Development of creative industries in the regions of the North-Western Federal District

Kryukov I.A.1
1 Вологодский научный центр Российской академии наук

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 17, Number 12 (december 2023)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=59997321

Abstract:
The presented research is aimed at the analysis of the development of creative industries in the regions of the North-Western Federal District in Russia. In the theoretical part of the research, approaches to the definition of the concept of creative industries are considered; the composition of creative industries is determined. In the analytical part of the study, the data of the Agency for Strategic Initiatives and the Bank for Development and Foreign Economic Activity are presented, on the basis of which the level of development of creative industries in the considered regions is characterized. In addition, the author highlights the key problems and possible prospects for the development of creative industries. The lack of a comprehensive assessment of the development of creative industries at the regional level characterizes the scientific problem of the study. The results can be useful for the authorities to assess current development of creative industries in the regions and to identify areas of support for the development of the creative sector. The systematization of the information available in the scientific literature and normative legal acts on the structure and composition of the considered concept has elements of scientific novelty. FUNDING: The research was supported by the Russian Science Foundation grant No. 23-28-01841, https://rscf.ru/project/23-28-01841/

Keywords: creative industries, creative economy, import substitution, North-Western Federal District, region

Funding:
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-01841, https://rscf.ru/project/23-28-01841/

JEL-classification: R10, R11, R50



Введение

Под креативной экономикой следует понимать экономический сектор, в котором производятся, распределяются и потребляются товары и услуги, связанные с творческой деятельностью, среди его отличительных характеристик: знания, которые выступают в качестве главного инструмента для осуществления деятельности, информация, являющаяся в первую очередь ресурсом и инновации, которые рассматриваются в качестве конечного результата. Для осуществления креативной деятельности необходимо наличие следующих условий: творческого процесса, за счет которого реализуется творческий потенциал организации; предпринимателя, обладающего творческими способностями, который должен осуществлять реализацию творческих способностей и наличие необходимых ресурсов и рыночных активов [1]. В целом понятие креативная экономика по своему содержанию шире, чем информационная экономика или экономика знаний [2].

Составной частью креативной экономики являются креативные индустрии, которые на современном этапе еще не имеют четких границ, однако уже сегодня очевидным фактом видится наличие взаимной заинтересованности со стороны продавцов и потребителей товаров и услуг, произведенных креативными индустриями. Креативные индустрии обеспечивают удовлетворение ряда потребностей населения социального и культурного типов, участвуют в формировании и сохранении государственной идентичности.

В тоже время креативные индустрии являются динамично развивающимся сектором мировой экономики, его рост составляет в среднем 8% в год. Общая капитализация креативных индустрий в мире превышает 2 трлн. долларов США [3]. В 2021 году эксперты ПМЭФ говорили о среднем росте отрасли в условиях нашей страны на 8-15% в год [4]. Помимо этого, средняя заработная плата работников занятых в креативных индустриях выше на 5-15% средней заработной платы по регионам в целом [5].

Важным фактором для развития креативных индустрий в России должна стать принятая в 2021 году «Концепция развития творческих индустрий до 2030 года», согласно которой для развития креативных индустрий планируется привлечение венчурного и заемного финансирования, использование частно-государственного партнерства, а также использование объектов креативной инфраструктуры, так как арт-резиденции, инклюзивные творческие лаборатории и региональные школы креативных индустрий [6].

Отсутствие комплексной оценки развития креативных индустрий на уровне регионов обуславливает необходимость проведения такого рода оценки в разрезе регионов СЗФО для определения наиболее эффективных путей регулирования рассматриваемого сектора социально-экономической системы. Таким образом, целью работы является анализ состояния креативных индустрий в разрезе регионов СЗФО. Среди задач исследования:

1. Рассмотреть подходы к определению и содержанию понятия «креативные индустрии».

2. Дать характеристику развитию креативных индустрий в регионах СЗФО.

Рассмотрение теоретико-методологических основ исследования происходило с помощью применения таких общенаучных методов, как анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение и сравнение теоретического и фактологического материала. При работе над аналитической частью исследования были использованы методы статистического и сравнительного анализа. Результаты исследования представлены в таблично-графическом виде.

Информационная база исследования включает в себя труды ведущих отечественных и зарубежных исследователей, затрагивающие проблематику исследования в отношении трактовки и состава рассматриваемого понятия, а также влияния креативных индустрий на социально-экономическое развитие территорий; нормативно-правовые акты РФ; интернет-ресурсы, освещающие рассматриваемую тематику.

