Исследование системы профессионального образования в контексте формирования трудового потенциала региона
Хромов Н.И.1, Бунтовская Л.Л.1, Балтачеева Н.А.1, Дорохова Н.В.2, Дашкова Е.С.2
1 Донецкий государственный университет
2 Воронежский государственный университет, Россия, Воронеж
Скачать PDF | Загрузок: 12
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 12 (Декабрь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=59554839
Аннотация:
В статье освещены вопросы развития системы профессионального образования в контексте формирования трудового потенциала Донецкой Народной Республики. Исследованы проблемы профессионального образования на основных этапах: от уровня подготовки абитуриентов в системе среднего общего образования, вступительной кампании в вузы, осуществления профессиональной подготовки и до завершения процесса обучения. Определена роль системы профессиональной подготовки в приобретении необходимых компетенций в процессе освоения образовательных программ. Представлено видение авторов о роли профессиональной ориентации в процессе формирования человеческого капитала. Предложены меры совершенствования системы профессиональной подготовки кадров, направленные на развитие процесса профессиональной ориентации молодых специалистов, формирование трудового потенциала региона в целях повышения эффективности экономики Донецкой Народной Республики и повышения благосостояния ее граждан
Ключевые слова: профессиональное образование, профессиональная подготовка кадров, профессиональная ориентация, трудовой потенциал
JEL-классификация: I21, I23, I25, I26, I28
Введение
Роль образования в жизни человека нельзя переоценить, с каких бы точек зрения не рассматривалось данное понятие. Благодаря образованию происходит формирование мировоззрения человека. Приобретенные в результате получения образования знания способствуют пониманию людьми своей личной причастности к событиям, происходящим в этом мире, и осознанию того, что условия их жизнедеятельности зависят не только от объективных, неминуемых обстоятельств, а прежде всего, от них самих, что человек сам определяет собственную судьбу и является творцом своего будущего. Влияние человека на процесс его становления как личности, в том числе и самоопределения в жизни, может иметь как позитивные, так и негативные последствия в зависимости от его активности в данном процессе, от его жизненной позиции, от понимания непосредственной ответственности за свое будущее. Кроме того, образование, в особенности профессиональное, влияет на все сферы жизни общества и является значимым элементом на пути достижения высоких темпов экономического роста и благосостояния общества. Оно представляет собой специфическую отрасль сферы интеллектуального и духовного развития, формирующей знания и умения будущих поколений посредством непрерывности их воспитания, обучения и профессиональной подготовки [1].
Определение роли профессионального образования в процессе формирования трудового потенциала региона, страны – одно из самых актуальных направлений современных исследований в сфере функционирования макроэкономических систем. Этим проблемам посвящены труды многих ученых, в том числе таких, как С. Дятлов [2], Р. Капелюшников [3], Н. Лукьянченко [4], В. Щетинин [5] и других. В условиях усложнения демографической и геополитической ситуации актуальность исследования современного состояния подготовки кадров и развития трудового потенциала на региональном и государственном уровнях не вызывает сомнения.
Цель и научная гипотеза исследования
Целью исследования является изучение роли системы профессионального образования на всех стадиях формирования и развития трудового потенциала региона. Методологическую базу исследования составили общенаучные методы: метод материалистической диалектики, метод научной абстракции, индукция и дедукция, исторический и логический подходы, систематизация и обобщение, методы сравнительного и системного анализа, факторного и структурно-логического анализа. Исследование основывается на концепциях профессиональной ориентации, трудового потенциала и человеческого капитала. В качестве объекта исследования выступила система профессионального образования Донецкой Народной Республики.
Результаты исследования и их обсуждение
Трансформация социально-экономической и образовательной сферы Донецкой Народной Республики, связанная с ее вхождением в состав Российской Федерации, а также развитием инновационной и цифровой экономики, требует серьезной работы по подготовке профессиональных кадров [6; 7]. Важной проблемой является недостаточно высокий уровень знаний нынешних абитуриентов в Донецкой Народной Республике, как по общенаучным, так и профильным дисциплинам. Это явилось следствием ведения боевых действий в регионе (в течение последних девяти лет): дистанционного, в том числе нерегулярного процесса обучения детей в общеобразовательных школах, снижения промежуточного контроля уровня получаемых знаний и других объективных причин. Усугубил ситуацию также дефицит кадров в школах и, как следствие, осуществление обучения, пусть даже в отдельных случаях, одним учителем по нескольким, в том числе и не профильным для него, дисциплинам.
