Transformation of transportation services in Russian tourism under the effect of economic sanctions: tasks and results
Minin E.V.1
1 Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского
Download PDF | Downloads: 19
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 14, Number 4 (April 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=65667610
Abstract:
The article examines the problems of the integrated development of transportation services in the tourism industry, which, on the one hand, should provide consumers with strong emotional experiences, and on the other hand, ensure safe, comfortable and uninterrupted transportation at the present stage and in conditions of financial instability.
The article examines the current situation in the Russian transportation industry under the pressure of foreign sanctions and the impact of such sanctions on the development of the tourism industry. The consequences of the imposed sanctions for the transportation industry are analyzed. In the course of the study, the data on the flow of outgoing tourists and passenger traffic of various types of transport are examined. The tasks of transportation services transformation in the tourism sector under the influence of economic sanctions waere highlighted. The results of the sanctions pressure on the transformation of transportation services in tourism are presented.
Keywords: tourism, transport services, transportation services transformation, economic sanctions impact
JEL-classification: L90, Z31, Z32, L83
Введение
Сейчас сфера туризма и транспорта претерпевает существенную трансформацию, которая вызвана такими глобальными изменениями, как экономическими санкциями 2014 года, COVID-19 и сопряжённые с ней ограничения, и безпрецендентные экономические санкции со стороны западных стран 2022 года которые привели к масштабным ограничениям для Российской Федерации.
В совокупности все эти факторы привели к сокращению выездных поездок российских туристов (рис. 1)
Рисунок 1.1 – Показатели выездных туристских поездок граждан России.
Источник: составлено автором на основании [1]
В период с 2014 -2019 года показатели выезда россиян с целью туризма оставались достаточно стабильными, в 2019 году число выездных поездок граждан России превысило показатель 2014 года, в процентном соотношении рост составил 5,3%. Период всемирной пандемии короновируса 2020 - 2021 года оказал очень серьезное влияние не только на выездной туризм, но и на внутренний, цифры показывают понижение показателя выездных поездок на 72,7% по сравнению с 2019 годом. Различные отрасли экономики по-разному отреагировали на пандемию и именно в этот период туриндустрия переориентировалась на внутренний туризм, увеличился поиск исследования новых регионов и доступности транспортного обеспечения для составления туристической услуги будущим туристам.
Для успешного развития сферы туризма важнейшей задачей является обеспечение устойчивых потоков туристов к её рекреационным объектам с учётом их транспортно-географического положения [2].
Транспортное обслуживание является важнейшей составляющей туристической сферы. От правильно поставленных задач перед транспортным обслуживанием зависит предоставление необходимого качества транспортных услуг российским туристам, что позволит сократить разницу между зарубежным и российским обслуживанием.
С конца февраля 2022 года, на Российскую Федерацию пошло сильное давление в виде целого ряда санкций, в основном со стороны США и Западной Европы. Санкции сильно повлияли как на транспортный комплекс России, так и на транспортное обеспечение туризма, а именно: нехватка запчастей для автомобилей, невозможность импорта по железнодорожным путям и закрытие воздушного пространства.
Но давайте не будем забывать с какого периода начались первые санкции, направленные на Россию. 2014 г. запомнился как год воссоединения территории крымского полуострова с Российской Федерацией, что вызвало первую волну негодования со стран запада и первоочередной задачей обеспечения крымского полуострова являлось создание устойчивых транспортных связей, в том числе для расширения сфер рекреации и туризма [3].
Не будем исключать из ограничений, влияющих на транспортную отрасль, пандемию которая не остановила транспортную отрасль, но затормозила ее развитие.
Вышеизложенные события, являющиеся центром пристального внимания на последующие развитие страны и будут считаться отправной точкой нашего исследования.
Основная часть
1. Состояние транспортного обслуживания в сфере туризма при действии экономических санкций, ситуация как есть
Установленные в 2014 г. и нарастающие в настоящий момент санкции против России значительно изменили состояния сфер жизни населения. Так, первый комплекс санкций, введённых в марте 2014 г. повлиял на туристскую сферу.
Сейчас транспортная и туристическая отрасли достаточно быстро трансформировались, технологический процесс перевозок, безопасность движения, качество сервиса быстрыми темпами нарастили мощь и повысили уровень в сфере транспортного обслуживания.
