Trends and strategic priorities of investment development of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug – Yugra
Prokopyev A.V.1, Prokopyeva T.V.1
, Timofeeva N.V.1
1 Сургутский государственный университет
Download PDF | Downloads: 19
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 13, Number 12 (december 2023)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=63549387
Abstract:
The article is devoted to solving the urgent problem of analyzing trends and determining strategic priorities for investment development of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug – Yugra, taking into account the important contribution of the economy of the Okrug to the indicators of Russia\\\'s socio-economic development. The article analyzes the main indicators of the investment development of the KhMAO - Yugra. The results of the analysis indicate the dynamic investment development of the district, the availability of reserves for the growth of region\\\'s investment activity, a low level of investment diversification, and the predominance of investments in the oil and gas complex. Using regression modeling methods, a forecast of investments in fixed assets in the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug until 2036 and 2050 was made; and a conclusion on the need to adjust strategic investment forecasts on the horizon until 2050 was drawn. A SWOT analysis of the investments in the KhMAO-Yugra was performed. Strategic priorities of the investment development of the district were identified. The directions of implementation of investment projects in the context of the basic sectors of the region\\\'s economy are outlined. The authors' recommendations on improving the management system of strategic investment development in the district are proposed.
Keywords: investments, investment development, regional investment strategy, regression analysis, SWOT analysis, forecasting, strategic priorities, Khanty-Mansi Autonomous Okrug – Yugra
JEL-classification: D25, E17, E22, E27, E47
Введение. В настоящее время на темпы экономического развития регионов России оказывают влияние многие негативные факторы, обусловленные как внутренними, так и внешними объективными причинами. Рост инвестиционной активности на региональном уровне выступает одним из ключевых факторов, способствующих ускорению темпов экономического роста в регионах и нейтрализующих отрицательное влияние геополитических факторов. Следовательно, анализ долговременных тенденций инвестиционного развития регионов, выявление закономерностей и движущих факторов инвестиционного процесса, определение стратегических приоритетов регионального инвестиционного развития в условиях ограниченных финансовых ресурсов представляется, безусловно, актуальным.
В Российской Федерации сформирована нормативно-правовая база, регулирующая инвестиционную деятельность на макро- и микроуровнях, а также процессы стратегического планирования в инвестиционной сфере. На федеральном уровне ядро этой нормативно-правовой базы составляют Федеральный закон от 25.02.1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [1], а также Федеральный закон от 28.06.2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [2].
На уровне субъектов Федерации также сформировалась основа нормативно-правового регулирования инвестиционной деятельности и стратегического планирования в этой сфере, включающая региональные законодательные и подзаконные акты. Так, в Ханты-Мансийском автономном округе, исследованию инвестиционных процессов в котором посвящена настоящая работа, действует Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28.05.2015 года № 46-оз «Об отдельных вопросах осуществления стратегического планирования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» [4], на основании которого Распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее по тексту – ХМАО-Югры) от 03.11.2022 года № 679-рп утверждена Стратегия социального-экономического развития ХМАО-Югры до 2036 года с целевыми ориентирами до 2050 года [3].
В составе указанного стратегического документа содержатся разделы, посвященные анализу инвестиционной деятельности в регионе, выявлению рисков и угроз в инвестиционной сфере, определению общих приоритетных направлений инвестиционного стратегического развития. На базе общей Стратегии [3], в целях ее детализации и конкретизации, в ХМАО-Югре разработана Инвестиционная стратегия региона до 2030 года [5], в которой намечены некоторые приоритетные направления инвестиционной активности, стимулированию которых органы государственной власти округа призваны уделять первоочередное значение.
Прежде чем переходить к собственно исследованию тенденций и стратегических инвестиционных приоритетов инвестиционного развития ХМАО-Югры выполним обзор источников, в которых затрагивается аналогичная проблематика исследований, поскольку наша работа, безусловно, опирается на теоретико-методическую базу, сформировавшуюся в большом количестве научных публикаций.
Достаточно большой массив научных работ посвящен рассмотрению понятийного аппарата инвестиционной деятельности и характеристике сущности инвестиционной стратегии на региональном уровне. Так, в работе М. В. Палкиной, А. А. Созиновой и Н. К. Савельевой [6] систематизированы точки зрения отечественных и зарубежных ученых на трактовку понятия «инвестиционная стратегия региона», проанализировано законодательство ряда субъектов Федерации в инвестиционной сфере. В работе В. Л. Поздеева и И. С. Царегородцева [7] представлена интересная методика сетевого моделирования процесса формирования региональной инвестиционной стратегии с акцентом на вопросы региональной экономической безопасности. В работе А. Е. Лапина и М. Б. Вуйко [8] выполнена классификация регионов Российской Федерации по типу экономического потенциала, даны общие рекомендации по разработке инвестиционных стратегий в регионах разных классификационных групп. В ряде работ теоретико-методическое исследование вопросов региональной инвестиционной стратегии выполнено на базе опыта конкретного субъекта Российской Федерации. Так в работе М. Н. Жейновой [9] разработана модель формирования инвестиционной стратегии Донецкой народной республики на базе использования эконометрической модели Кобба-Дугласа, а в работе Е. В. Самаевой, В. Э. Манжиковой, Р. П. Бембеева и А. В. Абушинова [10] представлен подробный анализ инвестиционной стратегии республики Калмыкия.
