The market of consulting services in conditions of uncertainty

Sorokin A.V.1,2, Saginova O.V.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
2 Frank RG

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 14, Number 3 (March 2024)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=63861856

Abstract:
This article examines the role of consulting companies in emerging markets under increased uncertainty and sanctions. Based on the analysis of industry reviews, expert opinions and scientific publications, the article discusses the importance of consulting services in terms of filling institutional voids and solving new management problems caused by changes in the external environment and imposed sanctions restrictions. The article analyses the mechanisms of consulting companies adaptation to the imposed restrictions, including the registration of new agencies based on the Russian offices of large consulting companies, the use of foreign branches in friendly countries, and activation of educational organizations in the consulting services market. The study showed changes in the actors of the market, criteria for choosing a consulting company, and personnel recruitment problems; but at the same time, it revealed rapid adaptation of consulting companies to dynamically changing conditions, sustainability of key financial indicators and further opportunities for market development in the face of sanctions.

Keywords: consulting companies, consulting services market, emerging markets, uncertainty, institutional voids, sanctions, adaptation mechanisms

JEL-classification: D02, M20, L20, L26



ВВЕДЕНИЕ

Консалтинговые услуги представляют собой значимый сегмент современной бизнес-среды, который играет важную роль в повышении эффективности и конкурентоспособности предприятий на национальном и мировом рынках. В условиях быстро меняющейся экономической среды, постоянного роста конкуренции и технологических инноваций своевременное получение качественных консалтинговых услуг может стать важной частью успешной стратегии развития предприятий различных отраслей и масштабов. В контексте антироссийских санкций и их влияния на бизнес-среду страны важно определить, изменилась ли востребованность, уровень предложения и роль консалтинговых услуг, в каком направлении развивается этот рынок, насколько современная ситуация способствует/препятствует экономическому развитию страны и конкурентоспособности российского бизнеса.

В условиях мировой политической нестабильности и введения санкций со стороны западных стран российские предприятия столкнулись с рядом новых вызовов и рисков. Санкции как инструмент внешней политики сказались на многих аспектах бизнес-среды в России, включая доступ к международным рынкам, финансирование и технологическое сотрудничество. В этом контексте квалифицированные консалтинговые услуги могут помочь российским компаниям в адаптации к новым условиям, в более эффективном управлении рисками и поиске альтернативных рынков и источников ресурсов.

Таким образом, исследование влияния санкций на рынок консалтинговых услуг в России крайне актуально, поскольку позволяет понять, какие конкретные потребности и вызовы возникают у компаний в условиях санкционного давления, и как консалтинговые фирмы могут помочь предприятиям эффективно отвечать на эти вызовы.

Целью статьи является выявление роли консалтинговых услуг на развивающихся рынках, изменений на рынке консалтинга в условиях санкционных ограничений для определения направления их развития в России.

Методы исследования: Статья подготовлена с использованием данных официальных статистических источников и отчетов государственных органов и организаций, которые занимаются сбором информации о консалтинговой отрасли в России. В рамках исследования использовались анкетирование и опросы клиентов консалтинговых агентств, а также представителей предприятий малого и среднего бизнеса, экспертные интервью с представителями и сотрудниками ведущих российских консалтинговых компаний. Для подготовки статьи проведено исследование финансовой отчетности консалтинговых компаний, сравнительный анализ рынка консалтинговых услуг в России с аналогичными рынками в других странах (США, Индия, Китай).

Новизна и научная ценность статьи состоит в выявлении механизмов адаптации консалтингового бизнеса к новым условиям и обосновании необходимости поддержки и развития услуг управленческого консалтинга в современной России.

РОЛЬ КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

Консалтинговый бизнес сильно фрагментирован, на рынке консалтинга работают множество консалтинговых фирм, начиная от компаний «большой тройки», занимающихся глобальным стратегическим консалтингом, и заканчивая большим количеством индивидуальных/независимых консультантов. Данная сфера бизнеса не является государственно регулируемой ни в России, ни за рубежом, в отличие от других предприятий, предоставляющих профессиональные услуги в области бухгалтерского учета и юридического сопровождения бизнеса [1]. На российском рынке консалтинга не наблюдается активной работы по саморегулированию - созданию профессиональных организаций и различных ассоциаций консультантов. Помимо различий в размерах и масштабах, существует большое разнообразие в позиционировании и дифференциации различных консалтинговых фирм и услуг, предоставляемых консалтинговыми компаниями (рис. 1).

