существующий Договор между органами власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа относительно межрегионального кластерного сотрудничества, а также отразить данные аспекты в стратегиях и прогнозах социально-экономического развития указанных субъектов.
Данные положения также подтверждаются тем, что, одним из инструментов реализации межрегиональных соглашений является создание кластеров, включающих наиболее сильные специализации каждого из участвующего субъектов на базе региональных платформ при различной степени взаимодействия, в том числе подразумевается создание научно-образовательных центров мирового и национального уровней [21]. Таким образом, в рамках реализации основных положений Договора между рассматриваемыми региона целесообразно создать и поддерживать механизм межрегионального кластерного сотрудничества в рамках достижения целей и задач социально-экономического развития.
Выводы
Кластеры играют важную роль в научно-технологическом развитии Российской Федерации, поскольку способствуют развитию научных и инновационных потенциалов различных предприятий, учебных заведений, научных институтов и организаций. Благодаря кластерам происходит обмен опытом, знаниями и передовыми технологиями, что способствует созданию новых продуктов и услуг, повышению конкурентоспособности отечественных компаний на мировом рынке. Кроме того, кластеры способствуют совместным исследованиям и разработкам, что позволяет ускорить процесс инновационного развития и создать новые высокотехнологичные продукты. В рамках кластеров также происходит сближение бизнес-сообщества, научных кругов и государственных структур, что способствует формированию благоприятной инновационной среды и привлечению инвестиций в научные и технологические проекты.
В рамках данного исследования были проанализированы процессы интегрированного развития Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа в рамках исполнения положений Договора, заключенного между органами власти названных субъектов Российской Федерации, в том числе в сфере научно-технологического развития. Основной проблемой является отсутствие реализации механизма межрегионального кластерного сотрудничества и его закрепления в нормативных правовых актах, регулирующих интегрированное развитие данных регионов.
В качестве рекомендаций были вынесены предложения по корректировке документов, обеспечивающих интегрированное развитие положениями об осуществлении на территориях исследуемых субъектов механизма межрегионального кластерного сотрудничества, как дополнительного направления развития. Нормативное закрепление позволит отражать данный аспект в рамках подготовки и корректировки документов стратегического планирования на региональном уровне, а также формировать инвестиционные проекты, направленные на научно-технологическое развитие регионов.
Дальнейшие направления исследований по данной тематике могут касаться вопросов организационно-управленческой структуры межрегионального кластерного сотрудничества, формирование моделей управления и выявления социально-экономической эффективности при реализации данного механизма.
References:
Boltunova E. S. (2023). Nauchno-tekhnologicheskoe razvitie - vazhneyshee uslovie ustoychivogo sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya regionov [Scientific and technological development is the most important condition for sustainable socio-economic development of regions]. Obschestvo i tsivilizatsiya. (1). 25-28. (in Russian).
Brik A. D., Plokhotnikova G. V., Belkovskiy R. B. (2021). Regionalnye ekonomicheskie klastery kak instrument stimulirovaniya sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya (na primere Rostovskoy oblasti) [Regional economic clusters as a tool for stimulating socio-economic development (on the example of the Rostov region)]. Vestnik Instituta druzhby narodov Kavkaza (Teoriya ekonomiki i upravleniya narodnym khozyaystvom). Ekonomicheskienauki. (3(59)). 111-115. (in Russian).
Erygin, Yu. V.Dmitrieva M. L. YurkovskayaG. I. (2019). Faktory nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya regiona [Factors of scientific and technological development of the region] Current issues of modern science and education. 123-127. (in Russian).
Gorbunova E. I. (2021). Formirovanie mezhregionalnyh klasterov na osnove otraslevoy spetsializatsii territoriy [Formation of interregional clusters on the basis of industry specialization of the area]. Regional Economics: Theory and Pactice. (12(495)). 2308-2324. (in Russian). doi: 10.24891/re.19.12.2308.
Igitkhanyan V. S., Zhulanov E. E. (2022). Formirovanie modeli regionalnogo neftegazovogo klastera na osnove ekonometricheskikh metodov [Formation of a model of a regional oil and gas cluster based on econometric methods]. Aktualnye problemy ekonomiki i upravleniya na predpriyatiyakh mashinostroeniya, neftyanoy i gazovoy promyshlennosti v usloviyakh innovatsionno-orientirovannoy ekonomiki. 1 35-43. (in Russian).
Porter M. (1980). Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors
Shakhovskaya L. S., Goncharova E. V. (2022). Klastery kak format innovatsionnogo razvitiya regionalnoy ekonomiki v usloviyakh sanktsiy [Clusters as a framework of innovative development of regional economy under sanctions]. Regionalnaya ekonomika. Yug Rossii. (4). 53-61. (in Russian). doi: 10.15688/re.volsu.2022.4.5.
Stroev V. V., Blizkiy R. S., Divaeva E. A. (2023). Osnovnye faktory povysheniya effektivnosti organizatsii proizvodstva naukoyomkoy produktsii v regione (na primere Ryazanskoy oblasti) [The main factors for increasing the efficiency of organizing the production of high-tech products in the region (using the example of the Ryazan region)]. Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava. (11-3). 470-484. (in Russian). doi: 10.17513/vaael.3118.
Tumenova S. A., Rasumov V. Sh. (2022). Modeli razvitiya intellektualnogo kapitala v regionalnom innovatsionnom klastere [Models of intellectual capital development in a regional innovation cluster]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (5). 391-394. (in Russian). doi: 10.34925/EIP.2022.142.5.074.
Yureva A.A. (2019). Razvitie regionalnoy sotsialno-ekonomicheskoy politiki v kontekste formirovaniya konkurentosposobnyh mezhregionalnyh klasterov [Razvitie regionalnoy sotsialno-ekonomicheskoy politiki v kontekste formirovaniya konkurentosposobnyh mezhregionalnyh klasterov]. Economics and society: contemporary models of development. 9 (1). 38-50. (in Russian). doi: 10.18334/ecsoc.9.1.40536.
Страница обновлена: 05.04.2025 в 06:44:57