The sanctions factor in the foreign economic activity of Russian companies and government support measures

Tkachenko M.F.1, Fomicheva A.S.2, Tolmachev P.I.1
1 Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации
2 ООО «Атлас»

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 13, Number 12 (december 2023)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=63549405

Abstract:
The article provides an overview of the sanctions imposed on Russia, assesses their scope, and analyzes the measures taken by the state to counteract them. An analysis of the benefits (macroeconomic, transport, logistics, and industrial ones) that Russia has gained from the sanctions imposed against it is also conducted. A special place in the research is occupied by the classification of measures of state support for participants in foreign economic activity in the context of sanctions. The support measures are as follows: business benefits within the framework of financial support measures, subsidies, which have a targeted and targeted nature, measures related to mitigating the payment of various types of payments, contributions, fines and other administrative measures, including tax burden, legalization of parallel imports, etc. Conclusions about the effectiveness of the support measures are drawn. The authors conclude that the proposed support measures have different meanings for large companies and SMEs, but undoubtedly contribute to increasing the role of the state in the economy.

Keywords: sanctions, foreign economic activity, countermeasures, small and medium-sized enterprises

JEL-classification: F51, L26, M11, M21



Введение

В текущей геополитической реальности легкость и субъективность применения санкций в одностороннем порядке стали неотъемлемой чертой существующего миропорядка и свидетельством грубого нарушения международного права, которое всегда рассматривало санкции как механизм коллективного наказания. Санкционное давление со стороны Запада на «неугодные» им режимы фактически является способом политического и экономического принуждения следовать правилам неоколониальной системы. При этом последствия как для стран, вводящих санкции, так и для подсанкционных стран, непредсказуемы и могут иметь реверсивный характер, что доказывает история санкционного давления. Россия в новейшей экономической истории попала под наиболее мощные санкции со стороны западного мира, что заставило полностью изменить стратегию развития как на уровне государства, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. В настоящей статье будет дана оценка санкционных угроз в отношении России, а также определена эффективность контрмер на государственном уровне и действий со стороны государства по преодолению последствий санкций и оказанию содействия участникам ВЭД.

Оценка масштаба введенных против России санкций и мер противодействия им

Санкции против России стали вводиться задолго до начала СВО, начиная с 2014 г. и, по выражению И.Н. Тимофеева, период с 2014 по 2021 гг. можно считать «вегетарианским этапом», когда санкции в большей степени создавали информационный шум, а в целом «влияние санкций на экономическое развитие и торговлю России можно было считать ничтожным» [1]. Наиболее масштабные санкции были введены после февраля 2022 г. и тенденции к их ослаблению не предвидится.

К декабрю 2023 г. против России введено почти 19 тысяч санкций [2]. В классификатор санкций попали финансовые и торговые ограничения, ограничения свободы передвижения, разного рода персональные санкции, а также санкции, которые коснулись гуманитарного и культурного сотрудничества российских физических и юридических лиц с западными партнерами.

На наш взгляд, наиболее чувствительными для российских предпринимателей и государственных корпораций стали следующие санкционные меры стран Запада:

- запрет на экспорт топлива для реактивных двигателей, квантовых компьютеров и передовых полупроводников, высокотехнологичной электроники, программного обеспечения, а также древесины, цемента, удобрений, морепродуктов и спиртных напитков;

- заморозка активов и запрет на операции с ключевыми российскими банками;

- запрет на заход российских судов в порты ЕС;

- запрет на передвижение по территории ЕС российских и белорусских перевозчиков;

- уход с российского рынка Maersk и других крупных транспортных линий, отказ принимать российские грузы.

Также российский бизнес испытал серьезные проблемы, сопряженные с колебаниями валютных курсов, отключением ряда коммерческих банков от SWIFT, а также отказом ряда компаний осуществлять поставки товаров в Россию и продлевать контракты с российскими дистрибьюторами.

В ряде исследований отмечается, что наибольший риск испытали предприятия, находящиеся в Северо-Западном федеральном округе, поскольку в большинстве своем были ориентированы на страны ЕС [3].

Целый ряд исследований демонстрируют, что введенные санкции имеют негативное влияние не только на российскую экономику и бизнес [4; 5], но и самым неблагоприятным образом сказываются на состоянии мирохозяйственных связей в целом и отдельных стран и регионов мира, повышая стоимость энергоносителей, стимулируя глобальную инфляцию и нарушая глобальные цепочки поставок [6; 7; 8; 9].

