Исследование системы профессионального образования в контексте формирования трудового потенциала региона

Хромов Н.И.1, Бунтовская Л.Л.1, Балтачеева Н.А.1, Дорохова Н.В.2, Дашкова Е.С.2
1 Донецкий государственный университет
2 Воронежский государственный университет, Россия, Воронеж

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 12 (Декабрь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=59554839

Аннотация:
В статье освещены вопросы развития системы профессионального образования в контексте формирования трудового потенциала Донецкой Народной Республики. Исследованы проблемы профессионального образования на основных этапах: от уровня подготовки абитуриентов в системе среднего общего образования, вступительной кампании в вузы, осуществления профессиональной подготовки и до завершения процесса обучения. Определена роль системы профессиональной подготовки в приобретении необходимых компетенций в процессе освоения образовательных программ. Представлено видение авторов о роли профессиональной ориентации в процессе формирования человеческого капитала. Предложены меры совершенствования системы профессиональной подготовки кадров, направленные на развитие процесса профессиональной ориентации молодых специалистов, формирование трудового потенциала региона в целях повышения эффективности экономики Донецкой Народной Республики и повышения благосостояния ее граждан

Ключевые слова: профессиональное образование, профессиональная подготовка кадров, профессиональная ориентация, трудовой потенциал

JEL-классификация: I21, I23, I25, I26, I28



Введение

Роль образования в жизни человека нельзя переоценить, с каких бы точек зрения не рассматривалось данное понятие. Благодаря образованию происходит формирование мировоззрения человека. Приобретенные в результате получения образования знания способствуют пониманию людьми своей личной причастности к событиям, происходящим в этом мире, и осознанию того, что условия их жизнедеятельности зависят не только от объективных, неминуемых обстоятельств, а прежде всего, от них самих, что человек сам определяет собственную судьбу и является творцом своего будущего. Влияние человека на процесс его становления как личности, в том числе и самоопределения в жизни, может иметь как позитивные, так и негативные последствия в зависимости от его активности в данном процессе, от его жизненной позиции, от понимания непосредственной ответственности за свое будущее. Кроме того, образование, в особенности профессиональное, влияет на все сферы жизни общества и является значимым элементом на пути достижения высоких темпов экономического роста и благосостояния общества. Оно представляет собой специфическую отрасль сферы интеллектуального и духовного развития, формирующей знания и умения будущих поколений посредством непрерывности их воспитания, обучения и профессиональной подготовки [1].

Определение роли профессионального образования в процессе формирования трудового потенциала региона, страны – одно из самых актуальных направлений современных исследований в сфере функционирования макроэкономических систем. Этим проблемам посвящены труды многих ученых, в том числе таких, как С. Дятлов [2], Р. Капелюшников [3], Н. Лукьянченко [4], В. Щетинин [5] и других. В условиях усложнения демографической и геополитической ситуации актуальность исследования современного состояния подготовки кадров и развития трудового потенциала на региональном и государственном уровнях не вызывает сомнения.

Цель и научная гипотеза исследования

Целью исследования является изучение роли системы профессионального образования на всех стадиях формирования и развития трудового потенциала региона. Методологическую базу исследования составили общенаучные методы: метод материалистической диалектики, метод научной абстракции, индукция и дедукция, исторический и логический подходы, систематизация и обобщение, методы сравнительного и системного анализа, факторного и структурно-логического анализа. Исследование основывается на концепциях профессиональной ориентации, трудового потенциала и человеческого капитала. В качестве объекта исследования выступила система профессионального образования Донецкой Народной Республики.

Результаты исследования и их обсуждение

Трансформация социально-экономической и образовательной сферы Донецкой Народной Республики, связанная с ее вхождением в состав Российской Федерации, а также развитием инновационной и цифровой экономики, требует серьезной работы по подготовке профессиональных кадров [6; 7]. Важной проблемой является недостаточно высокий уровень знаний нынешних абитуриентов в Донецкой Народной Республике, как по общенаучным, так и профильным дисциплинам. Это явилось следствием ведения боевых действий в регионе (в течение последних девяти лет): дистанционного, в том числе нерегулярного процесса обучения детей в общеобразовательных школах, снижения промежуточного контроля уровня получаемых знаний и других объективных причин. Усугубил ситуацию также дефицит кадров в школах и, как следствие, осуществление обучения, пусть даже в отдельных случаях, одним учителем по нескольким, в том числе и не профильным для него, дисциплинам.