Немало работ посвящены исследованию роли государства в регулировании инвестиционной деятельности и формировании региональной инвестиционной политики. Например, в работе А. Х. Денильханова [11] рассматриваются аспекты инвестиционной политики на федеральном уровне, направленные на обеспечение инвестиционной привлекательности регионов, а в работе В. А. Серовой и Н. А. Серовой [12] исследуются методические аспекты оценки эффективности региональной инвестиционной политики. Работа С. Н. Гагариной и Д. В. Соболевой [13] посвящена рассмотрению вопросов государственного регулирования инвестиционной деятельности в Калужской области, а в работе Н. Н. Фроловой, И. В. Белинской и Ю. Г. Терентьевой [14] схожая проблематика рассматривается на материалах Ярославской области.
В ряде работ российских авторов рассмотрены различные аспекты выбора инвестиционных приоритетов инвестиционного развития. Так в работе О. Б. Иванова и Е. М. Бухвальд [15] все регионы России группированы по уровню инвестиционной активности и инвестиционной привлекательности, в результате чего авторы дают рекомендации по инвестиционным приоритетам для регионов разных типов, а в работе Т. В. Ващенко и Р. О. Восканян [16] авторы рекомендуют властям региона отбирать приоритетные инвестиционные проекты исходя из показателей NPV и инвестиционного риска.
Достаточно активно в работах российских авторов по проблематике регионального инвестиционного развития используется инструментарий статистики, эконометрики и экономико-математического моделирования. Так в работах Е. И. Лазаревой и Т. Ю. Анопченко [17], А. В. Медведева, Н. С. Ощепковой, П. Н. Победаш и А. Н. Трусова [18], эконометрические методы применяются для оценки инвестиционной привлекательности регионов и эффективности региональных инвестиционных стратегий. В работе Н. И. Климовой, Л. Я. Бухарбаевой, М. В. Франц и М. В. Шмаковой [19] разработана экономико-математическая модель финансового обеспечения стратегий регионального развития. Методы математической статистики и эконометрики применены в работах И. П. Болодуриной, М. П. Болодуриной и К. М. Абельгазиной [20] и А. А. Швецовой [21] для оценки экономического и инвестиционного потенциала региона. Моделирование регионального развития применительно к Сибирскому и Уральскому федеральным округам выполнено в работах И. В. Наумова, А. В. Трынова и А. О. Сафонова [22] и Д. С. Бенц [23]. Аналогичная проблематика рассмотрена в работе А. Н. Герасимова, Е. И. Громова и Ю. С. Скрипниченко [37], но с акцентированием внимания на моделирование и прогнозирование экспортного потенциала региональных экономических систем.
Разные аспекты инвестиционной и региональной проблематики затронуты, например, в работах С. В. Генераловой [25], А. И. Девятиловой [26], О. Л. Некрасовой [27], Ю. Г. Масляковой [36]. В этих публикациях рассмотрены вопросы стратегии формирования и оценки инвестиционного потенциала региона, исследованы региональные инвестиционные риски и факторы экономического развития. В работе Т. В. Прокопьевой [28], автор которой входит в число авторов настоящего исследования, выполнен анализ показателей социально-экономического развития города Нижневартовска в контексте кластерного подхода к формированию инвестиционной стратегии ХМАО-Югры, тем самым «протянута нить» исследования проблематики инвестиционного развития между региональным и муниципальным уровнями.
В то же время, несмотря на достаточно широкий перечень работ, посвященных исследованию проблем стратегического инвестиционного развития на региональном уровне, инвестиционная деятельность в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре исследована не достаточно, практически отсутствуют работы, в которых с использованием математического и эконометрического инструментариев рассматриваются вопросы стратегического инвестиционного развития автономного округа. Следовательно, это дополнительно подчеркивает актуальность темы настоящей работы и требует выполнения исследования в данном направлении.
Целью настоящей работы является исследование тенденций инвестиционного развития в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на основе анализа системы статистических показателей, долгосрочное прогнозирование объемов инвестиций в основной капитал с использованием инструментария статистики и эконометрики, определение направлений стратегического инвестиционного развития округа и выработка рекомендаций по совершенствованию системы управления его стратегическим инвестиционным развитием.
Материалы и методы. Работа выполнена на базе использования данных официальной статистики отделения Росстата в ХМАО-Югре [29, 30, 31, 32, 33, 34, 35], нормативно-правовых документов федерального и регионального уровней [1, 2, 3, 4, 5]. Для достижения целей исследования использовались методы сбора и обработки статистического материала, расчета абсолютных, относительных и средних статистических показателей, индексный метод, общенаучные методы анализа и обобщения информации, метод регрессионного эконометрического моделирования и прогнозирования, метод SWOT-анализа, метод графического представления результатов исследования.
Результаты. Для того, чтобы выявить ключевые тенденции и обозначить стратегические приоритеты инвестиционного развития ХМАО-Югры необходимо, прежде всего, опираясь на данные официальной статистики Росстата исследовать количественные показатели, характеризующие инвестиционную деятельность округа. На рисунке 1 представлена динамика инвестиций в основной капитал в ХМАО-Югре в 2002–2022 годах в текущих ценах. Из рисунка видно, что за исследуемый период объемы инвестиций в основной капитал в округе неуклонно росли, увеличившись в 2022 году по сравнению с 2005 годом почти в шесть раз.