Вместе с тем страны Запада предлагают еще в большей степени усилить санкционное давление и использовать новые дискриминационные меры против России.

Так, Швейцария предполагает в ближайшем будущем принять решение об отмене РНБ в рамках ВТО на основе анализа от Федерального департамента экономики, образования и науки. Страны G7 планируют ужесточать ограничения по использованию России международной финансовой системы, а также ограничить экспорт всех товаров, имеющих решающее значение для военной и промышленной базы России. Великобритания намерена принять закон о замораживании активов России, а США хотят ввести меры, связанные с конфискацией имущества подсанкционных лиц. Кроме того, США и их союзниками обсуждается механизм применения вторичных санкций, чтобы ограничить возможности получения товаров и технологий российскими компаниями через «третьи» страны. Также сюда можно отнести ряд т.н. отраслевых санкций, которые, как предполагается, окажут воздействие на российскую энергетику, добычу алмазов, а также финансовую сферу [10].

В целом наиболее чувствительные санкции фактически уже были введены в отношении российской экономики, а также физических лиц, теперь в основном речь идет о контроле за их соблюдением. В силу этого страны-члены ЕС попытаются определить орган в 2024 году, который был бы ответственен за соблюдение режима санкций и предотвращение их обхода.

На этом фоне следует отметить продуманную антисанкционную политику со стороны Президента и Правительства РФ, которая, с одной стороны, нацелена на реализацию ответных мер в отношении правительств и хозяйствующих субъектов стран Запада и их союзников, а, с другой стороны, на поддержку российских предпринимателей и государственных корпораций, наиболее пострадавших от санкционного режима.

В этом контексте следует отметить, что в перечень контрмер Российской Федерации вошли «ограничения на экспорт отдельных видов товаров», а также «ограничение и допущение валютных операций». К мерам поддержки можно отнести финансовые и регулятивные меры, а также меры поддержки по отдельным секторам экономики.

Наиболее заметными контрмерами, направленными на экономическое давление на страны Запада, стали:

1. Ограничения или запрет на вывоз из страны и ввоз в нее отдельной продукции и сырья, кроме товаров, перевозимых гражданами для личного пользования. Они определены указом Президента РФ о применении специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности [11]. В июле 2023 года действие указа продлено до конца 2025 года. Правительство определило перечень ранее ввезенных в Россию из-за рубежа товаров и оборудования, которые временно запрещается вывозить из страны. До конца 2022 года был введен запрет на вывоз из России более 200 наименований товаров, а также введен запрет на ввоз в Россию различных товаров на общую сумму 9 млрд. долл. США в год, в том числе мясных и молочных продуктов, рыбы, овощей, фруктов и орехов [12].

2. Переход на рубли

31 марта 2022 года Путин подписал указ о новом порядке расчетов за поставки природного газа в недружественные страны за российские рубли. Кроме того, был введен порядок исполнения в рублях обязательств перед компаниями из недружественных стран, выплат по внешнему валютному госдолгу [13].

3. Запрет на совершение сделок и исполнение обязательств перед зарубежными физическими и юридическими лицами, подпавшими под ответные ограничительные меры, а также вывозить из России сырье и продукцию в пользу этих лиц (установлен указом Президента РФ «О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций») [14].

Так уже в мае 2022 г. правительство РФ утвердило перечень юридических лиц, в отношении которых были введены ответные санкции – всего 31 организация из «недружественных стран». Затем ситуация развивалась по нарастающей и к 5 ноября 2022 г. список пополнился еще более чем 70 организациями, в отношении которых, в том числе, должны применяться специальные экономические меры в области военно-технического сотрудничества.

Кроме того, 29 сентября 2022 года был подписан указ Президента РФ, который предоставил правительству РФ право на введение запрета на автомобильные грузоперевозки по России для компаний из недружественных стран.

22 декабря 2022 года президент России подписал указ о применении специальных экономических мер в сфере поставок природного газа в связи с недружественными действиями США и примкнувших к ним стран и организаций. В частности, указом предусмотрено, что "Газпром" не будет исполнять некоторые обязательства по оплате газа лицам из таких стран, если цена превысит установленную кабмином [15].

Введенные Западом санкции и контрсанкции со стороны России стали стимулом для изменений в стратегии экономического развития и несмотря на имеющийся негативный эффект определили возможности получения некоторых выгод.