Принимая во внимание данные обстоятельства, несколько занижены требования к уровню знаний абитуриентов в период вступительных испытаний, да и непосредственно в процессе обучения в образовательных учреждениях высшего образования. В противном случае, при абсолютном соблюдении всех необходимых требований, наблюдалось бы следующее:

- довольно значительная часть абитуриентов была бы лишена возможности продолжения обучения (по независящим от них причинам);

- большое количество студентов после первого курса обучения должны были бы быть отчислены за неуспеваемость, так как даже при значительных усилиях профессорско-преподавательского состава низкий базовый уровень знаний не позволяет им за время преподавания дисциплины преодолеть отмеченные упущения системы среднего образования;

- в конечном итоге «огромная армия» молодых людей лишилась бы возможности повышения своего образовательного потенциала, а многие из них – и возможности дальнейшего трудоустройства с соответствующими социальными, психологическими и прочими негативными последствиями, к тому же в регионе с нестабильным социально-экономическим положением в условиях непрекращающихся боевых действий.

Также в процессе обучения следует учитывать и социально-психологический портрет молодых людей, болезненность восприятия ими любой критики, укоров, тем более в тех сферах жизни, на ход которой ни они сами, ни даже региональные власти и общественность повлиять в эти годы не могли.

Благодаря высокому уровню профессионализма и трудолюбия профессорско-преподавательского персонала образовательных учреждений высшего образования Донецкой Народной Республики все же удается в определенной степени наверстать упущенные возможности достойного получения знаний для абсолютного большинства студентов и на достойном уровне подготовить за время обучения будущих выпускников.

На формирование человеческого потенциала в разные периоды жизни оказывают влияние различные факторы. В частности, в период профессионального обучения к ним отнесены: внутренние (знания, умения, навыки; качества личности; предрасположенности, склонности к изучению различных дисциплин) и внешние (образовательное учреждение, его политика и место в обществе, преподаватели; образовательная система и ее направленность, возможности; государство как источник мотивации к научной деятельности) [8]. Именно период профессионального обучения предполагает формирование специалистов на основе выявленных компетенций человека.

Важным инструментом вступительной кампании, организации процесса обучения, последующего трудоустройства, а в конечном итоге – формирования системы подготовки кадров в Донецкой Народной Республике является государственный заказ на подготовку специалистов. Государственный заказ характеризует, с одной стороны, потребность в специалистах того или иного профиля профессиональной подготовки, с другой – способность действующих учебных заведений осуществить качественную их подготовку, с третьей – возможности профинансировать в достаточном объеме данное профессиональное обучение.

На настоящий момент в Донецкой Народной Республике фактически выбор возможных направлений профессиональной специализации обучения осуществляют сами учебные заведения с последующей их легитимацией. А возможности осуществления бюджетного финансирования профессиональной подготовки в Донецкой Народной Республике ограничены имеющимися в распоряжении на эти цели ресурсами. Сокращение расходов на образование влечет за собой недофинансирование данной сферы, уменьшение бюджетных мест, закрытие отдельных направлений подготовки, повышение недоступности образовательных услуг, что, в конечном итоге, отражается на качестве трудовых ресурсов [9].

По этой причине количество бюджетных мест для профессиональных учебных заведений в Донецкой Народной Республике недостаточно в нынешних условиях, с любых сторон анализа данного процесса. Во-первых, уровень жизни абсолютного большинства населения крайне низок, что не позволяет многим потенциальным абитуриентам обучаться на договорной форме за счет собственных средств. Во-вторых, потребность в кадрах во всех сферах экономической деятельности огромна, в особенности на ближайшую перспективу.

Сравнительный анализ стоимости обучения в образовательных организациях высшего профессионального образования Донецкой Народной Республики и Ростовской области в 2023 г. (на примере ФГБОУ ВО «ДонГУ» и ФГБОУ ВО «ДГТУ») по отдельным направлениям подготовки свидетельствует, что в среднем стоимость обучения по образовательным программам бакалавриата в Ростовской области практически в 2 раза выше (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительный анализ стоимости обучения в образовательных учреждениях высшего образования ДНР и Ростовской области, очная форма обучения, руб.

Направление подготовки
Донецкий государственный университет
Донской государственный технический университет
Физико-математическое
244 000
456 300
Физико-техническое
269 760
574 000
Химическое
269 760
544 400
Биологическое
269 760
544 400
Экономическое
270 208
457 100
Юридическое
284 320
457 100
Педагогическое
244000
457 100
Физическая культура
339 648
658 600
Дизайн
458 176
904 100
Источник: составлено авторами по данным [10; 11])

Таким образом, доступность образования в Донецкой Народной Республике выше, образовательные услуги являются более привлекательными по цене, что можно рассматривать как фактор снижения оттока высококвалифицированных специалистов, и как следствие, как фактор повышения качества трудового потенциала Донецкой Народной Республики.