Рисунок 1. Динамика инвестиций в основной капитал в ХМАО-Югре в 2005–2022 годах, млрд. руб.
Источник: составлено авторами на основе [29, 30]
В то же время эта динамика может быть обманчивой, если перейти от анализа темпов роста инвестиций в абсолютных показателях к рассмотрению отношения инвестиций в основной капитал к валовому региональному продукту. В работе [24] авторы проводят исследование данного показателя по всем субъектам Российской Федерации за 2005–2018 годы. Так, медианное значение этого показателя по регионам России в 2018 году составило 20,8%, а его среднее значение в том же году 22,8%. По Тюменской области, включающей кроме своей базовой территории также территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономного округов, значение этого показателя в 2018 году составило 26,2% [24]. В то же время в 2021 году только по ХМАО-Югре величина этого показателя составила только 18,7% [29]. Тем самым становится очевидным, что Ханты-Мансийский автономный округ по результатам инвестиционного развития находится на среднерегиональном уровне, а учитывая богатые природные ресурсы и большие финансовые возможности округа, существуют существенные резервы для активизации инвестиционной деятельности на его территории.
Далее проанализируем темпы роста физического объема инвестиций в основной капитал на территории округа (рисунок 2). За последние шесть лет эти темпы были неустойчивыми. Так, несмотря на ситуацию с COVID-19 в 2020 году физические объемы инвестиций в ХМАО-Югре выросли на 5,3% по сравнению с 2019 годом. В среднем за 2017–2022 годы темп роста физического объема инвестиций в основной капитал составил 105%, что можно признать довольно высокой величиной.
Рисунок 2. Индексы физического объема инвестиций в основной капитал в ХМАО-Югре за 2017–2022 годы, % к предыдущему году
Источник: составлено авторами на основе [31]
Ключевым фактором, оказавшим влияние на темпы роста физического объема инвестиций в основной капитал в ХМАО-Югре, по нашему мнению, может быть мировая конъюнктура цен на углеводороды, учитывая тот факт, что добыча и экспорт нефти и газа формирует существенную долю инвестиционных ресурсов округа. Так, цены на нефть марки Brent показали высокие темпы роста в 2018–2019 годах и в 2021–2022 годах. В то же время, физические объемы инвестиций в основной капитал в ХМАО-Югре реагировали на рост нефтяных котировок с некоторым лагом продолжительностью порядка одного года, требовавшегося на аккумулирование компаниями финансовых ресурсов и внесение корректировок в их инвестиционные программы.
Ключевая роль в инвестиционном процессе в ХМАО-Югре именно частных компаний четко прослеживается на рисунке 3. Доля частных инвестиций в округе составляет порядка 90%. При этом доля иностранных инвестиций в 2021 году в размере 3,2% со всей очевидностью будет иметь тенденцию к уменьшению, за исключением ситуации, если в округе будут реализованы крупные инвестиционные проекты с привлечением инвесторов из Китая и других дружественных стран. В то же время стратегические программные документы долгосрочного инвестиционного развития ХМАО-Югры не предполагают масштабного привлечения иностранных инвестиций на территорию округа [3, 5].
Рисунок 3. Структура инвестиций в основной капитал по формам собственности в ХМАО-Югре в 2021 году, %
Источник: составлено авторами на основе [32]
Представляет также несомненный интерес структура инвестиций в основной капитал в ХМАО-Югре по видам основных фондов, являющихся объектами вложения средств (рисунок 4). Доля инвестиций в производственные здания и сооружения более чем в 12 раз превышает долю инвестиций в жилой фонд. При этом доля инвестиций в жилые здания сопоставима с долей инвестиций в объекты интеллектуальной собственности, что свидетельствует в пользу необходимости активизации жилищного строительства на территории округа.
Рисунок 4. Структура инвестиций в основной капитал по видам основных фондов в ХМАО-Югре в 2021 году, %
Источник: составлено авторами на основе [33]
Сопоставив данные рисунков 3 и 4, можно сделать вывод, что подавляющая доля инвестиций в основной капитал на территории округа носит производственный характер и осуществляется преимущественно частными производственными компаниями. Это можно увидеть и из таблицы 1, в соответствии с которой 88% инвестиций в основной капитал осуществляется за счет собственных средств организаций. Заемные средства используются крайне ограниченно, учитывая тот факт, что процентные ставки находятся на высоком уровне и требуют сопоставимого уровня рентабельности производства у предприятия-заемщика.
Государственные и муниципальные источники финансирования инвестиционных вложений характеризуются сравнительно низкой долей. Так, учитывая, что доля средств федерального бюджета в общем объеме инвестиций в основной капитал в ХМАО-Югре составляет лишь 0,2%, можно порекомендовать региональным органам власти предпринять дополнительные усилия для вхождения объектов округа в федеральные государственные инвестиционные программы.
Таблица 1. Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в ХМАО-Югре в 2022 году, %
Источник финансирования
|
Удельный вес, %
|
Собственные средства организаций
|
88,0
|
Кредиты банков
|
7,3
|
Заемные средства других организаций
|
0,7
|
Средства федерального бюджета
|
0,2
|
Средства бюджета ХМАО
|
2,3
|
Средства местных бюджетов
|
0,5
|
Прочие средства
|
1,0
|
Итого
|
100,0
|
Источник: составлено авторами на основе [34]
Производственная специализация инвестиций в округе находит яркое отражение в данных, представленных в таблице 2. Так, 86,7% объема инвестиций в основной капитал в ХМАО-Югре приходилось на добычу нефти и газа и смежный сектор нефтесервиса. Тем самым со всей очевидностью видна проблема низкого уровня диверсификации экономики округа в сфере инвестиционной деятельности, для решения которой необходима постановка стратегических целей развития с акцентом на активизацию инвестиционного процесса в ненефтегазовом секторе экономики округа.
