Research of the Russian fitness club market

Nizyaev D.A.1,2
1 Дирекция по организации и проведению спортивных мероприятий Московской области
2 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Journal paper

Economics and management in sports (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 2, Number 4 (October-December 2022)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=54898234

Abstract:
The article presents a study of the Russian fitness club market. A PEST analysis of the external environment of the Russian fitness club market is conducted. According to the assessment of the level of competition, it is concluded that it is necessary to use a strategic approach when developing a new concept for a fitness club. The number of fitness clubs and their segmentation in the Russian market are analyzed. On the basis of the indicators of competitiveness assessment, the market leaders of fitness clubs are identified. According to the assessment of the elements of marketing activities of the studied fitness clubs in the context of the 7P concept, it is concluded that a significant difference between the market leaders and other participants is the physical environment.

Keywords: Russian fitness club market, sports services, sports industry, PEST analysis, 7P methodology, competition assessment

JEL-classification: L80, L83, M20



Введение. В 2022 г. объем российского рынка фитнес-услуг достиг 145,3 млрд. рублей, что на 12% больше, чем годом ранее, когда показатель измерялся 130 млрд. рублей [2]. По оценкам BusinesStat, в 2022 г объем рынка фитнеса в России снизился на 13%: с 274 до 238 млн. посещений [1]. Объявление о специальной военной операции в феврале 2022 г. приостановило продажи абонементов. В ситуации неопределенности люди экономили средства, клиенты фитнес-клубов отказывались от продления карт и абонементов, либо реже посещали занятия. Снижение спроса на фитнес-услуги отмечалось также со стороны корпоративных клиентов. Отчасти это было связано с уходом западных компаний, которые приостанавливали деятельность и прекращали инвестиции в российский бизнес. Сокращению объема рынка способствовала также мобилизация.

В 2020-2021 гг. на деятельность фитнес-центров в России повлияла пандемия коронавируса. В 2020 г объем рынка фитнеса в стране обрушился на 41% относительно 2019 г: с 313,4 до 183,8 млн. посещений. Для соблюдения карантинных ограничений фитнес-клубы были закрыты в течение нескольких месяцев. Постепенно они возобновили работу, но люди опасались заражения, поэтому реже посещали общественные места. Снижение платежеспособности в условиях коронакризиса также способствовало спаду на рынке фитнеса.

В 2021 г. на фоне отложенного спроса после карантинного 2020 г. российский рынок фитнес-услуг восстановился на 49% относительно 2020 г и достиг 274 млн. посещений. Пандемия укрепила интерес россиян к поддержанию своего здоровья, в том числе с помощью спортивных занятий. Однако, при невысоком уровне доходов потребителей, основной спрос приходится на клубы эконом-класса.

Экономико-управленческие аспекты фитнес-индустрии исследовались в работах Ащеулова А.В., Тютюнникова А.С., Черниковой В.Е., Меговорян Е.А. [8, 9], Ивановой Ю.О., Ермаковой В.Д. [10] и др.

Анализ развития российского рынка фитнес-клубов. Прежде чем оценить развитие российского рынка фитнес-клубов, проанализируем конкурентную среду на рынке с применением следующих методов:

– PEST-анализ внешней среды (табл. 1);

– оценка конкурентной среды модели «пяти сил М. Портера» (табл. 2).

Таблица 1. PEST-анализ внешней среды российского рынка фитнес-клубов

1. Политические факторы
2. Экономические факторы
Фактор
Влияние
(балл)
Фактор
Влияние
(балл)
Устойчивость политической власти и существующего правительства
3
Уровень развития предпринимательства и бизнес-среды
5
Свобода информации и независимость СМИ
4
Темпы роста экономики
4
Стремление к протекционизму отрасли, наличие государственных компаний в отрасли
3
Уровень располагаемых доходов населения
5
3. Социально-культурные факторы
4. Технологические факторы
Фактор
Влияние
(балл)
Фактор
Влияние
(балл)
Образ жизни и привычки потребления
5
Уровень инноваций и технологического развития отрасли
4
Темпы роста населения
4
Развитие и проникновение интернета, развитие мобильных устройств
5
Отношение к здоровому образу жизни
5
Доступ к новейшим технологиям
5
Источник: составлено автором.

Оценка была проведена путем анализа интернет-источников и материалов периодической печати по теме исследования [5; 6; 7]. Каждый из факторов, влияющих на рынок фитнес-индустрии, был оценен на предмет его воздействия на рынок.

Исходя из представленных данных в таблице 1 можно сделать вывод, что факторы внешней среды в значительной степени влияют на российский рынок фитнес-клубов, в их числе:

– экономические факторы (расходы на занятия спортом);

– социально-культурные факторы (спорт является трендом современного общества);

– технологические факторы (разрабатываются новые технологии для спортивной индустрии).

