Алгоритм организации многолинейного процесса развития человеческого капитала высокотехнологичных и наукоемких отраслей
Пуляева В.Н.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 7 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 10 (Октябрь 2021)
Цитировать:
Пуляева В.Н. Алгоритм организации многолинейного процесса развития человеческого капитала высокотехнологичных и наукоемких отраслей // Креативная экономика. – 2021. – Том 15. – № 10. – С. 3693-3710. – doi: 10.18334/ce.15.10.113631.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=47167103
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Человеческий капитал в настоящий момент имеет ключевое значение для развития любой отрасли, особенно это касается высокотехнологичных и наукоемких производств, поскольку их успех во многом зависит от результатов работы ученых, исследователей, конструкторов, инженеров и т.д. Имеющиеся статистические данные свидетельствуют о ряде проблем в управлении кадровым составом обозначенных отраслей, что обусловлено отсутствием четких подходов и принципов к управлению человеческим капиталом. В данной статье представлены разработанный автором механизм и многолинейный алгоритм управления человеческим капиталом в наукоемких и высокотехнологичных отраслях
Ключевые слова: человеческий капитал, управление, алгоритм, наукоемкая отрасль, высокотехнологичная отрасль
Финансирование:
Настоящая статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансовому университету при Правительстве Российской Федерации
JEL-классификация: E24, J24, O15
Введение
Управление человеческим капиталом в наукоемких и высокотехнологичных отраслях является весьма актуальным вопросом, что обусловлено рядом причин. Во-первых, доля таких отраслей в валовом внутреннем продукте, по данным официальной статистки, растет на протяжении последних трех лет и в 2020 году составила 23,5% от всей величины ВВП [1]. В этой связи значение организаций высокотехнологичных отраслей в ВВП возрастает, их влияние на благосостояние государства уже невозможно переоценить. Во-вторых, сам феномен человеческого капитала в настоящий момент общепризнан и также имеет огромное значение в реализации целей любых социально-экономических систем [9, 14] (Konovalova, 2016; Ryabchikova, 2020). Целью настоящего исследования является разработка алгоритма организации многолинейного процесса управления человеческим капиталом в высокотехнологичных и наукоемких отраслях экономики. Научной новизной представленных результатов являются разработанные автором механизм развития высокотехнологичных и наукоемких отраслей Российской Федерации и усовершенствованный алгоритм управления человеческим капиталом организации наукоемких и высокотехнологичных отраслей.
Управление человеческим капиталом (англ. Human Capital Management, HCM) – это общий термин, который охватывает привлечение, управление и оптимизацию человеческого капитала в организации. Управление человеческим капиталом определяется как набор практик управления человеческими ресурсами с целью достижения организационной компетентности для привлечения, управления и оптимизации рабочей силы [13] (Polevaya, Dzappala Salvatore, Kamneva, 2018).
Рассматривая зарубежный опыт управления человеческим капиталом в высокотехнологичных отраслях, можно сделать вывод о том, что в них уделяется большое внимание мотивации и стимулированию персонала различными материальными и нематериальными формами, созданию благоприятных условий на рабочих местах. Но самым важным являются корпоративные ценности и развитие управленческих команд и лидерства [3] (Antonova, 2017). Так, например, интересно изучить опыт НАСА (англ. National Aeronautics and Space Administration, NASA), в котором реализуется программа NASA FIRST. Данная программа Агентства создана для развития лидерских качеств инженеров, ученых и административных работников. NASA FIRST – важный начальный элемент стратегии Агентства по управлению преемственностью, поскольку он обеспечивает подготовку руководителей для некоторых из наиболее многообещающих молодых специалистов Агентства. Программа фокусируется на развитии лидерских качеств и внутриагентского сотрудничества, повышая осведомленность о видении, миссии и целях НАСА. Программа развития предназначена для служащих с опытом работы не менее 1 года в НАСА и реализуется в течение одного календарного года. Наполнение программы включает в себя 4 учебных модуля: наблюдение за старшими руководителями, наставничество, групповые проекты и индивидуальное развитие [2].
При создании и развитии высокотехнологичных и наукоемких компаний важно помнить о такой их особенности, как то, что, как правило, создатель новой технологии, патента или ноу-хау – это ученый или изобретатель, но не менеджер, обладающий нужными компетенциями в сфере бизнеса и администрирования. Поэтому успешными на рынке остаются только те организации, которые совмещают в себе высококвалифицированных обладателей как инновационных, творческих компетенций, так и менеджерских. Это было отмечено как в более ранних исследованиях [16] (Serkova, Antokhova, 2015), так и в относительно более поздних [17]. Учитывая эту особенность, можно сделать вывод о том, что в рамках управления человеческим капиталом высокотехнологичных и наукоемких отраслей важно, чтобы административные функции выполняли талантливые менеджеры, а креативные – талантливые исследователи и разработчики.