Ряд молодых людей, не имеющих возможности поступить на бюджетную форму обучения и при отсутствии у них средств оплачивать его самостоятельно, уезжают для получения профессионального образования в другие регионы Российской Федерации. Благоприятствуют этому процессу емкий рынок образовательных услуг, предоставляемых, в том числе и за бюджетные средства, и программа правительства России по поддержке новых регионов в части расширения возможностей профессиональной подготовки молодежи. И, конечно же, не факт, что после завершения обучения все они вернутся для трудоустройства в Донецкую Народную Республику, в особенности, будущие высококвалифицированные специалисты. Данная проблема усугубляется острым кадровым дефицитом, имеющим место на рынках труда во многих регионах Российской Федерации. Так, уже во время обучения работодатели активно отслеживают наиболее способных студентов и предлагают им перспективное трудоустройство после окончания обучения. Кроме этого, и для самостоятельного трудоустройства успешным студентам в настоящее время в регионах «материковой России» существуют широкие возможности, не сравнимые с имеющимися в Донецкой Народной Республике.

Сложившаяся тенденция негативно влияет на развитие трудового потенциала и экономики Донецкой Народной Республики.

Низкий набор абитуриентов в образовательные учреждения высшего образования Донецкой Народной Республики приводит к снижению учебной нагрузки для преподавателей в учебных заведениях, что стимулирует отток профессиональных кадров профессорско-преподавательского состава и снижение заработной платы работающих преподавателей. Наиболее квалифицированные из них, прежде всего те, кто по своим возрастным, социально-бытовым, материальным и другим личным мотивам покидают регион, находят свое профессиональное будущее в системе науки и высшего образования других регионов Российской Федерации, остальные вынуждены переквалифицироваться для трудоустройства в иные сферы деятельности.

Важнейшим инструментом повышения качества подготовки специалистов в учебных заведениях, а, следовательно, и уровня трудового потенциала региона, является эффективно организованная система профессиональной ориентации, реализуемая в рамках учебного процесса в форме практической подготовки обучающихся. Она призвана не только сформировать у обучающихся знания о структуре, организации работы, функциональных обязанностях; умения определять степень эффективности деятельности, выявлять проблемы (все вышеизложенное можно сделать на основании статистической, аналитической и прочей информации), но и выполнять глубокую аналитическую работу при непосредственном их вовлечении в деятельность предприятия, организации или учреждения.

В действительности, сегодня прохождение всех видов практической подготовки обучающимися, как в бакалавриате, так и магистратуре в Донецкой Народной Республике проходит преимущественно формально. Конечно, соблюдаются все составляющие прохождения практической подготовки: отчет, дневник, защита. Но, учитывая нынешнее состояние дел в регионе (военное положение, закрытый доступ практически во все государственные учреждения и большинство предприятий, организаций, учреждений и по ряду иных причин), базой прохождения практики во многих случаях являются учебные лаборатории кафедр, факультетов. Исключением является прохождение практики бакалаврами и магистрантами заочной и очно-заочной форм обучения, которые обучаются по направлению, соответствующему их рабочему месту.

Создавшаяся ситуация негативно сказывается на уровне профессиональной ориентации обучающихся, глубине понимания ими содержания функциональной среды и проблем на предприятиях и в организациях сферы их будущего профессионального трудоустройства, формировании знаний, умений, навыков и компетенций будущих молодых специалистов.

Важно отметить, что на современном этапе социально-экономического развития общества возрастает роль человеческого фактора и повышаются требования к качеству трудового потенциала, к деловым и личностным характеристикам работника. Трудовой потенциал общества определяется характером формирования и реализации способности к труду каждого индивида, что, в свою очередь, в значительной мере зависит от сознательного профессионального выбора и успешности получения профессии и последующей реализации полученных знаний в сфере общественного производства. А фактором, способствующим профессиональному самоопределению и реализации способности к труду людей, является именно действенная система профессиональной ориентации населения. Целесообразное, осознанное приобретение и последующее профессиональное использование собственных личных качеств, полученных знаний невозможно без соответствующей эффективной системы профессиональной ориентации. Профориентационные мероприятия влияют на процессы формирования, использования и развития человеческого капитала в течение всего периода воспитательного, образовательного, профессионального становления личности, которые соответствующим образом отражаются на уровне экономического и человеческого развития общества и непосредственно благосостояния каждого человека (рис. 1).

Рис. 1. Схема влияния профессиональной ориентации на процессы эффективности формирования и использования человеческого капитала и уровень общественного развития

Источник: составлено авторами

Главной целью профориентационной работы является содействие достижению максимального соответствия личностных и профессиональных качеств индивида квалификационным требованиям конкретных направлений трудовой деятельности, профессии или должности (рабочего места). Благодаря профориентационной работе также усиливается конкурентоспособность работника на рынке труда и на этой основе достигается значительное повышение эффективности занятости населения согласно приоритетам государственной экономической и социальной политики и мировому опыту [12].