Таблица 2. Оценка уровня конкуренции с позиции теории М. Портера

№ п/п
Критерий
Балл
1. Оценка конкурентоспособности компании и уровня конкуренции на рынке
1
угроза со стороны товаров-заменителей
не существует (1 балл)
2
уровень внутри отраслевой конкуренции: средний уровень насыщения рынка
присутствует много игроков (3 балла)
3
темп роста рынка
высокий (1 балл)
4
уровень дифференциации продукта на рынке
компании продают стандартизированный товар (3 балла)
5
ограничения в повышении цен
жесткая ценовая конкуренция на рынке
(3 балла)
Итого: 11 баллов. Данный показатель свидетельствует о высоком уровне конкуренции на рынке
2. Оценка угрозы входа на рынок новых игроков с помощью оценки высоты входных барьеров
1
экономия на масштабе при производстве товара или услуги
отсутствует (3 балла)
2
марки с высоким уровнем лояльности
присутствуют крупные игроки (1 балла)
3
дифференциация продукта
все возможные ниши заняты игроками
(1 балл)
4
уровень инвестиций и затрат для входа в отрасль
высокий (1 балл)
5
доступ к каналам распределения
доступ к каналам распределения полностью открыт (3 балла)
6
политика правительства
государство вмешивается в деятельность предприятий, но не в значительной степени (2 балла)
7
готовность существующих игроков к снижению цен
при любой попытке входа, крупные игроки снижают цены (1 балл)
8
темп роста отрасли
высокий и растущий (3 балла)
Итого 15 баллов – высокий уровень угрозы входа новых игроков на рынок
3. Оценка рыночной власти покупателей на рынке
1
доля покупателей с большим объемом продаж
объем продаж равномерно распределен между клиентами (1 балл)
2
склонность к переключению на товары субституты
товар компании не уникален, существуют аналоги (3 балла)
3
чувствительность к цене
покупатель всегда будет переключаться на товар с более низкой ценой (3 балла)
4
удовлетворенность качеством товара
полная удовлетворенность качеством
(1 балл)
Итого: 8 баллов – средний уровень угрозы ухода клиентов
4. Оценка угрозы для бизнеса со стороны поставщиков
1
количество поставщиков
широкий выбор поставщиков (1 балл)
2
ограниченность ресурсов поставщиков
неограниченность в объемах (1 балл)
3
издержки переключения
низкие издержки к переключению на новых поставщиков (1 балл)
4
приоритетность направления для поставщика
высокая приоритетность отрасли для поставщика (1 балл)
Итого 4 балла – низкий уровень влияния поставщиков
Источник: составлено автором.

Согласно данным таблицы 2, на российском рынке присутствует:

– высокий уровень конкуренции;

– уровень угрозы входа новых игроков на рынок – высокий (особенно за счет малых компаний – фитнес-студий);

– средний уровень угрозы ухода клиентов;

– низкий уровень влияния поставщиков.

Проведенный анализ также демонстрирует необходимость применения стратегического подхода при разработке новой концепции фитнес-клуба.

Согласно данным экспертов РБК, в России сейчас более 3 тыс. спортивных и фитнес-клубов, при этом, в США работает порядка 30 тыс. организаций [4]. Динамика увеличения численности фитнес-клубов в России за период 2018-2022 гг. представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Динамика увеличения численности фитнес-клубов в России

Источник: [1].

Как видно из рисунка 1, численность фитнес-клубов в России за анализируемый период 2018-2022 гг. увеличилась на 145 организаций.

Следующим показателем, представляющим важность для исследования, является сегментирование фитнес-клубов (рис. 2).

Рисунок 2. Сегментирование фитнес-клубов в России, количество организаций

Источник: [1].

По сегментированию фитнес-клубов, в России за исследуемый период 2018-2022 гг. сложилась следующая ситуация:

– «Клубы-дискаунтеры»: увеличение произошло на 6 организаций;

– «Комфорт сегмент»: увеличение произошло на 15 организаций;

– «Эконом сегмент»: сокращение произошло на 6 организаций;

– «Бизнес сегмент»: сокращение произошло на 2 организации.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что наиболее динамично растущим сегментом является комфорт сегмент, он демонстрирует динамичное увеличение. Комфорт сегмент отличается от эконом сегмента наличием дополнительных услуг, таких как зона отдыха, фитнес-бар, наличие студий, саун, большого количества спортивного инвентаря. Стоимость годового абонемента комфорт сегмент составляет от 30 000 до 50 000 рублей.