Элементами научной новизны обладает систематизация имеющейся в научной литературе и нормативно-правовых актах информации, относительно структуры и состава рассматриваемого понятия, а также характеристика уровня развития креативных индустрий в СЗФО.

Теоретические аспекты исследования

Для решения первой задачи необходимо выделить трактовки определения «креативные индустрии». Рассматриваемое понятие для нашей страны остается сравнительно новым, первые исследования, посвященные этой теме стали появляться только в 2010-х годах, в то время как в работах зарубежных авторов рассматриваемый объект исследования получил распространение в 1980-х годах. Западные эксперты связывают появление понятия «креативные индустрии» с переходом к постиндустриальному периоду развития общественной жизни, прямым следствием которого является изменение способов создания и потребления продуктов творческой и интеллектуальной деятельности, а также усиление технологического воздействия на культуру и повсеместное распространение сферы услуг [7]. Креативные индустрии могут рассматриваться как определенное «связующее звено» между культурной, экономической и технологической сферой социально-экономической жизни [8].

Креативные индустрии определяются как набор определённых секторов или видов экономической деятельности. Этого подхода, в частности, придерживался британский исследователь Дж. Хокинсон [9], который при характеристике креативных индустрий выделял их в отдельную отрасль экономики, в которой преобладает творческий труд и высокая добавленная стоимость. Креативная экономика трактовалась исследователем как «транзакция творческих продуктов».

По мнению Т.В. Абаниной [10] под креативными индустриями следует понимать секторы экономики, значительная часть добавленной стоимости которых формируются за счет творческой деятельности и управления правами на интеллектуальную собственность. Креативные индустрии могут рассматриваться как совокупность промышленных компонентов (секторов) экономики, в которых творчество выступает к качеству «входного» фактора, а контент или интеллектуальная собственность – результат деятельности [11].

Д. Перриш [12] под креативными индустриями понимает широкий спектр видов экономической деятельности, деятельность которых направлена на производство и коммерциализацию информации, знаний и творчества. Креативные индустрии рассматриваются как направления деятельности, в основе которых индивидуальное творчество, мастерство и талант.

Е.В. Зеленцова [13] под креативными индустриями понимает синтетическое явление, связывающие виды деятельности, имеющие в своей основе направления деятельности, имеющие различные направленности: культуру, экономику и социальную политику.

В интерпретации В.С. Шкариной [14] креативные (творческие) индустрии — виды экономической деятельности, целью которых является создание добавленной стоимости и рабочих мест через культурное (художественное) и / или креативное выражение, а в развитии креативных индустрий основную роль играют таланты и умения.

С другой стороны, креативные индустрии могут рассматриваются в качестве составной части экономической системы, состоящей из совокупности работников, предприятий, каналов связи, инфраструктуры и ряда других компонентов [15]. Как уже было указано выше, в работах российских исследователей тематика креативных индустрий получила распространение только с 2010-х годов. В частности, исследователи Н.А. Малышина [16], Б.В. Салихов [17], А.А. Ткаченко [18] отмечают, что в креативных индустриях имеется определенный потенциал для обеспечения развития экономической системы нашей страны.

Эксперты Британского департамента культуры, медиа и спорта [19], под креативными индустриями понимают «индустрии, имеющие в своей основе индивидуальную креативность, умения и талант субъектов деятельности, которые имеют потенциал к обеспечению благосостояния и созданию рабочих мест через генерирование и использование интеллектуальной собственности».

С позиции ЮНЕСКО (структурное подразделение ООН, занимающееся проблемами культуры науки и образования) [20] ключевая цель креативных индустрий – производство и коммерциализация товаров и услуг, которые имеют в себе определенную культурную ценность и защищены правом интеллектуальной собственности.

ЮНКТАД (структурное подразделение ООН, занимающееся проблемами развития торговли) [21] под креативными индустриями понимает «циклы производства, обмена и распределения товаров и услуг, которые основываются на творческом и интеллектуальном капитале; виды деятельности на основе знаний, сфокусированные, но не ограничивающейся искусством, потенциально ориентированным на получение прибыли от торговли и прав интеллектуальной собственности».