Процесс подготовки кадров должен осуществляться профессионально на основе разработанного межотраслевого баланса потребности в трудовых ресурсах на текущий и перспективный периоды развития регионов Российской Федерации.

В период восстановления экономики Донецкой Народной Республики, систем регионального и муниципального управления в ней государственный заказ на подготовку специалистов призван упорядочить и повысить эффективность всей системы профессиональной подготовки и обеспечения экономической системы региона высококвалифицированными специалистами. Однако по ряду объективных причин выполнить это сегодня не представляется возможным:

- не вся территория ДНР еще освобождена;

- многие предприятия разрушены и не по всем из них приняты решения о возможности возобновления их деятельности;

- не определены технико-технологические параметры ремонтируемых, реконструируемых и тем более новых предприятий;

- не сформирована еще технико-технологическая основа новой экономики ДНР;

- отсутствует четкое понимание о составе и структуре имеющегося трудового потенциала региона.

В нынешний сложный период становления экономики и системы управления Донецкой Народной Республики по изложенным выше причинам одной из важнейших проблем формирования трудового потенциала является отток профессиональных кадров, что приводит к существенному дисбалансу между спросом и предложением рабочей силы [13]. Но за этой «сухой» академической терминологией стоит соответствующий уровень развития экономики и судьбы миллионов проживающих в регионе людей.

Заключение

Таким образом, проведенное исследование системы профессионального образования подтверждает утверждение, что в процессе формирования трудового потенциала не может быть более или менее значимых временных рамок и сфер деятельности. Профессиональная подготовка кадров – непрерывный процесс и от качества его осуществления зависит, в конечном итоге, эффективность социально-экономического развития и благосостояние жителей Республики.


Источники:

1. Абалкин Л. Социальные приоритеты и механизмы экономических преобразований в России. - М.: Институт экономики РАН, 1998. – 495 c.
2. Дятлов С.А. Энейросетевое образование в цифровую эпоху: теория и практика // Инновации. – 2017. – № 8(226). – c. 91-95.
3. Капелюшников Р.И. Отдача от образования в России: ниже некуда?. / препринт WP3/2021/03 / Р. И. Капелюшников ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. – 52 c.
4. Лукьянченко Н.В. Социально-психологические аспекты подготовки практических психологов образования в вузе // Профессиональное образование в современном мире. – 2023. – № 13(3). – c. 528-536.
5. Щетинина В.В. Педагогическое мастерство. / электронное учебно-методическое пособие. - Тольятти : Изд-во ТГУ, 2020.
6. Бунтовская Л. Л., Круглова А. А. Интерактивные методы обучения как средство формирования и развития человеческого капитала // Стратегические векторы развития и сохранения человеческого капитала в условиях новых вызовов и угроз: материалы Республиканского научного семинара (г. Донецк, 19 мая 2023 г.) / Под общ. ред. Л.Л. Бунтовской. – Донецк: Донецкий национальный университет. Донецк, 2023. – c. 57-63.
7. Бунтовский С. Ю. Инновационные методы обучения в высшей школе // Качество современных образовательных услуг – основа конкурентоспособности вуза: сборник статей по материалам межфакультетской учебно-методической конференции / Отв. за выпуск М. В. Шаталова : Кубанский государственный аграрный университет. 2016. – c. 325-327.
8. Балтачеева Н. А., Торба А. А. Факторы влияния на формирование и развитие человеческого потенциала // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2022. – № 3(90). – c. 22-33.
9. Балтачеева Н. А., Торба А. А. Развитие методических подходов к оценке человеческого потенциала // Экономика и право. – 2022. – № 1. – c. 13-23.
10. Донецкий государственный университет. [Электронный ресурс]. URL: http://donnu.ru/ (дата обращения: 09.12.2023).
11. Донской государственный технический университет. [Электронный ресурс]. URL: https://donstu.ru/ (дата обращения: 09.12.2023).
12. Джиоев С. Х. Профориентация как форма содействия трудовой занятости: некоторые вопросы теории правового регулирования // Государство и право. – 2005. – № 11. – c. 39-46.
13. Бунтовская Л.Л., Стрельченко Д. И. Профессиональное обучение безработных в Донецкой Народной Республике // Донецкие чтения 2019: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: материалы IV Международной научной конференции (г. Донецк, 31 октября 2019 г.). – Т. 3. Экономические науки. Ч. 1. – Донецк: Изд-во ДонНУ. Донецк, 2019. – c. 203-205.

Страница обновлена: 09.11.2024 в 21:26:32