В настоящее время практически каждый день появляются новые подробности, связанные с введением дополнительных санкций, их последствиями, а также с фактами, подтверждающими все большую устойчивость транспортной отрасли России к этим санкциям [4].
Разберем транспорт на виды и рассмотрим влияние вышеупомянутых санкционных действий на транспортное обслуживание туризма:
Авиационный транспорт.
В конце февраля 2022 года Евросоюз и США начали ограничивать воздушное пространство для российских авиаперелетов. На самом «пике» полеты ограничили 36 стран, на что был сделан зеркальный ответ. Закрытие неба некоторыми странами не означает того, что возможность перелетов полностью закрывается. Авиаперелеты можно совершать через другие страны, например, через Турцию и ОАЭ.
В конце января 2023 появились новости о том, что США начали давление на Турцию по вопросу о запрете российским авиакомпаниям летать на самолетах «Боинг», данные воздушные суда производятся в Америке. Маловероятно, что власти Турции пойдут на реализацию такого сильного удара по экономике страны. В 2022 году Турцию посетили около пяти миллионов туристов из России, а летом совершалось до 750 рейсов в неделю [5].
Для наглядности рассмотрим число выездных туристских поездок граждан России в зарубежные страны c 2019 года по 2023 год с январь по сентябрь в сравнении с 2014 годом (рис. 2).
Рисунок 2 – Страны-лидеры по числу выездных туристских поездок граждан России (тыс. чел.).
Источник: составлено автором на основании [1]
На рисунке отражены страны-лидеры в обслуживании российского туристического потока за период с 2014 по 2023 года. Если комплексно посмотреть на представленную динамику, то можно увидеть, что с 2014 по 2021 г. такие станы как Турция, Казахстан, Финляндия, Украина и Абхазия являлись лидерами по выездному потоку туристов, с 2022 г. показатели изменились и лидирующими станами, принимающими наибольший поток туристов, остались Турция и Казахстан. ОАЭ молодое разувающееся государство развило туристскую сферу для российских граждан в ощутимой мере с 2022 г.
Мы действительно можем наблюдать высокие показатели въездного туристического потока в Турцию и в 2023 году уже за три квартала поток туристов пытается превысить показатели 2022 года. Смело можно сказать, что даже если санкционное давление повлияет на решение Турции о запрете обслуживания российских авиакомпаний, то есть ряд альтернативных страны куда российские туристы могут направиться [6].
Если объем пассажирских перевозок авиатранспортом в России в 2023 году стабилизировался, то Западная Европа и США стали довольно сильно проигрывать из-за закрытого неба. В конце 2022 года некоторые авиакомпании Западной Европы начали выступать за отмену санкций. На рисунке 2 отображены страны, по которым наблюдается отрицательная динамика спроса российских туристов за последние 2 года [7].
Рисунок 2 – Число выездных туристских поездок граждан России в зарубежные страны за 2022-2023 года, сравнение с 2017 годом.
Источник: составлено автором на основании [1]
Российская Федерация нашла способы для обхода санкций и устояла в непростой период, а недружественные страны до сих пор несут сильные потери в экономическом аспекте. Более того, в Евросоюзе боятся, что с окончанием пандемии в Китае европейский рынок станет неконкурентоспособным, ведь воздушное пространство для Китая открыто [7].
Еще рано говорить о свободных авиаперелетах, но Еврокомиссия уже начала призывать Российскую Федерацию к отмене транссибирских платежей с авиакомпаний, использующих для перелетов небо над территорией России [8].
Такая плата с советских времен взимается с иностранных компаний на полеты через Сибирь, что сокращает им полет на 4000 км и приносит России доход около 1 миллиарда рублей в год. Многие считают, что в данной ситуации такой призыв, а скорее «угроза», выглядит анекдотично. Продолжение переговоров по данному вопросу в перспективе, очевидно, будет достаточно жестким.
Железнодорожный транспорт.
На протяжении многих десятилетий российские поезда почти не менялись. Но в последние 10 лет на железных дорогах России появился ряд инновационных новинок, приятно удивляющих пассажиров и повышающих привлекательность поезда как вида транспорта.