Упомянутая выше «Концепция развития творческих индустрий до 2030 года» [22], согласно которой, планируется создание системы поддержки креативного сектора экономики. Под креативными (творческими) индустриями понимаются сферы деятельности «значимая часть добавленной стоимости в которых формируется за счёт творческой деятельности и управления правами на интеллектуальную собственность».

Следующим важным вопросом является структура креативного сектора экономики. Согласно классификации ЮНКТАД [23] креативные индустрии делятся на четыре основные группы: наследие, искусство, СМИ и функциональная группа. Каждая из этих групп делятся на девять подгрупп: культурные достопримечательности и места, традиционные виды культурной деятельности, исполнительское и аудиовизуальное искусство, новые медиа, креативные услуги, дизайн, издательское искусство и изобразительное искусство.

Исследователь М.Б. Гнедовский [24] выделяет 13 креативных секторов экономики: реклама, архитектура, художественный и антикварный рынок, ремесла, дизайн, мода, производство кино- и видеопродукции, программирование (в первую очередь создание креативного контента), музыка, исполнительские искусства, издательское дело, теле-, радио- и интернет-вещание.

Специалисты НИУ ВШЭ [25] на основе зарубежного опыта выделили 16 видов деятельности, относящихся к креативным индустриям. Среди них: арт-индустрия, народные промыслы, музыка и деятельность культурно-досуговых учреждений, кино и анимация, фотография, издательская деятельность, телерадиовещание, ИТ и видеоигры, реклама, архитектура, дизайн, мода, ювелирное дело, работа библиотек архивов и музеев, культурное наследие, образование в креативных индустриях.

Д. Митцнер и М. Камрат [26] в состав творческих отраслей включают компании, которые производят или распространяют продукты, имеющие культурные или творческие характеристики. Также отмечается зависимость указанных продуктов от технологического развития, так как они являются «инновационным драйвером» для новых технологических продуктов.

Фактически мы можем говорить об отсутствии единого подхода к определению понятия «креативные индустрии», а также его структуре и содержанию. В наиболее широком смысле рассматриваемое понятие определяется исследователями как отдельный сектор экономики, совокупность секторов или видов деятельности, в которых осуществляется деятельность по производству товаров или услуг творческого содержания. В узком смысле под креативными индустриями понимается только совокупность предприятий, каналов связи, инфраструктуры и других элементов.

В масштабах нашей страны трудно выделить креативные индустрии в отдельную отрасль хозяйственной деятельности или сектор экономики, поэтому дальнейшее изложение будет осуществляться с позиции второго подхода, что обусловлено характером исследовательских задач и необходимостью оценки вклада креативных индустрий в социально-экономическое развитие региональных систем.

Вопрос определения структуры креативных индустрий также до конца не решен. В рассмотренных подходах есть определенные пересечения, в обобщенном виде в рассмотренных подходах выделяются отрасли, связанные с культурой, искусством, архитектурой. В нашем исследовании наиболее уместно будет использовать нормативно закрепленную в «Концепции развития творческих индустрий до 2030 года» [22] структуру, согласно которой к числу креативных индустрий отнесены кинематография, архитектура, изобразительное искусство, мода, дизайн и реклама.

Аналитические аспекты исследования

Как было указано выше, до настоящего времени экспертами не выделено единого подхода к трактовке и составу понятия «креативные индустрии». Этот факт осложняет решение второй задачи, связанной с изучением вклада креативных индустрий в экономическое развитие регионов СЗФО. В этих условиях нами были рассмотрены два исследования, в рамках которых анализируется состояние развития креативных индустрий в России на локальном уровне (табл. 1).