Таким образом, управление человеческим капиталом в наукоемких и высокотехнологичных отраслях в настоящий момент – это процесс привлечения талантов в организацию, а также управление ими на всех стадиях жизненного цикла персонала в организации.
Управление талантами является набирающим обороты новым направлением в сфере управления человеческими ресурсами организации и в настоящее время рядом исследователей признается как новая стадия развития теории и практики управления персоналом [12] (Onyusheva, 2012).
В высокотехнологичных компаниях талантливые сотрудники становятся ключевым конкурентным преимуществом бизнеса, именно поэтому «борьба за таланты» в нашей реальности набирает все большие обороты. Российские ученые Ковалева Т.С. и Родина Ю.В. определяют термин «управление талантами» как «систематическое выявление, развитие, использование и удержание в организации тех людей, которые имеют для нее особую ценность, либо с точки зрения своего высокого потенциала для будущего организации, либо потому, что они управляют бизнесом или операционными задачами, которые являются критически важными для организации» [8] (Kovaleva, Rodina, 2011).
Антонова О. считает, что управление талантами – это реализация интегрированного подхода к управлению различными HR-процессами, включая рекрутинг, адаптацию, развитие и обучение, управление эффективностью деятельности, лидерства и планирования замещения должностей [2] (Antonova, 2017).
Серкова Н. В. и Антохова М.В. – авторы многочисленных изданий об управлении персоналом, считают, что «управление талантами все равно, что работа со всеми работниками в целом», поскольку каждый человек обладает талантом и задача HR-подразделения заключается в создании условий для раскрытия и развития этого таланта [16] (Serkova, Antokhova, 2015).
Носкова К.А. под термином «управление талантами» определяет разделение персонала на талантливых и рядовых сотрудников, при котором специальные технологии управления и развития направлены только на таланты [11] (Noskova, 2015).
Коновалова В.Г. в своих научных работах сравнивает технологии управления талантами с широко распространенными технологиями управления кадровым резервом [9] (Konovalova, 2016).
Можно заметить, что у авторов нет общей картины в представлении термина «управление талантами». Следовательно, приведенные определения данной концепции говорят о многообразии взглядов на сущность определения. Но в целом можно сделать вывод, что система управления талантами требует концентрации на точечной работе с персоналом. При этом важно подчеркнуть, что в настоящий момент отсутствует механизм управления человеческим капиталом и талантами в наукоемких и высокотехнологичных отраслях.
Проблемы в управлении человеческим капиталом в высокотехнологичных и наукоемких отраслях
Отметим, что именно в отношении высокотехнологичных и наукоемких отраслей наблюдается неоднозначная динамика в движении кадров (рис. 1).
Рисунок 1. Движение персонала, занятого научными исследованиями и разработками, по Российской Федерации, чел
Источник: составлено автором по данным: Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/14477 (дата обращения: 20.09.2021).
На рисунке отображена динамика показателей по приему и выбытию всего персонала, занятого научными исследованиями и разработками, в Российской Федерации за последние 20 лет. При этом значения данных, подписанных выше графиков, – это выбытие персонала (чел.), а ниже графиков – прием персонала (чел.). Как видно из рисунка, общее количество выбывшего персонала снижается год от года, но все еще превышает прием персонала, что может говорить при прочих равных условиях о недостаточной укомплектованности кадров наукоемких отраслей.
Если рассмотреть динамику численности персонала наукоемких отраслей в разрезе по категориям персонала, то можно наблюдать резкое снижение численности всех категорий персонала в период и 2000 по 2010 год и ее дальнейшую стабилизацию (рис. 2).
Рисунок 2. Численность персонала наукоемких отраслей по категориям, чел
Источник: составлено автором по данным: Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/14477 (дата обращения: 20.09.2021).
Однако важно отметить, что удельный вес исследователей в персонале наукоемких отраслей даже возрос в 2019 году по сравнению с 2000 годом на 3,04% (табл. 1).