Принимая во внимание данные обстоятельства, несколько занижены требования к уровню знаний абитуриентов в период вступительных испытаний, да и непосредственно в процессе обучения в образовательных учреждениях высшего образования. В противном случае, при абсолютном соблюдении всех необходимых требований, наблюдалось бы следующее:
- довольно значительная часть абитуриентов была бы лишена возможности продолжения обучения (по независящим от них причинам);
- большое количество студентов после первого курса обучения должны были бы быть отчислены за неуспеваемость, так как даже при значительных усилиях профессорско-преподавательского состава низкий базовый уровень знаний не позволяет им за время преподавания дисциплины преодолеть отмеченные упущения системы среднего образования;
- в конечном итоге «огромная армия» молодых людей лишилась бы возможности повышения своего образовательного потенциала, а многие из них – и возможности дальнейшего трудоустройства с соответствующими социальными, психологическими и прочими негативными последствиями, к тому же в регионе с нестабильным социально-экономическим положением в условиях непрекращающихся боевых действий.
Также в процессе обучения следует учитывать и социально-психологический портрет молодых людей, болезненность восприятия ими любой критики, укоров, тем более в тех сферах жизни, на ход которой ни они сами, ни даже региональные власти и общественность повлиять в эти годы не могли.
Благодаря высокому уровню профессионализма и трудолюбия профессорско-преподавательского персонала образовательных учреждений высшего образования Донецкой Народной Республики все же удается в определенной степени наверстать упущенные возможности достойного получения знаний для абсолютного большинства студентов и на достойном уровне подготовить за время обучения будущих выпускников.
На формирование человеческого потенциала в разные периоды жизни оказывают влияние различные факторы. В частности, в период профессионального обучения к ним отнесены: внутренние (знания, умения, навыки; качества личности; предрасположенности, склонности к изучению различных дисциплин) и внешние (образовательное учреждение, его политика и место в обществе, преподаватели; образовательная система и ее направленность, возможности; государство как источник мотивации к научной деятельности) [8]. Именно период профессионального обучения предполагает формирование специалистов на основе выявленных компетенций человека.
Важным инструментом вступительной кампании, организации процесса обучения, последующего трудоустройства, а в конечном итоге – формирования системы подготовки кадров в Донецкой Народной Республике является государственный заказ на подготовку специалистов. Государственный заказ характеризует, с одной стороны, потребность в специалистах того или иного профиля профессиональной подготовки, с другой – способность действующих учебных заведений осуществить качественную их подготовку, с третьей – возможности профинансировать в достаточном объеме данное профессиональное обучение.
На настоящий момент в Донецкой Народной Республике фактически выбор возможных направлений профессиональной специализации обучения осуществляют сами учебные заведения с последующей их легитимацией. А возможности осуществления бюджетного финансирования профессиональной подготовки в Донецкой Народной Республике ограничены имеющимися в распоряжении на эти цели ресурсами. Сокращение расходов на образование влечет за собой недофинансирование данной сферы, уменьшение бюджетных мест, закрытие отдельных направлений подготовки, повышение недоступности образовательных услуг, что, в конечном итоге, отражается на качестве трудовых ресурсов [9].
По этой причине количество бюджетных мест для профессиональных учебных заведений в Донецкой Народной Республике недостаточно в нынешних условиях, с любых сторон анализа данного процесса. Во-первых, уровень жизни абсолютного большинства населения крайне низок, что не позволяет многим потенциальным абитуриентам обучаться на договорной форме за счет собственных средств. Во-вторых, потребность в кадрах во всех сферах экономической деятельности огромна, в особенности на ближайшую перспективу.
Сравнительный анализ стоимости обучения в образовательных организациях высшего профессионального образования Донецкой Народной Республики и Ростовской области в 2023 г. (на примере ФГБОУ ВО «ДонГУ» и ФГБОУ ВО «ДГТУ») по отдельным направлениям подготовки свидетельствует, что в среднем стоимость обучения по образовательным программам бакалавриата в Ростовской области практически в 2 раза выше (табл. 1).
Таблица 1
Сравнительный анализ стоимости обучения в образовательных учреждениях высшего образования ДНР и Ростовской области, очная форма обучения, руб.
Направление подготовки
|
Донецкий государственный университет
|
Донской государственный технический
университет
|
Физико-математическое
|
244 000
|
456 300
|
Физико-техническое
|
269 760
|
574 000
|
Химическое
|
269 760
|
544 400
|
Биологическое
|
269 760
|
544 400
|
Экономическое
|
270 208
|
457 100
|
Юридическое
|
284 320
|
457 100
|
Педагогическое
|
244000
|
457 100
|
Физическая
культура
|
339 648
|
658 600
|
Дизайн
|
458 176
|
904 100
|
Таким образом, доступность образования в Донецкой Народной Республике выше, образовательные услуги являются более привлекательными по цене, что можно рассматривать как фактор снижения оттока высококвалифицированных специалистов, и как следствие, как фактор повышения качества трудового потенциала Донецкой Народной Республики.