Таблица 1

Исследования, нацеленные на оценку состояния креативных индустрий в России

Наименования исследования
«Атлас креативных индустрий Российской Федерации»
Индекс креативного потенциала в городах России
Автор
Агентство стратегических инициатив (АСИ)
ВЭБ.РФ
Цель исследования
Оценка вклада креативных индустрий на экономическое развитие России на уровне регионов
Оценка фактического состояния и перспектив развития креативных индустрий в российских городах
Объект исследования
Субъекты РФ
115 городов России численностью населения более 200 тыс. человек (Москва и Санкт-Петербург не включены в индекс)
Этапы проведения исследования
1. На основании зарубежного опыта определены виды деятельности, относящихся к креативным индустриям.
2. Российские ОКВЭД, потенциально относящиеся к креативным индустриям, на несколько групп:
· ключевые, образующие ядерную группу видов деятельности (в их число вошло 35 отраслей, в том числе архитектура, спорт и туризм);
· смежные, виды деятельности, которые зависят от ключевых (товары и услуги указанной группы используются для производства хранения и доставки результатов работы ключевой группы отраслей);
· рекомендованные – виды деятельности, относящиеся к торговле, а также рекомендованные для включения в креативные индустрии в отдельных странах;
· исключенные – виды деятельности, чьи продукты и услуги востребованы широким спектром других отраслей помимо КИ.
3. Определена формула расчета, произведен сбор необходимых данных на региональном и муниципальном уровне.
4. На основании полученных расчетов выделены проблемы и рекомендации.
1. Отобранные города разделены на шесть кластеров по численности и динамике населения, средней зарплате и климатической группе.
2. Все исследуемые объекты оценены по 60 показателям, разделенным на 5 направлений:
· «люди» (социально-демографическая характеристика населения, оценка населения как субъектов креативных индустрий);
· «город» (среда реализации субъектов креативных индустрий с точки зрения наличия и доступности инструментов для осуществления креативной деятельности);
· «бизнес» (наличие ресурсов для осуществления креативной деятельности);
· «власть» (степень вовлеченности и мер поддержки органов власти в развитие креативных индустрий; уровень коммуникаций субъектов креативных индустрий с органами власти);
· «бренды» (символический капитал города и его оценка жителями города и туристами; креативный контент, который производят субъекты креативной индустрии).
3. Оценка показателей по каждому направлению.
Информационная база
Данные системы «СПАРК-Интерфакс», Ростата, ЕМИСС, а также стратегий социально-экономического развития муниципальных образований.
База данных Индекса качества жизни в городах России
Способ оценки
Фактические показатели
100-бальная шкала
Составлено автором по данным источников [5] [27].

Согласно выводам, полученным специалистами АСИ, на федеральном уровне вклад креативных индустрий в ВВП России составил порядка 5% или 5,3 трлн. рублей в натуральном выражении. В рассматриваемом секторе задействовано около 748 тысяч организаций, их суммарная выручка превышает 10,7 трлн. рублей (4,2% от общей прибыли организаций в стране). Численность занятых составляет около 5% от общероссийского числа занятых на предприятиях.

Помимо этого, экспертами была дана оценка вклада креативных индустрий в ВРП субъектов РФ. Среди лидеров по данному показателю оказались Москва (18,5%), Санкт-Петербург (12,6%) и Тюменская область (8,9%). Далее рассмотрим вклад креативный индустрий в экономическое развитие Северо-Западного федерального округа (табл. 2).

Таблица 2

Вклад креативных индустрий в экономическое развитие регионов СЗФО в 2020 г.

Регион
Доля организаций креативной индустрии в ВРП
Организации, задействованные в креативных индустриях
Работники, задействованных в креативных индустриях
Выручка организации, задействованных в креативных индустриях
Численность, тыс. ед.
% от общего числа организаций в регионе
Численность, тыс. чел.
% от общего числа работников в регионе
Общая выручка, млрд. руб.
% от суммарной выручки всех
организаций в регионе
Санкт-Петербург
12,6
57
12,4
183
12,6
1110
4
Республика Карелия
2,2
3,5
9,7
3,1
2,2
5,9
1,6
Республика Коми
1,8
3,2
8,6
4,5
1,8
9,6
0,8
Архангельская область (в т.ч. НАО)
1,3
4,5
9
3,9
1,3
9,8
1,2
Вологодская область
3,3
4,7
7
8,6
3,3
23,3
1,5
Калининградская область
4,2
6,9
9,3
8,2
4,2
26,4
1,7
Ленинградская область
1,9
8,2
9,3
7,2
1,9
40,3
1,7
Мурманская область
1,8
3
9,5
3,4
1,8
19,5
2,6
Новгородская область
1,6
2,4
8,7
2,2
1,6
4,5
1,1
Псковская область
1,5
2,2
7,7
2
1,5
3,8
1,2
Составлено автором по данным источника [5].

Санкт-Петербург – единственный из рассмотренных субъектов, вклад креативных индустрий в экономическое развитие которого превышает значение среднероссийского показателя. Также в административном центре СЗФО наблюдается наибольшая доля предприятий относящихся к сферам креативных индустрий, доля работников и выручка предприятий.