Рисунок 1. Типология консалтинговых услуг, составлено автором

Источник: составлено авторами

Консалтинговые предприятия могут предоставить не только необходимую информацию и знания, но и подтвердить легитимность инновационных решений за счет своей экспертизы, знаний и опыта [2]. Учитывая преимущества реализации таких консалтинговых решений, фирмы в странах с развивающейся экономикой, принимая решение использовать подобные услуги, могут снизить внешние риски и неопределенность, а также повысить устойчивость к изменениям в рамках отрасли и экономики страны в целом.

Несмотря на такие объективные преимущества использования консалтинговых услуг как оптимизация бизнес-процессов, повышение эффективности, конкурентоспособности, снижение расходов и издержек, улучшение финансовых показателей, а также более эффективное внедрение инноваций на предприятиях, подобный аутсорсинг части управленческих решений не всегда может иметь положительный эффект [3]. Исследования показывают, что зачастую не удается повысить эффективность операционной деятельности предприятия из-за сложности внедрения рекомендованных консультантами управленческих решений [4]. Скорость принятия решений может также быть ниже, в том числе из-за сложности выбора поставщиков консалтинговых услуг. Консалтинговые фирмы обвиняют в том, что их рекомендации лишь отражают то, что компании – клиенты хотят услышать. Такие компании также часто критикуют за предоставление заранее определенных решений уникальных проблем и негибкость в быстро меняющейся среде [5]. Рекомендации консалтинговых компаний также могут использоваться клиентами для обоснования перед руководством уже принятых решений. Международный консалтинг сталкивается с дополнительными трудностями, поскольку консультанты могут плохо разбираться в культурных особенностях рынка, исходить из изначально этноцентрического предположения, что методы и рекомендации, которые работали в рамках их собственной культуры, могут столь же эффективно работать в рамках других культур [6]. Более того, специфичен и характер предлагаемых услуг, поскольку данные услуги сложно поддаются измерению, ведь с одной стороны, далеко не все предприятия открыто заявляют о том, что то или иное стратегическое решение было принято с помощью предоставленной экспертизы со стороны консалтинговой компании, а с другой стороны, сложности возникают и при оценке и измерении качественных результатов оказанных услуг.

Особую роль консалтинговых услуг в странах с развивающейся экономикой можно увидеть в институциональном аспекте. Консалтинговые услуги позволяют компенсировать наличие так называемых институциональных пустот, т.е. отсутствие организаций и формальных институтов, которые бы поддерживали верховенство закона, управление и уважение к частной собственности и другие институты, регулирующие (формально или неформально) взаимоотношения участников рынка. В условиях существования институциональных пустот предприятиям приходится самим выполнять определенные институциональные обязанности. Однако в этом случае они вряд ли будут действовать объективно. Возникающий в результате конфликт интересов является причиной отсутствия доверия между покупателями и продавцами и коррупции на этих рынках. К последствиям институциональных пустот можно помимо коррупции отнести чрезмерную бюрократизацию, недостаточную защиту интеллектуальной собственности, сокращение горизонта планирования, снижение прибыльности и рентабельности компаний (рис. 2).

Рисунок 2. Институциональные пустоты на развивающихся рынках, Источник: составлено автором

3
2
Консалтинговые компании предоставляют ценные ресурсы в виде практических легитимных рекомендаций, основанных на их знаниях и опыте. Так, когда предприятиям не хватает необходимой информации, знаний или опыта, замещающая роль консультантов может быть крайне эффективной в стимулировании развития и поддержания бизнес-процессов [7].

Таким образом, на развивающихся рынках необходим дополнительный механизм, который способствует операционной деятельности, контролируя внешние неопределенности и помогая справляться с вызовами в том числе в условиях нестабильной экономической и геополитической ситуации. Подобным механизмом и проводником компаний на развивающихся рынках и могут стать признанные консалтинговые компании, которые будут предлагать инновационные решения, успешно используемые на различных рынках. [8].

СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК КОНСАЛТИНГА В РОССИИ

Структура российского рынка управленческого консалтинга сложилась, начиная с 2000-х годов и соответствовала до февраля 2022 г. мировым трендам. Верхний уровень консалтинга занимали компании «большой тройки»: McKinsey, BCG и Bain, выполнявшие самые масштабные управленческие проекты. Значительную долю рынка занимали консалтинговые подразделения компаний «большой четверки» (PwC, E&Y, KPMG, Deloitte). К компаниям второго уровня можно отнести ATKearney, Oliver Wyman, Roland Berger, Arthur D. Little, Accenture. Крупнейшими российскими игроками рынка консалтинга являлись Strategy Partners и SBS Consulting, а также и ряд небольших и часто узко специализированных компаний, работавших в нефтегазовой или телекоммуникационной сфере.

После ухода зарубежных компаний с российского рынка компании «большой тройки» объединились на базе российского офиса McKinsey под брендом «Яков и партнеры». Международные компании второго уровня, использовавшие модель франчайзинга, и оставшиеся в России, сменили названия: Arthur Consulting (бывшая Arthur D. Little) Аксеникс (бывший Accenture), и Partners in Efficiency (бывшая Partners in Performance). По тому же пути смены названия пошли российские подразделения аудиторских компаний «большой четверки»: они разорвали формальные связи с материнскими международными компаниями и стали самостоятельными (табл.1).

Таблица 1

Новые названия российских компаний «большой четверки»

Изменение названий российских компаний «большой четверки»
Было
Стало
Ernst & Young
Б1
PricewaterhouseCoopers
Технологии доверия
KPMG
КЭПТ
Deloitte Touche Tohmatsu Limited
Деловые решения и технологии
Источник: составлено автором

Сейчас эти компании стремятся занять рыночную нишу ушедших с рынка крупнейших консалтинговых компаний первого уровня.

На российском рынке консалтинга за последние годы также активно развивались и российские малые и средние консалтинговые агентства. При первоначальной оценке ситуации на рынке консалтинговых услуг предполагалось, что эти компании, скорее всего, не смогут полностью заменить более крупные агентства из-за отсутствия опыта оказания услуг в разных отраслях, а также недостаточной клиентской базы из различных отраслей экономики. Компании на российском рынке, по оценке экспертов рынка, по-прежнему предпочитают выбирать агентства, с которыми ранее были выстроены долгосрочные и эффективные деловые отношения. Более того, по мнению экспертов, несмотря на имеющийся опыт долгосрочного сотрудничества, выделившимся в результате реорганизации компаниям могло потребоваться снизить цены на свои услуги из-за нарастающей конкуренции со стороны российских консалтинговых компаний, особенно при отсутствии необходимости аудиторских заключений известных международных организаций [9].

Тем не менее, по результатам 2022 года с уверенностью можно констатировать, что громкие уходы зарубежных компаний с рынка, а также реструктуризация оставшихся игроков не привели к серьезным негативным последствиям на рынке консалтинговых услуг. Несмотря на довольно существенное сокращение количества аудиторских компаний (4,1 тысяча компаний в 2019 году против 3,1 тысяча компаний в 2022), такое сокращение не выбивалось из общего тренда (рис. 3).

Рисунок 3. Количество аудиторских организаций в России – динамика. Источник: Радар Консалтинг «Стремительное сокращение аудиторских компаний в 2022 году» [10].

Рисунок 4. Выручка компаний большой четверки в динамике

Источник: составлено автором на основе Информационного ресурса СПАРК

Если рассматривать общие финансовые результаты деятельности, то можно отметить лишь незначительное снижение дохода аудиторских предприятий большой четверки по разным оценкам в размере от 3% до 6% [11]. Однако, данные оценки рассматривают исключительно головные компании групп. При анализе динамики всех компаний групп большой четверки падение выручки составляет лишь около 2% (рис. 4). Эта динамика объяснима в целом замедлением общего экономического развития в 2022 году.

К характеристикам текущей ситуации на рынке услуг управленческого консалтинга в России эксперты относят изменения в процессах выбора консалтинговой компании, изменения состава игроков на рынке, вопросы с доступом к международным базам данных, опыта и лучших практик, а также кадровые проблемы рынка.

Особенностью современного российского рынка консалтинга является активизация на нем образовательных организаций. Вузы, в первую очередь НИУ ВШЭ и РАНХиГС - активно продвигают свои консалтинговые услуги государственным органам, компаниям с государственным участием и предпринимательским структурам. По мнению экспертов отрасли консалтинговые услуги образовательных организаций начали активно развиваться в рамках национальной программы «Приоритет-2030», в которой были созданы центры компетенций в НИУ ВШЭ, Иннополисе, ИТМО, МФТИ, Сколково и Институте системного программирования имени В.П. Иванникова.