Таблица 1
Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, по категориям по Российской Федерации, %
Показатель
|
2000
|
2005
|
2010
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
Всего
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
Исследова-тели
|
47,98
|
48,10
|
50,09
|
50,97
|
51,30
|
50,76
|
51,06
|
51,35
|
51,28
|
50,83
|
50,96
|
51,02
|
Техники
|
8,47
|
8,11
|
8,05
|
8,37
|
8,11
|
8,45
|
8,63
|
8,50
|
8,37
|
8,43
|
8,46
|
8,60
|
Впомогате-льный
персонал
|
27,09
|
26,51
|
24,94
|
24,28
|
24,20
|
24,12
|
23,70
|
23,56
|
23,80
|
24,06
|
23,53
|
23,57
|
Прочий персонал
|
16,46
|
17,28
|
16,92
|
16,38
|
16,38
|
16,68
|
16,61
|
16,59
|
16,55
|
16,68
|
17,05
|
16,81
|
Также важно отметить незначительное улучшение ситуации в отношении принятых работников сразу после окончания ими высших учебных заведений: в 2019 году таких было 12,5% против 10,64 в 2000 году. Но за последние три года возросла доля увольнений по собственному желанию (рис. 3).
Рисунок 3. Доля увольнений по собственному желанию и по сокращению штата и доля принятых выпускников, %
Источник: составлено автором по данным: Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/14477 (дата обращения: 20.09.2021).
Таким образом, приведенные официальные статистические данные свидетельствуют о том, что вопросы управления человеческим капиталом наукоемких и высокотехнологичных отраслей требуют пристального внимания на всех уровнях управления. Безусловно, есть определенного рода положительная динамика в части увеличения доли исследователей и принятых выпускников, но и рост доли увольнений по собственному желанию также может настораживать исследователя и с точки зрения эффективности построения системы управления человеческим капиталом в организациях. Люди не увольняются из организаций, в которых созданы благоприятные условия для раскрытия их творческого потенциала и развития, что особенно важно именно для таких отраслей экономики, где работают высококвалифицированные кадры.
Уровни управления человеческим капиталом
Приступая к разработке алгоритма управления человеческим капиталом в наукоемких и высокотехнологичных отраслях, следует учитывать, что данный процесс является многолинейным и происходит на трех уровнях (рис. 4):
1) макроуровень: отрасль (фармацевтика, IT, авиастроение и т.д.). Данный уровень напрямую зависит от национальной политики развития человеческого потенциала государства, финансирования образовательных и научно-исследовательских организаций, национальных проектов и программ в сфере цифровизации, регулирования рынка труда и т.д.
2) микроуровень предполагает развитие и управление человеческим капиталом непосредственно внутри организации посредством применения подходов системы управления талантами и других HR-технологий, а также цифровых инструментов, сервисов и платформ;
3) индивидуальный уровень – развитие человеческого капитала индивида, то есть работника и/или предпринимателя, его компетенций, знаний, профессионального опыта и т.д.
Рисунок 4. Три уровня управления человеческим капиталом
Источник: составлено автором.
Вне зависимости от уровня рассмотрения человеческого капитала общая схема управления и развития человеческого капитала будет состоять из пяти основных элементов (рис. 5).
Рисунок 5. Общая схема управления человеческим капиталом
Источник: [11] (Noskova, 2015).
Основным механизмом формирования человеческого капитала является инвестирование. Особенностями инвестиций в человеческий капитал является то, что они инициируются на государственном уровне. Любое высокотехнологичное и наукоемкое предприятие осуществляет свою деятельность в рамках конкретной отрасли, которая подвергается воздействию на государственном уровне, поскольку инновационное развитие является одним из приоритетных направлений политики Российской Федерации на всех уровнях государственного и муниципального управления. Так, например, в 2016 году разработана «Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации», а затем в 2016–2017 годах были утверждены ряд приоритетных проектов и программ, а в 2018 году – национальные и федеральные проекты, действующие в основном до 31 декабря 2024 года – национальный проект «Наука», национальный проект «Образование» и т.д. В дальнейшем данные проекты реализуются посредством комплекса мер по стимулированию высокотехнологичных и наукоемких отраслей, что находит свое отражение и в развитии их человеческого капитала через предоставление разнообразных льгот, прямое финансирование, целевую подготовку высококвалифицированных специалистов и трудоустройство выпускников (рис. 6).
Для реализации представленного механизма развития высокотехнологичных и наукоемких отраслей система управления человеческим капиталом на макроуровне должна включать в себя следующие направления:
· мониторинг и прогнозирование потребностей отраслевого рынка труда, учитывающее тенденции развития науки, техники и технологий, перспективы и векторы развития национальной экономики и общества;
· отраслевая интеграция рынка труда и рынка образовательных услуг;
· развитие системы образования, ориентированной на удовлетворение будущих потребностей выпускников и их работодателей в высокотехнологичных и наукоемких отраслях;
· формирование институциональной системы проектирования интерактивных образовательных траекторий для опережающей целевой подготовки кадров;
· развитие стратегического партнерства образования, бизнеса и власти [1] (Akperov, Bryukhanova, 2014).