Таблица 2. Структура инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности в ХМАО-Югре в 2022 году, %
Вид экономической
деятельности
|
Удельный вес, %
|
Добыча сырой нефти и природного газа
|
65,7
|
Предоставление услуг в области добычи полезных ископаемых
|
21,0
|
Производство кокса и нефтепродуктов
|
1,0
|
Обеспечение электроэнергией, газом, паром; кондиционирование
воздуха
|
1,2
|
Строительство
|
1,6
|
Деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта
|
2,4
|
Здравоохранение и социальные услуги
|
1,2
|
Образование и наука
|
1,7
|
Прочие виды деятельности
|
4,2
|
Итого
|
100,0
|
Источник: составлено авторами на основе [35]
Получив базовое представление об особенностях и тенденциях инвестиционной деятельности в ХМАО-Югре, обратимся к такому важному документу, как Стратегия социального-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2036 года с целевыми ориентирами до 2050 года [3]. В этом документе имеется раздел, посвященный стратегии инвестиционного развития округа, в котором дана прогнозная оценка объемов инвестиций в основной капитал в ХМАО-Югре на долгосрочный период. Так, в 2036 году прогнозный объем инвестиций должен составить 2646,6 млрд. рублей, а к 2050 году он должен увеличиться до 3341,3 млрд. рублей [3].
Определим, во-первых, насколько оправдана точечная оценка данных показателей, а не оперирование прогнозными данными в терминах доверительного интервала и доверительной вероятности, а, во-вторых, используя инструментарий регрессионного анализа применительно к временным рядам, выполним прогноз объемов инвестиций в основной капитал и сравним его с оценочными прогнозными данными Стратегии.
Построим корреляционное поле, взяв по оси абсцисс номер года x(t), начиная с 2005 (x(t) = 1) и заканчивая 2022 годом (x(t) = 18). По оси ординат возьмем объем инвестиций в основной капитал в млрд. рублей. Отложим на корреляционном поле точки, соответствующие данным рисунка 1. Воспользовавшись инструментами MS Excel, добавим на корреляционное поле отдельно линейную линию тренда (рисунок 5) и экспоненциальную линию тренда (рисунок 6). Также на рисунках 5 и 6 приведем формулы уравнений тренда и величины коэффициентов детерминации R2. В результате получим две трендовые регрессионные модели, построенные на основе динамического ряда данных об объемах инвестиций в основной капитал в ХМАО-Югре в 2005–2022 годах.
Рисунок 5. Линейная регрессионная модель, построенная на основе динамического ряда объемов инвестиций в основной капитал в ХМАО-Югре в 2005–2022 годах, млрд. руб. (по горизонтальной оси – номер года x(t), за 2005 год x(t) = 1)
Источник: составлено авторами на основе [29, 30]
Рисунок 6. Экспоненциальная регрессионная модель, построенная на основе динамического ряда объемов инвестиций в основной капитал в ХМАО-Югре в 2005–2022 годах, млрд. руб. (по горизонтальной оси – номер года x(t), за 2005 год x(t) = 1)
Источник: составлено авторами на основе [29, 30]
Можно заметить, что точки на корреляционных полях, представленных на рисунках 5 и 6, расположены достаточно близко к линиям регрессии, что свидетельствует о низком уровне остатков моделей. Значение коэффициентов детерминации очень близки к единице. Выбор в качестве формы линии регрессии кроме классической линейной функции еще и экспоненциальной кривой обусловлен тем, что инвестиции носят кумулятивный характер и требуют учета степенной составляющей.
Воспользовавшись дополнительным инструментарием регрессионного моделирования MS Excel, содержащемся в надстройке «Анализ данных», применительно к линейной регрессионной модели, отметим, что коэффициенты регрессии являются значимыми с p-value порядка 10-7 и 10-14, а стандартная ошибка модели составляет всего 47,4 млрд. рублей, что составляет менее 4% от объемов инвестиций в 2022 году. Следовательно, учитывая узкий доверительный интервал модели, точечные прогнозные оценки можно считать оправданными.
В таблице 3 представим результаты прогнозирования объема инвестиций в основной капитал в ХМАО-Югре в 2036 и 2050 годах с использованием четырех методов. Первым методом является экстраполяция по средним за 2005–2022 годы темпам роста объемов инвестиций в текущих ценах. Средние темпы роста по этому методу составляют 111%. Вторым методом является экстраполяция по средним за 2017–2022 годы темпам роста объемов инвестиций в ценах 2021 года. Средние темпы роста по этому методу составляют 105%. Третий и четвертый методы прогнозирования предполагают использование трендовых регрессионных моделей, отображенных на рисунках 5 и 6. Поскольку результаты прогнозирования по четырем методам варьируются в довольно широком интервале, выполним усредненную прогнозную оценку по этим методам.