Среди лидеров по вкладу креативных индустрий в ВРП Калининградская и Вологодская области, а также республика Карелия. Выделяется достаточно большая доля предприятий креативных индустрий в Республике Карелия, Мурманской, Ленинградской и Калининградской областях, что может быть объяснено богатым культурно-историческим наследием указанных регионов и может выступать основой для развития внутреннего туризма. Схожая ситуация с показателями доли численности занятых в общем числе трудящихся в регионе и доли выручки предприятий креативных индустрий.

Региональное развитие креативных индустрий имеет определенную специфику. Преимущественно они распространяются в крупных городах, что может быть связано с оттоком креативного класса из некрупных городов, который может быть вызванным «недостаточным пространством» для реализации творческого потенциала, характеризующегося ограниченностью внутреннего рынка, низким спросом на товары и услуги отрасли, слабым уровнем развития инфраструктуры.

Таблица 3

Оценка уровня развития креативных индустрий в крупнейших городах СЗФО согласно Индексу креативного потенциала в городах России

Регион
Бизнес
Люди
Город
Власть
Бренды
Ср. значение по городу
Петрозаводск
24
34
44
35
36
34,6
Сыктывкар
20
39
37
46
39
36,2
Архангельск
25
45
38
44
45
39,4
Вологда
31
39
44
33
36
36,6
Калининград
37
42
45
44
47
43
Гатчина
20
39
43
45
39
37,2
Мурманск
20
37
40
29
47
34,6
Великий Новгород
24
34
47
50
53
41,6
Псков
21
34
44
34
34
33,4
Ср. значение по показателю
24,7
38,1
42,4
40,0
41,8
37,4
Составлено автором по данным источника [27].

Результаты, к которым пришли специалисты ВЭБ.РФ по итогам исследования сопоставимы с результатами исследования АСИ лишь от части. Наиболее высокий средний балл получил Калининград (один из регионов-лидеров среди субъектов СЗФО по доле креативных индустрий в ВРП), в тоже время Великий Новгород получил достаточно высокие оценки по показателям «бренды», «власть» и «город», что может быть объяснено значительным историко-культурным наследием города, которое привлекает туристов и обязывает органы власти особенным образом развивать городскую среду. В целом, результаты оценки административных центров регионов СЗФО немногим ниже среднего уровня. Показатель «бизнес» имеет наименьшие оценки во всех рассматриваемых городах, что свидетельствует о недостаточном наличии ресурсов для осуществления креативной деятельности в рассмотренных городах.

Сфера креативных индустрий должна выступать драйвером экономического роста регионов и отдельных отраслей. Особенно актуален этот вопрос для регионов, имеющих богатое историко-культурное наследие (в СЗФО это в первую очередь это Санкт-Петербург, Калининградская и Вологодская области), а также регионов, обладающих уникальными природно-климатическими особенностями (Республика Карелия).

Безусловно развитие креативных индустрий в нашей стране не лишено проблем, в общем виде они могут быть представлены в следующем виде:

· Общие. Низкая конкурентоспособность на региональном уровне, низкий уровень развития креативной инфраструктуры, низкий уровень спроса и слабая покупательная способность населения.

· Административные. Отсутствие диалога предприятий креативного сектора с властью, нехватка мер поддержки представителей креативных индустрий на уровне сраны и региона.

· Образовательные. Нехватка образовательных возможностей для обеспечения креативных индустрий рабочей силой, недостаточный уровень бизнес компетенций для развития проектов в области креативных индустрий.

· Коммуникативные. Разобщенности креативного сообщества, отсутствие площадок для обмена опытом между представителями креативной деятельности.

· Финансовые. Уровень доходов представителей креативных индустрий, не позволяющий обеспечить сопровождение деятельности всеми необходимыми компонентами [28].

В этих условиях одной из ключевых задач органов власти в современных условиях должно быть обеспечение всесторонней поддержки развитию креативных индустрий, которая на современном этапе может носить лишь фрагментарный характер. Среди конкретных направлений деятельности исследователи называют разработку поправок в федеральном законодательстве о культуре, поддержку сектора МСП, в котором сосредоточено значительное число представителей креативных индустрий, а также создание механизма межведомственного сотрудничества, что должно привести к обеспечению комплексного подхода к развитию креативной экономики в России [29].