Ряд молодых людей, не имеющих возможности поступить на бюджетную форму обучения и при отсутствии у них средств оплачивать его самостоятельно, уезжают для получения профессионального образования в другие регионы Российской Федерации. Благоприятствуют этому процессу емкий рынок образовательных услуг, предоставляемых, в том числе и за бюджетные средства, и программа правительства России по поддержке новых регионов в части расширения возможностей профессиональной подготовки молодежи. И, конечно же, не факт, что после завершения обучения все они вернутся для трудоустройства в Донецкую Народную Республику, в особенности, будущие высококвалифицированные специалисты. Данная проблема усугубляется острым кадровым дефицитом, имеющим место на рынках труда во многих регионах Российской Федерации. Так, уже во время обучения работодатели активно отслеживают наиболее способных студентов и предлагают им перспективное трудоустройство после окончания обучения. Кроме этого, и для самостоятельного трудоустройства успешным студентам в настоящее время в регионах «материковой России» существуют широкие возможности, не сравнимые с имеющимися в Донецкой Народной Республике.
Сложившаяся тенденция негативно влияет на развитие трудового потенциала и экономики Донецкой Народной Республики.
Низкий набор абитуриентов в образовательные учреждения высшего образования Донецкой Народной Республики приводит к снижению учебной нагрузки для преподавателей в учебных заведениях, что стимулирует отток профессиональных кадров профессорско-преподавательского состава и снижение заработной платы работающих преподавателей. Наиболее квалифицированные из них, прежде всего те, кто по своим возрастным, социально-бытовым, материальным и другим личным мотивам покидают регион, находят свое профессиональное будущее в системе науки и высшего образования других регионов Российской Федерации, остальные вынуждены переквалифицироваться для трудоустройства в иные сферы деятельности.
Важнейшим инструментом повышения качества подготовки специалистов в учебных заведениях, а, следовательно, и уровня трудового потенциала региона, является эффективно организованная система профессиональной ориентации, реализуемая в рамках учебного процесса в форме практической подготовки обучающихся. Она призвана не только сформировать у обучающихся знания о структуре, организации работы, функциональных обязанностях; умения определять степень эффективности деятельности, выявлять проблемы (все вышеизложенное можно сделать на основании статистической, аналитической и прочей информации), но и выполнять глубокую аналитическую работу при непосредственном их вовлечении в деятельность предприятия, организации или учреждения.
В действительности, сегодня прохождение всех видов практической подготовки обучающимися, как в бакалавриате, так и магистратуре в Донецкой Народной Республике проходит преимущественно формально. Конечно, соблюдаются все составляющие прохождения практической подготовки: отчет, дневник, защита. Но, учитывая нынешнее состояние дел в регионе (военное положение, закрытый доступ практически во все государственные учреждения и большинство предприятий, организаций, учреждений и по ряду иных причин), базой прохождения практики во многих случаях являются учебные лаборатории кафедр, факультетов. Исключением является прохождение практики бакалаврами и магистрантами заочной и очно-заочной форм обучения, которые обучаются по направлению, соответствующему их рабочему месту.
Создавшаяся ситуация негативно сказывается на уровне профессиональной ориентации обучающихся, глубине понимания ими содержания функциональной среды и проблем на предприятиях и в организациях сферы их будущего профессионального трудоустройства, формировании знаний, умений, навыков и компетенций будущих молодых специалистов.
Важно отметить, что на современном этапе социально-экономического развития общества возрастает роль человеческого фактора и повышаются требования к качеству трудового потенциала, к деловым и личностным характеристикам работника. Трудовой потенциал общества определяется характером формирования и реализации способности к труду каждого индивида, что, в свою очередь, в значительной мере зависит от сознательного профессионального выбора и успешности получения профессии и последующей реализации полученных знаний в сфере общественного производства. А фактором, способствующим профессиональному самоопределению и реализации способности к труду людей, является именно действенная система профессиональной ориентации населения. Целесообразное, осознанное приобретение и последующее профессиональное использование собственных личных качеств, полученных знаний невозможно без соответствующей эффективной системы профессиональной ориентации. Профориентационные мероприятия влияют на процессы формирования, использования и развития человеческого капитала в течение всего периода воспитательного, образовательного, профессионального становления личности, которые соответствующим образом отражаются на уровне экономического и человеческого развития общества и непосредственно благосостояния каждого человека (рис. 1).