Сопоставляя усредненные прогнозные данные, полученные авторами, с прогнозными оценками в рамках Стратегии ХМАО-Югры, можно сделать вывод, что прогноз объемов инвестиций в основной капитал на 2036 год, выполненный в рамках Стратегии, можно признать корректным. В то же время аналогичный прогноз на период до 2050 года стоит признать заниженным, даже если учесть тот факт, что переход к более высокому уровню диверсификации экономики округа и снижению доли нефтегазового сектора может потенциально вызвать сокращение темпов роста инвестиций на длительном горизонте по сравнению со сформировавшейся долгосрочной тенденцией.
Таблица 3. Результаты долгосрочного прогнозирования объема инвестиций в основной капитал в ХМАО-Югре на 2036 и 2050 годы
Год
|
Прогнозные данные объема
инвестиций в основной капитал с использованием разных методов
прогнозирования, млрд. руб.
| |||||
В рамках Стратегии ХМАО-Югры
|
Через экстраполяцию по
средним темпам роста в текущих ценах
|
Через экстраполяцию по
средним темпам роста в ценах 2021 года
|
По линейной регрессионной
модели
|
По экспоненциальной
регрессионной модели
|
Усредненно по средним
темпам роста и двум регрессионным моделям
| |
2036
|
2646,6
|
5056,8
|
2197,2
|
1906,1
|
4438,4
|
2850,3
|
2050
|
3341,3
|
21797,2
|
4350,3
|
2661,0
|
14982,6
|
9860,2
|
Источник: составлено авторами
Выполнив анализ тенденций инвестиционного развития в ХМАО-Югре, перейдем к рассмотрению стратегических инвестиционных приоритетов долгосрочного развития округа. Для этого, воспользовавшись аналитическими материалами, содержащимися в Стратегии социально-экономического развития округа [3], составим таблицу SWOT-анализа для инвестиционной сферы ХМАО-Югры.
Таблица 4. SWOT-анализ инвестиционной сферы ХМАО-Югры
Сильные стороны (S)
· Огромный потенциал месторождений углеводородного сырья, лесных и водных ресурсов · Высокая конкурентоспособность компаний, специализирующихся на производстве и экспорте углеводородов · Финансовая независимость бюджета округа от федеральных средств · Возможности реализации инвестиционных программ по развитию промышленной и социальной инфраструктуры · Высокая квалификация персонала · Высокая доля относительно молодого, экономически и социально мобильного населения · Высокие доходы населения, положительная динамика потребительского спроса · Высокий уровень инвестиционной привлекательности экономики для частных инвесторов · Отлаженная система мер государственной поддержки инвестиционной деятельности · Эффективная информационная инфраструктура реализации инвестиционных проектов |
Слабые стороны (W)
· Замедление темпов роста инвестиций по сравнению с долгосрочным трендом под влиянием геополитических факторов · Низкий уровень отраслевой дифференциации инвестиций · Доминирование инвестиций в организации нефтегазового комплекса в ущерб развитию обрабатывающих производств · Высокий уровень инвестиционной дифференциации в разрезе муниципальных образований, наличие зон крайне низкой инвестиционной активности · Снижение объемов добычи нефти и газа, рост доли добычи трудноизвлекаемых ресурсов · Суровые природно-климатические условия, сдерживающие снижение издержек · Риск замедления миграционных потоков, роста издержек на оплату труда · Относительная удаленность территории округа от основных транспортных маршрутов, низкий уровень развития транспортной сети в ряде территорий округа · Высокий уровень износа основных производственных фондов · Низкий уровень инновационной активности в производственной сфере · Малое количество инфраструктурно обеспеченных инвестиционных площадок · Экологические проблемы на территориях реализации инвестиционных проектов в сфере нефтедобычи |
Возможности (O)
· Повышение эффективности и производительности труда в нефтегазовом секторе в результате использования инновационных технологий · Возможное снижение налогового бремени для предприятий топливно-энергетического комплекса · Повышение инвестиционной привлекательности за счет реализации комплекса инвестиционных проектов в обрабатывающей промышленности и сфере услуг · Расширение мер государственной поддержки в рамках политики импортозамещения · Повышение производственной эффективности за счет внедрения принципов бережливого производства · Создание специализированных технопарков, ориентированных на разработку и реализацию энергосберегающих и экологичных технологий на предприятиях ТЭК · Улучшение транспортной доступности отдаленных районов округа · Реализация инвестиционных проектов на базе государственно-частного партнерства · Совершенствование регуляторной среды в инвестиционной деятельности · Совершенствование системы подготовки квалифицированных кадров для различных секторов экономики |
Угрозы (T)
· Риски устойчивого развития экономики округа в условиях возможных конъюнктурных и циклических колебаний в отечественной и мировой экономике · Риски снижения инвестиционной активности за счет санкционного давления и ухудшения экологической ситуации · Возможное ужесточение денежно-кредитной политики Центрального банка России · Высокий уровень налоговой нагрузки, тормозящий развитие добычи углеводородов на участках с трудноизвлекаемыми ресурсами · Повышение риска ухода из региона ключевых российских компаний из разных секторов экономики · Риск обострения социальных проблем в результате старения населения и миграционного оттока кадров · Низкая капитализация ряда компаний округа, формирующая риск привлечения инвестиционных ресурсов · Риск снижения темпов строительства новых объектов транспортной и энергетической инфраструктуры · Риск снижения уровня рентабельности несырьевых секторов экономики округа |
Источник: составлено авторами на основе [3]
Очевидно, что регион обладает не только сильными сторонами и перспективными возможностями для ускоренного инвестиционного развития, но и некоторыми проблемными зонами и рисками, препятствующими реализации мероприятий в рамках инвестиционной стратегии округа. Безусловными положительными факторами ускоренного инвестиционного развития выступают богатые природные ресурсы округа, высококвалифицированный персонал компаний, стабильное финансовое положение в бюджетном и внебюджетном секторах экономики, наличие мер государственной поддержки инвестиционной деятельности. В то же время озабоченность вызывают высокая зависимость экономики округа от конъюнктуры цен на энергоносители, санкционное давление, низкий уровень диверсификации экономики округа.