НАУЧНЫЕ
ЦЕНТРЫ:
- научно-исследова-тельские институты; - академические центры; - высшие учебные заведения; - технопарки; - иные отраслевые институты. |
Рисунок 6. Механизм развития высокотехнологичных и наукоемких отраслей Российской Федерации
Источник: составлено автором на основании [4–6] и Национальная техническая инициатива. [Электронный ресурс]. URL: https://nti2035.ru/nti/ (дата обращения: 24.09.2021).
Все это реализуется в рамках представленного механизма (см. рис. 6) через инструменты государственно-частного партнерства, в рамках которого происходит объединение человеческого капитала государственных организаций высшего образования и различных бизнес-структур, участвующих в программах ГЧП как соучредители малых наукоемких предприятий, заказчиков и потребителей инновационной продукции, а также образовательных услуг и научно-исследовательских работ.
Далее рассмотрим алгоритм управления человеческим капиталом на микроуровне, то есть внутри конкретного высокотехнологичного и/или наукоемкого предприятия. В целом алгоритм развития человеческого капитала организации представляет собой цикличный процесс из семи этапов: постановка целей и задач создания и развития человеческого капитала, инвестирование в человеческий капитал, формирование человеческого капитала, использование человеческого капитала, накопление человеческого капитала, качественное воспроизводство и реинвестирование в человеческий капитал (рис. 7).
Учитывая, что управление человеческим капиталом в наукоемких отраслях, как было сказано ранее, основано на использовании инструментов управления талантами, предлагается усовершенствовать общий алгоритм с помощью этапов управления талантами (табл. 2).
Таким образом, объединив этапы и подходы системы управления талантами и управления человеческим капиталом, мы получили многолинейный процесс управления человеческим капиталом организаций наукоемких и высокотехнологичных отраслей, основанный на принципах последовательности, научности, точности, обоснованности, согласованности, гуманности и человекоориентированном подходе, направленном на развитие индивида, удовлетворение его потребностей в творчестве и продуктивном труде, нацеленном на создание общественно полезных благ и развитие науки и техники.
Рисунок 7. Общий алгоритм управления человеческим капиталом в организации
Источник: составлено автором на основании [11] (Noskova, 2015).
Что касается индивидуального уровня развития человеческого капитала, то он реализуется каждым специалистом непосредственно в процессе его профессиональной деятельности, профессионального роста, обучения и накопления опыта.
Таблица 2
Усовершенствованный алгоритм управления человеческим капиталом организации наукоемких и высокотехнологичных отраслей
Этап
|
Содержание
|
Мероприятия
|
1
|
Аналитический
|
1.1 Анализ
внешней и внутренней среды организации.
1.2 Формирование стратегии управления человеческим капиталом. 1.3 Проведение бенчмаркинга |
2
|
Определение
согласованного видения будущего организации
|
2.1 Определение
ключевых компетенций организации.
2.2 Постановка целей и задач управления человеческим капиталом. 2.3 Определение потребностей в человеческом капитале 2.4 Разработка метрик для оценки результатов управления человеческим капиталом |
3
|
Инвестирование и
формирование человеческого капитала
|
3.1 Поиск и привлечение талантов на внешнем и внутреннем рынке
труда.
3.2 Заключение трудовых отношений и дополнительных соглашений. 3.3 Обучение и развитие персонала. 3.4 Создание благоприятных условий труда. 3.5 Развитие организационной культуры, поддерживающей процесс управления человеческим капиталом. 3.6 Развитие бренда работодателя |
4
|
Использование
человеческого капитала
|
4.1 Оценка человеческого капитала и талантов (потенциала и
результатов).
4.2 Разработка и внедрение системы стимулирования. |
5
|
Накопление
человеческого капитала
|
5.1 Планирование карьеры и успеха работников организации.
5.2 Удержание талантливых работников через стимулирование, повышение вовлеченности, лояльности и удовлетворенности трудом |
6
|
Воспроизводство
человеческого капитала
|
6.1 Планирование преемственности.
6.2 Работа с кадровым резервом. 6.3 Передача опыта посредством наставничества |
7
|
Оценка
результатов и непрерывное совершенствование
|
7.1
Оценка эффективности управления человеческим капиталом и рентабельности
инвестиций в человеческий капитал.