Произошли изменения и в процессах выбора поставщиков консалтинговых услуг и поиска клиентов. Если раньше компании - клиенты бывшей «большой четверки» не задумывались о поставщике консалтинговых услуг и выбирали проверенные и известные агентства, то после ухода международных компаний из России они ищут адекватную замену с соответствующим качеством услуг. В связи с этим перед консалтинговыми компаниями стоит задача продвижения своих услуг, а перед российскими преемниками консалтингового бизнеса известных международных агентств – задача удержания своих традиционных клиентов, демонстрации надлежащего уровня своих услуг. По мнению экспертов отрасли консалтинговые компании создают более клиентоориентированные продукты [12]. Раньше ведущие международные агентства сами выбирали клиентов, с которыми они были готовы работать, диктовали им свои условия, предлагали стандартные продукты с небольшой кастомизацией. Сегодня компаниям приходится прилагать усилия для удержания клиентов, предлагать адаптированные решения, ориентируясь на конкретные потребности заказчиков.

Из направлений управленческого консалтинга в России отмечается рост спроса на оценку бизнеса и сопровождение сделок, разработку стратегии и бизнес-планов в связи со сменой акционеров, поставщиков и бизнес-партнеров. В отдельный вид консалтинга выделяются заказы на планирование логистических цепочек, решение управленческих проблем бывших дочерних предприятий иностранных компаний, ставших независимыми и не получающих уже должной управленческой поддержки. Отмечается увеличение заказов на маркетинговый консалтинг, поскольку новые российские продукты и бренды нуждаются в продвижении.

Многие консалтинговые компании столкнулись с трудностями доступа к международным базам данных, опыта и лучших практик. Если раньше у российских представительств международных консалтинговых агентств был доступ к международным базам знаний готовых проектов, то после отделения их от головных офисов такого доступа они лишились. При этом по мнению многих экспертов российский консалтинг продолжает работать с международными экспертами через филиалы международных агентств в дружественных странах. Доступ к международным базам знаний, опыта и лучших практик не закрылся, но существенно усложнился.

Это, в свою очередь, обострило вопрос о квалификации консультантов. Консалтинговые компании испытывают недостаток не столько высококвалифицированных экспертов, сколько специалистов нижнего и среднего звена. Требует изменений система подготовки кадров для консалтинга. Раньше большинство крупных консалтинговых компаний проводили специальные профориентационные программы и семинары для студентов ведущих вузов, работали со студентами, начиная с 1–2 курсов. Сейчас эта система нарушена, и выпускники, планирующие трудоустройство в консалтинге, уже не могут ориентироваться просто на бренд известного работодателя, рассчитывая получить в известной международной компании необходимый для дальнейшей карьеры опыт и знания [13]. Если ведущих международных специалистов российские компании могут привлечь через своих партнеров или созданные представительства в Казахстане, Узбекистане или в других дружественных странах, то персонал среднего и нижнего уровня реально набирать в России, создав для этого систему профессиональной ориентации и подготовки.

При оценке перспектив развития российского рынка управленческого консалтинга эксперты достаточно оптимистичны и сходятся на том, что спрос на услуги консультантов в России будет расти [13]. Этому есть несколько причин. Во-первых, хотя в 2022–2023 гг. российские компании смогли самостоятельно решить многие возникшие проблемы, перестроили свои логистические цепочки и договорились с новыми поставщиками и партнерами [14], разработка логистических стратегий и стратегий импортозамещения потребует большего объема профессиональных компетенций и экспертизы, которые смогут обеспечить консультанты. Во-вторых, структура бизнеса во многих российских отраслях изменилась, компании приобрели или построили новые производственные предприятия и комплексы, заменяющие импортное сырье и комплектующие. Руководство изменившимися предприятиями пытается выстроить бизнес с наибольшей эффективностью, стабилизировать его структуру. Сейчас для них важны краткосрочные тактические планы, но по мнению экспертов уже к концу 2024 года большинству компаний потребуется разработка комплексной стратегии, и следовательно, будут востребованы компетенции, знания и комплексный подход консультантов [13].

Российский консалтинг вслед за российскими компаниями будет продвигаться на азиатские рынки: Иран, Индию, представляющие огромный потенциал для развития. Такая географическая экспансия потребует не только знания этих рынков и их особенностей, но и опыта формирования масштабных стратегий развития.