Также при стратегическом планировании инвестиционного развития в ХМАО-Югре нельзя не учесть встроенность экономики и социальной сферы округа в глобальные и общенациональные процессы, к которым можно отнести процессы цифровизации, расширения использования искусственного интеллекта, процессы перехода к низкоуглеродной экономике.
В этой связи в рамках Стратегии ХМАО-Югры представлена двухвекторная парадигма долгосрочного инвестиционного развития округа. На горизонте 2023–2036 годов предполагается ускоренное развитие инновационного и интеллектуального компонентов экономики, создающее базу для ускоренной диверсификации экономики округа на втором векторе ее развития в интервале 2036–2050 годов. После 2036 года особенно четко проявятся глобальные тенденции снижения спроса на углеводороды, вырастет парк электротранспорта, с большой вероятностью снизится доля ископаемого топлива в мировом энергобалансе. В этих условиях ориентация на водородную энергетику, формирование экологически чистых замкнутых производственных цепочек представляется вполне оправданным (рисунок 7).
Рисунок 7. Изменение стратегических приоритетов инвестиционного развития ХМАО-Югры на горизонте до 2050 года
Источник: составлено авторами на основе [3]
Наряду со Стратегией социально-экономического развития округа в качестве стратегического программного документа в ХМАО-Югре действует Инвестиционная стратегия до 2030 года [5]. В то же время этот документ носит рамочный характер и не предполагает детальной проработки конкретных инвестиционных проектов в среднесрочном и долгосрочном периодах. Выделим приоритетные направления реализации инвестиционных проектов в основных секторах экономики ХМАО-Югры (таблица 5). При этом по каждому направлению сформирован пул инвестиционных проектов разной степени проработки, находящихся на разном уровне практической реализации.
Таблица 5. Приоритетные направления реализации инвестиционных проектов в основных секторах экономики ХМАО-Югры
Сектор экономики округа
|
Приоритетные направления
реализации инвестиционных проектов
|
Нефтедобыча и газодобыча
|
·
Развитие научного полигона "Баженовский" с целью апробации
технологий добычи нефти из трудноизвлекаемых запасов
· Внедрение ресурсосберегающих технологий, направленных на повышение коэффициента извлечения нефти · Геологоразведочные работы в слабо изученных восточных и западных районах округа |
Переработка нефти и газа
|
·
Строительство объектов по утилизации попутного нефтяного газа
· Формирование и развитие нефтегазохимического промышленного кластера |
Агропромышленный комплекс
|
·
Модернизация и создание новых перерабатывающих мощностей в
пищевой промышленности
· Импортозамещающие проекты в сельском хозяйстве · Проекты развития рыболовства и аквакультуры |
Жилищно-коммунальный
комплекс
|
·
Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры
· Проекты по повышению энергоэффективности зданий |
Лесопромышленный комплекс
|
·
Развитие лесной транспортной инфраструктуры
· Развитие экспортно-ориентированных производств в деревообработке · Производство готовых деревянных домов |
Электроэнергетика
|
·
Обеспечение присоединения растущих электрических нагрузок
потребителей
· Строительство электростанций в энергодефицитных районах · Реконструкция котельных и ТЭЦ · Развитие энергопроизводства из возобновляемых источников |
Горнодобывающая
промышленность
|
·
Создание горнопромышленного кластера в Березовском районе
· Развитие добычи золота, кварца, известняков, руд черных и цветных металлов · Строительство горно-обогатительных комплексов в западных районах округа |
Машиностроение
|
·
Развитие предприятий энергетического и транспортного
машиностроения
|
Транспортный комплекс
|
·
Сооружение и реконструкция автомобильных и железных дорог,
мостов, аэропортов
|
Сектор информационных
технологий
|
·
Развитие инфраструктуры широкополосного доступа в Интернет
· Развитие спутниковых технологий |
"Зеленая"
экономика
|
·
Строительство эффективных мусорных полигонов и объектов
переработки мусора
· Создание предприятий по переработке макулатуры и пластика · Строительство малых заводов по переработке металлолома |
Источник: составлено авторами на основе [5]
Планомерная и эффективная работа по всему комплексу стратегических приоритетных направлений инвестиционного развития требует реализации следующего перечня авторских рекомендаций, направленных на совершенствование системы управления стратегическим инвестиционным развитием в округе в долгосрочном периоде (рисунок 8).
Рисунок 8. Рекомендации по совершенствованию системы управления стратегическим инвестиционным развитием ХМАО-Югры
Источник: составлено авторами
Детализация процедур, показателей оценки, организационных и финансовых механизмов в рамках каждой авторской рекомендации выходит за рамки цели и задач настоящего исследования и может являться отдельным направлением научной работы в рамках последующих публикаций авторов.