Рис. 1. Схема влияния профессиональной ориентации на процессы эффективности формирования и использования человеческого капитала и уровень общественного развития
Источник: составлено авторами
Главной целью профориентационной работы является содействие достижению максимального соответствия личностных и профессиональных качеств индивида квалификационным требованиям конкретных направлений трудовой деятельности, профессии или должности (рабочего места). Благодаря профориентационной работе также усиливается конкурентоспособность работника на рынке труда и на этой основе достигается значительное повышение эффективности занятости населения согласно приоритетам государственной экономической и социальной политики и мировому опыту [12].
Процесс подготовки кадров должен осуществляться профессионально на основе разработанного межотраслевого баланса потребности в трудовых ресурсах на текущий и перспективный периоды развития регионов Российской Федерации.
В период восстановления экономики Донецкой Народной Республики, систем регионального и муниципального управления в ней государственный заказ на подготовку специалистов призван упорядочить и повысить эффективность всей системы профессиональной подготовки и обеспечения экономической системы региона высококвалифицированными специалистами. Однако по ряду объективных причин выполнить это сегодня не представляется возможным:
- не вся территория ДНР еще освобождена;
- многие предприятия разрушены и не по всем из них приняты решения о возможности возобновления их деятельности;
- не определены технико-технологические параметры ремонтируемых, реконструируемых и тем более новых предприятий;
- не сформирована еще технико-технологическая основа новой экономики ДНР;
- отсутствует четкое понимание о составе и структуре имеющегося трудового потенциала региона.
В нынешний сложный период становления экономики и системы управления Донецкой Народной Республики по изложенным выше причинам одной из важнейших проблем формирования трудового потенциала является отток профессиональных кадров, что приводит к существенному дисбалансу между спросом и предложением рабочей силы [13]. Но за этой «сухой» академической терминологией стоит соответствующий уровень развития экономики и судьбы миллионов проживающих в регионе людей.
Заключение
Таким образом, проведенное исследование системы профессионального образования подтверждает утверждение, что в процессе формирования трудового потенциала не может быть более или менее значимых временных рамок и сфер деятельности. Профессиональная подготовка кадров – непрерывный процесс и от качества его осуществления зависит, в конечном итоге, эффективность социально-экономического развития и благосостояние жителей Республики.
Источники:
2. Дятлов С.А. Энейросетевое образование в цифровую эпоху: теория и практика // Инновации. – 2017. – № 8(226). – c. 91-95.
3. Капелюшников Р.И. Отдача от образования в России: ниже некуда?. / препринт WP3/2021/03 / Р. И. Капелюшников ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. – 52 c.
4. Лукьянченко Н.В. Социально-психологические аспекты подготовки практических психологов образования в вузе // Профессиональное образование в современном мире. – 2023. – № 13(3). – c. 528-536.
5. Щетинина В.В. Педагогическое мастерство. / электронное учебно-методическое пособие. - Тольятти : Изд-во ТГУ, 2020.
6. Бунтовская Л. Л., Круглова А. А. Интерактивные методы обучения как средство формирования и развития человеческого капитала // Стратегические векторы развития и сохранения человеческого капитала в условиях новых вызовов и угроз: материалы Республиканского научного семинара (г. Донецк, 19 мая 2023 г.) / Под общ. ред. Л.Л. Бунтовской. – Донецк: Донецкий национальный университет. Донецк, 2023. – c. 57-63.
7. Бунтовский С. Ю. Инновационные методы обучения в высшей школе // Качество современных образовательных услуг – основа конкурентоспособности вуза: сборник статей по материалам межфакультетской учебно-методической конференции / Отв. за выпуск М. В. Шаталова : Кубанский государственный аграрный университет. 2016. – c. 325-327.
8. Балтачеева Н. А., Торба А. А. Факторы влияния на формирование и развитие человеческого потенциала // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2022. – № 3(90). – c. 22-33.
9. Балтачеева Н. А., Торба А. А. Развитие методических подходов к оценке человеческого потенциала // Экономика и право. – 2022. – № 1. – c. 13-23.
10. Донецкий государственный университет. [Электронный ресурс]. URL: http://donnu.ru/ (дата обращения: 09.12.2023).
11. Донской государственный технический университет. [Электронный ресурс]. URL: https://donstu.ru/ (дата обращения: 09.12.2023).
12. Джиоев С. Х. Профориентация как форма содействия трудовой занятости: некоторые вопросы теории правового регулирования // Государство и право. – 2005. – № 11. – c. 39-46.
13. Бунтовская Л.Л., Стрельченко Д. И. Профессиональное обучение безработных в Донецкой Народной Республике // Донецкие чтения 2019: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: материалы IV Международной научной конференции (г. Донецк, 31 октября 2019 г.). – Т. 3. Экономические науки. Ч. 1. – Донецк: Изд-во ДонНУ. Донецк, 2019. – c. 203-205.
Страница обновлена: 09.11.2024 в 21:26:32