Дополнительно необходимо выделить ценообразование различных сегментов фитнес-клубов Москвы:

– лоу-кост – менее 15 000 рублей в год;

– эконом сегмент – от 15 000 рублей до 30 000 рублей в год;

– бизнес сегмент – от 50 000 рублей до 80 000 рублей в год;

– премиум сегмент – свыше 80 000 рублей.

Таким образом, актуальным для открытия фитнес-клуба является комфорт сегмент.

Лидеры российского рынка фитнес-клубов. Оценим лидеров российского рынка фитнес-клубов по направлению комфорт сегмента. С целью выявления лидеров рынка, был проведен экспресс-опрос на территории Москвы (II квартал 2022 г.). Респондентам в количестве 102 человека, было предложено назвать фитнес-клубы, относящиеся к комфорт сегменту. Результаты опроса представлены на рисунке 3.

Рисунок 3. Известные респондентам фитнес-клубы Москвы комфорт сегмента, %

Источник: составлено автором на II квартал 2022 г.

Проведённый экспресс-опрос на территории Москвы показал следующие результаты:

– фитнес-клуб «WeGym» – его выделили 26 респондентов (или 25,49% опрошенных);

– фитнес-клуб «Мореон фитнес» – его выделили 18 респондентов (или 17,65% опрошенных);

– фитнес-клуб «Фреш фитнес» – его выделили 15 респондентов (или 14,71% опрошенных);

– фитнес-клуб «Спорт Комфорт» – его выделили 13 респондентов (или 12,75% опрошенных);

– фитнес-клуб «Марк Аврелий» – его выделили 11 респондентов (или 10,78% опрошенных);

– фитнес-клуб «Оранж Фитнес» – его выделили 9 респондентов (или 8,82% опрошенных);

– фитнес-клуб «Альфа-Фитнес» – его выделили 6 респондентов (или 5,88% опрошенных).

Далее, проведем анализ конкурентоспособности лидеров рынка в сравнении с типовым представителем комфорт сегмента – фитнес-клубом «Альфа-Фитнес», замыкающим список клубов данного сегмента.

В данном случае используем:

– метод оценки конкурентоспособности, предложенный Ж.Ж. Ламбеном (табл. 3);

– метод выявления факторов конкурентоспособности с помощью методики 7Р (табл. 4).

Информационной базой исследования послужили материалы сети интернет, в частности, отзывы о спортивных залах на соответствующих интернет-сайтах.

Таблица 3. Индикаторы оценки конкурентоспособности (на II квартал 2022 г.)

Критерии оценки
Лидеры рынка
Альфа-Фитнес
WeGym
Мореон фитнес
Фреш фитнес
Относительная доля рынка
4
4
4
2
Отличительные свойства товара
5
4
4
3
Издержки
4
4
4
4
Степень освоения технологии
2
2
2
1
Каналы товародвижения
5
3
4
1
Имидж
5
2
3
2
Итого
25
19
21
13
Источник: составлено автором.

Как видно из таблицы 3, наибольшее количество баллов у фитнес-клуба «WeGym» (25 баллов), устанавливаем ему коэффициент, равный 1. Таким образом, получаем:

– на высоком уровне конкурентоспособности (0,91-0,99 баллов) конкурентов не наблюдаем;

– на среднем уровне конкурентоспособности (0,81-0,90 баллов) фитнес-клуб «Фреш фитнес» (0,84 балла);

– на уровне ниже среднего (0,60-0,80 баллов) фитнес-клуб «Мореон фитнес» (0,76 баллов).

Проведённый анализ свидетельствует, что типовой игрок рынка (Альфа-Фитнес) неконкурентоспособен в сравнении с основными игроками рынка – 0,52 балла.

Далее, оценим факторы конкурентоспособности ведущих игроков комфорт сегмента в сравнении с типовым игроком рынка. Особенностью этого анализа является комплекс 7Р в деятельности исследуемых фитнес-клубов [3]. Базой исследования выступили также материалы сети интернет, посвященных отзывам о фитнес-клубах.

Таблица 4. Оценка элементов маркетинговой деятельности исследуемых фитнес-клубов в контексте концепции 7Р (на II квартал 2022 г.)

Критерии оценки
Лидеры рынка
Альфа-Фитнес
WeGym
Мореон фитнес
Фреш фитнес
Рrоduсt (товар, услуга)
4
4
4
4
Рriсе (цена)
2
3
3
4
Рrоmоtiоn (продвижение)
5
3
4
3
Рlасе (место, сбыт или товародвижение)
5
4
5
2
Реорlе (персонал)
4
4
4
3
Process (процесс)
4
4
4
4
Physical Evidence (физическое окружение)
5
2
3
2
Источник: составлено автором.