1. Макроэкономические выгоды:

1.1 Снижение либерализации в части валютного регулирования и валютного контроля, что способствовало в определенной степени ужесточению контроля за оттоком капитала за рубеж и возвратом валютной выручки в страну. В одном из последних указов Президента РФ «Об обязательной продаже иностранной валюты некоторыми российскими экспортерами» определено, что 43 экспортера, доля экспорта в выручке которых превышает 60%, должны будут зачислять не менее 80% выручки на счета в России в течение 60 дней с момента получения валютной выручки, затем продавать из зачисленной выручки не менее 90% в течение двух недель. Продавать при этом нужно не менее 50% средств, полученных в соответствии с каждым экспортным контрактом, не позднее 30 дней с момента получения. При этом список таких экспортеров публично не публиковался.

Также следует отметить расширение отчетности в рамках валютного контроля, когда российские лица должны ежеквартально отчитываться в налоговую о движении денежных средств, а также иных финансовых активах на иностранных счетах или транзакциях с использованием зарубежных электронных средств платежа (от 600 тыс. руб.) [16].

1.2 Развернутая кампания по деоффшоризации экономики, которая выразилась в редомиляции российского бизнеса. Несмотря на предпринимаемые ранее усилия российских властей по деоффшоризации российской экономики, такой шаг со стороны российских компаний стал возможным только в условиях санкций, когда начались ограничения, связанные с выплатой дивидендов акционерам и остановке торгов и делистингу с биржи NASDAQ. Наиболее успешными примерами редомиляции бизнеса стали компании «Русал», «VK», «En+», «Лента». Некоторые из перечисленных компаний начали процесс редомиляции до введения санкций, некоторые в период их введения. Известно, что к процессу редомиляции готовятся ГК «Мать и дитя», «Тинькофф», «Эталон», Fix Price, TCS Group и другие. К концу 2023 года Минэкономразвития ожидает 250 компаний в российских САР на островах Русский и Октябрьский [17].

1.3 Возможности для рубля стать резервной валютой на цифровой основе в рамках процесса дедолларизации с учетом тесной кооперации со странами ЕАЭС [18].

2. Транспортно-логистические выгоды:

2.1 Стимул к развитию Сибири и Дальнего Востока посредством завершения масштабных транспортных проектов еще советского прошлого, а именно Транссиба и БАМа, которые позволят решить проблему ограничений поставок в страны Восточной и Юго-Восточной Азии вследствие неразвитости транспортных коридоров.

2.2 Российские перевозчики смогли извлечь прибыль на запрете на автомобильные грузоперевозки по России для компаний из недружественных стран.

3. Отраслевые выгоды, которые выразились в увеличении загруженности производственных мощностей вследствие увеличения переработки собственных сырьевых ресурсов внутри страны. Следствием этого стал рост выпуска в машиностроении на 30-40% [18]. Кроме того, произошло высвобождение части спроса за счет ухода западных производителей.

Анализ мер государственной поддержки российских участников ВЭД

Однако следует отметить, что контрсанкции России не пропорциональны введенным антироссийским санкциям. Это является следствием того, что Россия сконцентрировалась не на противодействии, а на развитии экономического потенциала, постепенно выбираясь из «ловушки собственных сравнительных преимуществ». Складывается модель мобилизационной экономики, которая предполагает сокращение инструментов финансовой либерализации, построение новой модели инвестиционной политики, нацеленной не на бездумное привлечение иностранных инвестиций, а на создание инвестиционных фондов развития за счет собственных средств.

В практическом смысле слова это выражается в увеличении мер поддержки участникам ВЭД и иным хозяйствующим субъектам, которые вводились постепенно и предполагают их последовательную пролонгацию или корректировку в зависимости от текущей «санкционной» конъюнктуры. Анализ таких мер позволил разделить их на несколько категорий [19]:

1. Льготы для бизнеса в рамках финансовых мер поддержки.

- льготы на ввоз продуктов и сырья: Совет ЕЭК принял решение обнулить ставки ввозных таможенных пошлин на товары из категории живой и молочной продукции, овощей, семян, фармацевтики, электроники, оборудования и других товаров на 6 месяцев;

- льготные кредиты для системообразующих IT-организаций, строительных предприятий: для первых возможно получение кредитов на пополнение оборотных средств по льготной ставке 11% годовых, для вторых – займов по льготной ставке до 11% годовых на реализацию инвестиционных проектов;

- льготные кредиты для транспортных предприятий и компаний АПК, которые могут получить займы по льготной ставке на поддержание текущей деятельности, а также льготные кредиты предприятиям ЖКХ, для инвесторов в сфере обращения с отходами и медиаорганизаций;

- льготные кредиты для импортеров для закупок необходимой для граждан России продукции, пользующейся спросом на внутреннем рынке;

- льготные тарифы на перевозку сельхозпродукции, связанные с субсидированием железнодорожных перевозок сельскохозяйственной продукции по льготным тарифам.