Несмотря на санкции, железнодорожная отрасль превзошла все ожидания. Такому удивительному толчку в плане развития железнодорожного удобства являются нашумевшие санкции, т.к. прирост пассажиров связан с закрытием аэропортов туристского направления на юге России. Анапа, Геленджик, Краснодар, Крым – одни из самых популярных мест российского отдыха, в которые летом последних лет было достаточно трудно попасть. Конечно, можно было воспользоваться аэропортами в соседних городах, например, Сочи и Минеральные воды, но не смотря на значительное улучшение транспортного обслуживания, не все радуются комбинированным перевозкам, если есть возможность добраться до места назначения используя всего один транспорт, то именно этот выбор будет в приоритете. Поэтому с экономической точки зрения удобнее было добираться поездами дальнего следования. Для наглядности можно обратить внимание на общую статистику пассажиропотока с 2014 по 2023 год (рис. 3).
Рисунок 3 – Статистика пассажиропотока железнодорожным транспортом дальнего следования с 2014 по 2023 года, январь-ноябрь (млн. чел.).
Источник: составлено автором на основании [9]
Основываясь на официальные источники и видимые статистические показатели именно 2016 год был годом развития и совершенствования пассажирских перевозок, повышения качества и расширения комплекса предоставляемых услуг, тем самым этот год переломил отрицательную тенденцию пассажиропотока. Снижение показателей пассажиропотока в 2015 г. связано с сокращением популярности международного сообщения, прямого и транзитного. Наибольшее снижение количества перевезённых пассажиров наблюдалось в сообщении с Литвой, Молдовой, Казахстаном, Латвией, Киргизией [10].
2019 год стал рекордным в исследуемом периоде, охват пассажирских перевозок достиг 77 регионов России, 27 международных сообщений в 20 стран мира, но пандемия 2020 года перечеркнула все достижения. Но не стоит списывать со счетов ж/д транспорт, ведь санкционное давление и ограничения воздушного пространства могут послужить хорошим толчком для увеличения своих показателей. При этом пассажиропоток дальнего следования в 2023 г. вырос на 1,8% по сравнению с показателями предыдущего года.
Планы ОАО «РЖД» достаточно обширные в плане развития железнодорожной инфраструктуры в новых агломерациях, улучшения транспортных средств и перевозки большего числа пассажиров. С показателями роста новаций и улучшений, введённых РЖД в транспортную отрасль у железнодорожного транспорта есть все шансы на умеренный спад туристического потока при возобновлении перелётов через воздушное пространство в полном объёме.
Автомобильный транспорт.
Ситуация с автомобильным транспортом до сих пор не очень оптимистичная. Рынок запчастей «остается пустым», цены на автомобили растут, а содержать их становится дороже. По официальным данным, в 2022 году стоимость автомобилей выросла на 24 %, несмотря на то, что инфляция зарегистрирована в два раза меньше. Иномарки подорожали уже на 40 % [11].
Частично авторынок сейчас спасает параллельный импорт, автодилеры отдают предпочтение китайским маркам автомобилей. В части положительной динамики можно отметить производство отечественных автомобилей. Так, компания «АвтоВАЗ» организовала перезапуск автомобилей Lada Granta и Niva в более легких версиях, без сложной электроники [12].
Несмотря на то, что процент проданных машин снизился на 46 %, долю на рынке удалось нарастить почти на 7 %. В дальнейшем автомобильная компания планирует расширить свое производство на заводах закрывшихся компаний, которые ушли из России, например на заводе Nissan в Санкт-Петербурге. Также планируют вернуть сложную, «неантикризисную» электронику в автомобили и заняться новыми проектами.
Что касается гарантийного ремонта машин и страховки, то автодилеры несут большие потери. Иностранные компании, покинувшие Россию, не расторгли гарантийные отношения. АвтоВАЗ, который является посредником, не в полной мере предоставляет запчасти. Номенклатура не покрывает весь потребный перечень, некоторые запчасти приходится ждать 2-3 месяца. Остается открытым вопрос о сроках гарантийного обслуживания. Сегодня, при определенных обстоятельствах, автовладельцы могут требовать от автодилеров полную замену автотранспорта или возмещение ущерба по полной стоимости. Многие считают, что в данной ситуации стоит полностью пересмотреть законодательство Российской Федерации, так как достать новую иномарку физически невозможно [13].
С туристскими автобусами происходит такая же ситуация, процент проданных автобусов упал, а производство осталось на том же уровне, то есть равно нулю.