Эксперты считают, что структура российского рынка консалтинга постепенно вернется к традиционной международной трехуровневой модели. Сформируется российская «тройка» или «четверка» компаний, специализирующихся на стратегическом консалтинге. Сейчас к этому уровню можно отнести компании «Яков и партнеры» и Strategy Partners. Второй уровень уже формируют консалтинговые подразделения российских компаний, отделившихся от аудиторских компаний «большой четверки». Наконец, третий уровень активно формируют российские средние и малые компании, специализирующиеся на отдельных отраслях или направлениях консалтинга.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Роль консалтинговых компаний на развивающихся рынках в условиях неопределенности и быстрых изменений крайне важна в контексте заполнения институциональных пустот, решения новых управленческих проблем бизнеса в результате происходящих изменений и введенных ограничений.

Анализ участников российского рынка управленческого консалтинга показал, что консалтинговые компании успешно адаптируются к новым условиям и активно способствуют их стабилизации и эффективному развитию отрасли. Следует отметить, что в российском контексте, несмотря на факторы, стимулирующие уход компаний из страны, наблюдается рост компетенций в управлении рисками — компании, освоившие стратегии управления рисками, демонстрируют устойчивость по выручке. Это свидетельствует о высокой адаптивности консалтинговых компаний к сложившимся экономическим условиям.

Важным аспектом для понимания перспектив рынка консалтинга является анализ тенденций укрепления цифровых технологий и повышения спроса на консалтинг в области цифровой трансформации. Это открывает новые перспективы для консультантов, предоставляющих экспертизу в области инноваций и технологического развития.

Развиваясь в контексте текущих вызовов, консалтинговые компании на российском рынке продолжают играть важную роль в формировании экономического ландшафта, обеспечивая устойчивость и эффективность бизнеса в условиях динамичных изменений.


References:

Animitsa E.G., Zvereva S.A., Novikova N.V. (2009). Institutsionalnaya podderzhka subektov malogo i srednego predprinimatelstva - vazhneyshiy faktor modernizatsii ekonomiki munitsipalnogo obrazovaniya [Institutional support for small and medium-sized businesses is the most important factor in the modernization of the municipal economy]. Journal of the Ural State University of Economics. (3(25)). 114-123. (in Russian). doi: KWYRXD.

Back Y., Parboteeah K. P., Nam D. (2014). Innovation in Emerging Markets: The Role of Management Consulting Firms Journal of International Management. 20 (4). 390-405. doi: 10.1016/j.intman.2014.07.001.

Belyaeva S.S. (2009). Problemy upravlencheskogo konsaltinga v sovremennyh usloviyakh [Current issues of administrative consulting]. Bulletin of Omsk University Series. (1). 114-116. (in Russian).

David R.J., Sine W.D., Haveman H.A. (2012). Seizing Opportunity in Emerging Fields: How Institutional Entrepreneurs Legitimated the Professional Form of Management Consulting Organization Science. 24 (2). 356-377. doi: 10.1287/orsc.1120.0745.

Israfilov N.T., Ketsyan S.M., Garyavin A.N. (2016). Sovremennyy konsalting: problemy i reshenie [Modern consulting: problems and solutions]. Bellutin of the St. Petersburg State Agrarian University. (45). 177-182. (in Russian).

Romashkov A.S. (2014). Strategicheskie prioritety i faktory razvitiya sfery konsaltingovyh uslug v Rossii [Strategic priorities and factors of development scope of consulting services in Russia]. Bulletin of the Saint Petersburg State University of Economics. (5(89)). 109-111. (in Russian).

Semadeni M. (2006). Minding your distance: How management consulting firms use service marks to position competitively Strategic Management Journal. 27 (2). 169-187. doi: 10.1002/smj.510.

Sorokin A.V., Saginova O.V. (2023). Rynok upravlencheskogo konsaltinga v usloviyakh nestabilnosti [The management consulting market in an unstable environment]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (4). 995-1006. (in Russian). doi: 10.18334/epp.13.4.117479.

Trott P., Hoecht A.H. (2006). The innovation risks of strategic outsourcing Technovation. 26 (5-6). 672-681. doi: 10.1016/j.technovation.2005.02.004.

Страница обновлена: 06.05.2025 в 11:29:10