2. Субсидии, имеющие целевой и адресный характер.

- субсидии на грузоперевозки по Севморпути;

- субсидии бизнесу на трудоустройство молодежи, когда работодатель может получить господдержку в рамках программы субсидирования найма при трудоустройстве молодых людей, испытывающих сложности при трудоустройстве;

- субсидирование ставки для инвестпроектов на Дальнем Востоке;

- субсидии авиакомпаниям на возврат денег пассажирам, а также субсидии авиаперевозчикам на полеты внутри страны.

3. Меры, связанные со смягчением уплаты разного рода платежей, взносов, штрафов и иных административных мер, в т.ч. налоговой нагрузки.

- отсрочка уплаты страховых взносов;

- продление срока уплаты авансового платежа по налогу на прибыль;

- сокращение срока оплаты по договорам с госкомпаниями и госкорпорациями. Срок оплаты исполнения обязательств по договорам, заключенным по 223-ФЗ с субъектами малого и среднего предпринимательства (МСП), сократился с 15 до 7 рабочих дней;

- продление срока уплаты налога по УСН;

- отсрочка уплаты утилизационного сбора для производителей сельхозтехники и автопроизводителей;

- отсрочка по выплате льготных кредитов по программе «ФОТ 3.0», когда заемщики могут на срок до шести месяцев отложить оплату процентов и основного долга по кредиту. При этом льготная ставка 3% сохраняется на весь период действия кредитного договора;

- отмена штрафов по госконтрактам;

- освобождение IT-компаний от налога на прибыль (будет действовать в 2022-2024 гг.);

- отсрочка обязательств по субсидиям для промышленников (срок исполнения обязательств продлевается до 12 месяцев);

- отсрочка возврата субсидий экспортерами (обязательства по возврату субсидий продлеваются на 2 года);

- обнуление ставки НДС для гостиничного бизнеса;

- беспошлинный ввоз технологического оборудования и сырья;

- мораторий на плановые проверки бизнеса.

4. Прочие меры, которые должны способствовать сохранению динамики развития как крупных компаний, так и малого и среднего предпринимательства в России:

- расширение пунктов пропуска через границу;

- поддержка отдельных крупных предприятий, например докапитализация РЖД или выделение субсидируемого кредита компании ГАЗ в размере 20 млрд. рублей, а также в целом господдержка системообразующих предприятий, меры которой действовали в 2020 г. в качестве антикризисной меры;

- стабилизация цен на сельхозпродукцию посредством продажи продукции из госфонда в случае роста цен;

- выкуп земельных участков без торгов. Предприниматели, участвующие в программе импортозамещения, смогут получить государственные или муниципальные земельные участки в аренду в упрощенном порядке, т.е. без проведения торгов;

- сокращение сроков заключения специальных инвестиционных контрактов. Российские компании, внедряющие новые технологии в промышленное производство, смогут быстрее заключать с государством специальные инвестиционные контракты, минимально возможный срок этой процедуры сокращен до 1,5 месяцев;

- упрощение подтверждения страны происхождения товаров, что выражается в возможности использования копий сертификатов о происхождении товаров для получения тарифных преференций, а также временном упразднении необходимости закупки по прямому контракту между государством-членом ЕАЭС и страной из списка, имеющих право на преференции;

- смягчение правил для участников закупок, которые в случае неисполнения обязательств не будут включены в реестр недобросовестных поставщиков;

- отмена весогабаритного контроля для грузового транспорта.

5. Легализация параллельного импорта. Правительство разрешило ввоз в страну востребованных оригинальных товаров иностранного производства без согласия правообладателей. Позднее был опубликован перечень товаров для параллельного импорта, в который вошли автокомплектующие, одежда и косметика, техника и смартфоны и др. Одним из принципов формирования перечня стала защита интересов отечественных потребителей продукции тех иностранных компаний, которые покинули российский рынок в условиях санкций. 28 июня 2022 года был подписан закон, предусматривающий легализацию использования результатов интеллектуальной деятельности, выраженных в товарах, перечень которых устанавливает правительство.

Этот перечень является незавершенным, поскольку существуют еще десятки мер, которые носят специфический исключительно отраслевой характер и имеют целью адресное воздействие на конкретных производителей и поставщиков продукции в ограниченный период времени.