7.2 Аудит человеческого капитала. 7.3 Непрерывное совершенствование систем |
Заключение
Результаты исследования имеющихся в открытом доступе статистических данных о движении кадров в наукоемких и высокотехнологических отраслях свидетельствуют о необходимости совершенствования процесса управления человеческим капиталом в данных отраслях, поскольку динамика численности имеет негативную тенденцию за последние 5 лет. Результатом проведенного исследования существующих подходов к управлению человеческим капиталом стала разработка усовершенствованного алгоритма многолинейного процесса управления человеческим капиталом в наукоемких и высокотехнологичных отраслях на основе системного подхода и концепции управления талантами.
[1] Доля высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП. Данные Росстата. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11186 (дата обращения 25.09.2021).
[2] Foundations of Influence, Relationships, Success, and Teamwork (NASA FIRST). [Электронный ресурс]. URL: https://eoeb.hq.nasa.gov/training/NASA_FIRST.html (дата обращения: 22.09.2021).
Источники:
2. Алексашина Т.В., Вешкурова А.Б. Проблемы развития человеческого капитала предпенсионеров в условиях трансформации социально-трудовых отношений // Экономика труда. – 2021. – № 5. – c. 523-536. – doi: 10.18334/et.8.5.112044.
3. Антонова О. Фокус на талант // Персонал Микс. – 2017. – № 15.
4. Бражникова Н.Б., Друшляков С.С., Кокуйцева Т.В. Зарубежный опыт управления человеческим капиталом на предприятиях высокотехнологичных отраслей промышленности // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. – 2015. – № 4. – c. 141-145.
5. Иванова И.А., Пуляева В.Н., Харитонова Е.Н. Государственное регулирование кадрового потенциала. / учебное пособие для магистратуры. - Москва : РУСАЙНС, 2020. – 142 c.
6. Земцов С.П., Баринова В.А., Семенова Р.И. Государственная поддержка высоких технологий и инноваций в России // Инновации. – 2019. – № 3 (245). – c. 33-44.
7. Лазарева Е.И., Гаврилова Ю.В. Эффективное управление человеческим капиталом организации в условиях устойчиво-инновационного развития экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 2. – c. 737-746. – doi: 10.18334/vinec.10.2.100937.
8. Ковалева Т.С., Родина Ю.В. Управление персоналом: как привлечь, удержать и мотивировать ценных сотрудников // Вторая региональная научно-практическая конференция: тезисы докладов. Великий Новгород, 2011.
9. Коновалова В.Г. Приоритетное внимание управлению талантами. / Кадровый форум Черноземья. - Воронеж, 2016. – 59-64 c.
10. Кохно П.А. Уровень высокотехнологичного производства определяет человеческий капитал // Экономика высокотехнологичных производств. – 2021. – № 3. – c. 169-180. – doi: 10.18334/evp.2.3.112357.
11. Носкова К.А. Управление талантами инновационной организации // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 14.
12. Онюшева И.В. Управление человеческим капиталом как основа развития национальной экономики // Вестник КазНУ. – 2012.
13. Полевая М.В., Дзаппала Сальваторе, Камнева Е.В. Управление талантами: трактовка, систематизация, опыт // Сетевой научный журнал. – 2018.
14. Рябчикова Н.Н. Талант-менеджмент как необходимое направление развития человеческого капитала в агропромышленном кластере // Лидерство и менеджмент. – 2020. – № 3. – c. 459-472. – doi: 10.18334/lim.7.3.110673.
15. Самородова Е.М., Марченкова Л.М. Развитые и развивающиеся страны: зависимость социально-экономического прогресса от уровня развития человеческого капитала и возможностей его накопления (результаты корреляционного анализа) // Экономические отношения. – 2020. – № 3. – c. 603-628. – doi: 10.18334/eo.10.3.110702.
16. Серкова Н.В., Антохова М.В. Управление талантами как способ повышения эффективности и конкурентоспособности организации // Менеджмент и бизнес-администрирование. – 2015. – № 2. – c. 155-162.
17. Barea, J. M. (2003), “El proceso de creación de EIBT’s. Ciclo vital y apoyos al desarrollo y crecimiento”, in Simón Elorz, K. (Ed.), La creación de empresas de base tecnológica: Una experiencia práctica (The creation of technology-based companies: a practical experience). Proyecto para la promoción de empresas innovadoras de base tecnológica. España, pp. 61-66
18. González-Cruz T., Clemente J.A., Camisón-Haba S. Which factors favour becoming a technology-based & highly innovative firm? The Role of Knowledge. Technological and Managerial Capabilities, and Entrepreneurs’ Education Background’ 2018 ENTRENOVA Conference Proceedings
Страница обновлена: 31.07.2024 в 10:34:22