Заключение. Анализ тенденций и основных показателей, характеризующих инвестиционное развитие в ХМАО-Югре, продемонстрировал, что несмотря на динамичное инвестиционное развитие округа, имеются существенные резервы для увеличения инвестиционной активности в регионе. В округе доминируют частные инвестиции из собственных источников предприятий, уровень инвестиционной диверсификации довольно низок, вследствие преобладания инвестиций в нефтедобыче, нефтепереработке и нефтесервисе. Следовательно, стратегическая ориентация на диверсификацию экономики округа в долгосрочной перспективе может быть признана абсолютно оправданной.
С использованием инструментов линейного и экспоненциального регрессионного моделирования выполнен прогноз объемов инвестиций в основной капитал в ХМАО-Югре до 2036 и до 2050 годов. В результате моделирования был сделан вывод о необходимости корректировки некоторых прогнозных показателей, содержащихся в Стратегии социально-экономического развития округа.
В результате SWOT-анализа инвестиционной сферы ХМАО-Югры выделены сильные и слабые стороны региона, возможности ускорения инвестиционного развития и угрозы, препятствующие достижению этой цели. На базе результатов SWOT-анализа в работе были обозначены стратегические приоритеты инвестиционного развития ХМАО-Югры. Если на период до 2036 года к числу таких приоритетов относится ускоренное развитие высокотехнологичных отраслей и цифровизация в целях повышения уровня диверсификации экономики округа, то на горизонте до 2050 года приоритет отдается развитию отраслей «зеленой» экономики, с учетом нарастания негативных тенденций глобального перехода к низкоуглеродной экономике для ХМАО-Югры.
В рамках общих направлений стратегического инвестиционного развития округа в работе были детализированы направления реализации инвестиционных проектов в разрезе базовых отраслей экономики ХМАО-Югры, а для их успешной реализации авторами предложен ряд рекомендаций по совершенствованию системы управления стратегическим инвестиционным развитием в округе. Реализация комплекса предложенных рекомендаций, при условии их дополнительной теоретико-методической проработки, позволит достичь долгосрочных целей ускоренного инвестиционного развития ХМАО-Югры и повысить эффективность функционирования экономики округа.
References:
Bents D.S. (2020). Modelirovanie faktorov ekonomicheskogo rosta regionov Urala i RF [Modelling of the economic growth factors: the case of the Ural regions and the Russian Federation]. Journal of New Economy. 21 (3). 112-131. (in Russian). doi: 10.29141/2658-5081-2020-21-3-6.
Bolodurina I.P., Bolodurina M.P., Abelgazina K.M. (2022). Primenenie metodov matematicheskoy statistiki dlya otsenki investitsionnogo potentsiala regiona [Application of mathematical statistics methods to assess the investment potential of the region]. Proceedings of the Voronezh State University of Engineering Technologies. 84 (1(91)). 295-304. (in Russian). doi: 10.20914/2310-1202-2022-1-295-304.
Denilkhanov A.Kh. (2022). Investitsionnaya politika Rossii: strategiya povysheniya investitsionnoy privlekatelnosti regionov [Investment policy of russia: enhancement strategy investment attractiveness of the regions]. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kultura. (2(71)). 101-107. (in Russian). doi: 10.54398/1818510X_2022_2_101.
Devyatilova A.I. (2021). Otsenka innovatsionno-investitsionnogo potentsiala regiona [Assessment of the region's innovation and investment potential]. Vestnik Akademii znaniy. (42(1)). 116-123. (in Russian). doi: 10.24412/2304-6139-2021-10891.
Frolova N.N., Belinskaya I.V., Terenteva Yu.G. (2021). Effektivnost gosudarstvennogo upravleniya kak faktor povysheniya investitsionnoy aktivnosti v regione [Efficiency of public administration as a factor of increasing investment activity in the region]. Discussion. (4(107)). 68-77. (in Russian). doi: 10.46320/2077-7639-2021-4-107-68-77.
Gagarina S.N., Soboleva D.V. (2023). Gosudarstvennoe regulirovanie investitsionnoy deyatelnosti na regionalnom urovne [State regulation of investment activity at the regional level]. Economics and business: theory and practice. (7(101)). 26-30. (in Russian). doi: 10.24412/2411-0450-2023-7-26-30.
Generalova S.V. (2021). Strategiya formirovaniya i razvitiya investitsionnogo potentsiala regiona [Strategy for the formation and development of the investment potential of the region]. Gumanitarnyy nauchnyy zhurnal. (1). 18-23. (in Russian). doi: 10.24412/2078-9661-2021-1-003.
Gerasimov A.N., Gromov E.I., Skripnichenko Yu.S., Grigoryeva O.P., Skripnichenko V.Yu. (2022). Models and Forecasts of the Export Potential of the Regional Economic System Regional Studies. 30 (4(121)). 762-782. doi: 10.15507/2413-1407.121.030.202204.762-782.
Ivanov O.B., Bukhvald E.M. (2018). Investitsionnye prioritety v strategiyakh sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya regionov Rossii [Investment priorities in the regional strategies of socio-economic development in Russia]. ETAP: economic theory, analysis, practice. (2). 31-47. (in Russian). doi: 10.24411/2071-6435-2018-10014.