Развитие креативных индустрий может решить ряд вопросов как на региональном, так и на федеральном уровнях. В частности, значительный разрыв столичных регионов от периферийных по показателю уровня жизни [30]. Поддержка креативных индустрий в регионах должна способствовать повышению уровня в жизни в отношении обеспеченности населения рабочими местами, развитием креативных практик в городах, а также насыщенности местных рынков товарами и услугами. Помимо этого, креативная деятельность, связанная с новаторством и изобретательством, влечет за собой повышение качества человеческого капитала, имеющего проявление в виде повышения квалификации населения и увеличением возможности для реализации этого потенциала, развития инициативы и предприимчивости [31].

Импортозамещение – одно из приоритетных направлений развития для российской экономики начиная с 2014 года [32]. С этого года органами власти был принят ряд мер, направленный на решение возникших проблем. Однако в условиях глобального обострения геополитической обстановки она приобретает все большую актуальность [6].

В общем виде среди возможных эффекты от развития креативных индустрий могут быть разделены на четыре направления:

· экономические (обеспечение роста ВВП, создание дополнительных рабочих мест, повышение благосостояния населения, развитие экспортного потенциала территорий, стимулирование инвестиционной и деловой активности);

· социальные (повышение качества человеческого капитала, развитие социального сетевого взаимодействия, возможность творческой реализации субъектов);

· культурные (создание объектов культурного наследия, обеспечение межкультурного взаимодействия и межпоколеческой передачи знаний, развитие брендинга отдельных территорий);

· инновационные (поддержка предпринимательской инициативы и инновационной активности) [33].

Заключение

Таким образом нами был проведен анализ состояния и развития креативных индустрий в России. В ходе работы выделены подходы к трактовке рассматриваемого понятия. С одной стороны, креативные индустрии могут рассматриваться как обособленный сектор экономической системы, совокупность секторов или широкий спектр видов экономической деятельности, отличительными чертами которого являются производство и коммерциализация продуктов, являющихся результатом творческой деятельности, и высокая добавленная стоимость. С другой стороны, креативные индустрии рассматриваются как составная часть экономической системы, в состав которой входят определенные совокупности предприятий, работников, инфраструктуры и других компонентов. В этом случае авторы делают акцент на производство и коммерциализацию продукции, основанную на праве интеллектуальной собственности.

Наиболее значимым вопросом является рассмотрение креативных индустрий с позиции их вклада в социально-экономическое развитие территорий, анализ интеллектуальной собственности с позиции ресурса, используемого для производства товаров и услуг в креативном секторе экономики, а также изучение креативных индустрий как драйвера, обеспечивающего социально-экономическое развитие территорий.

В рамках решения второй задачи было выявлено, что единственным регионом, в котором показатели развития превышают общероссийский уровень является Санкт-Петербург. Это может быть объяснено высокой численностью населения, развитой инфраструктурой, историко-культурным наследием и высоким туристическим потенциалом города, а также рядом других факторов. В целом схожие с общероссийским уровнем значения показателей развития креативных индустрий также наблюдаются в Калининградской области, несмотря на то что регион обладает сравнительно невысокой численностью населения, показатели туристического и инфраструктурного потенциала в нем достаточно высокие.

В заключении также выделены проблемы и перспективы развития креативных индустрий. Среди первых особенно выделяются проблемы актуальной геополитической обстановки: закрытие рынков сбыта и уход ряда компаний, которые могли выступать поставщиками сырья и ресурсов, потребителям продуктов или посредниками в их создании. Развитие креативных индустрий в нашей стране сможет послужить одним из факторов направленных на решение таких проблем как снижение разрыва в уровне жизни между федеральными центрами и периферийными регионами, повысить качество человеческого капитала, а также частично решить проблему импортозамещения и ухода с рынка ряда зарубежных компаний.

В качестве перспектив исследования выделяются анализ наиболее успешных практик креативных индустрий в регионах России, выделение факторов, оказывающих на них влияние. На основе анализа разработка предложений по проведению комплексный мероприятий, направленных на поддержку креативных индустрий в условиях экономической нестабильности внешней среды на региональном уровне.

Полученные в ходе исследования выводы могут быть полезны органам власти для оценки актуального состояния развития креативных индустрий в регионах, а таже для определения направлений поддержки развития креативного сектора экономики.


References:

UNCTAD Creative economy report (2010).