Перспективы развития рынка туристских автобусов аналогичны легковым. Тяжелее всего сейчас приходится частным транспортным компаниям, которые эксплуатируют европейские туристские автобусы.
Текущие ситуации и перспективные планы транспортного обслуживания для туристской сферы не могут не радовать, экономика России явно превосходит все ожидания и прогнозы так называемых экспертов дальнего запада [14].
И так, считать, что российские туристы перестали пересекать российскую границе, не стоит альтернативные пути все же нашлись. Считать, что внутренний туризм не развивается оснований тоже нет, ведь мы видим работу над развитием данного сектора и если для части граждан за рубеж выезжать не очень хочется, то на помощь придёт внутренний туризм создающий хорошие условия для роста спроса и дальнейшего его развития.
Мы оценили действия санкций на транспортное обслуживание сферы туризма, провели анализ имеющейся региональной и федеральной статистики туристического потока на транспортных средствах. Собранные сведения дают нам представления о колоссальном инновационно-экономиком потенциале Российской Федерации.
2. Задачи транспортного обслуживания в сфере туризма в условиях экономических санкций
Стабильная работа транспортного комплекса в сфере туризма необходима для обеспечения бесперебойных процессов организации передвижения туристов в места их назначения.
Правительство приняло целый ряд решений что бы сгладить негативное влияние санкционного давления на транспортную отрасль.
Первой задачей на пути к противодействию санкций является расширение отечественного производства транспортных средств и строительной техники. Речь идёт о производстве авиационных комплектующих, морских судов, современных подвижных составов для железных дорог, автомобильного транспорта общественного пользования.
Приоритетной задачей является развитие Единой опорной сети, которая объединит в себе важнейшие объекты транспортной инфраструктуры для всех видов транспорта и обеспечит единство транспортной системы [15].
Единая опорная сеть обеспечит межрегиональные туристские маршруты и доступность востребованных объектов туризма в рекреационных районах. А также укрепит транспортные связи с Арктической зоной, Дальним востоком, Северным Кавказом, Калининградской областью, Республикой Крым и городом федерального значения Севастополь и решит протяжённые перемещения в наиболее загруженных направлениях популярных агломераций.
Первый этап проекта «Единая опорная сеть» начался в 2021 году и закончится в конце 2024 г. Соответственно первый этап реализации проекта попадает под действия политических противоречий и это не могло не вызвать простои в планах развития проекта. Но если верить средствам массовой информации, то заявления первых лиц страны говорят о смягчении санкционного давления на транспортную отрасль. Первый этап развития Опорной сети является «Повышение пространственной связанности и транспортной доступности территорий» в рамках данного этапа формируются работы над:
- повышением межрегиональной транспортной доступности
территорий Российской Федерации для перевозки пассажиров и грузов;
- приведение транспортной инфраструктуры в соответствие с
нормативными требованиями в части автодорожной инфраструктуры.
На следующем этапе (2025-2030 года) дополнительно учитывается дорожная сеть в 105 агломерациях, представленная магистральными улицами внутри агломерации для обеспечения связности Опорной сети и для обеспечения подъезда к опорным портам, аэропортам, железнодорожным станциям. Этот этап повысит мобильность населения [16].
Ещё одной задачей развития трансформации транспортной отрасли является цифровая трансформация. Цифровая трансформация отрасли ускорит внедрение новых технологий и обеспечит повышение качества транспортных услуг, позволит развить бесшовную модель транспортных перевозок включая все виды транспорта, повысит безопасность и надёжность в продвижении между видами транспорта, а также позволит снизить нагрузку на окружающую среду.
Развитие цифровой трансформации в транспортном обслуживании ощутимо повлияет на санкционный прессинг и позволит решить проблему с импортозамещением в сфере машиностроения, электроники, программного обеспечения, а в последствии позволит повысить качество жизни населения.
Итак, мы выделили три основополагающие задачи, которые повлияют на уровень экономических санкций по отношению к транспортному обслуживанию в туристской отрасли.
3. Отсутствие влияние экономических санкций на транспортное обслуживание в сфере туризма России
Отсутствие влияние экономических санкций на транспортное обслуживание в сфере туризма России, это то к чему мы стремимся и если смотреть на первый раздел данной статьи, то неплохо справляемся, а наращивание внутренней силы в стране, за счёт самостоятельного, независимого развития послужит укреплением экономического суверенитета Российской Федерации.