Klimova N.I., Bukharbaeva L.Ya., Frants M.V., Shmakova M.V. (2015). Ekonomiko-matematicheskaya model finansovogo obespecheniya strategiy regionalnogo razvitiya [Economic mathematical model for regional development strategy financial support]. Fundamental research. (10-2). 378-383. (in Russian).
Lapin A.E., Vuyko M.B. (2019). Modeli regionalnogo razvitiya v Rossiyskoy Federatsii i investitsionnye strategii [Models of regional development in the Russian Federation and investment strategies]. Regionology. 27 (1(106)). 10-29. (in Russian). doi: 10.15507/2413-1407.106.027.201901.010-029.
Lazareva E.I., Anopchenko T.Yu. (2016). Ekonometricheskaya otsenka investitsionnoy privlekatelnosti kak osnova formirovaniya klasternoy investitsionnoy strategii regiona [Econometric assessment of investment attractiveness as the basis for the formation of a cluster investment strategy of the region]. Vestnik of Samara State University of Economics. (5(139)). 21-26. (in Russian).
Medvedev A.V., Oschepkova N.S., Pobedash P.N., Trusov A.N. (2016). Razrabotka matematicheskoy modeli otsenki effektivnosti investitsionnoy strategii regiona [Development of mathematical model for evaluating of region's investment strategy effectiveness]. Fundamental research. (10-1). 62-66. (in Russian).
Myslyakova Yu.G., Shamova E.A. (2019). Export-oriented industrial technologies as drivers of regional economic growth Journal of New Economy. 20 (2). 166-179. doi: 10.29141/2073-1019-2019-20-2-10.
Naumov I.V., Trynov A.V., Safonov A.O. (2020). Stsenarnoe modelirovanie vosproizvodstva investitsionnogo potentsiala institutsionalnyh sektorov v regionakh Sibirskogo federalnogo okruga [Scenario modelling for reproducing investment potential of institutional sectors in the regions of the Siberian federal district]. Finance: Theory and Practice». 24 (6). 19-37. (in Russian). doi: 10.26794/2587-5671-2020-24-6-19-37.
Nekrasova O.L. (2018). Uchet investitsionnyh riskov pri obosnovanii vybora strategii investitsionnogo razvitiya regiona [Accounting the investment risks when rendering the selection of the investment development strategy of the region]. Novoe v ekonomicheskoy kibernetike. (1). 98-111. (in Russian).
Palkina M.V., Sozinova A.A., Saveleva N.K., Palesheva N.V., Fokina O.V., Bespyatyh A.V. (2023). Investitsionnaya strategiya regiona: analiz ponyatiy [Regional investment strategy: concept analysis]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (3). 747-766. (in Russian). doi: 10.18334/epp.13.3.117199.
Pozdeev V.L., Tsaregorodtsev I.S. (2021). Ob investitsionnoy strategii v tselyakh regionalnoy ekonomicheskoy bezopasnosti [About the investment strategy for regional economic security]. Innovative development of economy. (5(65)). 227-234. (in Russian). doi: 10.51832/2223-798420215227.
Prokopev A.V., Prokopeva T.V. (2021). Otsenka urovnya vzaimosvyazi valovogo regionalnogo produkta i obema investitsiy v osnovnoy kapital po regionam Rossii [Assessment of the correlation level between the gross regional product and the volume of fixed investments by Russian regions]. Society: politics, economics, law. (12(101)). 63-73. (in Russian). doi: 10.24158/pep.2021.12.10.
Prokopeva T.V. (2019). Analiz pokazateley sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya goroda Nizhnevartovska v kontekste klasternogo podkhoda k formirovaniyu investitsionnoy strategii [The analysis of the social and economic development indices of the city of Nizhnevartovsk in the context of the cluster approach to creating the investment strategy]. Theory and practice of social development. (6(136)). 47-53. (in Russian). doi: 10.24158/tipor.2019.6.7.
Samaeva E.V., Manzhikova V.E., Bembeev R.P., Abushinov A.V. (2018). Perspektivy investitsionnoy strategii razvitiya regiona [Prospects of the investment strategy for the development of the region]. Vestnik Akademii znaniy. (25(2)). 189-195. (in Russian).
Serova V.A., Serova N.A. (2021). Metodicheskie aspekty otsenki effektivnosti regionalnoy investitsionnoy politiki [Methodological aspects of estimating the efficiency of regional investment policy]. Fundamental research. (1). 95-99. (in Russian). doi: 10.17513/fr.42956.
Shvetsova A.A. (2020). Ekonometricheskie modeli dlya otsenki urovnya i tempov razvitiya regionov Rossii [Econometric models to assess the level and pace of development of Russian regions]. Modern Economy Success. (4). 24-30. (in Russian).
Vaschenko T.V., Voskanyan R.O. (2021). Formirovanie portfelya investitsionnyh proektov regiona [Formation of a region's portfolio of investment projects]. Problemsof regional economy. (4(49)). 19-25. (in Russian).
Zheynova M.N. (2021). Model prinyatiya resheniy po formirovaniyu strategii investitsionnogo razvitiya regiona [Model of decision-making for forming a regional investment development strategy]. Vestnik Donetskogo natsionalnogo universiteta. Seriya V. Ekonomika i pravo. (4). 97-106. (in Russian).
Страница обновлена: 21.03.2025 в 03:59:09