Заключение

Таким образом, введенные против России санкции определили вектор развития российской экономики в долгосрочном периоде. Большинство принимаемых государством мер в целом оказали позитивное воздействие на условия ведения бизнеса и взаимодействие с зарубежными контрагентами российских компаний. Наиболее масштабными и действенными оказались меры, связанные с расширением доступа к кредитам, снижением регуляторной нагрузки на бизнес, а также мер, направленных на поддержку рыночного спроса. Важнейшие шаги со стороны органов исполнительной власти были сделаны в части преодоления инфраструктурно-логистических ограничений. Вместе с тем не оставляет сомнения тот факт, что роль государства в экономике благодаря введенным санкциям будет усиливаться, что должно привести в итоге к смене приоритетов в экономическом развитии страны и способствовать более эффективной деятельности института частно-государственного партнерства в большинстве отраслей народного хозяйства России.


References:

Fomicheva A.S. (2023). Belaya storona VED [The white side of foreign economic activity] Moscow: Blok-Print. (in Russian).

Geraskina A.R. (2023). Vliyanie antirossiyskikh sanktsiy na mirovuyu ekonomiku i sovremennye mezhdunarodnye ekonomicheskie otnosheniya [The impact of anti-russian sanctions on the global economy and contemporary international economic relations]. Journal of International Economic Affairs. 13 (2). 221-236. (in Russian). doi: 10.18334/eo.13.2.117900.

Kaygorodtsev A.A. (2023). Vliyanie sanktsiy na ekonomicheskuyu bezopasnost Rossii [Impact of sanctions on Russia´s economic security]. Ekonomicheskaya bezopasnost. 6 (2). 479-496. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.6.2.117685.

Khatsieva L.U., Arsakhanova Z.A., Smirnova A.V. (2023). Vliyanie sanktsiy na rossiyskiy neftegazovyy sektor na mirovuyu ekonomiku [The impact of sanctions on the Russian oil and gas sector on the global economy]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (11(160)). 404-410. (in Russian). doi: 10.34925/EIP.2023.160.11.077.

Sagaydachnaya E.N., Ermakova A.O. (2023). Vneshneekonomicheskaya deyatelnost v period sanktsiy-2022 i ESG-povestka [Foreign economic activity amidst sanctions in 2022 and the esg agenda]. Sotsialnoe predprinimatelstvo i korporativnaya sotsialnaya otvetstvennost. 4 (1). 9-20. (in Russian). doi: 10.18334/social.4.1.116981.

Spartak A.N., Frantsuzov V.V. (2022). Vliyanie antirossiyskikh sanktsiy na evropeyskuyu ekonomiku [The impact of anti-russian sanctions on eu economy]. Russian Foreign Economic Bulletin. (12). 7-17. (in Russian). doi: 10.24412/2072-8042-2022-12-7-17.

Timofeev I. (2022). Somnitelnaya effektivnost? Sanktsii protiv Rossii do i posle fevralya [Sanctions on Russia: a new chapter]. Rossiya v globalnoy politike. 20 (4(116)). 136-152. (in Russian). doi: 10.31278/1810-6439-2022-20-4-136-152.

Tkachenko M.F. (2023). Energeticheskiy faktor ekonomicheskogo blagopoluchiya Evropy [The energy factor of the European economic well-being]. Geoekonomika energetiki. 22 (2). 143-156. (in Russian). doi: 10.48137/26870703_2023_22_2_143.

Zimovets A.V., Klimachev T.D. (2023). Analiz i otsenka stsenariev sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Rossii v usloviyakh sanktsionnoy blokady i nepredskazuemosti globalnyh trendov mirovoy ekonomiki [Analysis and assessment of scenarios for Russia´s socio-economic development under the sanctions embargo and unpredictable global economic trends]. Journal of International Economic Affairs. 13 (1). 181-202. (in Russian). doi: 10.18334/eo.13.1.117207.

Zimovets A.V., Sorokina Yu.V., Khanina A.V. (2022). Kompleks predlozheniy po zashchite ekonomiki Rossii ot sanktsiy stran Zapada na makro-, mezo- i mikrourovne [A set of proposals to protect the Russian economy from western sanctions at the macro-, mesoand micro-levels]. Journal of International Economic Affairs. 12 (2). 195-214. (in Russian). doi: 10.18334/eo.12.2.114792.

Страница обновлена: 27.04.2025 в 18:47:12