Creative Economy Outlook: Trends in International Trade in Creative IndustriesUnited Nations. Retrieved September 11, 2023, from https://unctad.org/system/files/official-document/ditcted2018d3_en.pdf

David Parrish Creative industries Creative Industries definitions. Retrieved September 07, 2023, from https://www.davidparrish.com/ creative-industries-definitions

Gnedovskiy M.B. (2005). Tvorcheskie industrii: politicheskiy vyzov dlya Rossii [Creative industries: a political challenge for Russia]. Domestic notes. (4(25)). 28-34. (in Russian).

Gulin K.A., Mazilov E.A., Ermolov A.P. (2015). Importozameshchenie kak instrument aktivizatsii sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya territoriy [Import substitution as a tool to enhance social-economic development of territories]. Problems of Territory’s Development. (3(77)). 7-25. (in Russian).

Howkins J. (2002). The Creative Economy: How People Make Money from Ideas

Malshina N.A. (2019). Issledovanie metodicheskogo instrumentariya protsessa logistizatsii v kreativnoy industrii [Research of methodological tools of the logistics process in the creative industry]. Gumanitarnyy nauchnyy zhurnal. (1). 74-86. (in Russian).

Manaeva I.V. (2023). Kachestvo zhizni v rossiyskikh regionakh: empiricheskiy analiz [Quality of life in Russian regions: empirical analysis]. Problems of Territory’s Development. (4). 71–92. (in Russian). doi: 10.15838/ptd.2023.4.126.5.

Mietzner D., Kamprath M. (2013). A Competence portfolio for professionals in thecreative industries Creativity and Innovation Management. (22(3)). 280–294.

Mordanov M.A. (2021). Kreativnye industrii kak drayver ekonomicheskogo rosta [Creative industries as a driver of economic growth]. Creative Economy. 15 (10). 3725-3740. (in Russian). doi: 10.18334/ce.15.10.113714.

Parrish D. Chase One Rabbit: Strategic Marketing for Business Success David Parrish. Retrieved September 08, 2023, from http://www.davidparrish.com/writing/

Potts J., Cunningham St. (2008). Four Models of the Creative Industries International Journal of Cultural Policy. (120(1)). 163-180.

Pronina Z.Yu. (2018). Kreativnost v ekonomike znaniy [Creativity in the knowledge economy]. Creative Economy. 12 (11). 1725-1732. (in Russian). doi: 10.18334/ce.12.11.39646.

Romanets I.I. (2021). Kreativnye industrii gorodov i regionov: bazovye kharakteristiki [Creative industries of cities and regions: basic characteristics] Russian regions in the focus of change. 157-160. (in Russian).

Salikhov B. V. (2022). Kreativnyy kapital v ekonomike znaniy [Creative capital in the knowledge economy] (in Russian).

Scott Allen (2006). Creative Cities: Conceptual Issues and Policy Questions Journal of Urban Affairs. (28(1)). 1–17.

Shkarina V.S. (2022). Osobennosti razvitiya kreativnyh industriy v sovremennoy ekonomicheskoy politike [Features of creative industries development in modern economic policy]. Public administration. Electronic Bulletin. (94). 133-144. (in Russian). doi: 10.24412/2070-1381-2022-94-133-144.

Tkachenko A. A. (2019). Kreativnaya ekonomika i novye globalnye zakonomernosti razvitiya territoriy [Creative economy and new global laws of territories development]. Evraziyskiy yuridicheskiy zhurnal. (4(131)). 434-436. (in Russian).

Ustinova K.A. (2023). Vklad intellektualnogo i tvorcheskogo potentsiala v rasprostranennost kreativnyh praktik naseleniya [Contribution of intellectual and creative potential to the prevalence of creative practices of the population]. Territorial development issues. (1). (in Russian).

Zabortseva T. I., Balyazina A. V. (2019). Kreativnaya ekonomika i kreativnaya geografiya: metodologicheskie podkhody i praktika [Creative economy and creative geography: methodological approaches and practice]. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta.Seriya: Nauki o Zemle. 29 53-67. (in Russian). doi: 10.26516/2073-3402.2019.29.53.

Zelentsova E.V. (2008). Stanovlenie i razvitie kreativnyh industriy v sovremennoy kulture (analiz zarubezhnogo opyta) [Formation and development of creative industries in modern culture (analysis of foreign experience)] (in Russian).

Страница обновлена: 26.04.2025 в 19:41:48