Из данных таблицы 4 следует, что существенным отличием лидеров рынка от других его участников является физическое окружение.

Заключение

В заключении исследования были сделаны следующие выводы:

1. Российский рынок фитнес-клубов является одним из динамично растущих рынков страны.

2. Проведённый PEST-анализ внешней среды позволил выявить факторы, влияющие на рынок фитнес-индустрии, и оценить степень воздействия их на рынок.

3. Согласно оценке уровня конкуренции, на российском рынке фитнес-клубов присутствует:

– высокий уровень конкуренции;

– уровень угрозы входа новых игроков на рынок – высокий (особенно за счет малых компаний – фитнес-студий);

– средний уровень угрозы ухода клиентов;

– низкий уровень влияния поставщиков.

4. Динамика численности фитнес-клубов в России за анализируемый период 2018-2022 гг. свидетельствует об увеличении на 145 организаций.

5. Проведенный анализ сегментов фитнес-клубов в России позволил сделать вывод, что наиболее динамично растущим сегментом является комфорт сегмент, демонстрирующий ежегодное увеличение клубов.

6. В исследовании были выявлены лидеры рынка – «WeGym», «Мореон фитнес» и «Фреш фитнес». Было определено, что клубы комфорт сегмента представляют приблизительно одинаковый набор услуг.

7. Оценка элементов маркетинговой деятельности исследуемых фитнес-клубов в контексте концепции 7Р показала, что существенным отличием лидеров рынка от других его участников является физическое окружение.

Таким образом, успешным на российском рынке может стать фитнес-клуб комфорт сегмента, расположенный в непосредственной близости к целевой аудитории.


References:

Ascheulov A.V., Megovoryan E.A. (2020). Meropriyatiya po upravleniyu predprinimatelskimi riskami v organizatsiyakh fitnes-industrii na sluchay pandemii [Measures to manage entrepreneurial risks in the fitness industry organisations in case of a pandemic]. Creative Economy. 14 (8). 1875-1886. (in Russian). doi: 10.18334/ce.14.8.110754.

Ascheulov A.V., Trofimenko E.A. (2022). Osobennosti motivatsii personala fizkulturno-sportivnyh organizatsiy [Specifics of staff motivation in sports and physical training organisations]. Creative Economy. 16 (10). 4071-4082. (in Russian). doi: 10.18334/ce.16.10.116379.

Ascheulov A.V., Tyutyunnikov A.S., Chernikova V.E. (2018). Osobennosti upravleniya personalom v fitnes-industrii [Features of personnel management in the fitness industry]. Russian Journal of Labour Economics. 5 (4). 1195-1202. (in Russian). doi: 10.18334/et.5.4.39688.

Belikova E.V., Stepanyan V.M., Selivanova S.R., Perfileva I.V. (2022). Ekonomicheskie osobennosti formirovaniya instrumentov marketinga v nekommercheskikh sportivnyh organizatsiyakh [The economics of marketing tools in non-profit sports organisations]. Creative Economy. 16 (12). 5119-5132. (in Russian). doi: 10.18334/ce.16.12.116755.

Burkovskaya M.V. (2022). Rynok sportivno-ozdorovitelnyh uslug, perspektivy razvitiya fitnes-klubov [The market of sports and wellness services, prospects for the development of fitness clubs] Xlix scientific conference of students and young scientists of universities of the Southern Federal District. 246. (in Russian).

Ivanova Yu.O., Ermakova V.D. (2022). Sovershenstvovanie marketingovoy deyatelnosti fitnes-kluba [Improving the fitness club's marketing activity]. Economics and management in sports. 2 (1). (in Russian). doi: 10.18334/sport.2.1.119813.

Lukina E.V., Bulganina S.V., Utkina E.O. (2022). Issledovanie vybora fitnes-klubov studentami [Research in the choice of fitness clubs by students]. Siberian Journal of Economics and Management. 11 (1-2). 103-108. (in Russian).

Malysheva D.R. (2018). Kachestvo uslug fitnes-klubov kak odin iz elementov strategicheskogo razvitiya [The quality of fitness club services as one of the elements of strategic development]. Studencheskaya nauka i XXI vek. (16-1). 379-381. (in Russian).

Safiullin D.E. (2017). Otsenka konkurentospobnosti fitnes-klubov v ramkakh marketinga [Assessment of the competitiveness of fitness clubs in the framework of marketing] Problems and innovations of sports management, recreation and sports and health tourism. 161-163. (in Russian).

Страница обновлена: 08.04.2025 в 21:55:53