XXI век уже прославился веком изменений, неким толчком для продвижения и вывода из застоя некоторых сфер экономики России. Санкции делают нашу страну ещё более независимой от зарубежных технологий. Мы создаём свои тренды, которые определяют облик будущего мира. Влиянию таких трендов была подвержена индустрия внутреннего туризма и транспорт. Строительство новых транспортных коридоров дало мощный толчок развитию агломераций, через которые они прокладываются. Транспорт России переживает масштабные реформы: «умные» вагоны, комфортные автобусы, просторные и скоростные электрички. С собственных авто туристы всё чаще пересаживаются на общественный транспорт, потому что с каждым днём повышается уровень комфорта и безопасности для путешественников.
Неустойчивые условия, в которых мы находимся позволяют говорить о том, что никакие вмешательства не дадут рассыпаться российской экономике.
Не каждая стана сможет повышать упавшие экономические показатели и наладить производительные мощи в объёмах, обеспечивающих все уголки такой огромной страны.
Выводы
Существование барьеров для транспортной и в последствии туристской сферы определило выбор отечественных направлений, чем и повлекли за собой период трансформации транспортного обслуживания.
Предлагаемое обслуживание железнодорожного транспорта дают понять степень готовности данного вида транспорта к большим переменам в туристической сфере, ближайшей, раскрытой информацией является беспилотная «Ласточка», всё-таки диджитализация добралась до нас не в последнюю очередь. Это позволит перевести рабочую профессию «машинист» в новое развивающееся направление специального назначения, а все это влияет на целостные показатели уровня дохода населения.
Виртуальная реальность, голосовые помощники, терминалы самообслуживания – это всё трансформация транспортного обслуживания туристской сферы, которую мы уже ощущаем, а влияние санкций, как показывают показатели статистических данных, представленные в работе, не позволили переломить нашу страну.
References:
Bushuev N.S., Mukhina K.P. (2023). Razvitie transportnogo kompleksa Rossiyskoy Federatsii pod davleniem sanktsiy 2022 goda [Development of the transport complex of the Russian Federation under the pressure of sanctions in 2022]. Izvestiya Peterburgskogo universiteta putey soobscheniya. (2). 267-272. (in Russian). doi: 10.20295/1815-588X-2023-2-267-272.
Dementev V.S., Andreeva A.A. (2023). Dinamika vezdnogo i vyezdnogo turizma v Rossii v period 2014-2022 gg [Dynamics of incoming and outgoing tourism in Russia in 2014-2022]. Pskov Regionological Journal. (1). 56-72. (in Russian). doi: 10.37490/S221979310023983-4.
Krylov P.M. (2018). Problemy realizatsii federalnyh tselevyh programm v Respublike Krym (transportno-geograficheskie i logisticheskie aspekty) [Problems of implementation of federal target programs in the Republic of Crimea (transport-geographical and logistics aspects)]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Estestvennye nauki. (4). 80-89. (in Russian). doi: 10.18384/2310-7189-2018-4-80-89.
Krylov P.M. (2020). Sotsialno-ekonomicheskie prioritety prostranstvennogo razvitiya (po materialam strategiy razvitiya transportnyh sistem regionov rossii) [Socio-economic priorities of spatial development (based on the materials of strategies for the development of transport systems in Russian regions)]. Moscow Economic Journal. (10). 10-23. (in Russian). doi: 10.24411/2413-046X-2020-10667.
Rozanova T.P. (2022). Antikrizisnye mery po snizheniyu posledstviy vliyaniya sanktsiy na sferu turizma Rossii [Anti-crisis measures to reduce the consequences of the impact of sanctions on the tourism industry of Russia]. Management Sciences. (2). 45-54. (in Russian). doi: 10.26794/2304-022X-2022-12-245-54.
Scherbanin Yu.A. (2020). Transport Rossii: shest let ekonomicheskikh sanktsiy [Russian transportation: six years of economic sanctions]. Problems of forecasting. (3). 69-81. (in Russian).
Sitkevich D.A., Kuek S.E. (2023). Vliyanie sanktsiy na dinamiku rossiyskogo turisticheskogo rynka [Impact of sanctions on the dynamics of the Russian tourist market]. Russian Economic Developments. (8). 66-76. (in Russian).
Страница обновлена: 28.04.2025 в 02:11:09